Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 07/2021

По маршруту: Новочеркасск, Армавир, Кисловодск, Джилы-Су, Эльтюбю, Нальчик, Цей, Эрзи, Грозный

Рейтинг отчета: 8

Автор:

Маршрут: Москва-Новочеркасск-Армавир-Кисловодск-Джилы Су-Эльтюбю-Нальчик-Цей-Эрзи-Грозный

В этом году решил съездить на Северный Кавказ, наметил маршрут, составил перечень достопримечательностей. Но чтобы не связывать себя жёсткими рамками, оставить свободу манёвра, то  гостиницы заказал только на первое время. Июль-август наверное не лучшее время для поездки на юг, если это не море, но таковы обстоятельства, а против них, как известно, не попрёшь. И вот наступил

 1-й день  поездки-23.07.21  Пятница
Выехал из дома в 4.40 утра и вскоре свернул на МКАД. В нескольких местах ремонты, но движение в это время свободное. С Окружной  свернул на Симферопольское шоссе (до Ефремова решил ехать по бесплатной дороге). Заправляюсь обычно 92-м бензином на Роснефти, поэтому буду приводить цены на этот бензин по пути следования. Так на Окружной бензин в этот день стоил 45.40.
На подходах к Оке продолжаются ремонты дороги, скорость ограничена 60-ю км/час. Встретилась на этом участке камера контроля скорости на треноге. Сразу после моста-продолжение ремонта и снова передвижная камера.
В 7.40 свернул на Ефремов-Воронеж и в 9.20 проехал  Ефремов. ( Бензин в Тульской обл.- 45.05)
И дальше решил ехать по бесплатной дороге-дорога хорошая, только петляет, но машин мало, и проблем с обгоном нет.
В 10.35 остановился в центре Ельца, чтобы передохнуть, выпить кофе.
Пешеходная ул. Мира (бывшая Торговая). Народа на улицах мало. Что понравилось-на домах установлены таблички с историей дома-что здесь было, кому принадлежал дом.
     
Бензин в Липецкой обл.-45.80.
До Задонска опять еду по бесплатной дороге. Всё бы ничего, дорога хорошая, но в населёнке скорость ограничена 30-ю км/час и, даже двигаясь со скоростью 50, это выматывает. Перед Воронежем выехал на платку (110р)
Заправился на Газпроме по 46.00, а через несколько км оказалась родная заправка Роснефть (46.20).
Были планы посмотреть Воронеж, заехал. Но весь центр оказался утыкан платными парковками, да и они плотно заставлены машинами. Покрутившись, плюнул на это дело, и поехал дальше.
После Верхнего Мамона повернул по указателю на Дерезовку, и, не доезжая до неё, свернул к Дону на смотровую площадку (так значится на Яндекс-картах), где запланирована первая ночёвка, для чего оборудовано спальное место в машине. С высокого берега открываются виды на заречные дали. К воде крутой спуск, лишний раз не пойдёшь. Никого нет, хотя место посещаемое-есть простенький столик и скамья. Обычного в таких случаях мусора нет.
Пробег от дома за сегодняшний день-821 км, время 7 часов вечера.
         

2-й день 24.07.21   Суббота.
После обычных в таких случаях утренних процедур в 7.30-отъезд.
В этот день ничего особо примечательного. В районе Богучар- реконструкция дороги, устанавливают отбойники, мачты освещения. Похоже готовится ещё один платный участок. Проехал несколько пробочных мест-ремонты мостов, покрытия... На въезде в Каменск Шахтинский-очередной ремонт и пост ГАИ, но останавливают в основном фуры.
Бензин в Ростовской обл-46.54.
В этот день остановился в гостинице Новочеркасск в одноимённом городе. Бюджетный одноместный номер с удобствами обошёлся всего в 1040руб.
       
Пробежался по городу-Кафедральный войсковой собор, вокруг него памятники атаману Платову, Ермаку, Примирения и согласия, Атаманский дворец.
        
     
 В городе много зелени, скверы, парки, но показалась во всём какая-то неухоженность.

3-й день  25.07.21 Воскресенье.
Еду дальше. После Аксая пересёк Дон, и вскоре въехал на платный участок дороги-70руб. Машин много, в том числе и грузовых. Покрытие дороги так себе, особенно правая полоса. После въезда в Краснодарский край бесплатная дорога стала лучше, чем была платная до этого, только что освещения нет.
Заметил, что когда меня обгоняют на большой скорости машины, то это на 90 процентов машины с московскими номерами-какой москвич не любит быстрой езды.
В районе н/п с названием "Весёлая жизнь"-очередной пункт взимания оплаты. Дорога при этом не стала лучше нисколько, и скорость осталась ограниченной 90 км/час при полном отсутствии какой-либо инфраструктуры-ни площадок для отдыха, ни туалетов.
После поворота на Армавир дорога сужается до одной полосы в каждую сторону без разделительного барьера, машин поубавилось-все едут на море. Остановился купить кубанских фруктов. Цены выше, чем в Москве-дыни-60р/кг, абрикосы не самые лучшие-150.
Встретился населённый пункт со смешным названием-"Юго-Северная".
Около 14 часов заселился в гостиницу со сложным названием "RHouse Inn" в старой части Армавира. Одноместный номер с завтраком, про который на следующий день я благополучно забыл, а напомнили мне только при прощании- 1900р.
Сразу же отправился посмотреть город и пообедать. Зашёл в пиццерию "Сицилия". В центре  много зелени-скверы, парки. В целом город произвёл приятное впечатление. Дошёл до Свято-Никольского кафедрального собора, зашёл внутрь-собор не расписан.
     
           

4-й день   26.07.21  Понедельник.
В 7.30 покинул гостиницу. Заехал на Роснефть, заправил 30л 92-го по 46.45р/литр и направился в сторону Черкесска. Дорога хорошая, по две полосы то в одну, то в другую сторону, так что никаких проблем с обгонами. Был даже участок несколько десятков км с разрешённой 110км/час и с отбойниками посередине.
Заехал в Черкесск. Город совершенно не произвёл впечатления, скорее наоборот-впечатление отрицательное. Кругом полная неухоженность. Единственная достопримечательность, запланированная к осмотру-Соборная мечеть и та похоже ещё не достроена, кругом мусор. 
   
 Напротив мечети-магазин Лента-вот это здесь образец чистоты и порядка.
Ещё в Новочеркасске заметил изобилие парикмахерских, магазинчиков запчастей и миниавтосервисов. И вот в Черкесске тоже много магазинов запчастей и мелких мастерских по ремонту авто.
Далее направляюсь в сторону Ессентуков. В центре города всё забито автомобилями, с парковкой проблемы. Немного отъехал от центра, зашёл в кафе выпить кофе, и поехал дальше в Кисловодск, где у меня забронирована гостиница на две ночи.
Гостиница называется "На Озёрной" и расположена километрах в двух от центра города. Два этажа, огороженная территория, на которой также расположено кафе "Под самолётом". С одной стороны заброшенный парк, с другой-центральное городское озеро, правда без воды, в стадии реконструкции. Гостиница "для переночевать" нормальная-удобства в номере, чисто, тихо. Правда нет кондиционера, но в эти дни жары не было, и нет холодильника и чайника, пришлось доставать свои. 1600р за номер плюс взяли 50р-курортный сбор.
После заселения в гостиницу отправился в город на курортный бульвар.
     
При подготовке к поездке было запланировано посещение плато Бермамыт-это обрывистое горное плато высотой 2592 м над уровнем моря, откуда открываются самые лучшие виды на Эльбрус с севера. Рассматривал два варианта: либо взять экскурсию на джипах, либо доехать до селения Хасаут и далее отправиться пешком, это всего10км, но при этом перепад высот 600м. Остановился на первом варианте, и на Курортном бульваре договорился насчёт экскурсии на вторую половину следующего дня.
Вернулся в гостиницу.

5-й день  27.07.21  Вторник.
С утра льёт дождь. Накануне МЧС присылало СМС о ливне, граде. Но как-то не верилось, ничего не предвещало.
К восьми утра дождь немного утих, и я отправился в город. После 10-и пришли продавцы экскурсий, и я отменил свою. В такую погоду смотреть на Бермамыте нечего, даже если доберёшься туда. Самостоятельно ехать тоже незачем по той же причине.
 Дождь временами прекращался, и можно было прогуляться по городу.  Дошёл до железнодорожного вокзала, посмотрел Курзал, немного прогулялся по огромному Курортному парку.
     
     
Какими-то закоулками вышел к Красной(Пантелеймоновской) церкви.
 
Вернувшись в гостиницу, договорился, что останусь ещё на одну ночь. На следующий день обещали неплохую погоду, и я решил съездить в Джилы-Су. А пока поднялся к памятнику-самолёту МиГ-15бис, который находится прямо за гостиницей на горке. Состояние памятника и прилегающей территории далеко от идеала, как и вообще вся прилегающая территория вокруг, включая Комсомольский парк. Правда где-то прочитал, что намечается приведение всего этого хозяйства в порядок, а над благоустройством Центрального озера уже работают.

6-й день  28.07.21   Среда.
В семь часов выехал в сторону Джилы-Су, и в восемь пересёк границу с Кабардино-Балкарией.
Урочище Джилы-Су (перевод с карачаево-балкарского "теплая вода") — это курортная местность в Кабардино-Балкарии на северной стороне горы Эльбрус с большим количеством термальных источников и водопадов.Урочище славится большим количеством минеральных источников, отличающихся по составу и вкусу. Так, можно отведать кремнистую, железную, горную или маломинерализованную воду. Особой популярностью пользуется нарзанный источник Джилы-Су, где температура достигает +24 °C. 
 Как говорят знатоки, дорога на Джилы-Су одна из красивейших дорог Кавказа. Основные сложности дороги – довольно долгие подъемы и спуски по серпантинам. Таких мест на трассе несколько – подъем от Кичи-Балыка на плато Шиджатмаз, спуск и подъем в долины Хасаута, Хабеза и Малки. Максимальные перепады высот на них – 620 м. На дороге практически нет населённых пунктов, поэтому отроги гор и речные долины открываются во всей красе. 
 Всю дорогу ехал в сплошном тумане по горным серпантинам на первой-второй передаче, лишь изредка переключаясь на третью. Хорошо, что других машин практически не было, так что доехал благополучно, несмотря на разные страшилки в интернете. Но никаких красот практически не увидел. Только на обратном пути, когда туман рассеялся можно было полюбоваться окружающими видами.
 
У дороги продают продукцию местного животноводства и прочую трапезу, можно подкрепиться. На одной такой точке увидел интересный самовар   
   
 Подъезжая непосредственно к Джилы-Су спросил у местного по виду водителя на УАЗике куда можно подъехать, и получил от него подробные инструкции: слева машину лучше не ставить, тк там бывают осыпи камней, лучше сразу развернуться, тк приезжает много машин, и потом будут проблемы с выездом. С благодарностью воспользовался его советами: действительно позже машины забили всё пространство вдоль проезжей части, поскольку никаких площадок для парковки здесь не предусмотрено, и развернуться не было никакой возможности, и тому, кто хотел выехать, приходилось сдавать задом сотню метров в этом коридоре из припарковавшихся машин. При мне один такой выезжающий притёрся-таки напротив моей машины, и тут вообще всё встало.
При въезде берут 150р с человека. В принципе не доезжая нескольких сотен метров до шлагбаума имеется какой-то дикий лагерь, стоят с палатками, но условия не узнавал.
Здесь, в урочище Джилы-Су оборудован бассейн, представляющий из себя бетонную яму без какой-либо отделки размером примерно 5х6м и глубиной около 1м, куда подведена труба с нарзаном. Пускают сюда в связи с пандемией по 6 человек одновременно, лежат отмокают. Есть часы только для женщин, только для мужчин, и время для совместного посещения. Раздевалки в виде ширм из металлического профнастила. Выглядит всё это не особенно привлекательно, но место очень популярно у местного населения, приезжают толпами.
Поблизости от бассейна-трубы, из которых вытекает нарзан. В окрестностях разбросаны ещё несколько источников разного назначения.
Но туристов в первую очередь привлекает водопад Султан  высотой 40 метров. Прямо из горы вырывается и срывается вниз мощный поток воды. Если подняться вверх и обойти гору,то можно увидеть, как этот поток пробил в скалах несколько отверстий, образуя так называемый "мостик", по которому проходит туристическая тропа.
 
 От водопада поднимаемся по тропе направо в сторону долины Кызылкол. Отсюда с противоположной стороны открывается лучший вид на ущелье Кала-Кулак, Зубы Дракона, долину реки Малка.  Эти зубы, словно каменные стрелы — результат давнего извержения Эльбруса, высотой с пятиэтажные дома. Когда-то здесь текла магма, проникала в рыхлые участки земли, пропитывала их, а потом застывала. Со временем выветривание сделало своё дело, обнажив эти башни. 
 

На обратном пути можно полюбоваться окрестными видами. Действительно красиво, когда нет тумана.
  Погода здесь переменчива- наплыло облако, и температура сразу упала до +9 градусов, а до этого была в районе 
25-и.

7-й день   29.07.21    Четверг.
Сегодня по плану проехать до селения Эльтюбю через перевал Актопрак.
 Актопрак – это известнейший с древнейших времен перевал, позволявший общаться жителям Чегемского и Баксанского ущелий; через него проходил старинный торговый путь. Во времена Великой Отечественной Войны высокогорный перевал Актопрак также являлся стратегически важным направлением из Баксанского ущелья в Чегемское. Эта дорога для зажатых в Баксанском ущелье советских войск по сути стала "дорогой жизни". По ней осенью 1942 года велось снабжение войск продовольствием, боеприпасами, шла перегруппировка.  Сама дорога через перевал — одна длинная смотровая площадка. После спуска с перевала дорога налево уходит вниз, к Чегемским водопадам, а направо, вверх по ущелью, к древнему балкарскому селению Эльтюбю. Ему принесли известность старинные сторожевые башни, руины греческих храмов и «Город мёртвых» — древний некрополь с комплексом захоронений. Постройкам около тысячи лет,
Выехал из Кисловодска в 7.20 в сторону Пятигорска. Сразу за городом ремонт и глухая пробка.
В районе Пятигорска на горизонте показались снежные горы.
На выезде из н/п Малка-пост ДПС, дорога перегорожена зигзагами, и ДПСники стоят уже с автоматами-граница. Граница с Кабардино-Балкарией.
В селении Куркужин-заправка Роснефть. Цена в Кабардино-Балкарии-45.80.
Заюково-очень длинный населённый пункт. Магазины, мечеть, дома без окон на улицу. Сразу на выезде из села Былым-крутой поворот налево, конец асфальта, и дорога пошла в сторону перевала вдоль реки. Щебёнка. Дорога не пустая-встречаются пасеки, едут велосипедисты, иногда машины. У одной из пасек остановился, купил банку мёда. Сам пасечник оказался из Моздока, поговорили с ним.
           
Дорога-неплохая щебёнка, но машина идёт с трудом, чувствуется высота-около 2000м над уровнем моря.
         
Перевал оказался довольно оживлённым местом, народ приезжает на фотосессии-приехали, щёлкнулись и поехали дальше.
   
 Еду и я, теперь на Эльтюбю.
Дорога за перевалом становится лучше, шире, но ехать приходится со скоростью 25-30км/час-трясёт. Дорогу перегородило стадо коров, и это здесь не редкость. причём им, коровам, почему-то нравится лежать посреди дороги, прямо на разделительной.
 Эльтюбю-селение в Кабардино-Балкарии, находится в Чегемском ущелье, носит также название Верхний Чегем и переводится с балкарского, как "селение на дне долины". Аул Эль-Тюбю-аул долгожителей.  Чудом этого места   является долгожительство практически всех его жителей. 
Постоянное поселение на территории села существует со времен позднего Средневековья. К югу от села находятся сохранившиеся до наших дней комплекс средневековых кладбищ. Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. 
       
Верхний Чегем-родина  советского балкарского поэта и прозаика, журналиста, военного корреспондента. Народный поэт КБАССР (1967). Лауреат Ленинской премии (1990 — посмертно), Государственной премии СССР (1974) и Государственной премии РСФСР имени Горького (1967). Член ВКП(б) с 1944 года. Депутат Верховного Совета СССР 5, 9, 10 и 11 созывов. 
После Эльтюбю поехал к Чегемским водопадам.
     
 Место очень красивое само по себе, хотя струйки небольшие, но смотрится очень красиво. Но место просто испоганено коммерцией: и слева, и справа, и прилеплено ко всем нишам и выступам скал всякие кафе, торговые лавки, автостоянки...
Сувениры, много вязаных изделий.
   
   
   
Здесь хоть и плохонький, но асфальт. Доехал до Чегема. Здесь есть заправка Роснефть. Остановился здесь. Заказал гостиницу в Нальчике. При заказе со смартфона Букинг предложил скидку до 70%. Гостиница "Уют" недалеко от центра в тихом районе на огороженной территории. Одноместный номер со всеми удобствами всего за 850р. Есть всё:телевизор, холодильник и проч. Но всё в таком состоянии, что без слёз не взглянешь. Хотя чисто, тихо, и, если только переночевать, то вполне нормально.
   
Больше сегодня никуда не иду и не иду, отдых.

8-й день   30.07.21   Пятница.
С утра решил пробежаться по центру города, посмотреть на Нальчик. Первые впечатления положительные: много зелени, чисто. Правда это самый центр города-проспект Ленина. Раннее утро. Машин и людей мало.
   
       
Заметил такую особенность: водители, остановившись перед пешеходным переходом, включают аварийку. И ещё: на балконах сушат бельё, устроив несколько рядов верёвок, вынесенных вперёд за пределы балкона. И это на центральном проспекте.
На многих домах-мемориальные доски в память об уважаемых земляках, которые жили здесь. Сзади старых капитальных трёх-четырёх-этажных домов, как и везде, втыкают многоэтажки.
Вышел к железнодорожному вокзалу. Справа в сквере-новая мечеть современной архитектуры.
     
На обратном пути прошёл мимо Кабардинского государственного драматического театра им. Али Шогенцукова- советского кабардинского поэта, писателя, основоположника кабардинской литературы, заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской АССР и человека сложной судьбы. Возле театра-памятник Шогенцукову.
   
В Нальчике заметил сеть аптек "Московские аптеки". В Москве я таких не видел.
В 9.40 покидаю гостиницу "Уют" в Нальчике и отправляюсь в Осетию, в Дзивгис. При выезде из Нальчика заправился на Роснефти по 45.80
При въезде в Осетию-КПП, смотрят пристально, но при мне никого не остановили.
В Осетии впервые остановили ГАИшники: откуда едите, куда и тп. Потом-почему нарушаете? Мне передали по рации там на мосту белая машина... Не знаю чего он хотел. В итоге отстал.
Дорога проходит через Куртатинское ущелье с его живописным Кадаргаванским каньоном через селение Дзивгис.
       
У дороги установлен мемориал памяти жителям Куртатинского ущелья, погибшим во время Великой отечественной войны и бюст Сталина.
       
 В селении Дзивгис расположена Дзивгисская крепость, которая является мощным фортификационным комплексом  и состоит из шести башен с бойницами, пристроенных на разной высоте к входам в естественные пещеры. Сообщение с другими башнями организовано по высеченным в скалах тропинкам. Эти укрепления возвели в пещерах горы Кариу-хох для обороны от татаро-монгол и нашествий Тамерлана.
     
  Неподалеку находится древняя раннехристианская церковь Святого Георгия. 
   
Сначала проехал без остановки через Верхний Фиагдон до Аланского Успенского монастыря. Фиагдон расположен в Куртатинском ущелье Алагирского района Северной Осетии. От столицы республики Фиагдон отделяет чуть больше 40 км.
 
 За ним возле селения Хидикус расположен Аланский Успенский монастырь-самый высокогорный монастырь в РФ.  Монастырь создан в апреле 2000 года на основе мирского прихода святой великомученицы Варвары.Новодел с использованием старинных башен. Всё закрыто. Снаружи смотрится неплохо. 
 
Рядом церковь Жён Мироносец.
      
Вернулся немного назад и пешком поднялся в гору к старому заброшенному селению Цмити. Его территория буквально усыпана десятками объектов культурного наследия. Здесь располагаются оборонительные башни, и есть свой маленький "город мертвых" (состоит из склепов). Среди "остовов" брошенных жилищ возвышаются старинные, фамильные оборонительные и в недалеком прошлом жилые башни. 
   
 
Недалеко от строго селения на горе так называемые "новые (русские)осетины" строят свои башни-усадьбы.  
       
 Ночлег поехал искать в Цей. Дорога до Цея проходит по Транскавказской магистрали. Неподалёку от селения Тамиск в Алагирсков ущелье  примерно в 8 км  от города Алагир установлен памятник Ныхас Уастырджи - легендарному покровителю путников и воинов. Он же для многих - Георгий Победоносец выскакивает из скалы, которая в Северной Осетии считается дзуаром – святым местом. Вес монумента составляет 28 тонн, расположен он на высоте около 22 метров, прямо на скале. Он был создан осетинским скульптором Николаем Ходовым в 1995 году.
   
После поворота на Цей дорога-красивый серпантин, но подъезд к самому альплагерю Цей полностью убит. Остановился на территории альплагеря, спать буду в машине: одноместных номеров нет совсем, а  двухместные все заняты,  стоят 2600р. Остались 6-и местные без удобств. Взяли 200р как за палатку. Удобства на территории. Есть столовая. Есть площадка для установки палаток.
     

9-й день    31.07.21     Суббота.
Кресельный подъёмник работает с 10.00, ждать не хотелось. Накануне один из постояльцев альплагеря рассказал, что они поднимались наверх пешком до самого ледника, и сегодня я решил повторить их подвиг. Неспешно поднялся. Красиво, маки цветут.
   
         
 Но стала приближаться туча, и я поспешил вниз. В столовой залил термосы, собрался-и в путь. А путь сегодня лежит в Ингушетию, в Эрзи, известный своим башенным комплексом. Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения.  В настоящее время только боевых башен в горах Ингушетии исследователями выявлено и учтено более 120. 
Когда спустились от Цея на Транскавказскую магистраль, мы с навигатором ступили (не было связи), и я повернул в другую сторону, в сторону Рокского тоннеля. Дорога хорошая и красивая, несколько небольших тоннелей проехал, Замарагское водохранилище. И только после него понял, что еду не туда. Вернулся к смотровой площадке возле водохранилища, спросил дорогу у останавливающихся здесь автомобилистов, и поехал обратно.
           
При въезде в Ингушетию-пост. Досмотр.
Доехал до селения Ольгети, рядом с которым находится селение Эрзи.
Эрзи (ингушское-«Орёл») — государственный природный заповедник, расположенный в Джейрахском и Сунженском районах Ингушетии.
На территории заповедника расположен один из крупнейших башенных комплексов Ингушетии. Башенный комплекс находится на оконечности горного кряжа в Джейрахском ущелье и включает в себя 8 боевых, 2 полубоевые и 47 жилых башен, опоясанных каменными оборонительными стенами.
Боевые башни высотой до 30 метров, в своем основании квадратные (от 4,8 м до 5,8 м), в основном в пять этажей (одна 6-этажная) с пирамидально-ступенчатыми крышами.
 Ливанул дождь, гроза. С гор  на дорогу потекли грязные потоки воды. Никакой возможности подниматься в гору к башням Эрзи не было. Заказал гостиницу на курорте Армхи через Букинг, это километрах в шести от Эрзи. Одноместный номер с завтраком-2100р. Выглядит очень прилично. Правда лифт не работает, а поселили меня на 
6-м этаже.
   

10-й день    1.08.21    Воскресенье.
Завтрак-шведский стол. Не шикарно, но вполне прилично.
Хотел продлить своё пребывание здесь, но всё уже занято. Таким образом пришлось покинуть это место. Долго искал выезд с территории-дорог много, но нет ни одного указателя, запутался. Наконец-то выехал, и вскоре прибыл на то место, где накануне пережидал дождь. Узнал где находится тропа к башням, вроде бы они рядом, а где начинается тропа к ним за домами не видно.
 Точная дата построек неизвестна. Но большинство историков относят их к Средневековью. Похоже, что древний народ Ингушетии были отличными строителями. 
     
     
От Эрзи направился в сторону урочища Вовнушки. По пути встречаются другие башенные комплексы разной степени разрушенности, в то время как в Эрзи башни законсервированы. Вдоль дороги установлены транспаранты с названием башенных комплексов 
     
Проезжаю селение Гули. Здесь что-то празднуют-вдоль дороги с обеих сторон стоят десятки автомобилей, образуя узкий коридор, не менее 50 автомобилей. Толпы народа, дети снуют. В селении построена новая современная мечеть, минарет в форме башни.
Проехал большой башенный комплекс Эгикал, башни расположены на разных уровнях. Стоит остановиться посмотреть, но потребуется много времени. Далее комплексы Бархане и Тори, далее впереди ещё виден комплекс в шаговой доступности. Здесь  башни буквально на каждом шагу, этому направлению можно посвятить целую поездку!
Поворот на грунтовку и шлагбаум. Касса-за въезд в заповедник 150р с человека. Охраняют автоматчики в чёрном. 
Вскоре слева от дороги на пригорке показался храм Тхаба-Ерды. По сей день никто в мире точно не может сказать как и когда, а главное кем, была построена эта  церковь. Как не существует и точного ответа на вопрос: что вообще означает название Тхаба-Ерды. О существовании на мусульманском Северном Кавказе такого древнего и уникального христианского храма в Европе узнали лишь в конце XVIII-го века. Тогда уникальную христианскую святыню показали русским офицерам жители только что вошедшей в состав Российской империи горной Ингушетии. Историки полагают что Тхаба-Ерды мог быть построен на месте древнего вайнахского языческого святилища в период с V по XI века нашей эры - краткую эпоху распространения среди некоторых предков чеченцев и ингушей православного христианства.
     
Дорога проходит вдоль речки Гулойхи, и здесь под каждым кустом разместились отдыхающие, народа очень много, сегодня выходной, а место у местных жителей очень популярно.
Вовнушки - величественный башенный комплекс в Гулойхийском ущелье, построенный на остроконечных вершинах обрывистых скальных утесов и состоящий из двух отдельных неприступных замков, соединявшихся в древности подвесным мостиком. В переводе с ингушского Вовнушки означают «место боевых башен». Вовнушки - признанный шедевр средневековой башенной архитектуры, и предмет особой гордости ингушей. Сейчас тяжело представить, сколько усилий пришлось приложить строителям Вовнушек пять веков назад, чтобы создать четырехэтажный комплекс в столь сложном для возведения месте. Место выбрано не случайно, это точка стыка горных ущелий, в древности здесь проходил один из участков Великого Шелкового пути. Ныне Вовнушки являются символом всей Ингушетии, красоты и величия ингушской башенной архитектуры. В 2008 году Вовнушки стали финалистом конкурса «7 чудес России» как одна из самых удивительных рукотворных достопримечательностей страны. 
   
Смешно было наблюдать, как к башням карабкаются девчонки и молодые женщины в национальных длинных до пят юбках. Забрался и я, хоть и с большим трудом.
После 14-и часов заморосил дождь, все отдыхающие стали разъезжаться, собрался в обратный путь и я.
По пути остановился всё же взглянуть на селение Эгикал. Оно заслуживает большего внимания, но того гляди пойдёт дождь, гремит.
 
Совсем недалеко от него-ещё один башенный комплекс Таргим, тоже интересен.
 В 16 часов пересёк без остановок КПП на выезде из Ингушетии, а на въезде досматривали довольно основательно. После этого КПП пересекаю по мосту Терек, и за ним сразу милицейский пост. Тоже без остановки. Еду в Грозный. По пути забронировал номер в гостинице "Кавказ" за 1530р. Оказалась неплохая гостиничка недалеко от центра на тихой улице. Парковка в кармане возле.
Проехал Назрань. Трасса хорошая, но ограничение 60. Заправился здесь на Роснефти. Вроде бы заправка настоящая, но чек не дали, хотел выпить кофе-только капучино, направился в туалет-говорят: "Уборная на улице сзади" со всеми вытекающими. Но бензин вроде ничего, без последствий, хотя хорошо, что залил всего 20 литров, а то как-то стрёмно.
Въехал в Исламскую республику Чечня-вдоль дороги метров через 50-100 установлены зелёные плакаты с цитатами из корана в основном на чеченском языке, но в каком-то селе на двух языках-чеченском и русском.
Заселился в гостиницу и сразу же отправился в город. Уже вечерело. Вышел на центральную площадь с видом на мечеть "Сердце Чечни" и Грозный-сити. Уже включили подсветку. Смотрится красиво.
       
Тепло, но не жарко. Народа много гуляет, сидят в кафе на пешеходной улице. При входе во все магазины, кафе и проч. висят объявления "Без справок не входить", но похоже никто на это не обращает внимания. Правда когда зашёл в крупный магазин, у меня на кассе спросили справку. Показал QR-код-и этим всё ограничилось.
   
Похоже, что многие машины здесь в Грозном работают на газу, вроде крутые тачки, а от них идёт запах газа. Нередко встречаются машины с московскими номерами, но водители местные, наверное на побывку приехали. Они-то и ездят лихо, как мне показалось.
Ну а я возвращаюсь в гостиницу. Завтра старт в сторону дома.

11-й день     Понедельник   2.08.21.
В начале восьмого отъехал от гостиницы. Забил в навигатор Кизляр-надо прикупить "сувениров". Дорога пустынна-ни машин, ни населёнки. Потом вдоль Терека пошли станицы одна за другой, много каналов, и везде мостики ремонтируют. И везде "фирменные" колонки, каких только нет.
Подъехал к магазину Лоза на улице Коммунистической в Кизляре. Ещё закрыто, нет десяти утра, но несколько человек уже ждут открытия. Немного прогулялся.
       
 Город показался каким-то неухоженным. Затарился и поехал обратно на выезд из города. По пути на Грозненской улице увидел ещё один такой же магазин. Решил зайти. Здесь почти никого нет, правда и касса не работает, завис компьютер. Через некоторое время всё наладилось, и я прикупил ещё и местного вина, в том числе и Кизлярского завода и стартовал в сторону Элисты.
 
 На границе Дагестана и Калмыкии-блокпост, проверка.
 Дорога по Калмыкии свободна, машин мало, населённых пунктов не видно. Но покрытие похуже. Трясёт и однообразна. Посреди этой пустыни встречаются кафешки, так что с голоду умереть не дадут. Около трёх дня остановился в Яшкуле. На улице пекло-40 градусов. Зашёл в придорожное кафе, взял блюдо на основе баранины (махан называется). Приличный кусок баранины в бульоне с добавлением картофелины и лука. На дне раскатанное тесто типа лапши. Что-то подобное ел в Ингушетии, только без лапши. Подкрепился-и дальше в сторону Элисты.
Перед Элистой налево пошла объездная. Брендовые заправки давно не попадались, и я воспользовался запасом бензина, который возил с собой из дома, 10 литров. Проехал несколько км, и тут заправка Лукойл. Заправился до полного, отстояв очередь. А вскоре-заправка Роснефть. После Элисты направился в сторону М4, тк с ночёвкой неопределёнка, а на платной дороге имеются площадки для отдыха, где можно переночевать в машине.
Дорога проходит через Волгодонск, Цимлянск. В 19.40 солнце село, большое и красное. Дальше дорога в полной темноте, ни машин, ни населённых пунктов не видно. В 21 час доехал до Морозовска. Сразу здесь заправка Роснефть. При входе сразу же без разговоров выдали маску. Заправил 20л по 46.84-это самый дорогой бензин на Роснефти за всю поездку. Дальше опять темнота до Миллерово.
Выехал на платный участок М4 и во втором часу ночи остановился на площадке для отдыха. Полежал полчасика, но уснуть не удалось, и в два часа поехал дальше. Потом ещё два раза останавливался подремать, сидя за рулём.
Перед мостом через Оку пост ДПС почти как на Кавказе, только без автоматов.
Дальше ничего примечательного: заправки, пробка на въезде в Москву, и около часа дня я дома.
Статистика:
-общий пробег 4777км
-средний расход по компьютеру 6,3л/100км ( по чекам 6,8)
Траты:  
-бензин   14729руб. (324литра)
-дороги   1830руб. (12 пунктов оплаты)
-гостиницы  12420руб.












Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru