Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 08/2021

По маршруту: Дзержинск, Казань, Челябинск, Чебаркуль, Карабаш, Кыштым, Касли, Омск, Кемерово, Ачинск, Красноярск, Абакан, Енисейск, Мариинск, Новосибирск, Тобольск, Екатеринбург, Невьянск, Киров (часть 2)

Рейтинг отчета: 26

Автор:


Продолжение. Часть 2.

Утром встали и выехали пораньше – путь неблизкий, до ГЭС – 530 километров. У Дивногорска есть пара прикольных серпантинных участков. Немного дальше, после переезда на левый берег Енисея, серпантин продолжается. А потом начинаются наши любимые реверсы. Примерно 30 километров такого «счастья».

h-2677.jpg

Вскоре дорога Р-257 выходит на более-менее ровный участок.

h-2682.jpg

Вокруг опять поля с рапсом. Ярко!

h-2679.jpg

Дорога шикарна.

h-2251.jpg

Простор, деревьев почти нет. Приближаемся к границе с Хакасией.

h-2249.jpg

h-2681.jpg

В 12 часов дня въезжаем республику Хакасия.

h-2248.jpg

Дорога здесь прямая и великолепно просматривается на многие километры. Как там, у наших заокеанских партнеров: just you, me and the open road...

h-2252.jpg

Объехали Абакан и погнали дальше. Это – Саяногорский алюминиевый завод. Для производства алюминия требуется огромное количество электроэнергии – Саяно-Шушенская ГЭС на порядок перекрывает эти потребности.
h-2684.jpg

На подъезде к ГЭС прошел дождь и над Енисеем стоит туман. Очень красиво.
h-2266.jpg

Добрались до стоянки перед гидроэлектростанцией. Дальше на машине нельзя. С трудом нашли место на парковке – сегодня воскресенье и народа здесь полно.
Вот мы и у цели! Перед нами стена Саяно-Шушенской ГЭС.
h-2253.jpg
Доехали!
Рядом с парковкой установлен памятник строителям СШГЭС.
h-2255.jpg

Строительство Саяно-Шушенской ГЭС велось с 1963 по 2000 годы. Ее плотина имеет высоту 242 метра, и длину – 1074 метра. Эта гидроэлектростанция сейчас занимает 14-е место в мире по своей мощности.
h-2254.jpg

Высота плотины, конечно, огромна. Но, к сожалению, к ней невозможно подобраться ближе, чем на километр. Поэтому, по силе впечатлений СШГЭС проигрывает Красноярской ГЭС, к которой можно подъехать гораздо ближе. Кстати, работники станции на работу могут добраться на трамвае, следующим из поселка Черемушки до ГЭС. Но нам не удалось его увидеть – в выходные, оказывается, трамвай не ходит.
У ГЭС мы пробыли довольно долго – хотелось максимально все увидеть, рассмотреть детали.
h-2250.jpg

Для меня оказалось удивительным, что в «зоне доступности» нет никакого памятника, посвященного трагедии 2009 года, когда из-за разрушения одного из гидроагрегатов произошла мощная техногенная катастрофа и ГЭС была практически выведена из строя. Погибло 75 человек. Мне кажется, памятник этим людям был бы уместен.
Прошлись немного по набережной Енисея. Она здесь благоустроена на приличное расстояние.
h-2259.jpg

h-2257.jpg

Напротив построено еще одно сооружение СШГЭС – береговой водосброс.
h-2256.jpg

Это огромное сооружение предназначено для дополнительного сброса воды из водохранилища при необходимости. Водосброс состоит из двух огромных тоннелей, пробитых в горе. Их сечение 10х12 метров, а длина каждого - 1130 метров. Вода на выходе из тоннелей имеет скорость 22 м/с(!). То, что мы видим – это пятиступенчатый перепад. Ступени имеют размеры от 55 до 167 метров в длину и 100 метров в ширину. Эти ступени тормозят сбрасываемый поток воды с 30 м/с на верхней ступени до 4-5 м/с на нижней. Это предохраняет русло реки от размывания. Я привожу эти цифры чтобы можно было представить, насколько это огромное и могучее сооружение.
Я смело могу назвать Саяно-Шушенскую ГЭС инженерным чудом. Великолепно!
h-2260.jpg

На выезде со стоянки запечатлели нашу машину на фоне плотины.
h-2258.jpg

Кстати, мы еще никогда не были так далеко от Мыса Рока (мечта о поездке в Португалию меня "не отпускает").
h-2683.jpg

Отъехав от ГЭС, еще пару раз останавливались. Водосброс во всей красе.
h-2262.jpg

h-2261.jpg

Саяно-Шушенская ГЭС, конечно, оставила сильное хорошее впечатление, но есть большое "НО". Хотелось бы, чтобы была возможность подойти к ГЭС поближе. Ведь, наверное, можно организовать систему контроля доступа (по аналогии, например, с Останкинской башней) с тотальным досмотром и подпускать желающих хотя бы к основанию плотины. Это бы многократно усилило производимый этой грандиозной постройкой эффект. Но это, естественно, только мечты.
Ну, а мы поехали к своему месту ночевки – в Абакан.
h-2264.jpg

Переехали на правый берег Енисея по плотине Майнской ГЭС. Эта гидроэлектростанция гораздо меньше и по размерам, и по мощности. Она была построена для того, чтобы сглаживать колебания уровня воды от работы огромной Саяно-Шушенской ГЭС.
h-2265.jpg

Очаровательное сочетание - ГЭС и коровы. Коров здесь, в Хакасии, – великое множество. И они очень любят ходить по автодорогам и лежать на них.
Плотина Майнской ГЭС достаточно длинная – 630 метров.
h-2263.jpg

За плотиной дорога идет вдоль самого Енисея. Остановились, чтобы увидеть, как работает эта ГЭС.
h-2270.jpg

Опора ЛЭП  возле электростанции грандиозна. Я уже не первый раз замечаю, что опоры, расположенные рядом с гидроэлектростанциями, отличаются от обычных и конструкцией, и размерами. 
h-2268.jpg

Здесь, все-таки, очень красиво. Река, горы... Красотища!
h-2271.jpg

h-2267.jpg

Дорога в сторону Абакана по правому берегу Енисея просто суперская. Отличный асфальт, а машины встречаются примерно 1 раз в 5 минут.
Будучи в этих краях, стоит заехать еще в одно интересное место – село Шушенское. Здесь в 1897-1900 годах жил в ссылке В.И. Ленин. Естественно, во времена СССР здесь был устроен музей, а сам поселок находился, если можно так выразиться, «на гребне волны» – с финансами проблем не было. Шушенское и сейчас выглядит очень неплохо и ухоженно. И музей ссылки Ленина работает. Тут целая деревня конца XIX века.
h-2272.jpg

h-2269.jpg

После Шушенского уже без остановок поехали в Абакан. Сегодня мы ночуем в отеле с названием «Хакасия».
День получился очень насыщенным. Сегодня была достигнута крайняя точка удаления от дома. При нахождении на СШГЭС нас отделяло от дома 4406 километров.
Переночевав и великолепно позавтракав в кафе «Перцы», где были организованы отельные завтраки, решили проехаться и немного посмотреть город.
Начали мы с отличного места - памятника коту Ваське.
h-2273.jpg

Котов здесь два и оба они очень хороши. Моим девушкам они очень понравились.
h-2274.jpg

h-2275.jpg

Одна из лучших городских скульптур, которые я видел.
Сам город показался довольно зеленым и очень небольшим.
h-2281.jpg

h-2276.jpg

Обратили внимание, что в Абакане и окрестностях на брендовых заправках всегда большие очереди. Не знаю, с чем это связано. Но стоять на заправку очередь в 3-4 машины в Хакасии, видимо, нормальное дело.
Покатавшись немного, выехали из Абакана. Двигаемся в сторону Красноярска. Но наша главная цель на сегодня – Туимский провал.  До него почти 200 километров.
Дорога очень красива, но небо то ли облачное, то ли в какой-то дымке.

h-2278.jpg

h-2280.jpg

Несколько раз останавливались, фотографировались, несмотря на начинавшийся дождь. Очень непривычный нашему взгляду пейзаж.

h-2277.jpg

В Хакасии очень много коров. Они повсюду. На полях, на дорогах, на автобусных остановках.

h-2279.jpg

h-2283.jpg

Проезжая через довольно большой поселок Шира, были поражены, насколько он похож на курортные города Краснодарского Края. Все худшие проявления этого курортного региона налицо – толпы отдыхающих с надувными кругами, множество самых разнообразных торговых точек, не вызывающих доверия, и грязь. В этом районе Хакасии расположены несколько крупных озер, на берегах которых жители республики и соседнего Красноярского края любят отдыхать. После Ширы, через 20 минут заехали в поселок Туим, где и находится Туимский провал – одна из наиболее известных достопримечательностей Хакасии.
Проскочив его насквозь, проехали пару километров по тряской грунтовке и, заехав на небольшую горку, поставили машину на довольно большую и почти полностью занятую (несмотря на понедельник) стоянку. Похоже, это популярное место.
Заплатив за вход 500 рублей (взрослые билеты – по 200 рублей, детский - 100 рублей), вошли на территорию провала. А вот и он!

h-2286.jpg

Туимский провал образовался в результате техногенной катастрофы. Дело в том, что в этой горе была шахта, добывающая вольфрамовую и медно-молибденовую руду. После консервации рудника произошла серия обвалов.

h-2288.jpg

h-2284.jpg

h-2285.jpg

h-2282.jpg

Размеры провала реально впечатляют. Высота от верхней точки до озера – 127 метров, диаметр самого провала 200 метров, а глубина озера – 200 (!) метров.

h-2287.jpg

Жутковато находиться на краю такой пропасти. Тем более, что по предположениям некоторых исследователей провала, он продолжит увеличиваться.
А вокруг – простор!

h-2289.jpg

После Туима поехали уже в Красноярск, любуясь хакасскими просторами. Ехать далеко, больше 350 километров.
По дороге увидели не только коров, но и верблюдов.

h-2291.jpg

Под вечер, заехав в Красноярск, зашли в «Ленту» и закупили продуктов для праздничного стола. Ведь у нашего Главного штурмана, Кати, сегодня – день рождения!
Вечером, после долгого периода жары, в Красноярске прошла сильная гроза, и стало чуть прохладнее.

h-2290.jpg

Поэтому на завтра, на последний день нашего пребывания здесь, мы запланировали то, на что не могли решиться во время жаркой погоды, а именно – поход на Красноярские Столбы.
Встав пораньше, быстро доехали до них. От нашего отеля до территории заповедника всего около 10 километров. Поставили машину на стоянку напротив входа, и пошли на штурм.

h-2293.jpg

h-2292.jpg

Красноярские столбы – это скальные образования (если по-научному – сиенитовые останцы). Их высота – от 40 до почти 100 метров. Мы идем смотреть район «Центральные столбы» - Дед, Перья, Львиные ворота, Столбы с I по IV.
Дорога до места, где расположены скалы-столбы имеет длину 7,5 километров. За это время нужно подняться на 520 метров.
Начали подъем. Первые 2 километра он очень пологий.

h-2295.jpg

h-2294.jpg

А вот и представитель местной фауны – бурундук.
h-2297.jpg

Никогда раньше мы не видели бурундуков. Здесь же их полно.
h-2296.jpg

Погода влажная, душно. Плюс атакуют комары и лосиные вши, которых мы сначала приняли за клещей.
h-2298.jpg

Легко пройдя первые 2 километра с небольшим подъемом, мы уверовали в свои силы. В избушке, установленной на этой отметке, купили сувениров и продолжили подъем.
Вода в ручье ледяная и чистая. Очень приятно умыться.
h-2299.jpg

У кого-то, похоже, было много времени. И нервы крепкие.
h-2301.jpg

Информационные таблички на маршруте очень жизнеутверждающие.
h-2300.jpg

Чем дальше, тем подъем становится круче. Идти все жарче и тяжелее.
h-2302.jpg

h-2304.jpg

После 6 километров подъема начинается лестница (полностью оправдывает свое название - лестница Пыхтунов)  – я насчитал 193 ступеньки, потом перестал считать. Было очень жарко и нашу одежду можно было в прямом смысле слова отжимать. Пожалуй, это самый тяжелый этап подъема.
Наконец, вышли на ровную площадку – Перевал – подъем закончился. На этот подъем нам потребовалось ровно 2 часа. Зашли в сувенирную избу и купили себе новые футболки – находиться в старых было невозможно (а запасные мы даже и не подумали взять с собой).
Повезло, что здесь они продаются. Девушка-продавец рассказала нам как лучше обходить столбы и нарисовала схемку. А еще взяла на хранение наш довольно тяжелый рюкзак – на этом этапе прогулки он нам не понадобится. Спасибо ей за участие!
h-2303.jpg

h-2307.jpg

h-2308.jpg

Столбы уже совсем рядом.
h-2310.jpg

Осталась «небольшая» (по словам девушки-продавца) лестница. Немного взгрустнули, когда ее увидели.
h-2306.jpg

На самом деле, лестница эта оказалась не такой уж и страшной. Здесь дул прохладный ветерок, поэтому новые сухие футболки были очень в тему.
Йууу-хуууу! Наконец-то мы дошли!
h-2309.jpg

Этот огромный валун на входе называется «Слоник»
h-2311.jpg

Хотя, на наш взгляд, он больше похож на огромного лысого ежа. Первый столб, который мы увидели, так и называется «I-й столб». Он огромен.
h-2312.jpg  h-2313.jpg

h-2314.jpg

Корни. Много корней. Сказочное место. Но ходить нужно очень аккуратно!
h-2319.jpg

Обходить этот столб долго, его периметр 640 метров.
h-2315.jpg  h-2317.jpg

h-2318.jpg

Двигаемся дальше. Красивый столб.
h-2316.jpg

Некоторые из валунов почти полностью покрыты мхом.
h-2321.jpg

h-2320.jpg
Следующим был столб «Бабка».
h-2322.jpg

h-2324.jpg

«Правильные» тропинки между столбами имеют отметки на деревьях.
h-2323.jpg

Бурундуки, похоже, поработали.

h-2325.jpg

Постепенно подходим к самому брутальному столбу. Это – «Дед».

h-2326.jpg

Здесь, возле столбов духоты как не бывало. Свежо и ветрено.
Дед огромен.

h-2327.jpg  h-2328.jpg

h-2332.jpg

h-2329.jpg

Огромные камни очень интересны вблизи.

h-2333.jpg  h-2331.jpg

Дальше идем смотреть, наверное, самый известный столб. Он называется «Перья». Невероятно красивая скала.

h-2335.jpg  h-2334.jpg

h-2330.jpg  h-2336.jpg

Высота этой скалы относительно невелика – 40 метров. Но именно здесь произошел трагический случай – при восхождении погиб альпинист Владимир Теплых. На скале есть мемориальная табличка, посвященная ему.
Размеры «Перьев»:

h-2337.jpg

У некоторых скал очень интересные поверхности.

h-2340.jpg  h-2338.jpg

После «Перьев» подошли к небольшому, но очень своеобразному столбу «Львиные Ворота». Слова тут, как мне кажется излишни.

h-2339.jpg  h-2342.jpg

h-2341.jpg

Уже немного устали.

h-2343.jpg

Пытались дойти до 4-го столба, но, похоже, пошли не той дорогой и уперлись в чащу леса. Решили на этом прогулку по столбам заканчивать и возвращаться.
Маленькие камни тоже имеют причудливую форму. Под некоторыми можно даже спрятаться от дождя.

h-2345.jpg

По дороге к выходу пообщались с семьей автопутешественников из Белгорода. Чертовски приятно бывает пообщаться с единомышленниками.
«Небольшая» лестница снова перед нами. Но теперь нам по ней надо идти вниз.

h-2344.jpg

Спустились на перевал. Зашли опять в сувенирную избу, забрали свой рюкзак.

h-2346.jpg

Здесь же на Перевале установлены несколько столиков. Перекусили сухпайком, взятым с собой.

h-2347.jpg

Воды набрал в ручье, протекающем в 100 метрах от обеденных столиков. Очень холодная и вкусная.
Кстати, буквально в 500 метрах от Перевала и находятся «домики без удобств», в одном из которых мы собирались изначально останавливаться.
Рядом со столиком обнаружили ну оооочень усатого жука. Красив!

h-2348.jpg

Пообедав, начали спуск вниз, к дороге. Обратный путь мы проделали за полтора часа. На последних двух километрах нас опять атаковали комары и лосиные вши. Видимо, ближе к столбам им не нравится. Извели на борьбу с ними остатки купленного на входе репеллента. В 17.00 вышли с территории заповедника. Итого, на прогулку по столбам у нас ушло 7 часов.
Впечатления остались самые суперские. Нам очень понравилось.
Прямо по соседству с отелем у нас находится кондитерская фабрик «Краскон». И при ней есть магазин. Туда-то мы и направились. Очень много видов вкусных конфет, тортов и прочих сладостей. Закупили целую коробку разных сладких сувениров – и себе, и в подарок родственникам.
Сегодня был последний день в Красноярске. Завтра утром стартуем в город Енисейск.
Ехать не очень далеко, всего 340 километров, поэтому с выездом не сильно торопились. Этому, правда, поспособствовала «пробка» из постояльцев, желающих позавтракать в кафе гостиницы. Кафе откровенно маленькое, а тут приехала целая хоккейная команда "Сокол". Пришлось ждать, пока хоккеисты поедят и уйдут, так как мест не было совсем. В результате выехали только в 10.00.
По дороге на выезд из Красноярска взглянули на пару памятников.

h-2349.jpg

Бычара, конечно, мегакрутой.

А прототипом для этого памятника стал реальный сотрудник ГАИ из Красноярска. 

h-2350.jpg


Дорога до Енисейска, чем дальше от Красноярска, тем более пустынная. Асфальт везде неплох.

h-2352.jpg

Остановились в селе Абалаково, купили невероятно вкусной «своей» клубники. Интересно, что в Московском регионе клубника «закончилась» почти месяц назад, а здесь еще есть.
По дороге хотели заехать посмотреть место слияния Енисея и Ангары. Для этого в поселке Крутой Лог надо было загрузиться на паром и переправиться на правый берег Енисея. Однако когда подъехали к месту остановки парома, увидели, что мы немного опоздали – паром только что отошел от берега. Согласно расписанию, следующий будет только через час. Ждать столько не хотелось, и мы уехали. Не судьба.
Проезжая город Лесосибирск, становится понятно, насколько важным ресурсом для этого региона является лес. Склады, заводы по переработке и обработке дерева – это то, чем живет Лесосибирск и окрестности. Кстати, в городе ведется строительство большого моста через Енисей.
Около 15.00 въехали в Енисейск.

h-2391.jpg

Енисейск – небольшой город. Сейчас там проживает около 17000 человек. Основан он был в 1619 году в качестве острога и считался «воротами» России в Восточную Сибирь. Некоторые даже именуют этот город «Отцом сибирских городов». Енисейск считался одним из самых красивых уездных городов в дореволюционной России, а сейчас его сохранившийся и частично восстановленный центр включен в заявку на внесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здесь, действительно, сохранилось много деревянных старинных домов. Даже наша гостиница «Горница» расположена в таком.

h-2355.jpg

Машину поставили за ворота. Фасад гостиницы – старый дом, а остальная ее часть была достроена позднее и в ней, в советское время размещался детский сад.

h-2358.jpg

Номер с большим количеством деревянных деталей очень уютен.

h-2351.jpg

h-2353.jpg  h-2354.jpg

Разместившись и пообедав, сразу пошли на прогулку. На набережную Енисея. Он здесь очень широк.

h-2356.jpg

h-2359.jpg

h-2362.jpg

Вода ледяная и очень прозрачная. Потренировались в запуске «блинчиков».

h-2360.jpg

Городской причал. Здесь останавливаются теплоходы, идущие вниз по Енисею, в Игарку, Дудинку (а там и Норильск рядом).

h-2361.jpg

Набережную в Енисейске, да и весь город привели в порядок 2 года назад – к 400-летнему юбилею. На мой взгляд, получилось очень достойно.

h-2365.jpg

h-2366.jpg

Памятник основателям города.

h-2364.jpg

Енисейским церквям не повезло, практически все они сильно пострадали в советские годы, а некоторые были разрушены. Долгий процесс реставрации и восстановления также завершился к юбилею 2019 года. Внешний результат отличен. Церкви в Енисейске построены в стиле «сибирское барокко». Вот - собор Богоявления Господня, построенный в 1764 году.

h-2363.jpg

Гуляем по городу. Здесь не по-провинциальному чисто и красиво. Непривычно!

h-2367.jpg

h-2368.jpg

h-2373.jpg

h-2371.jpg

Есть и памятник Великой Отечественной,

h-2370.jpg

и Ленину (а куда же без него)...

h-2369.jpg

Церковь Воскресения Христова, 1745 года постройки.

h-2372.jpg

Интересная особенность. Практически у всех старинных домов на окнах сохранились ставни.

h-2357.jpg

h-2374.jpg

h-2384.jpg

Этот великолепный деревянный тротуар сделает честь любому городу!

h-2376.jpg

Что-то в этом есть...

h-2379.jpg

Удивительно, что всю эту красоту пока не разломали (чему примеров полно, к сожалению).

h-2375.jpg

Очередная очень красивая церковь – Троицкая. Построена в 1776 году.

h-2377.jpg

Вот невероятно тихий и спокойный Спасо-Преображенский монастырь.

h-2378.jpg

h-2380.jpg

Это здание в стиле модерн – старинная аптека. Закрыта пока, к сожалению.

h-2381.jpg

А это – старейшая церковь Енисейска – Успенский кафедральный собор. Построенный в 1776 году при кладбище, он, единственный на многие сотни километров вокруг, не закрывался в советское время. Очень красивый.

h-2383.jpg

h-2385.jpg

Во дворе храма есть памятник красноармейцам, погибшим во время Енисейско-Маклаковского восстания 1919 года. Больше двухсот человек погибло тогда. Гражданская война здесь велась суровыми методами.

h-2382.jpg

Еще один взгляд на Успенский собор

h-2392.jpg

и идем к дому.

h-2386.jpg

Ночью пошел дождь. Нам вчера очень повезло с погодой.

h-2389.jpg

Завтрак в кафе гостиницы. Ждем. Предвкушаем...

h-2388.jpg

Принесли вкуснейшую пшенную кашу!

h-2387.jpg

Спасибо бабушке-повару, которая ее приготовила! Наше пребывание в Енисейске закончилось. Это удивительный город - такого я еще не видел. Чистый, ухоженный и красивый провинциальный (в хорошем смысле этого слова) город. Это (надеюсь, "пока") - большая редкость в РФ. Если сумеют и дальше сохранить все то, что было восстановлено, будет просто здорово. 

Сегодня у нас долгий переезд. Наша цель - город Мариинск в Кемеровской области. До него почти 700 километров и больше 8 часов пути.

После Лесосибирска остановились на берегу Енисея – попрощаться с этой великой рекой. Без пафоса, мне Енисей очень понравился. А сегодня, в дождливую погоду, он немного мрачен.

h-2703.jpg

h-2702.jpg

h-2701.jpg

Дорога до Красноярска почти пустая.

h-2706.jpg

Здесь, в отличие от "средней полосы" России, еще вовсю цветет иван-чай.

h-2704.jpg

Опять остановились в Абалаково. Но теперь наша цель – не клубника. Малина! Очень вкусная. А еще купили местной молодой картошки и соленого хариуса!
Интересный получился при этом диалог с продавцами. Налички у меня почти не было, и я спросил, можно ли заплатить переводом на карту. На что пожилая женщина мне ответила – «нет, нельзя». Как выяснилось, карточка у нее есть, но она не умеет ей пользоваться. Мораль сей басни такова – с собой обязательно нужно иметь хотя бы пару тысяч наличных. Наша же история покупки завершилась удачно – мы, достав все «нычки», наскребли нужную сумму и хариус поехал с нами. Здорово, что у нас хороший холодильник и можно не беспокоиться за сохранность рыбы. 
Около 18.00 мы въехали в Мариинск.

h-2396.jpg

Въезд в город запомнился небольшой пробкой, возникшей из-за просто дикого состояния асфальта на ремонтируемом мосту через реку Кия.
Через 10 минут доехали до своего места ночевки – гостевого дома «Дилижанс».

h-2397.jpg

А вот и охрана. Не дремлет – спит!

h-2395.jpg

Номер, который мы забронировали, оказался на 3-м, последнем этаже. И все бы ничего, но наверх вела очень узкая винтовая лестница. И тащить туда сумки и особенно наш холодильник (его надо нести двумя руками) было очень непросто. На фото – лестница и холодильник.

h-2393.jpg

На ужин мы сварили вкуснейшей молодой картошки. А главным деликатесом стал енисейский хариус.

h-2390.jpg

Его вкус великолепен! Даже наша Аня, которая очень не любит рыбу, с удовольствием его поела.

h-2394.jpg

Утром, после вкусного завтрака, принесенного в номер, собрали вещи и двинулись дальше.
Сегодня мы должны доехать до Новосибирска. Но до него не очень далеко – 430 километров, поэтому сначала прокатимся по Мариинску, посмотрим город.
Город небольшой, в нем сохранилось много старинных купеческих домов. Многие из них, конечно, испоганены аляпистыми вывесками, но, слава Богу, далеко не все.

h-2398.jpg

В центре города поставили машину на стоянку и немного прошлись пешком.

h-2407.jpg

h-2404.jpg

Город купеческий, поэтому тут даже памятник купцу установлен. Я бы даже сказал – суперкупцу, судя по размерам.

h-2400.jpg

Здесь же недалеко расположен еще один классный памятник – памятник картошке.

h-2401.jpg  h-2402.jpg

И Ане, и нам Картошка очень понравилась.
Мариинск назван так в честь Марии Александровны - жены императора Александра II. Естественно, памятник ей теперь тоже есть в городе.

h-2403.jpg

А до этого переименования, случившегося в 1857 году, город назывался Кийское, по названию села из которого он и был образован.
Кстати, название Мариинск, связанное с именем супруги императора,  – не единственное, что роднит город с российской императорской династией. Цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах,  совершая кругосветное путешествие и возвращаясь в Санкт-Петербург, остановился в городе в ночь с 16 на 17 июля 1891 года.  В честь этого события в горожане расстарались – построили деревянную памятную арку, через которую и прошел Николай Александрович.
h-2685.jpg

Оригинал, конечно, не сохранился до наших дней. А в 2011 году на том же самом месте возвели копию этой арки. Правда, уже из кирпича. Вот она.
h-2399.jpg

Заехали на вокзал.
h-2408.jpg

Привокзальная площадь хорошо оформлена. Здесь и паровоз – могучая «лебедянка» Л-3142, труженик «Транссиба».
h-2406.jpg

И медведь.
h-2409.jpg

И замечательный «волшебный» фонтан, который очень понравился нашей Ане.
h-2405.jpg

Выезжая из Мариинска, остановились у мемориала жертвам Сиблага. Лагерь функционировал с 1929 года и до конца 50-х годов. В нем велика была доля осужденных по политическим статьям.
h-2412.jpg

h-2414.jpg

Дальше, уже без остановок поехали в Новосибирск.
Ну как, без остановок...
h-2410.jpg

Здесь, кстати, кроме коров стали массово встречаться бараны. 
h-2411.jpg

Асфальт, местами, не очень.
h-2413.jpg

Въехав в город, поняли, что с дорогами здесь полный швах. Двигаясь близко за автобусом, попал в такую яму обоими передними колесами, что даже телефон выпал из держателя. И это было только начало.
Жить мы будем недалеко от вокзала, в довольно большом отеле - Cosmos Novosibirsk Hotel. В городе у нас только неполных 2 дня, поэтому решили не терять времени и после обеда пойти погулять.
Горшочек, вари! (с).
h-2415.jpg

Вид из окна радует.
h-2416.jpg

После обеда прогулялись по окрестностям. Дошли до железнодорожного вокзала. Вокзал в Новосибирске очень красивый. Построен в 1939 году.
h-2417.jpg

h-2419.jpg

Если бы ЛОВДшники и охрана с большим вниманием и с меньшим пониманием относились к такому скотству, как купание и помывка бомжей в фонтане, было бы вообще здорово. На привокзальной площади тоже царит атмосфера московских вокзалов 90-х годов – попрошайки, пьяное музицирование и т.д.
Уйдя от вокзала, дошли до мемориала Славы труженикам тыла. Этот мемориал представляет собой паровоз-памятник ФД21-3000 1940 года выпуска.
h-2418.jpg

Это не простой паровоз, а паровоз опытнейшего машиниста, Героя Социалистического Труда Николая Лунина. Н.А. Лунин был новатором в железнодорожном деле, он стал основоположником тяжеловозного движения, доставив в декабре 1941 года в Москву состав с углем весом в 5 000 тонн, при нормативном весе составов в то время в 1 250 тонн. Он предложил увеличить объем ремонтных работ, выполняемых паровозной бригадой, что сильно сократило время на деповской ремонт паровозов. А во время войны время очень важно. Экономический эффект от этого превысил 30 миллионов рублей. Лунина за это новаторство наградили Сталинской премией в размере 100 000 рублей. На эти средства Николай Александрович купил состав угля весом в 1 000 тонн и доставил его в разрушенный после боев Сталинград в феврале 1943 года.
Закат этим вечером был прекрасен.
h-2420.jpg

h-2421.jpg

После великолепного завтрака поехали гулять. Задача максимум – посмотреть все интересное в Новосибирске, что успеем. Завтра утром мы уже уезжаем из города.
Верстовой столб Транссиба.
h-2423.jpg

Немного необычный по форме Вознесенский собор 1913 года постройки.
h-2424.jpg

Поставили машину на большой бесплатной (в выходные) стоянке в самом центре, на площади Ленина.
h-2427.jpg

И по Красному проспекту пошли в сторону набережной Оби. Новосибирск – молодой город. Городом Новониколаевск (так до 1926 года назывался Новосибирск) стал только в 1903 году. Поэтому никаких древностей здесь не может быть в принципе. Зато есть достаточно интересный «пласт» советского конструктивизма и сохранившиеся дореволюционные постройки.
h-2425.jpg

h-2426.jpg

h-2428.jpg

Осмотрели скромный бюст одному из лучших асов советских ВВС, уроженцу Новосибирска, Александру Покрышкину.
h-2429.jpg

Дошли до собора Александра Невского. Он был построен в византийском стиле в 1896-1899 годах и стал первым каменным зданием тогдашнего Новониколаевска. Перед собором установлен памятник императору Николаю и цесаревичу Алексею.
h-2431.jpg

h-2430.jpg

Дальше открылась немного грустная (для нас) картина – большой кусок набережной и все подходы к ней были перекопаны – идет строительство нового моста через Обь.
h-2432.jpg

Обратили внимание, что домик охраны моста выполнен в виде миниатюрной копии башенки на вокзале Новосибирска и даже покрашен в тот же цвет.
Замечательно, что проход на набережную был отмечен на асфальте красными стрелками.
h-2434.jpg

Наконец, пришли. Это – пролет первого железнодорожного моста через Обь, построенного в 1893-1896 годах. По нему проходил Транссиб. А само строительство и послужило поводом к основанию поселения в этом месте, которое впоследствии и стало Новосибирском. 
h-2435.jpg

Девятипролетный мост был разобран на металл в 1990 году. Один пролет сохранили и установили в качестве памятника.
Памятник Александру III, по чьему указу и начал строится Транссиб, сейчас осмотреть практически невозможно из-за строительства. Жаль.
h-2433.jpg

А вот и само строительство нового моста.
h-2436.jpg

Обь в этом месте довольно широка.
h-2437.jpg

Спустились, потрогали воду. Это еще одна великая сибирская река на нашем пути.
h-2438.jpg

Прогулялись по набережной. Приятное место.

h-2439.jpg

h-2442.jpg


В этом месте сразу два моста – автомобильный Октябрьский и метромост. Необычно и красиво выглядит.

h-2441.jpg

h-2444.jpg

Решаем прокатиться одну станцию на метро – от Речного вокзала до Спортивной.

h-2440.jpg

h-2445.jpg

А нашу коллекцию пополнил медный жетон на вход в метро с буквой «Н». Непонятно, почему метромост над Обью сделали закрытым. Если бы у моста были окна, виды были бы отличные.

В поисках нужного нам магазина «Спортмастер», прошлись по новым районам. Все хорошо, только все дома и дворы огорожены заборами, через которые "не жителям" этих домов пройти нельзя. Приходится обходить по кругу весь район. Не здорово. 

h-2443.jpg

Городской скульптуры в Новосибирске немного. Эта – весьма забавная.

h-2446.jpg

Кое-где сохранилась деревянная застройка. Это дом 1911 года.

h-2447.jpg

Подошли к памятнику архитектору А.Д. Крячкову. Его стараниями в Новосибирске построено очень многое.  Причем в разных стилях – и модерн, и конструктивизм.

h-2449.jpg

Например, вот этот дом. Он называется «Стоквартирный».

h-2451.jpg

Или вот это здание, в котором находится правительство области.

h-2448.jpg

Пообедали в «Якитории».

h-2450.jpg

И мимо огромного здания театра Оперы и Балета,

h-2452.jpg

вышли опять на площадь Ленина.
Здесь есть памятник трамваю в виде фрагмента рельсов, вмонтированных в асфальт.

h-2453.jpg

А памятник Ленину грандиозен.

h-2454.jpg

Дальше у нас начинается автопрогулка. Мы едем в Академгородок. Не смог проехать мимо такой красоты.

h-2457.jpg

Проезжаем по Бугринскому мосту. Это двухкилометровый мост через Обь был построен в 2014 году.

h-2455.jpg

h-2456.jpg

До Академгородка, являющегося, фактически, районом Новосибирска мы добирались целый час. На Бердском шоссе, при повороте на проспект Строителей, не работал светофор, и пробка была жуткая.
Хочется при этом сказать пару слов о культуре вождения в Новосибирске. Ее нет. Абсолютно. Нигде я не видел столько возникающих из-за хамского вождения аварийных ситуаций. А опция в виде «поворотников» в местных машинах, похоже, отключена на программном уровне. Хамство и наглость некоторых водителей, помноженные на полное отсутствие разметки (а кое-где и асфальта) в городе, делают езду по нему крайне некомфортной.
Итак, Академгородок. Это – наукоград, основанный в 1957 году, и сосредоточие множества научных институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями.
Здесь, прежде всего, мы хотели увидеть очень интересный, можно сказать, уникальный памятник. Памятник лабораторной мыши.

h-2459.jpg


Отлично, что такой памятник есть. Ибо роль этих животных в научных исследованиях чрезвычайно велика, и человечество просто обязано быть благодарным этим животным.

h-2464.jpg

Вокруг Мыши даже урны с мышиной символикой.

h-2458.jpg

В Академгородке, как мне показалось, немного особенная атмосфера. Мой дед работал в свое время в подмосковном институте ИЗМИРАН, в Троицке. Когда мне было лет 5-6, он несколько раз брал меня к себе на работу. Там я видел какие-то диковинные установки, странные строения. Мне там очень нравилось бывать. Вот чем-то похожей на мои детские воспоминания показалась атмосфера здесь, среди кучи научных институтов.
Приятно здесь было прогуляться.

h-2462.jpg

h-2468.jpg

h-2460.jpg

После Академгородка помчались обратно в Новосибирск. В сегодняшнем плотном графике встреча с нашими родственниками, живущими в этом городе. Мы отлично пообщались, а Аня нашла себе нового хорошего знакомого. С итальянским именем Бенито. Вот он.

h-2461.jpg

После этой встречи нам только и оставалось – ехать в отель. Времени было уже много. Только заехали в мясной магазин, под названием «Торговая площадь». Его нам посоветовал родственник, работавший там на производстве колбасы. И, надо сказать, то, что мы купили, нам понравилось.
Новосибирск – очень интересный город. Его совершенно невозможно осмотреть за один день. И за два тоже. Но мы сделали все, что могли. Надеюсь, еще удастся приехать сюда.

h-2709.jpg

Утром следующего дня мы выехали в Омск. До него – 640 километров.
Дорога до Омска абсолютно непримечательна. Ехали, ехали и приехали. Из приятного – перевели время на час назад. Разница с Москвой уже всего 3 часа.
Заселились в отель «Флагман», расположенный на седьмом этаже торгового-офисного центра. В Омске в этот раз у нас просто техническая остановка – «на-переночевать».
На лестнице отеля нашел вот такое чудо.

h-2463.jpg

В Омске мы не задержались и утром, после завтрака в отеле двинулись дальше.
Проехали мимо красивого Христо-Рождественского собора
.

h-2465.jpg

Сегодня наша цель – город Тобольск в Тюменской области. Расстояние до него приличное – 800 километров. А это – больше 10 часов в дороге. Возле Омска уже знакомые нам по пути «туда» болота с мертвыми березами.

h-2467.jpg

При въезде в Тюменскую область опять переводятся часы – появился еще один час в запасе. Разница с Москвой уже всего 2 часа.
В Ялуторовске сворачиваем с Тюменской трассы на Тобольск. Места становятся более дикими, пропадает связь. Зато на обочинах появляются машины с горами грибов на капотах. Решили тоже остановиться – посмотреть, что есть в лесу. Зашел в лес ровно на 5 минут.

h-2469.jpg

Два подосиновика, два подберезовика, один белый. Хороший результат!
Подъезд к Тобольску очень красивый. Огромная надпись с названием города, установленная на высоком берегу Иртыша, очень фотогенична.

h-2471.jpg

h-2470.jpg

На въезде в город заехали в красивый и тихий Иоанно-Введенский женский монастырь, основанный в 1653 году.

h-2472.jpg

Приятное спокойствие. Я ценю это в монастырях.
По дороге завернули в магазин за продуктами и помчались заселяться. Квартира нам понравилась – все работает, неплохо оборудованная кухня. Нет только кондиционера. Ну, да ладно, потерпим. Не так уж и жарко.
Вечером сварили суп из найденных грибов.

h-2475.jpg

Опробовали тортик, купленный еще в Красноярске – очень даже вкусно.

h-2711.jpg

Утром, естественно, пошли на прогулку. Недалеко от нашего дома установлен очень интересный памятник - Робинзону Крузо.

h-2476.jpg

Казалось бы, где Робинзон и где Тобольск. На самом деле, мало кто знает, но у знаменитого романа Даниеля Дефо есть продолжение. Оно называется - «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо». И вот в этой книге Робинзон 8 месяцев живет в Тобольске, являющемся в то время крупным торговым городом на пути из Европы в Азию. Так что, памятник этот здесь вовсе не случаен.

h-2477.jpg

Небольшое совпадение – буквально пару дней назад мы в машине дослушали роман «Робинзон Крузо» и встретить знакомых героев было очень забавно.
Дальше мы пошли на кладбище... Дело в том, что здесь, на Завальном кладбище, находятся могилы умерших в ссылке декабристов. И автора сказки о Коньке-Горбунке – Петра Павловича Ершова. Походили, посмотрели. Странное ощущение. Могилы декабристов – вот они, фамилии прямо из учебника истории России. Муравьев, Кюхельбеккер...

h-2473.jpg

h-2478.jpg


Рассказали Ане, кто эти люди и почему они здесь. Нашли и могилу сказочника Ершова.

h-2479.jpg

Я, кстати, не знал раньше, что Коньку-Горбунку уже почти 200 лет. Петр Павлович написал ее еще в 1831 году.
Продолжаем прогулку. Тобольск – очень чистый и ухоженный город.

h-2480.jpg

Идем по направлению к кремлю. Подходим к целому скверу с памятниками П.П. Ершову и героям его сказок.

h-2483.jpg

Памятники получились просто отличные. Они понравились и нам с женой, и ребенку.

h-2481.jpg

h-2482.jpg

h-2484.jpg

Прямо за сквером Ершова начинается огромная Красная площадь.

h-2485.jpg

Здесь и кремль, и тюрьма, и водонапорная башня, и фонтан. Главная площадь города.
Возле стен Тюремного замка установлен корабль, принимавший участие в съемках фильма «Тобол».

h-2487.jpg

h-2486.jpg

Рядом памятник географу XVII века и архитектору Тобольского кремля Семену Ремезову. Достойный памятник.

h-2488.jpg

В сочетании с сегодняшней яркой погодой, Тобольский кремль очень красив и фотогеничен.
h-2490.jpg

h-2489.jpg

h-2491.jpg

h-2493.jpg

Старинная водонапорная башня, на мой взгляд, тоже украшает площадь.
h-2712.jpg

От нее также отличный вид на Гостиный двор.
h-2504.jpg

По Прямскому Взвозу
h-2494.jpg
проходим через Дмитровские ворота кремля и спускаемся в нижнюю часть города.
h-2498.jpg

Кремль высоко!
h-2495.jpg
А здесь, внизу, очень приятный жилой район. Как будто попали в какой-то маленький европейский город.
h-2497.jpg

Вид от Базарной площади очень хорош.
h-2499.jpg

Рядом с Базарной площадью расположена самая красивая церковь Тобольска - Церковь Захарии и Елисаветы.
h-2501.jpg

Построена она была в 1758 году. В советские годы здесь попеременно размещалась жилая коммуна и мебельная фабрика.
Рядом с церковью установлен памятник еще одному известному уроженцу Тобольска – композитору Александру Алябьеву, автору известной песни «Соловей».
h-2496.jpg

Вот как раз с соловьем он и запечатлен.
Идем дальше по пешеходной улице Мира. Тротуар отремонтирован. А вот старинные дома по этой улице пока ждут своей участи. Очень резкий контраст.
h-2500.jpg

h-2503.jpg

Наконец, подходим к довольно красивому, полностью отреставрированному дому. Здесь находится музей семьи императора Николая II.
h-2502.jpg

Купили билеты, взяли аудиогид. Музей интересный. Здесь представлены вещи членов семьи Николая и рассказано о времени их жизни в Тобольске после отречения императора от престола  в 1917 году и перед отправкой на их уничтожение в Екатеринбург.
h-2505.jpg

h-2506.jpg

Жизнь семьи последнего русского царя освещена здесь с бытовой точки зрения, понятной простому человеку. Это подкупает, дает прочувствовать трагедию и этой семьи, и многих других, да и России в целом в те годы.
Мне очень запомнился лист переписи населения. В ней стоит обратить внимание на графу «Главное».
h-2507.jpg
Очень интересные формулировки.
Музей нам понравился и запомнился. Обязательно надо брать либо экскурсию, либо аудиогид – без них мало, что будет понятно.
Я далек от идеализации образа Николая II, но убийство его со всей семьей выглядит дико. И музей очень неплохо дает прочувствовать эту атмосферу неминуемого (нам уже хорошо известного) конца жизни императорской семьи.
Мне кажется, этот музей нужно обязательно посетить, находясь в Тобольске.
Продолжаем прогулку.
h-2508.jpg

h-2510.jpg

h-2509.jpg

h-2513.jpg

Нашли замечательных котят. Они вылезли из-под забора посмотреть на мир.
h-2512.jpg

На подходе к костелу Святой Троицы
h-2511.jpg

начавшийся ливень загнал нас в магазин со странным названием «Низкоцен». Надо сказать, что здесь был очень интересный ассортимент продуктов, а некоторые казахские продукты (например, чаи) я вообще видел впервые.
Через полчаса дождь закончился, и мы по Никольскому взвозу поднялись на кремлевский холм.
Подъем, конечно, нехилый, но после Красноярских столбов нам все по плечу. 
h-2713.jpg

Зашли в сад Ермака, сопровождаемые опять начавшимся дождем. Памятник Ермаку был установлен в 1839 году.
h-2515.jpg

h-2514.jpg

А вот его состояние плохое. Он весь исчерчен надписями вандалов.
Зато виды от памятника хороши.
h-2516.jpg

h-2519.jpg

Наступает время обеда – идем к дому. Симпатичный и уютный, все-таки, этот город.
h-2518.jpg

Проходим мимо памятнику Ф.М. Достоевскому.
h-2517.jpg

Федор Михайлович, идя на каторгу в Омск, останавливался в Тобольске.
Церковь Петра и Павла за ним недавно отреставрирована, и при всей своей простоте выглядит здорово.
h-2520.jpg

А нашей Ане приглянулся прекрасный павлин.
h-2522.jpg

Заход в «Низкоцен» добавил в мою коллекцию ранее невиданные марки пива и не только.
h-2521.jpg

После обеда решили проехаться по городу и его окрестностям.
h-2523.jpg

h-2524.jpg

Катя нашла на карте рыбозавод - такое пропустить нельзя – едем!

h-2532.jpg

h-2531.jpg

Зашли на территорию, изучили ассортимент.

h-2530.jpg

Выбрали себе немного.

h-2525.jpg  h-2527.jpg

h-2528.jpg

h-2526.jpg

Нас даже в холодильник пустили – адский там холод.

h-2529.jpg

Все, что мы купили, оказалось очень вкусным. Такой вот рыбозавод.

h-2538.jpg

Выехали на берег Иртыша, он тут совсем рядом. И берег, и вода - грязные. Купаться не захотелось. Хотя виды приятные.

h-2533.jpg

h-2536.jpg

Позапускали «блинчики» с Аней.

h-2534.jpg

Семейное фото на фоне Иртыша.

h-2535.jpg

Скоро, видимо, здесь будет дождь.

h-2537.jpg

А мы едем опять к кремлю – там еще есть, что посмотреть. Прошлись вдоль стен Тюремного замка по высокому берегу. Виды изумительные, конечно.

h-2543.jpg

h-2540.jpg

h-2542.jpg

h-2539.jpg

А дальше идем вдоль стен кремля. Здесь тоже здорово.

h-2541.jpg

h-2544.jpg

Софийско-Успенский собор, все-таки, отлично выглядит.

h-2545.jpg

h-2546.jpg

Холм, на котором стоит кремль, тянется очень далеко.

h-2547.jpg

Стены и башни кремля – настоящая крепость.

h-2550.jpg

h-2553.jpg

Следующее место, которое мы хотели увидеть, расположено примерно в 15 километрах отсюда, за пределами Тобольска. Это место слияния (или стрелка) двух рек  - Тобола и Иртыша.
Доехав до деревни Медянки Татарские, поискали дорогу, по которой можно проехать как можно ближе к стрелке. Но все равно пришлось оставить машину на окраине села, а метров 200 пройти пешком. Недавно был дождь, и купать машину в грязных лужах на проселочно-рыбацкой дороге, совсем не хотелось.
Вот и оно, место слияние Иртыша (справа) и Тобола (слева).

h-2551.jpg

h-2548.jpg

Пока шли, за нами увязался забавный пес.

h-2552.jpg  

h-2549.jpg

Тобол.

h-2554.jpg

Интересно, что берег Тобола изрезан какими-то промоинами. Иногда они довольно глубокие.

h-2555.jpg

А пес, тем временем, нашел ранее закопанную кость. Ну, тоже хорошо.

h-2564.jpg

Поехали обратно. Тут же, в Медянках расположен аэропорт Тобольска. Совсем небольшой. Вот – аэровокзал.

h-2557.jpg

Даже памятник летчикам есть. А за забором видны несколько «кукурузников» АН-2.

h-2558.jpg

h-2556.jpg

А мы едем обратно в Тобольск, домой. По дороге заехали глянуть заброшку - Крестовоздвиженскую церковь 1790 года постройки. От кремля ее увидели и захотели подъехать, посмотреть. Очень фотогеничная заброшка. Без особой надежды на восстановление.

h-2560.jpg

Завтра мы уезжаем из Тобольска. Он очень нам понравился и запомнился. Чистый и опрятный старинный город. Супер!
Расстояние до Екатеринбурга не очень велико – 580 километров, но времени на этот отрезок пути, судя по навигатору, уйдет много – больше 8 часов. Выехали из Тобольска в 9 утра. В нескольких местах опять есть ремонты с реверсивным движением.

h-2559.jpg

В городе с необычным названием – Богданович встали в пробку почти на 40 минут перед железнодорожным переездом. Очень жарко – 35 градусов.

h-2561.jpg

Около 17.00 доехали до цели – отеля «Онегин» в Екатеринбурге.

h-2563.jpg

Только успели разгрузиться и поднять вещи в наш номер как ливанул сильный дождь.

h-2562.jpg

Вечером никуда не ходили, отдыхали от дороги.

h-2569.jpg

Следующим утром, после прекрасного завтрака в отельном ресторане, расположенном на 15 этаже, с панорамными видами, определились с планами на сегодня: едем в Невьянск! На стоянке рядом с нами стоял такой прикольный "Жук".

h-2580.jpg
До Невьянска всего 90 километров, поэтому сначала решаем покататься по Екатеринбургу. Город очень большой, по праву - это столица Урала. Здесь чувствуется и столичный размах, и деньги. Много новых высоких домов, и офисных, и жилых, дорогие машины, представительства иностранных компаний.
Сначала едем в район Уралмаша. Здесь расположена очень интересная водонапорная башня, построенная в авангардном стиле в 1929-1931 годах. Башня была предназначена для снабжения УЗТМ (ну, или по-простому, Уралмаша) водой.
h-2581.jpg

Несмотря на не очень хорошее ее состояние в настоящее время, башня выглядит просто суперски. Мне очень понравилось, люблю такую архитектуру. К сожалению, я заранее не записался на экскурсию, которые время от времени проводятся по башне энтузиастами, поэтому в этот раз пришлось ограничиться только внешним осмотром.

Немного прошелся по району вокруг. Интересные, довольно старые жилые 4-5 этажные дома. Видимо, здесь жили работники УЗТМ.
За огромным Домом культуры установлен памятник знаменитому разведчику Н.И. Кузнецову.

h-2577.jpg

Необычной мне показалась эта совсем новая Сергиевская церковь.

h-2570.jpg

Дальше, без остановок поехали в Невьянск. Дорога туда – отличное четырехполосное шоссе. Встречные полосы при этом разделены широкой полосой леса, так что дорог противоположных направлений не видно. Приятная дорога.
Въезжаем в Невьянск.

h-2714.jpg

Этот город был основан по указу Петра I в 1701 году на реке Нейве. Здесь был построен чугунолитейный завод, который тот же Петр I в 1702 году отдал под управление основателя знаменитой династии Демидовых – Никите Антуфьеву. С тех пор несколько поколений Демидовых, организовав бесперебойный выпуск чугуна, так нужного России, правили здесь, да и практически везде на Урале, как в своем собственном государстве.
Сейчас Невьянск известен, в первую очередь, за счет своей наклонной башни, построенной примерно в 1725 году по приказу Акинфия Никитича Демидова. Теперь там музей. Именно туда мы и едем.
Припарковали машину у входа в музей. Даже на заборе здесь есть герб Демидовых.

h-2568.jpg

А вот и знаменитая наклонная башня!

h-2579.jpg

Архитектор этой 57 метровой, восьмиэтажной башни неизвестен. И надо сразу сказать, башня эта наклонная, а не падающая. То есть с течением времени угол ее наклона не увеличивается, как построили – так и стоит.
Рядом расположен огромный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1824 году. В советское время в соборе был расположен производственный цех, который в годы войны выпускал авиабомбы. Сейчас собор полностью отреставрирован. Красиво выглядит.

h-2572.jpg

Зашли в здание краеведческого музея. Оно тоже непростое – до революции в этом здании находилась электростанция. В музее действуют ковидные ограничения – все в масках, сотрудники измеряют температуру посетителям. Купили билеты на экскурсию.
Мы пришли вовремя, экскурсия, начинавшаяся в 11.00, будет через 10 минут. Нам повезло. Кроме нас в экскурсионной группе всего 2 человека!
О Невьянской башне очень много мифов. Во время нашей экскурсии постараемся узнать, что из них правда, а что - нет.
Экскурсовод провела нас по территории музея, показала памятник Петру и Демидову. Хотя если честно, мне показалось, что это еще Никита Антуфьев. Судя по внешнему виду.

h-2576.jpg
Она рассказала, как много было сделано этими людьми для организации производства чугуна в этом месте. Наконец, мы подошли к самому ожидаемому – к башне.
Интересное начинается сразу. На 2-х нижних ярусах башни видны черные железные пластины. Оказалось, что это фактически металлический каркас здания. И выполняет он роль, которую в современном строительстве из железобетона, выполняет арматура, то есть создает напряжение. Вообще, башня изначально получилась наклонной. Что-то пошло не так с ее фундаментом из-за подвижных грунтов в основании. Но это – полбеды. Строительством каждого следующего яруса наклон пытались выровнять. То есть, у башни – изогнутая вертикальная ось!  Она имеет форму лука. Максимальное отклонение оси башни от вертикали находится на уровне башенных часов. А шпиль на крыше установлен абсолютно перпендикулярно земле.
h-2582.jpg

Башня эта была построена, в первую очередь, как часовая. Интересно, что стоимость строительства этого огромного, почти 60-метрового строения была 5 000 рублей. А часы, заказанные Демидовым в Англии и установленные на башне, стоили столько же! Такие вот высокие технологии XVIII века. Кстати, на деньги, суммарно потраченные на строительство этой башни, можно было в то время построить и запустить чугунолитейный завод...
Заходим в башню. На первом этаже показан один из распространенных мифов – подвалы, в которых Демидов заставлял своих крепостных рабочих выпускать фальшивые монеты.
h-2571.jpg

На самом деле, подвалов таких нет. Во всяком случае, их не нашли. Вопрос о фальшивомонетчестве, которым, по легендам, занимались Демидовы, тоже остается дискуссионным. Никто ничего не доказал.
Выходим с первого этажа и поднимаемся выше. Под ногами – чугунные плиты. Те, что ровные – относительно новые, а вот неровные видели самого Акинфия.
h-2573.jpg  h-2586.jpg

На втором этаже есть интересный экспонат – железный молниеприемник.
h-2567.jpg

В него, как подсчитано исследователями, молния била больше 140 раз. По нему это видно, ни одного «луча» целого не сохранилось! Таким образом, практически за 25 лет до «официального» изобретения молниеотвода Бенджамином Франклином в 1752 году, такая конструкция была установлена и действовала на Невьянской башне.
Идем дальше. Самая старая дверь в башне – единственная, которая сохранилась с момента строительства.
h-2574.jpg

Проходим лабораторию, в которой проверялось качество выпускаемого металла, и поднимаемся все выше и выше.
h-2575.jpg
      
Постепенно, под рассказ экскурсовода о курантах, поднимаемся к часовому механизму. Часы большие. Они занимают первый и второй восьмигранные ярусы башни. Циферблаты выходят на 4 стороны. Вот так циферблат выглядит изнутри.
h-2585.jpg

Программный металлический цилиндр, вращаемый при помощи гири весом в 192 килограмма, позволяет запрограммировать исполнение нескольких музыкальных произведений.
h-2594.jpg

Один раз в три часа, куранты не просто отбивают время, но и при помощи цилиндра с штифтами отбивают запрограммированную мелодию. В настоящее время это отрывок из оперы «Жизнь за царя» - «Славься». Нам опять повезло и сейчас будет как раз такая отбивка, в 12 часов дня!
От часового механизма наверх, к колоколам, идут тросики, за счет движения которых и происходит колокольный звон.
h-2596.jpg

Суперская мелодия и механизм выше всяких похвал.
Вид в окно с уровня циферблатов.
h-2595.jpg

Поднимаемся еще выше, по стремной деревянной лестнице. К колоколам.
h-2584.jpg

Аня загадывает желание, которое обязательно сбудется.
h-2591.jpg

И Катя тоже. С таким же результатом.
h-2583.jpg

Механизм звона колоколов очень интересен вблизи.
h-2593.jpg

Виды с этой высоты очень хорошие.
h-2589.jpg

Заводской пруд из перегороженной Нейвы. На балкон я выходить не стал - мой страх высоты никуда не делся.
h-2590.jpg

Так как мы очень спешили наверх, чтобы успеть к бою курантов в 12.00, то внизу в башне под часовым механизмом осталось не осмотренным одно очень интересное помещение. Спускаемся ниже. Это так называемая «слуховая» комната.
Для чего было сделано это помещение, сейчас точно неизвестно. Однако эта пустая комната вызвала почти детский восторг. Если в ней встать вдвоем по разным углам комнаты (примерно как я сейчас)
h-2592.jpg

и один человек будет что-то тихо шептать, то стоящий таким же образом в противоположном (по диагонали) углу комнаты человек ясно услышит эту речь. Удивительно! В двух других противоположных углах в это же время могут перешептываться два других человека. При этом человек, находящийся в центре комнаты не услышит вообще ничего.
На сводчатом потолке комнаты, если приглядеться, видны грани желобков, по которым и проходит звук.
h-2587.jpg

И при этом желобки пересекаются не в центре свода, что, как раз, и дает возможность одновременной беседы двух пар людей. Звук от каждой пары общающихся не пересекается. Отличный аттракцион.
Неизвестный архитектор-строитель башни был прекрасным инженером: напряженная конструкция башни, выравнивание ее наклона,  «слуховая» комната, молниеотвод. Жаль, что история не сохранила имени этого человека (или людей). Лично у меня есть большие сомнения в том, что его (или их) жизнь не загубили Демидовы после окончания строительства. Так сказать, для сохранения тайны. Невьянская башня – великолепное произведение инженерного искусства.
На этом экскурсия закончилась и мы, пропустив двигающуюся наверх следующую группу экскурсантов из примерно 20 человек (как нам повезло, что нас было мало!!!), спустились вниз. Поблагодарили своего экскурсовода – было очень интересно!
Недалеко от башни есть развлечения для детей. Туда и отправились. Начали с изготовления памятной монеты (тонкий намек, на то, что фальшивые монеты, все-таки, делались здесь?)) при помощи кувалды и бойка.
h-2597.jpg  h-2588.jpg

Дальше нас ждал «Прииск». Здесь можно было намыть (и что самое важное, взять себе) красивые местные камни.
h-2600.jpg  h-2605.jpg
h-2598.jpg

Замечательно, что после этого можно с помощью стенда определить, чтО ты «намыл».

h-2601.jpg

А после Аня поучаствовала в лотерее. Беспроигрышной. Выиграла, конечно!

h-2599.jpg

Напоследок сфотографировались у башни.

h-2606.jpg

Прекрасный музей!

h-2604.jpg

Покатались немного по Невьянску и поехали обратно в Екатеринбург.
Не заезжая в отель, немного покатались по городу. Город очень большой, много пробок, поэтому движение было не очень быстрое.
Заехали к небольшой городской скульптуре под названием «Тараканище».

h-2602.jpg

Видимо, здесь надо подключать ассоциативный ряд. И это – та самая птица, которая и съела «тараканище». Тем не менее, Ане птичка понравилась.
Подъехали к вокзалу. На вокзальной площади установлен хороший памятник танкистам-добровольцам.

h-2609.jpg

А это - «новое» здание вокзала, открытое в 1914 году.

h-2611.jpg

Оно многократно перестраивалось, а окончательный вид приняло только в 1946-м году.
Рядом расположено гораздо более красивое старое здание вокзала.

h-2610.jpg

Это здание было построено в 1878 году. Сейчас в нем расположен железнодорожный музей. А перед зданием вокзала установлены несколько забавных жанровых скульптур, изображающих работников железной дороги и пассажиров.

h-2715.jpg

h-2716.jpg

И есть несколько образцов железнодорожной техники. Например, фрагмент семафора.

h-2607.jpg

Недалеко от вокзала есть торговый центр, посередине которого торчит огромное здание. Как мне показалось, то ли заброшенное, то ли недостроенное.

h-2603.jpg

Заехали в отель, пообедали и продолжили осмотр города. Теперь пешком.
Рядом с отелем у нас красивый классический Троицкий собор, построенный в 1818 году

h-2608.jpg

Цветом и формами мне он очень напомнил Преображенский собор в Невьянске.
На улице жара за 30 градусов. В бодром темпе дошли до Дендрологического парка – здесь есть тень!

h-2615.jpg

Вышли на набережную реки Исеть и двинулись в сторону Плотинки.

h-2613.jpg

h-2614.jpg

Памятник клавиатуре. Немного потрепанный, но прикольный.

h-2616.jpg

Уголок The Beatles. Состояние – не очень. Этот уголок чем-то напомнил мне стену В. Цоя в Москве.

h-2617.jpg

Нашел своего ровесника. Привет, дружище!
h-2625.jpg

Дальше сделали небольшой крюк. Во-первых, очень хотелось купить воды (а ее нигде не продавали), а во-вторых – зайти Музей изобразительных искусств.
Несовместимое. Революционер – товарищ Малышев.
h-2618.jpg

И огромная церковь Большой Златоуст,
h-2622.jpg

оригинал которой, последователи революционных товарищей взорвали в 1930 году.
Кстати, памятник Малышеву мне понравился, а вот церковь – не очень зацепила – какая-то кричащая «новоделистость» в ней присутствует, как мне показалось. Плюс стоит она в очень суетном месте. Памятник Малышеву и Златоуст связывает еще одна история. Изначально, в 1977 году, памятник поставили на месте уничтоженного храма. А когда храм начали строить заново, памятник подвинули. Теперь он стоит на набережной Исети. 
С музеем случился облом. Пока мы искали вход в него, обходя его по кругу, он успел закрыться. Ну, не беда, придем завтра.
Воды, все-таки, купили. Правда, уже рядом с другим музеем - архитектуры и дизайна. Возле этого музея экспонируется много интересных старинных заводских машин. Настоящих, из века пара. Реальный стимпанк.
С удовольствием побродил рядом с ними – здорово, что ко всему есть пояснительные таблички. Вот, например, паровая машина конца XIX века.
h-2623.jpg

А это паровой листопроковочный молот. 1826-й год! Еще Пушкина застал в середине жизни! Серьезное оборудование.
h-2624.jpg

А это больше всего мне напомнило какого-то монстра из мультфильмов Хаяо Миядзаки.
h-2619.jpg

Рядом есть железная рыба.
h-2621.jpg

Подошли к историческому месту Екатеринбурга – так называемой Плотинке.
h-2626.jpg

Это плотина, длиной больше 200 метров и высотой 6,5 метров была построена в 1721-1723 годах по приказу В.Н. Татищева.  При помощи этой плотины вырабатывалась энергия, необходимая для работы Екатеринбургского чугунолитейного завода, фактически давшего начало строительству города.
Сейчас плотина отреставрирована, а вокруг наведена красота.
h-2627.jpg

h-2620.jpg

Сохранилась небольшая, наполовину деревянная, водонапорная башня, построенная в конце XIX века.

h-2628.jpg


Тут же установлен памятник основателям города В.Н. Татищеву и В.И. де Геннину.

h-2630.jpg

Памятник, на мой взгляд, получился неудачный. Лица персонажей способны лишь вызвать улыбку. Слышал версию, что горожане называют этот памятник «Бивис и Баттхед». Кстати, похоже.
Через дорогу от памятника расположен, наверное, самый красивый дом Екатеринбурга - дом коллежского асессора Н.И. Севастьянова. Он был построен в 1860-1873 годах.

h-2629.jpg

Сейчас в этом доме – резиденция Президента РФ.
Идем дальше. Екатерининская часовня, построенная в конце ХХ века на месте разрушенной церкви,

h-2631.jpg

соседствует с советским конструктивизмом.

h-2636.jpg

Прошли мимо самого высокого здания города – небоскреба «Высоцкий». Его высота - 188,3 м.

h-2632.jpg

Фотографируя что-то в разных городах, в том числе и здесь, в Екатеринбурге, чертыхаясь от обилия проводов в воздухе, нет-нет, да и вспомнишь добрым словом московского мэра Собянина С.С., убравшего все московские провода в центре города под землю.
Эклектика современного российского города – вентфасады и дерево

h-2634.jpg

Понравилось граффити с крутыми коровами.

h-2635.jpg

Около 20.00 вернулись в отель – на сегодня хватит. Вечером, обсуждая предполагаемый путь домой, пришли к выводу, что то, что у нас запланировано, а именно маршрут Екатеринбург – Набережные Челны – Москва, тяжел из-за длины последнего участка. От Челнов до Москвы примерно 1100 километров. С учетом подмосковных пробок, это больше 16 часов дороге. Решили немного переиграть. Отменили бронь в Челнах и забронировали отель в Кирове. Теперь наш маршрут такой: Екатеринбург – Киров – Москва. Получилась более равномерная разбивка по расстояниям.
Ночью разразилась сильнейшая гроза. Не совру, если скажу, что это была самая сильная гроза из тех, что я видел. Улица Розы Люксембург, на которой находится наш отель, имеет приличный уклон, и ее начало затапливать в низинной части – как раз там, где находится вход в отель. Несколько машин, заехав в эту лужищу, получили гидроудар и заглохли, а гаишники, приехавшие сюда и стоявшие с мигалками у въезда в лужу, почему-то не препятствовали попыткам новых героев испытать свою машину в преодолении брода. В 2 часа ночи я спустился проверить, не затопило ли нашу машину на стоянке. Перед входом воды было полно.

h-2633.jpg

Но на нашей стоянке все было спокойно. Ура!

h-2639.jpg

Утром, естественно, погода стала совсем другой – после грозы сильно похолодало. В новостях рассказали, что в Екатеринбурге были сильные подтопления. Когда вышли на прогулку, увидели, что грязищи на улицах было полно –  землю смыло с газонов.

h-2641.jpg


Коммунальщики вовсю были заняты ее уборкой.
Ну, а мы приехали к храму на Крови, построенного на месте так называемого «ипатьевского дома». В подвале этого дома в 1918 году был расстрелян Николай II и вся его семья.

h-2637.jpg

Рядом с храмом есть бесплатная стоянка приличного размера – туда и поставили свою машину. Сначала решили зайти в Музей царской семьи.
h-2717.jpg

Вход за нас – 300 рублей. Внутри все дорого-богато: золото, мрамор, росписи. Но абсолютно бестолково. Нет абсолютно никакой внятной информации ни о происшедшем с царской семьей в Екатеринбурге, ни о расследовании, которое было проведено. Какие-то фотографии и немного посуды. В общем – полное разочарование. Жалко потраченного времени.
Если честно, то после этого в храм на Крови не возникло желания зайти. Вот такие вот ощущения сложились. Внешне эта церковь мне не очень приглянулась. Огромная разница по впечатлениям между этим местом и Тобольском. Однозначно Тобольск выигрывает.
Идем в Музей изобразительных искусств. На самом деле, желание попасть сюда появилось после посещения Каслинского музея чугунного литья. Ведь именно здесь, в Екатеринбурге, находится значительная часть коллекции литья. И, главное, именно здесь выставлен знаменитый на весь мир шедевр – чугунный павильон, изготовленный для Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Купили билеты, зашли в музей и сразу – вот он!
h-2640.jpg

Это, конечно, настоящий шедевр. Даже сравнивать не с чем. Обошли его по кругу, и не раз, рассмотрели детали.
h-2645.jpg

h-2644.jpg

После павильона все небольшие экспонаты, конечно, не впечатляют.
h-2642.jpg

Остальные экспозиции музея не показались интересными, за исключением, наверное, только камнерезного искусства. В общем, честно говоря, для меня это оказался музей одного экспоната. Но какого!
Продолжаем собирать коллекцию российских метрополитенов.  Вход здесь (как и в Казани, и в Новосибирске) можно оплатить картой. Но можно и жетоном. Купили жетонов и для входа в метро, и на память.
Опа! Где-то я тебя уже видел! Здравствуй, старый знакомый!

h-2668.jpg

Это - старинный московский жетон, который использовался в московском метро, когда я был сильно моложе, с 1992 по 1999 год. А потом, похоже, их «сплавили» в Екатеринбург.
Решили прокатиться одну станцию.

h-2643.jpg

Название станции тоже почти московское.

h-2646.jpg

Аня ждет поезда.

h-2647.jpg

Вышли мы на станции «Геологическая»

h-2648.jpg

Видимо, выбрали не тот выход (а может он вообще один, особо не разбирался) и, чтобы попасть на улицу, пришлось пройти через огромный торговый центр.
Вышли на пешеходную улицу Вайнера. Широкая улица.

h-2650.jpg

h-2655.jpg

Ничем особенным эта улица мне не запомнилась. Скульптуры, едальни. В принципе и все.
После обеда решили дойти до смотровой площадки в районе Метеорологической горки. Метеорология здесь действительно присутствует.

h-2649.jpg

А вот виды – никакие. Видимо, подросшие деревья закрыли все, что раньше можно было увидеть.

h-2651.jpg

По дороге домой нашли граффити с лысой кошкой.

h-2652.jpg

Нагулявшись, вернулись в отель. Еще один красивый закат в "копилочку".

h-2670.jpg

h-2653.jpg

h-2657.jpg

Утром после завтрака загрузились в машину и выехали в сторону Кирова. До него – 850 километров.
Екатеринбург оставил очень приятные впечатления. Нам удалось только чуть-чуть узнать этот город, и появилось желание побывать в нем еще раз.
Недалеко от Екатеринбурга есть стела, обозначающая границу между Европой и Азией. Считается, что место для этой стелы выбрали неправильно, и граница расположена в другом месте. Тем не менее, у стелы мы остановились.

h-2665.jpg

h-2659.jpg

h-2661.jpg

Несмотря на «неправильность», мне понравилось оформление этой стелы. Жаль, не указано, что фактически это «муляж» границы. Кстати, торговцы подсуетились – здесь куча ларьков с продажей разных сувениров. Заходить не стал.
Дорога красивая.

h-2669.jpg

Вскоре после окончания четырехполоски на выезде из Екатеринбурга, начались ремонты с реверсами. Это реально огромная проблема для дальних поездок по России. Они отнимают очень много времени.

h-2662.jpg

h-2663.jpg

Ремонты ведутся сразу на большом протяжении – 15-30 километров и таких реверсов на одном ремонте может быть несколько.
У Перми – настоящий автобан. Жаль, что он не сильно протяженный.

h-2667.jpg

И опять – реверсы, реверсы...

h-2664.jpg

Запомнилось дикое качество асфальтового покрытия на Старом мосту через Вятку, при въезде в Киров. Это, конечно, полная... Ужас, короче.
Проехали мимо Троицкого Александро-Невского монастыря. Здесь идет реставрация. То, что получается – удивительно красиво. Цвет – «огонь».

h-2666.jpg

Через 15 минут доехали до своей гостиницы – «7 Холмов». Не шикарно, но для того, чтобы переночевать очень хорошо. А это нам и нужно. По дороге до отеля, заехали в супермаркет местной сети «Система Глобус». Порадовал выбор вятского пива.

h-2674.jpg

Меня удивили надписи на некоторых бутылках – «только для продажи в Кировской области». Такая вот протекционистская политика.
Вечером в кафе при нашей гостинице праздновали чей-то юбилей, но гости разъехались уже около 23.00, поэтому нашему сну это не помешало.
Сегодня у нас заключительный перегон-рывок домой. 950 километров. Поэтому завтрак проигнорировали и выехали пораньше, в пять утра.
Во дворе отеля, рядом с нашей машиной, стоял гость из «прекрасного далека».

h-2671.jpg

По дороге заехали к очень прикольному памятнику – самолету АН-8, установленному прямо возле многоэтажных жилых домов.

h-2672.jpg

А дальше уже без остановки едем в Москву. В Кировской области по дороге Р-176 есть многочисленные деревни, названные по фамилиям (видимо, жителей). Вот только некоторые из них: Казаковцевы, Назаровы, Кардаковы, Гулины, Наймушины... Крайне необычно.
Сегодня воскресенье, поэтому – чем ближе к Москве, тем глуше пробки. Но все когда-нибудь заканчивается. И пробки, и путешествие. Около восьми часов вечера мы вернулись домой.
Итак, "импортозамещающая" поездка на восток от Москвы завершилась. За 30 дней нам удалось проехать 12 500 километров и доехать до всех поставленных перед поездкой целей. Машина была молодцом и отработала эту поездку на «5 с плюсом».
А теперь несколько выводов. Путешествие получилось необычайно насыщенное и интересное. Мы никогда раньше не ездили так далеко на восток нашей страны, поэтому практически все увиденное было «впервые» и произвело большое впечатление. Нам удалось побывать и показать нашей дочке три великих русских реки – Иртыш, Обь, Енисей, увидеть несколько запоминающихся техногенных и природных объектов и даже покататься в трех российских метрополитенах. Теперь каждый из нас может сказать: «Я был в Сибири»! А это дорогого стоит.
Что же касается «импортозамещения» в путешествиях, тут все не очень однозначно. Поездки по России никак не могут нам заменить поездки в Европу (верно и обратное утверждение). Поэтому, я очень надеюсь, что скоро ковидный железный занавес упадет, и мы опять будем абсолютно свободны в выборе направления поездки. 

Мне кажется? Или я уже писал это год назад?...

Кстати, о ковидных ограничениях. Можно сказать, что в нашей стране в июле-августе 2021 года их просто нет. За всю поездку нам лишь дважды измерили температуру – перед входом на завтрак в новосибирском отеле и в невьянском музее. Маска же, по московской привычке нацепленная в магазине, вызывала некоторое удивление у других покупателей.
Про дороги могу сказать вот что – практически все дороги, по которым довелось поездить в отпуске, были хорошего качества. Исключение составили небольшие участки убитых дорог в Мариинске, Кирове и Курганской области. Все остальное – очень даже неплохо. Из неприятного – это организация движения во время ремонтов дорог. А именно – мои любимые реверсы. Они отнимают очень много времени и нервов.  Я понимаю, что ремонт дорог необходим, что реверсивное движение иногда бывает единственным способом не перекрывать дорогу полностью. Но когда таких участков встречаешь по 10 за день, это очень не радует.
И еще. Немного неожиданный вывод. Как, наверное, многие москвичи, я всегда очень скептически относился к фразе «Москва похорошела», транслируемой СМИ при всяком удобном случае во славу нашему мэру. Побывав в нескольких крупных городах за время этой поездки, я хочу сказать – во многом (конечно, далеко не во всем), Москва, действительно, похорошела. Во всяком случае, здесь неплохие дороги, нет давящей аляпистой рекламы, которая закрывает исторические фасады зданий, нет дикой парковки в 3 ряда, которая мешает проехать. Да тех же проводов в воздухе, мешающих и рассматривать, и фотографировать красивые здания, здесь, в Москве, тоже нет. Это не гимн Москве, а, можно сказать, список того, что мне не понравилось в городах, которых удалось побывать.
После завершения этой поездки у меня еще больше укрепилось желание ездить дальше и дальше. Ведь нас ждет и Байкал, и Приморье, и Магадан, и (хотелось бы верить) Ла-Рошель с Порту и Ла-Корунья... Время покажет, где мы окажемся в следующем путешествии.

h-2422.jpg


        

        

 

 

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru