Откуда: Москва, Москва Когда: 03/2021
По маршруту: Судиславль, Кадий, Макарьев, Мантурово, Шарья, Киров, Сыктывкар, Ухта, Усинск, Нарьн Мар, Пустозерск, Печера, Ижма, Усть - Цильма
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Странник Mos
Судиславль, Кадий, Макарьев, Мантурово, Шарья, Киров, Сыктывкар, Ухта, Усинск, Нарьн Мар, Пустозерск, Печера, Ижма, Усть - Цильма
05.03.2021
Дорога.
Везде народ в преддверии женского праздника и приезда долгожданных туристов активно зажигал солнце. Только вот около Ярославля снежный ураган свел видимость на дороге до 50м. Но в целом дорога отличная. Что порадовало, проскочили Кострому без заторов.
Судиславль.
Город поражен вирусом гостеприимства.
Где еще, бросив праздничный стол после первого тоста в честь милых дам, займутся с вами размещением?
На скромный вопрос «а перекусить» – «в ресторан я вас не пущу – разорвут, корпоратив на последок справляет зверосовхоз», и видь могли бы, были мы уставшие и голодные. А народ вытворял там такое что «молен руш» стоит в сторонке.
И накормит прекрасными двумя горячими котлеткам \ на каждого, с картошкой и разливным натуральным ягодным морсом.
Вечером, любуясь ночным звездным небом, мы отправились побродить по тихим улочкам Судиславля. Старинный городишко сохранил в себе постройки середины 19в., типичные купеческие лабазы с лавками на первом этаже и жильем на втором, с обязательным мезонином, некоторые и колоннами.
Над крышами домов подымался редкий вертикальный столб дыма – газовое отопление убило неповторимый печной запах провинции.
Хороши старые купеческие домишки, земская больничка, уже не желая. Монументален угловой дом со львами, затянутыми на зиму в пленку бывшего «грибного короля» края купца Ив. Петр. Третьякова.
Очень красив Успенский собор на высокой «кремлевской» холме бывшего городища. Взгляд сразу отметил ее поразительное сходство с изображенной на картине Соврасова «Грачи прилетели» (их на картине насчитано мной 33 хвоста). Город расположен на холмах с открывающими красивыми видами на долину реки Корбы.
Судиславль – Киров.
Дорога идеальная, солнце сверканием и снегом заставляли ехать как в тех тропиках в солнечных очках. Трафик средней загруженности, с высокой культурой шоферского состава.
На участок этой дороги нанизаны интереснейшие городишки со звучными названиями.
Кадий - простой костромской городишко утопающий в снегу;
Макарьев – когда-то он был форпостом продвижения новгородцев на севера, о чем говорят неприступные стены здешнего монастыря. Поражает мощь строительства церковных зданий, очень красивы виды на пойму реки Унжи;
Мантурово - городишко все на том же высоком берегу Унжи. Интересен краеведческий музей, расположенный в своеобразном деревянном дворце с разнообразной историей развития края, мемориал ВОВ, очень впечатляет количество уроженцев «Героев Советского Союза», спокойный провинциальный характер людей проявляется в периоды тяжелых испытаний, их беззаветная храбрость и выигрывает сражения за Родину;
Шарья - чудо железнодорожной цивилизации, вокзал 1906г. Продолжение пути Вологда – Вятка, сияет яркими красками на фоне белоснежных сугробов, забиты составами все подъездные пути, ну и конечно гордость Костромского края – паровоз Л-4334, жалко сугробы в человеческий рост перекрыли нам путь в кабину машиниста, а точно прогудели на всю округу. Впечатлил нас, знатоков железнодорожных путешествий, были и такие периоды в нашей жизни, памятник – макет в человеческий рост легендарному чайному подстаканнику. Что на ряду с выставкой детских работ посвященных МАМА – ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИЦАМ, очень настраивает на воспоминания о душевных разговорах в плацкартном купе под стук колес и позвякивание ложечки о подстаканнике. Умеет начальник станции из разъезда сделать культурно – просветительский центр области, да области, считай вообще общероссийского значения. Спешите видеть, а то ведь ранее стоящий у него раритет П36-0147 утащили алчные столичные руководители.
Вот такой он насыщенный перегон до Кирова, он же Вятка, он же Хлынов.
P.S. Знал же что он Кадый! Но справочник подсказал поправь на Кадий, отвлекся. Теперь для тех, кто поедет по нашим стопам: ехайте как хочется душе, все равно будет правильно, если засомневаетесь, то спросите в Кадии, где тут Кадый, о котором писали легендарные первопроходцы, думаю знающие люди подскажут Вам куда идти\ ехать. Править не могу уже, спасибо.
Киров, он же Вятка, он же Хлынов. Ну и помотало же местных жителей по топонимическим тропам!
Заехали вечером, потому живя на ул. К. Либкнехта вечерком просто прошлись по улочкам, площади Театральной - центру города. Город вновь выстроенный, огромный индустриальный, по-зимнему погруженный уже в дрему. Величественный Театр, администрация, университет.
По утру проехались по городу, ж.-д. вокзал, улочки, проспекты. Для погружения в историю заглянули первыми утренними посетителями в Диораму. Признаться, эту страницу истории –становление Советской власти в городе \ стране, сейчас активно вымарывают вчерашние половые и дворовые. А здесь редкий случай посмотреть на наших предков, широко шагающих колонной под красным знаменем победы. Сшибающих дружным залпом вчерашних приказчиков и околоточных с крыши, куда они забрались, чтоб вести прицельный огонь по мирной демонстрации трудящихся. В здании также расположена выставка знаменитой дымковской игрушки, не удержался, побежал на Спасскую улицу покупать аналог любимым. Экскурсовод добродушно рассказала о страшных днях перестройки, когда мастерицы чуть не разучились творить чудо, передавать его следующим поколениям, прорвались. Магазин сувениров на Спасской, берите авторские работы, бережно, оберегать от маленьких детей, или со строгими предупреждениями, что это не дешевая пластмассовая поделка. Потом просто побродили по старой, еще дореволюционной части старого города, с монастырями, церквями, легендарным АН-8, подымавшим на крыло не одно поколение летчиков \ борттехников, а уж сколько он перетащил на себе по северным аэродромом и подсчитать не возможно. И в дорогу на манящий Сыктывкар. Дорога все также идеальная, но уже надо контролировать заправки и ехать желательно в солнечных очках. Солнце и белоснежные снега продолжали все так же слепить. Красоты по сторонам не меряно, только изредка в бок уходили своротки к селам и следы снегокатов.
Сыктывкар, он же Усть-Сысольск.
Город прошел все пути становления – от чума, затем на их месте после Октябрьской революции выросли деревянные бараки. Затем пятиэтажки и вот сейчас на оленине, строганине и сопутствующих им нефти, газе и лесе вырос современный город с градусом отопления как в русской печке после вечерней закладки. Очень большой. Опять, повторю сказание о красотах лесотундры открывающихся с высокого левого берега р. Сысоль на вместе впадения ее в Вычегду – хорошо обустроенной набережной. В городе наличествуют театры, музеи и памятники. Все сосредоточено на небольшом клочке «откуда пошел город». Несколько монументов, интересна пожарная каланча, дома начала становления города. Был обнаружен в Усть-Сысольске и современный испанский замок, вновь привезенный из загранпоездки скорее всего заезжим олигархом для проживания в своих нефтяных владениях, это сразу за памятником А. Алексееву. Вечером провели научно – практическую конференцию о необходимости в Коми языке буквы Ỗ, в ходе бурных дискуссий пришли в всеобщему выводу что она очень нужна в языке общения, только выговорить ее трудно. А вот сопровождающую диспут лососина и строганина не совсем понравилась, по сравнению с пробуемой в Пинеге на празднике «Северного оленя», она явно проигрывала в послевкусие, или может антураж давал о себе знать, ну не идет она под джазовые распевки местного ди-джея.
С утра зашли в отдел этнографии краеведческого музея. Экспозиция наполнена предметами местных жителей, ведущих тяжелую борьбу за выживание с природой. Примитивное землепашество, богатые рыбные и охотничьи ловы. Интересная особенность - утлые челноки - лодочки, вместо роскошных кочей их соседей архангелогородцев. Привлекательна, но не разработана промысловая пушная составляющая. Вместо прославленных промысловых артелей прошлых времен, заваливающих «мягким золотом», т.е. рухлядью по-старославянски, все пушные аукциона страны, а затем и мира, теперь отдельные индивидуумы бродят с ружьишком, промышляют для собственных нужд и соседей. Не прорвались, китайский мутон и джинсы забили красоту куницы и белки, а может женщины понизили планку красоты? В результате, по словам охотоведов, дикое зверье совсем оборзело, обижает домашнюю скотину. В общем, город интересен.
Ухта – столица Лукойла и Газпром транс газа. Этим сказано все. Потому, как и всякая столица, она хорошеет и процветает. Новые благоустроенные районы, почти целиком выломанный старый деревянный город. Небольшая набережная, несколько тематических памятников освоителям северных земель и в первую очередь нефтяникам - романтикам. Прибыли мы в город в 30 градусный мороз, потому сразу прочувствовали это очарование здешней природы. Хотя это уже было потепление после 40 градусов. Вечером прошлись по улице, посмотрели на редкость патриотичные ледяные скульптуры (дед мороз и тот был кажется с логотипом Газпром транс газа) в общем вся работа города заточена на добычу энергоресурсов для страны и частично для зарубежья. По утру еще раз осмотрев город углубились в его историю вместе сведущим специалистом Историко-краеведческого музея Дмитрием Николаевичем. Сопровождение обязательно, только тогда вы получите представление о:
•Мезозойских и других периодах Коми, всевозможных окаменелостях,
•Путях освоения края неизвестными личностями, ухитрившимися занести сюда центрально азиатскую культуру,
•Мамонтах, бродивших целыми стадами,
•Живности которой посей день славится край, ее разновидностью, повадками и т.д., наличествуют отличные чучела, особенно волчья стая, матерые.
•Походу новгородцев, первые осваивающие экспедиции Ивана III по вытеснению тех же новгородских ушкуйников, ГАНЗЫ, решившей по старому английскому колониальному праву добраться до пушных богатств нашей российской глубинки.
•Ну и конечно самый главный – советский период освоения края. Примечательно что народная власть сразу начиная с 1919г! Начала посылать сюда геолого разведочные партии. Которые сумели открыть почти поверхностные выходы нефти и частично газа. Ну а дальше при помощи комсомольского порыва, грозненских мастеров нефтяников пошла работа по освоению огромных богатств. Активно применялся на лесоразработках края труд заключенных. Но основная тяжесть выпала на долю жителей края в годы Великой Отечественной войны. Стране остро нужно топливо. И его здесь начали добывать в промышленных масштабах иногда буря землю деревянными обсадными трубами (см. экспонат - чудо). Выполнить такие задачи мог только народ – победитель. Остальное из истории вы многие знаете: повсеместно земли края пересекаю широченные просеки для нефти \ газа проводов. В общем, главное в посещении города – экскурсия в музей и экскурсовод, который позиционирует музей как культурно – просветительский центр, занимающийся организацией туристических походов по всему краю. Детально рассказать полуторачасовую экскурсию не могу.
•На выезде осмотрели МИ 1 у здания аэровокзала и Силуэт изображения головы Ильича на склоне горы.
На этом знакомство со столицей Печерских нефти газа добытчиков мы закончили и устремились в изнуряющий путь в Усинск.
12.03 = 7300
P.S. Вместо указанной «английская Мезеня», необходимо читать «ганзея».
Здесь интересна тема попыток колонизации Западной Сибири в 16 веке англичанами, голландцами и их попытками повторить ее сейчас. И если тогда борьба шла за «мягкое золото» – пушнину, сейчас идет за «черное золото» – нефть и т.д. и т.п. Иван III сумел, организовав три экспедиции в Печерский край, пресечь жестко эти попытки. Теперешнее руководство также, несмотря на упорное сопротивление наших партнеров, руководствуясь данной историей, сопротивляется продавать нефть и газ за зеленые и радужные фантики, а менять на конкретные изделия (машины, станки, гламурное верхние белье и т.д. и т.п.), притом по справедливой нашей цене. Но погружение в данную тему дальше в Пустозерске, экскурсия на буранах уже заказана. (написано за год до начала спец.операции на Донбассе).
Усинск
До города добрались слегка утомлённые, дорога отличная, но сами понимаете однообразная, мелколесье, мосты, трассы трубопроводов «от нас к ним». Город просто отрезан от большой земли, добраться можно только на пароме или как мы, бесстрашные, по ледовой переправе. Отличительная черта – отсутствие моста чрз Печеру в Усть Усу и далее в Усинск, потому летом надо плыть только на пароме. Хотя за Усинском в сторону Нарьян Мара огромных мостов, чрз постоянно петляющую р. Колву немерено, загадка местного владельца недр Лукойла. Город определяется по огромному зареву жарящим небеса своими факелами сопутствующего газа в «Головных сооружениях». Господствует все тот же Лукойл, с добавкой Роснефти и еще какой-то домашней нефтедобывающей компанией. Жили около Памятника нефтянику, вечером посмотрели на труженика. С утра прошлись по городку, своими широчайшими улицами, напоминающими Тольятти, также весь заточено на нефтянку: памятник «кровососу нефтянику», скульптур совместил у комара жало с обсадной трубой, все равно что качать: кровь человеческую или кровь земную, талантливо и оригинально. Выразителен памятник трем поколениям защитников Отечества, храм, труженик МИ 6 в детском городке. Все вперед в неизведанное.
Стела «Полярный круг», символизирующая два мира, его мы перешагнули на 74км, исписанная надписями прошедших здесь потомками древних неандертальцев, обозначающих в основном окрестную молодежь. Ну а дальше начался самый фантасмогоричный пейзаж. За окном в резко обозначившейся тундре потянулись непрерывной чередой «Кусты» - скважины, имеющим данное условное обозначение, они идут непрерывной чередой вдоль дороги. Связанные между собой трубопроводами. Все это опутывает поверхность на протяжении куда взгляд хватает. В эту даль отходят, естественно, технологические дороги, по которым носятся Вахты, Ремонтники, все это круглосуточно в любой градус и погоду. Страшно тяжело дается Энергия. Можно полюбоваться все теми же факелами над вышками, огромными газораспределительными станциями, линии электропередач полностью сопутствуют трубопроводам. В общем индустрия добычи опутала всю лесотундру Печоры очень крепко. Один сплошной индустриальный пейзаж путаницы сетей трубопроводов, дорог и ЛЭП. Но крепкие хозяева у этой кажущейся неразберихи есть. Погода сопутствовала нам хорошая, небольшая дымка и поземка. Дорога очень хорошая. Часа в три добрались до ее крайней точки - вахтовый посёлок Харьягинский. Все, перешагиваем мысленно еще чрз один круг. Крайняя заправка Лукойла на большой земле. Само собой, на ней самопроизвольно организуется, строго на добровольной основе, колонна из четырех машин, закоперщик диспута Вахтанг, приехавший забрать у друзей вещи и теперь собирающийся обратно по зимнику, выдает предположение, что на завтра его закроют - пурга идёт. После околицы поселка проехали еще немного по насыпи и свернули на зимник.
Это просто укатанная дорога, об размеренная по обеим сторонам двухметровыми вешками со светоотражающими полосками, за ними если слетишь с полотна и один, верная гибель. Еще немного проехали, потемнело и замело. Видимость на дальность фар, контур дороги по габаритам соседа и вешкам. Летели шестьдесят километров этого зимника, не торопясь, за два с половиной часа. Крутые спуски в овраги, к ледовым переправам чрз реки \ ручьи обозначены дежурными тракторами – иначе КАМАЗы, (а в движении по дорогам участвовали, по моим наблюдениям, только они), не подымуться на подъем груженными. Во всю строиться и трасса, в сплошном буране несколько раз угадывались – светились поселки вахтовиков. Пурга, холод собачий, нет волчий, песец бегающий, пару оленей почему-то стоящий разно направленно - головой к хвосту и Человек рубящий трассу в тундре. Вот так мы и прошли зимник, на выезде напряжение спало, Вахтанг, моргнув ободряюще фарами, газанул быстро вперед и чрез пятнадцать минут мы его уже вытаскивали тросом из кювета – воткнулся в сугроб на повороте. Здесь все строго. Нас три экипажа, подошел КАМАЗ. Пока страдальца не поставили на дорогу никто не тронулся. Кстати, на соседней ветке было обсуждение «как ввернуть дюймовый анкерный болт KIA в метрическую резьбу на раме Нивы», диспут можно считать завершенным: все отлично вставляется даже по темноте и при снежной вьюге на морозе. «На эту скорость, двигаемся двадцать км и на аварийке»,- было резюме Вахтанга, после сорокаминутной спасательной операции. Буран вообще озверел перед долгожданным Нарьян Маром. Ну а потом был заслуженный финиш. Так без особых приключений мы добрались до верхней точки нашего маршрута.
13.03 = 7400
P.S. Это я к теме о хозяине. Вдоль всей трассы действуют строгие экологические предупреждения о необходимости соблюдать порядок в тундре, стоят указатели - до ближайшего места складировании ТБО – 3\5\10 км. Снега много, все той же кристальной белизны.
Нарьян Мар. Столица Ненецкого АО.
Город за полярным кругом не может быть большим в силу природных условий, местные так и говорят «мы в Арктике», от этого и все местные названия: гостиница «67 параллель», огромный Дворец культуры «Арктика», магазины «Белые ночи» и т.д.
Первым делом изучение края мы начали с краеведческого музея, история восходит ко всем известным самоедам, потом, благодаря наличию в здешних краях главного валютного поступления Московского государства – мягкой рухляди, сюда, вслед за вездесущими новгородцами, потянулись московские стрельцы с купцами. Они-то и заложили острожек Пустозерск, который взял под контроль все побережье Белого моря. Экспозиция обширная: быт ненцев, служивых людей, сегодняшние преуспевание. Город весь выстроен вновь, старых бараков и пятиэтажек совсем немного. Снабжение как везде в стране с изобилием, присутствуют местные деликатесы из оленины. Осмотрели памятники Як -9, построенному на добровольные взносы жителей в годы ВОВ, в порту памятник морякам участникам ледовых проводок, выделяется здание почтамта времен середины прошлого века, интересен своей необычностью памятник оленьим сводным отрядам, конница здесь не скачет, просто погонщик с упряжкой, только к погонному шесту еще и присовокупил винтовку, бить по привычке финна-фашиста прямо в глаз. Отмечен подвиг и сегодняшних защитников Отечества – памятник бойцу с Калашниковым в разгрузке. Посетили старообрядческий культовые сооружения: церковь и памятник самому известному борцу за старую веру протопопу Аввакуму. Город изобилует, в назидание старообрядцам, и церквями московского патриархата. Мне очень понравилась намоленная архитектура рубленного деревянного восьмерика! шатровой церкви. С куполами помню, каменные шатровые известны, а здесь чудная очень, притом строгого канона, внушающая духовное уважение, в отличии от оляпистого гламурного основа вновь возводимой каменной, напротив. Попы скромно притулили около церкви второй в стране памятник Великому князю Всея Руси Ивану III. С его активной деятельности и началось освоение здешнего края, основанием городища Пустозерск.
Изучение основного пласта истории мы совместили с посещением музея «Пустозерск» и поездкой на следующий день в само урочище. Музей расположенный в привезенном с городища доме крестьянина Щевелева дает теоретические знания, библиотечные, а вот поездка уже возможность потрогать руками то легендарное место. Итак, по историческому порядку. Заранее договаривались к экскурсии на снегокате с прицепной кибиткой, по-другому туда не добраться. У музея на лето есть еще альтернативный вариант - лодка, но сами понимаете, дело возведения нового кирпичного храма напротив нового деревянного, высасывает все бюджеты и потому из двух моторов с трудом сотрудники собирают один, а вот наше транспортное средство было готово строго к 9-00. Ребята: водитель Николай и экскурсовод Павел уселись на снегокате, нас загрузили в слегка под амортизированную кибитку с окнами и потащили по руслу рек, протокам, торосам и ухабам. Да забыл еще, снарядили нас очень тепло, переобули, мороз не давил сильно, -8 градусов, очень камфорное получилось путешествие. Минут тридцать вытряхивающей душу езды, и мы вступили на территорию заповедника «Пустозерское городище». Почему нас тянуло к этому месту: историческая ее значимостью. Русь только в 1480г., после стояния на Угре, сбросила татарское иго, умело лавируя политически отбивалась от польских интервентов, вставало засечной линией от набегов крымских татар. Народ подымал голову, а средств не хватало, при том всего: железа, серебра, простора. Потому мудрейший из Великих князей Иван III и повелел начать походы в Печерские края, тем более властвующая там новгородская вольница ослабла и отошла под его руку. Пришли стрельцы, вразумили всех подряд и обложили как водиться пушной данью. При том очень жестко, потому как контрабандным извозом пушнины повадились здесь заниматься датчане и англичане. Павел нам рассказал/ показал иллюстрации и границы заложенной крепости. Понятно, что местные не сильно возлюбили москвичей и неоднократно прилагали попытки сожжения острога. Но он стоял и после учреждения золотоносной Мангазеи в далекой Сибири стал еще и перевалочным пунктом туда. В общем процветал за счет ловов, охоты. Нефть появилась позже. Поселение было у всех на слуху, вот руководство и решило укрепить его государственное положение за счет ссылки в эту тогдашнюю глухомань наиболее активных и творчески одаренных своих противников. Из известных первым направился сюда протопоп Аввакум. Пятнадцать лет сидел он в земляном срубе со товарищами занимался, как теперь принято говорить, литературным творчеством на божественную тему, наставлял паству как надо молиться Богу. Потом перешел на личность царя и его семьи, в общем задел за живое и был приговорен. Редчайший случай в истории нашего государства, обычно головы рубили, а здесь к сожжению. Мы посетили то самое место, где была произведена казнь. Стоит стела, собранная из каменных глыб фундамента разобранной церкви, Кресты, почитаемые старообрядческой общиной. Простор и тишина. Интересна Теологическая особенность данного места, которая практически соприкасается с геологической. Почему в местах где пребывают пророки Веры всегда потом появляется нефть, что у нас православных, что у правоверных, еще недостаточно изученная особенность, затем сюда и приехали чтоб увидеть, осознать если удастся. В урочище стоит рубленная из кедра старообрядческая церковь, для приезжих паломников срубленная спартанская отапливаемая трапезная, а среди них стали очень часто появляться почтенные зарубежные гости: консулы Дании, Южной Кореи и т.д., тропят тропу даже китайцы, рассматривают нашу Арктику здесь. Общественные заведение строго на улице, без отопления, учитывайте!
Кроме духовности данного места сотрудники музея предложили нам проделать путешествие в нетронутую природу, по-модному сейчас направлению – в лесотундру, по эко тропе. Были мы в самой теплой ветро \ пуле\ непробиваемой одежде, в их сапогах повышенной везде проходимости, и поэтому мы рискнули, согласились. В результате брели за Павлом километра три из положенных кольцевых десяти. Посетили можжевельниковые поляны, распознали назначение "ведьминых метелок", ягодные (под снегом) поляны, доковыляли на из дохе до малой архитектурной, очень выразительной скульптуры, вытесанной из дерева местным умельцем «Хозяина места» и выдохлись. Взмолились и были отпущены им в обратную дорогу, со строгим упреждением вернуться и пройти весь путь до конца.
Продолжение следует, выдохся за сегодня физически и духовно. Питание в заведениях на хорошем поварском уровне. Уха из сига, ложка стоит в ней!
13.03 = 7517
P.S.
Критику принимаю. Но поймите меня правильно: разно плановость и разно векторность, на ряду разно возвратностью направлений исследований, в ходе нашей поездке зашкаливает: одному надо объехать все ближайшие аэродромы отмеченные богатой палитрой авиационной техники из его былой трудовой славы, другого манят архитектурные места, желательно с посещением музеев и ознакомлением с бытом местных древних народов, другому выдай и подай в два часа ночи сверкание северного сияния (и видь, засияло зараза), другому разъясните значение сего места в истории развития человечества и добывающей промышленности. Хотя, как Вы правильно отметили и поставили во главе всего – гастрономический вопрос, здесь интересы всех пересекаются. Согласен, тему раскрыл недостаточно, потому как не уделил ей внимание в впопыхах.
Продолжение Нарьян Мара масленица и окрестности.
Сегодня можно сказать разгрузочный день. С утра на центральной площади затеялся праздник Масленицы: с блинами, шашлыками из оленины, декорациями и грандиозным концертом. Погода позволяла гулять от души: солнце и легкий 8 градусный морозец. Малышня и взрослые оттягивались по полной в суровых условиях Заполярья. Мы прокатились до поселка Искателей – легендарное место, где на маленьком пяточке живут Герои геологоразведчики всех поколений. Скульптура классического геолога на постаменте в теплой тужурке с бородкой, целеустремленный взгляд вперед, попирает вздыбленную под ногами землю. Стелы, рассказывающие о подразделениях геологоразведки участвующих в освоении недр. Макет вышки и трубопроводная стилизованная арматурная вышка. Очень большая скульптурная композиция, посвященная труженикам лесоперерабатывающего завода, метров на 15 вытянута в длину дерево разделочная пилорама. Мужчина и женщина – красавица распускает бревно на доски под сияние северного сияния (моя трактовка). Заскочили по пути в Красное посмотреть тамошние масленичное гулянье и Этно центр «Арктика» поздороваться со скучающими олешками. Все, вечером немного покататься на катке. Завтра в обратный путь.
14.03 = 7652
Путь обратно.
С утра приступили к возвращению на большую землю. Как же хорошо ехать по зимнику в солнечную безветренную погоду. Катишь по тундре, а насколько взгляд хватает кругом белое безжизненное безмолвье. За исключением порядка трех вахтовых городков дорожных строителей, дежурных трактористов на подъемах и двух встречных машин. И все, редкий кустарник, карликовая елочка и абсолютная тишина. Для городского жителя наступает жуткая оторопь от ощущения себя песчинкой в пространстве. Разительная картина от дороги прошлой ночью, ветра и пурги, как будто этого никогда и не может быть в такой благодати. Днем хорошо прослеживается черта перехода из тундры в лесатундру на границе вахтового городка Харьягинский. Проехали КПП и понеслась жизнь: заправки, вахты, трубопроводы повсюду, вышки в облака. Не спеша добрались чрз две ледовые переправы чрз р. Печору. Удивительная особенность природы: ночью до 20 градусов мороза, днем около десяти, а на солнце снег начинает подтаивать на трассе, да и в русле речки видны проталины. Не уж-то зимник, а значит и связь с большой землей продлиться всего месяц? Печора.
14.03 = 7764
17.03 = 8243
Вечером достигли Печоры. С утра устремились по городу. Он отрезан от большой земли одноименной рекой, по холоду на переправе стоит отметка 20тн, а по лету только паром. Город все равно довольно большой, индустриальный. Из достопримечательностей несколько общеизвестных памятников и паровоз у станции. Главная изюминка - объект «РЛС за горизонтного слежения типа «Дарьял», которая, по нашим сведениям, видит всю Северную Америку, но потому как КПП перед ней выдвинули за пять км, что на ряду с лесом, делает ее невидимой для простых смертных и не дает возможности полюбоваться столь замечательным грандиозным сооружением ВПК\ВКС, это вам не РЛС в Ревде под Оленегорском на Кольском, на расстоянии вытянутой руки, проехали.
Дальше мы заглянули в ближайший медвежий угол – Ижму, от трассы и ж.д. дороги в 100 км на берегу одноименной реки. Добрались под вечер и признаться сразу прониклись аурой абсолютной глухомани, с элементами цивилизации: магазины, обрывочный интернет, хорошая теплая гостинчика с подручной кухней и удобствами на этаже. Но главное это тишина, кроме тявканья собак, на нас прогуливавшихся по улочкам поселка, ни каких посторонних шумов, как на подводной лодке. Село старое, восходит корнями к пришествию в сии места новгородца Ивашки Ластки (памятник в лежащей по близости в 130 км Усть Цильме). Пришли они и началось бурное развитие края, сюда потянулась самая передовая часть российского крестьянства - «беглые от крепостного гнета», ну и конечно их передовой отряд «ушкуйники», сначала грабили, потом поняли, что лучше осесть, простора хватало. Опять, для себя отметил боевую особенность здешних людей, берущую видно свое начало из прошлого, на маленькое село Два Героя Советского Союза. В честь Хатанзейского А.Г. названа улица на которой мы жили, стал им в 22 года, погиб в 45г. на Балатоне в Венгрии. Очень красиво ночью на набережной у мемориала Героям Гражданской войны и ВОВ. Были здесь и такие Революционные события сто лет назад, – изгнание интервентов англичан, не усидевших на белогвардейских штыках, но красных партизан они убили много, что «белой кости» считать низшее сословие. Сохранилось много старых двух - трехэтажных, с учетом мезонина, домов. Особенно красив дом купца Попова, в котором сейчас расположен местный краеведческий музей, который с утра мы и посетили. Погрузились в полную историю края. Два храма.
Ознакомившись с сим «медвежьим углом», мы, переправившись по понтонной переправе на противоположный берег, попали вообще в «сказочную землю», народ в этом единственном месте республики не отошел от гужевого способа передвижения, в основном, хотя изредка пользуется и автотранспортом. За дровами не на тракторе Беларусь или снегокате, а на лошади, селян перемещать, так же, загрузил в сани розвальни и повез. Интересна порода лошадей – мохнатые как в шубах, видно потомки монгольской конницы, времен Батыя. Очень самобытные села левобережья: село Сизябск, пошивочная мастерская местных промыслов, деревня Бакур, село Мохча лошадиное царство, Гам. Деревянный храм – колокольня в Машьюге в развале.
Обследовав данные сказочные края нас потянуло в «загоризонтный медвежий угол» - Усть Цильму, 230 км от трассы и ж.д. дороги, на берегу Печоры, она здесь набрала уже полную силу – с километр шириной. Поселок Усть-Цильма на редкость большой, расположен на уступах правого берега, плавно спускающего к Печоре. Мемориалы, храмы, три столба языческих истуканов, символизирующих пришествие в сии края цивилизации в лице легендарного новгородца Ивашки Ластки. Суетно очень живут в самом дальнем углу Коми страны. Общественный транспорт заменили личным, вот и происходит постоянное движение отсюда - туда. Поселок известен как место подвижничества петербургского ученого просветителя Журавского А. В. Все, после крайней северной точки в виде Нарьян Мара мы приобщили еще крайнею точку глухого края. Вернулись на ночевку в полюбившуюся тишайшую Ижму.
18.03 = 8324
P.S.
Село Мохча родина легендарной советской лыжницы Раисы Сметаниной, 4-кратной олимпийской чемпионки, 7-кратйная чемпионки мира, многократной чемпионки СССР, заслуженного мастера спорта СССР. Дом не нашли. Она заезжает иногда на Родину.
Данная особенность является подтверждением того, что данный край является Родиной людей, которые умеют побеждать. Наблюдение за лыжными гонками школьников под руководством все тех же, как у Сметаниной, учителей вселяет надежду что кузница спортивных кадров и просто здоровых людей не оскудевает.
19.03=8394
На обратной дороге удалось запечатлеть трассу газопровода шириной с футбольное поле, считай четыре нитки идет отсюда в Россию и дальше.
Потом был путь домой
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.