Откуда: Москва Когда: 08/2021

По маршруту: Пошехонье, Вельск, Архангельск, Кудемская УЖД, Северодвинск, Малые Корелы, Вологда, Кострома

Когда мы вернулись из этой поездки, я сразу решила, что отчёт писать не буду. Во-первых, было много диких стоянок в местах, интересных лишь красивой природой. При этом мы, собственно, никуда не ехали. Во-вторых, гвоздь программы - проезд по Кудемской узкоколейке - был осуществлён, строго говоря, не на авто, а значит, не вписывается в тематику сайта. И всё-таки вдруг кому-то будет интересно и полезно. Заранее прошу прощения у тех, кому этот отчёт покажется чересчур лирическим, но другим он не мог бы быть. Я опять буду выделять личное италиком, чтобы отделить от информативной части. Хотя порой отделить сложно.

Экипаж стандартный: Водитель - Виктор, штурман, диджей, повар и пр. - я, Анна. Ну и бывалый наш УЕМ - Рено Сандеро Stepway.

День 1-й 08.08 - Трудовая Северная - Углич - Рыбинск - Пошехонье. (пробег 356 км, суммарное время в пути* - 7:50)

* - время от старта до финиша, включая точки и еду

Старт с дачи - 8:50. Если мы едем в северном направлении, то предпочитаем стартовать с дачи в посёлке Трудовая Северная на Дмитровском шоссе. Таким образом мы избегаем вылетных московских пробок, а также лишаем жителей нашего московского двора зрелища бесплатного цирка под названием "Попытка впихнуть невпихуемое в багажник".

Едем знакомой дорогой до Нерли через Талдом. Правда, мы тут уже пару лет не ездили и с огорчением замечаем, что дорогу подраздолбали. Разумеется, как всегда в начале пути, начинается дождь (к удачной поездке - примета не подводит!). Восхищаемся позитивной российской топонимикой. Забавно, что все эти "весёлые" населённые пункты расположены на одной трассе (на Талдом).

Оставили в стороне Калязин и Кашин (в Калязине мы были, плавали на лодке к колокольне ещё до всяческих её реставраций, а Кашин - наш должок) и под дождём въехали в Углич. Мы тут были, но всё-таки прогулялись чуток под зонтом, заодно и пообедали. Кафе Русская кухня - вкусно.

Место нашей первой ночёвки точно определено не было. Это мог быть и Рыбинск, и Череповец, и даже не исключалась дикая ночёвка на берегу Рыбинского вдхр., но больше всего манило Пошехонье. Видимо из-за названия. Мы читали в Интернете про этот город, смотрели фото, и нам очень захотелось именно туда, хотя мы уже знали, что никакого отношения к Салтыкову-Щедрину он не имеет.

Проехали Рыбинск без остановки, со вздохами глядя в окна: тут надо обязательно побывать, пусть это будет ещё один наш должок. Дорога на Пошехонье - 50 оттенков серого в формате 3D. Заплатка на заплатке. К тому же усилился дождь.

Всё равно по дороге пара "точек" - заброшенных церквей, ну куда ж без них! Трава до пояса, я быстро промокла штанами, а Витя даже не стал выходить из машины.

Кстати, идея про геокэшинг мне понравилась. А то мы всё лазим и лазим по всяческим заброшкам, счёт, наверное, уже перевалил за сотню, а ведь наверняка к ним привязаны клады! Мы однажды со старшим сыном и его друзьями брали клад в Тверской области как раз рядом с заброшкой. Прикольно было!

16:40 - Приехали в Пошехонье. Нашли гостиницу Сога (по названию реки) прямо в центре города. Но добрая тётенька-администратор сказала, что удобства только на этаже. В другой раз, может быть, мы бы и согласились, но это была наша первая ночёвка и как-то очень уж хотелось расслабиться и не начинать с лишений. Тётенька посоветовала нам ехать в Чудной двор, да мы и сами про это место знали. Это база отдыха на берегу Согожи (вторая река в Пошехонье). Там есть коттеджи, которые снимают семьи на длительный срок, а есть современная деревянная двухэтажная гостиница на этой же территории. Есть кафе, где сносно кормят комплексными завтраками-ужинами, спортивные площадки, а главное - прекрасный песчаный пляж.

К вечеру дождь прекратился, но продолжало быть холодно и дул сильный ветер погода улучшилась. Мы искупались в Согоже. Но, к сожалению, само Пошехонье так и не посмотрели, так как Чудной двор находится за пределами города, пешком до центра далеко, а ехать на машине уже не хотелось. Ну будет ещё один должок. В нашем экипаже есть традиция: заселились в гостиницу, припарковались - и машину больше не трогаем - только пешком. Нарушаем мы эту традицию очень редко.

День 2-й 09.08 - Пошехонье -Кукобой - Вельск. (пробег 433 км, суммарное время в пути* - 8:40)

9:40 - Старт из Пошехонья. Следующее место, которое я хотела посетить - Кукобой. Опять привлекло название! Да ещё из Интернета узнала, что там есть прекрасный необычный храм. А ещё - что дорога там более, чем ужасная, её даже прозвали "прощай, подвеска", но об этом я Вите не говорю. Он вскоре сам это понял. Опять 100 оттенков серого в 3D, причём 3D, усиленный по вертикали: ямы имеют глубокие вертикальные края. Приходится ехать по обочине. Уж лучше честная грунтовка, чем такое! Хорошо хоть, что погода сделалась по-честному хорошая.

Храм в Кукобое действительно заслуживает внимания. Странно, что он декорирован плиткой.

Ещё немного мучений, и мы выворачиваем на вожделенную М8! Непривычно тихо стало в ушах от хорошего асфальта! Едем на север. Следующая наша точка - Корнильево-Комельский монастырь, точнее, руины, которые от него остались.

Несколько интимных слов о том, почему я хотела посмотреть именно Корнильево-Комельский монастырь, а также, забегая вперёд, Вельск. У меня была подруга Таня, а у Тани была бабушка. Мы дружили с Таней с детства, я хорошо знала эту интеллигентную московскую семью. Но бабушка была родом из Вельска. И вот она сподобилась написать мемуары, где, среди прочих воспоминаний, описывала своё детство и юность в Вельске. Когда бабушка умерла, а нам стали доступны технологии, Таня перевела эти записки в цифровой формат (колоссальный труд!). Сама Таня по причине слабого здоровья не могла поехать в Вельск и посетить те места, о которых писала бабушка. И вот я загорелась идеей побывать там, пофотографировать и показать Тане хотя бы фото. Но и у нас по семейным обстоятельствам поездка из года в год откладывалась, а потом Таня умерла. Я тяжело переживала смерть близкой подруги и пообещала себе, что в Вельск я всё равно обязательно поеду. В память об этой замечательной семье, которая, увы, не оставила потомков. А что касается Корнильева монастыря, то он тоже упоминается в мемуарах. Бабушка со своими родителями почему-то жили там одно лето, и она вспоминает, что её почему-то пугали сводчатые потолки в столовой, где они обедали.

Корнильево-Комельский монастырь расположен не доезжая Грязовца справа от трассы. Там есть дорога, но она непроезжая, по крайней мере, в дождливый год. Есть объезд по полю, но там тоже были огромные лужи, заваленные ветками (кто-то сидел!). Оставили машину и пошли пешком, благо идти совсем недалеко. Вот всё, что осталось от монастыря. Где там эти сводчатые потолки? L

Вологду проезжаем по объездной - может быть заедем на обратном пути.

Между Вологдой и Вельском было намечено несколько точек - заброшенных церквей. Информацию брала с сайта sobory.ru. Но по причине дождливой погоды мы к большинству из них не проехали. Чаще всего дорога, указанная навигатором, заканчивалась либо зарослями травы по пояс, либо огромной лужей с илом на дне, гладкая зелёность которого говорила о том, что тут давно никто не пытался ехать. Ну вот удалось посмотреть церковь в селе Боровина. Она частично отреставрирована и поражает своими размерами: три этажа!

18:00 - Вельск. Гостиница Юрьево Подворье. В отреставрированном доме 19 века. Замечательно: то, что мы любим.

Нам достался номер с альковом и с шестью окнами! А интерьер гостиницы тоже как музей!

Вечером пошли гулять по Вельску. Прекрасный город! Жаль, что не могу поделиться с Таней.

День 3-й 10.08 - Вельск - берег Северной Двины. (пробег 319 км, суммарное время в пути* - 5:55)

8:50 - Старт из Вельска. Продолжаем двигаться на север. Дорога хорошая, погода тоже. На заправке в поселении Березник потеряли много времени. Машин было совсем мало, но из машины перед нами высыпало многочисленное семейство и перед кассой они стали, перебивая друг друга, обсуждать, что каждый из них будет есть. В итоге согласились, что все будут хот-доги. И тётенька, которая была у кассы одна, медленно и с любовью делала эти хот-доги каждому, а мы всё это время ждали возможности оплатить бензин. Привыкаем к неспешной северной жизни!

Справа от нас в соблазнительной близости течёт Северная Двина. Решили, что пора сделать дикую ночёвку. Близ деревни Низ нашли съезд, который привёл нас на поляну у реки. Хорошая поляна, на крепкую четвёрку с плюсом. Не пятёрка - потому что слишком открытая, мы любим поуютнее - в кустиках. А вообще - по краю поляны красивые сосны, кусты шиповника, за ними лес (дрова), удобный, хоть и крутой, сход к реке, песчаная отмель. Чего ещё желать? Да и от посёлка далековато: местные пешком вряд ли придут, а рыбак на велосипеде - ну куда ж без него? Рыбаки - наши друзья: если бы их не было, не было бы и подъездов к водоёмам.

Долгожданная встреча с Природой! В первый вечер устали, поэтому не стали заморачиваться с мудрёным ужином. Вскипятили чайник, заварили Доширак. Ну и по традиции - виски и себе и Хозяину места (видать ему маловато из крышечки плеснули, так как на следующий день погода опять испортилась).

Вот такие мы эстеты: в лесу пьём только виски. Но теперь всё, отплясались.

День 4-й 11.08 - Днёвка на берегу Северной Двины.

Купаемся, собираем грибы в лесу, готовим на костре экзотический обед. Опять дождь, но мы купаемся в любую погоду. Теченье в реке - жуть! На открытом месте купаться стрёмно: унесёт к чертям. Купаемся в лагуне. Но и тут сразу резко глубоко.

Сходили в лес. Лес очень красивый. С веток свисают такие лишайники. Грибов немного, но на сковородку хватит.

Готовлю на костре обед туриста из трёх блюд. Первое: суп (правда, из пакетика), но со свежим щавелем, собранным тут же на поляне. Второе: жареные грибы из леса. Третье: чай с шиповником, собранным вокруг поляны, и мятой, найденной у реки.

Обожаю готовить на костре. Именно тогда во мне просыпается креативный кулинар, который почему-то дремлет на московской кухне.

Всё-таки один существенный минус оказался у этого места: очень много мошки. На лицо у меня был накомарник, а про щиколотки я не подумала, надела штаны без резинок. Потом всю оставшуюся поездку мои ноги были как красные столбы.

День 5-й 12.08 - Берег Северной Двины - Архангельск. (пробег 192 км, суммарное время в пути* - 2:40)

Подъём в 5:45 (на природе спится сладко, и чтобы выспаться, нужно гораздо меньше времени). Снятие лагеря и снова в путь. В 12:00 мы уже в Архангельске. Остановились в гостинице Двина - большая и современная. Въезд в Архангельск омрачился небольшим происшествием. Строя маршрут к гостинице, навигатор, разумеется, повёл нас какими-то задворками. И тут УЕМ довольно сильно цепанул брюхом какую-то неровность на асфальте. Просто горбыль какой-то. Витя расстроился вдвойне: от того, что разволновался, не пробили ли мы бак, и от того, что он видел этот горбыль, но не придал ему серьёзного значения. А когда Витя расстроен, надо сидеть тихо и терпеть. Я это очень не люблю.

Чтобы скомпенсировать огорчение от инцидента, пошли обедать тут же в ресторан ElFuego. Аргентинская кухня. Ну где же ещё поесть паэлью, как не в Архангельске! Паэлья, правда, была очень вкусная. Но где же рыбка? Грибочки? Справедливости ради сразу надо сказать, что рыбки мы потом изрядно поели. Вообще в Архангельске очень вкусно везде.

День 6-й 13.08 - Архангельск (без руля).

Вообще Архангельск нам очень понравился. Сначала посетили Северный Морской музей. Очень интересно. Про освоение Севера и вообще про всё морское - я это очень люблю.

Коллекция рынд с известных кораблей.

Можно попробовать вязать морские узлы, но у меня не получилось.

Потом, так как время позволяло, решили покататься на теплоходике. Ближайший рейс был на Кегостров, на него мы и сели. Архангельск расположен в дельте Северной Двины, там множество рукавов и островов. Поэтому речной транспорт пользуется популярностью. Приплыли на Кегостров и сразу окунулись в атмосферу настоящего деревянного северного городка! Даже с деревянными тротуарами. Погуляли и следующим теплоходом поплыли обратно в центр.

Погуляли по набережной, а потом по верхним улочкам.

День 7-й 14.08 - Архангельск - Северодвинск - Кудемская УЖД - Белое Озеро. (пробег 65 км, суммарное время в пути* - 2:00)

Старт из Архангельска 9:15. На сегодня запланировано самое авантюрное мероприятие всей поездки: Кудемская узкоколейка.

Кудемская УЖД в теперешнем её формате берёт начало на станции Водогон в десятке километров от Северодвинска и устремляется на юг в глубокие леса. Маршрут поезда, который ходит два раза в день (туда и обратно), заканчивается на станции Белое озеро и не имеет промежуточных остановок. Сама дорога продолжается и за Белое озеро, но поезд там уже не ходит, а ходят только частные дрезины. У местных есть эти дрезины самых разных моделей и калибра. Изначально, как и очень многие северные узкоколейки, эта дорога была предназначена для вывоза леса. Потом, когда железнодорожный транспорт заменился лесовозами (я считаю - зря! Всю природу раздербанили, лучше бы рельсы оставили), многие узкоколейки были разобраны. А этой повезло, так как она оказалась единственным средством сообщения с посёлком Белое озеро: автомобильной дороги туда нет. И по сей день дорога пользуется популярностью у дачников, рыбаков, грибников.  Я вообще великий фанат всякого транспорта, особенно железнодорожного, особенно узкоколейного. Случайно вычитав в Интернете про Кудемскую УЖД, я загорелась желанием обязательно по ней проехать!

Приехали в Северодвинск довольно рано и решили сделать рекогносцировку: проехать на Водогон и выяснить, ходит ли вообще поезд. Станция Водогон являет собой короткую низкую платформу и ряд узеньких гаражей вдоль неё, из которых пандусом нисходят рельсы. В этих гаражах хранятся дрезины. Никаких стендов с расписанием, другой информацией (хотя бы с названием станции) нет. Расписание мы заранее узнали из Интернета, но сомневались, актуально ли оно. Рядом автобусная остановка, на ней люди. Расспросили их, они сказали, что поезд ходит. Ну хорошо. Поехали обратно в Северодвинск заселяться в гостиницу. Выбирали гостиницу по главному критерию: чтобы была охраняемая парковка. Выбор пал на "Парковая 9" - незамысловатое название, да и адрес легко запомнить. Дело в том, что расписание узкоколейного поезда таково, что на нём не получится обернуться туда-сюда за один день. На Белое озеро он идёт вечером, а обратно только на следующий день утром (или днём, если воскресенье). Поэтому надо было планировать где-то там переночевать, а машина чтобы переночевала в Северодвинске отдельно от нас. Люди, конечно, делают проще: приезжают на машине на Водогон и там её оставляют. Но мы побоялись: брошенная на Водогоне машина однозначно свидетельствует, что её хозяева уехали надолго, а у нас московские номера, мало ли кому что придёт в голову. Ничего плохого не могу сказать про северных жителей, но всероссийскую ненависть к москвичам никто не отменял.

Заселились в гостиницу, поставили машину на "охраняемую" стоянку, вся охраняемость которой сводилась к наличию шлагбаума, который был постоянно поднят, и гипотетических видеокамер, про которые администратор нам туманно сказала: "Камеры есть, но мы в них никогда не смотрим". Пообедали в Кафе, громкое название которого тоже не было оправдано: это была простецкая рабочая столовая, где обедали горами макарон рабочие с СевМаша. Перенесли из машины в номер ценные вещи (ноутбук), повесили "Не беспокоить", достали из машины заранее собранный рюкзак для дикой ночёвки на Белом озере и вызвали такси. Надо сказать, что с такси мы чуть не пролетели. По московской привычке мы ожидали, что оно появится вот-вот, а его всё не было. Стали нервничать. Отменили заказ в одной фирме, заказали в другой, но всё одно и то же: автоответчик: "Машина не найдена". Хорошо, что мы перестраховались со временем. В итоге, когда мы уже изошли на нервы, приехало долгожданное такси. За рулём оказался очень приятный молодой человек, который сыграет важную роль в нашей жизни в следующие два дня. Не буду называть его имени, чтобы не навредить, назову его Таксист.

И вот мы снова на станции Водогон.

Начинает подтягиваться народ, что вселяет в нас всё большую уверенность. А вот и поезд. Он состоит из трёх крытых вагонов (один новый, один старый и один очень старый) и одного открытого с лавками вдоль (его называют "обрешётка"). Разумеется, мы заняли место в открытом! В итоге поезд заполнился весь (была суббота).

Подаётся тепловоз.

Кудемская УЖД входит в список самых красивых железных дорог мира. Наверное, это действительно так. Поезд идёт неторопливо по густому северному лесу, так что можно на ходу трогать ветки. Иногда мелькают озёра. Короче, получили огромное удовольствие от поездки! Да и с погодой повезло.

Приехали на Белое озеро. Пошли по заранее замеченной на спутниковой карте тропинке между заборами посёлка и озером. Очень скоро вышли на прекрасную поляну с кострищем. Существенным минусом был забор дачного участка в поле зрения. Но мы решили, что сейчас мы не ищем диких красот, нам бы только переночевать, так что ладно. К неизбежной встрече с местными мы были готовы. Действительно, вскоре к нам прибежала замечательная дружелюбная собака (как выяснилось позже, помесь овчарки с лайкой - две мои любимые породы в одном!), а вслед за ней подошла и женщина. Она как раз оказалась жительницей того участка, под забором которого мы так нахально расположились. Мы поговорили, объяснили ей цель нашего тут присутствия. Она была очень любезна, сказала, что лучшей поляны мы и не найдём, так как дальше там болото. Короче, связь с местными налажена, добро на ночёвку получено. Она даже пригласила нас приходить к ней на чай и греться, если замёрзнем.

Прекрасный закат на Белом озере! Купались.

День 8-й 15.08 - Белое Озеро - Кудемская УЖД - Северодвинск.

За ночь погода резко заменилась.

Похолодало, с озера дул резкий ветер. Поезд отправлялся только в 16:30, так что у нас была ещё куча времени, и мы пошли гулять. Тропинка действительно сначала углубилась в болото, а потом стала взбираться на холм. Лес красивейший.

Но начал накрапывать дождь, который усиливался очень быстро. В итоге под уже проливным дождём мы вернулись в лагерь и просто тупо просидели в палатке несколько часов. Однако делать нечего, решили сворачиваться и идти на станцию, хоть и было рано. Придя на станцию, мы увидели, что поезд уже стоит, двери открыты, но никого нет. Мы обрадовались, выбрали самый жуткий вагон (иначе не интересно), стали искать места. И тут обнаружилось, что все места заняты! На всех лавках лежали какие-то тряпки: платки, шарфы, кепки, а между некоторыми лавками были перекинуты палки типа от швабры и даже с приклеенными бумажками: "Занято" - и дата. По-видимому, люди занимают места ещё накануне вечером, как только приехали. Это тут норма. В итоге мы смогли занять две последние самые неудобные лавки совсем у входа, но хотя бы у окошка. Хорошо, что дождь выгнал нас из леса заранее, а то вообще бы стоя ехали!

Оставив вещи в поезде отмечать занятые нами места, мы решили устроить фотосессию под дождём, благо, мокрее, чем мы были, мы бы уже не стали.

Посёлок Белое озеро. Каким-то образом эти ГАЗ-66 тут всё-таки оказались, но номеров на них нет.

Действительно узко-колейка!

Обрешётка - открытый вагон. Он в итоге тоже был заполнен счастливыми обладателями хороших дождевиков.

Тепловозы.

Вагон изнутри. Как будто мы перенеслись на век в прошлое. Буржуйка вполне функциональна, она топится дровами только зимой. Чайник тоже вполне не бутафорский.

Вскоре народ начал подтягиваться, и мы решили уже угнездиться в вагоне и больше не гулять. Тем более что было высказано единогласное мнение, что пришло время добавить оптимизма в наше мокрое существование, благо нашёлся в посёлке магазин. И заначенные с завтрака копчёные колбаски оказались весьма кстати.

Так время пролетело незаметно, поезд тронулся. А пока мы ехали, дождь кончился, тучи сдуло непонятно куда, солнце засияло на абсолютно голубом небе. Вот тебе северная погода!

С Водогона позвонили Таксисту, контакты которого благоразумно записали накануне. Он согласился приехать за нами, а потом покатать по Северодвинску и показать то, что сам сочтёт нужным. Надо сказать, забегая наперёд, что экскурсовод из него получился отменный! Но сначала мы попросили его забросить нас в гостиницу и подождать 15 мин, чтобы мы переоделись, ведь мы были до нитки мокрые. Почему-то наши ветровки-дождёвки оказались ненадёжными. Быстро-быстро стянули с себя мокрую одежду и обувь, разложили на трубе в ванной, а что не поместилось, покидали на стулья. И вот мы уже снова в такси. Едем на Ягры. По дороге остановились на мосту, откуда видно, как в доке стоит на ремонте корабль Адмирал Нахимов.

Ягры - микрорайон Северодвинска, расположенный на одноимённом острове. Самый край - берег Белого моря. Таксист показал нам воинский мемориал, памятник погибшим подводникам на Курске.

Потом мы спустились на песчаный пляж. Садилось солнце, был отлив. Очень красиво!

Вот такие медузы обнажились при отливе.

Хорошо погуляли, потом поехали на дюны. Напомнило Прибалтику. Но солнце уже село, так что фотографии получились не красочные.

По пути в гостиницу Таксист завёз нас в супермаркет, где мы купили себе на ужин салатиков, жареного мяса и пива. Мы заранее знали, что пресловутое Кафе не работает по выходным (!) а искать что-то ещё в городе уже не было сил.

Прибыв в гостиницу и отблагодарив Таксиста, поднимаемся в номер с единственной мечтой: горячий душ! И тут супер-облом: горячей воды нет! Вещи, аккуратно разложенные на трубе, которая ещё несколько часов назад была горячая, унылы, холодны и по-прежнему мокры. На самом деле, администраторша предупреждала нас, что на следующий день в полдень отключат горячую воду: плановое летнее отключение. Но мы в это время по плану должны быть уже далеко, и нас это не должно было коснуться. Воду же отключили на полдня раньше. Витя пошёл задать конкретный вопрос администраторше, а она только руками разводит: "А я что могу поделать?" Ну а мы тем более ничего не можем поделать. Сели ужинать: на сытый желудок и нервы крепче. Пока ели, горячая вода вдруг пошла. Я запрыгнула в душ, но только успела намылиться, как вода опять стала холоднеть. В итоге пришлось домываться абсолютно ледяной водой, а бедный Витя так и лёг спать не помывшись. В три часа ночи слышу шум воды: Витя в душе. Оказывается, он всё-таки укараулил воду среди ночи и помылся в итоге долго и со смаком.

День 9-й 16.08 - Северодвинск - Малые Корелы - безвестный отель. (пробег 353 км, суммарное время в пути* - 9:00)

10:20 - Старт из Северодвинска. Архангельск проезжаем стороной и направляемся в Малые Корелы - музей деревянного зодчества под открытым небом - известное туристическое место, ну как не заехать? Здесь в одном месте собраны свезённые из разных мест Архангельской области разные деревянные постройки: церкви, мельницы, избы, сараи. Особенно потрясают избы: такие огромные! Несколько поколений жили под одной крышей!

Следующая наша ночёвка планировалась на Сийских озёрах с посещением Сийского монастыря. Судя по карте, дорога идёт мимо монастыря, проходит через посёлок и становится лесной/полевой, но на спутнике она чётко видна. На местности же мы её не нашли. Упёрлись в чьи-то ворота, стали объезжать, запёрлись в траву, в которой не было и намёка на колеи. При этом стрелки всех трёх навигаторов показывали, что мы стоим ровно на нужной дороге. Огорчились, разозлились, плюнули и поехали назад, от огорчения даже не заехав в монастырь (потом жалели). Надо было менять план. По пути всё-таки решили заехать в Зачачье, раз уж не попали в монастырь. Тут две церкви: каменная и деревянная. Обе на реставрации. Но это уже не музей.

Поскольку теперь Северная Двина от нас слева, съезды ищутся труднее. Место для дикой ночёвки так и не нашли, тем временем стало вечереть. В итоге, не доезжая Березника, в посёлке Новый нам встретился на дороге такой Отель - 19:20.

Решили, что это шанс. Но дверь была заперта. "Ну как всегда", - подумали мы. Однако сообразили зайти в кафе рядом и разузнать. Оказалось, что хозяйка как раз в кафе. Отель и кафе - это их с мужем семейный бизнес. Хозяйка отперла нам Отель ключом и показала номер, который превзошёл все наши ожидания: чисто, всё есть, душ (вода!), туалетные принадлежности  - не хуже, чем в четырёхзвёздочных отелях в городах. Заселились и решили погулять в сторону реки. По дороге, заросшей кустами, дошли до берега и увидели навигационную створу. Наверное, эта дорога для того и была нужна, чтобы обслуживать эту створу. А теперь, когда навигация сделалась иного формата и створа больше не нужна, дорога заросла.

Вернулись и пошли в кафе ужинать. На полке за стойкой, среди чипсов и каких-то фигурок, увидели череп медведя (хороший повод начать разговор).

Хозяин посоветовал нам угоститься шашлыком, который он сам только что сделал, а после того, как мы в черепе узнали медведя (у нас дома такой же, только крупнее), зауважал нас и принёс самогон. Мы выпили по одной рюмочке: завтра утром за руль. Но разговор вышел душевный. Хозяин рассказал, что медведей тут много. Меня передёрнуло: при всей моей любви к лесу, опасных обитателей я побаиваюсь. С медведями, к счастью, не встречалась, но хватило мне и кабана, который однажды хрюкнул на меня из малинника и захрустел ветками совсем близко. Обсудили проблему дорог. Хозяин сказал, что этот год особенно дождливый, и на сомнительные дороги лучше не соваться. Про Сийские озёра как-то смутно сказал, что туда есть и другая дорога, но её надо знать. Короче - ничего особо не прояснил.

День 10-й 17.08 - Безвестный отель - р Вага. (пробег 235 км, суммарное время в пути* - 4:55)

Старт в 9:00.

Изначально мы планировали ехать назад по трассе 11Р-003 - М8-В.Тойма вдоль Северной Двины, через Черевково, Красноборск, чтобы возвращаться домой потом через Великий Устюг и Тотьму. Но после разговора с хозяином Отеля о состоянии дорог и вспомнив все наши неудачные попытки проехать по сомнительным дорогам к точкам, вспомнив ужас по дороге в Кукобой и ямисто-лужный слалом в Зачачье, мы решили отказаться от этого плана. Я много читала про эту дорогу, в основном, что это кошмар. Что в дождливый год туда вообще лучше не соваться, что только на джипе и т.д. Однако, в нашем экипаже я представляю фракцию безбашенности и необоснованной отваги, и я хотела всё-таки попробовать там проехать. А Витя, представляющий фракцию спокойствия и разума, сказал, что мы не получим удовольствия и только поругаемся. После долгих дебатов разум одержал победу и мы решили ехать назад тем же путём, что ехали туда, но заехать в Вологду и Кострому, так как эти два прекрасных города не были хорошо осмотрены нами в прошлое посещение.

Но сперва планировалась дикая ночёвка на р Ваге. Дорога долго идёт вдоль реки, но надо сказать, что съезд мы нашли отнюдь не сразу. В итоге неподалёку от посёлка Коллектив нашли чудесную поляну в сосновом лесу на высоком обрывистом берегу Ваги. Красивейшее место!

Почти сразу к нам пожаловали местные на машине со словами "Мы только на реку посмотреть". Ага, а то они никогда этой реки не видели! Понятно, что это был обычный фейс-контроль, а точнее даже "сеть-контроль". Мы давно уже знаем, что местные рыбаки очень ревниво охраняют свои места от приезжих. Однажды в Карелии на озере Кудом нас прямо так и спросили: "Где ваши сети?". Но когда я выпорхнула из палатки в халатике со словами "Нам только купаться ", они явно с трудом удержались от того, чтоб покрутить пальцем у виска, но сразу стали дружелюбными и даже рассказали, где лучше искать грибы.

День 11-й 18.08 - Днёвка на р Вага.

Купаемся, изучаем реку, собираем грибы. Грибов тут действительно много. В итоге я привезла домой 2/3 5-литровой фляги первосортных маринованных грибов.

Обрыв очень высокий, прямо страшно!

День 12-й 19.08 - р Вага - Вологда. (пробег 288 км, суммарное время в пути* - 7:30)

Первую половину дня ещё собирали и варили грибы, неспешно сворачивали лагерь, купались на прощанье в Ваге, поэтому старт только в 12:30. Поскольку план обратного пути был перестроен в процессе путешествия, в экипаже воцарилась анархия, свобода и сладостный пофигизм. Мы не знали, где будем ночевать, а главное, нам это было совершенно всё равно! Думали, не мудрствуя, остановиться опять в Вельске, но в другой гостинице, но там не оказалось мест. Останавливаться опять в Подворье не хотели - не любим повторений. В итоге махнули до Вологды.

18:00. В Вологде присмотрели хороший отель Палисад - в самом центре, в отреставрированном деревянном доме с резными наличниками. Добрая девушка-администратор сказала, что она с радостью поселила бы нас, но у них нет горячей воды: плановое летнее отключение, пол-Вологды без воды. Тьфу ты! Заразная Северодвинская болезнь докатилась и сюда! Вообще в путешествиях по России проблема помыться почему-то часто стоит намного острее, чем должна бы. Добрая девушка посоветовала обратиться в гостиницу Спасская, сказав, что у них своя скважина и вода есть. Так и оказалось! Люблю добрых людей! Но один облом всё-таки нас поджидал: оказался закрытым ресторан при гостинице по той причине, что завтра в нём будет свадьба. А нам так не хотелось куда-то идти! В итоге всё-таки пришлось дойти страшненьким райончиком до ближайшего места, коим оказался малюсенький японский ресторанчик NewJ, в котором еда оказалась очень даже ничего.

День 13-й 20.08 - День в Вологде (без руля).

В прошлое своё посещенье мы останавливались в Вологде чисто переночевать, поэтому города и не видели, а значит, остался должок. Ночлег тогда мы нашли в странном месте. Это был гостевой дом при больнице, где останавливались в основном родственники тяжело больных, чтобы ухаживать за ними. Окна выходили на морг и ритуальные услуги. Весёленько! Почему мы тогда остановились в таком месте? Потому что это было давно, ещё не было никаких Яндексов на телефоне, и все гостиницы мы искали чисто из окна, выискивая знак-кроватку.

Подробно не буду описывать Вологду. Малый туристический минимум с залезанием на колокольню, музей истории и природы края, расположенный тут же в палатах, потом небольшая прогулка по нетуристическим переулочкам (это мы любим больше всего).

Интересны деревянные дома с деревянными же колоннами.

Музей, однако, заслуживает пары отдельных тёплых слов. Очень нам понравилось! Качественные чучела, умело сделанные инсталляции - не хуже, чем в Дарвиновском в Москве. Многие витрины интерактивны: при нажатии на кнопку слышится голос соответствующего животного. Витрины с медведями и волками оснащены датчиками движения. Подходишь к ним ближе, и медведь начинает рычать, а волк, соответственно, выть. Я в шутку сказала дежурной смотрительнице волчьего зала, что должно быть это нелёгкая работа - весь день слушать волчий вой. Она смеётся. Вообще сотрудники очень приветливые. Видя, что я прыгаю с телефоном в попытке сфотографировать витрину, одна из них даже предложила выключить верхний свет, пока нет других посетителей, чтобы не было бликов на фото.

Дошли до заброшенного речного вокзала. В прошлый раз удалось сфотографировать его только в темноте, и фото получились неудачные. Теперь восполнили этот пробел. Кстати, за почти десять лет там мало что изменилось.

Поужинали шикарно в ресторане Устюг Великий - русская кухня.

День 14-й 21.08 - Вологда - Кострома. (пробег 297 км, суммарное время в пути* - 3:30)

11:10 - Старт из Вологды. По дороге в Кострому заезжаем в Данилов, где расположен огромный храм.

А ещё достопримечательность Данилова - бывшая тюрьма.

16:40 - Кострома. Я-отель. Очень хороший, и ресторан в нём тоже замечательный.

День 15-й 22.08 - День в Костроме (без руля).

Был вариант проехать ещё в Иваново, чтобы уж завершить это прекрасное северо-восточное трио, но мы решили, что от жадности мешок рвётся. Пусть Иваново останется на потом, а Кострома заслуживает большего, чем просто один вечер. Так что решили остаться здесь на полный день. И не прогадали. Кострома нам очень понравилась. Туристические достопримечательности и просто город.

Ну и не могли не сходить в музей сыра. Попасть туда можно только с экскурсией, но экскурсии проходят часто, одна за другой. А мы заказали ещё и дегустацию.

Высказывания мудрых о сыре.

Можно надеть наряд сыровара (судя по башмакам - голландского) и сделать вид, что любишь корову.

Дегустация.

В итоге выдают такой шуточный документ.

Ну и совсем под вечер нам повстречался замечательный костромской солнечный котик.

День 16-й, последний 23.08 - Кострома - Москва (дом) (пробег 347 км, суммарное время в пути* - 6:50)

В Иваново не поехали, а едем сразу домой. Старт 11:00. Подгадали так, чтобы это был понедельник, чтобы избежать пробок. Проезжая мимо Ярославля, я смогла, наконец, сфотографировать ярославский НПЗ (давнишняя мечта, но всё не получалось: то дождь, то темно).

Между Ростовом и Переславлем прощальный обед в кафе Сытый ёжик. Вкусно, но грустно.

Последний обед в поездке - последнее приключение - всегда вышибает у меня слезу. Как грустно, что поездка заканчивается! Хотя и домой уже хочется. Как там сыночек, котик? Назад к хлопотам, до свидания, расслабуха!

Ярославка неожиданно становится Проспектом Мира и вскоре уже дом. 17:50.

Home is the sailor, home from sea,

And the hunter home from the hill.

Статистика

Продолжительность поездки: 16 дней

Общий пробег: 2885 км

Траты (без бензина): ~102 000 р. (очень приблизительно)

Залито бензина: ~250 л (без учета, что уехали с полным баком и приехали не с пустым)

Средний расход бензина: ~8.66 л/100 км

Штрафы: Не отслеживала.

Купание: три реки, одно озеро, одно море (помочили ноги в Белом море - считается купание)

Посещено городов (с высадкой из машины): 7 (мелкие точки не в счёт)