Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 08/2022

По маршруту: Михайловка, Ессентуки, Хасаут, плато Бермамыт, Ингушетия, Грозный, Дубки, Гуниб, Гоор, Избербаш, Дербент, Кизляр

Рейтинг отчета: 5

Автор:

                                                     КАВКАЗ 2022
Под впечатлением прошлогодней поездки на Кавказ решил вновь съездить в этом направлении с целью расширить и углУбить. Маршрут был намечен примерно такой: Москва-Михайловка (просто переночевать)-Ессентуки-селение Хасаут (если позволит погода-поход на Бермамыт)-Ингушетия (башенные селения) -Грозный ( через Ассинское ущелье)-Гуниб (дорога вдоль Сулакского каньона, съездить куда-нибудь в окрестности)-Избербаш (море, съездить в Дербент)- обратно домой через Кизляр (запастись сувенирами).
День 1-й  Суббота         27.08.22 
 Выехал из дома в начале пятого утра. На окружной свободно, на Рязанке похуже. Дорога-где-то хорошая, где-то не очень. Цель на сегодня просто доехать до Михайловки 820км, где через Островок забронировал  номер в гостинице "Комфорт". Здесь при заселении произошла заминка-бронировал номер с удобствами, но было заявлено, что за эти деньги номер без таковых и предложили доплатить ещё 700руб. Сказали, что с Островком-это не первый подобный случай. Получилось 2500-многовато для провинциального городка. Гостиница для "переночевать" нормальная, всё необходимое есть, на первом этаже кухня со всем необходимым. От трассы километров пять, есть заправка Лукойл.
Михайловка - небольшой город в Волгоградской области, расположенный на берегу реки Медведицы, в 190 километрах от областного центра. Михайловка стоит на железнодорожной ветке Волгоград-Москва, но эта ветка практически не принимает пассажирские поезда, не электрофицирована. 
Площадь населенного пункта составляет 60 квадратных километров. Население менее 60 тысяч человек.
После заселения немного прошёлся по городу: камень-памятник основателю города, сквер, ДК цементников, несколько сетевых магазинов.
      
   
День 2-й    Воскресенье       28.08.22
Гостиницу покинул затемно в 4.45. В 5.17 показалось солнце. В районе Иловли заехал на Лукойл. Заправочные шланги прикованы тросом к колонке. Заправщик показал на искорёженную колонку-клиент забыл вытащить пистолет, поехал, и попал на 320 тысяч рублей.
Через Волгоград тащился на протяжении 43-х км-переходы, перекрёстки, камеры , светофоры...После нп Большие и Малые Чепурники пост ГИБДД с основательным досмотром. Встречный автобус досматривали с высадкой пассажиров и выгрузкой багажа. Проехал без остановки.
Время 11.56, пробег от дома 1300 км. Въехал в Элисту, решил здесь пообедать. Оставил машину на парковке возле Храма Золотого Будды и прошёл по улице Ленина к тому месту, где в прошлый приезд было кафе калмыцкой кухни Цаган Сар, но увы, его там уже нет. Поспрашивав местных жителей узнал, что неподалёку на соседней улице Юрия Клыкова есть кафе Этно-Хауз, где я и подкрепился основательно.
     
   
Ещё находясь в Элисте заметил вдали какое-то пыльное облако. И вот я двигаюсь в этом направлении. Сильный ветер и настоящая пыльная буря, видимость в какой-то момент упала почти до нуля, да и дорога на протяжении километров двух не то что плохая, а прямо-таки разбитая в хлам. А затем снова отличный асфальт. Непонято, всего два километра практически нет дороги. Всё это продолжалось до населённого пункта Благодарный, где вновь появилось солнце.  А пыль по-моему потому что кто-то додумался перепахать степь.  Такое было уже в Казахстане при освоении целины.
Цель на сегодня достигнута-я в Ессентуках. Пробег за два дня 1663км. Заселился в гостиницу "Русь", забронированную на два дня через Островок. На сей раз без проблем. Приличная бюджетная гостиница недалеко от центра.
   
3-й день   Понедельник     29.08.22
Утром после завтрака направился в курортный парк. По сравнению с Кисловодском здесь парк небольшой, прошёл его из конца в конец, зашёл в бювет Ессентуки-4.
   

 
 
       

   

   

 После решил съездить в Железноводск, здесь ходят маршрутки от одного железнодорожного вокзала до другого,
 
 по времени минут 30. В Железноводске курортный парк значительно больше, чем в Ессентуках, красивые фонтаны, лестница, много бюветов.
         

       
 
           

         

Посетил места, связанные с именем М.Ю. Лермонтова: памятник и дом, в котором он жил, бювет, в котором он пил воду.
         
После возвращения в Ессентуки вновь зашёл в парк, посетил бювет Ессентуки-17 у входа в парк.
   
4-й день  Пятница    30.08.22
Выехал от гостиницы в начале седьмого в Хасаут. Название Хасаут, предположительно происходит от изменённого «стауат (схауат)», что в переводе с карачаевского языка означает — «стойбище, стан». В ноябре 1943 года, фактически всё население Хасаута было депортировано в Среднюю Азию и село оказалось в заброшенном состоянии.
В 1957 году при возвращении из депортации, прежние жители села преимущественно осели в других населённых пунктах Карачаево-Черкесской автономной области. Вернувшиеся в село жители, также постепенно покинули его.
 Дорога идёт через Кисловодск в сторону Джилы-Су.
 
 По ней я ехал в прошлом году, правда тогда был сильный туман, сейчас ясно. По дороге на Хасаут появились пасеки, какая-то экодеревня, вобщем не такой уж дикий край. Дорога после поворота на Хасаут- что-то типа щебёнки, нормальная, ровная. На въезде в аул-памятник.
           
 Аул похоже оживает, в некоторых домах появились пластиковые окна, спутниковые тарелки, отремонтированы крыши. Подъехал к гостевому дому, поинтересовался где можно оставить машину до завтра. Сказали, что нигде не тронут, но на всякий случай поставил около гостевого дома, тем более что по дороге расхаживал бык. Вдруг ему что-то не понравится.
                 
                 
В 9.20 выдвинулся в сторону Бермамыта короткими перебежками-моё оснащение не рассчитано на пешие походы, рюкзак, палатка, спальник и проч.-всего килограммов 15.
Малый Бермамыт виден уже из Хасаута,
   
 а через полчаса пути показался и Большой.
Название плато в переводе с тюркских языков и означает «кривое колено». Хотя есть и другие версии: например, жители окрестностей говорят, что на самом деле название нужно произносить как «Бурмамыт», что значит «кудрявый», такое количество кучевых курчавых облаков обитает в этих краях. Фактически Бермамыт представляет собой часть Скалистого хребта около верховьев двух рек: Кумы и Малки. Главная часть плато (так называемый Большой Бермамыт) расположена на высоте 2591 метр над уровнем моря. Скромный скалистый выступ рядом — Малый Бермамыт (его высота 2643 метров). Относительно небольшая высота горных пиков потрясает причудливостью рельефа: совершенно несимметричные склоны, резные каньоны, каменные столбы и гряды. 
В свое время этими местами были покорены А. П. Чехов, М. Ю. Лермонтов, М. Горький.
 Одна из ключевых причин, ради которой стоит проделать нелегкий путь сюда — это невероятный вид на Эльбрус, которого по многочисленным отзывам бывалых путешественников нет больше нигде. 
 По пути встретилась какая-то усадьба, новая постройка.
 
 Дорога то вверх, то вниз, но в целом идёт вдоль реки. После пересечения реки дорога пошла более круто в гору. Чем дольше иду, тем чаще приходится останавливаться, передыхать, по возможности в тени таких деревьев. 
   
Сначала терпел, но потом стал пить из ручейков, встречающихся возле дороги.
После почти пяти часов пути я на Бермамыте! Расстояние всего-то около десяти километров, но при этом перепад высот 600 метров. Сразу же в кафе-взял сразу 3 стакана травяного чая. Кайф! Да, здесь есть кафе, удачно спрятанное на склоне горы, на уступе. Почти не видно со стороны.
   
Прошёл вдоль обрыва, красота неописуемая.
           

         
 
         
 
           

К вечеру подъезжает много туристов, и индивидуальных- на машинах, мотоциклах, и даже на велосипедах (правда они признались, что больше их катили вдоль дороги) и организованных. Последних перевозят от одной смотровой точки к другой. Погода ясная, вершины Эльбруса видны, но основание его спрятано за облаками. 
 
Дует сильный ветер, прохладно. Палатку поставил в стороне от обрыва в лощине.
 
5-й день   Среда    31.08.22
Показалось солнце, народ сразу же зашевелился.
 
Утром Эльбрус наоборот показал основание, а голова оказалась спрятана за облаком, которое никак не хотело уходить.
 
 Так и не дождался, когда это облако уйдёт, и в 7 часов, взгромоздив на спину рюкзак, отправился в обратный путь...
 
 А на УАЗиках и полноприводных Соболях подвозят новые партии экскурсантов.
Обратный путь занял менее 3-х часов, всё-таки под гору легче идти. Машина на месте. В гостевом доме хозяйка готовит сыр, айран. Взял и то, и другое. Сыр вкуснейший! Выехал за село и остановился на берегу речки на завтрак.
Дальнейший путь лежит в Ингушетию. Дорогу можно было немного срезать, миновать города Минвод, но проглядел поворот, а Яндек как раз прокладывал маршрут круговой. В Пятигорске заправился на Роснефти по 48руб 92-го. Кофе здесь по 165. Думал, что у нас дорого стало, оказывается хорошо живём! После въезда в Кабардино-Балкарию бензин стал ещё дороже-по 48.20. Проехал через Владикавказ. Вдоль всей дороги километровые очереди из фур на въезд в Грузию.
При въезде в Ингушетию вооружённый пост. Проверка документов. Откройте заднюю дверь и-проезжайте. А багажник? Смеётся. Вообще в этом году меньше останавливали, менее основательно досматривали.
Заселился в комплекс Армхи. Гостиничный комплекс АРМХИ находится на территории курортного комплекса АРМХИ, построенного в 2012 году. Сам гостиничный комплекс был построен в 1999 году турецкой строительной компанией по проекту предоставленного турецкой стороной. 
Номер 4950 с трёхразовым питанием. Хотя обед я пролетел и остался только ужин и завтрак, но никаких скидок. По сравнению с прошлым годом впечатления от гостиницы несколько поблекли-то, на что можно было не обратить внимание при цене 3тысячи руб. за номер, режет глаз при  цене в пять. Так у кровати оказалась сломана одна ножка-решилось подкладыванием моих видавших виды ботинок под то место, где должна была она быть. В туалете нет ни вентиляции, ни дезодорантов. Нет в номере и холодильника. Но в целом нормально.
Ужин показался скромным, а вот завтрак вполне достойный.
6-й день   Четверг    1.09.22
Плотно позавтракал и, в качестве компенсации за обед, прихватил с собой пару яиц, пару разовых упаковок мёда и несколько печенюшек. Перекус обеспечен.
Пробег от дома на начало сегодняшнего дня-2050 км. В 8.50 покинул комплекс Армхи и двинулся дальше вдоль ущелья реки Армхи.
Повернул на грунтовку в Лялах. Лялах — башенный поселок замкового типа в Чулхойском (Салгинском) ущелье. С северо-запада территория поселка ограничена оврагом, по дну которого протекает ручей, с юга - обрывистым берегом речки Чулхи, с востока - неглубоким оврагом. На севере расположен Скалистый хребет и гора Цей-Лоам. В нижнем ряду поселка расположены три боевые башни (одна из них обрушилась в 2008-м году), выше по склону, под их прикрытием, построены 22 жилые башни.  По пути, немного в стороне от дороги,  живописно смотрится сторожевая башня Магой-Джел .
 
Дорога после поворота с трассы-жесть, грунтовка с промоинами, серпантин, да ещё коровы её перегородили. Решил оставить машину и прогуляться пешком. Прошёл немного, вдали показался Лялах, но идти ещё далеко.
   
Решил ограничиться осмотром издалека, вернулся к машине и выехал на трассу.
Перевал Цей Лоам
Здесь останавливаются все путешественники. У видовой площадки установлена аккуратная беседка со столом и скамеечками, где можно отдохнуть и перекусить. Цей-Лоам переводится с ингушского как «королевский трон». 
 Под Цей-Лоамским хребтом проходит перевальная автодорога, связывающая долину реки Армхи с Таргимской (Ассинской) котловиной. На высшей точке перевала, ~2200 метров над уровнем моря, устроена обзорная площадка. С неё можно рассмотреть не только горы Ингушетии, но и соседней Северной Осетии. 
             
 
                 
За перевалом стали встречаться передвижные пасеки, но пасечников не видно, оставлены только контактные телефоны.
 
Через небольшой промежуток времени доехал до аула Эгикал.
Этот большой комплекс раскинулся на южном склоне величественной горы Цей-Лоам,  А в верхней его части очень много склепов. Эгикал выглядит наименее заброшенным поселением.Много жилых построек сохранилось в том или ином состоянии. Окончательно его покинули только в годы Великой Отечественной войны. Построенный в XI веке, в эпоху Средневековья, он был крупнейшим центром не только в Таргимской котловине, но и на всем Кавказе - здесь пересекались торговые пути, ведущие с востока на запад и с севера на юг, и даже пролегал участок Великого шелкового пути, что способствовало развитию здесь торговли и ремесел. Сейчас в этих руинах трудно представить жизнь, но ведь когда-то к неприступным башням лепились саманные и деревянные постройки, вдоль улиц тянулись валы кизяка, а на заборах и окнах сушились цветастые ковры.
Аулы висели по всей долине, от каждого было видно несколько соседних, а если вдруг на одном конце долины появлялась чужак - вскоре вся долина о нём знала. Разрушаться этот колоритный мирок начал задолго до депортации: с 16-17 веках вайнахи вновь колонизировали плоскость, и галгайцы сперва спустились в Тарскую котловину (по селу Ангушт в которой и стали для русских ингушами), а к концу 18 века - в верховья Сунжи, где основали Назрань. Резонов жить в горах, тем более когда набеги пресекала регулярная армия, становилось всё меньше, и по переписи 1926 года в Эгикале оставалось всего 36 человек - меньше, чем тут стоит башен. И когда до вайнахских аулов сумели добраться фотографы - сами аулы были уже не те... 
 В Эгикале сохранилось 5 боевых, 6 полубоевых, 50 жилых башен и 106 родовых склепов. 
Ведётся реставрация.
           
 
               
 
               
 
               
 
               
 
               
 
               
 
               
Если ехать дальше прямо, то вскоре можно попасть в Вовнушки, но там я уже был в прошлом году. Поэтому еду по основной дороге и поворачиваю вместе с ней налево. Почти сразу же за поворотом будет Таргим и Альби Ерды, расположенные в долине реки Асса.
По древним преданиям, из Ассинского ущелья началось расселение ингушей. Здесь на противоположном, правом берегу реки Ассы, на Великом шелковом пути расположился комплекс Таргим, имеющий в своем составе 16 жилых башен, четыре полубоевых и четыре боевых башни, святилища, а также более двух десятков захоронений разного типа. Комплексы датируются временем со II тыс. до н.э., что определяется по циклопической кладке, присутствующей в ряде сохранившихся построек. Остальные башни относятся к периоду Средневековья.
 
 Напротив Таргима через реку сохранились руины православного храма Альби-Ерды 12-13 вв. в виде "трехцерковной базилики",  который привлекает внимание исследователей еще с конца XIX века. Исследователи в большинстве сошлись во мнении, что храм был построен грузинами. Время сооружения  датируется разными специалистами от 830 г.  до 13-го века. Храм отражает деятельность христианских миссионеров из Грузии с целью обращения местного населения в свою веру.
                
Местные мужчины на протяжении многих веков заслуженно считались многоопытными военачальниками. Особенно здесь выделялся род Мальсаговых, покровительствовавших слабым и малочисленным тейпам и фамилиям. Стоит отметить, что данное поселение славилось и кольчатыми доспехами, которые изготавливались местными девушками-мастерицами. 
На территории Таргима зафиксированы остатки мегалитических циклопических жилищ, датируемые II-I тыс. до н. э. 
 Далее дорога поворачивает в Ассинское ущелье. В ущелье вооружённый пост, проверили документы, немного далее находится мощный родник, куда местные подъезжают за водой, очень популярное место.
                 
 Напротив на камне-беседка. Населённых пунктов до Алкуна не видно. 
Много пасек, купил банку мёда.
В Алкуне появилась связь. Остановился, заказал номер в гостинице Кавказ в Грозном.
После Галашек-мемориал, сооружённый в знак благодарности местным жителям, оказавшим  помощь беженцам из Пригородного района и города Владикавказа в 1992 году. Мемориал посвящен гуманитарному кризису, последовавшему вслед за началом вооруженных столкновений на территории Пригородного района. Десятки тысяч людей — жителей Пригородного района, спасаясь от войны, устремились в горы. Памятник установлен на берегу реки Ассы в нескольких километрах от сельского поселения Алкун. Он появился на месте дислокации стихийного пункта по приему беженцев, организованного властями Сунженского района. Здесь людей, преодолевших десятки километров изнурительного пути через скалистый каньон Ассы, ждала первая горячая еда, сухая одежда, тепло и медицинская помощь. Дальше уже людей развозили по селам на автомашинах.
  Автор идеи установки памятника, известный общественный деятель Анжела Матиева, автор монумента скульптор Зелимхан Полонкоев и многие другие.
   
Проезжаю Алхасты. Здесь на небольшом расстоянии друг от друга расположены три мечети, красивые.
Ближе к вечеру приехал в Грозный, заселился в гостиницу с названием "Кавказ". Гостиница расположена на улице Орзамиева, которая раньше была улицей Розы Люксембург.
Всё нормально. Температура+35.
7-й день  Пятница      2.09.22
В 7.30 после завтрака в номере пошёл гулять по городу. Машин ещё мало, а вчера, когда приехал, было довольно суетливо, не сразу смог запарковаться у гостиницы-только один отъезжает-сразу на его место устремляется другой. Встал сначала напротив, на другой стороне улицы. Скоростой режим никто не соблюдает, пешеходов не очень-то пропускают. 
 
В центре уже начали продавать кофе с машин, их, как и стационарных кофеен, много.
 Дети в школу идут, детей много, все в белых рубашках. 
Прошёл мимо резиденции главы Чечни, на приличном расстоянии. Зашёл в храм Архангела Михаила, прошёл через Цветочный парк.
           
 
           
 
               
Конечно зашёл в мечеть "Сердце Чечни"
             

               
Посетил музей Чеченской республики: археологические находки, выставка картин и фотографий из подмосковного Абрамцева и небольшая экспозиция картин, уцелевших после войны 1995-2000гг. Музей впечатления не произвёл совершенно, хотя само здание интересное, смотрится солидно. С фотоаппаратами и напитками входить нельзя, надо сдавать. Из посетителей похоже я один.
   
В принципе целый день в Грозном делать нечего. Зашёл на рынок, торгуют всем подряд-и хозтовары, и всякий шитпотреб, и продукты. Всё вперемешку. Здесь же имеется красивая мечеть с двумя минаретами. 
Время 11 часов. Солнце начинае трипекать. Посмотрел температуру. +36.
Пообедал в какой-то столовой по пути к гостинице. Заметил, что на перекрёстках сидят аксакалы с большими пачками купюр в руках-рубли, евро. Менялы. 
На пешеходной улице Эсимбаева присел на скамейку отдохнуть. Подошёл молоденький парнишка, попросил разрешения присесть. Немного поговорили про погоду, про впечатления от Грозного, сказал, что хотел бы посмотреть Москву, про его планы переехать в Норвегию, там у него родственники есть.
   
Прошел по проспекту Путина. В одном доме насчитал с десяток аптек, расположенных непрерывно. В следующем доме такая же картина!
8-й день  суббота    3.09.22
Пробег от дома на сегодняшний день 2210 км. Покидаю гостиницу и направляюсь дальше. По пути Аргун. 
 В Аргуне заправился на Роснефти по 46,25. Но ни бонусные, ни банковские карты не принимают, чек не дают. Подъехал к мечети Сердце матери, зашёл внутрь. Красота, простор! В подземном переходе плакаты с цитатами, и один из них гласит: "Аллах красив и любит красоту".
             
 
              
Далее по пути Хасавюрт. Несколько километров сплошной торговли: лавки, магазины, мастерские. Машины снуют, гонят по обочине, обгоняют по встречке, бросаются от одного магазина к другому на противоположной стороне улицы... Сплошные заторы. Уж лучше горные серпантины...
Прибыл на Сулакский каньон. Навигатор провёл через Дубки на необорудованную площадку, но и здесь полно народа.
 
Затем по указателям в Дубках проехал на оборудованную площадку. Здесь ещё больше народа, несколько кафе, ресторан, лотки с сувенирами, прокат лошадей... Каньон конечно красив, но вид несколько портит дымка. Ну и толпы людей...
               
 
               
Ну а я направляюсь в дагестанский Гуниб. Дорога проходит через Гимринский автодорожный тоннель. Гимри́нский автодоро́жный тонне́ль — самый длинный автодорожный тоннель на территории России. Расположен в Дагестане. Соединяя Буйнакск и село Гимры, тоннель обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь  Ирганайской ГЭС и  девяти районов горного Дагестана с железной дорогой и центром республики. Длина тоннеля 4303 м.  Расположен он в толще горных пород на глубине 900 метров от поверхности. Высота тоннельной части составляет 5 метров, а ширина проезжей части - 7 метров.  Может пропускать около четырёх тысяч автомобилей в час. 
 Среди всех сооружений подобного типа на территории всей России Гимринский автодорожный тоннель – один из самых современных. Тоннель оснащен собственной сейсмической лабораторией. После Гимринского тоннеля продолжительный спуск, оборудованные площадки для отдыха, потом ещё один тоннель, и опять спуск.
К вечеру приехал в Гуниб. Припарковался на площади и пошёл осмотреться. На глаза попалась гостиница "Белые журавли". Заселился в номер с удобствами на блок за 1500р. с завтраком. Номер с удобствами стоит 1800. Прельстило то, что сказали, что никого больше не будет, хотя впоследствии оказалось, что это не так. Гостиница понравилась. Находится рядом с памятником "Белые журавли" и краеведческим музеем, располагающемся в бывшем церковном здании. На первом этаже-кафе с таким же, как и гостиница, названием, где утром следующего дня кормили завтраком.
               
Пробег от дома 2518 км.
9-й день     Воскресенье   4.09.22
До завтрака прогулялся по аулу. Застройка хаотичная. Это районный центр, имеются различные, подабающие в таком случае, учреждения, но добраться до них в условиях горной местности непросто. Улица по направлению в гору называется проспект Имама Шамиля-это узкая извивающаяся улица без тротуаров, и это проспект. На площади есть ещё одна гостиница, встречаются объявления о сдаче жилья в частном секторе. Было бы интересно пожить у местных, поближе познакомиться с их укладом, хотя с бытовыми удобствами там, я думаю, похуже. Туристов здесь довольно много встречается. На площади проходит торговля овощами-фруктами и прочими товарами. Дресс код здесь помягче, чем в Чечне, не так строго.
           
 
               

               
 
           
 
   
После завтрака решил проехать в Гоор, о котором в интернете написано много восторженных отзывов. По пути заправился по 48 руб. на заправке, внушившей доверие- "Октан", хотя в баке ещё было достаточно бензина, но на всякий случай.
По пути остановился на обочине у тропы к Датунскому храму. К храму ведет ухоженная дорожка с изгородью, через бревенчатый мост. Он расположен в ущелье с непроизносимым именем Хатан-Бугеб-Ккал. В переводе с аварского  «ущелье, где находится храм». По русски ущелье зовется Воскресенским. Датунский храм возвели грузинские миссионеры в 10 веке. Считается, что на этих землях существовали прежде десятки великолепных церквей, но лучше всего до нас дошел Датунский храм. Следов средневекового христианства в Аварии (да и других областях Дагестана) осталось немало - могилы, кресты, остатки храмов, да еще легенды о христианских временах. Но известны они, в основном, историкам и краеведам. Датунский храм - единственный, дошедший до наших дней в полной сохранности. Храм принимал прихожан несколько столетий, а с приходом ислама на эти земли оказался заброшен. О нем вспомнил, что удивительно, имам Шамиль — он предоставил его перешедшим под его знамена казакам.  Не секрет, что на земли имамата Шамиля переселилось немало русских перебежчиков. Среди них была и старообрядческая казачья община, которой Шамиль сперва разрешил поселиться в Чечне. Некоторое время спустя они переселились в Гидатль, где им для отправления обрядов была отведена заброшенная древняя церковь - вероятнее всего, именно о Датунском храме речь и идет. Правда, уже несколько лет спустя часть староверов покинула Гидатль, видя нерасположение к ним местных наибов. Осталось лишь несколько человек, которые вскоре были вырезаны местными разбойниками. Шамиль позже велел разыскать нападавших и взыскать с них штрафы. По рассказам средневековых путешественников, храм украшали великолепные фрески и крыша из глазурованной плитки. 
 Храм находится недалеко от села Датуна.
             
Продолжаю путь в Гоор. От села Чалда по асфальтовой дороге, проходящей по долине реки Аварское Койсу нужно доехать до тоннеля перед селом Хебда.  Перед тоннелем влево через мост и начинается грунтовая дорога к селам Гоор и Кахиб, расположенным в живописном ущелье реки Кахибтляр. В настоящее время старый мост разобран и находится на ремонте. Для проезда рядом сделан временный мост. Далее внутрь ущелья ведет грунтовый серпантин протяженностью около 10 километров. На серпантине ведутся строительные работы, то здесь, то там лежит горная порода, работает строительная техника. Сама дорога достаточно широкая.  Дорога к старому селу ведет по окраине нового села. В этом месте есть место для парковки, где можно оставить машину. Можно ехать и дальше и подъехать прямо к башням, но впереди ждет еще более разбитая дорога, где на затяжном подъеме просто негде разъехаться. Машину оставил недалеко от мечети, это хороший ориентир.
             
Некогда в селе Гоор стояло 7 боевых башен, они были построены в 16-18 веках. До нашего времени дошли три башни. Говорят, что на этом склоне был особый микроклимат, который позволял получать хороший урожай даже в засушливые годы, когда в соседних ущельях все выгорало. Поэтому и были построены сторожевые башни, чтобы предупреждать набеги из соседних аулов, жители которых оставались без урожая и были вынуждены грабить соседей. Переселяться с узкого плато на соседний склон люди стали сравнительно недавно – во второй половине прошлого века. 
От домов остались только руины, да и башни не в намного лучшем состоянии.
                                              

                   
 
  По правде сказать, после посещения Ингушетии, здешние башни выглядят намного скромнее, а восторгов от них в отзывах намного больше. Сказывается очевидно разрекламированность Дагестана, большее число организованных туров сюда, более развитая инфраструктура. А вот природа здешняя также на высоте, виды великолепны! Вот это стоит посмотреть.
На этом решил, что гор хватит. Отправился в Избербаш. По отзывам в интернете самые чистые пляжи и море именно в Избербаше и в Каспийске, но Избербаш находится ближе к Дербенту, куда я собираюсь съездить. Подъехал к туркомплексу на Приморской улице. На воротах охранник, когда узнал, что надо всего на два дня заселиться, посоветовал обратиться в гостиницу рядом- "У Лоры". Приличный гостевой дом с удобствами, кухней на первом этаже со всем необходимым, внутренним двориком, парковкой на улице перед воротами и недалеко от моря, куда я и отправился сразу после заселения. Пляж и море чистые, но море мелкое. Позже узнал, что можно пройти подальше-там и море поглубже, и народа поменьше бывает. Но планы на завтра-Дербент.
10-й день  Понедельник    5.09.22
Время 7.50. Пробег от дома   2778км. Погода начинает портиться, поднялся ветер, обещают облачно, но пока без осадков. Еду по Избербашу в сторону трассы. В городе много лежачих полицейских, причём очень злых-высокие, крутые, и нет разметки, только знаки. На выезде из города заправился на Октане по 46 руб. Расстояние до Дербента всего около 80 км, но ехал долго-сплошные ремонты дороги. В Дербенте отправился сразу к крепости Нарын-Кала. Парковка маленькая и вся уже забита. Проехал немного вперёд по улице, встал у забора в один ряд с уже припаркованными машинами.
   
Прошёл по крепостной стене вдоль всей крепости.
Цитадель неправильной формы занимает площадь в 4,5 га. Размеры: приблизительно 180 метров в ширину и 255 метров в длину; стены укреплены небольшими башнями (на расстоянии 20—30 метров друг от друга) и орудийной башней на юго-западе. Дополнительную защиту с трёх сторон обеспечивают крутые склоны горы.
Внутри цитадели сохранились бани, система водоснабжения крепости из керамических труб, руины шахского дворца — большой входной портал и часть стен. В каждой стене по трое ворот, древнейшие из которых Орта-Каны (Срединные ворота).
Наружные стены толщиной 2,5-3,5 метров, достигающие на отдельных участках высоты 20-25 метров, делают её неприступной крепостью, способной выдержать тяжёлую и длительную осаду.
 Стены идут параллельно друг другу и «сжимают» между собой старую часть города. Цитадель Нарын-Кала является символом и главной достопримечательностью Дербента. Вся крепость целиком и каждая её часть по отдельности охраняются государством и признаны памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Известная сегодня крепость выстроена в VI веке. Причем стены от нынешнего места тянулись к морю и к горам, чтобы исключить обход по мелководью и горным перевалам. 
 Считается, что цитадель, названную Нарын-Кала, то есть Солнечной крепостью или «Башня света», начал строить шах Кавад в шестом столетии до н.э. Продолжил дело отца и возвел крепостную стену его сын, Хосров I Ануширван. Первое упоминание о ней датируется VI веком до н.э. и принадлежит знаменитому древнегреческому историку и географу Гекатию Милетскому. 
Считается, что ее длина была около сорока километров. Крепость была очень хитроумно спроектирована и дополняла естественную оборонительной систему Кавказского хребта. Она охраняла Закавказье и Западную Азию от набегов северных племён. Крепость защищала проход не только в обход гор, но и со стороны береговой линии Каспийского моря. Помимо цитадели Нарын-Кала, сюда входили городские и морские стены, а также нагорное укрепление Даг-Бары. Стена уходила в море, тем самым преграждая путь варварам с севера по мелководью и обеспечивая защитникам цитадели удобный порт. Когда уровень Каспия начал опускаться,  стены удлинили вглубь моря.
                 

               

                   
После осмотра цитадели направился в старый город, осмотр которого не менее, а в какой-по мере даже более интересен, чем осмотр крепости: сохранилась старинная планировка города, узкие улочки, мечети, бани.
             
 
               

               

         
 
               

           
Здесь можно долго бродить, не один час или даже день.
Вышел на торговую улицу и наткнулся на столовую Zam-zam, где неплохо и весьма бюджетно пообедал. Правда передо мной оказалась какая-то группа туристов, пришлось отстоять очередь. Заходят и местные. Когда уходил, народу поубавилось.
На обратном пути на выезде из города заехал на местный рынок, закупил фруктов-скоро домой, ну и конечно до этого посетил магазин при коньячном заводе.
По приезду в Избербаш сразу же отправился на море, и только тут заметил, что все встречные прохожие ходят в куртках и никто не купается. Похолодало. Развернулся, зашёл в кафе поужинать, и пошёл в гостиницу.
11-й день   Вторник  6.09.22
Пробег от дома 2957км, время 5.30, температура +14, моросит дождь. Выдвигаюсь в сторону дома, правда ещё Кизляр по пути, миновать невозможно. Дорога в сторону Махачкалы хорошая, ремонтов в эту сторону нет. Проехал населённый пункт с названием Люксембург. Дома узнал, что своё название он получил в честь Розы Люксембург, а то было подумал, что не туда зарулил...
Перед Кизляром въехал в Чеченскую республику, и сразу же после пересечения моста-вновь Дагестан. Везде посты, но нигде не остановили.
Заехал в магазин при производственном объединении "Кизляр", купил в качестве сувениров пару ножей, типа перочинных-и к фирменному магазину "Лоза" на улицу Коммунистическую, 20. 
 
Здесь облом-ремонт. Нашёл в интернете магазин "Багратион" ул. Красина, 45/1.
 
 До открытия ещё полчаса, пришлось ждать. Рядом вот такая бензоколонка-"Русьнефть"
 
Вот теперь всё, домой.
Въехал в Калмыкию. Заправка "Лотос". Здесь такой прикол: чтобы попасть в туалет, надо на кассе, где оплачивают за бензин, заплатить 15 руб., дают ключ, который после посещения заведения надо вернуть на кассу. Нет предела чудесам!
Населёнки практически нет. В Яшкуле остановился на обед в придорожном кафе. Потом вновь заправился на Лотосе в населённом пункте Комсомольский. Написано: Топливо от Лукойла.
Время 18.30. Солнце садится. Уже в темноте остановился где-то у дороги-продают арбузы, дуни, масло... Прикупил арбузов, дынь (оказались супер).
19.15-уже темнота.
12-й день   Среда     7.09.22
Время 5.00-начинает светать.
Дальше ничего интересного: дорога, заправки, короткий отдых на заправках, и в 13.40 после общего пробега 4940 км я дома.
За время поездки многое увидел, ещё больше пропустил. Никогда не пытаюсь посмотреть всё и сразу-это невозможно, да и перепутается всё. Будет интерес и возможности-можно съездить ещё, и может быть не один раз. Оно того стоит.








Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru