Откуда: Москва Когда: 08/2022
По маршруту: Кемерово, Красноярск, Иркутск, Листвянка, Хужир, Аршан, Верхняя Пышма (часть1)
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
Как мы и «Рафик» покоряли Байкал
После всем известных событий, начавшихся в феврале 2022 года, количество направлений для автомобильных путешествий значительно сократилось. А осенью 2022 г совсем сократилось. Если говорить «толерантно», то европейское направление стало не очень комфортным для автомобильных путешествий, хотя если честно признаться, то нас особенно туда никогда и не тянуло. Реально же, если отбросить лишний стёб, то, по сути, сухопутная граница оказалась закрыта для обычных автотуристов. Из радостных новостей - после всех короновирусных ограничений «открылась» Средняя Азия.
Но в этом году хотелось чего-то менее «мозговыносящего» и не требующего тщательной подготовки. Тем не менее, скажу, что подготовкой заниматься все-таки пришлось, причем весьма педантично, ибо направление обязывало.
Как известно, я не очень люблю ездить повторно одними и теми же дорогами, однако после завершения алтайской поездки в 2020 году, в голове все же поселился назойливый «таракашка». Ведь тогда мы выезжали в обратный путь из Новосибирска, и до таинственного для жителя европейской части России озера Байкал оставалось не так уж и далеко - порядка 2000 км. Что оно из себя представляет? Какие тайны скрывает? Мысль добраться до Байкала именно на автомобиле все же достаточно прочно засела в мозг.
Обычно когда человек говорит, что собирается на Байкал, собеседники, которые там не были, с большим трепетом и придыханием слушают об этом направлении перемещения. Даже скажу больше: многие просто мечтают туда попасть. Уж больно оно экзотично для жителя Европейской части России. Но вот интереснее и красивее ли оно, чем «локации» Алтая? Меня интересовало это. И мы обязательно постараемся ответить на этот вопрос в своей поездке. А когда же ты говоришь, что поедешь туда на машине, и особенно сроки поджимают, «средневзвешенный» слушатель-турист, обычно испытывает крайнее удивление, если не сказать шок. Если вспомнить, как происходила предстартовая подготовка к поездке на Алтай, то можно упомянуть, что многие знакомые, услышав, куда мы собираемся на две недели просто крутили у виска, обзывая чуть ли не полоумными. В этот же раз собеседники просто впадали в «ступор», и приходилось делать «hardreset”. Единственное, что несколько смягчало обстановку - это то, что мы были менее ограниченны по времени, но все равно, сильно растягивать вояж не хотелось. Поясню. Поскольку мы не ночуем в машине, излишнее пребывание по дням в дороге и ночевки в гостиницах увеличивают расходы поездки прямо пропорционально сроку. Учитывая все это, летом был поднят старый план поездки (разработанный фактически сразу после возвращения с Алтая, на свежую, трезвую голову и память) и трэк окончательно «допилен» с учетом многих нюансов. Сразу решили отсечь дальнюю точку – Иволгинский дацан, Улан-Удэ и восточную часть Байкала с Баргузинской долиной. Эту «зону» мы решили оставить на возможные будущие поездки на дальние восточные «рубежи» нашей страны. Туда же отправилась Хакасия с Ергаками.Нужно больше времени на них. Около недели только на Ергаки. Оставили. Вдруг когда-нибудь сподобимся и туда. Маршрут Братск-Усть –Кут –Северобайкальск так же решили отложить до лучших времен. Все-таки это не самые «парадные» туристические места для первого знакомства с озером. Это уже больше для «продвинутых пользователей». В остальном же было решено осмотреть Байкал подробно, насколько это возможно. На это дело у нас было запланировано 9 дней. Хочу заметить, что именно столько в среднем отводят некоторые российские туроператоры на свои организованные туры по озеру. На всю поездку же предполагалось потратить 20 дней, плюс 1 день был в запасе на форс-мажор. Вообще, обращая свои взгляды назад, эта экспедиция по подготовленности и четкости выполнения больше походила не на отпуск, а, не к столу будет сказано, на некое «спецзадание» . Особенно учитывая соотношение «расстояние / затраченное время». Не будет преувеличением, если скажу, что пока эта поездка получилась самая слаженная и выверенная фактически по минутам среди всех, что мы осуществляли в границах РФ. Пока.
После тщательного изучения отчетов в сети и различной информации сложился окончательный план.
Учитывая негативный опыт заезда на Алтай по трассе М-5 «Урал», в ту сторону было решено ехать по менее загруженной М-7. Северный маршрут через Киров при движении на восток не рассматривался из-за определенных требований к проходимому за сутки расстоянию на первых перегонах и местам ночлега. Учитывая опыт поездки 2-х летней давности, основная и промежуточная цель первого этапа заезда - к концу третьих суток «кровь из носу» оказаться на «траверсе» Новосибирска, перед этим устранив прямо в дороге накопившейся временной «зазор» разницы часовых поясов. И затем уже ложиться на прямой курс до Иркутска.
Обратно план не предусматривал «жестко определенного маршрута» и мы решили, что определимся с ним уже по ходу движения. Обязательные города для осмотра при движении в этот раз находились за Новосибирском: это Кемерово и Красноярск.
Подготовка была вполне штатной, но тщательной. Через сервис «Островок» и сайты гостиниц были забронированы места ночевок по пути и непосредственно в «Байкальской зоне» - Иркутской области и Бурятии. Особенно тщательное внимание было уделено выбору мест и бронированию на о. Ольхон и в Бурятии в Тункинской долине (в Аршане). Для минимизации перетаскивания вещей основной точкой базирования был выбран непосредственно Иркутск, а уже оттуда происходили «радиальные» выезды по местным достопримечательностям. В Листвянке же, учитывая повышенный туристический интерес к этому месту и накрутку цен бронировать не стали, решив, что лучше мы когда надо эти 70 км проедем туда-обратно. Кроме этого, были заказаны из дома разрешения в Тункинский и Прибайкальский национальные парки. Были заявлены следующие маршруты:
1. О.п. Темная падь – Старая Ангасолка (пеший)
2. ББТ-1: п. Листвянка — п. Большое Голоустное (пеший)
3. Север острова Ольхон (на автомобиле)
4. Кругобайкальская железная дорога (пеший)
Пункты 1 и 4 были заявлены для «перестраховки» (потом будет видно почему).
Забегая вперед, скажу, что из них реально пригодился только маршрут №2.
Мы старались бронировать места именно в гостиницах, а не в гостевых домах и частном секторе, т.к. в 99% случаях предполагался заезд после полуночи. При этом не хотелось заморачиваться лишними «перезвонами» с хозяевами ночлега.
Поездка изначально была запланирована на начало сентября - время, когда на Байкале начинается «низкий» сезон, но потом все же немного «подвинули» даты вперед.
К списку вещей, которые мы брали на Алтай, мы добавили компрессорный холодильник Alpicool CX-30. Купили его после консультаций с Алексеем (MANUL78), за что ему отдельное спасибо. Должен сказать, что это была замечательная покупка, он фактически «отбился» за одну поездку. Так как предполагалось несколько пеших продолжительных маршрутов, взяли с собой трекинговые палки, дождевики и походную обувь. Все это планомерно собиралось (в отличии от прошлых выездов, где весь «шмурдяк» швырялся в спешке перед отъездом за 1-2 часа) и вдумчиво грузилось в машину на протяжении недели.
Так же была забронирована достаточно дорогая экскурсия по КБЖД, с внесением предоплаты. Следует отметить, что дата ее была выбрана очень правильно, но об этом будет позднее.
Незадолго до отъезда было проведено очень придирчивое ТО машины с заменой масла, фильтров, колодок, а также тщательная ревизия ходовой. Все узлы подвески, вызывающие малейшее подозрение меняли по принципу «хорошее на новое», т.к. в дороге в этот раз времени на ремонт не будет «от слова совсем». На этом с подготовкой было окончено, началась собственно сама поездка. Сразу говорю, что первые пять дней будет фактически сплошная дорога, т.к. до Кемерово все интересующие нас города были осмотрены во время прошлых поездок на Урал в 2015 и на Алтай в 2020 году. Кому лень и не интересно читать «дорожные хроники», пожалуйста, «перематывайте» сразу на 6-й день поездки.
Итак, начнем.
День 1. 13.08.22 Сб. Москва-Ижевск. 1203 км.

Т.к вещи были сложены в машину заранее, и удалось поспать после работы часов 6 , встаем, завтракаем и выезжаем в 5ч 06минут из ЦАО.


Пробок пока нет, но это только пока, поэтому стоит задача вырваться за пределы А-108 до наплыва дачников. В районе Электроуглей уже все-таки скапливаются машины, т.к. на Горьковской трассе идут ремонты. В районе 7 часов утра въезжаем в Петушинский район Владимирской области.
В 8-00 начинаем объезжать г. Владимир по Южной объездной (168 км М-7). Видно, что строится параллельно дополнительные полосы для обхода города.

В 9-00 уже движемся за Владимиром, до Вязников дорога отличная.
В 9-42 объезжаем Вязники (302й км М-7).
В 10-49 начинается Южный обход Нижнего Новгорода (М-7, 400-й километр)
В 11-58 встаем на 47 минут на АЗС Лукойл заправиться до полного бака и перекусить.
После выезда с заправки обнаружили, что в районе Кстово пробка, мы решаем объезжать ее как в прошлой алтайской поездке через п. Шелокша – Чернуха - Слободское- Калинино. Этот объезд, похоже, уже знают все, идем в плотном караване попутных фур и легковушек с номерными знаками всевозможных регионов России.
Дальше ничего особого не происходит, в 13-38 мы уже за Лысково (509-й км М-7).

В 15-03 едем по республике Чувашии (623-й км М-7)

Проходим Чебоксары, навстречу сильная пробка.
В 18 ч выходим на мост через Волгу, начинается длинная объездная Казани, а впереди длиннющая пробка из-за ремонта. Решаем объезжать через город. Там тоже пробка, но не такая сильная.


В 18-30 выбираемся из Казани, выходим на «оперативный простор», до Елабуги М-7 в отличном состоянии, по две полосы в каждом направлении.

В 19-01 встаем на заправку Лукойл (55.693048,50.286913).


45 минут на ужин, и едем дальше.

В 21-06 сворачиваем с объездной Елабуги в направлении на Ижевск. Конечная цель на сегодня - заселиться в Шарк - отель (г. Ижевск, ул. Азина, д. 119)
Солнце уже село, и в 23-30 мы уже перед объездной Ижевска, а примерно в 12 часов ночи по московскому времени (по местному +1 час) мы прибыли и заехали на территорию отеля.
Стоимость номера 2900 в сутки. По сути это какая-то бывшая сауна. За эту цену мы получили трехместный номер с достаточно старым ремонтом, а также бонусом грязь в санузле, лобковые волосы на тумбе умывальника и т.д. и т.п.

В общем, все как обычно в таких номерах бывает, путники со стажем меня поймут, не буду тратить время на описание. Бронировали ее исключительно из-за удобного расположения для быстрого старта на следующее утро.
Прикольная композиция. Огнетушитель тут очевидно, чтобы тушить «выхлопуху», если биде уже не помогает : )

В общем же, цель первого дня была достигнута, и он был завершен. В отличии от прошлого алтайского заезда (когда мы были достаточно сильно вымотанные пробками при позднем выезде), завершен в бодром расположении духа. Как говорится – наше «спецзадание» идет в строгом соответствии с графиком. Завтра продолжим.
День 2. 14.08.22 Вс. Ижевск-Тюмень. 989 км.

Проснулись в 7-30, позавтракали своими припасами, и в 8-53 выехали из гостиницы.

Штурмана все же продуло кондиционером, поэтому заехали в аптеку за «Звездочкой», каплями в нос и прочими средствами от простуды, чтобы подлечиться до основных «оперативных» действий на озере.

Заодно пополнили запасы продуктов в холодильнике. В итоге в 9-43 (по Москве) уже окончательно стартанули из Ижевска. Мы уже были в городе в 2015 году, подробно изучили основные достопримечательности, поэтому не останавливаемся на осмотр.

Кардинальных различий за 7 лет из окна машины обнаружено не было. Едем дальше. Подсмотрев трэк, как ехали наши знакомые дальнобойщики на Екатеринбург, решаем ехать не через Пермь, а через Воткинск-Чайковский-Оса-Кукуштан, огибая р. Кама с востока. Выбрали этот маршрут, т.к. ремонтов тут нет, покрытие лучше, чем на «федералке», а трафик минимален. И действительно, все так и оказалось. Заправились на Лукойле на выезде из Воткинска, в 12-10 были на плотине перед Воткинской ГЭС.

Плотина тут достаточно длинная, около 4 км.

Проскочили поворот на объездную, и проехали через сам Чайковский. С колес ничего примечательного в нем не обнаружили. Выходим на финишную дорогу, ведущую в сторону «федералки» Р-242.

Качество ее хорошее, а машин тоже очень мало. В Пермском крае уже разница с Москвой +2 часа, т.е. у нас еще «отняли» час оперативного времени. В 14-14 выезжаем на развязку с Р-242, на 47-м километре и движемся в сторону Екатеринбурга.

В 16-30 заправились на Лукойле в Нижнесергинском районе, на 132-м километре Р-242, перекусили и поехали дальше.
В районе Первоуральска образовалась сильная пробка, которую мы объехали по местным дорожкам, сэкономив уйму времени.

И вот в 19-13 мы въехали в Екатеринбург, который начали объезжать по южной объездной.
Екатеринбург в моем восприятии разительно отличается от остальных городов в этом путешествии, да и вообще в России. Мне он напоминает Москву конца 90-х, начала «нулевых». Правильная структура города, почти замкнутое кольцо ЕКАД, плавные, продуманные развязки. В моем общем восприятии он занимает третье место после Москвы и Санкт Петербурга, и по субъективным ощущениям сильно превосходит по развитию остальные города – миллионники, через которые мы будем проезжать в этой поездке. Кстати, последний из них на пути на восток – Красноярск. О нем будет написано позже. В общем, по Екатеринбургу мне всегда приятно ехать, низкий поклон любимому городу, но все хорошее заканчивается, и мы из него выезжаем.

Участок трассы Екатеринбург-Тюмень в этом году просто ужасный. Вся дорога в ремонтах, расслабиться тут совсем не получается. Кругом расставлены временные ограждения, и даже разметка есть не везде. В 2020 году тут была отличная дорога.
Где-то здесь уже начинает ощущаться, что мы все-таки в путешествии и отдаляемся от дома, а не катаемся вокруг. До Екатеринбурга же участок маршрута ощущался как-то совсем «по-домашнему», т.е. где-то рядом.
В 21-00 объезжаем Богданович, и в 23-43 заезжаем в Тюмень. Финишируем в гостинице Агат в 24-00, (Тюмень, улица Пархоменко, 103) где забронирован стандартный трехместный номер за 2500р. Номер нормальный, уютный, чистый , в отличие от предыдущего ночлега. Быстро перекусили фруктами и легли спать.
День 3. 15.08.22 Пн. Тюмень- Р-254 Иртыш, Убинский р-н. 1076 км.

Это самый стратегически важный день нашей байкалькой «экспедиции». Как мы помним, задачей третьих суток было добраться до ближайшего пригорода Новосибирска. Участок трассы «Иртыш» от Омска до Новосибирска предполагалось начать проходить после 21-00 по местному времени. Конечной точкой прибытия по плану была стоянка гостиницы «Актин» (трасса «Иртыш» 1370км), на которой нужно было переночевать именно в машине, чтобы, не тратя время на выгрузку/погрузку, «нивелировать» разницу часовых поясов, продолжить движение дальше до Красноярска.

Встав пораньше, заехали в Бургер Кинг, как следует «загрузив» себя калориями на предстоящий длинный путь.

Должен сказать что, я впервые ел так рано столь плотно. Ангус «Пармезан» однако «зашел» вполне нормально. Заправив машину на Лукойле (Московский тракт, 132Б) в 11-40 стартуем из Тюмени.

После выезда из города идет небольшой участок ремонта дороги, потом же трасса Р-402 становится отличной.

Где-то в 13-14 проезжаем Заводоуковск, в 14-30 подбираемся к пересечению с «южным» маршрутом в Сибирь в районе Ишима.

На развилке мы были примерно в 15-05. В 15-35 въезжаем в Абатский район.
В 17 часов въезжаем в Омскую область (Р-402, 378-й километр). В 18-19 заезжаем на франшизную заправку Лукойл в районе Тюкалинска. Поели и заправились, потратив на все где-то час. До Омска отсюда 128 км.

Вот тут я уже начал чувствовать , что от дома мы стремительно удаляемся. Это особенно стало ощущаться, после въезда в Сибирский федеральный округ. Температура за бортом быстро падает (в Москве со слов друзей было +30, а тут +17-19 градусов), за окном появляются уже знакомые заболоченные березовые рощи.

Должен сказать, что за весь путь до Байкала (!) это было самое экзотичное, что можно увидеть из окна авто на федеральной трассе. К сожалению, но зато честно. Но это на мой, весьма субъективный взгляд. Тем временем солнце начинает медленно, но верно клониться к закату.

В 19-30 мы едем на подступах к Омску, в 19-50 въезжаем в Омск, и тут же уходим на «короткую» объездную.

Есть еще Западный, «длинный» обход Омска.

В 20-10 пересекаем Иртыш по Южному мосту.

Солнце уже совсем садится, а мы выезжаем на финишную прямую – Новосибирский тракт. В этот момент мне кажется, что пройдена некая «точка невозврата». Довольно необычное и странное ощущение. До точки назначения остается 553 км. В 20-08 по Московскому времени делаем еще одну остановку на АЗС Газпромнефть №43 в Татарском районе. Мы въехали в Новосибирскую область, а это уже +4 часа к Московскому времени. Сна, естественно «ни в одном глазу», т.к. в Москве в это время мы обычно ужинаем. И тут мы тоже решили не нарушать традицию. Единственная проблема - все запасы в холодильнике подъели. Но все-таки не все.

«Управляй мечтой» (С) Надо предложить Toyota Motor сделать рекламный буклет с такой фоткой. Интересно, сразу всех клиентов получится отпугнуть?
Едем дальше, в этот раз ничего интересного не происходит. Видимость отличная, трасса прекрасно просматривается даже ночью, обгоны все спокойные и не напряжные, поворотов почти нет, дорога прямая, как стрела. Кстати, именно тут ощущается переход из Европы в Азию. Особенно по увеличению количества праворульных машин.
В динамиках тихо играет «Крематорий». Под аккомпанемент скрипки разливаются мелодичные напевы Григоряна про «Катманду».
В какой-то мере, это сейчас практически «в тему».
Таким образом, на час отстав от намеченного графика, в 1-09 уже 16.08.22 мы добрались до стоянки у гостиницы Актин (Коченёвский район, д.Дупленская), где ночевали в прошлый раз, когда ехали на Алтай. До объездной Новосибирска осталось 55 км. Запарковались и заставили себя лечь спать.
День 4. 16.08.22 Вт. Новосибирская обл.- Красноярск. 1001 км.



Перед Новосибирском начинается бетонка с 2-мя полосами в каждом направлении.
В 8-20 мы свернули на северный обход Новосибирска, пересекли Объ. Дальше начинается сосновый лес- Кудряшовский бор. Акцентирую на этом месте особое внимание, т.к. до этой точки мы уже знали трассу, а после – начинается совершенно новая, незнакомая нам дорога.
Бетонка продолжается еще километров 20. Топливо уже на «подсосе», поэтому заехали на Газпромнефть в районе Мошково и перекусили. Тут же неудачно попал на штраф с камеры, обогнав плетущийся Камаз в населенке. Дорога за окном и окружающий пейзаж не радуют глаз – очень напоминают нашу «среднюю полосу»- никакой «экзотики».

Плоская, заблоченная Западная Сибирь ощущается более экзотичной для взгляда человека из Европейской части России. Даже невысокие холмы тут не спасают общий вид.
И вот мы въезжаем в Кемеровскую область. Погода портится - накрапывает дождь. Но должен сказать, что с погодой в поездке нам очень повезло. Сложилось впечатление, что кто-то будто выключал «осадки» в самые нужные моменты - во время прогулок и походов. Зонтами и дождевиками мы практически не пользовались.
В 13 часов въезжаем в Кемерово. С этого момента начинаем знакомиться с новыми для нас городами Сибири. В общем-то я уже много раз писал, что наши города в целом похожи между собой: на окраинах начинаются промзоны, дорога пересекает ж/д рельсы, потом идет частный сектор, торговые центры, в центре- «сталинки» и т.д. По сути такая же «структура» и у Кемерово.

Но что мне показалось странным? Такая «махина», столица, исторический областной центр, и не имеет объездной дороги вокруг себя. Кроме того, бросается в глаза в целом некоторая запущенность.
Поясню это на примере городов, встречающихся на нашем пути в данной поездке. Предположим, что «эталон», некий образец благоустройства и развития - Екатеринбург. В нем крупные и очень продуманные развязки, облагороженный центр. Многие улицы, здания приведены в порядок. «Жирную», «нефтяную» Тюмень, с ее роскошной набережной, отстроенным богатым центром, АЗС с «сотым» бензином (на которых стоят в очередях черные «Брабусы» би-турбо и оранжевые «Ламбы» в последних кузовах), в расчет не берем. Хотя, на мой субъективный взгляд, так же должна выглядеть и столица региона, дающего стране «черное, надежное золото». Но, к моему глубочайшему сожалению, Кемерово не такой. Тут облезлые пятиэтажки и «сталинки», разбитый асфальт, старая плитка и трамвайные пути с торчащей травой. Суровые, напряженные лица людей в магазинах, ресторанах, на улице. Продуманных развязок почти нет.

Регулировка потоков транспорта на перекрестках застыла где-то в конечном периоде существования СССР. Единственное, что порадовало - новые интересные светофоры.

В остальном такое ощущение, что город просто застрял даже не в 90-х, а вообще в 80-х. Многие скажут: «Чувак, да вы Москвичи, вообще «зажрались» икрой не переваренной ходите «по большому» и все вам не так и не этак. А Москва, дескать, вообще, отдельное государство». Пусть считают так, но мое мнение останется прежним - такой крупный и значимый город как Кемерово, с богатой, тяжелой трудовой историей, заслуживает большего, гораздо большего. И я буду надеяться, что все со временем поменяется. А пока же он напомнил мне Нижний Тагил - суровый «город - трудягу». Но с той огромной разницей, что Тагил по сути город областного значения - это не областной центр, хоть и второй по величине в области. А Кемерово - «передовик». Как говорится, почувствуйте разницу.
В завершении нашего проезда по Кемерово мы припарковались на улице Ленина, подкрепились в пиццерии «Папа Джонс» и зашли в место, заслуживающее отдельное внимание. Парк Ангелов – сквер городского значения на месте сгоревшего торгового центра «Зимняя Вишня».

25 марта 2018 года произошла ужасная трагедия. Пожар в торговом центре, построенном на месте кондитерской фабрики, унес жизни 60 человек. Именно столько сосен было высажено в сквере в память о погибших. Сосны высажены в специальных металлических ограждениях, обмотанных канатом.

В парке расположена башня, символизирующая Кузнецкую крепость, с которой берет начало Кузбасс. Фонтан у башни в момент посещения не работал. В сквере так же есть амфитеатр, ротонда, часовенка с именами погибших.

Осмотрев это печальное место, мне почему-то вспомнился парк Галицкого в Краснодаре.

Этот парк тоже очень красивый и современный. В чем-то они даже похожи. И при их оформлении использованы схожие приемы. Однако, эмоции при посещении этих парков совершенно разные. Если парк Галицкого - это однозначно место для прогулок, игр с детьми, то парк Ангелов мне показался не просто парком, который построили для прогулок и отдыха (как в том числе и задумывалось), а еще и действительно местом скорби. По сути это мемориал. Мрачная погода очень соответствовала его восприятию. Почтив память погибших в страшном пожаре, мы двинулись дальше на восток. Но в Кемерово мы еще вернемся. Не прощаемся.

Конечной целью нашего сегодняшнего перегона был город Красноярск, в котором я предусмотрительно забронировал номер в гостинице «Огни Енисея» (г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 80). Гостиница расположена в самом центре. Номер стоил не очень скромные 5150 рублей. Тут следует сказать, что это бронирование тоже было частью плана. Все было задумано так, чтобы после приезда в Красноярск и заселения в гостиницу еще осмотреть центр города пешком. Поэтому переплата за «локацию» была умышленной. И это полностью себя оправдало. В 14-40 пересекли реку Томь, заправились на Шелл (вернее бывшем Шелле ) до полного бака и поехали в сторону Мариинска. До Красноярска оставалось 520 км.
Тут же уткнулись в пробку на реверсе.

Потолкались в ней достаточно долго. После Кемерово дорога становится более рельефной, немного напоминает М5 на участке Уфа-Челябинск, правда там более затяжные подъемы.

Но в целом до Ачинска нет ничего примечательного.

На трассах массово множатся рамки весогабаритного контроля и контроля оплаты Платона.

Начинается Красноярский край. Погода стремительно начинает портиться, прогноз погоды показывает, что Красноярск накрыли ливни. Эта напасть нас ждет и в Листвянке. Но, повторюсь и скажу, что на погоду было грех жаловаться. Как будто кто-то «отключал» водяные потоки сверху, когда мы прибывали на открытые «локации» осмотра. Потом это будет хорошо заметно. Просто фантастическое везение!
Ачинск проезжаем в 20-30. Он запомнился громадными отвалами около Ачинского глиноземного комбината. Напомнило кучи шлама на подъезде к г.Карабаш.
Но больше меня потрясла совсем «убитая» объездная дорога.

Назад точно поедем через город. Вместе с ползущими фурами проезжаем ямы в половину колеса. Рядом стоят товарняки на ветке дороги, идущей к комбинату. Дальше ничего интересного не происходит, дождь льет стеной.

В такую погоду погулять не получится. Но парадокс - только мы это подумали, как ливень «отключили». Причем до нашего отъезда из города завтра.
В 22-40 буквально «заплываем» в город, после дождя лужи почти по самое днище машины. В этот момент моя знакомая коллега по профессии из Уфы пишет мне – «как ваши успехи?» В ответ присылаю ей эту фотку:

Чтобы не терять время, поехали сразу на Караульную гору. Она считается самой интересной видовой площадкой города. На ней расположена часовня Параскевы Пятницы 1855 года постройки.


Это один из символов Красноярска.
И вот «я достаю из широких штанин»:

А у Вас есть такая бумажка в оригинале? Это же Вам не круглый, замызганный «чирик» для освобождения тележек на парковке «Ашана» : )
Со смотровой открывается отличный вид на город.



Отель оказался действительно отличным, придраться действительно было не к чему.
После заселения штурман с ребенком осталась ужинать, а я пошел гулять по ночному Красноярску.
Время 23-10. Отель расположен фактически на берегу Енисея, поэтому осмотр начинаю с набережной.

Прохожу под Коммунальным мостом.

Это еще одна доминанта города, но должен отметить, что ночью он выглядит гораздо интереснее, нежели днем, в чем мы убедились на следующий день. Подсветка достаточно красивая, хотя, наверное, жителей столицы уже вряд ли чем-то можно удивить.


Недалеко расположен памятник Чехову.

На мой взгляд, он тут какой-то очень суровый дядя получился.

Фонтан Реки Сибири- еще один символ Красноярска. Это первый в Сибири каскадный фонтан.

Однако похоже, что на него слегка «положили болт» и он уже зарос травой. Вроде как «ремонт» должен идти уже год, но тут даже «конь не валялся». Некоторые, отдельные скульптуры рек довольно интересные. Вот эта например, вполне себе ничего.

Тут же находится Театр оперы и балета

и Красноярский Биг Бен.

Здание очень запоминающееся, по сути - очередной символ Красноярска. Пройдя мимо Краеведческого музея, в 0-30 я побрел в гостиницу.

Завтра предстоял последний, финальный перегон до Иркутска.
День 5. 17.08.22. Красноярск-Иркутск. 1065 км.
После вчерашней прогулки спал как убитый, но при этом ранний старт с треском провалился. Что было ожидаемо.
Встали только в 8 утра, сварганили завтрак, и еще решили пройтись по набережной.


Нам снова повезло, и дождя не было. Прошлись до касс речного вокзала,

посмотрели на мост.

Днем это все выглядело менее «нарядно» нежели ночью.

Поехали в сторону выезда из города только в 9-13. С колес город не показался слишком отличающимся от остальных региональных центров. Но в целом чувствуется правильный вектор развития, в сторону современности.

Красноярск сильно «оживляет» быстрый Енисей и холмы на горизонте. В основном же все интересности тут расположены в центре. Но, тем не менее, как и с Кемерово, мы не прощаемся с Красноярском. На обратном пути мы заедем в него еще - не все досмотрели.
В 10 часов заправились на Газпроме на выезде из города и спустя некоторое время дождь нам снова «включили».

До Канска дорога ничем особо не примечательна.

Обычная. В 12 часов въехали в Канский район, в 12-20 в Канск. Ничего примечательного не происходит, единственное что запомнилось - это помпезная арка на въезде в город.

И пробка на выезде из него.
Нижний Ингаш в 15-34 встретил пробкой на переезде через Трансиб.


Навстречу едет много «праворулек» - перегон из Японии в этом году, в связи с известными событиями и падением покупательской способности рубля поставлен на поток.

В 16-32 въехали в Иркутскую область, время переводится еще на один час вперед.

Теперь тут уже +5 часов по сравнению с Москвой. Очень непривычно, но надо привыкать.
На подступах к Нижнеудинску заправились Роснефти, (Староалзамайское сельское поселение, Нижнеудинский район) и перекусили.

Заправляться пришлось 92-м бензином, т.к. 95 не было, а бак был уже почти сухой. В результате расход несколько подрос. Вообще как известно 2AR-FEнормально переваривает АИ-92, многие заправляли свои 50-е Камри именно им, но я всегда лью 95-й. В 18-12 стартуем дальше.
Созвонились с хозяйкой апартаментов в Иркутске, получили инструкции для доступа в квартиру.
После Нижнеудинска погода налаживается, а трасса становится более холмистой и интересной.

Но все равно, это далеко не Чуйский тракт, и даже не М18 «Кола», ехать тут достаточно скучно. Вообще на мое удивление федеральная трасса Р-255 «Сибирь» на участке между Красноярском и Иркутском оказалась пустая, как «барабан». Похоже на дороги ЦФО. Периодически рядом с полотном проходит ветка Трансиба.
Солнце начинает садиться,

и в Тулун мы въезжаем уже почти в сумерках.

«От души» постояв перед ж/д переездом в районе пос.жд ст. Толюшка ,едем дальше уже в темноте.
После Усолья-Сибирского в районе Тельмы проезжаем Церковь Казанской иконы Божией Матери 1816 года постройки.

Она выполнена в стиле классицизма и подсвечена очень эффектно. Очень красивый храм, который мы обязательно посетим на обратном пути.
В 20-40 по московскому времени объезжаем Ангарск, до Иркутска уже совсем близко.
И вот мы почти у цели. На объездной Иркутска (улица Ярославского, 292) заправились на Роснефти до полного бака, чтобы завтра не тратить на это драгоценное время.
В 2-45 ночи по местному времени мы таки приехали в Иркутск. Покрутившись по улочкам, останавливаемся во дворе жилого дома.

Формально можно смело сказать что, поставленная цель первого этапа «операции» была достигнута ровно в запланированные сроки в строгом соответствии с графиком. До Байкала тут около 70 км и если бы стояла задача заселиться именно в Листвянке, а не в Иркутске, и непременно сделать «контрольное селфи» на фоне воды, то мы бы ее выполнили, уложившись в те же 5 суток. Но селфи мы не делаем, а вражеским инстаграмом не пользуемся, поэтому заселяемся в Иркутске.
На ближайшие 4 ночи мы остановились в Апарт-Отеле Клевер (Строительный переулок, д.8/1). По сути это квартира в жилом доме. Ее я бронировал через Островок. Стоимость составила 11020 рублей. В отличие от отелей в Листвянке, можно сказать что это «дешевле только даром». Единственный минус места - машину пришлось ставить во дворе (отношусь к этому спокойно, т.к. в Москве тоже ставлю так же), но с местами ночью было весьма напряженно.
Это место еще было очень удобно для нас тем, что в случае позднего приезда (как было сейчас) нам прислали код для электронного замка и инструкцию для входа. Новый жилой дом находится почти в самом центре, рядом со 130-м кварталом.
В квартире была кухня, ванная, диван, кровать.

В общем, все необходимое для жизни есть.

В 3-30 по местному времени легли спать. Завтра начинается «культурная программа» поездок вокруг озера.
День 6.18.08.22. Иркутск-Листвянка-Иркутск. 139 км.

Проснулись утром часов в 9. Погода за окном крайне не радовала. Позавтракали, выгрузили лишние вещи из багажника в квартиру и в 10-50 поехали в сторону Листвянки. Пока ехали, начали присматриваться к Иркутску. Город и так довольно большой, а по ощущениям он вообще какой-то «бесконечный». Разделенный Ангарой и Иркутом на несколько частей, он напоминает пиццу большого диаметра, порезанную на части. При том чтобы добраться с одного конца на другой, надо приложить значительные усилия. Будет немного преувеличением, но скажу, что к концу нашего отъезда на 5-й день у меня уже отсохли руки, от рулежки по Иркутску. В этом плане он мне напомнил Севастополь- город тоже разделен бухтой на части со сложной логистикой доставки своей пятой точки из одного конца в другой. Покрутившись по центру, выбрались на Байкальский тракт и взяли курс на п. Тальцы.
Дорога эта обычная, ничем не примечательная двухполоска. Еще и местами с ремонтными участками.
В 11-42 мы прибыли, ставим машину на большую парковку перед музеем. Купили билеты на троих за 650 рублей. Тальцы –это Архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Можно сказать проще - музей деревянного зодчества, но с «секторами» различных народов.
Мы уже были в различных музеях деревянного зодчества. Особенно запомнились: Витославицы под Великим Новгородом, Кижи и музей в Нижней Синячихе. Мы думали, что уже вряд ли нас получится чем-то удивить. Однако этот музей оказался очень даже неплох.
Основной доминантой музея является Илимский острог,
на территории которого находятся постройки – амбар, за территорией деревенские крестьянские избы, морг, домик фельдшера.

Все с действующими лицами:

Восстановлена целая улица.

Естественно представлен бурятский сектор с юртами

Дом «в разрезе» выглядит очень необычно

Ближе к стоянке находится причал. Виды на Ангару в такую погоду, честно говоря, так себе, а дождь не унимается.
Рядом с причалом слева расположен эвенский сектор.
Очень интересно, тут представлены различные укрытия, хранилища для продуктов на столбе,
черепа животных.

Перед выходом на стоянку прошли мимо погоста. Ну и купили «дежурные» магнитики. На все это мероприятие ушло 3 часа. Музей очень большой, и тут можно ходить долго.
Сели в машину и поехали в Листвянку. Сама Листвянка, как и писали местные жители, представляет собой перегруженный туристами поселок, тянущийся вдоль берега Байкала и немного вдоль точки пересечения озера с рекой Ангарой. От этой улицы уже тянутся перпендикулярно несколько поперечных улиц (распадков). Туристов тут тьма, и 2/3 жилья здесь, похоже, сдается хозяевами. Жилье – на любой вкус и кошелек- от покосившихся лачуг, до дорогого отеля «Маяк».

Тут еще нам «повезло с погодой» было достаточно холодно, и летний сезон уже заканчивался. Кроме того сегодня был будний день, а в выходные здесь очень многолюдно.

Кстати, дождь опять «выключили», когда мы припарковались около причала на набережной. Именно в этот момент, казалось бы, мы впервые увидели гладь Байкала.

Но ведь после общения с местными, мы знаем, что это не так. У иркутян даже есть крылатая поговорка: «Кто в Листвянке побывал, тот Байкала не видал!». И это, похоже, действительно так. По существу Листвянка - это местная копия Манжерока, если сравнивать впечатления с Алтайским заездом. Там тоже народу- море и яблоку негде упасть. Кругом стоят зазывалы на морские прогулки, в кафешки и прочие развлечения. Мы же поехали чуть дальше и запарковали машину около жилого дома в одном из распадков. Нас интересовал Байкальский музей РАН. Т.е. по сути это музей, основанный при научной организации. Покупаем билеты и идем смотреть. Первый этаж занимает аквариум с местными рыбами и местной фауной.

Местный эндемик - байкальская нерпа тут тоже присутствует, но не очень хорошо видна, т.к. прячется. По пути посмотрели информационные табло, рассказывающие о строении Байкала, и чем он отличается от других озер-«конкурентов».

Тут же экскурсовод рассказывал про особую сейсмичность байкальской зоны, и даже показал работу прибора, который стоит в нижней, цокольной части музея и регистрирует малейшие толчки.

Байкал вообще сейсмоопасная зона, литосферные плиты тут часто «гуляют». Вот недавно, как раз перед нашим приездом были «толчки»:
https://ria.ru/20220608/zemletryasenie-1794034104.html
Экскурсовод с ярко выраженным научным менторским тоном (мне это напомнило, как рассказывает «препод» студентам материал на лекциях) рассказал про все это, о том, что озеро Байкал расширяется за счет перемещения литосферных плит в центральной части со скоростью 3,4 мм в год и еще много всего интересного.
Затем мы пошли на сеанс виртуального погружения на дно Байкала в батискафе.

Честно говоря, эта часть музейной программы мне показалось достаточно скучноватой.

Но для общего развития посмотреть было не плохо.
Вердикт - музей неплох, весьма неплох. Осмотр занял примерно 1,5 часа
За 5 минут переехали на набережную, встали около нерпинария. Билет не самый дешевый, как обычно бывает в таких местах, но оно того стоит.

Очень удивительно, как эти существа могут рисовать и даже решать математические примеры. Даже мне, в общем-то равнодушному к таким вещам, очень понравилось.

Мне это напомнило посещение дельфинария в Москве, еще в далеком детстве вместе с отцом. Кстати, картину нарисованную нерпой, можно купить в режиме аукциона после представления.

Нерпинарий, приехав в Листвянку, надо обязательно посетить.
Когда вернулись к машине, погода, как по заказу, совсем наладилась.

Это было очень кстати, и мы поехали к началу Листвянки. Тут нас интересовал камень Черского (не путать с Пиком Черского на Комаринском хребте в Хамар-Дабане). Прочитали, что туда удобнее всего попасть на подъёмнике горнолыжного комплекса Истлэнд (51.872985, 104.843198). К нему мы и поехали.

Купили билеты на кресельный подъемник. Высота не слишком большая, поднявшись, прошлись по дорожке до смотровой.

Вид открывается неплохой, до вершин Хамар-Дабана отсюда около 60 км.

Виден исток Ангары.

Но народу –тьма. Чтобы сфотографировать что-то , надо ловить «окно». Пошли назад. Пока спускались, обратили внимание на спортсменов бегущих в гору. Оказывается, тут проходил спортивный всероссийский марафон.

После возвращения к машине, в 19-27 выехали в сторону Иркутска.
«Стартовый» день получился очень «урожайным» на достопримечательности, все, что было запланировано, мы посмотрели, и даже чуть больше. Поужинав, легли спать пораньше, завтра предстоял весьма интересный день.
День 7. 19.08.22. Иркутск. КБЖД.
Этот день был полностью посвящен Кругобайкальской железной дороге. Т.к. это одна из основных достопримечательностей в окрестностях озера cочень интересной историей (рекомендую почитать), мы очень жаждали ее посмотреть. Как это сделать в максимально сжатые сроки? Существует много вариантов. 1. Водная экскурсия из Листвянки с высадкой на ж/д полотно в интересных точках. 2. Поездки на местных поездах – «мотанях» из Слюдянки. 3. Пеший поход из Слюдянки до Байкальска на несколько дней, с ночевкой на местных турбазах.
Эти все варианты нам не подходили либо из-за сроков, либо из-за «узости охвата территории», т.к. не позволяли осмотреть всю дорогу полностью. В качестве запасного варианта, на случай каких-либо «форс-мажоров» рассматривался вариант описанный автотуристом Алтуниным Д:
https://www.drive2.ru/b/580164458295329781
и Еленой Чемезовой:
https://chemezova.ru/travel/krugobaikalka
Согласно описываемым ими маршрутам нужно добраться до станции Темная Падь из Иркутска (это порядка 1,5-2 часов) , дальше уже идти в сторону Байкала к станции Старая Ангасолка, а уже потом идти вдоль ж/д полотна в сторону порта Байкал. Посмотреть так можно только ближайшие станции и достопримечательности. Этот маршрут оставили на самый крайний случай, если по каким-либо причинам не выйдет с поездом.
Мы же решили использовать дорогой, но самый «эффективный» по соотношению время/усилия вариант - осмотр КБЖД на экскурсионном поезде. Экскурсию организовывал туроператор Baikaltrain. Выбрали вариант «Зеркало», на ретро-паровозе. Маршрут выглядел так: отправление от Иркутского театра драмы (ул. Карла Маркса 14) в 7:00, далее на автобусе до Листвянки, пересадка на паром до порта Байкал. После этого к вагонам цепляли паровоз, который вез состав до Слюдянки, где паровоз отцепляли и вагоны шли с обычным электровозом, который привозил вагоны на вокзал в Иркутске. Экскурсия требовала внесения полной предоплаты, поэтому оплатили ее еще из Москвы. Стоимость 8300*2+4700*1=21300 рублей, и это без питания. Опоздать было нельзя. Что-то возвращалось в случае отказа, но не вся сумма. Изначально я хотел забронировать ее на 18.08.22 ,т.е. на первый день после приезда в Иркутск. Меня от этой дурной мысли отговорил штурман, за это ей большое спасибо, т.к. с учетом нашего приезда в Иркутск почти в 3 утра в этот же день, ситуация с нашей железнодорожной экскурсией выглядела бы примерно так:

Почему-то именно эти кадры из фильма «Захват-2»(про поезд со Стивеном Сигалом) у меня всплывают в памяти, когда я слышу выражение: «в последний вагон уходящего поезда». Все-таки почти 5,5 тысяч км дистанции до точки это не шутки, и такие вещи нельзя планировать и бронировать «впритык», иначе это уже получается гонка со временем.
Как приговаривал главный злодей из того же упомянутого кино: «Удача любит подготовленных». Мы все предусмотрели, и нам действительно очень повезло. Особенно с погодой. Весь день светило солнце, и было очень тепло. Мы даже ходили в майках.
Проснулись в 5-00, т.к. в 7-00 уже уходит автобус. От дома до места старта на ул. Карла Маркса идти 1,5 километра, поэтому перекусили и вышли заранее. Квартира расположена очень удачно, почти в самом центре, поэтому идем пешком и заодно осматриваем город.

В центре пока еще сохранилось много деревянных домов. Состояние у них не очень - пока идет реставрация.

По ул. Седова выходим к 130-му кварталу.

Этот квартал состоит из отреставрированных деревянных домов.

Местное население переселили, и провели ремонт. Теперь тут расположены кафе и рестораны, а так же торговый центр Модный квартал. На улице Седова расположен самый известный памятник Иркутска- Бабр. Это мифическое животное стало гербом Иркутска. Изначально это был тигр с соболем. Но какой-то писарь ошибся и написал «бобр», а император тут уже «подмахнул» не глядя этот вариант. Художникам пришлось как-то выкручиваться, в результате получился вот такой «кентавр» с телом тигра и хвостом бобра.

Далее проходим скульптуру солнечные часы.

Она в плохом состоянии, требуется реставрация.

Ну и, собственно, Ленин.

Проходим очень красивое старинное здание ТЮЗ им. Вампилова.

Сворачиваем на ул. Карла Маркса. Тут тоже идет благоустройство, меняют тротуарную плитку с широким размахом. Все как в Москве.

Рядом с театром расположен памятник А. Вампилову.

Драматург умер очень рано, не дожив до 35-летия на озере Байкал, когда его лодка перевернулась.
И вот мы дошли до Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова.

Здание театра очень красивое. Тут уже ждет группа для посадки в автобус. Показываем билеты-брони, клеим стикеры для посадки на судно из Листвянки до порта Байкал,

садимся в автобус и выезжаем в Листвянку в начале восьмого часа. Дорога до Листвянки уже знакома и ничем не примечательна. Прибываем в Листвянку, выходим около причала Рогатка.
Садимся на пришвартованное судно, пересекаем Ангару.

Погода становится все лучше и лучше с каждой минутой.

Высаживаемся в порту Байкал, из интересных построек сразу можно отметить здание вокзала.

Времени на осмотр особо не было , мы садимся в вагоны , занимаем места (бронировал специально места со стороны Байкала). Несколько экскурсионных вагонов сцеплены с электропоездом ЭД9.

Тянет этот состав паровоз Л-3653 1954 года постройки, приписанный к депо Зима Восточно-Сибирской Железной дороги (https://railgallery.ru/railcar/12912/).

Расселись по своим местам и тронулись.

Вагоны весьма комфортные, кресла похожи на те, что стоят в Москве на МЦК, а между ними установлены столы. Поездку сопровождает рассказ экскурсовода, о КБЖД, о природе Байкала. На стенках вагона на входе и выходе установлены мониторы, на которых транслируется видео с внешних камер, установленных на первых вагонах

и различные материалы, которые включает проводник-экскурсовод на ноутбуке. Кто заказывал питание при бронировании мест, тому проводники выдают питание один или три раза.
До этого я не ездил на настоящем паровозе, и по ощущениям это несколько отличается от поездки на электропоезде или тепловозе. Очень отчетливо ощущаются «толчки» на разгонах. Особенность «паровозной тяги». На электровозе же ощущается только совершенно «троллейбусная» плавная тяга.
Виды на Байкал открываются весьма интересные.

Первая остановка была у Итальянской стенки.

Это подпорная стенка строилась нанятыми итальянцами во главе с человеком по фамилии Феррари. Красивое сооружение и очень крепкое. Столько лет простояло в неизменном состоянии.

Следующая остановка – Половинная.

Перед ней проезжаем самый длинный тоннель – Половинный. Остановились, после высадки из вагонов еще долго наблюдали, пока выветрится паровозный «выхлоп».

Тут же видно, что практически рядом проходят старый и новый ж/д пути. Новый путь уже строился после старого, и металлоконструкции сюда уже везли по железной дороге.

Тут стояли достаточно долго, некоторые даже искупались в Байкале.

Если присмотреться вдоль путей на склон скалы, то можно увидеть, сколько усилий было затрачено, чтобы выровнять полку полотна в горизонталь.

Далее мы остановились на станции Речка Маритуйка.

Поезд при этом остался стоять, а мы пошли пешком по шпалам до следующей остановки.

Сильно отставать нельзя, хоть и расписание тут не такое строгое, как на действующих перегонах. Однако проводники предупреждают, что поезд ждать никого не будет и отходит по расписанию. Проводники всех пересчитывают и сообщают по рации, что все на местах. Сигнал к сбору в вагонах – гудок. Все-таки в этой экскурсии очень удобно придумали, что за время стоянки поезда можно пройтись в такой мини- поход между станциями. После прохода по шпалам до следующей станции (прошли пешком мы примерно 3,5 километра)

поезд подъехал к двухпутному тоннелю №18 Бис на 123-м км, чтобы подхватить нас.

Над ним сооружен очень красивый акведук.

А рядом был старый тоннель 18 «Киркирей 3».

В 1904 году тут происходила стыковка ж/д полотна. Прошлись немного вперед, дошли до подпорной стенки.

В это время к тоннелю подъехал наш паровоз. Тут же было разыграна мини сцена захвата вора охраной поезда в стиле первой половины прошлого века.
С импровизированной стрельбой, погоней и пр. В общем, все как положено. Получилось интересно.
После этого мы погрузились в вагоны и поехали дальше. Остановились на станции Шарыжалгай, перед этим перекусив. На этой остановке тоже открываются интересные виды на Байкал.

Вода чистейшая

Стоят постройки, в которых обитают жители, так или иначе связанные с Байкалом и железной дорогой. Вот, например, местное лесничество.

Есть и такие местные «обитатели»)

Быстро осмотрев все тут, движемся дальше, до станции Старая Ангасолка, с которой мы должны были начать осмотр КБЖД «дикарем» в случае провала с «экскурсионным» вариантом.

Здесь тоже осмотрели мосты,

и одну из галерей.

Она уже не действующая, путь в ней разобран, теперь новый путь идет ближе к кромке озера. Теперь этот участок пути снова однопутный. Хотя еще до 1914 года использовалось 2 пути.

Тут же расположен музей Рериха, но времени на его осмотр совершенно не остается, и мы следуем дальше.
Мимо Култука проезжаем без остановки,

тут уже на склоне виден основной ход Транссиба, по которому ползет контейнерный поезд. Скоро и мы по нему поедем.

Предпоследнюю остановку делаем в Слюдянке.

Тут, во время остановки паровоз отцепили. Это, кстати, было весьма интересное действие, т.к. он отцепляется несколько по-другому, нежели электропоезд. Профессиональные железнодорожники ,я полагаю, поймут меня.

Вот он, Транссиб, уходящий на восток вдаль:

А мы в это время посмотрели вокзал, построенный из мрамора и музей внутри.
В музее представлена экспозиция, посвященная Байкалу, быту коренных народов,
строительству КБЖД.
На выходе из вокзала установлен бюст Михаила Ивановича Хилкова. Он был министром путей сообщения во время строительства КБЖД и внес весомый вклад в ее постройку.

Выдающаяся личность. Тем временем было уже пора трогаться в путь до Иркутска по Транссибу, и мы строго по расписанию выезжаем уже на «электротяге» без заметных, но уже привычных для нас «рывков».
Начинают спускаться сумерки, мы проезжаем Култук и автодорогу (Култукский тракт), по которой мы будем двигаться через несколько дней на авто. Эта магистраль федерального значения идет дальше на восток страны в сторону Улан-Удэ.
А мы же наоборот начинаем подниматься. Тут Транссиб идет вверх и мы едем достаточно медленно, со скоростью около 60 км/ч. Если для автомобиля уклон дороги не заметен, то при следовании по ж/д даже небольшой уклон уже ощущается. Законы физики никто не отменял.

Полотно сначала идет рядом с автодорогой, а потом начинает уходить в сторону Иркутска. В 21час мы прибываем на вокзал.

До дома от вокзала было недалеко, около 4,5 км, тут мы тоже еще решили прогуляться, и пошли пешком. По пути пересекаем Глазковский мост,

посмотрев на необустроенную набережную.

Проходим улицу имени себя)

по ул. Ленина добрались до 130 квартала,

и немного уставшие, но довольные финишировали дома.
Экскурсия эта очень понравилась. Очень четкая и качественная организация всего «логистического процесса» Цена? Да, кажется высокой. Суммарно это почти 10% от бюджета всей поездки на Байкал. Однако, если посмотреть на это под другим углом, то все становится на свои места. Задействовано много персонала, несколько видов транспорта, включая авто и водный, движение по расписанию с перецепкой локомотива. В общем, считаю, что стоимость отбивается на все 100% процентов. Да еще и с погодой подфартило на все 100%. В общем, этот вариант для таких «торопыг» как мы, для полного и всестороннего знакомства с КБЖД самый подходящий. Конечно, еще есть вариант пешего похода на несколько дней, но этот вариант точно не для нас, т.к. время сильно ограниченно. И даже если бы времени было «вагон» ,то я бы предпочел потратить его например на поход к пику Черского на Хамар-Дабане. Хотя и КБЖД оказалась просто отличной!
День 8. 20.08.22. Иркутск-Листвянка-Иркутск. 137 км Большая Байкальская Тропа (ББТ).

Вечером прошлого дня, прежде чем лечь спать доедали остатки пиццы и долго «ломали» головы, как завтра сделать все максимально «логистично». Дело в том, что на следующий день был запланирован поход по Большой байкальской тропе. Большая Байкальская тропа — обустроенный маршрут на побережье Байкала, который проложила общественная организация с одноименным названием.
Часть тропы, по которой пролегает маршрут от Листвянки до Большого Голоустного, относится к Прибайкальскому национальному парку. Для его посещения нужно оформить разрешение, что и было сделано. Купили мы его на сайте https://baikalpass.ru/. Тут выбирали Байкальский национальный парк, вводили данные туристов, оплатили пошлину. Об этом я рассказывал во вступительной части. Там же мы оплатили маршруты по КБЖД и на Ольхоне на случай форс-мажора с экскурсиями. Но из всех трех маршрутов пригодился только маршрут по ББТ. Нас же интересовала первая часть тропы - участок Листвянка- Большие коты. Вся тропа до Большого Голоустного – это почти 60 км пути, что слишком много, поэтому мы решили идти в обратную сторону из Больших Котов. Тут «всего» 24 км с перепадом высот 400м. На самом деле, это расстояние для нас не представляет никаких сложностей, потому что мы, часто гуляя по Москве, спокойно проходим от МКАД до центра пешком. А это как раз около 25-30 км, в зависимости от маршрута. Однако, как я понял после изучения отчетов все самые интересные виды на Байкал находятся на участке тропы Большие Коты- Б.Голоустное . Тут и скала Скрипер, Чертов Мост, пляж на Мысе Соболев и т.д. Но это уже поход на несколько дней с палаткой, а столько времени у нас нет. Выходить планировали из Больших Котов в Листвянку, а не наоборот, чтобы вернуться к вечеру. Так ты не привязан ко времени отхода судна из Больших Котов и поэтому можно особо не спешить. До Больших Котов мы планировали добраться на теплоходе «Восход», который выплывал с причала «Ракета» в Иркутске в 9-30 и должен был прибыть в Большие Коты в 11-00. После пешего похода по тропе предполагалось вернуться в Иркутск на маршрутке или такси. Билеты на восход стоили 2*1300 рублей + 1*650 рублей за ребенка. Зарегистрировались на сайте https://vsrp.ru и купили эти билеты online. В Листвянке корабли швартуются у причала «Баржа 2501» и была мысль доехать в Листвянку на машине и «подсесть» на теплоход уже там, несмотря на оплаченную часть рейса от Иркутска. Потом пройтись по тропе до Листвянки, забрать машину и вернуться в Иркутск. Вот такая «сложная, кривая логистика», как сейчас принято говорить. При этом 20.09. обещали дождь весь день в Листвянке и Иркутске, что тоже не добавляло мотивации. А в предыдущий день мы встали очень рано и легли поздно. Таким образом, чтобы реализовать план №1 , нужно было прибыть на вокзал «Ракета» (пр-т Маршала Жукова 98Г) не позднее 9-20. Для этого надо опять было вставать рано, заказывать такси, т.е добавлялся еще одно «плечо». Короче говоря, получались сплошные «мультимодальные перевозки» собственных бренных тел. Мой верный штурман уже был явно сильно раздражен этими всеми логистическими «изысканиями» и чтобы прервать этот надоедающий мозговой штурм, просто поставил условие: если хочешь ехать по такому плану – то едешь один. Я был готов к такой постановке вопроса, и тут мы вместе пришли к компромиссному варианту, который тут же единогласно был одобрен. План был простой «как палка». Используем только автомобиль. Выезжаем из Иркутска, едем в Листвянку, оставляем машину на причале, идем по поселку до начала тропы, выходим на нее, и следуем до некой «якорной» точки (ею выбрали пляж на мысе Толстый, это место находится около 1,6 км от речки Емельянихи), а потом возвращаемся назад к машине. Т.е. грубо говоря, проходим примерно половину тропы и идем назад. Стоит обратить внимание, что при этом варианте мы проходим самую сложную (правда и менее интересную) часть тропы дважды - от Листвянки идет долгий монотонный подъем в гору сначала просто по тропе, потом спуск по серпантину с горы. А т.к. мы будем возвращаться в обратном направлении, придется проходить эти участки дважды. В остальном без нюансов. План был намечен, временные рамки поставлены. Позавтракали, собрали скарб в рюкзак - питье , сухпаек, орешки, яблочки, дождевики и тд. . Билеты на «Восход» я просто сдал обратно через сайт, деньги сразу же вернули на карту. Стартуем.
Погода, как и обещали, оказалась, кхм, если говорить мягко и не литературно «полное г@вно».

Выплыли под дождем из Иркутска примерно в 11-00.

За час добрались до Листвянки, «втиснули» в свободную дырочку машину на стоянку у Улицы Гудина. Переоделись в походную форму и пошли. И тут нам безмерно везет – дождь опять «отключают» до конца дня. Уже который раз так происходит - просто фантастическое везение! Пробираемся по улице к началу тропы, видно что Листвянка живет за счет туризма - сдается огромное количество жилья на любой вкус и кошелек.

На входе на тропу у кордона инспектора проверили у нас разрешения на посещение национального парка, и мы пошли дальше.

В общем-то ничего интересного в этой части маршрута нет, просто идем по лесу.

Начался монотонный подъем в гору, а потом спуск по серпантину.

После спуска мы прошли к речке Емельяниха, где сделали привал и пошли дальше.

Тут уже попадаются интересные виды, тропа начинает идти вдоль берега озера.

В итоге примерно часам к 16 мы добрались до пляжа на мысе Толстый.
Вода чистейшая:

Тут мы, как говорит современная молодежь «почилили» где-то полчаса,

и пошли назад.

Около стоянки рядом с р. Емельянихой мы перекусили на берегу (ох, и зря же я налегал на копченый сыр Чечил, но об этом позднее)

и пошли штурмовать подъем. Кстати, от пляжа на мысе Толстый до Емельянихи можно было пройти и по «опасной» тропе, которая идет по берегу рядом с водой. Но мы не стали, и пошли по «проторенной» дороге, особенно учитывая что недавно прошли дожди и было довольно скользко.

Поднялись по серпантину в гору, и в сумерках вышли из леса и пошли по поселку.

На причале около машины мы оказались примерно в 9 часов вечера,

а еще через час мы были в Иркутске.

На «своих двоих» мы прошли по нашему маршруту 24,5 км.

Т.е до Б. Котов мы бы совершенно точно добрались при желании, особенно с учетом того что мы шли через тяжелые участки дважды.
Что можно сказать про тропу? Неплохо, но ничего «сверхъестественного» в ней нет. Как и ничего сложного. Забегая вперед, скажу, что эта тропа вообще окажется просто «семечками» по сравнению с одним из следующих походов. Может погода была «не очень», хотя нам опять повезло, что осадков не было. В общем, что вышло, то вышло.
Поужинали, и сразу легли спать, т.к. завтра надо было встать пораньше. Мы покидали Иркутск и переезжали в другое, не менее интересное место священного озера.
День 9. 21.08.22. Иркутск-Хужир. 295 км. Остров Ольхон.

Что обычно представляют люди, когда упоминается Байкал? Да. Именно. Ольхон. «Открыточные» виды на скалу Шаманка и столбы Саргэ, пляж Сарайский, мыс Татайский и Хобой. Некоторые люди, приехавшие сюда впервые, остаются тут навсегда. «Влюбившись» в Ольхон. «По уши».
Существует мнение, что если человек был на Байкале, но не был на Ольхоне, значит, он просто не был на Байкале. И, пожалуй, я с этим мнением соглашусь. Это одна из самых живописных «локаций» озера. Мы просто не имели права туда не поехать.
Но вот ночка выдалась «не очень». Съеденный вчера сыр Чечил, похоже, оказался «второй свежести», т.к. он с нами днем раньше покатался по КБЖД, и мы это не почувствовали, т.к. он был копченый. А так как я налегал на него больше остальных, то основной «удар» пришелся по мне. Короче говоря, я слегка отравился. Поднялась температура со всеми «вытекающими»
Но делать нечего, такое бывает, зато погода налаживалась, закинулись лекарствами и в 9-07 попрощавшись с Иркутском выехали в сторону Еланцов.

Дорога отличная двухрядка, весьма приличного качества. После Иркутска при движении в этом направлении деревья начинают «редеть», и мы едем уже по холмистой степи.

В общем-то ничего особого не происходит, дорога практически не меняется до Еланцов. Перед въездом в поселок на всякий случай заправились на Роснефти до полного бака. После Еланцов начинается Тажеранская степь.

В скором времени уже начинают появляться очертания Байкала. Это Малое Море, залив Мухор, тут обычно люди купаются. Примерно в 2 часа дня мы добрались до Сахюрты.

И вот тут удача опять улыбнулась нам во весь свой белозубый рот. Читая отчеты путешественников, я нередко видел, что многие стояли в очереди на паром иногда даже по 5-6 часов, особенно в высокий сезон. Мы же подъехали к шлагбауму причала, и перед нами была всего одна пассажирская Газель.

Паромы, обслуживающие переправу, представлены тут в ассортименте: Дорожник, Семён Батагаев и Ольхонские ворота. Дорожник самый маленький, остальные больше. Первыми заезжаем на паром,

пассажиры следуют отдельно от машин и заходят после машин.
Паром Сахюрта- Ольхон бесплатный.

Отплываем

Плыть совсем недалеко - около 2 км. Пока плывем, паром «атакуют» чайки.

Разминулись с другим паромом,

обратите внимание на очередь с той стороны -караваны машин растянулись очень далеко за горизонт

И это тоже определенный элемент подготовки. Мы спланировали маршрут так, чтобы попасть на Ольхон во второй половине воскресенья, а вернуться во вторник. Тут действуют те же законы, как при поездках на дачу: в пятницу и субботу утром пробки «туда», а в воскресенье при движении в обратном направлении. Так и тут. Очередь огромная.
Швартуемся у берега и последним выезжаем на земную твердь. Вся переправа вместе с погрузкой и выгрузкой заняла примерно час.
Начинаем двигаться дальше в сторону Хужира. Дорога – обычный тряский грейдер.

Мне она очень напомнила дорогу до Териберки.

Только там были сопки, а тут холмы.
Примерно в 15-50 прибыли в Хужир. С размещением определились сразу, «прогуглив» остров в Москве. Тут у нас был забронирован «номер» в гостевом доме. Усадьба Никиты Бенчарова (Кирпичная, 8) — старейший гостевой дом на Ольхоне, чрезвычайно популярный у иностранцев. Видимо там они между собой обмениваются информацией и делятся его контактами.

Действительно оказалось что это, очень «атмосферный» объект, с приятными хозяевами. До скалы Шаманка отсюда буквально 100метров. Стоимость размещения до 23.08.22 составила 8800 рублей. Предоплату в размере 2640 рублей оплатили заранее еще в Москве. Несмотря на некоторую аскетичность, которую можно увидеть на фото, это место понравилось.

Чувствуется, что хозяева подходят к процессу основательно. Администрация очень удивилась, когда узнала, откуда мы и каким образом сюда попали.

В номере две кровати, обогреватель, столик, полочки с камешками с озера.

Все сделано с «душой». Это не номер, отель на часок, в Ижевске, который я описывал в первый ходовой день поездки. Цена не самая демократичная, но на Ольхоне все не дешево.
Выгрузились и договорились об экскурсии по Ольхону с администратором. Стоимость ее составила 11000рублей, но забегая вперед, скажу, что это была очень интересная и грамотно организованная экскурсия, которая позволяет посмотреть, по сути, большую часть острова за один день. Ну а пока идем в сторону скалы Шаманка на мысе Бурхан. И вот он - почти тот самый «открыточный» вид.

Символ Ольхона. Символ Байкала. Место силы. Легенда.

Обратите внимание- на одном из фото на скале стоит человек.

По рассказам местных, это «очень не правильно». Для бурятов это место священное, и по нему так залезать – по меньшей мере, неуважительно. Скажу больше, коренные бурятки (бурятки в нескольких поколениях), уже бабушки в преклонном возрасте считают, что и купаться в священном озере - не правильно. Своеобразная точка зрения, но, однако, я должен отметить, что мы этот «завет» не нарушили! Отчасти в этом нам сильно «помогла» прохладная погода. А, как известно, я не любитель показушных селфи, в стиле: «#я купаюсь в Байкале». Таким образом, тут наша совесть осталась чиста: )

Перед скалой установлены 13 столбов-саргэ.

Естественно столбы со временем разрушаются, и меняются по мере износа.

Рядом расположен самый знаменитый пляж Ольхона - Сарайский.

Природа тут тоже совершенно уникальная.

Походили по пляжу, поснимали окружающие виды.

Даже не смотря на мое состояние, я совершенно забыл про последствия своего отравления. Мы просто ходили и как это сейчас говорится, на «чиле» «залипали»...

Действительно, тут совершенно «бомбические» виды!

Погуляв по мысу Татайский , встретив закат, пошли в сторону гостиницы.

Состояние было совершенно фееричное.

Продолжение, надеюсь, последует.
PS: Первая часть написана в конце сентября 2022года. В связи с последними непредсказуемыми событиями в Мире, продолжения может и не случиться, по всем известным причинам. В столь непростое для всех время я желаю в первую очередь мира и добра Вам и Вашим близким. Удачи, и храни Вас Бог...
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.