Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 08/2022

По маршруту: Кемерово, Красноярск, Иркутск, Листвянка, Хужир, Аршан, Верхняя Пышма (часть 2)

Рейтинг отчета: 14

Автор:

Продолжение, начало тут: https://autotravel.ru/v_report.php/2605

День 10. 22.08.22. Хужир. 0 км. Остров Ольхон.

Прошлая часть закончилась на том, что мы  прибыли в Хужир и разместились в гостевом доме   «Усадьба Никиты Бенчарова».  

h-5727.jpg

h-5737.jpg

Утром поели в столовой (завтрак входил в стоимость номера) и выдвинулись к месту сбора  у выхода из гостиницы. Еще раз по пути осмотрели усадьбу.

h-5734.jpg

Вчера администратор гостиницы собирал данные для проезда на север острова Ольхон, чтобы оформить разрешение на посещение Прибайкальского национального парка. У нас оно уже было сделано заранее, поэтому с него просто сняли копию.

Экскурсия была  организованна очень грамотно.   Ценник- 11000рублей на троих. Она тоже комбинированная: на север острова мы плывем на судне по воде, по пути обедаем, высаживаемся на берег, где нас забирает «буханка» (их было 2 штуки ) и возвращают на «базу». По времени - весь день. Начало было запланировано на 9-30 утра. Подъезжаем на причал, где нас ждет экскурсовод по «водной» части и собственно судно. 

h-5741.jpg

h-5729.jpg

Экскурсия эта была крайне ценной еще и потому, что экскурсовод была местной, и как она выразилась сама - «на всю голову ольхонутая» (с).  Т.е. это был тот случай, про который я рассказывал в первой части: человек приехал на остров давно, и остался тут навсегда. Так и живет здесь уже более 15 лет.  Вообще водная часть экскурсии понравилась намного больше, чем «сухопутная». По существу, при сухопутной части видно в основном пыльную дорогу. Ну и мысы острова в местах остановок. На «воде» же было несколько часов увлекательных рассказов и живого общения с местным человеком. Это очень ценно.  И естественно отличные виды  с борта корабля.

Ехать на своей машине мы особо и не порывалиcь. Перед выездом, еще в Москве, я посмотрел дорогу на север острова,  потом залез в автодок, посмотрел  стоимость амортизаторов, «пластмасок» обвеса по кругу, и прочего пластика на нашу машину.  Решение ехать на «Рафике» сразу же отпало. Потом будет понятно, почему.

Отплываем.  По сути Малое море действительно малое- от берега до берега тут 16 километров и видны склоны гор. 

h-5768.jpg

h-5748.jpg

Береговая линия тут изрезана скалами и интересно выглядит в дымке.

Виден пляж Сарайский,  скала Шаманка. 

h-5744.jpg

h-5745.jpg

Проплываем рядом с пляжем недалеко от д. Харанцы. 

h-5746.jpg

h-5747.jpg

Так незаметно мы доплыли до мыса  Саган- Хушун на севере острова.

h-5749.jpg

Еще одно его название - Три Брата. У бурятов существует легенда про трех  братьев, которые ослушались  отца-шамана, и были превращены в каменные скалы. Саган-Хушун по-бурятски означает «Белый Мыс». Действительно, скалы тут из белого мрамора, поросшие лишайниками. 

На севере острова берега скалистые. 

h-5757.jpg

h-5751.jpg

h-5754.jpg

Местность тут уже разительно отличается от Хужира.

h-5750.jpg

h-5752.jpg

h-5753.jpg

h-5756.jpg

Обходим остров с Севера, и  высаживаемся на берег в поселке Узуры.

h-5789.jpg

h-5760.jpg

Тут постоянно живут люди, работает гидрометеостанция Узур.

h-5762.jpg

h-5759.jpg

Над поселком возвышается гора Талгой (669м)

Немного подождали, прощаемся с нашим замечательным экскурсоводом, и нас подхватывает «буханка»

h-5738.jpg

Начинаем двигаться в сторону мыса Хобой.

По пути заезжаем в одно интересное место. Рядом с горой Талгой стоит скульптура Хранитель Байкала.

h-5758.jpg

Автор скульптуры- художник Даши Намдаков. Местные не очень любят эту скульптуру, поэтому точка была выбрана подальше- на пути туристических маршрутов. А туристам нравится.

Следующая остановка была Мыс Шунтэ-Левый. Его еще называют мысом Любви. Существует поверье, что он помогает бездетным парам.

h-5763.jpg

На этот мыс местные  идут просить богов о ребенке.  На правую часть — за мальчиком, а на левую часть — за девочкой,  Если включить фантазию, то в очертаниях мыса видны колени роженицы, а в небольшой скале между ними внизу  если подойти к краю - можно увидеть желанного ребенка. Ну и виды с него отличные.

Налево виден залив Мангату-Утуг Малого моря и мыс Хара-Ундэр.

h-5764.jpg

h-5765.jpg

Направо - залив Шунтэ, Большой Байкал и мыс Шунтэ-Левый.

С мыса Любви открываются интересные виды. Налево — на мыс Хобой. Направо видна гора Жима-самая высокая точка Ольхона (1276м)

h-5767.jpg

Следующая остановка - собственно мыс Хобой.

h-5735.jpg

Остановились не очень надолго, прошли к мысу по деревянным настилам. Отсюда открываются тоже очень красивые виды.

h-5788.jpg

h-5790.jpg

Тут мы походили минут 20. Это самая северная точка острова. Поехали дальше.

Начался лес, и вот тут как раз было то самое «адовейшее» бездорожье.

h-5742.jpg

Колеи достаточно глубокие, рядом деревья и ветки. Таких дорог, идущих по лесу, тут несколько, и все они пересекаются друг с другом.  По сути в сухую погоду нужен высокий клиренс, хорошая геометрия «свесов» .  В общем это не про «Рафик» . Был бы «Прадик»- тогда можно было бы съездить , «размяться, поиграться».  А так – нет.  В дождливую погоду, когда все это месиво развезет, еще до кучи нужна и резина не шоссейная, а более «злобная».  В целом же мне это место по «фарватеру» дороги напомнило подъем к церкви Гергети в Грузии. Иными словами, дешевле заплатить, чтобы не мучить автомобиль, особенно если у тебя не настоящий внедорожник.  Впрочем, в районе Хобоя, я наблюдал такие легковые машины, как CX5, Митсубиши  ASX, которые тоже не блещут проходимостью.  

h-5773.jpg

Следующая остановка была в д. Песчаная.

h-5771.jpg

Деревня находится на берегу залива   Нюрганская Губа. Она полностью оправдывает свое название – тут кругом песчаные барханы.  

h-5776.jpg

В 30-е годы тут была колония ГУЛАГа и Маломорский рыбзавод, который потом был закрыт. Сейчас  здесь несколько магазинчиков с сувенирами, кафе и сгоревший, разрушенный причал.

h-5770.jpg

Выпили чай из трав, купили местные сувениры - байкальской серы и магнитики.

После Песчаной мы опять въехали в лес,  проехали КПП заповедника, на котором проверяют разрешения. Недалеко от Харанцов останавливаемся на одноименном мысе.

h-5775.jpg

Погуляли по берегу, виды тут тоже очень неплохие.

h-5778.jpg

Один из островов в озере напоминает по очертаниям крокодила.

h-5793.jpg

Маленький мыс Харалдай и два островка: маленький — остров Модото, а чуть побольше — остров Едор

h-5779.jpg

А на заднем плане мыс, который крупнее  — мыс Будун. Залив между мысом Харанцы и мысом Будун -  Баян-Шунген.

h-5792.jpg

h-5791.jpg

Проезжаем  Харанцы.

h-5774.jpg

Тут, кстати,  расположен аэродром, с которого регулярно летают самолеты в Улан-Удэ. Вот баннер, который мы сфотографировали вечером.

h-5740.jpg 

В Харанцах тоже много гостевых домов,  сдается много жилья.  Но, естественно, размер поселка меньше чем Хужир.

Примерно в 17-30 мы прибыли к гостинице.  Зашли в номер, перекусили и пошли погулять.

Экскурсия , как я уже говорил, очень понравилась.

h-5743.jpg

 Гулять мы пошли вдоль другого пляжа, который находится рядом с бывшим рыбзаводом.  

h-5780.jpg

Рыбзавод давно не работает, цеха закрыты.   

h-5781.jpg

h-5784.jpg

Мы просто  пошли вдоль пляжа в сторону Малого Хужира.

h-5736.jpg

h-5739.jpg

На берегу расположены достаточно дорогие гостиницы- Байкалов Острог и Байкал Вью.  Мы так и шли в сторону мыса Хужирского, пока не начало садиться солнце.

h-5785.jpg

h-5782.jpg

h-5783.jpg

На одном из холмов заметили беседку. 

h-5795.jpg

При увеличении зумом там видно людей, которые, так же как и мы наслаждались закатом  и видом на Хужир и окрестности.   По пути на самом берегу стоят бани. Очень удивился, когда увидел, как бурятки выбежали из нее и прыгнули в воды Байкала. Мурашки по коже идут , даже когда пишу об этом. По мне это прямо какие-то бурятки - «моржихи». Солнце уже садилось, и мы развернулись в сторону поселка.  Плавсредства уже все были припаркованы.

h-5787.jpg

Пока добрались до поселка, проголодались. 

h-5786.jpg

Зашли поесть в кафе, заказали позы-буузы,  суп «бухлёр» и еще что-то по мелочи.

h-5728.jpg

Позы оказались обычными пельменями. По сути – это хинкали без хвостика, суп «бухлер» - это обычный бульон. Пустой, как "барабан".  В общем, ничего сверхъестественного в местной еде нет.  Мы еще ее попробуем несколько раз, но уже в Аршане.  Тут же обратили внимание на цены в магазинах.

h-5730.jpg

Москвичи, говорят, должны быть привыкшие ко всякому, но здесь нашему удивлению не было предела. Корона за 400р - это "разрыв башки". Местные  объясняли этот феномен сложностью доставки товаров с материка на остров. А потом цены уже, якобы, зафиксировались и не падают. Вот такое пояснение нам они дали. Ах, да, еще забыл. Продавцы сказали, что  «в отличие от «зажравшихся» оборзевших москвичей, у нас зарплаты маленькие, и нам надо успеть срубить больше бабок за лето, чтобы перезимовать». Как медведи в берлоге. Это  дословная цитата одного продавца из магазина.

Поужинали, прогулялись по поселку, пройдя мимо школы, пошли к гостинице.

h-5731.jpg

Завтра будем менять «дислокацию».

День 11. 23.08.22. Хужир-Иркутск - Аршан. 539 км.

h-5809.jpg

Встали пораньше, и после завтрака загрузив сумки в машину, выдвинулись на материк.

h-5811.jpg

Дорога до паромной переправы снова ничем примечательным не запомнилась.

h-5802.jpg

Домчали достаточно быстро. И тут опять нам везет: перед нами 5 машин в линии, и все три работающих парома.

h-5798.jpg

h-5806.jpg

В общем, загрузились мы достаточно оперативно в этот раз на «Ольхонские ворота». Отплыли. 

h-5820.jpg

«Фотоохота» на чаек прошла и в этот раз, по-моему, весьма успешно.

h-5801.jpg

h-5817.jpg

h-5816.jpg

h-5818.jpg

Суммарно это все дело заняло немного времени, даже по GPS-трекеру стоянка не была зафиксирована.  Переправа заняла порядка 40 минут вместе с «ПРР», как говорят логисты.

Выехали на сушу и помчали в сторону Иркутска.

h-5831.jpg

Останавливаемся на одном из холмов рядом с памятником Бродяге с Байкала. 

h-5825.jpg

h-5824.jpg

h-5829.jpg

Отсюда открываются отличные виды на залив Мухор и окрестности.

h-5823.jpg

h-5830.jpg

Дорога тут опять то поднимается, то опускается.

h-5805.jpg

h-5804.jpg

h-5803.jpg

После Баяндая начинается степь, и вот мы подъезжаем к Иркутску.

h-5797.jpg

h-5799.jpg

В этот раз без остановок проезжаем его «насквозь».

h-5810.jpg

Вернее почти без остановок. Мы все-таки заехали  посмотреть ледокол Ангара.

В 14-50 мы подъехали к стоянке перед ним (Проспект Маршала Жукова 36а/1) Работал он с 11 до 19, выходной – понедельник.

h-5840.jpg

Мы купили билеты, и пошли смотреть экспозицию.

h-5827.jpg

h-5828.jpg

Куча всяких интересных вещей представлено к осмотру – старинные личные вещи капитана, водолазное оборудование, макеты кораблей.

h-5832.jpg

Посмотрели фильм об истории ледокола на проекторе. В центре экспозиции представлено  еще одно  интересное и значимое судно- железнодорожный паром-ледокол «Байкал».

h-5848.jpg

История этого ледокола очень интересна, он обслуживал переправу техники и людей через Байкал, когда еще не работала КБЖД (с 1900 по 1905 г). В него помещалось 27 железнодорожных вагонов. Заработал он в 1899 году,  но после постройки его в Англии, была еще долгая история перевозки и сборки деталей в обратном порядке в Листвянке.  При доставке использовали несколько видов транспорта, в том числе баржи для перевозки  по Енисею.  По сути это была проектная перевозка, выражаясь терминологией логистов.

Ангару перевозили и собирали аналогичным образом. Ангара работал в качестве вспомогательного ледокола. Основную работу выполнял Байкал. Однако, он затонул в Гражданскую войну, (он служил штабом красных, и был расстрелян белыми из  пушек на станции Мысовая). Ангаре повезло больше. До 60-х годов 20-го века ледокол проработал, потом же был заброшен в одном из доков  Иркутска. После его подъема (кстати, этому делу посвящена отдельная экспозиция) занял почетное место там, где он сейчас находится.  С 1990 года он стал музеем. Реставрация произведена очень тщательно. Особенно порадовало машинное отделение. 

Тут сохранились практически в неизменном виде английские паровые машины.

h-5838.jpg

Кривошипно-шатунный механизм

h-5835.jpg

h-5836.jpg

Котлы

h-5833.jpg

Что можно сказать в итоге? Мы были уже на нескольких ледоколах: «Красин» - в Санкт Петербурге, «Ленин»- в Мурманске, и вот теперь Ангара.  Они все разные.  Хотя бы по классу и времени постройки.  Самый впечатляющий, конечно, атомный ледокол «Ленин». Но Ангара  - ледокол совершенно уникальный. Только подумать, ведь это судно застало сразу несколько эпох, стран, правителей: Англию, царскую Россию, СССР от начала до конца, и вот теперь уже и постсоветскую Россию. То есть ледокол достаточно пожилой, однако не самый старый. Ведь, как известно, есть еще ледокол «Саратов» (1896г), который лежит на дне Волги. И его тоже планируется поднять и восстановить.  В теории. Прочитать про него можно тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саратовский_ледокол 

В целом ледокол очень понравился.

h-5834.jpg

Простояли мы тут 1час и 43 минуты пока его посмотрели,  а затем пообедали  воком и раменом в кафе Kannam Chicken  (https://irkutsk.kannam.ru ), которое находится рядом с ледоколом. Еда нормальная, не отравились. Рекомендую.  

h-5837.jpg

Мы проехали ровно половину дороги, и дальнейший  наш  путь лежал в  Аршан, где у нас был забронирован номер в отеле «Туяна».

Заехали на АЗС, заправились до полного бака.  Попутно поглазел на иркутских "модниц".

h-5808.jpg

Вот,  например, встретилась такая «гарна дивчина»: )

Выезжаем из города, проехали по мосту мимо Иркутской ГЭС. Шлюзов тут нет, суда из Байкала в Енисей не проходят. 

h-5800.jpg

Плотина достаточно длинная,  ползем в пробке и смотрим на Ангару по правому берегу дамбы. 

h-5813.jpg

Дальше особых интересностей не было,  и мы, пробиваясь через стройные ряды праворульных машин,

h-5822.jpg

выезжаем из города в сторону Култукского тракта.  Некоторые «прули» для нашего взгляда, привыкшего к европейским маркам авто, выглядят очень экзотично.

Так мы добрались до развилки. Видно, что до Улан Удэ остается совсем немного

h-5814.jpg

Но не в этот раз.

h-5812.jpg

Начинается Култукский тракт.

h-5821.jpg

Этот участок считается достаточно опасным, много крутых спусков-подъемов с «закрытыми поворотами». Фуры ползут очень медленно. Спуск с перевала тоже достаточно опасный.

Это, кстати , замечено не только мной:

https://zen.ati.su/news/2022/10/17/irkutskie-politsejskie-rasskazali-dalnobojschikam-o-samom-opasnom-uchastke-r-258-bajkal-video-472854/

Становится понятно, что спуск тут затяжной, поэтому перевожу АКПП в режим "спорт" и иногда даже вручную подтормаживаю передачами.

h-5843.jpg

На смотровой площадке останавливаться не стали, погода не очень, поэтому следуем  до перекрестка. В Култуке рыбный рынок, сувенирчики, но мы едем дальше, т.к. все уже закуплено.

Пересекли Транссиб, выехали из Култука на трассу А333. До Аршана остается около 110 км. Погода по-прежнему г@вно. Нет, не так.  Она просто -  г@внище.  Скоро будет понятно, почему я опять делаю на этом особый акцент. Въехали в Бурятию, в Тункинский район, дорога тут  отличная,  покрытие ровное. А вот дождь не прекращается.  Мы едем по  Тункинской долине, которая является как бы продолжением Байкала. Ширина «ложбины» тут порядка 30 километров, она заключена между Восточными Саянами и хребтом Хамар-Дабан. По долине бежит быстрый Иркут.   Мы же шустро домчали до поворота на Аршан, еще немного и были перед въездом в поселок. И тут дальше происходит чудо. Черные густые тучи расступаются и нашему взору предстают Тункинские Гольцы.

Это восточный отрог Восточного Саяна.

h-5839.jpg

Виды тут абсолютно «бомбические». Фото не передает всей красоты. Все-таки эти горы сильно отличаются, от тех, что мы можем увидеть в европейской части страны, на Кавказе.

h-5846.jpg

Высота тут порядка 3300 метров. 

h-5844.jpg

Мы просто остановились, и некоторое время любовались на эти вершины в дымке после дождя, пока  солнце окончательно не ушло.

h-5842.jpg

Это был первый и единственный раз, когда мы их увидели - погода больше нас так не баловала.

h-5845.jpg

В сумерках мы заехали в поселок Аршан. По навигатору быстро нашли нашу гостиницу. 

h-5815.jpg

Номер был забронирован еще в Москве заранее в гостиничном комплексе «Туяна» (www.tuyana.net)  Гостиница очень уютная, свежий деревянный дом из бруса, но номер достаточно тесноватый, хоть и весьма качественный. 

h-5819.jpg

Одна двуспальная кровать +  дополнительно поставили раскладушку для ребенка. Удобства в номере. Все это удовольствие стоило 4000рублей в сутки. Итого за двое суток – 8000рублей.

Семейный номер, с тремя полноценными кроватями, стоил 6500р. Мы посчитали это лишней переплатой, и расточительством. 

Администраторша оказалась очень приветливой, поинтересовалась, откуда мы едем,  и поведала нам, что все эти дни до нашего прибытия Аршан заливало дождями.

Мы перекусили,  и стали готовится ко сну. Но перед этим предстояло решить, как действовать завтра.  Прогноз погоды не обещал ничего хорошего на ближайшие дни. Когда мы выезжали, при планировании маршрута, я наметил одну из «якорных» достопримечательностей в Аршане.   Даже скажу больше: одну из «ключевых» достопримечательностей поездки. На мой взгляд. Курортный поселок Аршан, как мы уже  знаем, находится у подножия  гор - Тункинских Гольцов.  Одна из вершин этого хребта называется Пик Любви. Высота вершины -2124 м.  Естественно,  мне очень захотелось на нее забраться.   Еще в Листвянке мы обсуждали этот поход. Однако, после посещения ББТ  со всеми спусками и подъемами жена не очень горела желанием идти. Ребенок же вообще натер ноги неудобной обувью. Короче говоря, в итоге все компаньоны  сказали что они «пас» и устали. На что я сказал, что тогда  сделаю это один и «решу этот вопрос»  быстро, уверенно и без лишней волокиты. На том и остановились. Но была одна проблема - погода никак не хотела, чтобы это произошло. По прогнозу завтра должен был почти весь день идти дождь, единственное "окно" без осадков было с 6 до 11 утра.

Мне же «врубать заднюю» после столь категоричных заявлений совсем не хотелось, поэтому был наскоро сверстан план с учетом реальной погодной обстановки. Если коротко: задача стояла почти как у альпинистов (при настоящих восхождениях, а не таких прогулках по их меркам как эта): нужно было успеть попасть в это «окно без осадков».  Я собрал рюкзак заранее, положил перекус, палки, походную одежду и обувь, поставил будильник на 5 утра. 

День 12. 24.08.22.  Аршан. Пик Любви. 0 км.

Проснувшись, быстро поел, пока все спали. В  6-08,

i-5952.jpg

посмотрел прогноз погоды, собрался и вышел в поселок.  

h-5871.jpg

Погода была  весьма бодрящая: +4 градуса. Вершину, куда предстоит подняться, хоть стало видно: облака и туман немного рассеялись.

h-5895.jpg

В поселке же в это время ни души. Шагаю в гордом одиночестве, в воображении играют кадры из фильма «Вертикальный предел» про альпинистов, которые пошли спасать своих коллег, погребенных заживо в расщелине у вершины К-2. :)

h-5948.jpg

 Сравнение,конечно, смешное. Пока шел по поселку, увидел объявления о сдаче треккинговых палок в прокат.

h-5854.jpg

Это не к добру, подумалось мне, ну и ладно. Тропа на Пик Любви начинается в районе санатория Аршан, около автовокзала.

h-5870.jpg

Вышел на точку старта в районе 7-10. 

h-5879.jpg

От санатория примерно километр идут разные тропы - первая пологая, вторая более крутая. Я не знаю, по какой шел, мне кажется, что по более отвесной.     Сначала тропа ничего особенного не представляет – просто иду по лесу.

h-5877.jpg

Дальше начинается небольшой уклон, появляются корни. 

h-5863.jpg

Уклон увеличивается. Дохожу до пересохшего русла реки.

h-5869.jpg

С виду похоже на сошедший селевой поток. Склон становится все круче.   Тут я уже начинаю подозревать, что шутки и смешки кончились,  здесь  «всё весьма серьезно».  

h-5852.jpg

Достаю из рюкзака приготовленные палки, отрегулировал длину и пополз дальше. Лес начинает редеть, появляются поломанные деревья.

h-5872.jpg

h-5851.jpg

h-5874.jpg

На стволе дерева висит табличка, показывающая, что 75% пути позади. Камней становится все больше.

h-5853.jpg

Чем выше, тем более интересные виды открываются. 

h-5860.jpg

h-5958.jpg

Останавливаться за красивым снимком можно почти на каждом шагу.

h-5880.jpg

Поселок Аршан уже как на ладони.

h-5911.jpg

h-5885.jpg

За пеленой облаков видны проблески  котловины Тункинской долины, а еще дальше хребет Хамар-Дабан.

h-5937.jpg

h-5876.jpg

h-5873.jpg

Все это далеко и в дымке.

h-5907.jpg

h-5902.jpg

h-5875.jpg

Виды- отпад

И на противоположную сторону – в сторону Саян

h-5905.jpg

h-5912.jpg

h-5924.jpg
Примерно на 1800 метрах высоты лес  почти заканчивается.  
h-5959.jpg

h-5953.jpg

Тут уже совсем холодно, деревья с северной стороны все в снежной корке.

h-5920.jpg

Остановился пофотографировать виды, и передохнуть т.к. следующие 400 метров будут самые тяжелые.

h-5923.jpg

Перекусил орешками из сухого пайка.  Пить особенно не хотелось, т.к. все-таки было довольно холодно. Если в поселке было +4, то тут по ощущению около 0  или «единички».

h-5884.jpg

Именно в тот момент я поймал себя на мысли, что на маршруте я был один (и до определенного момента оно так и было) и если произойдет какая-нибудь «нештатная ситуация», то ждать помощи особо и не откуда.  Последние 300 метров были самые напряженные,  ближе к вершине на гребне горы уже лежит снег. Все-таки почти начало Сентября.

h-5927.jpg

h-5926.jpg

Еще немного и в 10-45 я финишировал на вершине. 

h-5886.jpg

Вероятно, что самый первый в этот день. Остальные путники, которые потом мне встретятся при спуске, придут позже. Интересное чувство.

Тут, наверное, немного понятнее становятся ощущения людей, которые лезут в настоящие горы – на Эльбрус, Казбек  и тд. Это ощущение преодоления себя. И еще интересное чувство – по сути, я стою на вершине один. А вокруг- ни души. Очень прикольные впечатления.

Осмотрелся вокруг.

h-5933.jpg

Где-то за облаками на северо-запад будет Красноярск, из которого мы выезжали несколько дней назад, а горный массив перед ним, протянувшийся на многие сотни километров- Саяны.

h-5929.jpg

h-5930.jpg

Поселок где-то совсем далеко внизу.  

Соседние пики вдалеке - это Пик Дружба(2500м)  и пик Аршан (2544м). Они уже в дымке облаков.

h-5931.jpg\

Хотя кажется, что они очень близко, но эти «лишние» 400 с лишним метров  на самом деле кажутся очень обманчивыми.

h-5933.jpg

Сюда уже не добраться так просто, нужна соответствующая подготовка и снаряжение. Снизу бежит быстрая горная река - Кынгарга.

h-5928.jpg

Полюбовался окрестностями, посидел полчаса, доел орехи. Позвонил своим «вниз». Они сказали: « Отличная работа, если быстро добрался вверх, то вниз еще быстрее». Забегая вперед, скажу, что они очень сильно ошибались.    В 11-30 вершину начали окутывать облака, и я начал спуск. В этот момент я почувствовал дыхание рядом, оглянулся и увидел собаку.  Это как раз поднялись первые путники. Должен сказать, что они были в отличной физической форме и поднялись (с их слов ) достаточно быстро- меньше чем за 2 часа. У меня же заняло все это дело около 3,5 часов, но я очень часто делал паузы для фотосьемки.

И еще. Я был безумно благодарен сам себе, что взял с собой палки, т.к. самый «трэш» начался именно на спуске.

h-5934.jpg

Назад я решил идти по другому склону, и мне показалось, что он более сложный, чем тот, по которому я поднимался. 

h-5936.jpg

Эта тропа к тому же еще более крутая и более каменистая.  Спускаемся почти «синхронно» с моими новыми попутчиками.

h-5864.jpg

Видно, что они моложе меня, и идут без палок, которые тут ну о-о-очень кстати!  В итоге обогнали.

h-5861.jpg

На одном из каменистых выступов встречаю вот такую табличку:

h-5888.jpg

И действительно, если почитать про этого человека, становится немного  не по себе, как такой опытный альпинист погиб на столь простом склоне. http://www.climbing.ru/forum/all_43/topic_3447/

Но, как говорил В. Высоцкий:  «Так — лучше, чем от водки и от простуд». И тут я с ним согласен полностью. Постоял недолго на этом месте и двинулся дальше. Очень выручают палки, без них пришлось бы спускаться на пятой точке.

В итоге вышел на окультуренную тропу, ведущую из санатория.

h-5862.jpg

Появляется «отсыпка», лавочки и другие признаки цивилизации. 

h-5890.jpg

h-5850.jpg

В  14-32 я спустился к подошве,  и уже был у родника Девичьи слезы. 

h-5865.jpg

h-5867.jpg

h-5892.jpg

h-5957.jpg

h-5914.jpg

Оставшийся километр до гостиницы прошел на не сгибающихся ногах, но спокойно, благополучно финишировав в 15часов в Туяне.

i-5954.jpg

h-5941.jpg

h-5940.jpg

Спуск был гораздо сложнее подъема и занял почти 3,5 часа.

Еще раз окинул взглядом вершину. Вот сюда я забрался:

h-5938.jpg

Что можно сказать про это место? Безусловно, это «якорная» достопримечательность Тункинской долины. Да и что мелочиться, и  всей поездки. Открыточные, головокружительные  виды остались на карте памяти фотоаппарата, и яркие впечатления в уме от такого бодрого, здорового трекинга.  Если сравнивать с алтайским заездом, то это по сути - «Бурятский Учар». Да, именно так.  По расстоянию  эти трекинговые маршруты очень схожи. Но  есть  и различия.

На водопад Учар (мы посетили его в 2020г в Горном Алтае) сложнее идти, несмотря на отсутствие наклона тропы. Там тропа похожа на «полосу препятствий»- поваленные деревья поперек дороги, осыпи, валуны, скобы, жерди, брошенные через ручьи. И все это проходится на 30 градусном солнцепеке. На этой вершине в Аршане  из проблем только наклон и отсутствие возможности пополнить запас питьевой воды.  Я не испытал каких-либо значительных сложностей именно при подъеме. Зато назад с Учара идешь на расслабоне «по холодку», солнце уже  там прячется за скалы. Единственная проблема: лодка через Чулышман не ждет путников. Т.е. по сути, идти нужно практически «на время».  В Аршане же основная проблема – именно спуск. Спускаться с Пика Любовь нужно очень вдумчиво и аккуратно, не зря тут стоит предупреждающая табличка о разбившемся восходителе.  Кроме того, от спуска  устают ноги.  Но все же, если сравнивать «в лоб» то я бы расположил эти достопримечательности в порядке сложности  похода так: 1) Учар 2) Пик Любви. Ну а почетное третье место из всех трекинговых маршрутов, на которых нам довелось побывать за время поездок по России, в нашем рейтинге займет «Астерваярвская природная тропа» (Паанаярви, Карелия). Хоть и перепадов высоты на ней нет,  но с ней история отдельная, и ее основная сложность была в  сильной заболоченности и «запущенности». Она буквально «вынесла весь мозг».    Кстати, еще можно сравнить Пик Любви с горой Кивакка в том же Паанаярви.  Но тут все очень неоднозначно.  Кивакка «академически» правильная, я бы сказал идеальная, образцово-показательная гора.  Это вообще основной маршрут парка. Небольшая высота, тропа отлично читается, оборудована настилом. Подъем совсем «не спортивный», в нем нет духа первооткрывателей. Даже 5-ти летний ребенок поднялся без проблем сам. Плюс маршрут наглядно демонстрирует смену природных зон: cначала идет тайга, потом лесотундра, и на вершине - тундра.  Пик Любовь по сравнению с ней  это «трэш и угар»: слабая маркировка тропы, сложные участки. И выходишь из леса сразу на каменистую вершину.  Если Кивакка- эдакий образцовый, «принаряженный» «турист», то Пик Любви-  злой своенравный, суровый  «дикарь» .  Вот такой у меня получился вывод и сравнение этих маршрутов.  А ведь еще есть Пик Черского , на Хамар Дабане.   Эх.. может когда-нибудь осилим.

После возвращения «на базу»  мы перекусили и пошли смотреть  водопады на реке Кынгырга.

h-5950.jpg

Это река с каменистым руслом, текущая с гор,  и впадающая в Иркут.

h-5922.jpg

h-5942.jpg

Прошли на противоположную сторону, через рынок монгольских и бурятских товаров.

h-5898.jpg

Особо ничего не привлекло внимание - в основном продают всякие чаи, шишки, серу, изделия из шерсти и прочее барахлишко. Прошли его насквозь, и вышли на тропу к водопадам.  Перед входом на тропу у нас проверили оформленное онлайн разрешение на посещение национального парка.

i-5951.jpg

До водопадов тут недалеко – около километра.

h-5944.jpg

Честно говоря сам водопад совсем не впечатлил - может «наложилось» перенасыщение пейзажами при восхождении на Пик Любви.  

h-5943.jpg

h-5868.jpg

h-5866.jpg

Только посмотрели водопад, тут же хлынул ливень, который обещали согласно прогнозу погоды.  

На обратном пути зашли на рынок и прикупили всякого барахла в качестве сувениров знакомым: магнитики, серу, орешки и прочее. В целом выбирать тут особо и не из чего.  Еще набрали воды в местном источнике.

 

h-5946.jpg

По вкусу она стандартная для таких мест- с привкусом железа. Из всех вод, которые мы дегустировали в подобных местах, самая необычная была все-таки в Боржоми.

После этого мы пошли в поселок , перекусили в кафе "ШангриЛа» (Трактовая ул., 10).

Неплохое место. Больше похоже на столовую, без особого антуража, блюда в основном простые. Место «звезд с неба не хватает»,  но  в целом вкусно.  Заказали позы, лагман, суп-бухлёр, монгольский чай.

h-5956.jpg

Поужинали и пошли в гостиницу,  солнце уже садилось.

h-5900.jpg

 День получился  очень насыщенный.  Аршан напомнил мне некий уютный курортный городок. К тому же он оказался не таким шумным и многолюдным как Листвянка.

День 13. 25.08.22.  Аршан-Монды-Иркутск. 474 км.

h-5976.jpg

Сегодня мы покидаем Аршан, но решили ехать не сразу в Иркутск, а прокатиться по Тункинской долине в сторону Монголии.  Погода в Аршане –ну просто «дрянь».

h-5962.jpg 

Идет сильный дождь, и это очень хорошее состояние природы. Сейчас. Как раз для отъезда, чтобы было не так жалко уезжать. Забегая вперед скажу - что в этот день нас опять преследовала удача. Только мы выехали из Аршана на федеральную трассу, как тучи разошлись, и засветило солнце.

h-5971.jpg 

Солнечная и ясная погода сопровождала нас до самого выезда из Бурятии.    Как будто реально кто-то хотел, чтобы мы посмотрели красоты Тункинской долины при отличной погоде!  Ну а пока едем перекусить в то же кафе, где ужинали вчера.  При выезде из Аршана заправились на Роснефти до полного бака.

Выезжаем на А333, и движемся в сторону Кырен. Дорога отличная, виды по обе стороны Тункинской долины замечательные.

h-5991.jpg

h-5998.jpg

h-6003.jpg

h-5993.jpg

В населенных пунктах на дороге попадаются животные. 

h-5967.jpg

h-5965.jpg
Заехали  на своротку, чтобы  посмотреть на одну из буддистских ступ.
h-5988.jpg

h-5968.jpg

h-5970.jpg

Виды тут просто шикарные. После Турана дорога начинает менять профиль.

h-5990.jpg

h-5974.jpg

Идет постепенный подъем в гору.

h-5963.jpg
Поднимаемся еще выше, дорога напоминает шоссе в Северной Осетии, но там перепады высоты сильнее.
h-5972.jpg 

h-5966.jpg

Начинается погранзона, останавливаемся на КПП, говорим, что хотим посмотреть Монды, показываем паспорта, едем дальше. 

h-5975.jpg 

Дальше АЗС за мостом сказали не заезжать, поэтому движемся до грунтовки за мостом через Иркут. 

h-5992.jpg

Монды - поселок небольшой. Несколько улиц, идущих от центральной дороги.

h-5980.jpg

Но зато виды тут отличные. Особенно на мосту.

h-5994.jpg

h-5995.jpg

Через дорогу  виднеется церковь Владимира Равноапостольного.

h-5996.jpg

Как будто переделали из обычного жилого дома. Вид на горные вершины с моста через Иркут нереально отпадные. 

h-6000.jpg

Впереди совсем близко граница с Монголией – всего 11 км до ДАПП «Монды». До озера  Хубсугул, «брата» Байкала тут совсем близко- 20км.  Визы не нужны. Но мы решили не прыгать галопом по Европам, и оставить на какой-нибудь другой раз. Хотя теперь не понятно, случится ли этот «другой раз». Или наоборот, может так случится, что засядешь в той же Монголии уже «конкретно». В общем планы теперь –вещь весьма эфемерная.

Проезжаем через мост, и  около заправки сворачиваем на грунтовку идущую в с.Орлик.

Ну а мы свернули на Орлик, чтобы немного проехаться по грунтовке.

h-5964.jpg

h-5969.jpg

h-5973.jpg

Виды с дороги на горные вершины тут тоже очень эффектные. 

h-6004.jpg

И с погодой нам опять повезло.

Но помня, что время «поджимает» мы делаем прощальные кадры и разворачиваемся в сторону Иркутска.

h-6005.jpg

Назад через КПП проезжаем спокойно, показав лишь паспорта.

h-5986.jpg

h-6006.jpg

Выезжаем на А333, виды по правую сторону дороги тоже очень неплохие.

h-5978.jpg

h-5983.jpg

h-6008.jpg

h-6007.jpg

Так спокойно докатились до границы Бурятии и Иркутской области.

h-5977.jpg

h-5979.jpg

По пути увидел из окна интересную церковь, похожую на жилой дом. 

h-5984.jpg

Доехали до переезда с Транссибом перед Култуком. 

h-5982.jpg

Пересекли его и начали подниматься  в Култукский перевал. Бросаем прощальный взгляд на Байкал из окна машины. Выходить на смотровой не стали. Тут мысленно я понимаю ,что это последние взгляды на озеро, но что-то мне подсказывает, что когда-нибудь мы еще сюда вернемся. Байкал в этой поездке нас радовал в 90% случаев, а мы, можно сказать, уходим «по-английски». Не прощаясь.

h-5987.jpg

И тут опять пошел дождь, хоть и «местный», не долгий.

h-5981.jpg

Пробираемся к окраинам Иркутска, где у нас забронирован через «Островок» номер в мини-отеле «Саяны»(Ул. Багратиона 52/2).

h-5989.jpg

Предварительно заехали в торговый центр рядом, заполнили опустевший холодильник продуктами.  Отель оказался на цокольном этаже жилого дома, но весьма комфортный и недорогой.

Завтра ложимся на «обратный курс», в сторону дома. Но перед этим я сделал очень интересное наблюдение.  Мы в каждой поездке начинаем возвращаться домой с какой-то крайней точки маршрута. Если сравнивать этот заезд с «алтайским» в 2020 году, то я очень хорошо помню свои чувства, когда разворачивал наш «корабль» в западном направлении после осмотра Марсианских пейзажей в районе Курайской степи. И я прекрасно помню это ощущение «последних минут» на Чуйском тракте в Кош-Агачском районе, когда мне не хотелось возвращаться обратно. Как мне хотелось там побыть еще и посмотреть те места, на которые не хватило времени - ретранслятор в Акташе, озеро Телецкое и многое другое.  Удивительно, но  тут ничего такого даже близко не ощущалось. Очень интересный момент. Это тот самый «первый звоночек», который будет фигурировать в конце рассказа в моих выводах о поездке. Ну а пока мы легли спать, т.к. завтра предстоял долгий перегон до Красноярска.

День 14. 26.08.22.  Иркутск-Красноярск. 1067 км.

h-6010.jpg

Забронировали через «Островок» вечером прошлого дня номер в отеле «Ривьера» (ул. Мичурина, д.10а Красноярск). А сегодня встали пораньше и в 7-54 стартуем из Иркутска. 

h-6014.jpg

Покрутились по городу, еще раз убедились какой он огромный.

h-6020.jpg

Если задуматься, то проезжая «насквозь» Иркутск, преодолеваешь 30 км, т.е. по сути больше чем половина радиуса Москвы.   Выехали на Р-255 .Погода хорошая, светит солнце.

h-6017.jpg

После Иркутска дорога отличная,  сначала идет «четырехрядка», потом обычные два ряда.

h-6016.jpg

В Тельме останавливаемся около церкви Казанской иконы Божией Матери. Пошел посмотреть на нее изнутри.  Я обычно спокойно отношусь к православным святыням, но этот храм действительно очень красив.

h-6030.jpg

Он построен в 1816 году в стиле классицизм.  Отреставрирован сравнительно недавно. Теперь выглядит прямо как на картинке. Внутреннее убранство тоже поражает. Фотографировать изнутри не стал, проходила служба - можете посмотреть в интернете.

h-6033.jpg

Походил по территории, осмотрел внутренний двор, поехали дальше.

h-6034.jpg

В районе Зимы останавливаемся на Роснефти в 12-13 поесть и заправиться. Наблюдаю за перевозами с интересным грузом. 

h-6018.jpg

Говорю жене: «смотри, КГШ везут». 

h-6012.jpg

Одергиваю себя, и замечаю,  что это уже какой-то профессиональный рефлекс. Почти как у Собаки Павлова.

h-6011.jpg

В 12-35 едем дальше. В районе Тулюшки опять постояли на уже знакомом переезде.

h-6021.jpg

h-6015.jpg

h-6019.jpg

Хорошо, что встали близко к шлагбауму, т.к. за «кормой» образовалась приличная «калейка».   В районе Тулуна проезжаем развилку  на Красноярск и Братск. 

h-6022.jpg

Последний указатель вызвал небольшой, я бы так сказал, «подающий отдаленные надежды», интерес.  Может  когда-нибудь при «прямом» заезде на восток заскочить туда и в Северобайкальск. Делюсь мыслями со «штурманом», вижу , что смотрит «волком».

h-6013.jpg

Дальше дорога отличная , «пилим» 5 часов и в 17-54 останавливаемся на Роснефти, в Староалзамайском под Нижнеудинском.  Заливаемся под «пробку» , 95-го бензина снова нет.  Опять наблюдаю за перевозами и их водителями.

h-6023.jpg

Вспоминаю, что иногда вижу такие формулировки контрагентов: «не допускается нахождение водителей на складе в шортах, майках, а также в шлепанцах».

h-6026.jpg

Похоже это, действительно, уже профессиональный «дресс-код».

Вообще, бесконечно могу смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода, и как работают другие люди.

Едем дальше.

h-6024.jpg

Начинает смеркаться и небо затягивает тучами.

h-6027.jpg

На закате пересекаем границу Красноярского края.

h-6025.jpg

h-6028.jpg
После Канска скорость прилично падает, включаем «противотуманки», а потом долго и нудно ползем до Красноярска в густом тумане.   
h-6029.jpg

В 0 часов 18 минут , после 6 часов 50 минут непрерывного движения финишируем в Красноярске  на Ул. Мичурина у гостиницы «Ривьера». Предварительно заправились на Роснефти до полного бака. Отель оказался отличным.

h-6031.jpg 

Парковка за воротами во внутреннем дворе,

h-6049.jpg

просторный номер-студия со всеми удобствами.

h-6032.jpg

День 15. 27.08.22.  Красноярск-Кемерово. 575 км. «Битцевские» столбы.

h-6036.jpg

h-6039.jpg

В этот день встали пораньше, позавтракали в ресторане гостиницы и в  8-03 выехали к еще одной «якорной» достопримечательности нашей поездки.

h-6038.jpg

Едем по длинной улице под названием Семафорная. 

h-6044.jpg

Выезжаем  на окраину города и паркуемся на стоянке около входа в заповедник в 9-30.   Итак,  Красноярские столбы. Знаковая достопримечательность, визитная карточка Красноярска.  При слове «Красноярск» это именно то, что всплывает в памяти практически у всех искушенных туристов.  Столбы - это без преувеличения «супер оружие" Красноярского края, которое призвано сражать приехавшего туриста. Наповал. Правда есть еще Плато Путорана, но это уже  не для автотревельщиков.

Учитывая все это, столбы должны были произвести стойкий «вау–эффект», но забегая вперед скажу, что "красноярского чуда" не случилось.

На столбы ходят все, от мала до велика. И такой офисный планктон как мы, и увлеченные альпинисты.  В общем, мы были заинтригованы.

Есть три способа посетить столбы. Первый. Быстрый — за несколько минут подняться по канатке  парка «Бобровый лог».  Для быстрого ознакомления со столбами это подойдет, но для любителей от души походить по лесу и существует еще два способа.

Вариант №2 - зайти через центральный вход. От входа до столбов придется идти 7,5  километров — проехать на авто там вроде как нельзя. Но это не точно.   Такой способ займет почти целый день,  а время у нас как всегда поджимает.

Еще вариант -  заходить в парк через «восточный вход». Он не такой раскрученный, Маршруты там рассчитаны на 3—4 часа, а к первым столбам можно добраться уже за  час.

По идее надо было выбирать вариант №3 , чтобы быстро посмотреть, насколько это возможно основные столбы, и вернуться к машине. Честно говоря, я почти до последнего колебался между вариантами №2 или №3 .  Погоду сегодня обещали не очень –но разве нас это когда-нибудь останавливало? И все-таки мы решились идти по длинному пути.  Даже несмотря на то, что впереди было еще почти 600 км дороги до точки ночлега в Кемерово.

Итак, вперед.

Первые километры дорога к столбам просто идет сквозь лес.

h-6048.jpg

Даже описывать особенно и нечего – сначала идем по отсыпанной дороге, потом по асфальту до кордона Лалетина.

i-6092.jpg

h-6050.jpg

И так 2 км. Просто идем, ничего особенного. 

h-6061.jpg 

Да и следующие километра 4 ничего из себя не представляют.

h-6067.jpg 

h-6066.jpg

Тупо идем. Писать тут не о чем. От слова совсем. Дальше  я что-то слышал про какую-то «супер длинную» лестницу «Пыхтун», но честно говоря не особо обратил внимание. Прошли быстро по каким-то ступенькам, засыпанным  крошкой. 

h-6093.jpg 

h-6095.jpg

Не знаю, может это был он? Вышли на площадку с сувенирами, и опять оказались около лестницы.  

h-6056.jpg

h-6047.jpg

Поднялись, и вот мы на площадке ,около первых столбов.

h-6059.jpg

На столбы карабкаются альпинисты,

h-6068.jpg

а рядом дежурят спасатели из МЧС.

h-6052.jpg

Между столбами стоят указатели, тропа промаркирована.

h-6057.jpg

Всюду много бурундуков. 

h-6085.jpg

Погода была пасмурной, но пока не лило. Пошли по маршруту,  согласно представленной на стенде схеме. По пути к 4-му столбу шагаем через валуны, поросшие мхом.

h-6072.jpg

h-6074.jpg

Честно говоря, подобных каменных изваяний мы видели за 15 лет поездок в границах РФ достаточно много.  Вообще показалось, что Красноярские столбы это «гибрид» парка Монрепо в Лениградской области

h-6098.jpg

и  скал-останцев в Свердловской области на вершине Семибратской горы.

h-6045.jpg

Поэтому никакого откровения не случилось.  

h-6090.jpg 

Была еще призрачная надежда на скалу под названием «Перья», которая, действительно, является «визитной карточкой» парка. 

h-6069.jpg

Реально, она отличается от всех остальных.  В отличии от прочих , сложенных из горизонтальных «лепешек»

h-6086.jpg

, ее плиты вертикальные. 

h-6094.jpg

Она весьма высокая, почти как 14 этажный дом. 

h-6079.jpg 

Тут тоже тренируются альпинисты, иногда неудачно.

h-6091.jpg 

Кстати, рядом с кордоном Лалетино есть часовня и памятные доски с именами погибших альпинистов.

h-6055.jpg

h-6054.jpg 

Столбы действительно опасны, и скоро мы увидим тому подтверждение. «Перья» оказались интересной скалой.   Идем к 4-му столбу, заросшему мхом, а потом к выходу.   Начался дождь, идем под зонтами. 

h-6053.jpg

 

На выходе с лестницы видим, что кому-то из альпинистов все-таки не повезло, он поскользнулся и его увозят на скорой.

h-6058.jpg

А мы закупили сувениры и кофе,  пошли к машине. По пути назад, как и в сторону движения к столбам ничего нового и интересного  не происходит. Ну может быть  за исключением «дожигания» наших лишних калорий. Опять тупо идем. И точка.

h-6063.jpg 

Эта часть прогулки мне напоминает вальяжный променаж в каком-нибудь Битцевском или Измайловском парке в Москве. И если в Москве это не вызывает никакого негатива – наоборот идешь, дышишь  загазованным московским воздухом, то тут, в 4000 км от дома,  просто идет, по сути, расходование «оперативного» ценного времени. В итоге  в 16-18 мы сели в машину, пройдя около 20 км. 

i-6097.jpg

Как можно понять из этого рассказа, столбы на нас должного впечатления не произвели.  После подъема на гору в Аршане, этот «экшн» вообще не вызвал никаких затруднений- просто  вальяжная прогулка по лесу.

Как в Битцевском  парке   слева- чаща, справа-чаща. т.е. до площадки со столбами смотреть то,  по сути, и нечего.

Слегка разочарованные, в 16-23 мы выехали в сторону Дивногорска.  До интересной смотровой площадки около 10 км и через 15 минут мы прибываем. 

h-6062.jpg 

Памятник «Царь-Рыба», расположен  на утесе над  деревней Овсянка - родиной писателя Виктора Астафьева. 

h-6070.jpg

 

Виды на Енисей с него открываются отличные.

h-6080.jpg

Даже в такую погоду.

h-6081.jpg

Дальше по пути заскочили в Дивногорск. Тут интересная набережная с видом на противоположную сторону Енисея.

h-6077.jpg

h-6075.jpg

h-6078.jpg

Посмотрев набережную,  двинулись в сторону Абакана. Сворачиваем на дорогу из плит, еще немного и мы у Красноярской ГЭС.

h-6076.jpg

Это чудо инженерной мысли действительно потрясающее.  Потрясло видимо оно не только нас, но и товарища Ким Ир Сена.

h-6073.jpg

 

Поставили машину на нижней смотровой и прошлись, насколько позволял забор, в сторону плотины. 

h-6082.jpg

Высота ее 128 метров. Еще есть верхняя смотровая, но суть в принципе понятна. Но сверхсильного эффекта все же не произошло.  Причина- отсутствовал водосброс с водохранилища. Я видел в интернете интересные видео, на которых «врубали» воду. Вот там да - грандиозное зрелище. Но все равно, сооружение выглядит очень достойно. После осмотра ГЭС мы едем посмотреть на судоподъемник. Он предназначен для «перетаскивания» кораблей через плотину ГЭС. 

h-6087.jpg

Очень интересное и массивное сооружение. Стоит только посмотреть на его опоры, и все станет ясно.

h-6084.jpg

В интернете можно найти видео его работы, но это очень редкий случай.

Не менее впечатляют опоры ЛЭП рядом с ГЭС. Просто махины.

h-6083.jpg

Я думаю, кто профессионально разбирается в электрике – оценят размах и ТТХ.

В 16 -51 трогаемся в путь от судоподъемника. Тут уже настоящая осень, примерно как конец Сентября в Московской области.

h-6043.jpg 

h-6040.jpg

Проезжаем поворот на Абакан, а там и до Ергаков недалеко. Жаль, но нет времени. Поэтому  не в этот раз.

Дорога до Кемерово нам хорошо знакома, качество ее нормальное, и я повторяться не буду. Из интересных моментов: Ачинск мы  не объезжали  по объездной, а поехали напрямик через город. На выезде из него установлен вот такой понтонный мост через р. Чулым.

h-6046.jpg 

h-6041.jpg

В остальном без приключений и ничего нового.

h-6037.jpg

В 19-37, проехав 300 км, останавливаемся на Газпромнефти в Тяжинском районе. Перекусили и в 22-12 помчали дальше.

h-6042.jpg

Солнце уже совсем село, дальше едем в темноте

Через 3 ч 30 минут, проехав 250 км, в 01-40 финишируем в гостинице «Мед» (ул.Предзаводская 10).   Отель в целом нормальный, номер комфортный, хотя нам только переночевать. Стоимость 4000 рублей на троих.

День 16. 28.08.22.  Кемерово-Калачинск. 829 км.

h-6100.jpg 

Как я уже сказал в первой части, по г.Кемерово картина у нас сложилась совершенно не полноценная, поэтому требовался повторный заезд в город.  Проснувшись утром, обнаружили пустой холодильник. Едем в центр, закупить продуктов в дальнюю дорогу и заодно позавтракать.

h-6109.jpg 

Паркуемся в одном из дворов. Тут как всегда все печально - штукатурка домов отваливается, стены подъездов исписаны.

h-6114.jpg 

Похоже, что в этой стране никогда не будет народ жить хорошо. 

Перекусили в бывшем Макдоналдсе.

 h-6101.jpg

Решили заехать «потестить» новую версию, после начала печальных событий. Кроме смены вывески и упаковок, изменений не заметили.

h-6112.jpg

h-6102.jpg

И поехали в сторону музея Красная Горка, посвященному истории Кемеровского рудника.

h-6103.jpg

Место получило название от того, что тут был обнаружен каменный уголь, а место выхода его на поверхность от удара молнии обгорело, окрасив берег Томи в красный цвет.

Поставили машину, и пошли в музей. Начали осмотр с экспозиции  «Шахта».

Она посвящена труду шахтеров в 20 веке. 

h-6119.jpg

Показана эволюция процессов во времени, происходивших в шахте. От начала века до более современных времен. Осмотр проводили с аудиогидом, экскурсовод сопровождал параллельную группу, но мы не пожалели, материалы на диктофоне поданы очень качественно и полноценно.

h-6121.jpg

Тут можно видеть  обмундирование шахтеров, средства спасения и сигнализации.

Вот, например, эволюция газоанализаторов, показывающих наличие метана в шахте.

h-6127.jpg

Раньше были такими, потом, естественно стали уже современные.  Тоже касается и эволюции фонарей. 

h-6122.jpg

В шахте это не совсем простой предмет, к которому мы привыкли в обыденности. Очень много нюансов.

h-6123.jpg

Показана работа спасателей и «обвальщиков» горной породы. Работа шахтера была всегда очень тяжелой.

h-6139.jpg

Не спроста В. Высоцкий написал эти строки:

«Да, сами мы — как дьяволы — в пыли,

Зато наш поезд не уйдёт порожний.

Терзаем чрево матушки-Земли,

Но на земле теплее и надёжней»

Действительно, время "жмёт" и пора выбираться. После этой экскурсии становится понятно, насколько это опасный и ответственный труд.

Музейная часть экспозиции сверху шахты, рассказывает о развитии города Щегловск (так раньше назывался Кемерово), от истоков до наших дней.

h-6128.jpg

Сначала тут действовала оргинизация «Копикуз», до революции разрабатывала уголь, потом, уже в СССР, работала автономная Индустриальная колония «Кузбасс».

h-6130.jpg

Угледобычей занимались иностранцы, поддерживающие идею коммунизма.  Рудник был оснащен современным для тех времен оборудованием. По сути это большой краеведческий музей.

h-6126.jpg

Очень понравилось.  

h-6125.jpg

h-6129.jpg

Вышли на улицу. От музея открывается отличная панорама на реку Томь

h-6106.jpg

и коксохимический завод.

h-6132.jpg

А это памятник  последней лошади , работавшей в шахте. Этого коня звали Рубин, и его вывели из шахты в 1972 году.

h-6135.jpg

Раньше  это была единственная возможность доставить добытый уголь на поверхность, при этом лошади проводили в шахте всю свою жизнь. Даже существовала такая профессия, которая называлась коногон.   Недалеко от музея представлена экспозиция техники, используемой в угольных разрезах.

h-6133.jpg

h-6134.jpg

Конечно, сейчас она сильно крупнее, в 20-м веке были вот такие экскаваторы.

Недалеко от Красной горки находится памятник Шахтерам Кузбаса,

h-6137.jpg

работы Эрнста Неизвестного

h-6136.jpg

от которого открывается панорама на мост и Томь

h-6138.jpg

В общем, музей и шахта очень понравились.  Перед отъездом зашли в туалет при музее.   Неспроста я обратил на него внимание.  Итак, встречаем –  победитель конкурса «Самый «чистый»  сортир в нашей поездке» :).

h-6111.jpg

Администрации, если вдруг (в чем я сомневаюсь) прочтет этот отчет, позор! Взять на «заметку».

h-6110.jpg

Дальше нас ждал долгий путь в сторону Омска.  Мы забронировали номер в придорожном отеле «Омич», недалеко от Омска, в районе г. Калачинск. Туда и выдвигаемся.

h-6113.jpg

В 13-20 выехали из Кемерово, тут ничего нового не происходит.

h-6108.jpg

h-6104.jpg

Примерно за 4часа 30 минут проехали 300 км  и добрались до северного обхода Новосибирска.

h-6105.jpg

Тут четырехрядная скоростная бетонка с хорошим покрытием и разделителем.

h-6107.jpg

Пересекаем Обь,

h-6116.jpg

заехали на заправку Лукойл и перекусили.

В 18-10 тронулись дальше, еще раз позвонили в «Омич», подтвердили что приедем. Они бронируют номер по телефону с подтверждением в день заезда.

Дорога Новосибирск- Омск днем радует прямолинейностью, предсказуемостью.  «Встречка» тут отлично просматривается на сотни метров вперед, покрытие хорошее. За окном бескрайние топи.

h-6115.jpg

Смеркается

h-6118.jpg

h-6117.jpg

И вот  в 23-30, преодолев 520 км, мы добрались до мотеля. 

Тут, кстати,  работает круглосуточная столовая. Завтрак нам обошелся на следующий день 960 рублей на троих. Стоимость трехместного номера -3100р.

Отмечу, что мотель пользуется чрезвычайной популярностью у дальнобойщиков.

i-6120.jpg

На входе в него, при открытии двери мне навстречу буквально «выпали» два очень сильно проспиртованных тела в «корпоративной» форме– в тех самых шлепках, шортиках и футболках в сеточку с кожаными папками формата А4 «подмышкой».  Сразу вспоминаю старинный эпизод, как два господина уважаемой профессии  приехали на таможню с импортным грузом, забыв оформленные  TIR-карнеты  в какой-то выборгской сауне. Причем вместе с папками и прочими документами. Улыбнулся. В общем, и тут  к полуночи обстановка в Омиче уже была совсем «веселая»,  наверное, как в тавернах на  пиратском острове Тортуга в 17 веке. :) не хватало  лишь игр в кости и стучащих кружек с ромом :)

Перетащив вещи в номер, мы завалились спать.

День 17. 29.08.22.  Калачинск-Екатеринбург. 1125 км.

h-6147.jpg

h-6141.jpg

Проснулись пораньше, поели в столовке, и в 9-15 выехали в сторону Екатеринбурга.

h-6142.jpg

По пути опять хотелось заехать на могилу Егора Летова в Омске (в 2020 году не вышло, не успели), но посмотрев в навигатор, поняли, что в этот раз точно не судьба,  т.к. да отеля в Екатеринбурге оставалось больше 1100 км.  До Омска доехали быстро,   на объездной был какой-то затор, решили проскочить через город. Там тоже был затор, какими-то дворами срезали пробки. Помните, как я хвалил «парадный» Омск  в 2020 году? Сейчас заехали с «изнанки». Тут все как обычно - во дворах ямы,

h-6144.jpg

обшарпанные малоэтажки...

h-6151.jpg

В общем печаль. В стране есть еще очень много направлений бюджета, куда можно потратить деньги. Но, похоже , опять все "с3,14зжено до нас" (С)

Выехали из города. И вот, едем в своей полосе... 

«На Байкал лучше лететь на самолете» / «Куда тя несет, дурень?!/ Вы что, совсем с ума сошли?!»  

Помните, как приговаривали знакомые перед поездкой?  

А мы им отвечали: " На самолете- не спортивно!"

И ведь правда,  буквально через несколько десятков километров со встречки чуть не «прилетело»:

https://my.mail.ru//mail/m-riper/video/_myvideo/1.html

«Вот поэтому, приятель, этот спорт зовут кровавым» (С)  

В тот момент я почему-то вспомнил  именно эти слова, которые произносил здоровяк, друг Жан-Клода Ван Дамма в одноименном фильме про бои на ринге.

Перекрестился, предствив как пришлось бы переть машину из Омска на эвакуаторе и оформлять "тотал" водителя "Оки". Но, всем повезло.

Едем дальше. 

h-6148.jpg

Опять проезжаем затопленные березовые рощи, дорога и погода отличная.

h-6149.jpg

h-6143.jpg

Проехали Тюкалинск, въезжаем в Тюменскую область.

h-6145.jpg

h-6150.jpg

h-6146.jpg

Преодолев 440  км, в 14-03 останавливаемся в Ишиме.

h-6161.jpg

Заправились на Газпроме и перекусили.   В 15-04 стартуем дальше.  Когда мы ехали на восток , дорога от Екатеринбурга до Тюмени была не очень, решили объехать по старинке , через Бердюжье-Частоозерье-Курган. В 2020 году тут была ужасная дорога, вся в трещинах и выбоинах.  Посоветовались со знакомыми дальнобойщиками, они сказали, что теперь все ОК.   И действительно оказалось ОК.  190 км до выезда на трассу в районе Макушино пролетели незаметно.  Покрытие просто идеальное, трафик –нулевой.

h-6152.jpg

По состоянию дорога теперь даже лучше какой-нибудь платной магистрали. 

h-6153.jpg

h-6154.jpg

Но вот дорога до Кургана в этом году уже вся в заплатках и колеях. Видно, что фуры тут поспособствовали. А может и климат - зимой тут очень холодно, а летом довольно жарко.   Доезжаем до развилки Курган – Екатеринбург, уходим на Шадринск и Каменск-Уральский.

h-6162.jpg

Тут тоже отличная дорога. Покрытие как  «стекло», трафик слабый. 

h-6155.jpg

В сумерках доехали до Шадринска, дальше солнце село.

h-6157.jpg

В Екатеринбург прибыли в 00-30.

h-6158.jpg

Преодолев 685 км, мы остановились в мини отеле  Адаби (Проезжая ул., 232). Он похож на большой гостевой дом. Номер был очень качественный и при этом недорогой, всего 2700рублей.

h-6160.jpg

h-6156.jpg

Парковка на территории за забором.

h-6169.jpg

Перекусили и легли спать.

 День 18. 30.08.22.  Екатеринбург-Верхняя Пышма- Пермский край. 584 км.

h-6176.jpg

Вечером прошлого дня через Островок забронировали номер в гостинице в Кирове.

Встали не сильно рано, т.к. уже оставалось проехать относительно  немного ~ 800 км.

h-6174.jpg

h-6175.jpg

И пока завтракали, я решил начать «импровизировать».  В прошлый раз, когда мы были в Екатеринбурге,  заскочили в «Ельцин  центр». В этот раз  хотелось тоже посетить какой-нибудь  интересный музей.  Но вот беда- почти все было осмотрено в 2015 во время поездки на Урал.  И тут мы вспомнили про город - спутник Екатеринбурга. Верхняя Пышма была совсем рядом, надо только лишь буквально переехать ЕКАД.  Заехали в «Перекресток», опять загрузили холодильник продуктами, и погнали.

В Верхней Пышме находится один из крупнейших в мире музеев автомобильной и военной техники.

h-6183.jpg

Музей техники УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) - это огромный комплекс в павильонах и под открытым небом, в котором собрали большое количество экспонатов.  Осмотр начали  с павильонов, в которых представлена в основном советская техника,

h-6204.jpg

h-6185.jpg

и не только.

h-6187.jpg

Затем осмотрели открытые площадки. Тут выставлены самолеты, паровозы,

h-6206.jpg

карьерная техника.

h-6197.jpg

h-6184.jpg

Но однозначный  «гвоздь программы» - павильон с автомобильной техникой.

h-6186.jpg

h-6190.jpg

h-6191.jpg

Чего там только нет: начиная от ретро автомобилей, мотоциклов,

советских машин,

h-6196.jpg

различных их узлов и агрегатов

h-6195.jpg

h-6203.jpg

по отдельности.

h-6193.jpg

Чтобы хоть как-то быстренько это все охватить понадобилось целых три часа.

h-6198.jpg

h-6194.jpg

Жена меня с трудом вытащила оттуда.

h-6200.jpg

h-6164.jpg

В общем, это все надо видеть воочию.

h-6188.jpg

h-6189.jpg

h-6192.jpg

Затем пошли в  павильон, посвященный авиационной технике.  

h-6171.jpg

h-6199.jpg

Тут представлены самолеты времен Второй Мировой.

h-6205.jpg

Ну и напоследок  мы посмотрели павильон военной техники.

h-6207.jpg

Тут уже более привычные глазу по музею в Кубинке танки, самоходки и пр.

h-6208.jpg

h-6209.jpg

h-6178.jpg

h-6172.jpg

Что можно сказать? Музей просто супер. Если ехать на несколько дней из Москвы в Екатеринбург, то однозначно надо его посещать. Если все смотреть очень тщательно,  то придется потратить на это весь день.  И вот тут мы вспоминаем, что нам еще ехать 860 км. Понимаем, что в гостиницу мы приедем уже под утро, звоним, говорим, что мы «застряли», поэтому извините, отбой. Действительно, это наиболее точная формулировка.

Сами же только в 16 часов мы выезжаем из Пышмы на ЕКАД.  "Потюкавшись" в пробке на кольце, мы встаем в еще более глухой затор перед Первоуральском.

h-6168.jpg

Впереди авария и все стоит.

h-6165.jpg

Решаем объезжать через город.

h-6166.jpg

h-6167.jpg

h-6179.jpg

h-6180.jpg

Едем мимо знаменитого трубного завода. Потом ползем, и «огородами» выезжаем на трассу уже  за пробкой. 

h-6182.jpg

Трасса на этом отрезке пустая, попутных машин нет совсем. Проехали 200км  и  заправились на Газпромнефти на 185 км Р-242 в районе Ачита. Там же перекусили.  Время  20-23.  Поздновато.  А у нас еще, можно сказать, «конь не валялся». Начинаем  форсировать темп.  В 22-40 «жму на гашетку» в районе Фролов, на Южном обходе Перми. Объездная Перми всегда производила на меня очень сильное впечатление. 

h-6181.jpg

Такой автобан, как будто это не Пермь, а «Пермище»!  Быстро ее пролетаем и уходим на объезд Краснокамска. В 0-00 сворачиваем на А-153, которая идет на Кудымкар,  потом заправляемся на Лукойле в районе Савино, и  уходим на Р-243 в Киров. Наша «импровизация» с музеем все же сказывается на графике. Дорога Р-243 ровная как стекло, разметка четкая,  встречных и попутных машин нет.  И тут я понимаю, что меня начинает  конкретно «рубить» от такой однообразной  монотонной «пилки». В эти игры я не играю,  давно взял за правило и следую ему четко: если хочется спать - значит надо спать.  Поэтому быстро находим ближайшую стоянку дальнобойщиков – рядом с кафе «Калинка – Малинка» в Сивинском районе. Останавливаемся на ночлег рядом с фурами. Заблокировались и сразу засыпаем.

День 19. 31.08.22.  Пермский край- Москва. 1275 км.  

h-6220.jpg

Проснулись мы в 6 часов утра на платной стоянке с дальнобойщиками в районе поселка Калиновка в Пермском крае.

h-6221.jpg

h-6216.jpg

Выехали в сторону Омутнинска. Дорога действительно тут очень хорошая, идеальный асфальт, разметка читается отлично.

h-6218.jpg

Въезжаем в Кировскую область.

h-6212.jpg

Останавливаемся на Лукойле на въезде в Омутнинск заправиться и перекусить. Где-то в районе Кирова проезжаем вот такую интересную столовую.

h-6217.jpg

Тут тоже много рамок весогабаритного контроля.

h-6222.jpg

В районе Котельнича заправились на Лукойле.  До Костромы около 420 км.

h-6211.jpg

В районе Свечи дорога портится,

h-6219.jpg

въезжаем в Костромскую область. 

h-6213.jpg

На мостах дорога еще более «дырявая», потом опять все нормально.

h-6215.jpg

Заправились на  ТНК на выезде из Шарьи.

Судиславль проехали насквозь.

h-6223.jpg

h-6224.jpg

Потолкавшись в пробках в Костроме,

h-6225.jpg

въехали в Ярославскую область. 

h-6228.jpg

h-6227.jpg
Проехали нефтеперерабатывающий завод,
h-6226.jpg 

h-6229.jpg

добрались до Ростова. 

h-6230.jpg

Дальше уже ничего особого не происходило, дорога изъезжена вдоль и поперек многократно.

h-6232.jpg

Без приключений добрались до дома в 22-35.

h-6233.jpg

h-6231.jpg

Холодильник был пустой, заказали роллов в Якитории, отметили прибытие. Разложили сувениры на столе.

h-6234.jpg

Поездка благополучно завершилась.  Дальше будут выводы. 

Выводы,  которые не про Байкал.

Наша «операция» длилась  с 13 по 31 августа 2022,  общий пробег составил 12391.47 км, чистое время в пути было 7 дней 9 ч 41 мин.

Не совсем к столу будет сказано, но, как сейчас принято говорить, «все намеченные цели были достигнуты».  С погодой в этом заезде нам очень повезло. Основной целью все же был Байкал, и те точки, которые мы планировали посмотреть – все увидели. И еще посмотрели попутные города - Кемерово, Красноярск. Многие задаются вопросом: «дорого ли посетить Байкал?»  По расходам получилось следующая раскладка (специально для некоторых товарищей по итогу этой поездки я потрудился, и составил табличку по категориям с точностью до рубля):

Жилье-52851 р,  Еда-39232 р, Музеи-4850 р, Сувениры-7010 р, Топливо-47282 р, Штрафы-2397 р, Экскурсии-34800р (из них 21300р – по КБЖД на паровозе), Лекарства-3163р.

Итого:191585 рублей. Километр пробега обошелся в 15 рублей, 46 копеек  : )

Должен сказать, что при поездке на Алтай в 2020 , мы потратили около 135 000рублей. Но и ездили тогда ровно 16 дней, кроме того там не было дорогих экскурсий. Поэтому по стоимости выходит ~ схоже.

Но вот впечатления от поездки по сравнению с Алтаем совершенно разные. Помните,  в начале рассказа  я решил  сравнивнить эти два по своему разных интереснейших места – Алтай и Байкал? Вообще, я часто вижу, что многие задаются вопросом, куда все- таки податься в условиях ограниченного времени и бюджета: на Байкал или на Алтай?  Многие говорят, что их сравнивать вообще нельзя, дескать, они совсем разные.  Нет, господа, их сравнивать можно.  И нужно. Мое мнение возможно отличается от мнения других, но после этой поездки я с уверенностью могу сказать, если ставить вопрос «ребром»: "Куда ехать?" Я скажу: «Отправляйтесь на Алтай!». Странно? Удивительно?  Да, но это так.  Поездив больше 10 лет по нашей стране, я до сих пор считаю, что на данный момент из всех поездок, путешествие на Алтай было без преувеличения лучшим заездом, из совершенных нами в границах РФ. По динамичности смены "локаций", их красочности,  пока ему не было равных.  У меня есть определенное «мерило», по которому я определяю, насколько мне понравилась поездка. Так вот,  после возвращения с Горного Алтая у меня осталось огромное желание вернуться туда еще раз.  Осталось много неизученных «достов» таких как: плато Укок, Ороктойский мост, Мультинские озера, Акташскй ретранслятор, гейзерное озеро, Телецкое озеро с водопадами и пр.  Этого "добра" хватит еще как минимум на один заезд.  Я уже не говорю, что Чуйский тракт- это сама по себе отдельная достопримечательность. Вообще на Алтае за каждым поворотом  отличные, сногсшибательные виды.  По сути, странник после Новосибирска попадает на одну из красивейших дорог мира. И если есть два совершенно адекватных «пилота»,  то, при старте, например, из Московского региона, Алтай на машине достигается уже к концу третьих суток без каких- либо напрягов и затруднений. 

А что Байкал?

Как ответил мой верный штурман на вопрос, "понравилось ли?": « Ну озеро и озеро». Да, красиво, но не более того. Ехать дальше, виды  более "плоские".   Не все согласятся со мной, но из всех «локаций» посещенных в этой поездке, наибольшее впечатление произвел пресловутый  пик Любви  в Аршане. А ведь "де-юре" он не относится к Байкалу, а находится в Бурятии. Но это на мой вкус. И как говорится: «на вкус и цвет..» Второе, заслуженное, место- это КБЖД и Ольхон.  Понятно что еще есть восточная часть и Северобайкальск с Братском... Но... Поживем-увидим.

Поездка произошла до наряженных событий, начавшихся в сентябре, поэтому я хотел бы пожелать всем читателям ясного, мирного неба, крепкого здоровья, и чтобы у всех была возможность не только жить одним, сегодняшним, днем, но,  и  как раньше, строить долгосрочные, стратегические планы на будущее!  

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru