Россия: города, достопримечательности

Откуда: Железнодорожный м.обл. Когда: 07/2022

По маршруту: Каргополь, Красная Ляга, Пияла, Онега, о. Кий, Ворзогоры

Рейтинг отчета: 19

Автор:

Давненько мы хотели побывать на Кий острове со старинным монастырем в Белом море и вот наконец 26.07.22 в 5:55 мы (я и жена) на Х3-м выехали из дома. 1-й день едем до Каргополя, ехать решили самой короткой дорогой, через Солзу.

h-405.jpg

Все шло хорошо, светило солнышко, дорога была сухая и даже пресловутый грейдер на участке Прокшино – Солза был более-менее ровным. 

h-398.jpg

Но не доезжая километров 25 – 30 до Каргополя я видимо все-таки словил крупноватый камушек и пробил левое переднее колесо. Докатку ставить не стал, отремонтировал жгутиком. Потеряв таким образом около получаса, приехали в Каргополь в 16:50, в гостиницу Каргополочка, 2800р/сут, хотя по телефону обещали 2400. Закинули вещи и пошли гулять по этому красивому старинному городку. Знаменитая полоскальня и сейчас используется по прямому назначению:

h-332.jpg 

Собор Рождества Христова:

h-336.jpg

Пробег за день составил 823км.

27.07. С утра опять погуляли по Каргополю, я поднялся на колокольню, посмотрел вокруг, никаких изменений по сравнению с августом 2008 года не приметил))).h-334.jpg 

h-337.jpg 

h-333.jpg – р. Онега. 

h-326.jpg – улица, уходящая в бескрайние леса.

h-324.jpg – ласточка, облюбовавшая полоскальню. 

Затем мы поехали в Кучепалду (31км от Каргополя), некогда 4-е по населению село Олонецкой губернии сейчас полностью заброшено и обезлюдело, последний житель умер в 2012 году. Отличительной особенностью села является то, что оно состояло из единственной закольцованной улицы вокруг озера. В 1 не очень прекрасный момент озеро ушло в карстовые пустоты и люди постепенно стали уезжать.

h-401.jpg – фото из интернета. 

h-340.jpg 

h-343.jpg

В 2012 году в этом уже не обитаемом селе стоял таксофон с ветрогенератором и солнечной батареей, было/стало:

h-327.jpg /

h-349.jpg

Скорей всего здесь был магазин:

h-379.jpg

Затаился в траве:)))

h-338.jpg

По дороге в Кучепалду заехали в Красную Лягу, здесь тоже было село, но от него вообще не осталось никаких следов за исключением одиноко стоящей как памятник ушедшим деревням и людям Сретенско-Михайловской церкви 1655 года. 

h-335.jpg 

h-339.jpg

В общем живописные и грустные места, к которым идет дорога сквозь гигантские борщевики.

h-331.jpg

Далее мы поехали в Онегу, маленький городок с населением ~ 17000 человек, стоящий на одноименной реке недалеко от Белого моря.

h-406.jpg

Дорога идет обратно через объездную Каргополя, а далее по А-215 в сторону Брин-Наволока, с поворотом налево на грейдер. А-215 по крайней мере до съезда (204км) это практически везде идеальный асфальт, а далее до Онеги 200км вот такого грейдера, сильно размокшего после дождя:

h-351.jpg 

h-342.jpg  

h-341.jpg

Дорога очень красивая, петляет сквозь тайгу и иногда выходит на берег Онеги. 

h-350.jpg

h-346.jpg 

h-345.jpg

За качество фото прошу простить, после ливня в воздухе осталось много влаги, поэтому фото слегка мутные. Следует заметить, что до Онеги есть 2-я дорога, от Архангельска, но тоже грейдер, в общем асфальт к городу не подходит. Тут сработала сигнализация падения давления в ранее отремонтированном колесе, жгутик не выдержал, возится в грязи не хотелось, поэтому я решил ехать до Онеги периодически подкачивая колесо. На дороге увидели коричневый указатель к достопримечательности: тройник (храмовый комплекс из зимней и летней церквей и колокольни) в д. Пияла. Это 1 из самых ранних сохранившихся тройников:

h-344.jpg

h-347.jpg 

h-348.jpg 

Правда сейчас этот тройник превратился в двойник, в 1966 году зимняя церковь сгорела от удара шаровой молнии. Через пару минут, как мы остановились к нам подошло несколько человек, реставраторы со смотрителями, они решили, что приехала комиссия))). Ну и хорошо, провели экскурсию. 

h-353.jpg - знаменитые северные "небеса".

Пустили на колокольню.

h-352.jpg 

h-360.jpg 

h-364.jpg 

Очень красивое и живописное место, да и деревня жилая. А сколько еще таких красивых мест по другому берегу Онеги, но до них можно добраться только на лодке или по зимнику.

В 21:15 прибыли в уютный гостевой дом "Аленушка" в Онеге, стоящий на окраине города в частном секторе. Нас поселили в номер для молодоженов (3900 р/сут). 

h-354.jpg

Так-как было еще не поздно, немного погуляли по городу, вышли на набережную Онеги. Над рекой носились тучи каких-то насекомых, благо не кусачих, от них даже фотографии получились замутненными. Как позже выяснили называются они подёнки и живут 1 день.

h-325.jpg 

h-328.jpg

Пробег за день 491км.

28.07. Сегодня у нас Кий остров. До него ~ 14км и 50 минут пути вот на таком теплоходике:

h-355.jpg – на воде не мусор, это мертвые подёнки. 

Билеты с экскурсией покупали заранее. Было достаточно тепло, и мы не стали спускаться вниз, а уселись на палубе, надстройка нас прикрывала от ветра. Около 7 км теплоход идет по Онеге вдоль города и промзоны, остальную часть пути по Белому морю. 

h-359.jpg 

h-356.jpg 

h-362.jpg

Четкого расписания у него нет, все зависит от луны (прилив/отлив). Мы отправлялись в 9 с копейками. Сначала нам провели экскурсию по монастырю, основанному еще патриархом Никоном 1656 году в память о своем спасении в бухте Кий острова при побеге из Соловков в 1639 году. Монастырь просуществовал до 1922 года, потом на его основе сделали дом отдыха профсоюзов, который и сейчас заправляет всеми делами на острове. Состояние монастыря мягко говоря не очень, проведены некоторые консервационные работы, но о полноценной реставрации речи не идет.

h-358.jpg 

h-363.jpg 

h-402.jpg 

h-382.jpg

h-361.jpg – настоятельский корпус, сейчас администрация дома отдыха с обстановкой 60 – 70-х годов.

h-369.jpg – вот в таких домиках можно поселится, но электроснабжение несколько часов в сутки от дизель-генератора. 

После экскурсии гид предложила желающим прогуляться на сопредельные о-ва Средний и Северный Кий, во время отлива это возможно, но бегом-бегом. Но в этой северной идиллии нам совсем не хотелось куда-либо спешить, поэтому мы просто отправились гулять, благо синоптики конкретно ошиблись и вместо обещанных +10 – 15С и дождя ярко светило солнце и на улице было под +25С.

h-375.jpg – даже карам жарко. 

И я как дурак весь день таскал с собой куртку, да и купальники мы не взяли, хотя мне это не помешало залезть в Белое море. Оно мелководное и в солнечные дни прогревается на ура. Ну чем не Черноморское побережье:

h-374.jpg 

h-368.jpg 

h-376.jpg 

h-367.jpg 

h-377.jpg 

И очень хорошо, что есть прилив/отлив, благодаря ему у нас было полно свободного времени, до 20:45, а то бы дали как обычно после экскурсии полчаса и домой. А так, вот куда он денется:

h-372.jpg

h-365.jpg

В общем гуляли, отдыхали, дышали морским морским воздухом с примесью ароматов соснового леса, в перерывах сходили на обед и полдник (туристов кормят хорошо)

h-370.jpg 

h-371.jpg 

h-373.jpg 

h-388.jpg 

h-378.jpg 

h-383.jpg 

и поздно вечером вернулись домой. 

h-381.jpg 

h-389.jpg 

h-390.jpg

Под впечатлением об острове решили как ни будь в будущем обязательно приехать на пару дней.

29.07. Выяснилось, что синоптики ошиблись всего лишь на сутки, ночью пошел сильный затяжной дождь и на утро на тумбочке нашего "новобрачного" номера нарисовалась хорошая лужа. А в планах у нас были Ворзогоры – старое село на другом берегу Онеги с 2-мя деревянными церквями и колокольней 17 – 18вв. Переправились через Онегу до причала Легашевская Запань вот на этом ходящем по расписанию пассажирском пароме (с автомобильным надо договариваться отдельно) (фото вчерашнее, "сухое")

h-357.jpg

сели в бывшую почтовую Буханку (с водителем договорился заранее, телефон дали "Аленушке") и с еще 2-мя таки же как мы туристами поехали через леса 27км в Ворзогоры.

h-404.jpg

Смотритель, старожил Николай Гунин (знаток этих мест, рекомендую) провел нам экскурсию по основанному им небольшому музею в здании действующей библиотеки, открыл нам церкви (1 из них сейчас реставрируется), колокольню. С его слов местные до сих пор пользуются библиотекой, хотя их, постоянно живущих осталось 22 человека, а 100 лет назад жило около 1050.

h-393.jpg – музей. h-323.jpg - библиотека.

h-385.jpg 

h-391.jpg 

h-384.jpg

Сама деревня очень живописная, стоит на высоком берегу, с которого можно в ясную погоду (не наш случай) увидеть Кий остров, сейчас он еле-еле проглядывал сквозь мглу.

h-403.jpg

h-387.jpg

h-394.jpg 

h-392.jpg – памятник Поспелову, капитану и полярному исследователю, уроженцу Ворзогор. 

Погуляв по деревне мы тем же путем вернулись в Онегу.

Тут я вспомнил о Бумере, нашел в интернете 5 шиномонтажей, подкачал колесо и поехал. В 1-м не оказалось усиленных кордовых латок (для ранфлетов нужны такие), во 2-м мастер сказал: "у меня болит спина, так что снимай колесо сам", в 3-м ворота настежь открыты, но никого нет, на стене краской написан номер, звоню, мне говорят: "я сейчас на тренажере, зайди в гараж, возьми домкрат и снимай колесо, я сейчас подойду". Ладно, я не гордый, беру домкрат и снимаю. Приходит мастер, смотрит, а внутри здоровая трещина, мастер сказал, что заплатку поставит, но без гарантии, так-как произошло расслоение и воздух может все равно выходить. Еще он предложил на мой страх и риск поставить камеру, но они максимум R16, а колесо R19. Я рисковать не стал, поставили заплатку, но не помогло, потихоньку травило, так и ехали до дому покачивая колесо через каждые 40-60 км. На всякий случай я достал из подпола свою складную докатку и накачал её от стационарного компрессора, со своего не получилось, от затянутого крепежного ремня покрышка слезла с обода.

Вечером сходили в баню, после дождливого дня попарится было особенно приятно.

30.07. Утром еще немного погуляли по городу

h-395.jpg 

h-396.jpg

и выехали в Вологду тем же путем, что и приехали, погода наладилась и оставалось только сожалеть, что так не повезло в Ворзогорах. 

h-397.jpg 

h-400.jpg

В Вологду в гостиницу "Спутник" (3500р/сут) приехали в 20:20. Чуть прошлись по городу и улеглись спать. Пробег за день составил 773км.

31.07. Так-как в Вологде были неоднократно, то задерживаться не стали, а сразу поехали домой, куда и прибыли необычно рано, в 15:40. Пробег за день 470 км, общий 2572.

Русский Север как всегда манит и привлекает, есть что-то притягательное в нем. Вот и после этой поездки мы твердо знаем, что когда ни будь снова посетим эти места!

PS. По возвращению домой выяснилось, что на заднем колесе неремонтопригодная грыжа, дырки нет, но внутри большая трещина. Блин, я за рулем с 1997г, за это время проехал на легковых авто более 400000км и ни разу не убил ни 1 покрышки! Причем не было никаких ям с острыми краями, просто грейдер в Архангельской области, видимо попались крупные камушки. И из-за жесткой боковины (ранфлет) резину рвет ни как обычно при пробое у диска, а на стыке боковины и протектора. Поэтому в сентябре 22-го я взял 4 обычных колеса 235/55 R19 (штатный 245/50), по крайней мере профиль на 6 мм больше, в колее болтает меньше, да и спидометр завышает на 2, а не на 4 км/ч. По идее лучше было бы взять 235/60 R18, но тогда и диски пришлось бы менять.

h-380.jpg

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru