Откуда: Москва, Санкт Петербург, Москва Когда: 11/2023
По маршруту: Санкт Петербург
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Странник Mos
Санкт Петербург, Петроград, Ленинград – культурная столица страны, ноябрь 2023г.
Давно вынашивалась идея побывать в культурной столице без лишней суеты и спешки, желательно в воспетой А.С. Пушкиным поре:
«Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.» (у нас города)
И вот на эти длительные ноябрьские праздники, хорошая погода, скоростные поезда и обширная культурная программа северной столицы позволили осуществить такую поездку.
По хронологии:
Закончит трудовую неделю в четверг 02 ноября мы чрз домашний заезд добрались до Ленинградского вокзала, не спеша добрели до традиционного ночного поезда на Питер, забрались на его нижний этаж и полетели по наезженной железной дороге. Авто было исключено по причине платных парковок в СПб, не желания торчать в пробках и напрягаться за рулем, блаженство предполагалось комплексное.
03 ноября пятница.
Все бронируется очень заранее. Ранний приезд 6*36 компенсировали ранним заездом в гостиницу «Усадьба Державина» на наб. Фонтанки, 118, это немножко сбоку от центра. Гостиница является филиалом музея А.С. Пушкина, расположена в боковом флигеле одноименного музея А.С.П. – «усадьба Г. Р. Державина».
Изюминкой комплекса является оранжерея, которая служит одновременно и кафе, для утренних вкусных и одновременно простых завтраков, это Вам не шведский стол в столовых, здесь все изысканно, времен пушкинской поры, но без привычных добавок, излишки за дополнительную плату. Завтраки вкусные и разнообразные, условия хорошие, номера очень просторные, и главное музейная тишина на всех этажах.
Еще одна привлекательная особенность - Усадебный сад, по нему обитатели филиала - гостиницы могут гулять без оплаты и ограничений по времени. Недочет: в усадьбе отсутствует парковка, есть где-то вдали за перекрестком.
Зайдя в номер и взглянув в окно навеяло из школьной поры:
«Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей...
И свет ее улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.»
Заведение обычно вечно забито около культурной богемой, вместе с нами столовалась съемочная группа канала Культура под руководством Феликса Разумовского. Кстати у него очень оригинальное историческое воззрение на самодержавие в России, которое закономерно развитию цивилизации, закончилось двумя революциями и кровавой гражданской войной, которая, естественно, полностью переформатировала часть сгнившей к тому времени элитной прослойки в стране, но это уже за полями намеченной нами экскурсионной программы.
Слегка передохнув с дороги мы на общественном транспорте не спеша, созерцая Исаакиевский собор, устремились в Эрмитаж. Мало кто знает, что наряду с всем известной богатейшей картинной и скульптурной коллекцией в его составе имеется Драгоценная галерея, которая в свою очередь состоит из двух кладовых.
Посещением первой - Брильянтовой мы насладились ранее в далеком 2016г., в этот раз задача заключалась в том, чтобы закончить ознакомления с ее Золотой частью, кладовой. В основной массе путешествующие рвутся в Эрмитаж по проторенным лестницам - тропам к классикам, в сии закутки заглядывают любители изящного в металле и камне. Все бронируется очень заранее. Потому как мы были в первой 11-и часовой запускаемой группе, то нам удалось побродить по залам в почти полном одиночестве вникая в неторопливый рассказ экскурсовода. Галерея обладает баснословно дорогой экспозицией. Все начинается от скифского золота, переходит в сарматское и далее по временным ступенькам, вспомнилась виденная золотая кладовая скифских \ греческих изделий в музее Азова, скажем честно, не уступает. Каждый предмет надо измерять тем временем, в котором он создавался – и вам тогда станет понятна его ценность и величие мастерства тамошних ювелиров. Большинство экспонатов пришло к нам из археологических раскопов погребальных курганов Причерноморья и Алтая, сказывается историческая общность с Грецией и Тартарией. Основоположником начинания по сбору «зело старо и необыкновенно» явился указ ПетраI, как и многого разумного в нашей стране. Немалая часть экспозиции приехала к нам из Ирана в 1741г. Тамошний Надир Шах покорив Индию от щедрот своих поделился сущими для них безделушками с царствующим российским домом, который нависал со стороны Астрахани – Дербента. Хочу отметить, что настоящие свои драгоценности, те, которые у них не утащили англичане, они показывают всем желающим у себя в Тегеране в своем Алмазном фонде при Национальном банке в Treasury of National Jewels на ул. Фирдоуси, но это для тех, кто туда доберется, а так и эти представленные в витринах драгоценности не бледнеют, тем более реставраторы придают им изысканный вид. Отзыв экскурсовода.
Получив огромное наслаждение от увиденных богатств нашей страны, повторюсь, в почти полном одиночестве, осмысленно. Мы не стали по «бесплатным билетам от кладовой» бродить по всем известным и нам в том числе залам. Залы Эрмитажа не терпят скаканья для вдумчивых ценителей искусства, просто на выходе провели фотосессию у сияющих лестниц и ваз, опустошили местный книжный ларек, а как еще оставить воспоминания о прекрасном. Полиграфия всё-таки шагнула далеко ввысь по сравнению с моими первыми альбомами прошлого века, хотя информационно они более ценнее.
После осмотра кладовой мы стали, не спеша перемещаться в сторону набережной Мойки, 12. Приятно преодолеть бурные человеческие потоки, пройтись по булыжникам Дворцовой, воззреть на величественный Александровский столб, и дальше по набережной, используя короткий миг в насыщенной культурной программе. Обидно терять время, но мы были вынуждены посвятить и ее гастрономической составляющей: полуподвальный ресторан «ЯТЬ», встретился на пути, место опасное, потому как слегка ... перекусив у Вас вполне может возникнуть желания не продолжать познавательную часть прогулки, а просто отдохнуть, тем более интерьеры заведения списаны с пушкинских времен, чувствуется что в них творила рука мастера, на протяжении многих лет в данном подвале обитает местная достопримечательность – Кролик, завсегдатаи говорят что его изредка выпускают попрыгать, попастись на лужайку у бюста Пушкина во дворе. Но творческое начинание все так преодолело желание расслабится.
Мы поднялись в заранее за планируемую экскурсию в квартиру А.С. Пушкина. Все бронируется очень заранее. Рассказывать о месте жительства поэта мне не стоит, прекрасный содержательный рассказ экскурсовода позволяет воскресить в памяти прошлый рассказ 1991г при посещении мемориала с дочкой, восполнить прочитанное и увиденное по ТВ за жизнь. В уютной квартирке все это можно окинуть собственным взглядом.
Обращаю внимание читающих: все пушкинская экспозиция разделена на два раздела:
Первая- сама квартира с чисто житейской составляющей, в основном для созерцающей посещающей публики, дающая чисто поверхностную информацию, запомниться кушетка на которой погибал гений, и вторая экспозиция в соседнем флигеле – «жизнь и творчество».
Вот во второй части Вы можете получить настоящее удовольствие благодаря просто красочной экскурсии, которую провел Дмитрий Сергеевич Доня. Бродя по опустевшим в конце дня залам Вы опять окажетесь за партой в 10м классе, когда учительница литературы только приоткрывала для Вас дверь в мир русской поэзии. Глубоко эрудированный фактами и исторически выверенными оценками рассказ о творческого пути поэта. Экскурсовод сумел за чуть более час описать условия его творческого подвига, как емко подытожил Ф.М. Достоевский: «Пушкин- это наше все». Человек образованный в ходе короткой экскурсии узнать много не сумет, но вот выстроить череду понимания значения поэзии А.С. в нашей жизни получится. Особенно хочу отметить что данная работа Дмитрия Сергеевича для меня явилась венцом в ходе посещения пушкинских мест в Михайловском, Б. Болдино, Полотняном Заводе, Москве, и даже позволила, с его подачи, вспомнить бюст поэта в далеком сейчас Кишиневе, куда царствующие отправили его в очередную ссылку от красавицы жены и малолетних детей, сатрапы. Экскурсовод непредвзято подает факты: первоначально неустроенная личная жизнь, постоянная завистническая клевета и доносы от духовенства, бекендорфов и иже с ним, и самое тягостное - третирование главного цензора – Николая №1 Палкина.
А.С. ответил им всем емко и соответственно своему таланту и предназначению:
«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье »
Он верно оценил свой вклад в дело культурного пробуждения народа:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал »
Он оказался прав. Очередь стоит постоянно.
А Новиков, Сытин, Некрасов, Катков, Суворин, Гослитиздат и многие другие ему в этом рьяно помогали.
На этом сверх насыщенная программа первого дня нами была с удовлетворением выполнена. Культурная столица позволила открыть еще несколько своих кладовых.
Мы побрели мимо Невского, протиснувшим по нему бочком в толпе праздно шатающихся, по бережку Фонтанки к месту ночлега, перекусив по дороге в общепите «Тарелка», все спокойный сон.
4 ноября суббота.
Неспешный подъем, завтрак в приусадебной таверне. Выпало мгновение – пройтись по парку, поверхностно окинуть взглядом красоту в каменных джунглях окружающих зданий. Но наслаждаться много времени нет – нам надо обязательно в Смольный к 11 часам.
При подготовке легенды маршруты за основу была положенная основополагающая дата в истории нашей страны – 8 ноября, годовщина Великой Октябрьской революции, в настоящей время ее тщательно вымарывает из нашего сознания часть новой элитки, но судя по историческим результатам у нее это не особенно получаемой, к нашей скорби в гражданскую войну мы опять окунулись.
Однобокость восприятия истории опасна, а она указывает, что Питер все-таки на ряду с культурной столицей является и городом трех революций. Потому появилось большое желание попасть в их штаб – Смольный дворец. Но доступ туда возможен, для простых желающих, только чрз паломническую службу стоящего рядом Смольного собора при одноименном монастыре, в том хитром ходе мы усмотрели промысел Божий. Трудность заключается в том, чтобы попасть в выходной день на строго режимный объект, куда даже с телефоном не пускают, а компетентный сотрудник следует в сопровождении группы. Сформированная для посещения собора группа после проведенной по нему экскурсии, по предварительной договоренности, передается в здание действующего Правительства СПб, времена террористов – бомбистов (термин 19 века) спустя 106 лет, не канули в лету, история ходит по кругу.
Предпосылки посещения Смольного, навеяло:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
И одновременно учеба:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена »
Совмещённая экскурсия берет свое начало со Смольного собора монастыря, к созданию которого приложили руку выдающиеся зодчие России – Дж. Кваренги (собор 1748-1764г стиль барокко) и В.В. Растрелли (дворец 1806-1808г).
Народ в истории дал гордое наименование «Великий» двум царствующим особам: Петру I и Екатерине II, за их преобразования. Нетрудно понять, что именно Екатерина Великая свои промыслом увидела необходимость в образовании женской части благородного общества: потому и стали со всей России, ее окраин, свозить малых, милых девиц дворянок 6-18л лет в столицу. Предысторию откуда пошли мыслящие детки надо знать и самое главное изучать. Учебно – воспитательное учреждение было открыто в 1764г. При Воскресенском – Смольном (здесь в былые времена варили смолу для нужд флота) монастыре.
Навеяло, в отличии от Евгения О. которого:
« Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил »
Правила ввели для избалованных девиц почти суровые: окормляющие заведения действующие царицы, прекрасно понимали значение женского начала как в продолжение рода человеческого, так и в способствовании служебного роста будущих их мужей и отцов во благо государства и, соответственно, царствующих особ. Следует отметить что воспитание велось комплексное. Обучение придерживалось строгих правил касательно знаний, сдавались переводные экзамены, физической подготовки (гимнастика и для купания Нева имелась рядом) и поведения, за родственный поцелуй прибывшего на побывку с фронта брата, воспитанница была слегка посечена, для выправки.
С моей точки зрения здравая мысль, что общество развивается чрз родителей – в первую очередь маму в стенах Института преобладала, жалко, что он был слишком замкнутым, но в этом было веление тогдашнего времени, сословия не смешивались. Со временем в Смольном приоткрыли дверку для мещанок в виде Александровского училища.
Изначально архитектурно вокруг собора кольцом расположились учебные корпуса Смольного института благородных девиц, они находились в боковых флигелях, кстати, в них и сейчас находятся действующие факультеты учебных заведений, традиция благородства продолжается, соответственно и арендная плата во славу Божью.
В 1797г, в продолжение Секуляризация церковных и монастырских земель при Екатерине II Великой, нерадивых монахинь за окостенелость упразднили и уже учредители полновесное учебное заведение получившее название Воспитательное общество благородных (и только!) девиц.
Со временем прогрессивные тенденций в обществе не могли обойти и Смольный. Основоположником изменений явился сам К.Д. Ушинский, он принял деятельное участие в обновлении учебного процесса в качестве инспектора в 1859г. Его благородные прогрессивные идеи по воспитанию действительно думающих женщин получили моментальную реакцию – ретроградство и узость мышления, помноженное на церковную закостенелость в царской России было непоколебимо и являлось основой режима. Ветер необходимых перемен только пронесся по верхушкам, не тронув основы воспитания семейного устройства империи. Новаторствующий педагог отправился в длительную загранкомандировку, был отстранен от благородной нивы воспитания мыслящих будущих матерей и жен. Цели у заведения остались приземленные, воспитание трибунов не подразумевалось, умение поддержать светский разговор, распоряжаться дворовыми, этикет на балах и сервировка стола главное, потому на протяжении всего времени существования Общества значительных личностей в списках воспитанниц не отмечено. Софьи Ковалевской и Веры Засулич не наблюдалось.
Заведение и влачило свое «сусальное» существование до начала бурных перемен наступившего ХХ века. Здесь нравы приема слегка начали колебаться, ну а когда в этот благородный цветник Григорий Распутин под покровительством А.Ф. пропихнул свою сестру, то тут и до революции было совсем не далеко. Она и грянула в феврале 1917г. Сначала буржуазная, которая упразднила видимую элитарность вместе с Институтом благородных девиц, а затем и Октябрьская. Следует отметить что народная власть после революции кардинально изменила методику отбора: принимала уже не по происхождению и родословной, а по умственному развитию, рабфак оказался более прогрессивной формой образования как это не казалось для части элитки противоестественным, хотя канувшая будто в лету практика сословности и вычурности, как мы наблюдаем, сейчас имеет место возвращаться, история ходит по кругу.
Но это уже история другого здания, куда мы под дождичком и побрели. Как я отмечал выше проход в здание Смольного института затруднителен: строгий пропускной режим, передвижение в сопровождении, все вещи, вплоть до телефона сдаются в гардеробе. Все необходимости мы выполнили и свободно пошли по залам и коридорам, сопровождающий экскурсовод – сотрудник пресс – служба Правительства СПБ подробно рассказала о быте и учебном процессе учебного заведения до февраля 1917г, потом оно упразднилось как не соответствующее революционной ситуации. На этом рассказ ее оборвался и перекинулся на годы ВО Войны- рядом расположено бомбоубежище, в котором в те годы работал штаб обороны, туда тоже водят экскурсии. Очень впечатлила картинная галерея градоначальников Петербурга – Петрограда – Ленинграда, все выдающиеся деятели нашего государства были в кресле главы столицы. Меня впечатлил сурой взгляд Льва Давидовича, он смотрит свысока на служащих теперь мэрии. От периода советской власти сохранились личные апартаменты Первого Председателя Совнаркома Ульянова – Ленина, которые разместились в маленькой торцовой комнатке №86 на 2-м этаже с ширмой, обители бывшей классной руководительницы.
После коридорных рассказов мы попали в Актовый зал где в революционные дни была провозглашена Советская власть. Он производит впечатление, здесь впервые в истории в революционные годы бурлила власть народа, сначала в стенах и потом вырывалась за, вплоть до Тихого океана и песков Средней Азии, а с лампочкой Ильича приходила в каждую избу, мазанку, юрту.
Все революционные вихри в стенах благородного заведения начались 4 августа 1917г., сюда перебрался из Таврического «Петроградский Совет и ВЦИК рабочих и солдатских депутатов», как справедливо жаловались оппоненты: крестьяне отсутствовали в городской черте, к сожалению, как класс. Из этих ставших сразу историческими стен 7 ноября 1917г. В. И. Ленин руководил вооруженным восстанием.
Лозунг вся власть советам в пересказе на общедоступный: у любого трудящегося человека больше не будет хозяина его жизни – труда, он может работать только на себя и государство.
Современные клевреты, не могущие простить народу его своеволия те далекие события переиначивают переворотом. Несмотря на страшную занятость мировой элиты на фронтах 1-й мировой бойни, как только там удалось разобраться между собой, вся элитка дружно бросилась гасить огонь своеволия, который запылал по всей России. 14 государств отметились в очередном походе на Россию, которая стала именоваться РСФСР. Каждому захотелось урвать кусочек страны, путеводители тоже нашлись из бывшей части местной элитки, торговали землицей как сейчас за ленточкой. Для исправления исторического казуса понадобилась смена трех поколений (Егора, Тимура и опять егора, имя нарицательные,) развязать 2-ю мировую бойню, все ради необходимости объяснить трудящимся массам ошибочность их выбора. Это сущая правда, лучше демократия с прозрачными выборами левых или правых, а если их не хватает, то и центристы найдутся.
А Смольный все также стоит на берегу полноводной Нивы, очень помпезное здание. Завершили экскурсионную часть дружеской встречей с питерскими друзьями на Б. Морской, все спокойный сон.
5 ноября, воскресенье,
Неспешный подъем и завтрак в оранжерее. Все бронируется очень заранее. Сегодня в наших планах продолжение литературной композиции по музеям – квартирам Великих – собираемся к Ф. М. Достоевскому, плановая экскурсия намечена на 14-00 и потому свободные утренние часы мы посвящаем наконец то приусадебному парку.
«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,»
Каждый из нас испытывает чувство умиротворения не спеша бродя по аллеям, расчищенным от листвы, любя вороша изысканной туфлей - ножкой, охапку опавших листьев. Вдохновенно застываешь на переброшенном чрз канавки мостике. Ну и конечно лирично зависаешь в задумчивости о «нашем бытие» на лавочке в приподнятой над парком беседке. Ну прям райский уголок придумал для себя Гавриил Романович, поэт одним словом, хоть и крепостник жесткий. Все это констатирует с каменными зданиями – джунглями образуя знаменитый традиционный питерский двор колодец. Прогулку совместили с фотосессией, будет возможность, душевный настрой, забредите к «отцу поэтов».
«Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.»
так навеяло.
Ну а после прогулки, по суетным улочкам Ленинграда, мы устремились на Кузнечный пер к последней обители Д.Ф. Достоевского. Место также мемориальное, писатель, который как никто другой сумел раскрыть все страдания и переживания человеческой души. В наше время не у всех хватает смыслового усилия в понятии его творчества, надо просто не суетно читать, можно в метро, а лучше на даче под вечер. Экскурсовод рассказывает самозабвенно, в основном о жизни, копать глубоко в творческих терзаниях за час экскурсии просто невозможно, просто обозначить чрз жизненный путь ФМД его литературный талант. А на этом пути была и инсценировка казни, царская каторга, связи с порочными женщинами и рулеточный азарт, выворачивающий все карманы до грошика, потом вечная денежная кабала у издателей. И за муки его: опора на семью, сумевшей вдохнуть в него писательский благоразумный талант в высшей точке - «Братья Карамазовы», редактирование журналов, которые стали бороться между собой за каждую его строчку. Было у него и общение с царскими особами в качестве учителя отпрысков, вывих судьбы. Все это вехи жизни Ф.М. которые прошли в маленьких комнатках на втором этаже старинного здания, спасибо потомкам что сохранили.
Особенно хочу отметить что посещение данного мемориала для меня явилась венцом в ходе посещения мест связанных с жизнью ФМД: Даровое в Зарайске, Старая Русса (изумительно) и Москве (превосходно, если попадете на специалиста по творчеству, а не по жизни).
Навеяло,
«Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник, –
Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне»
Перекусили в изысканном кафе «Баязет», это на углу сквера перед Молодёжным театром на Фонтанке, где столуется перед спектаклями театральные завсегдатаи, тоже очень лиричное и творческое место зайдите. Передохнули по пути.
Ну а в конце дня, под занавес круиза, нас ждала Мариинка с ее «Дон Кихотом», балет. Все бронируется очень заранее. Билеты мы по привычке берем в 1й ярус, левая сторона, первый ряд, стразу за стенкой царской ложи. Это оптимальное место для просмотра, все сцена перед глазами, сверху виден весь рисунок танца, декорации являются во всей своей красе. Артисты, выходящие на поклоны, краем глаза цепляют и Вас сидящих рядышком со зрителями, взирающими на сцену / партер из Ложи «Д» на одном уровне, правда за стенкой. Место мы выбираем очень удачно, сравните цены между нашими стульями на афише театра. Но сословия не смешиваются, такова проза нашей действительности, к которой часть элитки сумела нас вернуть спустя 106 лет. А видь были мгновения в эпохе когда народные массы произвели чудо в сфере культуры, так можно охарактеризовать реальную передачу считавшейся прежде элитарно-дворянской культурной продукции самому народу, превращение РСФСР\СССР из полуграмотной страны в самую читающую и пишущую страну в мире. Как провозглашали революционеры: "Надо не только ценить свою интеллигенцию, но весь рабочий класс, всё крестьянство сделать интеллигенцией", оно точно отражает суть советской политики в культурной сфере.
Следует отметить прекрасную репертуарную палитру праздничной афиши. Пришлось мучительно выбирать между Вагановкой, оперой и показавшимся нам балетом. «Дон Кихот» полностью посвящен испанским танцам, два раза на сцену выходит живая лошадь с восседавшим на ней рыцарем Печального образа. Все остальное время постоянный хоровод андалузских, каталонских танцев, фламенко, сюжет запутан в любовных интрижках героев, бандитов и полицейских, да и не смысл важен в изумительной работе балерин и танцоров, Мариинка по моим оценкам растит не только мастеров балета, но и армию балетоманов. Музыка, рисунок танца, броские декорации, ну и конечно изысканная публика, все создает праздничное настроение в культурной столице, кто хочет его получить. Хотя в центре все кафешки забиты праздной публикой под завязку, но тут уж каждому свое.
В конце не спешная прогулка в гостиницу по вечерним питерским улочкам, все спокойный сон. Завтра завершающий день нашей напряженной экскурсионно – культурной программы.
06 ноября понедельник.
Ранний подъем, сброс вещей на хранение консьержу и утренний бросок в стоящий рядом Дворец князей Юсуповых к 10*20. Следует отметить что народная власть, вместо отбывших в Париж владельцев, отдала весь комплекс работникам просвещения, в этом статусе он и пребывает по сей день. Проводя различные культурно – просветительские мероприятия, в сих стенах происходит сближение сословий, дух убиенного здесь Григория Распутина витает над господами, очень символично. Убранство дворца соответствующие самому богатому аристократу российского царства. Разительная разница с комнаткой №86 главы советского государства в Смольном. Экскурсовод подробно рассказывала о большой благотворительской деятельности князей. Из этого я понял, что благотворительность в переводе с благородного языка на наш обывательский обозначает что к объедками с хозяйского стола, могут быть допущены лакеи и дворовые, до остальных они уже не доходят.
И на последок:
«... и в Летний сад гулять его водил » Да мы из последних путешествующих сил рванули пройтись по волшебным аллеям Летнего сада, который уже упрятал свои скульптуры в футляры, садовники специально не убирали обильную листву с лужаек. Поэты, художники и кинорежиссёры ни одно поколение вдохновлялись его красотой, чуток захватили и мы. Прогулка особенно приятна тем, что со времен моего первого посещения сада в прошлом веке, общественный транспорт по Дворцовой набережной так и не пустили, что очень правильно, иначе не налюбуетесь.
В конце поездки добрались до гостиницы, сказали спасибо администрации за уют и вечерним Сапсаном благополучно отбыли домой.
Все.
Санкт Петербург, Петроград, Ленинград оказался не только культурной столицей, но колыбелью трех революций.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.