Откуда: Санкт-Петербург Когда: 04/2024
По маршруту: Душанбе, Хорог, Мургаб, Ош
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Master
Предисловие
Я узнал о Памирском тракте семь лет назад, запомнил, и на этом всё закончилось. В этом году собрался побывать в очередной стране и приступил к планированию отпуска. Тут надо снова вернуться в прошлое. В 2015 году я получил очередной загранпаспорт, третий по счёту, два первых были абсолютно пусты, ни одной поездки. Тогда я дал себе обещание побывать как минимум в 20 странах за время действия загранника (10 лет). Так началось это коллекционирование и сначала оно шло бодро, пока не наступил Ковид, потом СВО. В этом отпуске должна была быть 20-я страна, т. е. выполнение плана-минимум на год раньше срока. Раздумий было не много, так как стран открытых для посещения всего ничего, плюс ограниченные финансовые возможности. В Таджикистане я ещё не был, а туда есть прямые рейсы из СПб. В процессе изучения направления выяснилось, что люди едут в эту страну ради Памира, который «Крыша Мира». Тут и вспомнился Памирский тракт. Информации о нём оказалось достаточно, однако я несколько приуныл. Пугала горная болезнь и полное отсутствие понимания на чём ехать из Душанбе до Оша, а это 1321 км, т. е. ВЕСЬ ПУТЬ по Памирскому тракту. Общественного транспорта нет, авто в прокат не взять, в Таджикистане для этого нужна доверенность, заверенная нотариусом. А затевать получение этой доверенности не стоит, ведь дорога идёт не только по Таджикистану, но и по Кыргызстану. Вдобавок у них натянутые отношения и КПП Кызыл-Арт (TJ) и КПП Бор-Добо (KG), непонятно как работают. Но ведь люди ездят! С транспортом оказалось всё просто, существуют перевозчики, с ними надо договариваться на месте, а от горняшки есть таблетки. В процессе подготовки решил прилепить к Памирскому тракту Самарканд, потому как в прошлом году были в Узбекистане, а в местную культурную столицу не заехали. Маршрут полностью оформился:
Самарканд (2 ночи)
поезд (1 ночь)
Душанбе (4 ночи)
Хорог (2 ночи)
Мургаб (1 ночь)
Ош (3 ночи)


В Самарканд прилетели самолётом авиакомпании Utair ~ 20000 ₽ за двоих. Сразу из аэропорта поехали на ж/д вокзал покупать билеты в Душанбе. Взяли два купейных ~ 8500₽. Заселились в гостиницу
На самом деле это гостевой дом и он без вывески

В номере был ужасно жёсткий матрас и большие неудобные подушки

HOTEL-129, 7700 ₽ за двоих на две ночи, быстро стемнело и мы отправились в ресторан Emirhan, ориентированный на иностранных туристов.


Примерно 4100 рублей

Заведение выбрали дорогое, что для нас необычно, чаще мы довольствуемся общепитом для местных. Но в этот раз хотелось безошибочно приятно отдохнуть и вкусно покушать. Кстати, в самолёте нас не кормили, а вылетели мы утром. Ресторан оправдал наши ожидания на 100 %. Следующие два дня были посвящены знакомству с Самаркандом.
Мечеть и мавзолей Биби-Ханум

На Сиабский базар не попали, по понедельникам он закрыт

Пешеходная улица

Мечеть Хазрат-Хызр

Мечеть Хазрат-Хызр

Вид на мечеть и мавзолей Биби-Ханум

Мавзолей Ислама Каримова

Мечеть Хазрат-Хызр

Мемориальный комплекс Шахи-Зинда

Мемориальный комплекс Шахи-Зинда

Статуя каравана с верблюдами в Афросиабе

Музей Афросиаб. Афросиабом назывался город-предшественник Самарканда (полностью разрушен в 13 веке)

Музейная экспозиция

Мавзолей святого Даниила

Мавзолей святого Даниила

Самаркандский кулинарный "Центр плова"

Так подают плов. Он вкусный, но жирный

Памятник Амиру Тимуру

Мавзолей Рухабад

Памятник Тиграм-стражникам

Советская мозаика

Памятник узбекским народным поэтам Бахши

Бахши - это хранители национального устного творчества

Памятник Исламу Каримову. Он был уроженцем Самарканда

Мавзолей Гур-Эмир

Мавзолей Гур-Эмир

Реставрация мавзолея Гур-Эмир шла с 1951 г. по 1996 г.

В мавзолее похоронены сам Тамерлан, а так же два его сына и два внука

Мавзолей Ак-Сарай

Мавзолей был отреставрирован в 2007 году

Православный собор святителя Алексия

Собор был построен в 1912 году

Католический собор св. Иоанна Крестителя

Собор построен в 1915-1916 годы

Регистан

Медресе Шердор

Построено в 1619-1636 годы

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари самая поздняя постройка на площади Регистан

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека - это старейшая постройка в Регистане

После чего сели в вечерний поезд

и на следующий день приехали в Душанбе. На ж/д вокзале

мы заполнили миграционные карты (на русском языке), получили штампы о въезде в Таджикистан и пошли в ОВИР (ул. Мирзо Турсунзаде, 5), теперь наша задача получить разрешения на въезд в Горный Бадахшан (ГБАО). Штампы о выезде из Узбекистана нам поставили ещё в поезде, при подъезде к границе. В ОВИРе мы сказали, что нам требуется, сдали паспорта и сели ждать. Через какое-то время девушка вернула нам документы с распечатками по запросу, за что отдали ей 200 ₽. Затем всё это вручили какому-то офицеру. Тот сказал, что разрешения будут готовы через час и за каждое мы должны по 50 TJS. Чтобы обзавестись местной валютой пошли в Амонатбанк. Получив сомони (TJS) зашли в курутобхану «Наврузи», обед-то никто не отменял.



Тут оказалось неожиданно уютно и вкусно, даже настроение улучшилось. С утра, по пути к ОВИРу, небо было серым, накрапывал дождик, а привокзальные кварталы выглядели настолько безрадостно, что мы приуныли, особенно после солнечного Узбекистана.
Памятник В. В. Куйбышеву

Сквер им. В. Куйбышева

Гостиница Душанбе

Памятник Садриддину Айни

Бюст Рабиндранату Тагору

Но вот выглянуло солнце, мы улыбаемся, держа в руках такие нужные разрешения (офицер почему-то спрятал наши 100 TJS себе в карман).
Проспект Рудаки

Настроение отличное, дело сделано и притом быстро. До гостиницы идём пешком 1,2 км. Она находится во дворах в отдельно стоящем здании высотой в четыре этажа.
Hotel Sarvar

Памирский тракт

Это одна из самых живописных автомобильных дорог мира и самая высокогорная трасса на территории бывшего СССР. Входит в тройку самых красивых дорог мира по версии National Geographic. Тракт соединяет Душанбе (Таджикистан) и Ош (Кыргызстан), построен в советское время, его длина 1321 км, если выбирать современный общепринятый путь. Участок Душанбе – Хорог называют Западный Памирский тракт, другая часть дороги Хорог – Ош получила название Восточный Памирский тракт. Как я понял, началом дороги можно считать Душанбе и Ош в равной степени. В моём случае отправная точка – это Душанбе, здесь делают разрешения в ГБАО и с этой стороны более плавный набор высоты.
Душанбе – столица Таджикистана, самый крупный город страны. Население на 2023 год — 1 228 400 человек. Отсюда мы начинаем интереснейшую поездку по Памирскому тракту.
Заселившись в гостиницу Sarvar, ~ 17000 ₽

Номер просторный

за четыре ночи на двоих, мы как старательные туристы отправились в город, знакомиться с достопримечательностями. Но сначала заглянули в таджикский КБ.
Продавец помог с выбором таджикского алкоголя

В Душанбе он без изысков называется Red & White (ул. Бухоро, 32). Алкоголь в среднеазиатских республиках примерно одного уровня, но всё время думается, а вдруг будет открытие, конечно же, чудо не случается. Пьётся всё без последствий, но получить удовольствие удаётся далеко не всегда. В Душанбе и его окрестностях есть что посмотреть, нам скучно не было.
Нулевой километр

Национальная библиотека Таджикистана

Герб Таджикистана, он же Монумент Независимости

Вид от монумента Независимости на Душанбе

Парк Рудаки

Начало апреля, а уже цветы и всё зелено

Памятник Рудаки


Жанровая скульптура: М. Горький и С. Айни

Памятник И. Сомони

За этим львом сидит полицейский (всегда), который не разрешает туристам подниматься на один уровень с Сомони

Мечеть Хаджи Якуба

Входная группа в парк Истиклолият (Независимости)

Архитектурный комплекс "Независимость и Свобода"

Вход для иностранных граждан 70 сомони (600 руб.)

По билету доступны два этажа музея и смотровая площадка



Ботанический сад "Ирам"

Рай для павлинов


Беседки в национальном стиле очень похожи на узбекские

Река Варзоб. Немного южнее, у проспекта И. Сомони она называется Душанбинка

Центральная соборная мечеть г. Душанбе

Иноверцев здесь встречает специальный человек, который помогает оценить красоту мечети, не сделав досадных ошибок

Парк Победы



Раньше добраться сюда можно было на фуникулёре, теперь он не работает

Ночной город

Проспект Рудаки

На этой купюре изображён Кохи Навруз, в который мы направляемся

Кохи Навруз


Вход только с экскурсией, 50 сомони (430 руб.) с человека




Отец нации с мамой



Всё безумно дорого

В центре много масштабного строительства. Всё строят китайцы

Таджикский государственный академический театр оперы и балета

Государственный академический театр драмы им. А. Лотухи

Рынок Мехргон

Тут мы купили мухпар, штамп для лепёшек. Он имеет и другие названия

Гиссарская крепость

Находится в 25 км от центра Душанбе

Проезд в одну сторону на электротакси, по счётчику стоит 110 сомони (950 руб.)

На входе предлагает свои услуги экскурсовод, мы оплатили и не пожалели. Попался очень эрудированный специалист, в прошлом учитель английского языка


Старое медресе

Старое медресе входит в историко-культурный заповедник Гиссар


Чайхана "Рохат"

Здесь мы кушали, а в кулинарии покупали разные вкусности домой (в гостиницу)

Местная кухня оказалась настоящим открытием.
Дум шурпа (из говяжьих хвостов)

Таджикский кефир

В России хорошо знают кухни нескольких бывших советских республик, но Таджикистан в их число не входит. Мне понравился курутоб, жена про данное блюдо сказала «поросячья еда».
Курутоб подают в глиняных или деревянных тарелках

Он бывает с мясом и без, вроде ещё встречаются какие-то разновидности данного блюда с другими названиями.
Когда-то такие блюда ели руками, сейчас ложками

Четыре ночи в столице закончились и мы с утра пораньше приехали на территорию автоколонны № 2927 (38.559643, 68.812349), здесь собираются те кому надо в Хорог.

Так торгуют насваем. Покупатели в основном местные, разного пола и возраста

Не успев выйти из такси были включены в экипаж водителя белой Toyota Land Cruiser за 400 сомони с человека.

Три ряда сидений, семь пассажиров и тут мне повезло, досталось место рядом с водителем. Для себя я разбил Памирский тракт на три отрезка, так легче найти машину:
Душанбе – Хорог 590 км
Хорог – Мургаб 314 км
Мургаб – Ош 417 км
Преодоление первого отрезка началось! Мы проехали его за 15 часов 20 минут. Это самый красивый и невысокий участок пути.




Примерно 350 км проходят по берегу реки Пяндж, вот они наиболее фотогеничные. Река неширокая, на другой стороне Афганистан.
На одной стороне Пянджа Таджикистан, на другой Афганистан. Где разница?

Можно культурно сходить в туалет

Потому иностранцы обязаны получать разрешение на въезд в ГБАО. По пути было два КПП, где проверяли наши разрешения и записывали данные в специальную тетрадь. Никакой колючей проволоки и других приграничных ограничений я не увидел. С таджикской стороны граница патрулируется пограничниками. Дорожное покрытие разного качества, на вскидку преодолимо и на паркетнике.
Там где дом с синей крышей Афганистан. Если присмотреться, то можно заметить, что на другом берегу Пянджа живут беднее

Ремонтом Памирского тракта занимаются китайцы


Наш водитель никаких подвигов не совершал, он ехал предельно быстро, но аккуратно. Мне его вождение сразу понравилось и, когда с моей стороны начались пропасти вместе со встречными разъездами, я не беспокоился.


Возможно через короткое время участок Душанбе - Хорог будет автомагистралью хорошего качества

А пока как-то так

Добрались до гостиницы Hotel Pamir Alibaba (8500 ₽ за две ночи на двоих) в темноте, нас подвезли к самым дверям, как и остальных пассажиров. Хозяин отвёл в жутко холодный номер.

Горячая вода была, мылись без проблем

Матрас и подушки были нормальными, одеяло тёплым, выспались отлично. Утром мы восхитились комнатой для завтраков, её большие окна смотрели на горы. Не зря мы столько часов тряслись в машине! Завтрак в таком месте сразу поставил день на нужные рельсы. Юсуф (хозяин) поинтересовался, что мы желаем увидеть и куда путь держим. Узнав, пообещал содействие во всём.

После завтрака и утренних процедур мы сели в такси (Юсуф вызвал) и поехали на горячий источник в Гармчашме, 47 км от отеля.

По пути было два КПП, где снова спрашивали разрешения, т. к. дорога вьётся вместе с рекой Пяндж по границе.
Справа Афганистан и никаких преград...


На источнике мы разделились- мальчики налево, а девочки направо.


Купание происходит в обнажённом виде.

Мужские раздевалки

От водных процедур получили физическое и психологическое удовольствие. У меня такое бывает после бани. Водитель нас ждал, пока мы почти час наслаждались отдыхом. Об этом договорились заранее, как и о цене 360 сомони (1 TJS = 8,54 ₽) за доставку туда и обратно, плюс ожидание. Ценник не слабый, но при расчёте я ещё прибавил 40 TJS. Дорога была сложная, мероприятие получилось длинным, а водитель хорошо поддерживал беседу и оказался интересным человеком. В процессе разговора мы узнали, что дальше на юг вдоль Пянджа дорожное покрытие становится хуже, а виды вокруг живописнее. Услышали туристическую статистику от городского перевозчика. Самые массовые туристы в Хороге русские, затем американцы, а замыкают тройку лидеров китайцы. Попутно посетили памирский дом, жилой, не музейный.

Так живут вполне реальные люди

Притом не самые бедные

Хозяин зазвал, просто человек с улицы. Ему было приятно, что его гости иностранцы. Попили с ним чай, побеседовали. К финалу нашей поездки было ещё светло и мы успели посмотреть Памирский ботанический сад.

Он второй по высоте над уровнем моря в мире, после ботанического сада Непала. Высота 2320 метров над уровнем моря.

Вид на Хорог

Утром следующего дня во двор гостиницы въехала Toyota Verso (Юсуф вызвал) и мы поехали в Мургаб.
ЗиС-5


Прохождение второго отрезка пути началось!
Хоро́г — это административный центр Горно-Бадахшанской автономной области, памирская столица с населением 31 100 человек (2022). Из него мы выехали.
Мурга́б — это административный центр Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области. Можно сказать столица Восточного Памира с населением 8500 (2022). Мы едем в этот посёлок.

Стоимость заброски 200 TJS с человека, время в пути 8 часов. Эта часть дороги не так красива, как первая.

Но начинают появляться высокие перевалы: Койтезек 4271 м

не спускаясь в 22-х км от него Тагаркаты 4168 м. Мы пили таблетки против горной болезни, тем не менее с опаской встретили такую высоту. Шло время, организм не подводил и мы забыли, что нужно бояться. Из разговоров с попутчиками, вместе с нами было 5 пассажиров, выяснилось, что на таджикско-кыргызской границе будут трудности. Таджики могут довести только до Кызыл-Арта, дальше проезд для них закрыт. Проезжать могут только иностранцы, таджикам и кыргызам путь через границу заказан. Сами они там не бывали, но слышали, что с другой стороны границы много кыргызских перевозчиков и добраться до Оша будет несложно. Разберёмся.

На одной из дорожных остановок у маленького магазинчика мы заметили странную трубу, из которой лилась вода. По словам попутчика «чистейшая». Он не пил, т. к. держал пост (Рамадан), жена побрезговала, а я попил, хоть и не испытывал жажды, просто чтобы не обидеть человека. При въезде в Мургаб моя деликатность обернулась «медвежьей болезнью». Дрожащей рукой я отдал документы водителю, в этих краях их предоставлять на КПП лично не обязательно, и ринулся в заведение типа «сортир».
Во всех населённых пунктах в этой поездке я бронировал отели заранее через Букинг. Но в Мургабе Букинга нет. Попросил Юсуфа позвонить со своего таджикского номера на телефон (нашёл на Гугл карте) одной из мургабских гостиниц. Трубку взяла женщина, которая не говорила по-русски и не понимала таджикского, а Юсуф не понимал её, т. к. она изъяснялась на кыргызском. Ничего не вышло. Нас успокоили, что без жилья мы не останемся и начались поиски жилья offline. В пятый гостевой дом, им оказался «Восточный Памир», нас пустили ночевать, ночь - 200 сомони за двоих, без завтрака.
Наш водитель безропотно ездил по всем отелям и сам разговаривал с хозяевами

Все гостиницы я бронирую с завтраком, оправданная временем привычка, но тут на фоне «медвежьей болезни» решил от питания отказаться.
Хозяева были радушны, хотели нас накормить


В «Восточном Памире» я продолжил борьбу со своим недугом, успев попросить водителя связаться с какими-нибудь перевозчиками в Кызыл-Арт или Ош. Он слово сдержал. Я ещё был занят «делами», а к нам уже приехал типичный представитель памирского народа, представившись Шуриком.
Фотография сделана с разрешения Шурика. Это имя записано в паспорте, его мама была украинкой. Он очень достойный человек

То что мы от него услышали огорчало. 186 км дороги до Кызыл-Арта абсолютно пусты (на следующий день это подтвердилось), из-за чего места в машине выкупаются все и разом в обе стороны. Тариф 1800 TJS ~ 15000 ₽ за 186 км. Как??? Дальше хуже, от границы до Оша проезд будет стоить ещё 15000 ₽, ведь машина приедет из Оша к границе специально для нас. Оценив ситуацию мы согласились.
Но слегка дрогнули...
В 07:00 за нами приехал Шурик, прокатил по Мургабу
Мечеть




показал памятник товарищу Ленину

В Шурике чувствовался большой опыт работы с туристами, за короткое время он сумел расположить нас к себе. С ним было по-настоящему интересно. И без него мы не смогли бы связаться с надёжным кыргызским перевозчиком.
Преодоление третьего отрезка Памирского тракта началось!

Сначала показалось, что флора и фауна здесь отсутствуют.

Но Шурик разглядел какое-то движение и указал на гору. Мы остановились, вышли из машины и долго всматривались в даль. Наконец на белоснежном склоне удалось увидеть пять точек движущихся вверх. По словам водителя, это были горные козлы Мархуры. Через несколько десятков километров с противоположной стороны дороги, гораздо ближе, чем в прошлый раз, мы увидели других животных: четырёх баранов Марко Поло, бегущих к склонам гор.
Так мы их видели. Это живая природа, не зоопарк

Ближе к границе отчётливо видели большого орла, который спикировал в ущелье. А следом на один из склонов приземлился огромный гриф. Какое-то триумфальное шествие памирской живности!
Я думал, что дорога будет отвратительного качества, поэтому-то мы выехали в 07:00, а встреча и пересадка на границе запланированы на аж 12:00. Ехать ведь всего 186 км? Время было выбрано с запасом и с учётом многочисленных остановок для созерцания и фотографирования. Мы увидели кульминационную точку всего маршрута перевал Ак-Байтал



озеро Каракуль




перевал Уй-Булак

Справа ограждение нейтральной территории между Таджикистаном и Китаем

руины пограничной заставы Российской империи


солнечный календарь из камней


кыргызское кладбище

просто полюбовались горами и неспешно подъехали к перевалу Кызыл-Арт.
Не везде следят за оградой нейтралки

Таджикскую часть границы прошли просто. Водитель повёз нас на нейтралку, к месту встречи. Мы приехали раньше срока и успели пофотографировать Кызыл-Арт.



По пути Шурик озвучил туристическую статистику в Мургабе, она в корне отличается от хорогской. Здесь самый массовый турист из Германии, затем из Франции и Швейцарии. Встреча на нейтральной полосе напоминала киносюжет, где героев поджидают опасности или избавление от них. Тоскливое ожидание скрашивало осознание того где мы.

С приличным опозданием, чем сразу нам не понравился, приехал кыргызский водитель. Тепло попрощались с Шуриком и поехали через перевал Кызыл-Арт. Дорога по нейтральной территории была признана нами самой ужасной на всём Памирском тракте. 20 км камней, ручьёв, грязи и талого снега.



Ухудшало ситуацию вождение нашего кыргыза (он не представился). На КПП Бор-Добо начались неожиданные загвоздки, я не сделал туристическое разрешение на въезд в Кыргызстан, а через Бор-Добо пускают только с ним. Начались долгие переговоры с пограничниками, они ни к чему не привели. Разрешение приходит в электронном виде и его номер автоматически подтягивается к фамилии человека, пересекающего границу, договориться за деньги было не возможно. Как делается турразрешение? Нужно связаться с кыргызским туроператором, он подаёт заявку в министерство туризма, оно направляет её в управление пограничной службы, которое присылает свой вердикт на конкретное КПП. В рабочий день на решение этого вопроса потребовалось бы часа три, но ситуацию усугубил Ураза-байрам. Все госучреждения были закрыты, мусульмане отмечали окончание поста в месяц Рамадан. Я же не сделал разрешение из-за противоречивой информации о прохождении данного участка границы. Решил, что сейчас она открыта. Кто виноват выяснили, а делать что? Было два варианта, возвращаться назад в Таджикистан, или ночевать на нейтральной полосе в ожидании рабочего дня. Выбрали второй. Пограничники любезно предоставили в наше распоряжение жильё на нейтралке. Им оказался контейнер для ветеринарной службы.


Там была одна кровать, телевизор с DVD плеером и обогреватель. По малой нужде «до ветру», ежели по большой, то следует (через колючую проволоку) кричать пограничникам и они отведут в туалет на КПП. Согласились. Альтернативой был ночлег под открытым небом. За время «отсидки» (27 часов) нам два раза приносили чай, с собой была чёрствая лепёшка и кусочек сыра - не голодали. Было скучно, телевизионный сигнал отсутствовал и мы смотрели DVD, на дисках нашлись записи сериалов с НТВ. Ещё было противно, как так? Законопослушные туристы и вляпаться в такое... Через 27 часов пришли разрешения, стоимость 20 $ за человека. Деньги я отправил руководителю турфирмы на следующий день в Оше, переводом через Сбербанк по гостиничному Wi-Fi.
Добрались в Ош с прежним водителем, он ночевал в соседнем селе Сары-Таш (я доплатил ему 60 €). По пути восторженное настроение сменилось простым ожиданием гостиницы, очень мало фотографировали.

Но даже в таком состоянии мы восхитились красотой перевалов 40-летия Киргизии (3541 м) и Талдык (3615 м).



В Оше у нас была лучшая гостиница за всю поездку, TES hotel (~ 12000 ₽ за двоих на два дня с завтраками).
Ещё, при раннем выезде, они собрали нам походный завтрак с собой

Очень просторный номер


В южной столице Кыргызстана мы задержались на две ночи и один день. Погуляли по городу, посмотрели достопримечательности.
Мечеть Эшена Калкожо

Мечеть Сулайман-Тоо



Музейный комплекс Сулайман-Тоо


Дорожка на смотровую площадку

Смотровая площадка


Памятник Алымбеку Датке

Парк Алымбека Датки


Кыргызские пограничники настоятельно рекомендовали попробовать большую ошскую самсу. Прибавив, что не поесть её в Оше нельзя, это как быть на Иссык-Куле и не искупаться в нём. В чайхане Navat, спросили есть ли у них большая самса? Получив отрицательный ответ собрались уходить, но администратор сказал, что отвезёт нас в заведение, где делают лучшую большую самсу во всём Оше. Мы не сопротивлялись и вскоре стояли у входа в самсахану «Афганец», что на северной окраине города.

Место для тех, кто хочет окунуться в национальный колорит. Три посадочных площадки: первый этаж, терраса и цокольный этаж. Свободных столов не наблюдалось, пришлось немного подождать. Заказали две больших самсы, их делают в тандыре, и зелёный чай. Через 20 минут (время ожидания озвучили сразу) принесли заказ.

К самсе шёл лук, острый перец и непонятный бульон. Из приборов нож и ложка.

Надо перевернуть самсу, отрезать тесто с донышка, съесть мясо ложкой, а прожаренное в тандыре тесто можно (нужно?) использовать как хлеб.

Это был замечательный опыт соприкосновения с кыргызской кухней. Я осилил всё, жена съела едва половину. Еда очень жирная.
Рано утром мы улетели домой прямым рейсом Уральских авиалиний (50000 ₽ на двоих). С чувством, что задача выполнена, Памирский тракт пройден и мы молодцы!

Послесловие
Общий бюджет поездки составил 225000 ₽. Из них авиаперелёты 70000 ₽, проживание 47000 ₽, перемещение по Памирскому тракту 60000 ₽.
За время движения наш маршрут изменился:
Самарканд (2 ночи)
поезд (1 ночь)
Душанбе (4 ночи)
Хорог (2 ночи)
Мургаб (1 ночь)
Кызыл-Арт (1 ночь)
Ош (2 ночи)
Пока закрыта граница, разбивать Памирский тракт следует на четыре отрезка, опять же, чтобы легче найти машину:
Душанбе – Хорог 590 км
Хорог – Мургаб 314 км
Мургаб – Кызыл-Арт 186 км
Кызыл-Арт – Ош 231 км
Как показала практика, на кыргызской стороне границы перевозчики не дежурят, как и на таджикской. С ними надо договариваться заранее и это стоит приличных денег. В Хорог лучше приезжать с захватом субботы, в этот день работает афганский рынок. Афганцы переходят Пяндж по мосту и торгуют с таджиками. Очень жалею, что мы не попали на это без сомнения колоритнейшее действо. Весь Памирский тракт вполне преодолим, без всякого экстрима. В нашем случае горная болезнь профилактически лечилась Диакарбом. Когда ночевали на перевале Кызыл-Арт пили Гипоксен, потому что немели пальцы на руках. Для любителей «чистейшей» водички есть Энтерофурил. Меня он быстро поставил на ноги, даже во время ночёвки на перевале не пришлось кричать пограничникам, что требуется уборная. Не обязательно поездку планировать только в летние месяцы, начало апреля было вполне комфортным в этих краях.
Люди на Памирском тракте отзывчивые, к иностранцам относятся с уважением. Попасть в сложную ситуацию из которой нет выхода крайне затруднительно.
Из посещённых городов больше всего понравился Душанбе, у него огромный туристический потенциал. Впрочем, как и у всего Таджикистана.

Местные жители говорят, что к ним стало ездить много туристов, но если сравнить с Самаркандом, то их просто нет. У русского человека сложился стереотип о целом народе на основе знакомства с гастарбайтерами. Надо понимать, что в Россию едут не самые удачливые люди. Часто это те, кто не получил образования, и потому им не досталась приличная работа на родине.
У меня поездки в любые города и страны всегда шли по одной схеме. Заранее бронировались отели, все перемещения были понятны, а цена их примерно известна. Памирский тракт дал мне непредсказуемость, притом совершенно безопасную. Я счастлив, что это случилось.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.