Откуда: Москва Когда: 07/2024
По маршруту: Санкт-Петербург
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: MANUL78
Мечты сбываются
Все-таки хорош знаменитый рекламный слоган у Газпрома. А хорош он тем, что иногда он применим не только к российскому газовому гиганту, но и к простым людям, типа нас. Но для этого надо немного постараться. О том, что у нас были за мечты, как они сбылись и какие старания к этому прилагались и пойдет речь в этом отчете.
А мечты, в общем-то, довольно простые: Катя и Аня хотели погулять по ночному Петербургу, а мне просто необходимо было побывать на маяке Толбухин.
Поездку в Питер запланировали на выходные – с 19 по 21 июля 2024 года. Забронировали жилье – в этот раз это будут апартаменты в апарт-отеле «Avenue-Apart», расположенном в Петроградском районе. Цена 7000 рублей за ночь нас устроила, впрочем, как и расположение отеля. На этом подготовка к реализации мечты девичьей части нашего экипажа была закончена.
Со мной же все оказалось немного сложнее... Дело в том, что маяк, на который я хотел попасть – Толбухин, расположен на островке в Финском заливе, примерно в 5 километрах от западной оконечности Котлина. И попасть туда можно только на катере.
Ну и что! Проблем с этим быть не должно. Существует несколько организаций, которые возят интересующихся людей из Кронштадта до Толбухина. Обзвон этих организаций сузил список «из нескольких» до одной. И этой «одной» оказался кронштадтский форт «Риф». У них есть вот такой катер (фото с сайта форта «Риф»)
и они организуют сборные экскурсии на Толбухин по выходным дням.
В итоге я забронировал себе одно место на субботу, 20 июля, на такую экскурсию. Ценник – 3000 рублей, что, на мой взгляд, вполне приемлемо. Почему одно место? Потому что мои девушки и морские прогулки несовместимы, да и не заражены они «маячной болезнью», в отличие от меня.
Однако, как известно, если что-то может пойти не так – оно обязательно пойдет не так. Сначала (за неделю до предполагаемой поездки) мне сообщили, что на субботу экскурсия не набирается (мало желающих) и поездка переносится на воскресенье. Ну, что же, этот вариант «не очень» - ведь в воскресенье еще и в Москву возвращаться, но я согласился – ведь мечта так близко! Но за три дня до нашего отправления последовал еще один звонок. Мне сообщили, что катер сломался и ремонт его займет не меньше недели. Облом!
Облом? Как бы не так! Интернет и телефон мне в помощь и через полчаса поиска по профильным группам в «ВК» я вышел на еще один кронштадтский форт – «Константин». У них сборные экскурсии до Толбухина маяка не проводятся, во всяком случае, в эти выходные, но есть возможность заказать экскурсию индивидуальную. Цена – «конь» (в 6 раз выше «рифовской») но тут и катер на 10 мест достается мне в единоличное пользование. В конце концов, за мечту иногда можно и заплатить. В итоге я согласился и заказал себе индивидуальную экскурсию на субботу (как изначально и хотел), на 13.00. Кроме Толбухина, экскурсия подразумевает посещение еще кучи всего интересного, включая маяки Кронштадтской гавани.
Да будет так!
В пятницу, 19 июля ушли с работы пораньше и в 14.00 стартовали в Петербург. Так как в коротких поездках выходного дня очень важна скорость, выбрали платную М11 «Нева».
За 2 дня до нашей поездки на этой дороге открылся последний участок – «Северный обход Твери». Теперь до Питера можно гнать без остановок. Можно. Если емкость бензобака машины позволяет. Бензобак нашей машины, к сожалению, такое не позволяет. Заправки на М11 до сих пор большая редкость и в пиковое время (а сегодня как раз такое время – вечер пятницы) на этих редких заправках может скапливаться очень много машин.
Чтобы не стоять в очереди на заправке, мы по старинке съехали на Южную объездную Твери и превентивно залились бензином «под пробку».
Теперь топлива точно хватит на остаток пути.
А в целом, езда по М11 – настоящее удовольствие. Хоть и дорогое – около 5 000 рублей уходит на ее оплату в одну сторону.
Погода своеобразная – из каждой, даже самой маленькой, тучи норовит пойти дождь.
Примерно через 6 часов пути мы въехали в Петербург. Чтобы попасть в Петроградский район, где нам предстоит жить, прокатились сначала по Западному скоростному диаметру
а затем и через центр города, изрядно постояв в вечерних пробках.
Питер встретил нас стереотипно – сильным дождем.
Но он, к счастью, быстро закончился.
Наконец, примерно в 21.00 мы подъехали к нашему отелю.
Выглядит презентабельно.
Машина отправилась на подземную стоянку,
а мы - в свои апартаменты.
По-моему, очень неплохо!
Кстати, как всегда, с нами путешествует мой молчаливый друг – акула.
Немного пришли в себя после дороги, поужинали взятыми из дома продуктами и приступили к исполнению мечты Кати и Ани – мы идем гулять по ночному Петербургу!
Решили доехать до Невского проспекта, а дальше через Дворцовую площадь выйти на набережную Невы и посмотреть развод Дворцового моста.
А пока – топаем к метро Петроградская.
Питерский модерн шикарен.
Перешли небольшую речку Карповку
и вскоре зашли в метро. Ура! Железные жетончики никуда не делись.
На мой взгляд, жетоны – самый «ламповый» способ оплаты проезда. Даже немного грустно, что у нас в Москве от них давным-давно отказались.
Петроградская – станция очень глубокая (впрочем, как и большинство станций питерского метро). А еще здесь пути отгорожены от платформы глухими дверями, открывающимися только во время стоянки поезда.
Выйдя на поверхность на Невском проспекте, окунулись в людское море. И только настоящая классика стоит незыблемо посреди этой суеты и толчеи.
Двигаемся в сторону Дворцовой площади.
На канале Грибоедова – красота.
Если бы не сильная облачность, ночь была бы «белая».
На входе в Триумфальную арку Главного штаба увидел интересные часы.
Это первые уличные электрические часы Санкт-Петербурга, установленные в 1905 году при непосредственном участии знаменитого ученого Д.И. Менделеева. Интересно, что надпись на циферблате «Точное время» полностью соответствовала (да и сейчас соответствует) действительности, ведь сигналы точного времени поступают к этим часам по электрическому кабелю непосредственно от первичного эталона времени – часов, установленных на башне Главной палаты мер и весов. Кстати, диаметр часов Д.И. Менделеева – ровно 2 метра.
Дошли до Дворцовой площади. Александровская колонна в ночи смотрится очень загадочно.
Наверное, у каждого, кто бывал в Питере хоть раз, есть такая фотография.
А у того, кто здесь не в первый раз, таких фотографий много. Мы в их числе.
Уж больно место красивое.
Какой-то уличный музыкант настроил свое оборудование и начал концерт.
С удовольствием постояли и послушали в его исполнении произведения В. Цоя, «Короля и Шута» и другие максимально «избитые», но от этого не менее хорошие песни. Душевно, однако!
Чуть за полночь тронулись дальше. Перешли Неву и «застолбили» себе место для просмотра развода Дворцового моста возле Кунсткамеры.
Петербург готовится к морскому параду в честь дня ВМФ и на Неве стоят военные корабли.
Это корвет «Бойкий». Эпичное зрелище на фоне купола Исаакиевского собора.
Начиная примерно с 00.30 на Неве началось броуновское движение катеров, кораблей и лодок различного размера, заполненных туристами, желающими посмотреть развод мостов «с воды».
В 01.10 началось действо.
Удивительно красивое зрелище!
Дождались пока толпа схлынет и сделали еще одно «обязательное» питерское фото.
А дальше – идем домой. Пешком! Путь не близок, но это и хорошо. Ночной Питер чудесен.
Главное – успеть перейти Биржевой мост.
Ведь он тоже разводной. Если не успеем – останемся «куковать» до утра на Васильевском острове. Успели! (все было рассчитано – Биржевой мост разводится гораздо позже).
Петропавловский собор классно подсвечен.
А дальше мы окунулись в «дебри» Петроградской стороны. Как там, у Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека...»
Все условия, кроме аптеки выполнены. Ее заменил продуктовый магазин.
Некоторые названия улиц вызывают улыбку.
Здорово, наверное, жить на улице Бармалеева. А что делать неординарным личностям, проживающим на Ординарной улице – вообще ума не приложу.
Уже на подходе к дому увидели, что телебашня «устроила» светопредставление. Она становилась то ярко оранжевой, то красной, то синей, а в конце приняла расцветку флага России.
Красиво было!
Везет нам на такие зрелища. В прошлом году в Перми местная телебашня тоже показывала подобный мастеркласс.
Вернулись домой около трех часов ночи. Усталые, но абсолютно довольные. Ночная прогулка по Петербургу – чертовски приятное дело. А теперь – спать.
Утром пришлось вставать по будильнику (спать очень хотелось). Но делать нечего – в 13.00 нужно быть в Кронштадте, на форте «Константин».
Начали с завтрака. В каждом городе, куда приезжаем, мы стараемся пробовать что-то из местной кухни. Что же такого «эндемичного» есть в Петербурге? Однозначно, корюшка. Но сейчас, к сожалению, уже не сезон. А что еще? Кура, греча, булка, хлеб, шаверма... Шаверма?! Точно! Она. Попробуем легендарную и совершенно эндемичную питерскую шаверму!
Для дегустации выбрали кафешку под названием «VЛАVАШЕ», расположенную недалеко от нашего отеля.
Заказали три варианта – «классическую», «двойную» и «барбекю».
Шаверма оказалась хороша.
И совсем не похожа на нашу московскую шаурму (вру, естественно).
Ну, а после завтрака начинаем реализацию моей мечты. Вперед, к форту «Константин»! Меня ждет море!
Правда, с погодой пока «не очень». Время от времени по дороге начинался дождь, а пока стояли в пробке на КАДе перед Кронштадтом, этот дождь превратился в настоящий ливень. Неужели мой поход к маяку Толбухин пройдет под таким дождем? Погодные приложения в телефоне говорят, что «да». Ладно, посмотрим.
В 12.00 заехали на территорию «Константина».
Дождь стал слабее, но до конца не закончился. Тем не менее, надежда на хорошую погоду появилась.
До экскурсии еще почти час и можно посвятить его осмотру форта. Приступим!
Форт «Константин» - одно из укреплений, входивших в оборонительную систему Кронштадта. Его история началась в 1807 году. Тогда император Александр I, в преддверии возможной войны с Англией, распорядился построить новый форт. Вскоре, на ряжевом основании, был создан искусственный остров. Он расположился практически у самой кромки Южного фарватера. На острове построили деревянное укрепление и там разместилась батарея пушек, получившая название «Двойная Южная». В 1834 году батарею посетил император Николай I и постановил называть ее «Форт Константин», в честь своего сына.
Во время Крымской войны, это укрепление совместно с другими фортами Кронштадта произвело должный пугающий эффект на англо-французскую эскадру, подошедшую к Кронштадту, - атаковать Петербург супостаты не решились.
После окончания этой войны практически все кронштадтские форты подверглись реконструкции. В 1857 году начались работы и на «Константине». Полностью перестройка форта из деревянного в каменный закончилась в 1861 году.
В дальнейшем укрепления форта постоянно совершенствовались, и он оснащался современной артиллерией.
Несмотря на это, сложилось так, что в Первую мировую и Гражданскую войну форт в боевых действиях не участвовал. Однако во время Великой Отечественной пушки форта «Константин» (правда в это время он носил название форт «К») помогали своим огнем защитникам Ораниенбаумского плацдарма.
После войны форт разоружили и, оставшись без охраны, он подвергся разграблению. И лишь с недавних пор старинное укрепление превратилось в музейный объект и началась его реставрация.
Пойдем посмотрим, что тут есть интересненького.
Для начала залезли на крышу.
Здесь с начала ХХ века и до 1950-х годов располагалась батарея 6-дюймовых пушек системы Канэ. Чтобы было более понятно, примерно такие же пушки были установлены на крейсере «Аврора».
Виды с крыши форта хороши.
А вот и моя мечта, маяк Толбухин, вдали виднеется.
В очередной раз усилившийся дождь (черт!) согнал нас с крыши. Ну и ладно, побродим по казематам.
Здесь, хотя бы, сухо.
Нашли интересное помещение – бронированный бруствер системы Шведе.
Из пояснительного стенда узнали, что здесь располагалась батарея из 5 11-дюймовых пушек (калибр 279,4 мм).
Интересное место! Из 5 таких укреплений в результате многочисленных перестроек форта сохранилось только то, в котором мы находимся.
Времени уже 12.50 и мне пора двигаться к яхтенной пристани. Девушки решили меня проводить.
А погода-то, пока мы лазили по казематам, стала налаживаться! Дождь уходит и уже светит солнце. Ура!
Вот и мой катер. Здоровенный! Называется «Пересвет».
Индивидуальная экскурсия «в полный рост» - поеду один (девушек моих я уговорить не сумел - не хотят, значит, погуляют пока еще по форту). Экскурсию мне обеспечивают капитан катера и экскурсовод. Круто!
Разместился, капитан завел мотор, и мы тронулись.
Вперед, к мечте!
С черепашьей скоростью вышли из гавани «Константина»
и направились в сторону Кронштадтского корабельного фарватера и Судопропускного сооружения С-1 Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, а если по-простому – к воротам в защитной дамбе.
Судопропускное сооружение С-1, как и весь КЗС – грандиозное сооружение.
Вот эта огромная светло-серая штуковина -
одна из створок «ворот», закрывающих корабельный фарватер при угрозе нагонной волны и наводнения. Размеры этой створки (правильно она называется «батопорт») поражают: длина - 125 метров, а высота 21,5 метр. Мегавещь!
Наконец, мы прошли дамбу и вышли в Финский залив.
Подошел капитан с вопросом: «Может, немного разгонимся?». Конечно, я согласился.
И тут все 600 лошадиных сил «Пересвета» заработали «на полную»!
Скорость – 40 узлов! Йууу-хуууу!
Катер оказался просто офигенным: идет ровно и быстро.
Минут 7-8 такого хода и мы уже недалеко от Толбухина.
Ну, здравствуй, мечта!
Маяк Толбухин, по праву считается «дедушкой» российских маяков. И это неспроста – ведь он самый старый из них. История этого маяка началась еще в XVIII веке.
Котлинская коса всегда считалась опасным местом у моряков. И отметить эту мель каким-то знаком было просто необходимо. Единственный вариант – построить маяк.
Первый маяк на этом месте появился в 1719 году по личному распоряжению Петра I – «...сделать кхолм каменный с фонарем на косе Котлинской». Петр пошел еще дальше и собственноручно изобразил маяк, который хотел видеть:
На эскизе он указал основные размеры и приписал – «протчее дается на волю архитектору».
Но построить сразу каменный маяк, который хотел Петр I, не удалось – не было ни материала (его надо было завозить морем), ни каменщиков – Петербург активно строился и был большой дефицит таких рабочих.
Тем не менее, на Котлинской косе удалось создать насыпной остров и построить «временный» деревянный маяк. Он представлял собой простейшую пирамидальную конструкцию, на вершине которой по ночам зажигался костер. Название маяк получил по месту нахождения – Котлинский.
В 1736 году маяк переименовали в честь героя Северной войны и защитника Котлина - полковника Федота Семеновича Толбухина.
В 1737 году первый «временный» маяк сменил второй «временный» - тоже деревянный и с тем же «костровым» принципом освещения. Конструкция получилась более стойкой, и эта версия маяка проработала аж до 1809 года.
В это время русский подвижник маячного дела Леонтий Васильевич Спафарьев, директор маяков Балтийского моря в Адмиралтейском департаменте, разработал проект каменного Толбухина маяка и сумел «продвинуть» его по инстанциям. Проект был откорректирован архитектором А.Д. Захаровым (кстати, Адмиралтейство в Петербурге – его детище) и пошел в работу. Стройка началась.
Уже в сентябре 1810 года построили маячную башню из кирпича, высотой 29 метров и дом для смотрителя. С тех пор, уже на протяжении почти 224 лет, маяк Толбухин светит кораблям, идущим в Петербург и Кронштадт. Его конструкция за это время практически не претерпела изменений. Разве что, источник маячного света прошел путь от масляных горелок до современных светодиодов. А так – это прекрасный старинный маяк с интереснейшей историей. Моя мечта сбылась, я побывал здесь!
Теперь пора продолжать экскурсию.
Возвращаемся к Кронштадту.
До свиданья, Толбухин!
Наш «Пересвет» опять разогнался до 40 узлов и маяк быстро остался позади.
Тем временем, Аня и Катя ждут меня на берегу форта «Константин».
Сходили, прикрыли «Форточку в Европу».
А то что-то поддувало.
И дошли до светящего навигационного знака «Внутреннего северного мола».
А тут как раз я на «Пересвете» скачу по волнам на фарватере.
Но я пока еще занят, экскурсия продолжается – моя цель увидеть все (ну, или почти все) маяки Кронштадта!
Финский залив возле Кронштадта – сложное место для мореплавания. Полно мелей, да и в принципе глубины для больших кораблей здесь недостаточные. Поэтому для прохода таких кораблей были сделаны несколько фарватеров.
А для безопасного движения по фарватерам вся Невская губа обильно «размечена» маяками и навигационными знаками. Их я сейчас и увижу.
Первым на нашем пути появился Задний створный маяк морского канала.
Этот прекрасный образец «маякостроения» был построен в 1914 году датской фирмой «Христиани и Нильсен». Его высота 40 метров.
Его задача – помогать кораблям, идущим из Петербурга, правильно двигаться по Морскому каналу.
Створные маяки – штука хитрая, они всегда работают в паре. А правильный курс для корабля такой, когда оба этих маяка находятся на одной линии, то есть «в створе».
Стало быть, если есть Задний створный маяк морского канала, то должен быть и Передний? Именно так. И мы идем к нему.
Вот он, красавчик - Передний створный маяк морского канала.
Он тоже построен в 1914 году и тоже – фирмой «Христиани и Нильсен». Правда, высота у него поменьше, чем у Заднего – всего 19 метров. Но так и должно быть по маячной науке – передний створный маяк всегда ниже заднего (а по-другому корабельный штурман задний маяк на правильном курсе и не увидит).
Но маяк этот широко известен в узких кругах любителей маяков чуть ли не больше своего высокого напарника. Дело в том, что его второе, «народное» название – «Пьяный».
И такое прозвище справедливо, так как маяк сильно наклонен и есть ощущение, что он падает.
Такой наклон маяк получил практически сразу после строительства - вода подмыла фундамент. Все попытки его выровнять были не успешными и на это дело просто «забили». Но ничего страшного не произошло и вот уже 110 лет он «падает» и, видимо, будет падать еще столько же, прекрасно исполняя, при этом, свою работу.
Двигаемся дальше и через пару минут оказываемся у форта Кроншлот. Здесь есть сразу 2 очень красивых старинных маяка.
Белый – это, в настоящее время, недействующий Нижний Николаевский маяк, построенный русской фирмой «Сан-Галли» в 1891 году. Из-за своеобразной ферменной конструкции, поддерживающей трубу со створным огнем он имеет прозвище «Эйфелева башня».
В свое время Нижний Николаевский маяк тоже считался «створным» и работал в паре со своим красным коллегой, Верхним Николаевским маяком.
Красный маяк – тоже детище фирмы «Сан-Галли» и построен тоже в 1891 году.
Но эта связка створных маяков проработала недолго, всего до 1915 года. Расстояние между маяками было слишком небольшим и «створ» получался нечетким. Тогда было принято решение построить еще один маяк подальше и «застворить» его с Верхним Николаевским.
Так и поступили – в 1915 году на моле Военной гавани появился 54-х метровый Задний Кронштадтский створный маяк.
Шикарный!
Створ, наконец, получился «то, что надо», а красный Верхний Николаевский маяк был переименован и стал Передним Кронштадтским створным маяком. Так они и работают в паре уже больше 100 лет.
Идем дальше. Следующий маяк, увиденный мной, может вызвать улыбку.
Может и вызвать, если не знать, что это - Фридрихштадтский маяк, самый старый из действующих маяков Кронштадта. Его построили в 1863 году и единственное внешнее изменение, которому он подвергся, произошло в 1923-м – с маяка убрали фонарное сооружение («домик» над маячным огнем) и перекрасили из серого в красный цвет. Правильное современное название этой конструкции сегодня - Светящий навигационный знак Военного угла № 1.
На этом моя экскурсия закончилась – пора возвращаться на базу.
Интересная башенка – она мне чем-то напомнила стамбульскую «Девичью башню».
Промчались мимо «Чумного» форта, где идет глобальная реконструкция,
разминулись с экскурсионным «Рипербаном»,
и, наконец, вернулись в «родную гавань» форта «Константин».
Экскурсия получилась просто мегакрутой! Моя мечта побывать на Толбухине сбылась. Я увидел даже больше того, что хотел, а интереснейший рассказ экскурсовода лишний раз подтвердил принцип, что чем больше ты узнаёшь о чем-то (в данном случае – о кронштадтских маяках), тем лучше понимаешь, что ты, до этого момента, не знал практически ничего. Было здорово!
Встретившись на берегу с уже уставшими меня ждать Аней и Катей, отправились дальше. Теперь мы идем в Музей маячной службы, расположенный тут же, на форте «Константин».
Музей маячной службы – это музей всего, что связано с маячным делом с самых древних времен и до сегодняшнего дня. В цену входного билета входит экскурсия, что очень здорово. Нашей маленькой семейной группе из трех человек выделили экскурсовода, и она сумела интересно рассказать нам обо всех экспонатах этого небольшого музея. Попробую и я это сделать.
Вот так «своеобразно» (2 маяка слева), оказывается, выглядели первые европейские маяки – пирамида из камней.
На вершине этой пирамиды разводился костер, предупреждающий моряков об опасном месте. Улучшенные же версии таких конструкций подразумевали наличие коромысла, на подъемном конце которого подвешивалась корзина с дровами или углем.
При этом, в любом случае и при любой конструкции, все маяки вплоть до XVII века освещали путь кораблям при помощи обычного костра. Многие ученые умы того времени бились, как сделать свет маяков более постоянным и видным. На смену дровам и углю пришло сжигаемое в специальных горелках масло, а его, в свою очередь, к XIX веку, сменил керосин. Кстати, керосиновые маячные горелки по своему виду и принципу действия не сильно отличались от знакомых нам керосиновых ламп.
Но, к сожалению, и этот вариант оказался не слишком хорош. Пламя таких горелок было не очень ярким и для того, чтобы свет был виден дальше, на маяках стали устанавливать одновременно до 20 таких керосиновых горелок, оснащенных, к тому же, полированными отражателями.
Настоящую революцию в осветительных приборах маяков совершил австрийский ученый Карл Ауэр фон Вельсбах в 1885 году. Он обнаружил, что при высоких температурах некоторые химсоединения редкоземельных металлов начинают очень ярко светиться. Ученый пошел дальше в своих изысканиях и выяснил, что обыкновенная шелковая тряпочка или сетка, пропитанная таким раствором и выполненная в виде колпачка, если надеть ее на керосиновую горелку, усиливает ее свет на порядок. Он запатентовал свое изобретение под названием «аурэовский колпачок». Таким образом, на маяках появился новый тип осветительного прибора – керосинокалильная горелка (а по-простому – обычная керосиновая лампа + «ауэровский колпачок»). Вот, как это выглядело.
Это изобретение, вкупе с никуда не девшимися отражателями, резко увеличило дальность действия маяков. Стало гораздо лучше, но до идеала было еще очень далеко – ведь до сих пор на каждом маяке надо было хранить неслабый запас пожароопасного керосина, а смотрителям маяков приходилось постоянно оттирать ламповые механизмы от копоти.
Но техническая мысль не стояла на месте и вслед за керосинокалильными лампами пришла инновация в виде ацетиленовой горелки.
Ведь все себе представляют, насколько ярко светится сгорающий ацетилен? (достаточно вспомнить ацетиленовые «резаки», при помощи которых режут металл). Кроме яркого свечения, многократно превосходившего максимальную яркость от керосинокалильных горелок, это изобретение резко увеличило «автономность» маяков. Ведь, в отличие от керосина, газ в ацетиленовой горелке сгорал медленно и вот такого 40-литрового баллона
хватало примерно на месяц работы маяка.
Ацетиленовые горелки повсеместно вытеснили керосин с маяков и проработали на маяках всего мира практически до 1960-х годов, когда их сменило электрическое освещение.
Кроме «обычных» маяков «со смотрителями» существует множество навигационных ориентиров, на которых человека не разместишь на постоянной основе – отдаленные маяки, маленькие створные знаки, бакены, установленные в море. Чтобы автоматизировать процесс включения такого оборудования чего только не придумывали. Но все было «не то» до появления в 1907 году очень интересного изобретения шведского физика Густава Далена. Называется оно «солнечный клапан».
Его принцип действия основан на разности коэффициентов температурного расширения металла с разной отражательной способностью – покрытого черной краской и отполированного. При этом в стандартном режиме (без освещения солнцем) газ поступал из баллона на горелку и маяк светил. Но когда маяк освещался солнцем, черный элемент клапана нагревался гораздо сильнее полированных и, расширяясь, перекрывал доступ газа к горелке – свет на маяке гас. Таким образом, маяк, как и положено, работал в темное время суток или в плохую погоду, а во время ясных дней, когда видимость и так была хорошей, отключался. Это позволило резко увеличить автономность «безлюдных» маяков, ведь теперь ацетилена хватало на гораздо большее время. Отличное изобретение!
Следующая ступень развития маячного освещения наступила с появлением электричества. Постепенно ацетиленовые горелки ушли с маяков – их заменили электрические лампы. А что? Удобно же. Ни баллонов, ни солнечных клапанов, да и свет ровный и постоянный. У электрического освещения лишь один недостаток – лампы время от времени перегорают. И предсказать момент, когда лампа перегорит, невозможно. Решение пришло в виде автоматических лампозаменителей.
На каждом маяке с электрическим освещением установлен такой механизм и, когда действующая лампа перегорает, она тут же автоматически заменяется на запасную, без участия смотрителя.
Его роль в этом процессе проста – вовремя обновлять лампы в лампозаменителе.
Параллельно с увеличением яркости маячных источников света, ученые бились еще над одной проблемой – увеличение дальности свечения. Для того, чтобы свет маячной лампы был виден издалека, есть только один способ – собрать его в направленный пучок.
А для этого, как учит раздел физики под названием «оптика», нужно использовать линзу. Не вдаваясь в сложные технические подробности, скажу, что если использовать на маяке обычную плоско-выпуклую линзу, то она должна быть титанического размера и изготовить, и тем более установить такую линзу на маяке чрезвычайно дорого и сложно.
Здесь мировую общественность выручил французский ученый Огюстен Френель. Он изобрел «ступенчатую» наборную линзу, которая не хуже обычной собирала световой пучок, но при этом была гораздо меньше, легче и проще в производстве.
В очень короткий срок практически все маяки мира были оснащены линзами Френеля. Вживую изобретение французского физика выглядит просто круто!
Линзы эти бывают разных форм и размеров – это зависит от того, какой сигнал должен подавать маяк – постоянный или проблесковый, но общий принцип их действия неизменен.
В музее есть несколько просто офигенных экземпляров маячных линз: и больших, и поменьше.
Есть линза, называющаяся «сова», максимально похожая на своего «птичьего» прототипа.
И есть настоящая «царь-линза» с маяка, расположенного на острове Сескар.
По-моему, это настоящее произведение искусства.
Эта оптическая конструкция высотой 2,2 метра, диаметром 1,4 метра и весом в полторы тонны была изготовлена в Англии в 1857 году и годом позже была установлена на маяк. Она проработала 129 лет – до 1987 года, когда была заменена на советский маячный осветительный аппарат, более современный, но тоже с линзой Френеля. А эту «царь-линзу» за ненадобностью бросили в сарай в разобранном виде. Там она и пролежала 30 лет – пока сотрудники Музея маячной службы не нашли ее и не восстановили, превратив в музейный экспонат. Честь им и хвала за это!
Маяку Сескар повезло – старинную линзу Френеля в 1987-м там просто заменили на новую. Сейчас же такое просто невозможно. В современной России (в отличие от СССР), к сожалению, линз Френеля не делают – видимо, технологии утеряны. Красивые и мощные линзованные маячные аппараты стареют, выходят из строя и заменяются новомодными светодиодными «сборками». Похоже, что постепенно наступает новая эра в освещении маяков – светодиодная.
Не могу сказать, что мне это сильно нравится – ведь светодиодная «кукурузина» и внешне, и по своим осветительным характеристикам сильно проигрывает «старой» электролампе с линзой Френеля. Но зато она гораздо дешевле... Такова жизнь.
На этой немножко грустной ноте мы закончили нашу экскурсию в Музей маячной службы. Он оказался просто суперским. Здесь собрана великолепная коллекция и работают увлеченные любимым делом люди. В общем, тем, кто хоть немножко неравнодушен к маякам, обязательно надо прийти сюда. А, возможно, и не один раз. Я же здесь оказался, образно выражаясь, в роли козла в капустном огороде – уходить не хотелось. Удивительно, но Аня в музее тоже заинтересовалась темой маяков. Приятно, черт возьми.
Перекусив в кафешке на территории форта,
определились с дальнейшими планами. От маячной темы решили не отступать. Поедем-ка, посмотрим еще один старинный маяк – Шепелевский. Он расположен примерно в 50 километрах к западу от Петербурга, на берегу Финского залива. Мчим туда!
В поселке Лебяжье остановились у отличного мемориала, посвященного летчикам-защитникам неба над Ленинградом. Это самолет-штурмовик Ил-2.
Несмотря на то, что это самый массовый советский самолет Великой Отечественной, осталось их очень мало. Поэтому увидеть такой самолет, хоть и в виде памятника, всегда приятно.
Дорога – обычная незагруженная «двухполоска».
Проходит она вдоль берега залива и, если проявить известную долю любопытства, среди дачных участков можно найти несколько мест с неплохими видами на воду. А вообще, наверное, классно иметь дачу в таком месте, на самом берегу «большой воды».
Проехали мимо знаменитых фортов – «Красная горка» и «Серая лошадь».
Здесь с начала ХХ века осталась масса укреплений, а сейчас есть несколько довольно интересных музеев. Но такие места требуют массы времени на изучение – у нас этого времени нет, поэтому оставим эти форты на будущее.
Наконец, до маяка остается всего пара километров. Естественно, асфальтовая дорога к нему не идет. Мы свернули на лесной проселок и еще примерно 500 метров просайгачили по ямам и лужам через лес. Но дальше пошла песчаная дорога с очень глубокими лужами, которые нашей машине не осилить.
Оставляем ее в лесу.
Дальше – пешком вдоль залива. Здесь очень красиво.
Через 15 минут бодрой пешей прогулки мы вышли к Шепелевскому маяку.
Красота ведь!
Современную версию маяка построили в 1908-1910 годах для обеспечения безопасного судоходства в восточной части Финского залива. Высота маячной башни – 38,4 метра,
а оснащен он линзой Френеля, изготовленной во Франции фирмой «Barbier, Benard & Terenne». Дальность видимости огня – 17,4 мили. Кстати, линза Френеля отлично видна снизу.
Шепелевский маяк полностью оправдал мои надежды. Я давно хотел его увидеть и вот, наконец, это случилось.
Но, похоже, пора «рвать когти» - надвигается очередная дождевая туча и над Финским заливом уже видна радуга после прошедшего в отдалении дождя.
Вообще, конечно, хотелось бы побыть здесь подольше
но мокнуть не хочется – приедем лучше сюда как-нибудь еще раз. Добежали до машины, практически не намокнув.
Время уже 20.00 – нам пора домой.
КАД в районе Кронштадта мне очень нравится - отличная, прямая как взлетная полоса, дорога.
В отеле примерил сувенир из Музея маячной службы, подаренный Аней и Катей.
То, что надо!
Устроили себе праздничный ужин и немного отметили «сбычу мечт».
Сегодня получился удивительный день!
Следующим утром встали не очень рано – вчера набегались. Сегодня нам надо возвращаться в Москву. Наведались во «VЛАVАШЕ» - завтракать шаурмой, может, и не очень полезно, но очень вкусно.
Перекусив, собрались и в 12.00 под сильнейшим ливнем (как же, все-таки, нам вчера повезло с погодой!) выехали по М11 в Москву.
Через 6 часов хода
с обязательным съездом с «платника» в Тверь на дозаправку (по-моему, это самый простой и не затратный по времени вариант – абсолютно на всех немногочисленных заправках на М11 были огромные очереди, машин по 200), въехали в заливаемую дождем Москву.
Наша поездка закончилась. Каждый из нас во время этого короткого отдыха сумел получить то, о чем давно мечтал. Это – классный результат и отличный повод для появления новой мечты у каждого из нас. Ведь не врет газовый гигант, мечты действительно сбываются. Надо только немножко постараться.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.