Откуда: Подольск Когда: 09/2024
По маршруту: Спас-Клепики
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: костя АСТ
Поездка в Мещёру.
Лето и начало осени в этом году выдалось очень тёплым. Вроде уже середина сентября, а погода ещё вполне летняя, и так и тянет куда-то поехать. Но в "однодневной" доступности, да так чтобы это был не просто пляж, мы уже почти всё объездили. Но "почти" это великое слово - всегда можно что-то придумать. Я давно поглядывал в строну Мещёрского нацпарка, и вот всё сложилось. У нас один день. Этого, конечно, очень мало для того чтобы всё там рассмотреть и прочувствовать атмосферу тех мест, но делать нечего. Набросал маршрут, включив в него интересные для нас, но при этом разноплановые точки.
Ещё оформил разрешение, это же нацпарк. С этим у них всё немного сложно. Я уже несколько раз делал разрешения в других парках прямо с сайта, в той же Башкирии в прошлом году или в Себеже в этом. Здесь же нужно сначала оплатить по реквизитам, потом отправить им чек на электронную почту, в ответ они присылают фото разрешения. Ещё и не очень понятно сколько платить. В общем, пришлось звонить. По телефону рассказал куда, зачем и на сколько мы хотим. Мне посчитали что это выйдет в 250+100 рублей с человека. Кстати, очень приятно пообщались. Было заметно, что несмотря на конец рабочего дня, на другом конце провода не пытаются как-то побыстрее от меня избавиться, а наоборот - рассказали много полезного, о чём я не знал и даже не спрашивал. Разрешение обошлось в 1050 рублей. Забегая вперёд скажу, что его у нас никто не проверил. Может не сезон, а может и вообще вероятность встретить проверяющих не так велика, особенно если вы не стоите несколько дней с палаткой на одном месте. Но я всегда оплачиваю подобные вещи, так как считаю, что нацпарки делают хорошее дело, и вообще так правильно.
15 сентября в 6-20 выезжаем из дома.
Трек. (2 части)
Планы большие, а световой день уже короткий, так что кроме раннего выезда, решаем ещё выиграть некоторое время проехав до М5 по ЦКАДу. В это время не очень приятно ехать на восток и юго-восток из-за низкого солнца,
и только в подобных местах глаза могут немного отдохнуть.
Но в данный момент это не мои трудности, так как младший член нашего экипажа уже несколько месяцев как с правами, и теперь мы ездим по очереди. и туда едет он. А я понемногу привыкаю к правому креслу (фоткать как-то неудобно, но, в целом, свободного времени на фото-, видео-, интернет и прочую навигацию, конечно, больше).
В 7-00 доехали до М5, пробег 56 км.
Короткий кусочек "почти магистрали"
через 5 км привычно заканчивается.
Когда же доделают? Ну совсем чуть-чуть ведь осталось. Я тут прикинул, может я не совсем прав, но по-моему, за то время пока делают этот кусок от Бронниц до Коломны, успели построить М11, М12 и ЦКАД. Понятно, что платные дороги строить выгоднее, но тут ведь совсем немного нужно. Но надеюсь, что скоро откроют. Точнее, маленький кусок со стороны Коломны уже открыт, сама дорога и мост на А-108 готовы. Ждём.
А пока выезжаем на старую "Рязанку".
Даже ранним воскресным утром заметно, что машин тут много. О том, что тут будет вечером, думать пока не хочется.
Подъезжаем к А-108.
В 7-20 поворачиваем налево, в сторону Егорьевского шоссе, пробег 73 км.
"Вторая бетонка" в этой части мне нравится. Достаточно широкая, и почти всегда свободная.
А в районе Воскресенска даже 2+2.
В 7-25 пересекаем Москву (реку), пробег 84 км. Почти месяц назад удалось побывать в районе Тучково-Звенигорода. Там она совсем другая. Небольшая река с хорошим течением и очень чистой водой. Я прямо удивлялся - такой прозрачной воды в подмосковных реках я и не помню, отличная видимость и вообще приятно поплавать. Правда, мелко, но мы всё же нашли отличный пляж с глубиной под 2 метра. Здесь же река совсем другая.
Возвращаемся к дороге.
Как я уже писал выше, нравится мне эта трасса.
Вскоре доезжаем до поворота на Егорьевск.
Но в этот приятный городок нам сейчас не нужно. Проезжаем чуть дальше и в 7-46 сворачиваем на Егорьевское шоссе (указатель на Касимов), которое идёт в обход одноимённого города, пробег от дома 109 км.
Эта дорога тоже достаточно приятна, по крайней мере при таком количестве транспорта. Да и качество хорошее.
На одном из въездов в Егорьевск даже двухуровневая развязка.
В 8-00 проезжаем круговое - ещё один поворот на Егорьевск, пробег 127 км. Налево - Шатура, нам - прямо.
Видимо, в этих местах не так давно прошёл ураган. Как обычно, достаточно узкими полосами, но леса повалено много.
В 8-34, перед Середниково, проезжаем переезд, пробег 170 км. Это местная железнодорожная ветка Рязановка - Кривандино. Была построена для перевозки торфа, в основном. Но она, на удивление, до сих пор действует. По ней три раза в день ходит рельсовый автобус.
Также здесь красивая Никольская церковь с высокой колокольней. Насколько можно судить при такой видимости, состояние хорошее.
Дорога продолжает петлять между густых лесов. В общем-то это уже Мещёра. Ведь этот край захватывает стык трёх областей - Владимирской, Рязанской и Московской. Но в Московской области нацпарк создавать не стали. А вот в соседних областях эти территории под охраной. Причём, до недавнего времени это было два отдельных нацпарка, но несколько лет назад их объединили в один. Хотя некоторая обособленность так и осталась - теперь это разные подразделения одного парка. Мы едем в рязанскую часть.
Кстати, про название. Я как-то привык к названию МещЁра, но часто встречается и мещЕра. Я, честно говоря, так и не нашёл информации, что из этого правильно. Везде пишут по разному. Но, что самое интересное, местные жители говорят МещерА - через "е" и с ударением на последний слог.
Едем дальше. Ещё одна развилка. Нам на Туму.
Леса тут много,
но это совсем не глухомань. Деревни попадаются часто и они не маленькие. Хотя, понятно, что большая часть домов это не местное население, а московские дачники.
В 9-00 въезжаем в Рязанскую область, пробег ровно 200 км. Сразу же стоит знак нацпарка.
Тут нам нужно было сразу за указателем повернуть налево, но я никак не привыкну, что мне не просто нужно знать куда повернуть, а ещё и озвучить это вслух. В общем, проскочили, развернулись, и к урочищу Ялмонт повернули уже направо.
Через лес идёт нормальная грунтовка.
Нам сегодня ещё предстоит поездить по подобным дорогам. Почвы тут песчаные , грязи почти не бывает, и в целом дороги вполне проезжие даже для простых легковушек.
В 9-16 паркуемся у церкви, пробег 208 км.
Теперь это место называется урочище Ялмонт. Но когда-то здесь было село, известное аж с 17-го века. Не большое, но церковь на рубеже 19-20 веков построили приличную. Дальше - типичная история. Церковь закрыли в 30-х, ну а к концу советского периода исчезло и село. Осталось кладбище и сильно разрушенная церковь. Я читал, что началось восстановление, но не ожидал увидеть такой прогресс.
Это уже совсем не та заброшка, которую я видел на фото. Восстановлена вся разрушенная кладка основного объёма и колокольни, алтарная часть фактически построена заново. Вставлены окна и сделана крыша. На земле собирают купола.
Между основным объёмом и колокольней стены пока не восстановлены, но сделана новая крыша.
Удалось заглянуть внутрь. А там уже стоят леса и работают художники.
Работа идёт и в воскресенье. Разговорился с одним мужиком, который как раз занимался очередным ромбиком для купола. Он мне рассказал, что движется всё достаточно быстро, до холодов собираются установить купола на свои места. А ещё и колокола должны повесить на колокольню. Я их не сразу заметил, но они уже здесь. Лежат упакованные и дожидаются своего часа. Колокольня пока без купола, но для установки колоколов всё подготовлено. Вон уже и лестницу нормальную почти доварили. Я просто не смог удержаться и напросился подняться наверх.
Колокольня не особо высокая, но стены очень мощные. Лестница и площадки металлические. Правда, ещё не везде всё доварено. Но поднялся.
Это средний ярус. Хорошо видно новый кирпич на самом верху барабанов.
Вон внизу наша машина.
А это уже верхний ярус.
Барабаны готовы принять новые купола.
Я ещё думал, что будет хорошо видно окрестные озёра, но нет. Вроде и выше деревьев, но какого-то обалденного вида на озеро отсюда не открывается.
Ладно, пора спускаться.
Я был приятно удивлён. Подобных полуразрушенных церквей у нас очень много, и многие из них как-то понемногу восстанавливают, но тут совсем другой размах. Да, где-то в Подмосковье, среди богатых коттеджных посёлков такое встречалось, но в таких местах подобные работы обычно идут очень медленно. Остаётся только пожелать им не потерять темп и размах, ну и финансирование тоже. Думаю, если так пойдёт, то совсем скоро этот храм вновь засияет во всей красе.
Перед отъездом ещё подошли к воде. Эта маленькая протока соединяется с одним из рукавов реки Пра (о ней чуть позже). Она очень узкая, напоминает лужу, но к ней хороший подъезд, что позволяет людям спускать тут лодки, а уже отсюда можно выйти в любое озеро. Но выглядит она как-то не очень, и вода коричневая. Во всей этой системе озёр и далее в Пре вода чайного (или коньячного - кому что ближе) цвета. Это вполне нормально для торфяных озёр. В общем-то, она даже считается питьевой при условии кипячения.
Пора двигаться дальше. Той же дорогой возвращаемся на трассу.
Пересекаем реку Пру (не уверен, но мне кажется, что это название всё-таки склоняется). Клепиковские озёра и вытекающая из них Пра представляют достаточно интересную водную систему. Озёр тут больше десяти, и практически все они соединены. А Пра в этом месте интересна тем, что их тут две. Из Святого озера (их, кстати, тоже два) вытекают две Пры. Каждая течёт через свою цепочку озёр, образуя местное озёрное кольцо - маршрут, по которому можно пройти на лодке. Обе Пры, левая и правая, впадают в озеро Мартыново, и уже оттуда вытекает одна. Наверное, было бы более логично назвать реки по разному, ну или хотя бы большой и малой, правой и левой, но нет - и на картах и на указателях и та и та просто Пра.
Первую мы пересекли ещё до поворота на Ялмонт, а теперь пересекаем второй рукав. Он пошире первого, но берега этой реки, как и берега всех Клепиковских озёр очень заросшие, местами ещё и заболочены. И нормальных подходов к воде тут очень мало. А вообще это достаточно интересная водная система.
По дороге нам нужно проехать совсем немного. Вскоре снова сворачиваем налево. Эта дорога ведёт к деревне Лункино и детскому лагерю Радуга. Но нас интересуют не они.
В 10-15 паркуемся на стоянке музея, пробег от дома 223 км.
Это очень интересное и необычное место. Правда, скажу сразу, на мой взгляд назвали его не совсем правильно. Думаю, далее будет понятно почему. Полностью оно называется "Музей деревянного зодчества имени В.П. Грошева". Человек, имя которого теперь носит основанный им музей, был достаточно известен. Лично я, честно говоря, о нём не слышал, но биография не рядовая. Одно время был ректором Плехановского института, занимал какие-то посты и был не бедным человеком. Так вот, в конце прошлого века он решил возродить и как-то привить молодёжи практически утраченное ремесло резьбы по дереву. Находил старых мастеров, организовывал обучение детей. Создал целые школы. Ну и этот музей.
Сейчас тут огромное количество экспонатов - от миниатюрных поделок до больших уличных фигур. Есть большая зона отдыха, детская площадка, живой уголок. Сюда можно приехать хоть на целый день, можно даже беседку с мангалом снять. Также на территории есть небольшая деревянная церковь. Но пожалуй это всё, что мы привыкли видеть в других подобных музеях, поэтому я и написал выше, что правильнее было бы назвать этот музей музеем резьбы или деревянного творчества, но не зодчества. Это, кстати, не только моё мнение, в отзывах много подобных высказываний. Но основателям и сотрудникам, конечно, виднее.
Заходим в ворота.
Необычно ещё и то, что касса расположена не у входа, а наоборот - в глубине территории. Пока дойдёшь до кассы, посмотришь половину уличной экспозиции.
А посмотреть тут есть на что. По всей территории расставлено огромное количество деревянных фигур.
Есть лабиринт.
Разумеется, тоже с фигурами.
А это какая-то техническая постройка стилизованная под маяк.
Дядя Стёпа милиционер с детьми. За ним видно клетки с кроликами.
Большая часть территории выглядит примерно так. Множество интересных и красивых фигур, газон, кресла-мешки для отдыха.
Наконец, дошли до кассы. Билеты на территорию и по всем экспозициям обошлись в 1050 рублей на троих. Нам повезло, и буквально через 10 минут экскурсовод повела нас в музей. Ещё одна семья куда-то потерялась или просто не поняли куда идти, так что для нас провели индивидуальную экскурсию.
Здесь представлено огромное количество изделий. Они сгруппированы по тематике. Экскурсия понятна и не утомительна. Но главное тут - видеть всё это своими глазами.
Изделия совершенно разные - от резных икон до просто обработанных корней, похожих на что-то.
Разумеется, я не фотографировал всё, да и фотографии всё же не передают всей красоты этих изделий. Тем более, что дерево особый - тёплый, живой материал. Это нужно смотреть своими глазами.
Некоторые произведения действительно очень необычны. И, кстати, многое сделано теми самыми детьми, которые обучаются в основанных Грошевым школах. Некоторые достигают приличного уровня уже к 12 годам, а в 15-16 делают настоящие шедевры. Как, например, вот этот хоровод.
Иногда сама природа создаёт произведения искусства, нужно лишь немного доработать.
Здесь есть разделы посвященные животным, сказкам, и многое другое.
Зал знаменитостей.
Очень красивое сочетание резьбы и живописи. Рядом карта Рязанской области
Здесь нам рассказали, чем знаменит чуть ли не каждый район.
Кроме резьбы представлено лозоплетение.
Такой вот витражик сфоткал, к дереву отношения не имеет, но тоже красиво.
Очень красивый стол.
И карета-бар.
В этом зале также представлены деревянные фигурки привезённые основателем музея со всего мира.
Всё это создано не только и не столько для туристов. Те самые дети, которые занимаются в местных художественных школах, регулярно ходят сюда. Смотрят, вдохновляются, потом делаю что-то подобное или даже лучше.
В общем, этот музей нас очень впечатлил. Рекомендую.
Переходим с другой дом, а там вообще красота. Макет древней Москвы. Мастер работал над ним 6 лет. Потрясающая детализация. Ну и просто красиво, нет слов.
Здесь же Кижи
и ещё что-то подобное.
Отдельный зал посвящён Сергею Есенину.
Здесь же куклы в национальных одеждах чуть ли не все народов мира. Это тоже не про дерево, но красиво.
Под впечатлением от музейных экспозиций выходим на улицу.
Здесь огромное количество уже больших фигур.
Есть уголок крестьянского быта в такой вот "полупрозрачной" избе.
Наконец, идём к церкви. В отличие от многих музеев, это действующий храм. Небольшой, новый, и в общем-то ничего особо выдающегося по сравнению, например, с тем же Кенозерьем, но внутри тоже всё резное и красивое.
А ещё здесь можно подняться наверх и даже позвонить в колокола, что вообще-то разрешается далеко не везде и только на Пасху.
Напоследок зашли ещё в две башни у ворот. В одной так называемая тактильная комната. Здесь можно потрогать разные породы дерева. Небольшая экспозиция в другой рассказывает о мещёрском крае.
Кстати, эта башня собрана из исторических брёвен
Пора на выход. У нас ещё большие планы, а темнеет рано. Но будь у нас побольше времени, я бы побыл здесь подольше. Музей однозначно понравился и зацепил. И экспонаты в музее можно рассмотреть получше, да и по территории прогуляться. Большая часть этой территории пока пустует. Наверное со временем и там что-то появится. Неплохо бы заехать через несколько лет.
А пока садимся в машину и, проехав совсем чуть-чуть,
выезжаем на берег озера Белого.
Это одно из клепиковских озёр. Не большое и не маленькое, среднее - примерно 1,5-2 км в диаметре. При этом оно достаточно мелкое - глубина не превышает 2-3 метра. В этом месте достаточно редкий для этой местности сухой берег с хорошими подходами к воде. Так что в сезон здесь всё заполнено туристами. Сейчас же, несмотря на хорошую погоду, тут выло всего пара компаний с палатками, и те вроде уже собирались.
Вода тёплая (точно больше 20-ти), но даже с берега видно, что прозрачна она только на небольшой глубине и имеет тот же чайный цвет.
Изначально я думал, что мы какое-то время проведём тут. Перекусим, искупаемся, но время позволяло, и мы всё-таки решили махнуть на другое интересное озеро. Тоже Белое (как же любят в этой местности дублировать названия). Это Белое южное, а то - северное. Между ними около 20-ти км.
В 11-50 выезжаем, пробег 223 км. Объезжаем Белое южное. С противоположной стороны подходы уже не такие хорошие. Туристов-палаточников здесь нет, зато много рыбаков.
Через какое-то время начинается ремонт дороги. Это не грейдер, просто здесь асфальт ещё не положили,
а дальше уже едем по новенькому покрытию.
В 12-20 прибываем на берег озера Белое северное, пробег 245 км.
Это озеро совершено другое. Имеет форму капли, примерно 500х700 метров. Не соединяется с остальными Клепиковскими озёрами, в нём прозрачная вода без всяких чайных оттенков, а глубина небольшого озера доходит до 50-ти метров. Официально оно карстового происхождения, но многие считают, что это кратер от метеорита. Видимо, из-за характерной формы.
Северный и восточный берег занимает деревня Белое. Там всё плотно, участки до воды, чужим там на берег не выйти. Приезжим остаётся южный и западный лесистые берега, где есть турстоянки. Мы сначала тоже собирались проехать на южную сторону. Но потом подумали, что мы совсем ненадолго и, проехав всю деревню, остановились на пляже. Это примерно северо-запад. Дальше с этой стороны дорога перегорожена бетонными изделиями. Наверное это и правильно. Здесь же большая стоянка и травяной пляж с хорошим входом в воду.
Остаёмся здесь. Вода тут действительно прозрачная. Немного холоднее, чем в Белом южном, но градусов 20 было. Но это только в поверхностном слое и у берега. Если немного отплыть и нырнуть на пару метров, там уже заметно прохладнее. А на больших глубинах, как пишут дайверы, которые очень любят это озеро, вода совсем не прогревается. Вообще, слабое перемешивание слоёв характерно для подобных озёр.
Пляж представляет собой небольшую травяную полянку, вход в воду пологий, но где-то метров через 10 уже нужно плыть. На дне приятный песок. В общем, отличное место. К сожалению, нормальных фотографий не сделал, но место классное. Мы совсем не пожалели, что не остались на Белом южном. Перекусили, накупались. Я ещё надул свой пакрафт и быстренько обошёл озеро.
Разглядел все берега поближе. На юге действительно сплошная турстоянка, где даже в середине сентября ещё полно народа. Там высокий сухой берег и сосновый лес, но почти нет солнца. Дорога, судя по стоящим там низким машинам, вполне проезжая. Также на южном берегу строится что-то типа небольшой базы отдыха, но информации о ней пока нет. На западном берегу тоже много оборудованных стоянок, но не уверен, что туда можно проехать на машине, так как какой-то небольшой ручеёк там всё же есть. В юго-восточном углу, на другом конце деревни ещё один общедоступный пляж. Ну а остальное - выходящие прямо к воде деревенские дворы, хотя скорее это всё-таки дачи.
Побыли ещё немного на пляже, потом сложились, собрались, искупались на дорожку и поехали дальше. В 14-00 трогаемся. Покидать это место совсем не хотелось. Тем более, что погода 15 сентября была по настоящему летней, но у нас ещё большие планы, а темнеет уже рано.
По дороге остановились в соседнем селе Прудки и осмотрели руины церкви. Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в начале 20-го века. Но ей повезло гораздо меньше, чем той что в Ялмонте. К сожалению, от неё мало что осталось.
Храм закрыли в 1939 году, а в 60-х стали разбирать на кирпич. Но, как можно прочитать на стенде, осколков получалось больше, чем целого кирпича. Тем не менее, от большого храма осталось только несколько арок. Мне кажется, что его уже никто восстанавливать не возьмётся. И понятно, что рано или поздно всё это тоже рухнет - вода, морозы и деревья своё дело делают. Другое дело, что это можно как-то разумно законсервировать (отличный пример подобного подхода мы видели этим летом в Ольшанском замке в Белоруссии), но это тоже требует больших денег. Так что пока вот так.
Едем дальше. Возвращаемся той же дорогой мимо Белого южного и поворачиваем на Спас-Клепики. Продают много клюквы. Купили.
В 14-34 проезжаем круговое и въезжаем в райцентр Спас-Клепики, пробег от дома 268 км.
Городок этот тоже достаточно старый, село Клепики известно в 16-го века. Сейчас это город, но даже в лучшие советские годы население не доходило до восьми тысяч, а теперь осталось меньше пяти. Весь город в основном одноэтажный. Конечно, есть тут дома и побольше, но их немного.
Разумеется, присутствует и старая застройка. А самым известным туристическим объектом является музей Есенина в местной школе, где он какое-то время учился. Но мы туда в этот раз не заезжали, и вообще проехали город насквозь, остановившись только у Пятёрочки.
В 14-53 выехали из Спас-Клепиков в направлении Гришино, пробег 273 км.
Дорожка тут тоже достаточно красивая. Да и покрытие пока вполне хорошее.
Проезжаем несколько деревень. Екшур, Печурино, Натальино, Гришино. Наконец, доехали до Заводской слободы. В 15-15 пересекаем Пру по капитальному железобетонному мосту, пробег от дома 288 км.
Хорошо видно накатанные вдоль берега дороги. Река Пра пользуется огромной популярностью у туристов-водников. Читал, что в июле-августе тут прямо полный аншлаг. И как раз Заводская Слобода для большинства туристов является местом начала сплава. Людей привлекает не сложная, но всё-таки с течением, река, красивые берега и множество оборудованных стоянок.
Пройти этот маршрут по воде тоже входит в список моих хотелок, но пока мы проедемся вдоль него на машине. Здесь вдоль правого берега Пры есть лесная дорога до Деулино, и на ней тоже много всего интересного. Отправляемся.
Примерно через километр после моста нужно повернуть налево по указателю "Тропа Паустовского".
Здесь многое связано с Паустовским. Он очень любил эти места, проводил здесь много времени, описывал в своих произведениях. И теперь нацпарк обустроил здесь маршрут "Тропа Паустовского". И что достаточно необычно, его можно не только пройти пешком, но и проехать на машине.
К сожалению, я знаком с его творчеством лишь поверхностно. Так, что-то осталось из школьной программы. В школьные годы это ещё не интересовало, потом просто было не до этого. Сейчас бы может и почитал, но, опять же, времени лишнего нет. Может такие вот тропы и сделаны для того чтобы сподвигнуть людей на чтение книг по старинке.
Дорога песчаная. В основном ровная, колеи почти нет. Местами попадаются участки с более рыхлым и глубоким песком. Но и тут вполне можно проехать на моноприводе. Ну может только несколько подъёмов придётся брать ходом и уж точно на них не останавливаться.
Вдоль дороги красивый лес. В основном сосновый, но также много берёз и дубов.
Встречаются оборудованные беседки.
Первая остановка у озера Шуя.
У дороги стоит беседка.
На ней таблички с цитатами из Паустовского.
Писатель любил тут рыбачить и описал это озеро в своих произведениях.
От беседки вниз ведёт лестница. Озеро небольшое и мелкое - 1,5 - максимум 2 метра,, но выглядит вполне живописно. Наверное, тут можно долго просидеть просто глядя на воду, тем более, что у поездок в сентябре есть один огромный плюс - отсутствие комаров.
Но нам нужно ехать дальше. Следующая остановка совсем недалеко. И это знаменитый Кордон 273. В 15-40 паркуемся, пробег 293 км.
Здесь жил друг Паустовского лесник Желтов, и писатель неоднократно и подолгу здесь гостил. Ходил по лесам, охотился, рыбачил и конечно же работал над новыми произведениями.
Сейчас это всё относится к нацпарку. К сожалению, подлинный дом сгорел, и какое-то время назад здесь построили новый, но вроде такой же. Кроме собственно дома, есть обычные хозяйственные постройки и большая беседка с очагом. Наппарк проводит сюда экскурсии, возможно, с какими-то посиделками. Но зайти сюда можно и так, только в дом без экскурсии не попасть.
Пробыв тут всего 10 минут начинаешь понимать, почему писатель, так любивший русскую природу, подолгу гостил именно здесь. Вот она природа. Здесь и сейчас тихо и очень спокойно. Вроде до цивилизации совсем близко, но почему-то не покидает ощущение, как будто мы в какой-то совершенной глухомани. Что-то подобное я чувствовал в вологодской или архангельской глубинке. Возможно, это из-за отсутствия мобильной связи, к которой мы так привыкли.
Прямо у дома увидел приличного ужа.
Кордон находится немного в стороне от реки, но к нему подходит неширокая заводь. Возможно это даже часть какого-то старого русла.
От кордона до реки вдоль этой заводи идёт обустроенная тропа.
Вдоль неё стоят информационные щиты.
Про бобров понравилось. Причём, почти у этого щита как раз видели несколько перегрызенных деревьев.
И вот это тоже. Ну про сок берёзовый понятно, про смолу тоже, но было интересно узнать, что тут в промышленных масштабах заготавливали рябину и даже ивовое корьё.
От кордона до Пры метров 400. Река тут кажется даже гораздо меньше чем в Заводской Слободе. Сухой август и сентябрь хорошо заметны по уровню воды. Но всё же пару человек на новомодных "сапах" мы здесь увидели.
Тропа продолжается дальше вдоль Пры, но мы решили возвращаться. Берег в этом месте прилично вытоптан, есть несколько беседок. Думаю, во время сплавного сезона тут останавливается большое количество народа. Обратили внимание ещё на такой вот щит. Чуть ли не в каждом глухом уголке есть свой диалект, здесь - Деулинский.
Возвращаемся обратно к машине и в 16-10 трогаемся дальше.
Вскоре проехали Жуковские выселки. К сожалению, не сфоткал. Место явно не заброшенное. Несколько домов, несколько машин. Честно говоря, не знаю что тут сейчас, но очень похоже на современный вариант того кордона.
Следующая остановка - Красный Яр. Таких названий по России много, здесь это достаточно длинный участок высокого берега на повороте реки, на котором множество турстоянок. Точнее - это одна стоянка длиной в несколько сотен метров.
Уже не сезон, водников нет. Тем не менее, несколько кампаний на машинах отдыхают. Но в сезон тут буквально палатка на палатке.
Стоянок на этом участке Пры много, но на машине можно подъехать всего к нескольким, и только здесь дорога проходит почти по берегу. Да, мы едем вдоль реки, но она очень сильно петляет, а дорога более-менее прямая. И непосредственно на берег она выходит только здесь. Есть своротки к другим стоянкам, но мы их не проверяли, времени уже не было, а тут решили ненадолго остановиться.
Надо же искупаться в Пре. Но это оказалось непростым занятием. Воды по колено. Кое-как нашёл одно место, где почти по пояс, там и нырнул. Вода действительно как крепкий чай. Видно сантиметров на 20. Я по молодости встречался с такой водой в других местах, и мы действительно использовали её для готовки, но всё-таки там она было значительно прозрачнее, а тут прямо какой-то концентрат.
Немного передохнули, перекусили и искупались. В 16-45 отъезжаем с Красного Яра. Дорога почти такая же, но всё-таки чуть похуже. Заметно, что машин тут ездит поменьше. Дорога поуже, больше рыхлого песка.
Проехали ещё одни Выселки - Малаховские. Здесь никого нет, ставни закрыты, но на заброшку тоже не похоже.
В 17-10 доехали до деревни Горки, пробег 305 км. Это уже не "выселки", а вполне жилая и немаленькая деревня.
Сворачиваем налево, чтобы снова подъехать к берегу и увидеть ещё одну местную достопримечательность. Здесь дорога уже посложнее. Сухо, луж нет, но местами такие колеи и ступеньки, что сюда, пожалуй, на простой легковушке соваться не стоит.
Самые засадные места не сфорткал, но поверьте на слово.
До реки от центра деревни меньше километра. А вот и главная достопримечательность - мост. Кто-то называет его танцующим, кто-то ещё как-то, но понятно одно - для проезда автомобилей он уже непригоден. Хотя, читал, что пару лет назад кто-то тут ещё ездил, но теперь это точно невозможно. Пешком-то идти страшно.
Что самое интересное, по тому берегу тоже есть дорога, только идёт она подальше от реки и никаких интересных место не проходит, но отсюда на неё тоже можно выехать.
На мосту сидел местный рыбак, разговорились. Он подумал, что мы хотим здесь проехать, сказал, что такие тут не редкость - на картах-то дорога и мост обозначены, приходится отговаривать. Но мы застали буквально последние дни этого моста. Уже проведён тендер (куда же без этого), и работы по ремонту, а точнее по постройке нового должны начаться уже в этом году. Тендер выиграла организация, которая год или два назад построила новый мост в Деулино. Уже приезжали, смотрели. Скоро должны начать. Наверное сейчас, когда воды совсем мало, - как раз самое время.
Возвращаемся в Горки и едем дальше.
После этой деревни дорога становится одновременно более накатанной и более разбитой. В одном месте проезжаем достаточно свежий мостик.
Дорога отличается от той что была до этого большими ямами. Заметно, что Горки - большая жилая деревня, и поток машин сюда со стороны Деулино значительно больше, чем там где мы начинали. Если до этого был вязкий песок, но ровно, то тут более твёрдо, но каждые 10 метров вниз-вверх. Это ещё дождей не было, а если хорошо зальёт, то все эти ямы, несмотря на песчаные почвы, будут заполнены водой. Местами достаточно глубоко. Немудрено, что много где параллельно основной дороге накатаны новые, прямо по лесу. Самые засадные места, опять же, не снял. Вот совсем оно не проще - фотографировать с правого сиденья.
Наконец, хорошо покачавшись на этой дороге, в 18-05 доехали до посёлка Лесохим, пробег 316 км. Тут уже почти цивилизация, есть даже какой-то гостевой дом.
А совсем скоро, буквально через километр, начинается Деулино. Это уже вообще большое село, и большинство туристов-водников заканчивают маршрут именно здесь. По относительно прямой дороге у нас получилось 30 км, по петляющей реке "официально" 43. Хороший маршрут на два дня, а "на расслабоне" и на три. Может, когда-то... Ну а пока проехались по новому деулинскому мосту.
Вообще-то я думал, что подобные сооружения продолжают строить только в северных областях, но нет - в центральной России деревянные мосты тоже ещё строят.
В Деулино есть деревянная церковь Рождества Богородицы. Но подъезжать уже не стали, сфоткали на ходу.
В 18-15 выезжаем из Деулино, пробег 318 км. Начинается асфальт. Не то что бы мы по нему сильно соскучились, но всё же мы проехали достаточно большой кусок лесной дороги. Хотя, сказать честно, в основном она была гораздо приятнее и ровнее многих грейдеров.
Солнце клонится к горизонту. Но мы всё же успели за световой день почти всё запланированное.
"Почти", потому что после Деулино мы заехали в Солотчу, но было уже почти семь вечера, темнело, и в монастырь мы не пошли, да и не думаю, что в это время там было открыто. На этой фотографии вроде ещё свело, на самом деле были уже сумерки. Но Солотча запомнилась, и теперь мы обязательно снова приедем именно сюда. Тут тоже очень много интересного.
Здесь мы поменялись. Да, теперь мне достаются самые худшие отрезки пути. Сын проехал все лесные дорожки, которые я так люблю, а мне досталось возвращение домой воскресным вечером. Но ничего не поделать. В 19-05 трогаемся из центра Солотчи, пробег 354 км. Уже совсем стемнело, и больше уже не фоткал.
При планировании я вполне осознавал, что нам придётся собрать все пробки, но поездка этого стоила. Кстати, выезжая из Солотчи, мы только укрепились в желании побывать здесь более целенаправленно.
Ну а пока встаём в пробку на въезде в Рязань, вроде ничего тут и нет, но перед мостом через Оку пришлось потолкаться. Далее прошли областной центр краем, но всё же не без пробок.
В 19-53 выехали из Рязани, пробег 389 км. Далее поехали вполне нормально. В 20-10 въехали в Московскую область, пробег 410 км.
В 20-50 доехали до Коломны и пересекли Оку , пробег 455 км.
Прошли небольшой кусочек новой трассы, но на съезде на старую встали в пробку. Протолкались достаточно долго. Тут уже начались поиски коротких маршрутов, в итоге всё-таки объехал пробку перед второй бетонкой и свернул на неё, до Бронниц и ЦКАДа было совсем глухо. Далее могу сказать, что в этот вечер все крупные трассы стояли, проехал по старой "каширке", и потом уже деревнями до дома.
Вернулись в 23-20. Общий пробег за поездку составил 594 км.
Что могу сказать в заключение. День провели отлично. Есть ещё интересные места в "одноневной" доступности. Но вернуться туда хочется. И на машине и на лодке. Поживём-увидим.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.