Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 01/2025

По маршруту: Архангельск, Северодвинск, Холмогоры

Рейтинг отчета: 12

Автор:

«Знакомство с Поморьем» (С) 2: Winter Edition

«Друзья на носу встреча нового года.

Кто любит его встречать дома в кругу друзей? Упиваясь алкоголем, объедаясь оливье?

Смотря по телевизору (не к столу будет сказано) голубой огонек?

Нет таких? Тогда я по адресу! Погнали кататься по стране?»  (С) Triton_

h-8029.jpg

Обычно мы предпочитали отмечать новый год примерно так, как описывал выше уважаемый форумчанин (с некоторыми «поправками на ветер»), но в этот год решили поменять традиции и  прокатиться куда-то недалеко.

Иногда мы ездили зимой смотреть ближайшие области (в 2015 году в СПб, в 2013- в Минск), но все-таки это происходит реже, чем летом: зимой сыро, грязно и холодно.

Тем не менее, в этот раз решили съездить, т.к. выходные длинные, а в Москве все родственники  разъехались в отпуска, встречаться было не с кем.  В качестве направления приложения усилия был выбран Архангельск с его окрестностями.

h-8030.jpg

В самой столице региона мы еще не были, хоть и осматривали некоторые населенные пункты области (Соловки, Сольвычегодск, Котлас, Коряжма). Кроме того, появилась мысль  заодно «оптимизировать логистику» возможного очередного заезда в Карелию - отсечь дальние концы в виде пригородов столицы, оставив на карельский заезд только сектора Кенозерского национального парка, чтобы потом не «наворачивать»  в спешке километры на север области. Это решение все же было несколько запоздалым, определились с выездом мы лишь в конце декабря, поэтому места ночлега пришлось бронировать там,  где есть свободные места.

День 1. 30.12.24 Пн. Москва-Вельск . Пробег 760 км.

Вечером, накануне выезда привели «походную» версию елки в «транспортное положение», сложили вещи в сумки.

h-7620.jpg

Единственный «косяк»- все термосы, мультиварки, термобелье, походные наборы  забыли на даче, поэтому пришлось чаще,  чем обычно заезжать в общепит. С другой стороны, вроде и ехать совсем не далеко.

Выехали в 9-05. 

h-7624.jpg

Проскочили центр,  вышли на Ярославку,

h-7622.jpg

заправились на Лукойле в Московской области,  домчали до объездной Сергиев Посада. Снега на дороге почти нет. 

h-7621.jpg

В Ярославской области проезжаем интересное место.  Тут постоянно, на протяжении уже более чем 10 лет, торгуют какими-то цветастыми медведями.

h-7626.jpg

Как будто какие–то остатки «контрабанды» из  конца 90-х. Странное место. Докатились до Ростова в 12-17.  В 12-50 проезжаем Ярославский НПЗ.

h-7623.jpg

Из необычного - резервуары НПЗ теперь  закрыты сетками - это грустная примета нашего времени.

Проехали населенный пункт с необычным названием.  

h-7625.jpg

Действительно, пора «завязывать».  В 14-38 въехали в Вологодскую область. Снега тут уже стало больше.

Вообще зимой погода  непредсказуема, и на простой, по летним меркам, путь может уйти в два раза больше времени.

На подъезде к Вологде уже начинает прилично мести. Судя по всему, чистого асфальта мы не увидим теперь очень  долго.

h-7628.jpg

Миновав Вологду в 16-20, остановились на заправку и перекус.

h-7627.jpg

Поехали дальше. 

h-7630.jpg

Похоже, что штрафов в этой поездке не будет.

Тут очистку дороги еще не начинали. Посмотрели по Яндекс картам погоду - мы оказались  в самом эпицентре циклона. 

h-8036.jpg

Почти  как корабль в шторме на картине Айвазовского.

Метель еще больше усилилась. Вместо осевой линии дороги - широкая полоса из замерзшей снежной каши.

h-7633.jpg

При обгоне грузовиков машину кидает из стороны в сторону, стабилизация срабатывает практически непрерывно.   Хорошо, что часть водителей грузовиков уже впали в «предновогоднюю алкогольную спячку». Почти по Triton_у.  Последние 100 километров пути движемся практически по снежной целине.

h-7629.jpg

Идем «по приборам», видимость почти нулевая. Еле находим заметенный съезд на Вельск. В городе метель закончилась,  заехали на старенькую АЗС Роснефть, долить бензин до полного бака. 

h-7632.jpg

В 20-15 финишируем у гостиницы «Сияние Севера» (Красная, д. 27).

h-7631.jpg

Трехместный номер обошелся в 2850 рублей. В этот день уже никуда не ходили, легли спать.  Дорога заняла почти 12 часов. Обычно за такое время летом  мы проходим  около 1000км, но тут зима, и совсем другие дорожные реалии.

h-8032.jpg

День 2. 31.12.24 Вт.  Вельск – Архангельск. Пробег 509 км.

Проснулись в 7 утра. Позавтракав  в номере, в сумерках опять стартуем в 9-00.  Вельск красиво украшен к Новому Году. В остальном  это обычный провинциальный город, со смешанной застройкой: бараки, хрущевки и частный сектор.

h-7637.jpg

Дорога обильно посыпана песком после вчерашнего снегопада.  За пределами населенных пунктов дорогу тоже расчистили.  Так мы ехали примерно до Березника, проезжая заброшенные деревни.  

h-7644.jpg

Дальше опять начинает мести, дорога снова не радует. Там где посыпали песком - грязь и снежная каша.

h-7635.jpg

Где не посыпали - с приходом темноты дорога покрывается голым льдом.

h-7636.jpg

Тут уже  не просто скользко, а прям мега скользко. Стоит лишь чуть прикоснуться ногой к педали тормоза - стрекочет ABS. Так мы ползли почти до поворота на Холмогоры. 

h-7643.jpg

Рассчитывали доехать быстро, закупить продукты перед Новым Годом. Но нет,  мы все  еще ползем. Одно радует - машин мало, все уже, наверное, сидят и провожают 2024 год. Перекусили на Лукойле перед съездом на Холмогоры. Перед Архангельском дорога расчищена, большая 4-х полосная трасса. Въехали в  город в районе 19-30 по мосту через Северную Двину.  

h-7640.jpg

Сквозь сугробы пробрались по улочкам и встали у гостиницы «Артелеком» (улица Шубина, д. 32). С 31.12 по 4.01 стоимость номера составила 17600р. Гостиница находится рядом со стадионом, в здании расположена пекарня, которая уже, увы, закрылась. Номер трехместный чисто номинально. По факту это обычный номер для 2х человек, где для ребенка поставили раскладушку. Но с учетом нашего позднего бронирования  других вариантов не было (вернее были, но с ценой свыше 40 тысяч за 4 дня). Причем как среди гостиниц, так и среди квартир. Рантье – жуткие барыги, одним словом. Одно радовало -  наш номер был со свежим ремонтом, как и сама гостиница.  Спешно покидав вещи, направились в город, купить продукты, т.к. пока мы ехали, опорожнили холодильник почти полностью.  К нашему глубочайшему сожалению  все оказалось закрыто. До боя курантов оставалось от силы часа 2, и единственное заведение, которое подвернулось нам по пути, это была пекарня. И та уже закрывалась. Едва успели  купить кирпичик белого хлеба, и с горя пошли прогуляться по набережной Северной Двины и центральной части города.

h-7639.jpg

Несмотря на небольшой «минус» мороза, со стороны реки дул сильнейший ветер и началась метель. Но есть и плюс от такой «прогулки»: народа  нет «от слова совсем», все сидят по домам и шинкуют оливье.  А мы же, утирая  сопли,  по заветам  Triton_’а, бродим по предновогоднему Архангельску. Напомнило кадр  с кучей «иностранных специалистов»  на Красной площади в Москве. Помните такой? Только вместо этих «спецов» теперь мы, в Арахнгельске. В промежутках между «залпами» снега осмотрелись вокруг.  

h-7645.jpg

На набережной размещено  много памятников.  Вот, например, отличный памятник советскому Адмиралу Н.Г Кузнецову. Причем, он очень гармонично смотрится со спины.

h-7638.jpg

Как будто ветер дует со стороны реки и развевает шинель. Ей богу  живой. Суда «припарковались» на зимнюю «спячку»

Свято-троицкий храм на берегу очень красив.

h-7641.jpg

Классический памятник Петру и Февронии Муромским.

h-7647.jpg

Прорываемся дальше сквозь горы снега к памятнику Авиаторам Севера.

h-7646.jpg

Прообразом для скульптуры стал летчик первой категории, ветеран Первой мировой войны Константин Евсеевич Дедущенко.  4 февраля 1930 года он успешно совершил первый гражданский рейс из Архангельска в Сыктывкар. Полет длился более семи часов, с двумя посадками в Березнике и Котласе.

Метель все больше усиливалась.

h-7648.jpg

На набережной также попадаются интересные скульптуры - вот, например, «Кудесник с алмазом» — это одна из пяти малых скульптур, расположенных на набережной.

h-7657.jpg

h-7649.jpg

Проходим мимо «серии» военных памятников.

h-7642.jpg

Первый из них - тюленю – спасителю жителей блокадного Ленинграда и Архангельска.  Замороженное мясо тюленей поставлялось в эти города во времена ВОВ по Дороге Жизни, что спасло много человеческих жизней.

h-7651.jpg

Памятник Северным Конвоям,  доставлявшим в СССР через Архангельск военную помощь от союзников по программе «ленд-лиза».

Колонна «Город воинской славы» с эпизодами из различных периодов истории города.

h-7652.jpg

h-7650.jpg

h-7653.jpg

h-7654.jpg

И веселые заснеженные скульптурки – портовые грузчики.

h-7655.jpg

Инсталляция, изображающая эпизод из полярной экспедиции Георгия Седова

h-7662.jpg

Памятный знак на мысе Пур-Наволок, месте, с которого начинался Архангельск (изначально Новые Холмогоры)

h-7656.jpg

h-7663.jpg

Есть и другие прикольные инсталляции.

h-7658.jpg

h-7660.jpg

Беседка Грина, воссозданная по старинным чертежам

h-7659.jpg

Лежаки,   простаивающие до лета

h-7665.jpg

Как и суда, вросшие в лед

h-7661.jpg

Ну и конечно Петр, с 500 рублевой купюры

h-7669.jpg

На мой скромный субъективный взгляд, самым удачным памятником Петру является монумент в Петрозаводске в сквере на набережной. Он даже чем-то интереснее Медного Всадника. Тут же памятник не очень пропорциональный - постамент большой, а  сам Петр маленький.

В просвете между домами виднеется здание проектных организаций, 1983 года постройки.

h-7664.jpg

Бетонный советский небоскреб на целых 24 этажа, но выглядит довольно интересно.

h-7713.jpg

Для этих болотистых почв его высота весьма существенная.

h-7716.jpg

Ветер буквально валит с ног,  поэтому сворачиваем с набережной в город

h-7671.jpg

Тут тоже народу практически нет.

Прошли  Свято-Никольский храм, 1904г.

h-7667.jpg

Некоторые здания еще ждет реконструкция. 

h-7666.jpg

Метель уже разыгралась не на шутку,

Вдалеке видны здания Архангельского речного пароходства и собора Михаила Архангела

h-7668.jpg

Идем в сторону гостиницы по проспекту Ломоносова,  

h-7670.jpg

Город украшен очень достойно, но людей почти нет.

h-7672.jpg

h-7675.jpg

Фактически на «флажке» мы успеваем вернуться в номер, соорудить наскоро стол из оставшейся нарезки, маринованных консервов, мандаринов и завалявшейся в холодильнике банки икры.

h-7673.jpg

Вместо шампанского пошел «в ход» гранатовый сок. Так что, по заветам Triton_а, сегодня отмечаем «на сухую». Даже елку едва успели привести в «чувство». Бой курантов, и мы в 2025 году. Сразу ложимся спать, завтра продолжаем знакомиться с городом и окрестностями.

С Новым Годом, господа путешественники!

h-7674.jpg

День 3. 01.01.25 Ср.    Архангельск - Малые Карелы - Архангельск. Пробег 70 км

Учитывая ранний «отбой»,  встаем как можно раньше - в 7 часов утра.

h-7677.jpg

Легкий завтрак последними остатками запасов из холодильника, и ранний выезд в 9 часов от гостиницы в сторону Малых Карел.

h-7678.jpg

Забегая вперед скажу, что ранний выезд  после новогодней ночи «на сухую» был очень правильным решением, но об этом речь пойдет позднее.

Город буквально спит, машин и людей практически нет на улицах, едем по левому берегу Западной Двины, ехать близко - около 25 км. На трассе машин  тоже практически нет. Поставили машину на стоянку. Она была почти пустая, это очень важный нюанс, и двинулись к главному входу, открытому настежь (это тоже очень важная деталь, но и об этом потом).

h-7679.jpg

Есть, правда, одна отрицательная сторона такого трекинга - в этот день избы были закрыты. Но мы уже посетили такое большое количество музеев деревянного зодчества, что воображение уже хорошо прорисовывает интерьеры всех этих изб, мельниц и церквей. Поэтому довольствуемся внешним осмотром.

h-7680.jpg

Как бонус пока - практически полное отсутствие народа,  только охранники Росгвардии встречают на входе в парк.

Все избы и мельницы были перевезены сюда из разных частей Архангельской области. Начали осмотр с Каргопольско-Онежского  сектора.

h-7682.jpg

Тут и шатровые мельницы и колокольни. Самая старая -   из села Кулига Дракованова (XVIIIвек). Характерная особенность северных домов зажиточных крестьян - размер строений.

h-7689.jpg

Они очень длинные – тут хозяйственная и жилая части  находятся под одной крышей.

h-7688.jpg

В избе одновременно расположенны баня, скотный двор и склад.

h-7681.jpg

Так сокращаются расходы на отопление. Если посмотреть на это с другой стороны, в случае возникновения пожара сгорит все одновременно.

h-7683.jpg

По длинному мостовому переходу переходим в Мезенский сектор.

h-7691.jpg

h-7687.jpg

Тут видим традиционные мельницы-столбовки,  которые можно было вращать в направлении ветра. 

h-7690.jpg

По дороге в Пинежский сектор видим жилые дома, бани, амбары.

h-7684.jpg

В мезенском секторе представлены строения из северо-восточной части Архангельской области. Тут жители в основном занимаются рыболовством. Опять традиционные избы.  Однако есть очень необычные- с оригинально украшенными фасадами.

h-7686.jpg

После осмотра всей этой красоты вернулись через Двинской сектор к центральному входу.

h-7693.jpg

i-7714.jpg

h-7685.jpg

Прошли мимо самой высокой постройки  Малых Корел  - церкви Святого Георгия 1672 г.

h-7692.jpg

Время было уже 13-30 и мы уверенным шагом двинули к выходу. И тут народ стал прибывать, а подойдя к выходу, мы увидели многометровую очередь за «бесплатными» билетами (оказывается надо было просто взять билет, наверно для учета посетителей). Очередь – как в музей динозавров в Сокольниках в 90-е. Если помните, был такой в Москве. Мы же прошмыгнули в первой партии до открытия касс «зайцами». Стоянка же просто ломилась от машин,  даже выехать на дорогу было весьма проблематично.

h-7695.jpg

В итоге с трудом выехали, поехали  в д. Хорьково, посмотреть  старинную Никольскую церковь.

Поставили машину на парковке около жилого дома, и пошли пешком к церкви.

h-7696.jpg

От площадки рядом с ней открываются интересные виды на Северную Двину.

h-7694.jpg

Летом или весной здесь, наверное, особенно красиво. Церковь уникальная, несколько раз подвергалась реставрации, очень старая. 

h-7699.jpg

Она стоит немного на отшибе, но,  я надеюсь, системы слежения и видеонаблюдения не дадут повторить ей печальную судьбу храма в Кондопоге.

Обратная дорога в Архангельск ничем не примечательна, кроме проезда Малых Карел. 

h-7698.jpg

Там уже образовалась огромная пробка из машин.

h-7702.jpg

Все-таки мы очень правильно проскочили рано утром и осмотрели этот музей. Приехали.

h-7701.jpg

Поставили машину у гостиницы, и отправились гулять в центр.

h-7704.jpg

В отличие от серой Москвы, покрытой реагентами, тут улицы просто завалены снегом.

Состояние некоторых исторических построек в городе, вызывают грусть.

h-7697.jpg

В этом отношении еще предстоит довольно большой объем работы.

h-7705.jpg

h-7700.jpg

h-7703.jpg

Пошли в сторону пешеходной улицы Чумбарова- Лучинского. 

h-7711.jpg 

h-7712.jpg

Это главная пешеходная артерия Архангельска, похожие улицы  есть и в других городах.

h-7715.jpg

ул. Вайнера в Екатеринбурге(как пример).  Тут различные памятники, музеи и скульптуры.

Например, Сеня Малина, герой сказок С.Писахова.

Или телефонная будка

h-7707.jpg

Козьма Прутков

h-7710.jpg

Памятник русским жёнам – берегиням семейного очага

h-7708.jpg

С улицы свернули в сторону набережной.

Рядом с Чумбаровкой обнаружили сильный памятник, посвященный событиям времен ВОВ.

h-7722.jpg

Этот памятник был отлит  на  заводе в Смоленске. Он выполнен известным художником Сергеем Сюхиным, и представляет собой женщину и стоящую рядом с ней маленькую девочку, которая прижимает к себе куклу. Здесь представлены две фигуры - два поколения – мать и дочь, перед входом в бомбоубежище, чтобы спастись от смерти. У  женщины в руках икона Казанской Божьей матери, которая является хранительницей Руси.

Петляя по переулкам, вышли к памятнику защитникам советского севера от интервентов

h-7709.jpg

Елка у здания городской администрации украшена довольно интересно

h-7718.jpg

Перекусив в До-До пицце, по Троицкому проспекту пошли к гостинице

h-7719.jpg

Здания задекорированы в соответствие с текущим моментом истории:

h-7717.jpg

Еще один символ эпохи разместили на фасаде ЖК «Империал» на улице Воскресенской. Это самый высокий жилой дом в городе:

h-7933.jpg

Видно, что старые постройки постепенно вытесняют новые строения. Жалко, но с другой стороны людям тоже надо как-то жить в комфорте.

h-7720.jpg

Иногда попадаются вот такие «шедевры» самостроя:

h-7721.jpg

Интересно, в столице такое можно согласовать? На сегодняшний день программа закончилась, и мы залегли в гостиницу.

День 4. 02.01.25 Чт. Архангельск. Пробег  0 км.

В этот день встали попозже, сегодня начали работать музеи, и мы решили по ним пробежаться.

h-7909.jpg

На улице опять было пасмурно,  пошли по набережной в сторону здания Гостинных дворов.  По пути на набережной еще раз осмотрелись на окружающую обстановку. 

h-7900.jpg

Вечером город выглядел явно интереснее.

Народ уже потихоньку начал выползать из домов на улицу.

h-7897.jpg

Рядом с вечным огнем развернули выставку техники МЧС.

h-7902.jpg

h-7899.jpg

Некоторые ее экземпляры довольно интересны.

h-7905.jpg

Купили билеты, зашли внутрь.  Здание Гостиных дворов - старейшее в Архангельске.

h-7914.jpg

Оно сочетало в себе торговые и оборонительные функции. В одном из залов на этаже размещена экспозиция посвященная новым территориям – ЛНР и ДНР.

h-7904.jpg

Представлены вехи истории начиная с периода большевиков и до наших дней.

h-7908.jpg

h-7907.jpg

Экспозиция остальных залов довольно обширная - тут и  предметы быта,  и экспозиция посвященная освоению Севера. 

h-7898.jpg

h-7903.jpg

Есть вообще уникальный экспонат - деревянный крест ручной работы, который сделал лично Петр, после того как спасся, попав в сильнейшую бурю, недалеко от Соловецких островов.

h-7901.jpg

Тут же модели фрегатов, более 300 лет назад  сделанные монахами Соловецкого монастыря.

h-7906.jpg

и другие модели

h-7896.jpg

Несколько залов посвящены Второй Мировой войне  и северным конвоям.

h-7911.jpg

Часть грузов, перевозимых в СССР по программе ленд-лиза, можно увидеть в этих экспозициях.

h-7912.jpg

Другая часть экспозиции рассказывает о строительстве дорог , в частности старого тракта, соединяющего Москву и Архангельск. Тут и автомобили, и снегоочистительная и дорожно-строительная техника.

h-7910.jpg

Отдельная временная экспозиция посвящена работе войск медицинской службы во время Великой Отечественной Войны.

h-7916.jpg

h-7918.jpg

Осмотр занял несколько часов, музей оставил очень хорошее впечатление. Тут есть все.  Просто не перечесть.

Совсем рядом находится  Северный  Морской Музей.  На улице уже вечерело, туда мы и отправились.

h-7919.jpg

Экспозиция располагается на двух этажах.  На первом -"Тысячелетие северного мореплавания". Она знакомит с важными моментами истории судостроения и мореплавания. Музей был создан сотрудниками Северного Морского пароходства.

h-7915.jpg

Тут модели парусников, морские узлы, штурманские приборы и инструменты, фотографии и личные вещи участников экспедиций по Северному Морскому пути.

h-7917.jpg

h-7924.jpg

h-7923.jpg

На втором этаже Архангельского морского музея размещена экспозиция, посвященная походу парохода «Челюскин». 

h-7921.jpg

Известная экспедиция, которая до определенного момента шла более чем успешно, но потом «что-то пошло не так» и все закончилось довольно печально, и  участников пришлось снимать со льдин самолетами. 

h-7925.jpg

Экспозиция  достаточно интересная, тоже надолго «залип», рассматривая ее.

h-7920.jpg

Последним музеем на сегодня стал филиал Краеведческого музея на площади Ленина. Тут экспозиция посвящена природе Архангельской области.

h-7930.jpg

h-7922.jpg

Представлены чучела тюленей, оленей, бивни мамонтов, усы китов, ну и все в таком духе.

h-7926.jpg

Сюда зашли скорее, из-за ребенка, ему было более интересно. На втором этаже  фотовыставка с кадрами из разных интересных мест , в т.ч. Кенозерья, Мезенского района и пр.

h-7927.jpg

Поужинав в кафе «Андерсон», отправились в сторону гостиницы, предварительно заскочив в музей Архангельского пряника , закупив козули на раздачу в качестве сувениров.

h-7931.jpg

Так как музей Архангельского водорослевого комбината (его история берет свое начало еще со времен Николая II) был закрыт, то водорослями пришлось довольствоваться в виде сувениров, приобретенных на одной из официальных точек в ТЦ.

h-7928.jpg

h-7929.jpg

Пока шли к гостинице наблюдали на улицах процесс их расчистки от снежных завалов.

h-7932.jpg

День 5. 04.01.25 Вс. Архангельск-Северодвинск-Архангельск. Пробег 118 км

Сегодня был намечен выезд в Северодвинск, главную верфь страны   

h-7935.jpg

Погода выдалась прохладной, в этот день было -16 С.  Выехав пораньше, пересекли Северную Двину и домчали довольно быстро. Северодвинск известен  в наши дни как центр атомного судостроения.  Тут  находятся   заводы и предприятия, которые осуществляют постройку, и последующий ремонт и  обслуживание  Российского атомного флота.

h-7937.jpg

В первую очередь это Севмаш (Северное машиностроительное предприятие, бывший судостроительный завод №402) и  центр судоремонта «Звездочка» (бывший завод №893) . Внутрь них простым туристам, естественно, не попасть, но мимо одного из них мы проследуем.

При въезде в город может показаться, что он находится в упадке,  ощущается некоторая разруха на окраинах, но это ощущение первично и оно обманчиво. Город развивается, строятся новые здания, в т.ч. и жилые.   Среда для жизни сосредоточена в двух локациях – острове Ягры и в центре. Туда мы и поехали.

В центре города нас интересовал краеведческий музей.  Музей очень интересный, с душевными тетями-сотрудницами.

Экспозиция в залах рассказывает обо всем и понемногу. Тут и предметы советского быта и интерьера, посуда, игрушки.

h-7936.jpg

h-7944.jpg

h-7939.jpg

Увидел некоторые вещи, знакомые еще с детства.

Отдельный зал посвящен освоению и строительству города. Город был основан в 1936г  около поселка Никольское Устье.  В этом году первые бригады строителей прибыли в поселок, и стройка пошла ударными темпами.

h-7941.jpg

Был основан поселок Судострой.

h-7940.jpg

В 1938 году он разросся и был переименован в г. Молотовск, а в 1957 получил название, сохранившееся по сей день- Северодвинск. 

Во время Великой Отечественной Войны город обеспечивал ремонт боевых кораблей Северного флота и иностранных конвоев. Кроме того, Молотовск принимал грузы, доставляемые в СССР по ленд-лизу.

Интересна и отдельная фотогалерея в одном из коридоров музея, посвященная трудовым будням работников Севмаша.

h-7948.jpg

h-7946.jpg

Часть экспозиции рассказывает о жизни поморского села Нёнокса.

h-7943.jpg

Поскольку сейчас оно является закрытым (граничит  с действующей в/ч), а наша поездка вышла спонтанной, то пропуска через музей заказать мы не успели,  Нёнокса в этом заезде была только такая. Отдельный зал посвящен подводным лодкам, сын даже «запустил» МБР.

h-7942.jpg

Музей оставил очень приятное впечатление.

Покружили по городу и поехали в Ягры.  При перемещениях по городу можно наблюдать типовую застройку как в стиле  сталинского ампира,

h-7945.jpg

так и бараки вперемешку  с современными малоэтажными зданиями.

h-7947.jpg

На острове Ягры нас интересовала набережная им А.Ф Зрячего. Она начала  создаваться в 1982 году по инициативе директора машиностроительного предприятия "Звездочка". Мы припарковали машину, и отправились пешком к Белому морю.  Солнце уже садилось, и можно было наблюдать  интересное оптическое явление – солнечный столб, возникающий, если солнечный свет на закате или рассвете отражается от оснований плоских ледяных кристалликов, ориентированных параллельно земле.

h-7938.jpg

Такие кристаллы есть в перисто-слоистых облаках, которые идут на высотах в несколько километров.

h-7949.jpg

Солнце должно находиться сзади облаков.

Лучше всего столб виден, когда солнце немного скрыто за горизонтом, например за домом, как сейчас, и не засвечивает обзор:

h-7950.jpg

Кроме того, температура воздуха должна быть в районе 20 градусов.  Такое явление можно увидеть в районах Сибири или Крайнего Севера. Северодвинск еще со времен СССР был приравнен к Крайнему Северу, для повышения зарплат жителей. Фактически же   Крайним Севером не является.

h-7957.jpg

На набережной расположен памятник англичанину  Ричарду Ченслеру, который высадился на остров Ягры в  1553 г.

h-7952.jpg

Его высадка послужила началом торговых отношений с Европой. Море выглядело сурово, и сильно отличалось от того, что мы видели раньше на Соловках и в Рабочеостровске.

h-7958.jpg

Нагромождение льдин и сильнейший, «соплевышибательный»  ветер

Чтобы окончательно не превратиться в пингвинов:

h-8033.jpg

решили пройтись по пляжу вдоль кромки воды.

h-7955.jpg

Посмотрели на карту,  увидели мемориальный комплекс в северной части острова. Решили не возвращаться к машине, и пройти до него пешком. Расстояние явно не принималось во внимание.

h-7953.jpg

В быстром темпе, сдуваемые cберега ветром,  все-таки добрались. Один из военных монументов посвящен гибели атомохода «Курск» в  августе 2000года. 

h-7954.jpg

До сих пор помню тяжелые события того времени

Мемориал, посвященный памяти жертвам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

h-7960.jpg

Пейзажи Белого моря завораживают даже зимой:

h-7956.jpg

Спасаясь от сильного ветра, обратно пошли через сосновый бор, по большой ягринской тропе.

h-7959.jpg

По пути попадаются стенды, рассказывающие про обитателей этого природного уголка. Например, про муравьев:

h-7961.jpg

Муравейники огорожены вот такими металлическими конструкциями:

h-7962.jpg

Уже в сумерках вышли к ЖК «Звездочка», зашли в «Пятерочку», наконец-то пополнили запасы провизии.  Снега на острове навалило прилично.

h-7963.jpg

Окоченевшие, сели в прогретую машину (спасибо автозапуску). «Намотали»  по пляжу мы не очень много, всего 7,8 км, но из-за сильного ветра ощущалось, что прошли не меньше 15 км. Проехали мимо празднично украшенной проходной Севмаша.

h-7965.jpg

Перекусить заехали в ресторан «Рагу» ( ул. Ломоносова, 98А).

h-7968.jpg

Место понравилось, напоминает московский «TheБык».

h-7967.jpg

Мне как любителю мяса, зашло. Взяли себе стейки и супы.

h-7964.jpg

Назад поехали по окружной улице в сторону Архангельска.

h-7966.jpg 

Северодвинск нам очень понравился. Мне он чем-то напомнил Нижний Тагил,  в хорошем смысле. Когда-то путешествуя по Уралу,  мы заезжали в него.

Можно прочитать мои впечатления тут:https://autotravel.ru/v_report.php/2112

Так и сейчас, Северодвинск оставил ощущение промышленного центра области, но не забытого всеми, а развивающегося, хотя сначала произвел впечатление довольно мрачного города. 

h-7951.jpg

День 6. 04.01.25 Сб. Архангельск - Холмогоры-Вельск. Пробег 538 км

В Архангельске все интересующее нас мы посмотрели, пора выдвигаться в сторону дома.  Завтракаем, грузим вещи в машину и в 10 часов утра стартуем.

h-7972.jpg

Погода немного улучшилась - потеплело.  По пути по плану был заезд в Холмогоры - родину М.В Ломоносова и древнюю столицу Поморья. Это одно из самых старых поселений на берегу Северной Двины.

h-7971.jpg

Как известно,  позже новым центром кораблестроения стал Архангельск, из-за своего более удобного расположения.   Трасса чистая, небо ясное. До Холмогор порядка 100км, добрались достаточно быстро. Село дало название трассе М8, но сейчас находится в упадке. На въезде в Холмогоры видим Спасо-Преображенский собор.

h-8020.jpg

Он сейчас в плачевном состоянии, реставрация остановилась, так и не дойдя до логического конца. Нас же интересовал музей Ломоносова, расположенный в одноименном селе.

Прочитав на сайте инструкцию как до него добраться 

https://lomonosovomuseum.ru/kak-dobratsya-do-lomonosova

,стало понятно, что это нужно делать по ледовой переправе, которая из–за высоких температур в январе на тот момент была закрыта.

h-7970.jpg

Оделись потеплее, оставили машину на берегу, и решили форсировать Северную Двину по рукаву   Курополка пешим порядком.  Расстояние от одного берега до другого тут порядка 900метров.  От противоположного же берега до музея было еще 2,7 км. В общем, ничего «военного». Фарватер переправы размечен вешками:

h-7974.jpg

Преодолели переправу, дошли до входа в село.

h-7975.jpg

Неподалеку установлен памятник ученому и мемориал. А также  здание Фабрики холмогорской резьбы по кости и   Профессиональное училище № 27 имени Н. Д. Буторина.

h-8000.jpg

Как известно, Холмогоры славятся своим косторезным промыслом, с экспонатами мастеров мы познакомимся в музее. И вот мы добрались до входа в музей.

h-7983.jpg

h-7982.jpg

Экспозицию решили осматривать самостоятельно и не прогадали - впереди была группа с несколько занудным экскурсоводом, а залы дома очень тесные. Но, как говорится, «на халяву и уксус сладок», послушали. «Экономика должна быть экономной — таково требование времени» (С)

h-7973.jpg

В музее представлены предметы быта того времени, разные замки,

h-7980.jpg

 сундуки,

h-7976.jpg

элементы оград,  прялки, терки самовары и т.д.

h-7999.jpg

h-7997.jpg

h-7981.jpg

Экскурсовод параллельно рассказывал про жизнь Ломоносова,  его отъезд из села в Москву,

h-7978.jpg

затем в Европу, химическую лабораторию в Питере,

h-7984.jpg

генеалогическое древо семьи Ломоносовых и его потомков и т.д.

h-7987.jpg

Но самый интересный (на мой взгляд )зал в помещении – в котором представлена экспозиция предметов творчества мастеров резьбы по кости.

h-7986.jpg

h-7993.jpg

h-7979.jpg

h-7991.jpg

h-7988.jpg

Тут представлены очень достойные, вызывающие восхищение экспонаты.

h-7985.jpg

Шахматы и шашки просто удивительны, глаз не оторвать:

h-7989.jpg

h-7992.jpg

Насколько скрупулезно проработаны все детали:

h-7990.jpg

h-7994.jpg

Фотографии тоже весьма интересны. Поскольку небо в этой поездке было все время мрачно –свинцовое, то северное сияние будет только таким:

h-7995.jpg

Иногда попадаются такие прикольные экспонаты:

h-7996.jpg

В общем, музей весьма неплох, что подтверждает табличка на выходе:

h-7998.jpg

Неподалеку от входа в усадьбу расположена Михайловская церковь,

h-8004.jpg

а чуть вдалеке видны купола Церкви Димитрия Солунского.

h-8003.jpg

Виды на рукава Северной Двины и окружающие просторы довольно неплохие:

h-8002.jpg

Еще одно неказистое, но знаковое строение по дороге к причалу – дом художника В.Т. Узикова.

h-8008.jpg

В остальном строения достаточно типичны для старинного села.

h-7977.jpg

Интерес вызвали дома, нижний этаж которых сложен из арбалитовых  панелей, использовавшихся  в массовом строительстве хрущевок.  

h-8001.jpg

Загуглил и выяснил, что они построены в  начале 90-х.

h-8005.jpg

Пошли назад в сторону переправы.

h-8007.jpg

Это вид от берега на Холмогоры. Вдалеке виден храм без куполов.

Пока шли по льду, показалось, что промоины на  несколько увеличились. Все-таки морозов сильных не было. Может  просто показалось.

h-8006.jpg

Общий путь «на круг» составил 7,3 км.

h-8034.jpg

Сели в машину и поехали в само поселение. Тут нас интересовал краеведческий музей.

h-8017.jpg

Приехали к нему в районе 14-20, как мы выяснили, он работал до 15ч.  Поэтому долго «не телились» и пошли смотреть.  Экспозиция в принципе достаточно типична: предметы быта, 

h-8012.jpg

минералы, жизнь Ломоносова,  советская эпоха.

h-8013.jpg

h-8010.jpg

h-8014.jpg

h-8015.jpg

h-8019.jpg

Мне показались интересным именно сами интерьеры дома, в котором расположен музей. Этот дом довольно старый и необычный. Старые печи, обложенные плиткой, вызвали интерес.

h-8009.jpg

Есть зал, посвященный периоду ВОВ,  и сельскому хозяйству района.  В частности -холмогорской породе коров.

h-8016.jpg

И, как закономерный финал жизненного цикла сабжа,

h-8018.jpg

 тут же во дворе установлен памятник,   напоминающий могильную плиту:

h-8011.jpg

Сочетание увиденного орудия на последнем стенде экспозиции,  и памятника перед входом в музей, напомнило вот это:

h-8037.jpg

Но, не будем о грустном.

Осмотрев в Холмогорах интересующие объекты, выдвинулись в сторону Вельска, где был забронирован номер в мини-отеле «Кают-Компания» (ул. Революционная 105) . Обратная дорога до Вельска ничем не примечательна, преодолели оставшиеся 440 км,  и в 21-30 мы заселились в гостиницу.

h-8025.jpg

День 7.05.01.25 Пт. Вельск-Москва. Пробег 737 км

Дорога назад не представляет особого интереса. Позавтракали припасами и выехали в 9-00 . От Вельска до самой границы Московской области дорога почищена.

h-8024.jpg

h-8023.jpg

До Ярославской - посыпана песком. Дальше - залита реагентами. При въезде в Вологодскую область «поймали» радугу. Зимой не часто ее увидишь, но бывает.  На обратном пути была идея заехать в краеведческий музей г.Сокол (https://sokolmuzey.ru/contacts/) , посмотреть экспозицию быта в коммунальной квартире. Увы. Звонок в музей показал, что он закрыт  до 8.01.25. Как-нибудь в другой раз, тут уже недалеко.

Рамки весового контроля на дорогах множатся, как грибы после дождя. 

h-8022.jpg

В 15-53 обходим Ярославлский НПЗ,

h-8026.jpg

и  утыкаемся в серьезные пробки перед Переславлем Залесским.

h-8027.jpg

В 19-50 только подъехали к пересечению с ЦКАД.

h-8028.jpg

На дороге, щедро посыпанной реагентами, грязь и слякоть. В 21-34 финишировали у дома, поездка завершилась.

В целом эта поездка вышла душевной, особенно понравился зимний новогодний Архангельск.  Он мне чем-то напомнил Петрозаводск, хоть я и не был в нем зимой.

В тоже время,  этот небольшой выезд позволил  «разгрузить»  на будущее Кенозерско-Карельское направление, чтобы избежать лишних перепробегов при очередном, планируемом,  выезде в Карелию.

Всех же, кто дочитал до конца, поздравляю с прошедшими праздниками, желаю увлекательных путешествий,  удачи на дорогах и в жизни!

h-8035.jpg


Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru