Откуда: Москва Когда: 01/2025
По маршруту: Архангельск, Северодвинск, Холмогоры
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
«Знакомство с Поморьем» (С) 2: Winter Edition
«Друзья на носу встреча нового года.
Кто любит его встречать дома в кругу друзей? Упиваясь алкоголем, объедаясь оливье?
Смотря по телевизору (не к столу будет сказано) голубой огонек?
Нет таких? Тогда я по адресу! Погнали кататься по стране?» (С) Triton_
Обычно мы предпочитали отмечать новый год примерно так, как описывал выше уважаемый форумчанин (с некоторыми «поправками на ветер»), но в этот год решили поменять традиции и прокатиться куда-то недалеко.
Иногда мы ездили зимой смотреть ближайшие области (в 2015 году в СПб, в 2013- в Минск), но все-таки это происходит реже, чем летом: зимой сыро, грязно и холодно.
Тем не менее, в этот раз решили съездить, т.к. выходные длинные, а в Москве все родственники разъехались в отпуска, встречаться было не с кем. В качестве направления приложения усилия был выбран Архангельск с его окрестностями.

В самой столице региона мы еще не были, хоть и осматривали некоторые населенные пункты области (Соловки, Сольвычегодск, Котлас, Коряжма). Кроме того, появилась мысль заодно «оптимизировать логистику» возможного очередного заезда в Карелию - отсечь дальние концы в виде пригородов столицы, оставив на карельский заезд только сектора Кенозерского национального парка, чтобы потом не «наворачивать» в спешке километры на север области. Это решение все же было несколько запоздалым, определились с выездом мы лишь в конце декабря, поэтому места ночлега пришлось бронировать там, где есть свободные места.
День 1. 30.12.24 Пн. Москва-Вельск . Пробег 760 км.
Вечером, накануне выезда привели «походную» версию елки в «транспортное положение», сложили вещи в сумки.

Единственный «косяк»- все термосы, мультиварки, термобелье, походные наборы забыли на даче, поэтому пришлось чаще, чем обычно заезжать в общепит. С другой стороны, вроде и ехать совсем не далеко.
Выехали в 9-05.

Проскочили центр, вышли на Ярославку,

заправились на Лукойле в Московской области, домчали до объездной Сергиев Посада. Снега на дороге почти нет.

В Ярославской области проезжаем интересное место. Тут постоянно, на протяжении уже более чем 10 лет, торгуют какими-то цветастыми медведями.

Как будто какие–то остатки «контрабанды» из конца 90-х. Странное место. Докатились до Ростова в 12-17. В 12-50 проезжаем Ярославский НПЗ.

Из необычного - резервуары НПЗ теперь закрыты сетками - это грустная примета нашего времени.
Проехали населенный пункт с необычным названием.

Действительно, пора «завязывать». В 14-38 въехали в Вологодскую область. Снега тут уже стало больше.
Вообще зимой погода непредсказуема, и на простой, по летним меркам, путь может уйти в два раза больше времени.
На подъезде к Вологде уже начинает прилично мести. Судя по всему, чистого асфальта мы не увидим теперь очень долго.

Миновав Вологду в 16-20, остановились на заправку и перекус.

Поехали дальше.

Похоже, что штрафов в этой поездке не будет.
Тут очистку дороги еще не начинали. Посмотрели по Яндекс картам погоду - мы оказались в самом эпицентре циклона.
Почти как корабль в шторме на картине Айвазовского.
Метель еще больше усилилась. Вместо осевой линии дороги - широкая полоса из замерзшей снежной каши.

При обгоне грузовиков машину кидает из стороны в сторону, стабилизация срабатывает практически непрерывно. Хорошо, что часть водителей грузовиков уже впали в «предновогоднюю алкогольную спячку». Почти по Triton_у. Последние 100 километров пути движемся практически по снежной целине.

Идем «по приборам», видимость почти нулевая. Еле находим заметенный съезд на Вельск. В городе метель закончилась, заехали на старенькую АЗС Роснефть, долить бензин до полного бака.
В 20-15 финишируем у гостиницы «Сияние Севера» (Красная, д. 27).

Трехместный номер обошелся в 2850 рублей. В этот день уже никуда не ходили, легли спать. Дорога заняла почти 12 часов. Обычно за такое время летом мы проходим около 1000км, но тут зима, и совсем другие дорожные реалии.

День 2. 31.12.24 Вт. Вельск – Архангельск. Пробег 509 км.
Проснулись в 7 утра. Позавтракав в номере, в сумерках опять стартуем в 9-00. Вельск красиво украшен к Новому Году. В остальном это обычный провинциальный город, со смешанной застройкой: бараки, хрущевки и частный сектор.

Дорога обильно посыпана песком после вчерашнего снегопада. За пределами населенных пунктов дорогу тоже расчистили. Так мы ехали примерно до Березника, проезжая заброшенные деревни.

Дальше опять начинает мести, дорога снова не радует. Там где посыпали песком - грязь и снежная каша.
Где не посыпали - с приходом темноты дорога покрывается голым льдом.

Тут уже не просто скользко, а прям мега скользко. Стоит лишь чуть прикоснуться ногой к педали тормоза - стрекочет ABS. Так мы ползли почти до поворота на Холмогоры.

Рассчитывали доехать быстро, закупить продукты перед Новым Годом. Но нет, мы все еще ползем. Одно радует - машин мало, все уже, наверное, сидят и провожают 2024 год. Перекусили на Лукойле перед съездом на Холмогоры. Перед Архангельском дорога расчищена, большая 4-х полосная трасса. Въехали в город в районе 19-30 по мосту через Северную Двину.

Сквозь сугробы пробрались по улочкам и встали у гостиницы «Артелеком» (улица Шубина, д. 32). С 31.12 по 4.01 стоимость номера составила 17600р. Гостиница находится рядом со стадионом, в здании расположена пекарня, которая уже, увы, закрылась. Номер трехместный чисто номинально. По факту это обычный номер для 2х человек, где для ребенка поставили раскладушку. Но с учетом нашего позднего бронирования других вариантов не было (вернее были, но с ценой свыше 40 тысяч за 4 дня). Причем как среди гостиниц, так и среди квартир. Рантье – жуткие барыги, одним словом. Одно радовало - наш номер был со свежим ремонтом, как и сама гостиница. Спешно покидав вещи, направились в город, купить продукты, т.к. пока мы ехали, опорожнили холодильник почти полностью. К нашему глубочайшему сожалению все оказалось закрыто. До боя курантов оставалось от силы часа 2, и единственное заведение, которое подвернулось нам по пути, это была пекарня. И та уже закрывалась. Едва успели купить кирпичик белого хлеба, и с горя пошли прогуляться по набережной Северной Двины и центральной части города.

Несмотря на небольшой «минус» мороза, со стороны реки дул сильнейший ветер и началась метель. Но есть и плюс от такой «прогулки»: народа нет «от слова совсем», все сидят по домам и шинкуют оливье. А мы же, утирая сопли, по заветам Triton_’а, бродим по предновогоднему Архангельску. Напомнило кадр с кучей «иностранных специалистов» на Красной площади в Москве. Помните такой? Только вместо этих «спецов» теперь мы, в Арахнгельске. В промежутках между «залпами» снега осмотрелись вокруг.

На набережной размещено много памятников. Вот, например, отличный памятник советскому Адмиралу Н.Г Кузнецову. Причем, он очень гармонично смотрится со спины.
Как будто ветер дует со стороны реки и развевает шинель. Ей богу живой. Суда «припарковались» на зимнюю «спячку»
Свято-троицкий храм на берегу очень красив.

Классический памятник Петру и Февронии Муромским.

Прорываемся дальше сквозь горы снега к памятнику Авиаторам Севера.

Прообразом для скульптуры стал летчик первой категории, ветеран Первой мировой войны Константин Евсеевич Дедущенко. 4 февраля 1930 года он успешно совершил первый гражданский рейс из Архангельска в Сыктывкар. Полет длился более семи часов, с двумя посадками в Березнике и Котласе.
Метель все больше усиливалась.

На набережной также попадаются интересные скульптуры - вот, например, «Кудесник с алмазом» — это одна из пяти малых скульптур, расположенных на набережной.

Проходим мимо «серии» военных памятников.

Первый из них - тюленю – спасителю жителей блокадного Ленинграда и Архангельска. Замороженное мясо тюленей поставлялось в эти города во времена ВОВ по Дороге Жизни, что спасло много человеческих жизней.

Памятник Северным Конвоям, доставлявшим в СССР через Архангельск военную помощь от союзников по программе «ленд-лиза».
Колонна «Город воинской славы» с эпизодами из различных периодов истории города.

И веселые заснеженные скульптурки – портовые грузчики.

Инсталляция, изображающая эпизод из полярной экспедиции Георгия Седова
Памятный знак на мысе Пур-Наволок, месте, с которого начинался Архангельск (изначально Новые Холмогоры)
Есть и другие прикольные инсталляции.

Беседка Грина, воссозданная по старинным чертежам

Лежаки, простаивающие до лета

Как и суда, вросшие в лед
Ну и конечно Петр, с 500 рублевой купюры
На мой скромный субъективный взгляд, самым удачным памятником Петру является монумент в Петрозаводске в сквере на набережной. Он даже чем-то интереснее Медного Всадника. Тут же памятник не очень пропорциональный - постамент большой, а сам Петр маленький.
В просвете между домами виднеется здание проектных организаций, 1983 года постройки.

Бетонный советский небоскреб на целых 24 этажа, но выглядит довольно интересно.

Для этих болотистых почв его высота весьма существенная.

Ветер буквально валит с ног, поэтому сворачиваем с набережной в город
Тут тоже народу практически нет.
Прошли Свято-Никольский храм, 1904г.

Некоторые здания еще ждет реконструкция.
Метель уже разыгралась не на шутку,
Вдалеке видны здания Архангельского речного пароходства и собора Михаила Архангела

Идем в сторону гостиницы по проспекту Ломоносова,

Город украшен очень достойно, но людей почти нет.

Фактически на «флажке» мы успеваем вернуться в номер, соорудить наскоро стол из оставшейся нарезки, маринованных консервов, мандаринов и завалявшейся в холодильнике банки икры.

Вместо шампанского пошел «в ход» гранатовый сок. Так что, по заветам Triton_а, сегодня отмечаем «на сухую». Даже елку едва успели привести в «чувство». Бой курантов, и мы в 2025 году. Сразу ложимся спать, завтра продолжаем знакомиться с городом и окрестностями.
С Новым Годом, господа путешественники!

День 3. 01.01.25 Ср. Архангельск - Малые Карелы - Архангельск. Пробег 70 км
Учитывая ранний «отбой», встаем как можно раньше - в 7 часов утра.

Легкий завтрак последними остатками запасов из холодильника, и ранний выезд в 9 часов от гостиницы в сторону Малых Карел.

Забегая вперед скажу, что ранний выезд после новогодней ночи «на сухую» был очень правильным решением, но об этом речь пойдет позднее.
Город буквально спит, машин и людей практически нет на улицах, едем по левому берегу Западной Двины, ехать близко - около 25 км. На трассе машин тоже практически нет. Поставили машину на стоянку. Она была почти пустая, это очень важный нюанс, и двинулись к главному входу, открытому настежь (это тоже очень важная деталь, но и об этом потом).

Есть, правда, одна отрицательная сторона такого трекинга - в этот день избы были закрыты. Но мы уже посетили такое большое количество музеев деревянного зодчества, что воображение уже хорошо прорисовывает интерьеры всех этих изб, мельниц и церквей. Поэтому довольствуемся внешним осмотром.

Как бонус пока - практически полное отсутствие народа, только охранники Росгвардии встречают на входе в парк.
Все избы и мельницы были перевезены сюда из разных частей Архангельской области. Начали осмотр с Каргопольско-Онежского сектора.

Тут и шатровые мельницы и колокольни. Самая старая - из села Кулига Дракованова (XVIIIвек). Характерная особенность северных домов зажиточных крестьян - размер строений.

Они очень длинные – тут хозяйственная и жилая части находятся под одной крышей.

В избе одновременно расположенны баня, скотный двор и склад.

Так сокращаются расходы на отопление. Если посмотреть на это с другой стороны, в случае возникновения пожара сгорит все одновременно.

По длинному мостовому переходу переходим в Мезенский сектор.

Тут видим традиционные мельницы-столбовки, которые можно было вращать в направлении ветра.

По дороге в Пинежский сектор видим жилые дома, бани, амбары.
В мезенском секторе представлены строения из северо-восточной части Архангельской области. Тут жители в основном занимаются рыболовством. Опять традиционные избы. Однако есть очень необычные- с оригинально украшенными фасадами.
После осмотра всей этой красоты вернулись через Двинской сектор к центральному входу.

Прошли мимо самой высокой постройки Малых Корел - церкви Святого Георгия 1672 г.

Время было уже 13-30 и мы уверенным шагом двинули к выходу. И тут народ стал прибывать, а подойдя к выходу, мы увидели многометровую очередь за «бесплатными» билетами (оказывается надо было просто взять билет, наверно для учета посетителей). Очередь – как в музей динозавров в Сокольниках в 90-е. Если помните, был такой в Москве. Мы же прошмыгнули в первой партии до открытия касс «зайцами». Стоянка же просто ломилась от машин, даже выехать на дорогу было весьма проблематично.

В итоге с трудом выехали, поехали в д. Хорьково, посмотреть старинную Никольскую церковь.
Поставили машину на парковке около жилого дома, и пошли пешком к церкви.

От площадки рядом с ней открываются интересные виды на Северную Двину.

Летом или весной здесь, наверное, особенно красиво. Церковь уникальная, несколько раз подвергалась реставрации, очень старая.

Она стоит немного на отшибе, но, я надеюсь, системы слежения и видеонаблюдения не дадут повторить ей печальную судьбу храма в Кондопоге.
Обратная дорога в Архангельск ничем не примечательна, кроме проезда Малых Карел.

Там уже образовалась огромная пробка из машин.

Все-таки мы очень правильно проскочили рано утром и осмотрели этот музей. Приехали.

Поставили машину у гостиницы, и отправились гулять в центр.

В отличие от серой Москвы, покрытой реагентами, тут улицы просто завалены снегом.
Состояние некоторых исторических построек в городе, вызывают грусть.

В этом отношении еще предстоит довольно большой объем работы.

Пошли в сторону пешеходной улицы Чумбарова- Лучинского.
Это главная пешеходная артерия Архангельска, похожие улицы есть и в других городах.

ул. Вайнера в Екатеринбурге(как пример). Тут различные памятники, музеи и скульптуры.
Например, Сеня Малина, герой сказок С.Писахова.
Или телефонная будка
Козьма Прутков

Памятник русским жёнам – берегиням семейного очага

С улицы свернули в сторону набережной.
Рядом с Чумбаровкой обнаружили сильный памятник, посвященный событиям времен ВОВ.

Этот памятник был отлит на заводе в Смоленске. Он выполнен известным художником Сергеем Сюхиным, и представляет собой женщину и стоящую рядом с ней маленькую девочку, которая прижимает к себе куклу. Здесь представлены две фигуры - два поколения – мать и дочь, перед входом в бомбоубежище, чтобы спастись от смерти. У женщины в руках икона Казанской Божьей матери, которая является хранительницей Руси.
Петляя по переулкам, вышли к памятнику защитникам советского севера от интервентов

Елка у здания городской администрации украшена довольно интересно

Перекусив в До-До пицце, по Троицкому проспекту пошли к гостинице

Здания задекорированы в соответствие с текущим моментом истории:
Еще один символ эпохи разместили на фасаде ЖК «Империал» на улице Воскресенской. Это самый высокий жилой дом в городе:

Видно, что старые постройки постепенно вытесняют новые строения. Жалко, но с другой стороны людям тоже надо как-то жить в комфорте.

Иногда попадаются вот такие «шедевры» самостроя:

Интересно, в столице такое можно согласовать? На сегодняшний день программа закончилась, и мы залегли в гостиницу.
День 4. 02.01.25 Чт. Архангельск. Пробег 0 км.
В этот день встали попозже, сегодня начали работать музеи, и мы решили по ним пробежаться.

На улице опять было пасмурно, пошли по набережной в сторону здания Гостинных дворов. По пути на набережной еще раз осмотрелись на окружающую обстановку.
Вечером город выглядел явно интереснее.
Народ уже потихоньку начал выползать из домов на улицу.

Рядом с вечным огнем развернули выставку техники МЧС.

Некоторые ее экземпляры довольно интересны.

Купили билеты, зашли внутрь. Здание Гостиных дворов - старейшее в Архангельске.

Оно сочетало в себе торговые и оборонительные функции. В одном из залов на этаже размещена экспозиция посвященная новым территориям – ЛНР и ДНР.

Представлены вехи истории начиная с периода большевиков и до наших дней.

Экспозиция остальных залов довольно обширная - тут и предметы быта, и экспозиция посвященная освоению Севера.

Есть вообще уникальный экспонат - деревянный крест ручной работы, который сделал лично Петр, после того как спасся, попав в сильнейшую бурю, недалеко от Соловецких островов.

Тут же модели фрегатов, более 300 лет назад сделанные монахами Соловецкого монастыря.

и другие модели

Несколько залов посвящены Второй Мировой войне и северным конвоям.

Часть грузов, перевозимых в СССР по программе ленд-лиза, можно увидеть в этих экспозициях.

Другая часть экспозиции рассказывает о строительстве дорог , в частности старого тракта, соединяющего Москву и Архангельск. Тут и автомобили, и снегоочистительная и дорожно-строительная техника.

Отдельная временная экспозиция посвящена работе войск медицинской службы во время Великой Отечественной Войны.

Осмотр занял несколько часов, музей оставил очень хорошее впечатление. Тут есть все. Просто не перечесть.
Совсем рядом находится Северный Морской Музей. На улице уже вечерело, туда мы и отправились.

Экспозиция располагается на двух этажах. На первом -"Тысячелетие северного мореплавания". Она знакомит с важными моментами истории судостроения и мореплавания. Музей был создан сотрудниками Северного Морского пароходства.
Тут модели парусников, морские узлы, штурманские приборы и инструменты, фотографии и личные вещи участников экспедиций по Северному Морскому пути.

На втором этаже Архангельского морского музея размещена экспозиция, посвященная походу парохода «Челюскин».
Известная экспедиция, которая до определенного момента шла более чем успешно, но потом «что-то пошло не так» и все закончилось довольно печально, и участников пришлось снимать со льдин самолетами.

Экспозиция достаточно интересная, тоже надолго «залип», рассматривая ее.

Последним музеем на сегодня стал филиал Краеведческого музея на площади Ленина. Тут экспозиция посвящена природе Архангельской области.

Представлены чучела тюленей, оленей, бивни мамонтов, усы китов, ну и все в таком духе.

Сюда зашли скорее, из-за ребенка, ему было более интересно. На втором этаже фотовыставка с кадрами из разных интересных мест , в т.ч. Кенозерья, Мезенского района и пр.

Поужинав в кафе «Андерсон», отправились в сторону гостиницы, предварительно заскочив в музей Архангельского пряника , закупив козули на раздачу в качестве сувениров.

Так как музей Архангельского водорослевого комбината (его история берет свое начало еще со времен Николая II) был закрыт, то водорослями пришлось довольствоваться в виде сувениров, приобретенных на одной из официальных точек в ТЦ.
Пока шли к гостинице наблюдали на улицах процесс их расчистки от снежных завалов.

День 5. 04.01.25 Вс. Архангельск-Северодвинск-Архангельск. Пробег 118 км
Сегодня был намечен выезд в Северодвинск, главную верфь страны

Погода выдалась прохладной, в этот день было -16 С. Выехав пораньше, пересекли Северную Двину и домчали довольно быстро. Северодвинск известен в наши дни как центр атомного судостроения. Тут находятся заводы и предприятия, которые осуществляют постройку, и последующий ремонт и обслуживание Российского атомного флота.

В первую очередь это Севмаш (Северное машиностроительное предприятие, бывший судостроительный завод №402) и центр судоремонта «Звездочка» (бывший завод №893) . Внутрь них простым туристам, естественно, не попасть, но мимо одного из них мы проследуем.
При въезде в город может показаться, что он находится в упадке, ощущается некоторая разруха на окраинах, но это ощущение первично и оно обманчиво. Город развивается, строятся новые здания, в т.ч. и жилые. Среда для жизни сосредоточена в двух локациях – острове Ягры и в центре. Туда мы и поехали.
В центре города нас интересовал краеведческий музей. Музей очень интересный, с душевными тетями-сотрудницами.
Экспозиция в залах рассказывает обо всем и понемногу. Тут и предметы советского быта и интерьера, посуда, игрушки.

Увидел некоторые вещи, знакомые еще с детства.
Отдельный зал посвящен освоению и строительству города. Город был основан в 1936г около поселка Никольское Устье. В этом году первые бригады строителей прибыли в поселок, и стройка пошла ударными темпами.

Был основан поселок Судострой.

В 1938 году он разросся и был переименован в г. Молотовск, а в 1957 получил название, сохранившееся по сей день- Северодвинск.
Во время Великой Отечественной Войны город обеспечивал ремонт боевых кораблей Северного флота и иностранных конвоев. Кроме того, Молотовск принимал грузы, доставляемые в СССР по ленд-лизу.
Интересна и отдельная фотогалерея в одном из коридоров музея, посвященная трудовым будням работников Севмаша.

Часть экспозиции рассказывает о жизни поморского села Нёнокса.

Поскольку сейчас оно является закрытым (граничит с действующей в/ч), а наша поездка вышла спонтанной, то пропуска через музей заказать мы не успели, Нёнокса в этом заезде была только такая. Отдельный зал посвящен подводным лодкам, сын даже «запустил» МБР.

Музей оставил очень приятное впечатление.
Покружили по городу и поехали в Ягры. При перемещениях по городу можно наблюдать типовую застройку как в стиле сталинского ампира,

так и бараки вперемешку с современными малоэтажными зданиями.

На острове Ягры нас интересовала набережная им А.Ф Зрячего. Она начала создаваться в 1982 году по инициативе директора машиностроительного предприятия "Звездочка". Мы припарковали машину, и отправились пешком к Белому морю. Солнце уже садилось, и можно было наблюдать интересное оптическое явление – солнечный столб, возникающий, если солнечный свет на закате или рассвете отражается от оснований плоских ледяных кристалликов, ориентированных параллельно земле.

Такие кристаллы есть в перисто-слоистых облаках, которые идут на высотах в несколько километров.

Солнце должно находиться сзади облаков.
Лучше всего столб виден, когда солнце немного скрыто за горизонтом, например за домом, как сейчас, и не засвечивает обзор:

Кроме того, температура воздуха должна быть в районе 20 градусов. Такое явление можно увидеть в районах Сибири или Крайнего Севера. Северодвинск еще со времен СССР был приравнен к Крайнему Северу, для повышения зарплат жителей. Фактически же Крайним Севером не является.

На набережной расположен памятник англичанину Ричарду Ченслеру, который высадился на остров Ягры в 1553 г.

Его высадка послужила началом торговых отношений с Европой. Море выглядело сурово, и сильно отличалось от того, что мы видели раньше на Соловках и в Рабочеостровске.

Нагромождение льдин и сильнейший, «соплевышибательный» ветер
Чтобы окончательно не превратиться в пингвинов:

решили пройтись по пляжу вдоль кромки воды.

Посмотрели на карту, увидели мемориальный комплекс в северной части острова. Решили не возвращаться к машине, и пройти до него пешком. Расстояние явно не принималось во внимание.

В быстром темпе, сдуваемые cберега ветром, все-таки добрались. Один из военных монументов посвящен гибели атомохода «Курск» в августе 2000года.
До сих пор помню тяжелые события того времени
Мемориал, посвященный памяти жертвам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

Пейзажи Белого моря завораживают даже зимой:

Спасаясь от сильного ветра, обратно пошли через сосновый бор, по большой ягринской тропе.

По пути попадаются стенды, рассказывающие про обитателей этого природного уголка. Например, про муравьев:
Муравейники огорожены вот такими металлическими конструкциями:

Уже в сумерках вышли к ЖК «Звездочка», зашли в «Пятерочку», наконец-то пополнили запасы провизии. Снега на острове навалило прилично.

Окоченевшие, сели в прогретую машину (спасибо автозапуску). «Намотали» по пляжу мы не очень много, всего 7,8 км, но из-за сильного ветра ощущалось, что прошли не меньше 15 км. Проехали мимо празднично украшенной проходной Севмаша.

Перекусить заехали в ресторан «Рагу» ( ул. Ломоносова, 98А).

Место понравилось, напоминает московский «TheБык».

Мне как любителю мяса, зашло. Взяли себе стейки и супы.

Назад поехали по окружной улице в сторону Архангельска.
Северодвинск нам очень понравился. Мне он чем-то напомнил Нижний Тагил, в хорошем смысле. Когда-то путешествуя по Уралу, мы заезжали в него.
Можно прочитать мои впечатления тут:https://autotravel.ru/v_report.php/2112
Так и сейчас, Северодвинск оставил ощущение промышленного центра области, но не забытого всеми, а развивающегося, хотя сначала произвел впечатление довольно мрачного города.

День 6. 04.01.25 Сб. Архангельск - Холмогоры-Вельск. Пробег 538 км
В Архангельске все интересующее нас мы посмотрели, пора выдвигаться в сторону дома. Завтракаем, грузим вещи в машину и в 10 часов утра стартуем.

Погода немного улучшилась - потеплело. По пути по плану был заезд в Холмогоры - родину М.В Ломоносова и древнюю столицу Поморья. Это одно из самых старых поселений на берегу Северной Двины.

Как известно, позже новым центром кораблестроения стал Архангельск, из-за своего более удобного расположения. Трасса чистая, небо ясное. До Холмогор порядка 100км, добрались достаточно быстро. Село дало название трассе М8, но сейчас находится в упадке. На въезде в Холмогоры видим Спасо-Преображенский собор.

Он сейчас в плачевном состоянии, реставрация остановилась, так и не дойдя до логического конца. Нас же интересовал музей Ломоносова, расположенный в одноименном селе.
Прочитав на сайте инструкцию как до него добраться
https://lomonosovomuseum.ru/kak-dobratsya-do-lomonosova
,стало понятно, что это нужно делать по ледовой переправе, которая из–за высоких температур в январе на тот момент была закрыта.

Оделись потеплее, оставили машину на берегу, и решили форсировать Северную Двину по рукаву Курополка пешим порядком. Расстояние от одного берега до другого тут порядка 900метров. От противоположного же берега до музея было еще 2,7 км. В общем, ничего «военного». Фарватер переправы размечен вешками:

Преодолели переправу, дошли до входа в село.

Неподалеку установлен памятник ученому и мемориал. А также здание Фабрики холмогорской резьбы по кости и Профессиональное училище № 27 имени Н. Д. Буторина.

Как известно, Холмогоры славятся своим косторезным промыслом, с экспонатами мастеров мы познакомимся в музее. И вот мы добрались до входа в музей.

Экспозицию решили осматривать самостоятельно и не прогадали - впереди была группа с несколько занудным экскурсоводом, а залы дома очень тесные. Но, как говорится, «на халяву и уксус сладок», послушали. «Экономика должна быть экономной — таково требование времени» (С)

В музее представлены предметы быта того времени, разные замки,
сундуки,
элементы оград, прялки, терки самовары и т.д.

Экскурсовод параллельно рассказывал про жизнь Ломоносова, его отъезд из села в Москву,

затем в Европу, химическую лабораторию в Питере,

генеалогическое древо семьи Ломоносовых и его потомков и т.д.

Но самый интересный (на мой взгляд )зал в помещении – в котором представлена экспозиция предметов творчества мастеров резьбы по кости.

Тут представлены очень достойные, вызывающие восхищение экспонаты.

Шахматы и шашки просто удивительны, глаз не оторвать:
Насколько скрупулезно проработаны все детали:

Фотографии тоже весьма интересны. Поскольку небо в этой поездке было все время мрачно –свинцовое, то северное сияние будет только таким:


В общем, музей весьма неплох, что подтверждает табличка на выходе:

Неподалеку от входа в усадьбу расположена Михайловская церковь,

а чуть вдалеке видны купола Церкви Димитрия Солунского.

Виды на рукава Северной Двины и окружающие просторы довольно неплохие:

Еще одно неказистое, но знаковое строение по дороге к причалу – дом художника В.Т. Узикова.

В остальном строения достаточно типичны для старинного села.

Интерес вызвали дома, нижний этаж которых сложен из арбалитовых панелей, использовавшихся в массовом строительстве хрущевок.

Загуглил и выяснил, что они построены в начале 90-х.

Пошли назад в сторону переправы.

Это вид от берега на Холмогоры. Вдалеке виден храм без куполов.
Пока шли по льду, показалось, что промоины на несколько увеличились. Все-таки морозов сильных не было. Может просто показалось.

Общий путь «на круг» составил 7,3 км.

Сели в машину и поехали в само поселение. Тут нас интересовал краеведческий музей.

Приехали к нему в районе 14-20, как мы выяснили, он работал до 15ч. Поэтому долго «не телились» и пошли смотреть. Экспозиция в принципе достаточно типична: предметы быта,

минералы, жизнь Ломоносова, советская эпоха.

Мне показались интересным именно сами интерьеры дома, в котором расположен музей. Этот дом довольно старый и необычный. Старые печи, обложенные плиткой, вызвали интерес.

Есть зал, посвященный периоду ВОВ, и сельскому хозяйству района. В частности -холмогорской породе коров.

И, как закономерный финал жизненного цикла сабжа,

тут же во дворе установлен памятник, напоминающий могильную плиту:
Сочетание увиденного орудия на последнем стенде экспозиции, и памятника перед входом в музей, напомнило вот это:

Но, не будем о грустном.
Осмотрев в Холмогорах интересующие объекты, выдвинулись в сторону Вельска, где был забронирован номер в мини-отеле «Кают-Компания» (ул. Революционная 105) . Обратная дорога до Вельска ничем не примечательна, преодолели оставшиеся 440 км, и в 21-30 мы заселились в гостиницу.

День 7.05.01.25 Пт. Вельск-Москва. Пробег 737 км
Дорога назад не представляет особого интереса. Позавтракали припасами и выехали в 9-00 . От Вельска до самой границы Московской области дорога почищена.
Рамки весового контроля на дорогах множатся, как грибы после дождя.

В 15-53 обходим Ярославлский НПЗ,

и утыкаемся в серьезные пробки перед Переславлем Залесским.

В 19-50 только подъехали к пересечению с ЦКАД.

На дороге, щедро посыпанной реагентами, грязь и слякоть. В 21-34 финишировали у дома, поездка завершилась.
В целом эта поездка вышла душевной, особенно понравился зимний новогодний Архангельск. Он мне чем-то напомнил Петрозаводск, хоть я и не был в нем зимой.
В тоже время, этот небольшой выезд позволил «разгрузить» на будущее Кенозерско-Карельское направление, чтобы избежать лишних перепробегов при очередном, планируемом, выезде в Карелию.
Всех же, кто дочитал до конца, поздравляю с прошедшими праздниками, желаю увлекательных путешествий, удачи на дорогах и в жизни!

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.