Откуда: Москва Когда: 10/2022
По маршруту: Осташков
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: MANUL78
Осташков и окрестности.
В прошлые входные, будучи в Вышнем Волочке, нам удалось посетить музей стекла от погибшей фабрики «Красный май». В разговоре с довольно словоохотливой смотрительницей музея, мы упомянули, что вышневолоцкие коты весьма милы и многочисленны. На что смотрительница нам ответила: «А вы, видимо, не бывали в Нило-Столобенской пустыни, в Осташкове? – вот там, действительно, много котов. Больше 100!».
Эта важнейшая информация была принята к сведению и «упала на благодатную почву». Зная об этой повышенной кошачьей концентрации, решено было посвятить будущие выходные посещению Осташкова и, естественно, Нило-Столобенской пустыни. К тому же (стыдно такое не знать, но факт, - я не знал!), Осташков расположен на берегу знаменитого озера Селигер, а его, конечно, обязательно нужно увидеть.
«Были сборы недолги...». В среду через уже привычное «Авито» забронировали квартиру в Осташкове на двое суток (по 1500 рублей за ночь) и стали ждать пятницу.
В назначенный день, я пораньше ушел с работы, забрал Аню и Катю, и мы погнали в сторону Осташкова по уже привычной по прошлым выходным М-11. Дорога сегодня неблизкая, до места назначения - 390 километров.
Но М-11, несмотря на дикую стоимость начального «концессионного» участка с 15 по 58 километра (не перестаю удивляться - 1200 рублей!!!), обеспечивает быстрый «телепорт» до самого Торжка. Поэтому время прибытия в Осташков навигатор определил, как вполне «человеческое», примерно 8 часов вечера.
На объездной Твери остановились у кафе тверской сети быстрого питания «Chicken House». Все оказалось весьма вкусным. Вполне удачное место для быстрого перекуса.
После Твери со старой «ленинградки» М-10 на быструю М-11 уже не съезжаем и, проехав Торжок, сворачиваем на местечковую дорогу Торжок – Кувшиново – Осташков. На удивление, несмотря на полное отсутствие освещения, эта двухполосная дорога оказалась очень быстрой – асфальт хорош (за исключением 30-икилометрового ремонтируемого участка в 20 километрах от Осташкова) и трафик минимален.
Из Кувшиново (полдороги между Торжком и Осташковом) созвонились с хозяином квартиры и подтвердили свой приезд в 8 вечера.
Хозяин встретил нас и показал квартиру – без восторгов, но все нормально, за 1500 – сойдет! Жить мы будем на втором этаже в пятиэтажке.
Перетаскали вещи, разместились и пошли, по нашей традиции, в магазин за продуктами, естественно, в поисках местного продуктового «специалитета». Идти пришлось по темным дворам и грязным закоулкам с огромными лужами. Ндя... Первое впечатление о городе – «не очень».
В местной «Пятерочке» «специалитет» отсутствовал. Ну, и ладно. Поужинали запасами, взятыми из дома и улеглись спать. Завтра – крайне насыщенный день.
Утром, после завтрака, уточнили наши планы. Они такие – осмотреть Осташков, съездить в Волговерховье на исток Волги и, естественно, в Нилово-Столобенский монастырь, к котам. А еще на железнодорожный вокзал Осташкова в 12.50 прибывает ретро-поезд из Бологого, ведомый паровозом. Паровоз в действии тоже очень бы хотелось увидеть.
В общем, дневной план получился такой: сначала едем в Волговерховье (это максимально удаленное от Осташкова место), затем смотрим паровоз и гуляем по городу, ну, и после этого в – Нилову пустынь.
Погнали! До Волговерховья от нашего дома 70 километров, из них больше 20 – по грейдеру, описанному в интернете, как очень «тряский». Начало дороги – аналог вчерашней трассы от Торжка – великолепный асфальт и полностью отсутствующий трафик.
Сначала я скромничал, боясь дорожных камер, а потом, поняв, что их здесь совсем нет, поехал довольно быстро, около 130 км/ч. В селе Свапуще сворачиваем с асфальта на грейдер. Он оказался просто отличным! Спокойно можно было ехать 60-80 км/ч. А места - просто чудо, как хороши.
Еще 20 минут по этой красивой лесной дороге, и мы на месте. Паркуемся на небольшой стоянке, окруженной сувенирными ларьками. Похоже, время посещения истока Волги было выбрано правильно – народа почти нет (кроме нас – всего одна машина с туристами, да и та собирается уезжать). Как там говорится: «кто рано встает...».
Просто здорово оказаться в таком месте и без толп людей!
Официально, да и реально, могучая русская река Волга начинается именно здесь! Погуляем, посмотрим. Это – первый мост через Волгу.
Не очень большой!
И где еще, как не в этом месте, можно просто перешагнуть Волгу? Нигде! Так, что – вперед!
Успешно! Теперь – Аня и Катя!
Отличный опыт! Не каждый может похвастаться «перешагиванием» великой реки.
А теперь настало время посмотреть, где конкретно начинается Волга. Это место – обычный родник, вытекающий из-под земли.
Проходим в арку
и по дощатому тротуару, приподнятому над болотом, идем к месту, где родник выходит на поверхность земли.
Вот, оно начало самой большой реки Европы, длиной 3690 километров. Вот этот маленький заболоченный родничок, вытекающий из-под двух деревьев.
В самом начале, построена маленькая часовенка с небольшим причалом.
На причале стоит привязанное на длинную веревку ведро. Можно зачерпнуть воды из Волги.
Вода ледяная.
И коричневая.
Настало время вернуть взятую воду обратно в Волгу. Йуу-хууу!
Аня, конечно, тоже захотела зачерпнуть воду из Волги.
И, конечно же, вылить ее обратно! Йуу-хууу!
Классный аттракцион! Надурачившись с водой, идем обратно.
Исток Волги – просто офигенное и очень атмосферное место. Нам всем очень здесь понравилось.
Недалеко от парковки расположен Ольгинский монастырь. Пока мои девушки рассматривали сувенирные лотки, я туда заглянул. Безлюдно и как-то спокойно.
Преображенская церковь, построенная в начале ХХ века, довольно красива.
Купили сувениров. Продавцы по секрету поведали нам, что, «вроде как, кое-где», в здешних лесах появились опята. Решили – остановимся где-нибудь по дороге между Волговерховьем и Свапуще – поищем.
Пора в путь! До свидания, Волга.
На обратном пути стали довольно часто попадаться машины, едущие в сторону Истока. Народ прибывает. Правильно мы сделали, что приехали пораньше.
С погодой сегодня невероятно повезло!
Как и хотели, остановились на обочине лесной дороги и на 5 минут зашли в лес. А вдруг мы действительно найдем опята? Не нашли (правдива-таки поговорка – места надо знать!). Вот наша единственная находка.
Несъедобный, зато красивый.
Выехали на асфальт и погнали в сторону Осташкова.
За 10 километров до города остановились – здесь есть кое-что интересное.
Во-первых – пирамида Голода. Именно так, с заглавной буквы. Потому что Голод – это фамилия.
Инженер (с трудом верится) Александр Голод возвел несколько таких пирамид. Это, в его понимании, - «энергетические пирамиды», преобразователи и накопители «биоэнергии». Что такое «биоэнергия» науке не известно. Ну и ладно. Выглядит эта конкретная пирамида сильно необычно, а сделана она из какого-то полимерного материала, отдаленно напоминающего по фактуре бетон. 22-метровую пирамиду установили здесь в 1997 году.
И, наконец, во-вторых! Во-вторых, рядом с пирамидой расположен знаменитый рыбный рынок. Здесь можно купить рыбку, пойманную в Селигере (да, и не только). Он – через дорогу от пирамиды. Идем туда.
Глаза разбегаются от изобилия! Все выглядит невероятно вкусно. Вот «местные» жители – окуньки, лини и судаки.
А вот, на мой взгляд (хоть я, честно говоря, и не особо разбираюсь в рыбе), не очень «местные»: морской житель терпуг, угорь (хотя, по рассказам продавцов, оба «здешние», селигерские. Но что-то гложат сомнения, особенно про терпуг) и форель из Ниловой пустыни.
Вкуснятинка-свежатинка! Не могу сказать, что цены очень высокие. На 1000 рублей мы приобрели окуня, судака, линя и терпуга. А в довесок нам дали пакет сушеной мелкой разнорыбицы (вот она – стопудово местная!).
А теперь – быстро мчим на Осташковский железнодорожный вокзал. До прибытия ретро-поезда с паровозом осталось 20 минут.
Успели!
В ожидании поезда погуляем по станции.
Это вычурно-прекрасное сооружение – вокзальный туалет.
Станция Осташков находится на линии Бологое – Великие Луки. На прошлой неделе мы посещали историческую станцию Куженкино – она тоже расположена на этой ветке.
Как и Куженкино, Осташков – очень приятная станция.
Мы, конечно, не братья Люмьеры, но готовы создать шедевр, похожий на их знаменитое творение – «Прибытие поезда». Вот уже слышен паровозный гудок, ретро-поезд близко!
А вот и он сам показался.
Честно говоря, как-то у него это не «театрально» получилось: без шума, пара и прочих ожидаемых от паровоза атрибутов.
Паровоз, конечно, красавец. Но его прибытие на станцию, честно говоря, немного разочаровало. Чуть-чуть сгладил впечатление момент, когда паровоз отцеплялся от вагонов – гудок, свист и клубы пара – все как положено.
Но это длилось совсем недолго, секунд 20.
Правда, это навело нас на мысль. Если паровоз так «невзрачно» прибывает на станцию, значит он уж точно «красиво» должен уезжать с нее. По расписанию,это должно произойти в 15.00. Приедем-ка мы еще разок сюда, к этому времени! Посмотрим, что из этого выйдет.
Пока же поедем гулять по Осташкову. Вчера вечером город произвел на нас грустное впечатление своей неухоженностью. Может, сегодня впечатление изменится?
Осмотр города решили начать с набережной озера Селигер – по-моему, беспроигрышный вариант. Пока мы едем, поведаю краткую историю этих мест.
В период Средневековья на острове, что напротив современного Осташкова, существовал укрепленный литовский поселок Кличен. В ходе междоусобиц между Великим Княжеством Литовским и Московским государством город отошел к московским князьям. Это событие упомянуто в хрониках 1371 года. По местному преданию, после боевых действий, в разрушенных укреплениях остался единственный житель по имени Евстафий Осташко. Он перебрался на берег озера и стал основоположником селения - слободы, позже названной в его честь. А остров Кличен и по сей день сохранил наименование исчезнувшего литовского поселка.
В XV-XVIII столетиях Осташковская слобода принадлежала к владениям Иосифо-Волоцкого монастыря. Известно, что здесь процветали рыбная ловля (ну, а как по-другому?), кожевенное дело и другие ремесла. Хорошо укрепленный город сумел отразить атаку польско-литовского войска в смутном 1610 году.
В 1770 Осташков по указу Екатерины II приобрел статус уездного города Тверской губернии. В тот период улицы украсили дворянские усадьбы и красивые бульвары. Появились школы, духовные училища, был даже создан народный театр. В 1772 году, вслед за городским статусом Осташков получил и герб (тоже благодаря матушке-царице).
Вот его описание того времени: «Осташкова слобода, жители сей слободы, между прочихъ промысловъ, имѣютъ своё пропитаніе отъ изобильной ловли тутъ близъ лежащего озера, что тако въ гербѣ изображено »
В годы Советской власти Осташков оставался провинциальным районным центром Калининской области. Во время Великой Отечественной войны линия фронта до города не дошла. Хотя Осташков и подвергался налетам немецкой авиации, здесь сохранилась старинная застройка.
Осташков расположен на Валдайской возвышенности, на южном побережье озера Селигер. Местные холмы и впадина, ставшая впоследствии озером, - результат движения ледника отступившего происходившего около 20 000 лет назад. На озере множество островов, покрытых лесами. На крупнейшем из них - острове Хачин (3000 гектаров!), в свою очередь, есть 13 собственных небольших озер, богатых рыбой.
В общем – заповедные края и сейчас Осташков, можно сказать, город-курорт. Сюда едут и те, кто хотят насладиться природными красотами (город с окрестностями, озеро Селигер), и те, кто предпочитает «религиозный» туризм (Нилова пустынь).
А мы, тем временем, доехали, припарковались на переулке Льва Толстого и вышли на набережную.
Безоговорочная красота!
Набережная Селигера благоустроена на небольшом промежутке. Но место это очень клевое.
Прогулявшись, уходим с набережной в «город». Осень сегодня великолепна.
А кое-где, несмотря на почти середину октября, еще и яблоки не собраны.
Вот и первый осташковский кот. И сразу «удачный» вариант: тискательный и дружелюбный.
А тут и еще один подошел. И тоже классный. Точнее – классная. Это – кошка.
Аня с удовольствием их всех перетискала.
Кстати, котов Аня тискала рядом с довольно интересным памятником – Леонтию Филипповичу Магницкому, уроженцу Осташкова, автору первого в России учебника по математике.
Вот, оказывается, как! Человек, который изобрел термины «множитель», «делитель», «триллион» и многие другие основополагающие в математике понятия, родился и жил здесь, в Осташкове.
Пока девушки наслаждались обществом кошек, я сходил к единственной оставшейся от Знаменского женского монастыря XVII века, Знаменской-же церкви, постройки конца XIX-начала ХХ века.
Вполне себе!
Аня и Катя, наконец, оторвавшись от кошек, пошли мне навстречу.
Вокруг Знаменской церкви расположены одноэтажные, довольно старые жилые дома, объединенные общим адресом – «рабочий городок». Только мы замедлили шаг, проходя по этому «рабочему городку», как были окружены котами.
Создается впечатление, что ее любовь к кошкам небезответна.
Дальше едем в центр. Встаем в начале улицы Володарского.
Несмотря на разруху, окружающие дома красивы.
Рядом расположен довольно приличный по размеру парк Свободы. Прошлись по нему. Золотая осень, как она есть!
«Золото» и на деревьях, и на земле.
Встречает нас в парке памятник В.И. Ленину. Темный, мрачный.
Просто игра света и тени. За ним - колокольня церкви Спаса Преображения.
Преображенская церковь была построена в Осташкове в 1762 году на месте захоронения защитников города, погибших во время польско-литовской интервенции Смутного времени. Колокольню пристроили позже, в 1789-м. Но в конце 1930-х собор разобрали. А колокольня осталась. Красивая.
На выходе из парка подошли к памятнику партизанам.
И тема неизбитая (памятник партизанам не часто встретишь, по сравнению с тем же Лениным), и сам памятник, установленный в 1958 году, хорош.
Выходим из парка и по Евстафьевской улице идем к Селигеру. Улица, кстати, недавно была «облагорожена».
И все бы ничего, улица приятная, но дома вдоль нее – ой-ой-ой, в каком состоянии.
Часовенка понравилась.
Это часовня Ксении Петербургской. Построена в 1891 году в память о Ф.К.Савине, попечителе общественной пожарной команды города Осташкова. Забавно, что в советские годы в часовне разместили керосиновый склад. Я думаю, попечитель пожарной команды Савин в гробу перевернулся от такого.
Виды с Евстафьевской улицы, во многом, стереотипны для «глубинки», к сожалению.
А ведь здесь, действительно, можно (и нужно) сделать красиво. Просто нужны деньги. И немалые. Но это – вряд ли...
Дошли до конца улицы. Сначала думали, что отсюда дойдем пешком до дамбы, ведущей на остров Кличен. Однако, оказалось, что идти надо будет больше километра в одну сторону. Поэтому план переиграли – возвращаемся к машине и к Кличену поедем на ней.
Но по дороге до машины заглянем, посмотрим пару старинных соборов – Воскресенский и Троицкий. Они тут рядом.
Начали с Воскресенского, а точнее – с его колокольни.
Прекрасная «свечка». Напоминает ярославско-ивановские «образцы». И это неспроста. Оба собора, построенных на старинной Соборной площади Осташкова относятся к ярославской школе зодчества. Датируются постройки XVIII веком.
Сам Воскресенский собор находится в грустном состоянии и перспектив на его изменение, на мой взгляд, нет. А жаль.
Кстати, подобраться к собору – та еще задача (он огорожен глухим забором). Я ее не решил.
Какими-то дворами, между деревянных сараев,
я вышел ко второй церкви – Троицкой. Здесь дела обстоят получше.
Как ни смешно, положение спасает краеведческий музей, расположенный в храме. Ремонт, конечно, нужен и этой церквушке, но она здорово выглядит и в таком виде. Хотя, может, это прекрасная погода так влияет на мое восприятие.
Колокольня Троицкого храма резко отличается от своей «коллеги», колокольни Воскресенской церкви.
Это уже не «ярославская» школа, а самое настоящее барокко. Но хватит!
Пойду догонять своих девушек (они смотреть со мной церкви не пошли) по невероятно уютным осташковским улицам.
Идем мы к одной очень интересной достопримечательности – Вальскому столпу. Именно так – «вальскому», не валлийскому, так как с Уэльсом Осташков ничего не связывает.
Вот и он.
У этого «столпа» довольно занятная история.
На самом деле, это часовня-обелиск Смоленской иконы Божией Матери, Часовня-обелиск стала называться Вальским столпом, потому что была поставлена у валов, на месте прежних городских ворот. В 1770 году, во время реконструкции города, по указу Екатерины II, уничтожили старинные городские валы (оставшиеся в наследство от осташковской крепости), ставшие ненужными. Однако местные жители не хотели, чтобы память о защищавших город валах пропала вместе с их исчезновением. Горожане собрали средства и согласно разрешению тверского архиепископа Иосифа в 1789 году поставили часовню-обелиск.
Рядом с часовней есть несколько старинных домов. Вот этот дом с мезонином – старинная усадьба художников Митиных-Потаповых.
Построена она в 1830-х годах. Как же дико выглядят здесь современные пластиковые стеклопакеты!
На парапете этого дома нашелся шикарный представитель семейства кошачьих.
Естественно, он был не обделен Аниным вниманием.
Садимся в машину и едем дальше. Следующая остановка – пляж! Ехать примерно 5 минут. Паркуемся у Богородицкого монастыря, рядом с началом дамбы, ведущей на остров Кличен. Дальше на машине нельзя.
Бегом на пляж!
Селигер прекрасен!
По-моему, после увиденного, у нас есть примерно миллион поводов, чтобы оказаться здесь летом. Один из них - наверняка купаться тут здорово! А пока – просто погуляем по этому прекрасному месту.
Ну, и подурачиться, конечно, надо.
После пляжа пошли к машине. Еще один взгляд на прекрасное озеро.
Место, где мы находимся – узкий полуостров. Поэтому в противоположную сторону тоже виден Селигер.
Я решил прогуляться до Кличена. Хотя бы до самого его начала. Идти метров 500. Судя по количеству людей, это одно из главных мест прогулок горожан.
Виды вокруг мегагалактические!
Дошел до моста через протоку в дамбе. Впереди – Кличен, начало начал Осташкова. От старинного поселения на этом острове ничего не сохранилось. Фактически сейчас это лесопарк.
На мосту через протоку остановился.
Как не банально это звучит, просто полюбоваться. Золотая осень, однозначно, мое любимое время года. А золотая осень около большой воды – вообще «космос»!
Дальше не пойду, «красотометр» и так зашкаливает. Возвращаюсь к машине.
Время подбирается к 15.00, а это значит, что нам пора опять ехать на вокзал, смотреть отправление паровоза с ретро-поездом. Погнали!
По дороге остановились у старинной и сейчас заброшенной пожарной части.
Какая красота! Каланча, кстати, деревянная.
Здание, как это тогда называлось, «пожарного сарая» и пожарной каланчи были построены в 1869 году. А предназначались они для первой в России добровольной (то есть, непрофессиональной) пожарной дружины. Она была организована в Осташкове в 1843 году.
По-моему, просто необходимо срочно взяться за реставрацию этой «пожарки» и спасти эту красоту!
В 14.55 паркуемся у вокзала. Успели! Поезд на месте, стоит, раскочегаривается.
Паровоз издает одному ему понятные звуки – что-то булькает, щелкает через равные промежутки времени, иногда посвистывает.
Наступило время отправления. Щелчки прекратились, черный дым из трубы усилился.
Гудок! Его рев перекрыл вообще все звуки! Круто!
И тут началось действо! Все звуки точно, как в старинных фильмах. Пар вокруг!
Пошел, красавец!
Отправление паровоза оказалось в 100 раз интереснее его прибытия. Это просто суперское техническое шоу. Я честно говоря, пообещал себе впредь не относиться пренебрежительно к «Лебедянкам» - именно такой мы сейчас наблюдали. Просто этот тип паровозов набил уже некоторую оскомину – большинство паровозов-памятников – именно «Л»-ка. Но в движении «лебедянка» - это мощь и красота.
Нам всем очень паровоз понравился, хотя, конечно, Аня его немного побаивалась.
Прошлись еще немного по вокзалу. Порадовал домик с названием «кипяток».
Что-то тоже, похоже, из паровозной эры. Набрать кипятка не удалось. Не было тары))).
Дальше заскочили домой на техническую остановку и поехали в одну из главных точек притяжения нашей поездки – обиталищу 100 кошек и, по совместительству, монастырю, - Ниловой пустыни. До нее не очень далеко – 25 километров. Полчаса - и мы уже на стоянке перед монастырем.
Нило-Столобенская пустынь - православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобном на озере Селигер. История монастыря началась в 1528 году, когда на острове поселился отшельник по имени Нил. К тому времени он уже был известен – по преданиям он мог исцелять людей от хвори, а также спасать от штормов. На острове Нил прожил 27 лет. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. Причем жил, соблюдая один обет – не принимать горизонтального положения, то есть, не лежать. За 27 лет он так ни разу и не ложился (даже спал стоя, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену). После смерти Нил завещал построить в этом месте монастырь, что и было сделано. Монастырь постепенно рос и развивался. К 1917 году он включал 5 церквей и 25 хозяйственных построек. Берега острова были укреплены гранитными набережными. В общем, монастырь представлял собой настоящий «город монахов». К сожалению, в советское время все это разорили и долгие годы монастырь стоял заброшенным.
С серединых 1990-х и до конца 2010-х в монастыре велась крупная реставрация. Сейчас же – почти все как было в начале ХХ века, хотя восстановление еще продолжается. Ну, что же, посмотрим!
Стоянка машин находится на берегу Селигера и виды с нее хороши. Особенно в такой солнечный осенний вечер.
Остров Столобный сейчас соединен с берегом Селигера мостом метров в 100 длиной. Чтобы попасть в монастырь надо пройти по нему. Идем!
Народа прилично (на стоянке 4 автобуса для «организованных» туристов). Но в основном все уже выходят из монастыря. И это отлично – значит, наш «тайм-менеджмент» оказался верным.
Еще немного красоты.
Только войдя на остров, у ворот монастыря, видим первую «котоласточку».
Общительный, добрый. Все, как надо! Похоже, мы не ошиблись с адресом)).
Заходим в монастырь.
Строгий, почти питерский классицизм. Дошли до «главной» монастырской площади.
И тут, в углу площади, у ремонтируемого здания трапезных палат мы видим их! Кошки! Аня к ним подошла, сказала магическое заклинание «кис-кис-кис» и их число удвоилось, а может, и утроилось – кошки начали вылезать изо всех щелей. Вот оно, счастье!
Быстро скормили взятый с собой пакетик с кормом.
И девушки побежали к машине – там еще 6 пачек корма. Накормим всех!
Пока они ходили за кормом, я решил слазить на колокольню. Смотровая площадка Богоявленского собора Ниловой пустыни многими путеводителями считается одной из лучших «смотровых» в России. Проверю!
Заплатил 50 рублей за вход и полез наверх. Признаюсь, путеводители не врут. Действительно, красиво.
Насмотревшись, спустился с колокольни. Аню от котов не оторвать. Кормление и тискание в самом разгаре.
«Нет, ты должен сидеть здесь!»
Котоцаревна Аня и ее верноподданные.
Через некоторое время, наконец, удалось увести Аню от котов. Надо идти дальше. Обойдем монастырский остров по кругу.
Слова, мне кажется, здесь излишни.
Опаньки! Еще один!
Солнечный кот.
И тут мы опять «зависли».
Аня сказала, что мы – как хотим, а этого кота она берет с собой домой.
Действительно, клевый кот.
Ладно Подождем немного, пока Аня пообщается. С котом. И пойдем дальше.
А кот пошел за нами.
Оставил Аню и Катю общаться с котом дальше, а сам решил пройтись до южной оконечности острова.
Вон, к той церкви.
Дошел. Абсолютная тишина и не менее абсолютная красота.
А теперь – пора обратно, к девушкам. Мне очень хотелось сделать фотографию монастыря «целиком». Не очень-то это получилось. Вернулся к Ане и Кате – они как раз отпустили кота.
Времени уже много. Пора прощаться с этим отличным местом. Завершаем круговой обход острова и идем к выходу.
«Котоласточка», наш первый ниловопустыньский кот, все еще на своем месте у входа в монастырь. Прощаемся и с ним.
По мосту возвращаемся на стоянку.
Сегодня просто нереально красивый закат. Помолчим и просто посмотрим.
Селигер, являющийся, кстати, полноправным членом списка «100 чудес России», показался нам сегодня в своей полной красе.
А мы, тем временем, мчим домой. Уже недалеко от въезда в Осташков остановились – поймали последние лучики заходящего солнца.
Въехали в Осташков.
По дороге домой заскочили в «Магнит» - купили обещанный Ане торт (редко, какая поездка обходится у нас без тортика).
А дома устроили себе настоящий селигерско-рыбный ужин из рыбы, купленной утром.
Рыба оказалась очень вкусной. Кате больше всего понравился «неместный» терпуг, а мне «местный» окунь. Аня в этом голосовании воздержалась, так как ее «любовь» к рыбе общеизвестна.
Кстати, в «Магните» кроме торта, удалось прикупить довольно интересное и ранее невиданное мной пиво – «Псковское». Вполне неплохое на вкус.
Погода в воскресенье оказалась гораздо хуже вчерашней. Серое небо лишило осень яркости. Ну, что же, ничего не поделаешь. Хорошо, что хоть дождя нет. Сегодня мы должны возвращаться в Москву. Но перед этим есть еще пара мест, куда хотелось бы заехать.
Сначала едем в деревню Любимка, расположенную в 10 километрах западнее Осташкова, по дороге Осташков – Свапуще. Здесь располагался участок Ржевского укрепрайона Красной Армии. До наших дней сохранились несколько ДОТов.
Доехали. Сейчас здесь мемориал. Это - пулеметный ДОТ.
В этом месте Красная Армия, а точнее – бойцы 249 стрелковой дивизии, осенью 1941 года смогли остановить наступление немцев на Москву. 10 километров не дошли они до Осташкова.
А это – пушечный ДОТ-«полукапонир».
Достойный вышел мемориал.
Рядом, буквально в 100 метрах есть еще один мемориал, куда более скромный. Он посвящен военным железнодорожникам.
Крест выполнен из рельсов и шпал. Памятник посвящен строителям узкоколейной военно-полевой железной дороги № 311. Она была построена для снабжения Первой Ударной армии, которая сражалась в районе Демянского котла. В июле 1942 года воинами 30-й отдельной железнодорожной бригады была построена узкоколейка протяженностью около 50 км от пристани Свапуще. Работы велись под огнем противника, часто в болотистой местности. Железная дорога была построена за 1 месяц!
Интересно, что эти же военные строители, во время строительства узкоколейки, по собственному почину восстановили сожженную немцами часовню над истоком Волги. Над входом они прибили дощечку «Исток Волги. Колодец, разрушенный фашистскими варварами, восстановлен 2-м плотничным батальоном в 1942 году». Ближе к зиме 1943-го стало ясно, что надо соединять узкоколейку с железной дорогой широкой колеи. И это тоже было сделано за месяц! 36 км дороги, то есть, примерно по 1 км в день. «Богатыри — не вы!» (М.Ю. Лермонтов).
Памятник скромный, а вот дела – великие.
Ладно, поехали дальше. Катя нашла на карте еще ДОТы, целое скопище! Не очень далеко, возле деревни Иванова Гора. До нее - 33 километра. Заглянем и туда. Возвращаемся к Осташкову и по «совсем местечковой» дороге между деревнями мчимся к цели. Не очень-то, конечно, мчимся, прямо надо сказать, – еле ползем. Дорога – раздолбанный грейдер. Судя по дорожным указателям (наверное, вековой давности), этот грейдер мало волнует местные дорожные службы.
Заехав в деревню Иванова Гора, свернули направо, на проселочную дорогу. Вокруг дороги сосны высотой метров по 5-6 и не видно ни одного ДОТа, хотя карта утверждает, что они здесь есть. Остановились на лужайке возле леса. Один ДОТ должен быть метрах в 20. Поищем его в лесу.
Поисковая операция увенчалась успехом.
Это не стандартный ДОТ или полукапонир, а какая-то забетонированная землянка с огневой точкой, максимально использующая рельеф местности.
Поедем дальше в лес, посмотрим там. Может, еще чего-нибудь найдем. Нашли Только не ДОТ, а кое-что получше!
Прекрасная семейка белых грибов! Целых 7 штук!
Загрузили их в наш чудо-холодильник. Так они точно перенесут долгую дорогу до Москвы.
В этом лесу сильно чувствуется «эхо войны». Здесь не только укрепленные огневые точки, но и простых окопов полно.
Выезжаем из леса и возвращаемся на поле, заросшее соснами. Поищем «настоящие» ДОТы здесь. Карта говорит, что их в радиусе 200 метров должно быть 4 штуки.
Надо сказать, что все укрепления возле Ивановой Горы, как и уже виденные нами сегодня укрепления у Любимки, тоже являлись частью Ржевского укрепрайона Красной Армии. Этот участок укреплений между озерами Селигер, Долосец и Сиг активно участвовал в оборонительных боях действиях в 1941-1942 годах. На этом рубеже бойцы Калининского фронта остановили продвижение немецкой армии.
А вот и первая находка – пушечный ДОТ. Или, как «по науке» - артиллерийский полукапонир. Вон он, на холме.
Слазил к нему. Похоже, он «повидал» на своем веку. Ясно видны выбоины от попадания снарядов.
Но толстенные стены выдержали все попадания.
Ищем дальше.
Через пару минут находим еще один, теперь пулеметный, дот. В довольно странном положении.
Видимо, насыпной холм, на котором он был установлен, подвергся эрозии, и ДОТ, не имея должной опоры перекосился.
Залез внутрь. Здесь, конечно, почти ничего не сохранилось. Амбразура изнутри выглядит вот так:
Удивительно прочная конструкция. Несмотря на перекос, конструктивно ДОТ не поврежден. Все стены и верхнее перекрытие - на месте.
На другой стороне проселочной дороги нашли еще один «пушечный» ДОТ.
Тоже «повидавший».
Посещение этого укрепрайона оставило у меня очень сильные впечатления. Заброшенные, сейчас, старинные укрепления – немые свидетели того ада, который устроили здесь в 1941 году «носители европейских ценностей». Я не нашел никакой информации в свободных источниках, как здесь проходили бои, был ли взят этот участок линии обороны с нашими ДОТами немцами, или он устоял, как сложилась судьба людей, сражавшихся в этих ДОТах. В общем, много вопросов. Одно ясно. Если «немчура» дальше не прошла (а это так), значит, укрепрайон свою функцию выполнил. И это хорошо.
Времени уже полпервого дня, а нам до Москвы еще 390 километров пилить. Пора возвращаться, и довольно быстро. Выезжаем на дорогу Осташков – Кувшиново – Торжок и мчим!
С точки зрения логики, и учитывая, что времени уже порядочно, надо было, доехав до Торжка, выезжать на М-10, а затем и на М-11 и ехать к дому. Но это с точки зрении логики обычных людей. Мы – не обычные.
А значит, делаем все не логично. Доехав до Торжка, сворачиваем в противоположную от М-10 сторону. В 25 километрах от нас, в селе Никольское, находится заброшенная усадьба знаменитого архитектора Николая Александровича Львова - Никольское-Черенчицы. И, несмотря на заброшенность, там есть, на что посмотреть.
«Бешеной собаке семь верст – не крюк!» (с). Так, что - вперед!
Н.А. Львов – один из самых известных архитекторов России XVIII века. Современники называли его «гением вкуса», «русским Леонардо». Кроме архитектуры Н.А. Львов освоил строительство и поэзию, музыку и геологию. Среди самых известных его творений - Невские ворота Петропавловской крепости и здание Почтамта в Санкт-Петербурге, Приоратский дворец в Гатчине, Борисоглебский монастырь в Торжке, усадьба Знаменское-Раек под Тверью. Я бы назвал его – классик «классицизма». Отличительной особенностью многих его работ стало включение в архитектуру возводимых по его проектам зданий ротонд.
Да что уж говорить, Н.А. Львов похоронен в своей усадьбе, в Воскресенской церкви, построенной по его же проекту. И эта церковь – ротонда!
Тем временем, мы преодолели 25 километров (последние 8 из которых – хреновый грейдер) и заехали в село Никольское.
Воскресенская церковь, а по совместительству – «мавзолей»
Н.А. Львова видна издалека.
Подойду поближе. Храм этот был построен в 1789-1806 годах на насыпном холме (!).
На мой взгляд выглядит очень интересно. Церкви-ротонды – редкое явление в архитектуре. Жаль, конечно, что сейчас мавзолей великого архитектора пребывает в таком запущенном состоянии.
Удивительно, но в ближайшей округе вообще не было никого, кроме меня. Жутковатые ощущения. Один у забытого и заброшенного храма-мавзолея
Решил заглянуть вовнутрь. Дверь открыта, но дальше не пройти – стоит антивандальная решетка. Просунул руку с фотоаппаратом, снял, что смог.
Вернулся к машине. Проехали еще метров 500 вперед по Никольскому. Здесь расположен главный усадебный дом.
Тлен и запустение. Грустное зрелище.
Но рядом есть совершенно сногсшибательное сооружение.
Это – погреб! И тоже – творение архитектора Львова (ну, а кого же еще, усадьба-то ему принадлежала). Построен в 1780-х годах и стоит прекрасно до сих пор. Погреб трехъярусный. Рядом стоит информационный стенд с пояснениями.
Жаль, что погреб закрыт и внутрь не попасть. Было бы очень интересно!
Это все, что осталось от усадьбы Никольское-Черенчицы. Посещение усадьбы оставило странное впечатление. С одной стороны – почти все заброшено и перспектив на восстановление мало. С другой – церковь-ротонда и погреб великолепны. И если храмы в таком стиле мне уже довелось видеть (несмотря на их редкость), то такого строения, как погреб я не видел нигде и никогда. И главное – во время прогулок по усадебной территории меня не покидало ощущение какой-то мистики и загадочности. Как будто все в этих строениях имеет какой-то непонятный для меня высший смысл, а я могу увидеть лишь его обрывки. В общем, интересненько здесь.
Ладно, хорош «рентивизма», поехали дальше. В 5 километрах от Никольского, в селе Арпачево есть еще одно творение Н.А. Львова – Казанская церковь. А рядом с ней колокольня. Но не простая, а очень напоминающая маяк (опять мистика?!). Посмотрим.
Пять минут, и мы у цели. Вот она, колокольня. Действительно, очень похожа на маяк...
Походил вокруг, даже зашел внутрь. На вершину колокольни можно даже попытаться забраться – сохранились «останки» лестницы.
Но, что-то стремно они выглядели. В общем, я не решился. Колокольня, похожая на маяк, не могла мне не понравится. Великолепное сооружение.
А вот и сама Казанская церковь, к которой «приписана» колокольня. Тоже немного необычная.
В общем, после всего увиденного, мне захотелось побольше узнать о Николае Львове. Это, действительно, был очень талантливый и необычный архитектор. И временами, похоже, мы с ним – «на одной волне» (ага, пирамиды, маяки ).
Тем временем, уже 14.40! Ааааа! Во сколько же мы будем дома?!! А Ане еще уроки делать! Погнали обратно. Через 20 минут опять заехали в Торжок.
Но уже давным-давно наступило и прошло время обеда. Аня (да и не только она) очень хочет есть. Наскоро перекусив в торжокском «Chicken House», выехали в сторону Москвы.
А дальше – быстро. «Долетели» по М-10 до Твери, объехали ее и выскочили на платную М-11. Через 2 часа были дома.
Еще одна короткая «экспедиция» в Тверскую область закончилась. Нам очень повезло с погодой и удалось увидеть, все что хотелось, и даже больше.
Исток Волги, великолепное «действо» с паровозом на вокзале, запущенный, но красивый Осташков, ласковые коты в Ниловой пустыни и бесконечно прекрасный Селигер – все это стало очень яркими и светлыми впечатлениями. А, как известно, именно такие впечатления и запоминаются. Значит, все пережитое нами за эти короткие выходные, было не зря!
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.