Откуда: Москва Когда: 09/2025
По маршруту: Выкса, Кулебаки
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: MANUL78
Крепче стали.
Промышленный тур в Выксу.
Поехать в промышленный тур на металлургический комбинат, расположенный в городе Выкса Нижегородской области, мы планировали уже очень давно. Сдерживало только одно - возраст нашего младшего по возрасту члена экипажа, Ани. И, наконец, этот барьер был пройден, ведь этим летом ей исполнилось 14 лет! Именно с такого возраста начинают пускать на экскурсии в цеха Выксунского металлургического комбината (ВМК), входящего в холдинг «Объединенная металлургическая компания» (ОМК).
Через сайт https://zavodvidel.ru нам удалось записаться на пятницу, 26 сентября 2025 года, на экскурсию под названием «Удивительные превращения стали», подразумевающую посещение литейного и прокатного производства.
Надо сказать, что это было не простым делом, так как, оказывается, промышленные туры на ВМК очень популярны и места на экскурсии по субботам и воскресеньям заняты аж до новогодних праздников. Именно этим объясняется наш выбор пятницы в качестве дня посещения завода.
Для участия в промтуре нам пришлось заполнить кучу бумажек с указанием паспортных и прочих очень важных данных (например, места работы и должности... Зачем?), сообщить размер одежды (для подбора спецодежды) и дать письменные согласия на обработку персональных данных. Кстати, стоимость экскурсии – 1500 рублей «с носа» и оплачивается она «на месте». При этом, во избежание проблем с оплатой картой, нас попросили взять с собой наличные (мобильный интернет в Выксе, в связи с угрозой беспилотников, отключен).
Дело осталось за малым – надо определиться, где мы будем жить в Выксе. «Жилищный» вопрос, уже традиционно, мы решаем с помощью «Авито» и этот раз не стал исключением. Воспользовавшись услугами агрегатора, забронировали на 2 ночи, с 25 по 27 сентября квартиру недалеко от центра.
Теперь с подготовкой - все! Надо просто дождаться дня поездки.
Но ведь если бы все было так просто, было бы скучно, не так ли? Конечно, так! И, естественно, в полном согласии с законом Мерфи, гласящем, что, если что-то может пойти не так, оно пойдет не так, за неделю до экскурсии нам позвонили из Выксы и сообщили, что аккурат 26 сентября (!) литейно-прокатное производство будет на планово-предупредительном ремонте и экскурсия в этот цех отменяется. Правда, вместо этого нам предложили посетить сразу 2 других экскурсии в один день – «Мир горячих колес» с посещением Колесопрокатного цеха и «Рождение труб большого диаметра» в Трубоэлектросварочном цеху. Естественно, мы согласились на эти изменения, так как изначально хотели увидеть на ВМК всё! Значит, начнем с колес и труб.
25 сентября мы с Катей ушли с работы пораньше, забрали Аню, и выдвинулись в сторону Выксы. До этого города, расположенного в Нижегородской области, примерно 370 километров.
Ехать решили по скоростной трассе М-12 «Восток».

Эта платная дорога обеспечивает реально быстрое и комфортное перемещение в объезд пробочных мест Подмосковья и Владимирской области.

Недалеко от Владимира хмурая и серая погода закончилась.

Дальше яркое солнце сменялось сильным дождем, но это только добавляло красоты окружающим дорогу пейзажам.


Пару раз даже удалось увидеть радугу.


В районе 18.40, всего через два с половиной часа после выезда из Москвы, съехали с М-12

и, проехав по очень изящному и красиво подсвеченному Муромскому вантовому мосту через Оку,

оказались в Нижегородской области. Быстро и удобно! Но ценник за это удобство не маленький. Стоимость проезда по М-12 от Москвы до Мурома – примерно 2 500 рублей. До Выксы осталось примерно 60 километров.
Еще час в пути по местечковым дорогам, и мы на месте. Отлично доехали!
Перед заселением в квартиру заскочили в близлежащий «Магнит» в поисках чего-нибудь эндемичного и вкусного. В этом супермаркете продуктовые «эндемики» были представлены, в основном, молочной продукцией и хлебом.
Но мне запомнилось другое. Хотя «оно» и не местное.

По-моему, шикарное название. До сих пор жалею, что не купил.
Кстати, как нас и предупреждали, мобильного интернета в Выксе нет. При этом оплата картой в магазине и навигатор работали беспроблемно.
Заселились, перетаскали вещи. Квартира оказалось достойной – все чистое и опрятное. Мой молчаливый друг, естественно, оценил это по достоинству.

Поужинав, завалились спать. Завтра нас ждет интересный день!
Следующим утром проснулись довольно рано - экскурсия назначена на 9.30 утра. Быстро позавтракав, вышли из дома.

Место сбора экскурсантов (возле отеля «Баташев») находится совсем рядом с нами, поэтому решили идти пешком, оставив машину у дома.

Пока мы идем я, традиционно, попытаюсь немного рассказать о месте, куда мы приехали.

Началось все с того, что в 1754 году императрица Елизавета Петровна издала указ о закрытии всех железоделательных и стекольных заводов в радиусе 200 верст от Москвы. Это было связано с некой, как бы сейчас сказали, «заботой об экологии». Дело в том, что такие заводы активно вырубали лес, используя его в качестве источника энергии (дрова и уголь) для своей деятельности.
Под этот указ попал и железоделательный завод купца Родиона Баташева, расположенный в Туле. В связи с этой напастью, начались поиски места, куда завод может переехать. Родион Баташев не пережил закрытия своего предприятия и за дело принялись его сыновья – Иван и Андрей. Выбор этих теперь бывших туляков пал на земли Приокского рудного района, расположенного недалеко от Мурома. Там были обнаружены залежи железной руды, а огромное количество лесов в округе гарантировало бесперебойную работу будущего завода. С «транспортной доступностью» тоже все было хорошо – реки Выксунка и Железница могли обеспечить производство водой, а по находящейся рядом Оке можно было осуществлять транспортировку готовой продукции. Здесь и было решено обосноваться. Первое поселение баташевских работников появилось на берегу Выксунки в 1757 году.
Теперь дело было за малым – получить разрешение на строительство нового завода. Его выдала уже новая императрица – Екатерина II в 1765 году.
Возведение завода на берегу реки Выксунка началось без промедления. А поселение его работников получило название Выксун, к середине XIX века трансформировавшееся в известную нам Выксу.
Завод начал работу уже в 1766 году, дав первый чугун. Его развитию поспособствовали многочисленные войны конца XVIII – начала XIX века, в которых участвовала Российская Империя. Братья Баташевы, подтвердив высокое качество своей продукции, получили государственные контракты, в том числе, оружейные. А выксунский чугун, пушки и ядра были востребованы русской армией и флотом.
К середине XIX века семье Баташевых принадлежали 15 металлургических и металлообрабатывающих предприятий в окрýге, а работало на них почти 25 000 человек. Выксунские заводы «выдавали на-гора» около 30% чугуна, выплавляемого в европейской части России.
Не остановилось развитие заводов и после революции 1917 года, а в 1934 году рабочий поселок Выкса получил статус города.
Сегодня Выкса – промышленный город Нижегородской области с 45 000 жителей. Примерно 9 000 из них, кстати, являются работниками Выксунского металлургического комбината – прямого наследника первого железоделательного завода, построенного братьями Баташевыми, и, по совместительству, объекта нашей сегодняшней экскурсии.
Тем временем, мы дошли до отеля «Баташев», где встретились с нашим экскурсоводом и остальной группой интересующихся промышленностью товарищей. Наша группа невелика – всего 10 человек. И это прекрасно.
Наконец, оплатив билеты, получили радиогиды (чтобы лучше слышать экскурсовода в шумных цехах)

и, загрузившись в микроавтобус,

выдвинулись в сторону завода.
Но сначала, до посещения производства, нужно сделать еще пару очень важных дел – прослушать правила техники безопасности и получить средства индивидуальной защиты. Для этого, по дороге к заводской проходной, мы сделали остановку у одного из офисных зданий завода.
Ну, а что? По-моему, неплохо!

Нам подсказали, как отрегулировать каску под размер головы, выдали специальные очки и перчатки.

Все прямо очень серьезно.
И вот мы въехали на территорию Выксунского металлургического комбината!
Первая остановка не совсем промышленная.

Объект внимания – огромный мурал на стене цеха. Дело в том, что на территории завода создается Индустриальный стрит-арт-парк. Для этого приглашаются различные известные уличные (и не только) художники, создающие арт-объекты на территории предприятия, формируя настоящую коллекцию муралов.

Этот абстракция создана в 2019 году художником Алексеем Лукой. «Красивое...» ©
При высоком уровне воображения на ней можно увидеть изображения заводских деталей и станков. Я, к сожалению, таким воображением не обладаю, поэтому меня гораздо больше заинтересовала гигантская куча металлической стружки, лежащая неподалеку.

Это – отходы колесопрокатного производства. Стружка, получаемая после обточки «в размер» изготовленных железнодорожных колес, складируется здесь.

С учетом того, что количество стружки при обточке одного колеса относительно невелик, серьезный масштаб производства, в целом, понятен.
Стружка позже пойдет в переплавку, став новыми колесами. А пока, для удобства транспортировки и загрузки в плавильный агрегат, ее прессуют, формируя своеобразные цилиндрические заготовки.

Едем дальше в сторону колесопрокатного производства.
Комбинат огромен – он занимает почти 700 гектаров.

К слову сказать, по его территории даже курсирует рейсовый автобус.
Кстати, вот эти длинные стальные цилиндры и есть будущие железнодорожные колеса, процесс изготовления которых мы сейчас будем наблюдать.

Наконец, мы приехали к Колесопрокатному цеху.

По настоянию экскурсовода, надели каски, очки и перчатки.

И, дождавшись начальника цеха, который будет сопровождать нас, заходим внутрь!

Как и все на Выксунском комбинате, он огромный!

На этом участке происходит формирование колеса. Если сильно упростить, то процесс выглядит следующим образом. Нарезанные на своеобразные шайбы цилиндрические стальные заготовки (из тех, длинных заготовок, что мы видели раньше) нагреваются до 1300° в специальной кольцевой печи и выдерживаются там некоторое время. Затем раскаленная заготовка подается на некое подобие конвейера. Выглядит это так.


Здесь, мощнейшей струей воды с нее сбивается окалина. Это можно увидеть в левой части следующей фотографии.

Очищенная заготовка подается на пресс с усилием в 4 000 тонн.

На нем производится первичная формовка будущего колеса. После этого полученный «полуфабрикат» перемещается дальше, а водой с пресс-формы сбивается окалина, которая может повлиять на форму следующего прессуемого колеса.

На следующих этапах этого участка цеха будущее колесо проходит еще через несколько прессов и


колесопрокатный стан, постепенно приобретая нужную форму и размер. Кстати, вот так выглядят пресс-формы, придающие колесу узнаваемый вид.

Самый мощный из прессов на этом своеобразном конвейере развивает поистине адское усилие в 10 000 тонн!


Затем колеса покидают горячий участок, постепенно остужаясь.

Но до готового продукта эти колеса должны пройти очень долгий путь. Их еще ждет механическая обработка по многим параметрам, закалка с отпуском для приобретения необходимой твердости, и, конечно, финальный контроль качества, в том числе, с использованием ультразвуковых и рентгеновских установок.
Большинство этих операций нам не покажут, но и то, что мы увидели, было мегакруто!
Следующая остановка у нас в этом же, Колесопрокатном цеху. Но ехать туда надо на машине. Дело в том, что длина этого цеха примерно километр и топать туда пешком – сомнительное удовольствие.

На этом участке все гораздо тише и спокойнее.

Здесь почти готовые колеса проходят контроль качества.

Это один из его этапов - ультразвуковая дефектоскопия. По результатам диагностики годные колеса пойдут работать на железную дорогу, а брак отправится в переплавку.
Рядом с участком дефектоскопии можно увидеть весь ассортимент выпускаемых в Выксе колес.

Тут есть колеса для локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, поездов метрополитена и даже для скоростных поездов «Ласточка». Все типы колес отличаются марками стали, из которых они изготовлены, формой и размерами. Роднит их только Выкса!

Кстати, как нам сказала экскурсовод, есть здесь и счастливое колесо. Вот оно.

Для того, чтобы сбылись все желания, надо его просто немного потереть. Потёрли, конечно. А почему бы и нет?
На самом деле это колесо не совсем обычное – оно юбилейное. Миллионное колесо было выпущено Колесопрокатным цехом ВМК 23 декабря 2022 года.
А нам пора дальше. Следующая остановка опять «не производственная». Смотрим еще один мурал, называющийся «Храм труда» и украшающий стену Трубоэлектросварочного цеха № 3.


Работа, созданная командой художников «Spektr» из Екатеринбурга в 2025 году, описывает процесс развития Выксы в целом и Выксунского металлургического комбината, в частности.


Картины, выполненные в своеобразной объемной технике, и больше похожие на барельефы нам понравились.
Дальше опять грузимся в автобус и, заложив немалый круг по заводской территории, подъезжаем к воротам Трубоэлектросварочного цеха № 4. В нем мы ознакомимся с производством труб большого диаметра. А пока ждем нашего проводника в этот необычный мир - начальника цеха, посмотрим еще один мурал с довольно необычным названием «Стой - иди. Амбар в Нормандии».

Эта работа площадью 2 500 м2 выполнена в 2020 году по проекту российского художника Эрика Булатова, проживающего во Франции. Видимо, поэтому в названии мурала и фигурирует Нормандия.

Довольно необычно эта картина выглядит.
Но, наконец, настало время идти на производство!


В этом огромном цеху происходит формирование труб диаметром от 530 до 1420 миллиметров.
Изначально будущая труба представляет собой огромный стальной лист.

Пройдя через цепочку вспомогательных технологических операций, включающих обработку кромок и приварку технологических планок,

лист попадает на гибочные «процедуры», выполняемые специализированными прессами. Сначала загибаются его кромки.


Затем заготовке придается окончательная цилиндрическая форма.

Грохот при этом стоит неимоверный!
На этом же участке цеха представлены «трубные» достижения Выксунского металлургического комбината.


Здесь есть и первая труба (теперь уже печально) известного газопровода «Северный поток – 2»,

и трубы, предназначенные для российско-китайского газового проекта «Сила Сибири»,


и даже самая тяжелая и мощная труба, предназначенная для компрессорных станций, и способная выдерживать адское давление в 324 бара (почти 320 атмосфер!).

Толщина стенок у нее – 48 миллиметров!

Сложно себе представить, какое усилие необходимо приложить, чтобы согнуть лист такой толщины в трубу.
Кстати, оказывается, что по цвету пластиковых заглушек на трубе можно определить ее владельца. Например, синие заглушки -

это, однозначно, сбывающий мечты «Газпром».
Идем дальше мимо монструозного гибочного оборудования, размером с порядочный дом.

Луч света в темном царстве. ©

Хотя, на самом деле, это царство отнюдь не темное. Я бы даже сказал – наоборот! Цех очень неплохо освещен. Да и с остальными параметрами все в порядке.

Наконец, дошли до сварочного участка.


Здесь согнутые на предыдущем этапе технологического процесса заготовки труб будут сварены и превратятся в практически готовое изделие.


Для этого на специальном сварочном оборудовании последовательно наносится 3 сварочных шва.
К сожалению (для промтуристов-наблюдателей), этот процесс абсолютно не виден – сварка происходит в закрытом помещении и можно лишь понаблюдать, как готовая труба, при помощи транспортера выезжает из сварочной камеры.

Но в этом деле, все-таки, важна не визуализация, а результат. И он – хорош.


А посмотреть, например, можно не на трубы, а на лучших работников трубосварочного производства.

Молодцы они!
На этом наша экскурсия по цехам Выксунского металлургического комбината закончилась. Мы загрузились в микроавтобус, сдали каски и халаты (при этом очки и перчатки нам отдали в качестве сувениров) и, покинув территорию завода, вскоре вернулись к отелю «Баташев».
Что я могу сказать? – Экскурсия просто офигенная! Другое слово и подобрать сложно. За 3 с небольшим часа мы окунулись в настоящий промышленный мир, где работа измеряется настоящими вещами – тысячами железнодорожных колес и километрами сваренных труб, а не количеством переложенных бумажек и нарисованных презентаций. Здорово было!
Времени еще только 13.00, погода – отличная, поэтому остаток дня решили посвятить изучению Выксы и ее окрестностей.
Начнем с особняка, принадлежавшего основателям Выксы - братьям Баташевым и построенного в 1765-1770 годах.

Неплохо выглядит!


У входа сидят веселые и улыбчивые львы.

А чугунные оригинальные ступеньки, похоже, помнят еще Андрея и Ивана Баташевых.

В самом здании сейчас находится музей ВМК, но сегодня мы в него не пойдем – оставим на следующий раз. Но и кроме музея внутри есть, на что посмотреть. Если честно, то мне кажется, что главный экспонат здесь – это:


Шикарная, очень изящная и воздушная (если это применимо к чугуну) лестница, изготовленная на Выксунском железоделательном заводе и сохранившаяся с момента постройки дома.

На мой взгляд, это прямой конкурент по красоте и сложности изготовления знаменитому Каслинскому павильону. Однозначно, шедевр!
Напротив дома Баташевых расположена Площадь Металлургов, на которой установлены бюсты основателей Выксунских заводов - Андрея и Ивана Баташевых и его последующих успешных владельцев, обеспечивших предприятию процветание, - Дмитрия Шепелева и Антона Лессинга.

Памятники хорошие и нужные, но вот состояние у них, к сожалению, весьма плачевное.
Чего не скажешь о набережной Верхневыксунского пруда - искусственного водоема, на котором и был построен первый выксунский железоделательный завод.


Современная, чистая и удобная набережная – отличное место для прогулки.


Даже с арт-объектами тут полный порядок. Например, этот искусственный мегаскворечник, голосящий по-птичьи, довольно забавен.

А вот за ним – настоящая красота. Ведь это не что иное, как водонапорная башня конструкции гениального инженера В.Г. Шухова!

Водонапорная башня высотой 38,8 метра была построена на территории Выксунского завода в 1933-1934 годах и предназначалась для снабжения водой одного из мартеновских цехов.
После закрытия мартеновского производства на ВМК башню забросили, и она постепенно начала приходить в упадок. Однако не так давно нашлись неравнодушные люди и уникальную конструкцию решили спасти. Причем не только спасти, но и сделать общедоступной – ведь раньше увидеть ее могли лишь работники завода.

Водонапорную башню переместили к плотине Верхневыксунского пруда. Причем переезд был проведен с сохранением подлинной конструкции и материалов. Сейчас производится реставрация, после которой башня сохранит почти 95% оригинального металла. Помещение для водного резервуара будет воссоздано заново по имеющимся чертежам. Конец работы уже просматривается, что не может не радовать.
Интересно, что водонапорка станет одним из основных объектов нового туристического объекта – индустриального «Шухов-парка», создаваемого на территории Верхневыксунского завода – первого железоделательного завода Выксы, построенного братьями Баташевыми в 1766 году.


Судя по всему, будет интересное место.
Ну, а мы, тем временем, перекусив на набережной вкуснейшими пончиками и потискав невероятно позитивную собаку,

отправились дальше.

Сходим, прогуляемся в местный Парк Культуры и Отдыха.
На входе здесь есть довольно интересный памятник, посвященный событиям Гражданской войны, а именно, расстрелянным в 1918 году семи коммунарам.

Монумент хороший, но его состояние – полный швах. Видимо, поэтому сейчас он закрыт неким подобием строительной сетки.
Неподалеку еще один памятник братьям Баташевым.

В принципе, неплохо и по делу.
Парк оказался на редкость приятным местом.


Ухоженные дорожки, множество арт-объектов.


Есть, где присесть отдохнуть,


и даже небольшой пруд с лебедями.


Порадовал гербовый символ Выксы – единорог, сделанный из дерева.


Кстати, на герб города это мифическое животное переехало с герба рода Баташевых. В 1783 году Екатерина II, отметив заслуги братьев-металлургов перед отечеством и за надлежащее исполнение как бы сейчас сказали «гособоронзаказа», пожаловала им дворянство. И единорог, символизировавший «служение русской армии» (ну какое-то объяснение должно же быть?!), появился на фамильном гербе Баташевых.
Пора двигаться дальше! Решили зайти домой, взять машину и продолжить краеведение в формате автопрогулки.
Идти до дома совсем недалеко, но даже на этом коротком треке можно увидеть кое-что интересное. Например, огромный Дворец культуры металлургов, построенный в 1927-29 годах.


Интересно, что при строительстве этого здания в довольно сжатые сроки была острая проблема - нехватка кирпичей. Вопрос решили «хирургически» - часть стен дома культуры построены из кирпича разобранных храмов и ограды близлежащего Иверского монастыря.
Еще заметили, что на стенах очень многих домов и прочих технических сооружений нарисованы либо граффити, либо муралы.


Дело в том, что в Выксе с 2011 года проводится ежегодный фестиваль «Арт-Овраг», во время которого уличные художники со всего мира разрисовывают стены домов. Получается красиво и интересно.


Рядом с нашим домом, у пожарной части, нашли интересный памятник пожарным.

Он посвящен вполне конкретным событиям – подвигу огнеборцев во время тушения лесных пожаров горячим и засушливым летом 2010 года. Именно поэтому за спиной у пожарного находится спасенный молодой олень.
Первую остановку во время нашей автопрогулки мы сделали у хлебозавода. Точнее, у магазина при хлебозаводе «Выксунский хлеб».

А что? Время вполне себе обеденное, и разве может быть что-то более вкусное, чем корочка только что испеченной черной буханки? На мой взгляд, нет!
Оказалось, что кроме, собственно, хлеба в этом магазине есть еще и пирожные, и торты. Отлично!

Набрали всего. Ну и про свежую черную буханку тоже не забыли. Вкуснота!
Погода радует. Настоящее «очей очарованье»!

Теперь наш путь лежит в соседний с Выксой город – Кулебаки. Там тоже есть кое-что интересное. До Кулебак чуть больше 40 километров. Погнали!

По дороге заехали к еще одной промзоне, занимаемой Выксунским металлургическим заводом. Здесь расположено литейное производство.

Изначально именно сюда мы и должны были идти с экскурсией. Ну, да ничего – значит, в следующий раз сходим. Не знаю, что там внутри, но внешне эта промплощадка выглядит очень презентабельно.

Через полчаса были в Кулебаках.

Этот город немногим меньше Выксы по размеру и численности населения, в целом, не сильно богат на архитектурные красоты.

Но есть здесь и настоящие «жемчужины». И к одной из таких мы и едем.

Красота ведь!
Нарядный терем сейчас – краеведческий музей. Но изначально у него было другое предназначение. Краткая история такова. Во второй половине XIX века в Кулебаках был основан металлургический или, как он тогда назывался, «горный» завод. Впоследствии, по указанию его владельцев, братьев-промышленников Аманда и Густава Струве, для улучшения быта работников завода, проживавших до этого, в основном, в откровенно скотских условиях, начали строить жилье. Были возведены дома для руководства и казармы для простых рабочих. Уделили внимание и развлечениям. Для этого в 1897 году был построен Дом для народных развлечений (Народный дом), ставший самым красивым зданием тогдашних (да и современных) Кулебак. В тереме проводились театральные постановки, устраивались чтения и чаепития. В советские годы здание продолжало использоваться по своему назначению – в нем разместились концертный зал, библиотека и чайная. Но, простояв больше 100 лет, терем пришел в запустение, и лишь недавняя реставрация позволила спасти этот шедевр деревянного зодчества.
Интересно, что с 1877 года на Кулебакском горном заводе начал работать первый в Российской Империи бандажепрокатный цех, изготавливавший бандажи для колес паровозов. И эта специализация сохранилась до сих пор. Современный преемник горного завода – «Русполимет» известен своей продукцией и кольцепрокатным цехом по всему миру и теперь выпускает колесные бандажи для современных локомотивов и много чего еще. А в недавней истории он даже поставлял кольца, используемые в авиадвигателях «заокеанским партнерам» - американской фирме «Pratt&Whitney».
Интересный факт - юбилейный, миллионный бандаж, выпущенный заводом в далеком 1925 году, нашел необычное применение. Из него сделали памятник, естественно, Ленину! Ну, ладно, не из него, а с его участием, но, тем не менее.
По-моему, получилось шедеврально!

Этот памятник – один из 200 (!) выполненный по посмертной маске Ильича. Очень порадовала здоровенная наковальня в его основании.

Пролетарское искусство в полный рост. А в музей я, к сожалению, не попал. График работы у него сильно странный – с понедельника по четверг. А сегодня – пятница.
Затем еще немного прокатились по городу, увидели чудеса местного нэйминга.

На выезде из Кулебак решили заскочить на обед в столовую, найденную нашим почетным штурманом – Катей.

Более 600 отзывов со средней оценкой 4,9 на яндекс-картах внушали надежду на хороший результат.
В общем, так и получилось.

Классическая столовая «с подносами» с классической же столовской едой.


Быстро, просто, вкусно и недорого. Ценник за полноценный обед на троих – 1 000 рублей. Ну и отлично.
Возвращаемся в Выксу.

Ехать решили не напрямую, а через рабочий поселок Досчатое, расположенный на берегу Оки, и в современности являющийся своеобразным пригородом Выксы. Название «Досчатое», несмотря на некоторую «деревянность» этимологии, непосредственно связано с металлургическим производством. В XVIII-XIX веках в этом селе строили специальные лодки - досчанки, предназначенные для перевозки по рекам продукции железоделательных заводов. Впоследствии же это Досчатое превратилось в настоящий портово-складской терминал металлургической империи Баташевых. Еще до прокладки железных дорог, через это село, по Оке, в Выксу завозилось необходимое сырье и материалы и вывозились готовые изделия.
Нас же в Досчатом интересует так называемый охотничий дом Баташевых. Поедем, поглядим.
Сегодня от былого величия перевалочного терминала Баташевых не осталось и следа. Современное Досчатое внешне представляет собой вполне обычную, правда «крепкую» и довольно ухоженную деревню. Даже порушенную в советские годы Успенскую церковь, возведенную в 1862-67 годах восстанавливают.

Бог в помощь!
Но ни огромных складов, ни пристаней сейчас не видно.
Наконец, доехали до нашего объекта интереса,

а по совместительству «памятника федерального значения, охраняемого государством».

Судя по всему, охрана получилась не очень. Ну да, ладно. Однозначно, очень красивый дом!

Самая известная версия истории этого сооружения говорит, что построено оно было в XVIII веке Иваном Родионовичем Баташевым для своего больного туберкулезом сына в качестве охотничьего домика. Однако последние изыскания местных историков говорят о другом. По ряду признаков, а именно – встроенной системе отопления, основанной на использовании печей конструкции инженера Иоганна Утермарка, дом не мог быть построен раньше 1820 года. Да и в качестве охотничьего, судя по его расположению вблизи портово-складской инфраструктуры, вряд ли мог использоваться. В общем, по итогам краеведческого расследования признано, этот дом - здание управления пристанским и складским хозяйством. И гравюра конца XIX века недвусмысленно сей факт подтверждает.

Было бы здорово, если бы эту красоту отреставрировали, не дав полностью разрушиться.

На выезде из Досчатого остановились у еще одной церкви – Троицкой.

По-моему, красивая. Довольно классический вариант «классицизма», если так можно выразиться. Эту церковь построили в 1798-1809 годах на средства Ивана Родионовича Баташева.
Вернувшись в Выксу, решили еще проехаться по улицам.

Обилие и качество муралов откровенно радует.


Я пока нигде не видел их в таком количестве.
На подъезде к Иверскому монастырю заметили кота, «уютно» разместившегося на вершине спиленного дерева.

Интересно, это действительно удобно?
Иверский женский монастырь, основанный в 1864 году, в советское время был практически разрушен. В 1927 году ему даже удалось стать источником строительного материала для строящегося Дома культуры металлургов. Но сейчас ситуация поменялась к лучшему. Восстановление идет полным ходом.
«Восстала из пепла» высокая красивая колокольня и сестринские корпуса.

Кипит работа и на огромном Троицком соборе.

Думаю, скоро здесь будет красиво.
Теперь едем к Верхневыксунскому пруду. Вокруг нереальная красота, но, к сожалению, набежавшая облачность сглаживает яркие цвета золотой осени.

Немного прогулялся по северной части набережной пруда. Вид отсюда шуховскую водонапорку неплохой.

Неподалеку установлен арт-объект «Ы».

Зачем? Видимо, как говорилось в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» - чтобы никто не догадался. Но, конечно, нет. На самом деле, эта буква – часть арт-проекта проект «Городская азбука». В разных городах Нижегородской области устанавливаются буквы старославянского алфавита. И если уж совсем честно, то это даже не совсем современная «Ы», а старинная «ЕРЫ», получавшаяся из сложения знака «Ь» или «Ъ» с символом И или І. Да, в общем-то, и простая «Ы» в названии Выкса имеет хороший вес. Так что, все по делу.
Осмотрев очень нарядную Христо-Рождественская церковь, возведенную в 1773 году усилиями и на средства Андрея Родионовича Баташева,

покидаем набережную. Уже скоро начнет темнеть, но у нас есть еще одно дело. Мы едем к заводоуправлению Выксунского металлургического комбината. У него установлен памятник братьям-промышленникам-металлургам Андрею и Ивану Баташевым.

По-моему, хорошо получилось.

И к месту. Правильная дань уважения людям, фактически создавшим и сам город, и завод, вдохнувший в город жизнь.
Ну, а дальше мы заглянули в магазин местной сети «Лебединка», пополнив продуктовые запасы, в том числе колбасной продукцией Агрофирмы «Металлург» (как я понял, это подсобное хозяйство ВМК), и вернулись домой. Отличный вышел день!

Следующим утром, после завтрака, собрали вещи – пора домой! Но сначала заедем в магазин «Павловская курочка» за очередными продуктовыми эндемиками. Уж очень нам нравится привозить из поездок местные продукты, которые редко можно встретить в Москве.
Результат оказался неплох.

А дальше, под аккомпанемент начавшегося дождя, выехали из Выксы. Одолев нудные 60 километров по местечковым дорогам до трассы М-12, помчались в сторону Москвы по «платнику».

По дороге еще заскочили в фирменный магазин «Лакинского пивзавода».

И тоже не безрезультатно. Свежее!

На этом наша поездка в Выксу закончилась. Нам удалось немного окунуться в мир настоящего производства и он, ожидаемо, оказался удивительно интересным. Настолько интересным, что мы, не откладывая в долгий ящик, уже записались на экскурсию «Удивительные превращения стали» (которую мы так и не смогли посетить в этот раз). Так что, наша выксунская история не закончилась - промышленный тур продолжается!

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.


Наш Telegram-канал