Откуда: Брянск Когда: 7/2006
По маршруту: Мармыжи
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Василий Филиппов
Туда, где прошло детство, человека всегда тянет. У моей Вали детство прошло в селе Мармыжи Курской области. Начиная с майских праздников, мы все собирались туда съездить, да все как-то не складывалось. Потом прочли, что в начале июня умер и был похоронен в Мармыжах знаменитый земляк скульптор Вячеслав Клыков. В конце концов, не дожидаясь праздников и отпусков, рано утром в обычную субботу 8 июля просто собрались и поехали.
От Брянска до Орла – без приключений, благо, что всего 129 км и дорога (А141) в этих местах большей частью относительно неплохая. В Орле прямо по Карачевскому шоссе доехали до улицы Комсомольской, свернули направо и, никуда не сворачивая, за городом оказались сразу на М2.
М2 от Орла до Курска в течение 157 км – в лучшем случае, посредственная. Открытых дыр нет, но часто встречаются следы ямного ремонта (особенно в Орловской области). Не удалось обойтись без близкого общения с орловскими тружениками палочки и радара. Цена обгона двух автовозов через сплошную оказалась равна одной пятисотрублевке без протокола.
В Курске немного отдохнули – погуляли по центру города, зашли на рынок. Дальше по А144 – по ближайшей безымянной дороге через Щигры ехать было боязно (как оказалось впоследствии, зря). 96 км от Курска до Троицкого / Ефросимовки пролетели незаметно – благодаря гладкой и ровной дороге. Свернули налево и примерно через 20 км по приличной (хотя и узкой) асфальтовой дороге оказались возле храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мармыжах, построенного в конце своей жизни Вячеславом Клыковым.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Мармыжах
Храм. Памятник на братской могиле и строящаяся колокольня
Храм. Могила Вячеслава Клыкова
Храм производит очень сильное впечатление. В то время он еще не был освящен, поэтому двери его были закрыты. Но даже снаружи он потрясает гармоничностью и красотой. Храм при кладбище – там тоже есть работы замечательного скульптора. И это, к сожалению, всё. Вокруг – распад и запустение: говорят, из 920 дворов в 40-х годах прошлого века сегодня в Мармыжах осталось 6. Мы в бывшем центре деревни нашли только два дома. Этот храм выглядит чудом света в пустыне и, находясь рядом с ним, практически осознаешь значение словосочетания «духовный подвиг». Храм освятили в октябре, сейчас там проходят службы и есть надежда, что с него начнется возрождение этих мест. Вячеслав Клыков сделал для этого все, что было в человеческих силах.
Бывшая главная улица Мармыжей
Так как обратно выезжали с утра и времени впереди было много, поехали другим путем – через Кшенский и Щигры. Дорога приятно удивила – хоть и не такая прямая, как А144, но такая же ровная и гладкая. Только из-за довольно крутых поворотов не удавалось разогнаться больше 130. В общем, от Мармыжей до Щигров – спокойно, быстро и без приключений.
Приключения начались после Щигров – когда было решено сократить путь и двинуть напрямую через Колпны Орловской области. До границы Курской области дорога опять-таки радовала, чего не скажешь о ее дальнейшем орловском продолжении. После села Моховое покрытие дороги стало представлять собой скопление битого булыжника острыми концами вверх. Ехать на шинах по такому нельзя, поэтому пришлось около 5 км двигаться по накатанной обочине колхозного поля (слава богу, было сухо). Потом началась бетонка с большими щелями между плитами (скорость не больше 40). Кое-как сумели добраться до Колпны. Больше никогда таким маршрутом не поеду и никому так ездить не посоветую.
На участке Колпны-Дросково-Орел, слава богу, не было никаких форс-мажоров. Дорога, хоть и посредственная, явно хуже курской, но вполне терпимо, хоть и не очень быстро. От Орла опять хорошо знакомая А141. Около двух часов дня были дома.
От Брянска до Орла – без приключений, благо, что всего 129 км и дорога (А141) в этих местах большей частью относительно неплохая. В Орле прямо по Карачевскому шоссе доехали до улицы Комсомольской, свернули направо и, никуда не сворачивая, за городом оказались сразу на М2.
М2 от Орла до Курска в течение 157 км – в лучшем случае, посредственная. Открытых дыр нет, но часто встречаются следы ямного ремонта (особенно в Орловской области). Не удалось обойтись без близкого общения с орловскими тружениками палочки и радара. Цена обгона двух автовозов через сплошную оказалась равна одной пятисотрублевке без протокола.
В Курске немного отдохнули – погуляли по центру города, зашли на рынок. Дальше по А144 – по ближайшей безымянной дороге через Щигры ехать было боязно (как оказалось впоследствии, зря). 96 км от Курска до Троицкого / Ефросимовки пролетели незаметно – благодаря гладкой и ровной дороге. Свернули налево и примерно через 20 км по приличной (хотя и узкой) асфальтовой дороге оказались возле храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мармыжах, построенного в конце своей жизни Вячеславом Клыковым.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Мармыжах

Храм. Памятник на братской могиле и строящаяся колокольня

Храм. Могила Вячеслава Клыкова
Храм производит очень сильное впечатление. В то время он еще не был освящен, поэтому двери его были закрыты. Но даже снаружи он потрясает гармоничностью и красотой. Храм при кладбище – там тоже есть работы замечательного скульптора. И это, к сожалению, всё. Вокруг – распад и запустение: говорят, из 920 дворов в 40-х годах прошлого века сегодня в Мармыжах осталось 6. Мы в бывшем центре деревни нашли только два дома. Этот храм выглядит чудом света в пустыне и, находясь рядом с ним, практически осознаешь значение словосочетания «духовный подвиг». Храм освятили в октябре, сейчас там проходят службы и есть надежда, что с него начнется возрождение этих мест. Вячеслав Клыков сделал для этого все, что было в человеческих силах.

Бывшая главная улица Мармыжей
Так как обратно выезжали с утра и времени впереди было много, поехали другим путем – через Кшенский и Щигры. Дорога приятно удивила – хоть и не такая прямая, как А144, но такая же ровная и гладкая. Только из-за довольно крутых поворотов не удавалось разогнаться больше 130. В общем, от Мармыжей до Щигров – спокойно, быстро и без приключений.
Приключения начались после Щигров – когда было решено сократить путь и двинуть напрямую через Колпны Орловской области. До границы Курской области дорога опять-таки радовала, чего не скажешь о ее дальнейшем орловском продолжении. После села Моховое покрытие дороги стало представлять собой скопление битого булыжника острыми концами вверх. Ехать на шинах по такому нельзя, поэтому пришлось около 5 км двигаться по накатанной обочине колхозного поля (слава богу, было сухо). Потом началась бетонка с большими щелями между плитами (скорость не больше 40). Кое-как сумели добраться до Колпны. Больше никогда таким маршрутом не поеду и никому так ездить не посоветую.
На участке Колпны-Дросково-Орел, слава богу, не было никаких форс-мажоров. Дорога, хоть и посредственная, явно хуже курской, но вполне терпимо, хоть и не очень быстро. От Орла опять хорошо знакомая А141. Около двух часов дня были дома.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.