Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 04/2007

По маршруту: Нижний Новгород, Зеленый Город, Пешелань, Семенов,

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Главной целью этой поездки был музей горного дела в Пешелани неподалеку от Арзамаса. Потеплело, и была подана идея туда съездить, тем более, что прошлогодние отзывы софорумчан, уже побывавших там, были самые положительные.
В результате отсева по болезни или малодушию компания набралась из четырех экипажей: наш экипаж (Михаил, сын Виктор и моя жена, а, значит, мама Виктора, Аня), экипаж Алексея, Вики и их дочки, очаровательной Влады, экипаж Людмилы, Ивана и их сына Бориса (почти что Витькиного ровесника, чему Витька был несказанно рад) и экипаж уникального специалиста и знатока святых источников Ильи с супругой Ириной и дочкой Машей.
Сначала я планировал начать поездку в субботу утром как все нормальные люди и сразу стартовать в Пешелань через Муром-Навашино. Но потом я решил поступить еще более правильно и стартовать в пятницу утром, чтобы посмотреть в НН один из производственных музеев, которые работают только в будни.
Таким образом был снят и вопрос о переправе через Оку. Знающие люди высказывали самые мрачные прогонзы о времени переправы Муром-Навашино. Так что время, затраченное экипажама Вики и Ильи Рогожина (меньше трех часов) может показаться вполне приемлемым). Экипаж Людмилы выбрал другой вариант-через НН. на мой вгляд, более удачный, хотя он и обошелся в лишний штраф. Таким образом, неизведанным на маршруте от Москвы до Арзамаса остался лишь вариант Гороховец-Павлово (через Тумботино). местные говорят, что на этой переправе машин намного меньше чем в Муроме.
Жилье было забронировано и оплачено на базе отдыха "Магистраль" в поселке Зеленый Город совсем рядом с НН.
Стартовали вдвоем с сыном в пятницу, Главный Штурман планировал присоединиться к нам в субботу утром, приехав в НН на поезде. В 8-20 мы съехали с МКАД на Горьковское шоссе. Шоссе всем известно хорошо, поворотов из левого ряда, светофоров, пробок, увы, меньше не стало.
Добрались без проблем, остановились минут на пятнадцать-двадцать перекусить уже перед поворотом на Ковров, полюбовались резными домами в Гороховце и без чего-то час въезжали в НН. От МКАД до знака "Нижний Новгород" РОВНО 400 км. Поехали искать Горьковский автозавод, чтобы посетить музей, с которым предварительно созвонились, уточнив режим работы. До 16-00, кстати. Находим улицу, вдоль которой слева тянется завод, находим "комсомольскую" проходную, которая нам названа как ориентир, паркуемся напротив, переходим дорогу, тычемся в поисках музея. Музея нет. спрашиваем у милицейского товарища. Он показывает на противоположную сторону, откуда мы только что пришли, но еще метров триста против хода движения по улице. делать нечего, следуем направлению его пальца. Музей горьковского автозавода находится в административном здании на втором этаже. Вход в музей бесплатный, фотографирование-150 рублей. Сам музей расположен на двух этажах, на одном этаже стенды с фотографиями и макеты, на другом (первом, но втором для осмотра) собственно автомобили. И то, и другое очень интересно. Нам с сыном, по крайней мере, было интересно. Есть довольно удивительные экспонаты, полностью доносящие дух эпохи: платье, которым в период строительства автозавода премировались наиболее отличившиеся работницы или ручная сирена, подававшая сигнал тревоги в годы Великой Отечественной Войны или часы, с помощью которых вплоть до середины 70-х годов сотрудники автозавода отмечали свой приход-уход с работы. Ну, а зал автомобилей это отдельный рассказ! Весь модельный ряд грузовиков от ГАЗ-АА до "Газели", красавицы "Победы", 21-ые "Волги" и 13-е "Чайки".
Так что впечатления сразу же были самые положительные. Некоторое удивление вызвало расположение гардероба в другом корпусе, в который надо идти по стеклянному переходу, но это мелочи.
После музея надумали ехать в Кремль и на смотровую площадку. Попали в пробку, конечно, не по московским меркам, но толкаться в центре не хотелось, и мы стали выезжать в сторону места ночевки.
База отдыха понравилась, этакая профсоюзный подмосковный санаторий 70-х годов.

Обслуживающий персонал сидит у входа на стульях и ведет неспешную беседу. Сама обстановка располагает к такой неспешности: чистый воздух, прудик, березы, солнышко...
Распаковали вещи, поразились большому двухкомнатному номеру, заказали обед и пошли осматривать территорию базы. Территория не очень большая, но все везде спокойно и доброжелательно. В маленьком прудике плещется рыба и, говорят, что летом там можно купаться.

Питание нам тоже понравилось: все на заказ, готовят минут за 30-40. Цены сверхгуманные: суп куриный-27 руб, борщ-33 руб, жареная картошка-8 руб, жареная семга-119 руб.
Еще на территории мы обнаружили сауну, баню в очень симпатичном деревянном домике и два специально оборудованных для шашлыка места (аренда-500 рублей)
Утром произошло воссоединение всего экипажа, приехала Аня. На базе было так хорошо, что мы решили в первой половине дня никуда не ехать, а стартовать прямо в Пешелань в музей горного дела.
До этого побродили по окрестностям за территорией базы. Поселок Зеленый Город, где расположена "Магистраль", славится большим количеством санаториев, баз отдыха и лесами, богатыми на грибы.

Экскурсия в музее была назначена на 15-00. Стартовали почти по графику в 13-10. Ехать решили не через Кстово и Дальнее Константиново, а через окраину НН. Где-то я вычитал, что дорога по этому варианту в лучшем состоянии. Да... если это хорошая дорога, то что же тогда плохая дорога, на протяжении километров десяти дорогу как будто бы грызли лангольеры. Но из графика не вышли, наверное, потому что нас только один раз тормознули и штрафанули (200 рублей за скорость 120 км/ч). Объездная вокруг Арзамаса вполне в хорошем состоянии. Подъезжая к Пешелани, звоним Людмиле, выясняем, что они сзади около Богоявления. От радости, что не опаздываем, проскакиваем Пешелань и замечаем это только около следующего поселка Красный Бор в четырех километрах за Пешеланью. Исправляем ошибку. На проходной завода выясняем, что сама шахта находится в Бебяево, а гипсовый завод не в поселке Пешелань, а на ж/д станции Пешелань. До этого я и не подозревал, что отличие в обозначении поселка и названии станции на картах состоит в подчеркивании названия ж/д станции. Особено это важно знать при одноименных названиях. Сворачиваем к Бебяево, созваниваемся с Викой. Вика и Илья Рогожин на двух машинах, встретившись на проходной экскурсовода, движутся в нашу сторону. Едем с милой женщиной, экскурсоводом Светланой, и Ильей, двумя машинами на территорию шахты, а Вика остается ждать Людмилу.
На территории шахты нас встречает сопровождающий Виктор, происходит некое подобие инструктажа, одеваем телогрейки с гордой надписью "Шахта", сапоги, под роспись нам выдают фонарики на аккумуляторах. Фонарики на каску, батареи на ремешке сбоку болтаются.
Переоделись, пошли: кто радостный, кто взволнованный, кто напуганный.

По пути к спуску в шахту полюбовались как пустые вагонетки спускаются в шахту, придерживаемые тросом.

В самой шахте темно, сухо, пыльно. Фонари на касках светят на удивление сильно. Интересно, что 250-300 миллионов лет назад на этом месте было теплое мелководное море. После ухода моря осталась гряда гипсовых отложений, которая тянется от Арзамаса до Казани.
Во время путешествия по шахте иногда удается полюбоваться на составы, которые вывозят добытый гипс или, наоборот, с пустыми вагонетками направляются вглубь шахты. Раньше локомотивы были электрическими, теперь вследствие подорожания электроэнергии составы тянутся за дизельными докомотивами. В каждом составе по восемь вагонеток. Путь в шахте одноколейный.

Вдоволь пофотографировав в темноте, выходим к музею. После того как в музей все вошли, сопровождающий запирает дверь. Техника безопасности! Вид аварийного телефона, висящего на стене, внушает надежду, что не все потеряно даже на глубине 70 метров.

Все разбредаются по залам музея, а посмотреть, действительно, есть на что: макеты, воссоздающие способы добычи гипса на разных этапах существования шахты (а существует она с 1933 года), различные инструменты: буры, кайла, машинка для производства взрывов. Сложно представить, что при буровзрывной технологии добычи гипса откалывается до 100 т породы за один взрыв. Как представишь себе эти сто тонн...
А еще в музее есть искуственные сталактиты и сталагмиты (пришлось вспомнить разницу между этими понятиями), "пещера ужасов" (пожалел о своем пижонстве, что одел кирзовые, а не резиновые сапоги), различные поделки из гипса и копии наскальных рисунков, скопированные в различных пещерах мира.
Кроме шампиньонов, которые уже выращиваются в отработанных шахтах, есть планы разводить форель. Температурный режим шахты вполне этому способствует.
Шунгитовая комната впечатления не произвела, так, какой-то мини-мавзолей или склепик, это впечатление усиливалось соответствующей музыкой, смесью траурной музыки и горлового алтайского пения.
После выхода на поверхность в двух десятках метрах от входа в ныне действующую шахту увидел вход в закрытую ные шахту со сгнившим от сырости и обвалившимся крепежом. Вот это выглядело совершенно по-настоящему и потому было страшным.

А вот выбравшийся на поверхность наш народ. (На заднем плане справа как раз и виден вход в старую шахту)

По окончании экскурсии стали обсуждать дальнейшие мероприятия. Илья стоял за посещение озера Вад, вернее за посещение святых источников неподалеку от озера, Людмила хотела заехать в Арзамас, Вика присоединялась к этому мнению, а мы решили сразу поехать на базу, предварительно подкупив немного еды в Ашане неподалеку от Зеленого Города.
В половине девятого все подтянулись в "Магистраль", и вскоре начался ужин, плавно перешедший вприятную беседу.
Утром подъем был достаточно ранним, так как на 9-00 был назначен старт в НН, где в 10-00 нас ждали в музее городского транспорта.
Экипаж Людмилы остался в "Магистрали", так как они хотели погулять по НН, а намеченные нами экскурсии остаивли на другой раз.
До трамвайного парка в НН, где расположен музей, воскресным утром добрались за сорок минут.
Экскурсия началась в зале музея, потм мы посетили депо с ремонтной зоной и перешли на открытую площадку, где находятся самые интересные экспонаты музея. Хочется отметить наличие в зале музея редкой фотографии движения трамвая по ледовой переправе, проложенной через Оку и чертежей фуникулера, ходившего ранее в НН. Интересно было посмотреть и на форменную одежду работника городского транспорта и на старинную сумку кондуктора. Оказывается Нижний Новгород был единственным городом, где электрический трамвай появился раньше конки.
В ремонтной зоне можно было спуститься в смотровую канаву, чего, к моему удивлению, никто кроме меня и сына не сделал. ну, а залезать на мостик для осмотра крыши трамвая даже я поленился.
На открытой площадке к вящему удовольствию всех нас можно было залезать во все вагоны и под них. А под вагонами мы с Алексеем усиленно искали механизм звонка.
Вот некоторые из музейных красавцев:




После музея городского транспорта путь наших трех экипажей лежал в город Семенов на фабрику "Хохломская роспись". От НН до Семенова 80 км неплохой дороги по трассе Р159.
Вот и въезд в Семенов.

На фабрике нас уже ждали. Экскурсия началась с оcмотра памятника Семену-ложкарю, по преданию, основателю ложкарного промысла. По пути в цеха узнали историю происхождения хохломской росписи. Узнали, что именно из-за близкого расположения Великого Волжского Пути деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. С интересом узнали также подробности технологии хохломской росписи. Так, например, в первой половине XIX века вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. После этого мастера могли почти полностью окрашивать стенки производимой продукии в золотистый цвет.
В токарно-ложкарном цехе можно было увидеть, как происходит выточка матрешек из болванок липового дерева.

Подивились легкости высушенной заготовки. Она была почти невесомой.
После токарно-ложкарного цеха можно было восхититься мастерством художника, разукрашивающего выточеную матрешку. Вызывают восхищение все авторские работы.

В ассортиментном кабинете можно было подивиться нетипичной "Хохломой" зеленого цвета, огромным обеденным сервизам и гигантской ложкой, сделанной к 1000-летию сего достойного инструмента.


После экскурсии нас ждал мастер-класс. Каждому дали матрешку, набор красок гуаши, и мы стали пробовать свои силы на новом поприще.

Вот эти девять матрешек расписаны нашими тремя экипажами.

Обратный путь ничем знаменателен не был, так как трудно назвать огромнейшую "пробку" из-за ограниченноо движения по Борскому мосту чем-то знаменательным. Ну, а дорога домой вообще очень грустна приближающейся рабочей неделей и отвлечься от невеселых мыслей можно только размышлениями о следующих путешествиях.
Напоследок хочу выразить благодарность всем, кто принял участие в этом путешествии:
- Илья Рогожин с Ириной и дочкой Машенькой,
- Вика с Алексеем и дочкой Владой,
- Людмила с Иваном и сыном Борей.
Огромная признательность всем, кто сделал эту поездку интересной и увлекательной:
- экскурсовод Светлана и сопровождающий Виктор в музее горного дела в Пешелани,
- директор музея городского транспорта Надежда Алексеевна,
- сотрудник отдела кадров и экскурсовод Ирина на фабрике "Хохломская роспись",
- персонал базы отдыха "Магистраль".

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru