Россия: города, достопримечательности

Откуда: Власово Когда: 07/2007

По маршруту: Тверь,Раек,Васильева гора,Митино,Василёво,Торжок,Никольское,Арпачёво,Прямухино

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Торжок и окрестности – по Львовским местам.
Проехали по маршруту
Власово – Талдом – Кимры – Тверь – Раек –Васильева гора – Митино – Василёво – Торжок – Никольское – Арпачёво – Прямухино – Конаково – Дубна (паром) – Талдом – Власово. (12 июля 2007 года, 581 километр, время в пути - 17 часов 30 минут.)
Все фотографии: http://wm.home23.pp.ru/mom/gallery/torgok
Отзывы, вопросы, комментарии: prgp@mail.ru
Для нас лето - пора путешествий по России. Прошлогодняя поездка по пушкинским и львовским местам Тверской области ( http://autotravel.org.ru/v_report.php?ip=213.234.252.5&t=1157534396 )
оказалась настолько интересной, что выбор нынешнего маршрута не составил особого труда – едем по местам архитектора Н.А. Львова. Приглашаем и вас совершить эту экскурсию.
Время наивысшего расцвета усадебного строительства в России – 1780-1790-е годы, когда дворяне, получив свободу от обязанностей воинской службы, уезжали в свои деревни и строили там дома по типу городских дворцов. Окрестности Торжка богаты дворянскими усадьбами, созданными по проектам или при участии Львова (1753-1803 г.г.).
«Николай Александрович Львов – гений России, талант сравнимый только с Леонардо да Винчи и М.В. Ломоносовым», – утверждает исследователь его творчества В.Г. Глушкова в статье, посвященной 250-летию со дня рождения российского архитектора, художника, поэта, музыканта.
Действительно, Львов - явление исключительное для России конца XVIII века. Поражает богатство способностей, талантов, широта интересов и масштабность открытий Львова. Это была яркая и неординарная личность. При жизни Львов был признан современниками, его высоко ценили правители России. В XX веке в нашей стране имя Львова практически не упоминалось, возможно потому, что родной племянник Н.А. Львова – А.Ф. Львов написал в 1837 году музыку к царскому гимну «Боже, Царя храни» и девизом на фамильном гербе новоторжских Львовых стали те же слова.
Привычным маршрутом - через Кимры в Тверь. Выехали в 10 часов утра. Через сорок минут были у моста через Волгу в Кимрах, он по-прежнему ремонтируется, движение реверсивное, регулируемое светофором. Дорогу на Тверь в самих Кимрах подлатали, но за городом все еще ведутся ремонтные работы.
В 12 часов подъехали к Твери, навестили Афанасия Никитина, постояли у памятника, отдав дань уважения одному из первых путешественников земли русской - и в путь.
Повернув налево с трассы Е105, вскоре были у усадьбы Знаменское-Раек.
Похоже, нас ждали: три машины ДПС, энное количество милиционеров и людей в штатском, а чуть дальше на поляне сверкал новенький синенький вертолет. И нам так вежливо предлагают: «Пожалуйста, проезжайте, ставьте машину», - и указывают импровизированную стоянку на поле, заполненную весьма престижными иномарками. Ну, думаем – попали. Подходим к воротам усадьбы.
Встречают:
- Здравствуйте, как Вас представить?!
- Что здесь происходит?
- Сегодня, 12 июля, здесь отмечается День российской усадьбы, присутствует глава администрации Тверской области, приглашенные гости и пресса…
Из дворца слышалась музыка, а на территории усадьбы все прибрано, трава скошена, установлены столы с самоварами, столики с фужерами под шатрами и знакомые синие кабинки для почетных гостей.
Все это не помешало нам насладиться посещением Райка, а внесло праздничную струю.
Знаменское-Раек - одна из самых красивых усадеб России. По заказу влиятельного вельможи екатерининского времени, сенатора, генерал-аншефа Ф.И. Глебова-Стрешнева на возвышенном месте в излучине реки Логовежь был построен дворцово-парковый ансамбль. По преданию, усадьбу посетила императрица Екатерина II и два арапа, с громадными зажженными золочеными канделябрами, открывали торжественное шествие.
Первое, что поражает в Райке,- это общая продуманность планировки. В своем творчестве Н.А. Львов был последователем выдающегося итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио и стремился в своих постройках распространить «вкус Палладиев», с его гармоничным сочетанием красоты и практической пользы. Окружающая двор колоннада связывает все усадебные сооружения в единый ансамбль, подчиненный главному дому-дворцу. Четыре флигеля имели разнообразное практическое применение. В них были экипажный сарай, театр, помещение для дворовых и т.п. Таким образом, в один архитектурный организм соединены были дворец и хозяйственные службы, слитые воедино, как это нередко практиковалось Палладио в его знаменитых виллах.
Н.А. Львов учитывал в своих работах теснейшую связь архитектуры и природы. В парке Райка были устроены многочисленные «затеи»: беседки, гроты, павильоны.
Если основное здание усадьбы и храм поддерживаются и реставрируются, - усадьба передана в аренду частному владельцу на 45 лет, там будет отель класса «люкс» - то парк, впрочем, как и парки во всех остальных имениях, которые мы посетили в этот день, превратился в лес. «Затеи», или вернее их следы, отыскиваются с большим трудом или не отыскиваются вообще. Грот рядом с дворцом, рухнувшая беседка над водоемом, заросший пруд с островом, каменная дамба и небольшой мостик – вот что нам удалось увидеть.
Уходя, рассказали о Львове, людям, встречающим гостей у ворот. Были выслушаны с неподдельным интересом. Они обратили наше внимание на еще проглядывающую надпись на воротах - «Калининская воспитательная колония».
В ста метрах от стоянки, влево, если уезжать из Райка, уходит грейдерно-грунтовая дорога в деревню Васильева гора. Через два километра, на пригорке, стоит часовня-ротонда, построенная Львовым. Ротонда была излюбленной архитектурной формой Львова. С древнейших времен эта форма храма считалась совершеннейшей и при этом простой, прочной и вместительной. Львов же усовершенствовал купол ротонд применительно к русскому климату.
Где-то встретилась информация, что в интерьере сохранились росписи XVIII века. Внутренний интерьер мы не увидели, но фрески рядом с входом еще можно рассмотреть.
Вернулись на трассу Е105. Через полкилометра заправка «ЕР», где можно не только заправиться, но и перекусить.
Проезжаем мимо поворота на Торжок. Через 10 километров сворачиваем на Митино и Василево. Поворот обозначен.
Усадьба Митино - бывшее имение Львовых. Строилось по проекту Н.А. Львова в 1790-е годы по заказу Д.И. Львова. Были построены деревянный жилой дом, погреб-пирамида, зернохранилище, винокурня, кузница, другие хозяйственные постройки, а также сделан усадебный парк с валунными мостами и пруд-купальня с водопадом. Главный дом на берегу Тверцы не сохранился, он был заменен каменным еще в 1840-41 годах.
Одно из интереснейших сооружений усадьбы – погреб-пирамида. Использовалась она и как погреб-ледник, и в качестве винного склада.
Первым делом подошли к пирамиде. С прошлого года ничего не изменилось – также накрыто крышей и леса внутри со стороны обрыва. В парке, где сейчас обычный бетонный мост через овраг, судя по количеству камней, когда-то был мост из валунов. Второй, сохранившийся, был найден нами ниже по оврагу, недалеко от Тверцы. День был жаркий, поэтому с удовольствием прогулялись по тенистому парку, запрокидывая голову, любовались корабельными соснами.
Переезд в Василево много времени не занял, где-то километр по мосту через Тверцу.
Василево – тоже бывшее поместье дворян Львовых. Заказчиком проекта усадебного комплекса был В.И. Львов.
Архитектурный ансамбль усадьбы называют «каменной симфонией». При возведении парковых построек Н.А. Львов применил свой излюбленный прием - сооружения из камней-валунов, держащихся за счет собственного веса, в сочетании с обтесанными блоками известняка и кирпичом.
На «Чертов мост» мы мечтали взглянуть еще раз. Подойдя к кассе музея, увидели на ней потрепанное объявление: «Кассир на территории». В ожидании кассира решили отобедать, устроив пикник на обочине. Кассира не дождались, так что въехать нам не удалось, и мы прошли пешком до «Чертова моста». Фотографии, к сожалению, не передают всю масштабность этого сооружения. Если у вас будет возможность, обязательно посмотрите на это чудо. От моста вниз, к реке, спускается каскад прудов. Под одной из запруд устроен грот.
Стояли, смотрели на эту красоту и восторгались замыслом архитектора и трудом строителей.
Мост меньшего размера, хорошо сохранившийся, есть в селе Грузины, но в этот раз мы туда не доехали.
Усадьба и сейчас красива. Таких огромных лип мы, наверное, не видели нигде. Внутрь одной удалось забраться. По парку можно гулять долго, так как здесь расположен теперь музей деревянного зодчества. Но нас ждал Торжок. В город въехали с севера, по Ленинградскому шоссе.
На обеих сторонах Тверцы раскинулись живописными группами Борисоглебский и Воскресенский монастыри - между ними течет Тверца, излучиной своей омывая город. И повсюду, среди низких обывательских домиков, среди зелени садов, выделяются храмы с золотыми, зелеными и синими главками, высокие колокольни, белые ленты монастырских и церковных оград.
Нас в этот приезд в Торжок интересовало, прежде всего, архитектурное творчество Львова и начали мы осмотр с памятника Н.А. Львову работы архитектора В. Городовича и скульптора Ю. Карпенко, открытого 13 июня 2004 года в центре города, на Площади 9 января. Немного в стороне от городской суеты, на колонне установлен бюст архитектора. Рядом творение его рук - двенадцатиколонная ротонда.
Памятник Львову по сути первый памятник русскому архитектору. (В советское время сооружен бюст крупному архитектору А.В. Щусеву в Москве, в Гранатном переулке и фортификатору Ф.С. Коню в Смоленске.)
В XVIII веке не было фотографии, но были талантливые художники. Н.А. Львов в 1770 году познакомился с Д.Г. Левицким, и их дружба продолжалась всю жизнь, несмотря на разницу в возрасте (Левицкий был старше Львова на 18 лет.) Благодаря художнику у нас есть возможность увидеть, как выглядел сам Львов и М.А. Дьякова, ставшая впоследствии его женой.
(см. фотографии)
Кисть Левицкого отразила на полотнах эпоху XVIII века. Не написав ни одного исторического полотна, Д.Г. Левицкий изобразил историю своего века в лицах: цари, царедворцы, философы, красавицы, аристократы, купцы, чиновники, военные. (За это современники возвели его на пьедестал славы, а затем благополучно забыли. Неизвестно, под каким холмиком на старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший обессмертить облики современников.)
Слева от памятника, на площади, находится историко-этнографический музей. Мы попали в него за двадцать минут до закрытия (время работы до 18 часов). Экспозиция небольшая, но интересная. Особенно стенд с берестяными грамотами, где они представлены с переводом. Третье по величине собрание берестяных грамот в России. Здесь же купили карту Торжка с описанием достопримечательностей города.
Много строил Н.А. Львов в Торжке.
Борисоглебский монастырь – один из древнейших памятников на Руси, основанный еще в 11 веке. В 1038 г. стараниями боярина Ефрема была возведена церковь в память о погибших братьях-князьях Борисе и Глебе. Несмотря на перестройки, со временем он сильно обветшал.
При Екатерине Великой решено было построить новый храм. 11 июля 1785 г. сама императрица заложила серебряной лопаточкой первый камень в основание собора. Автором проекта был Н.А. Львов, а 37 икон для иконостаса написал художник В.Л. Боровиковский. Строительство церкви велось 11 лет. По проекту Львова была возведена и надвратная Спасская церковь (1811 г.) с колокольней (55 м), которая возвышается над всеми постройками монастыря. В свечной башне находилась библиотека, где по преданию, работал Н.М. Карамзин над материалами «Истории государства Российского».
В 1994 г. монастырь возвращен Русской православной церкви. Только присутствие ее пока не очень заметно, кроме таблички, что в одном из храмов ведется богослужение.
Если бы вы знали, как хорошо ходить босиком по монастырской траве, смотреть на город с обрыва и лакомиться малиной! В монастыре ни души, только вездесущие мальчишки лазили по крыше надвратной церкви. Мы обошли все монастырские закоулки, нашли погреб-ледник и собирались уже уходить, как нас окликнула проезжавшая на велосипеде девушка:
- А хотите так же, как мальчишки забраться на колокольню?
- Конечно, хотим!
И Наташа – так звали девушку – повела нас к заветному ходу, попутно рассказывая, как жила здесь раньше и в детстве знала все закоулки монастыря, и что раньше здесь была колония строгого режима, а вот здесь - свинарник, и сокрушалась:
- Вот бы все привести в порядок, отреставрировать, сколько туристов можно было бы сюда привлечь!
Да куда там! Покрыли крышу железом - тут же его сняли и сдали в металл. А я, как ни приду сюда, так у ворот машина с московскими номерами.
И вот мы в храме – леса, битое стекло, сожженные балки. Здесь еще видны следы былого величия: остатки фресок на стенах, сквозь зияющие проемы окон синеют купола Благовещенского собора, как на ладони Спасо-Преображенский собор, Входоиерусалимская церковь. Несмотря на разруху в храме, ощущается торжественность и воздушность сооружения. С этим двойственным чувством мы покидали монастырь.
На Никольское выезжать из города надо по улице Володарского в сторону населенного пункта с забавным названием Пятница-Плот. Дорога - сначала разбитый асфальт, потом нормальный асфальт, а затем грейдер.
Усадебных построек с дороги не видно, поэтому пришлось обратиться к помощи местных жителей, указавших нужное направление.
Как прежде выглядел дом, можно увидеть на рисунке художника-передвижника В.Д. Поленова (правнука Львова). О Никольском можно судить и по серии рисунков М. Воробьева. В июне 1812 года Л.Н. Львов пригласил его погостить в Никольском. Его рисунки дают представление о несохранившихся к началу XX века постройках: «Фонтан в селе Никольском», «Пейзаж с ветряной мельницей», «Никольское», «Хаты», «У колодца в деревне».
Сейчас от дома остался один флигель, но сохранилось отреставрированная пирамида-погреб. Когда-то она служила в жаркие дни местом отдыха хозяину и его гостям.
А вот храм-усыпальница, хоть и тронут временем, но цел. Здесь в 1803 году был похоронен Н.А. Львов. Он прожил 50 лет, в его жизни были не только творческие победы, но и обиды клеветников, ненависть злопыхателей. Были и настоящие друзья.
Плакущие березы воют,
На черну наклоняся тень,
Унылы ветры воздух роют,
Встает туман во всякий день –
Над кем? – Кого сия могила,
Обросши повиликой вкруг,
Под медною доской сокрыла?
Кто тут? Не муз ли, вкуса друг?..
- так откликнулся на смерть Львова Гавриил Романович Державин. А в 1807 году умрет и М.А. Львова и будет похоронена рядом с мужем. Державин же после смерти родителей станет опекуном их детей.
Сидя на каменных ступенях усыпальницы, мы вспоминали историю женитьбы Н.А. Львова на М.А. Дьяковой.
Когда они познакомились, Н.А. Львов не был завидным женихом: беден (одна деревня под Торжком), молод, не в чинах. Согласия на брак родители невесты не дали. Но молодые люди любили друг друга и обвенчались тайно. Им помог В.В. Капнист, жених младшей сестры М.А. Дьяковой, который был принят в доме родителей и сопровождал сестер на балы. Однажды в 1780 году их карета свернула ненадолго к маленькой деревянной церкви у Галерной гавани на Васильевском острове.
Здесь их ждали Львов и священник, а после венчания девушки в сопровождении Капниста продолжили путь на бал, а Львов уехал домой. Почти четыре года молодые люди вынуждены были скрывать тайну брака. А за эти годы Львов становится известным, востребованным, получает подарки от Екатерины II и согласие Дьяковых на брак с их дочерью. Львову 31 год, Дьяковой - 28 лет. Но как венчаться во второй раз?!
Шли приготовления к свадьбе, а перед самым обрядом венчания молодые сообщили гостям, что уже обвенчаны. Н.А. Львов заранее нашел крепостных – лакея и горничную, которые хотели обвенчаться. Их и обвенчали, а поздравления принимали обе пары.
Н.А. Львов любил повторять, что он на «счастии женат». О себе он скажет:
Родился,
Влюбился,
Женился
И жил, пока любил.
Вечернее солнце золотило купол и «заходило в храме» - все так, как мечтал Николай Александрович: «Я всегда думал выстроить Храм солнцу, …чтоб в лучшую часть лета солнце садилось или сходило в свой дом покоиться» (Эта надпись и рисунок Храму солнца Н.А. Львов сделал на полях книги по садово-парковому искусству Гиршфельда).
В построенной церкви было два престола: в верхней части - Воскресения Христова, в цокольной части – Святителя Николая. В начале 1930-х г.г. в родовой усыпальнице Львовых все было поругано. Львовых в мавзолее нет.
В Никольском-Черенчицах нам не удалось найти кузницы. Но мы с удовольствием погуляли среди огромных деревьев, вдыхая вечерние запахи лип и разнотравья, а потом поехали в Арпачево.
Усадьба Арпачево – имение дяди, П.П. Львова, новоторжского предводителя дворянства, со временем стало принадлежать двоюродному брату Н.А. Львова – Ф.П. Львову. Несмотря на запрет Г.Р. Державина, одна из дочерей Львовых - Елизавета - в возрасте 22 лет выйдет за него замуж. На тот момент ему было 44 года, он овдовел, и имел уже десять детей. Ф.П. Львов станет первым биографом Н.А. Львова, это их с Елизаветой сын напишет музыку к гимну «Боже, Царя храни».
Мы остановились у храма с колоннами. Было уже поздно, и внутрь не попали. Говорят, что можно обнаружить следы росписи, созданной Боровиковским. Рядом с Казанской церковью возвышается колокольня-маяк. Подняться наверх не рискнули, ибо не было одного лестничного пролёта. Вот, пожалуй, и все, что осталось от усадьбы.
Из Арпачево мы отправились в усадьбу Бакуниных – Прямухино. Собирались добраться лесными тропами, но местные жители отсоветовали, так что ехали через Торжок по Осташковскому шоссе. Поворот на Прямухино на трассе обозначен.
Усадьба Бакуниных Прямухино построена по проекту Львова. Троицкий храм будет возведен после смерти Николая Александровича. Сохранился и дом Бакуниных. Уже темнело, когда мы пробирались сквозь заросли колокольчиков у Бакунинского дома.
В воздухе витал все тот же аромат лип и трав, и так хотелось побыть подольше на Тверской земле, но темнело, нас ждала дорога домой: Торжок, Тверь, традиционное плутание ночью в Конаково, в поисках дороги на паром в Дубне, Талдом, и с рассветом мы у ворот своего дома. Так мы отметили День российской усадьбы.
А ведь мы увидели только часть работ Львова. Исследователи насчитывают около ста воплощенных архитектурных проектов зодчего. В числе известных его проектов – дом Шереметьевых в Москве, усадьба Лопухиных под Звенигородом, Приоратский дворец в Гатчине Санкт-Петербургской губернии, Невские ворота в Петропавловской крепости. Николай Львов прожил яркую жизнь, во многом опередив свое время. Он в совершенстве владел 37 профессиями. Это он сделал эскизы орденов св. Владимира и св. Анны, это он нашел утерянный Тмутараканский камень, наделавший столько шума среди археологов. С его именем связано начало разработки торфа и использование бурого угля, начало добычи серы в нашей стране. Он изобрел новые технологии вентиляции и отопления зданий, производство керамики и керамических труб, а также новых строительных материалов, таких как «каменный картон» (толь), «искусственный мрамор» и «землебит». Метод строительства Львова из экологически чистого и самого дешевого материала – грунта земли – и сейчас активно используется во Франции, Испании и Греции.
Да, воистину, «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»!
Используемая литература
А.П. Львова, И.А. Бочкарева, «Род Львовых», ВИЭМ, Торжок, 2003.
При подготовке маршрута и написании отчета использовались ссылки
http://www.mos.ru/cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_rub=2913&news_unom=22357
http://oiru.archeologia.ru/biblio.htm
http://navigator.tver.ru/c04/?z=02
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/12/go8.html
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/lvovarchitect.htm
http://www.orgdosug.ru/pub.php?pid=2364&cid=511
http://forum.vgd.ru/1/6439/0.htm?&IB2XPforum_=1d71afd25c837251e10d16f074cbf8ad
http://history-gatchina.ru/article/lvovwork.htm
http://allspb.al.ru/arc/lvov.htm
http://www.rvb.ru/18vek/lvov/05addenda/annex2.htm
http://www.proselki.ru/default.htm
http://autotravel.org.ru/

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru