Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Власово Когда: 06/2008

По маршруту: Кимры,Вышний Волочек,Валдай,Великий Новгород,Ковалево,Спас-Нередица,Городище,Аркажи,Витославлицы,Перынский скит,Иверское

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Три дня из жизни отдыхающих
Все фотографии: http://wm.home23.pp.ru/mom/gallery/albums.php
Отзывы, вопросы, комментарии: prgp@mail.ru
Праздничные дни – подарок для тех, кто любит путешествовать, а нас к тому же позвали к себе в деревню новгородские друзья. Навестить друзей и осмотреть округу – это ли не счастье?!
Маршрут продуман.
День первый: Власово – Кимры – Максатиха – Вышний Волочёк – Валдай – Новое село.
День второй: В.Новгород – Ковалёво – Спас на Нередице – Рюриково Городище – Церковь Благовещения в Аркажах – Витославлицы Витославлицы – Перынский скит – Новое село.
День третий: Валдай (о. Валдай, Музей колоколов, ротонда Н.А Львова, Музей уездного города) – Иверское – Конаково – паром на Дубне – Власово. (Всего 1205 км.)
И день, чтобы отоспаться перед рабочей неделей.
12 июня 2008 года. Вставать рано не умеем, поэтому выехали с дачи во Власово в 11 утра и через Кимры, мимо Максатихи поехали в Вышний Волочёк. Мост в Кимрах отремонтировали и дороги в самом городе подлатали. На пути от Кимр до Максатихи выезд на встречную полосу – норма жизни, ибо яма на яме и поневоле приходится выбирать тропу, по которой безопасно проехать. Особенно впечатлил населенный пункт с названием «Ровное». Наверное, не увидим дорог в России.
С Вышним Волочком мужа связывает служба в армии. На территории их части были заброшенные монастырские храмы, в бывших монашеских кельях находилась медсанчасть, где Пётр, заболев воспалением лёгких, встретил 1978 год. В 1991 году здесь открыли женский монастырь, а воинскую часть расформировали. Вместо в/ч 74326 нашему взору предстали остатки казарм, как после бомбежки, зарастающий кустами плац, заколоченная столовая; лишь клуб функционирует да магазин, где прежде солдаты покупали по 200 грамм конфет «Кавказские» по 1 рубль 50 копеек за килограмм.
Казанский монастырь, интереснейший памятник второй половины ХIХ века, поражает своей красотой и великолепием. Жаль только, что не пускают монахини в свой монастырь; фотографировать пришлось через дырку в заборе. Открыт он только в воскресные дни на время Богослужения.
Вышний Волочёк за свою сеть каналов был прозван Русской Венецией. Судоходный канал между реками Цна и Тверца призван был открыть непрерывный водный путь с Волги к Балтийскому морю. Согласно преданию, Пётр-I прошёл пешком от Цны до Тверцы и сам наметил трассу будущего канала. Рыли канал вручную, лопатами, в тяжелейших условиях болотистой местности с января 1703 г. до весны 1709 года. Длина его 2811м, ширина – 15 метров. Начальником строительства был князь Гагарин, а техническое руководство было поручено пяти голландским «слюзным мастерам» во главе с Андрианом Гаудером. Весной 1709 года барки по большой воде прошли через канал, голландские мастера получили вознаграждение и отправились по домам, а уже летом выяснилось, что воды в Тверце и в канале слишком мало для свободного хода судов, многие караваны не прошли, «воспоследствовала в Петербурге нужда в провианте. Был голод и бунт великий». Радовались только вышневолоцкие ямщики – вести товар гужом было в десять раз дороже, чем по воде. Чтобы ликвидировать мелководность Вышневолоцкого водного пути, Пётр-I приглашал мастеров из Италии, Франции, Англии, Нидерландов, но иноземные мастера только разводили руками.
Пока Пётр-I искал шлюзных дел мастеров по «европам», объявился человек, который утверждал, что берётся «судам дать ход свободный». Им был новгородец Михайла Сердюков. Он предложил умножить воду в Цне и Тверце, направив в Цну «бесполезно протекавшую» реку Шлину. Михайла Сердюков своим иждивением брался рыть каналы и шлюзы ставить и не просил денег из государевой казны. В 1719 году последовал Указ об отдаче купцу Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути и предписывалось местным управителям и чиновникам «убытков и волокит ему не чинить, шлюзы самовольно не отпирать и приказчиков его не бить».
Сердюков починил шлюзы, вычистил канал и воды реки Шлины направил в Цну. Цнинский канал, длина которого 1280 метров, долгое время назывался Сердюковским. Пётр–I пожаловал Сердюкову два золотых перстня и доволен был, что в Российском Отечестве сыскался человек, который просвещённой Европе нос утёр.
Цнинское водохранилище позади. Дальше наш путь лежал по трассе мимо Валдая. Вспомнили, что в Валдае есть творение Н.А. Львова. Проехать мимо было грешно, и мы свернули в город. Было 7 часов вечера. Музей колоколов уже был закрыт, но храм Екатерины великолепен, как и все, что создано выдающимся архитектором. В этот вечерний час город был умиротворенным, без дневной, хоть и провинциальной, суеты. Посмотрели Собор Святой Троицы на главной площади, спустились на набережную Валдайского озера. Вдалеке, на другом берегу, виднелся монастырь, у берега кормились утки. Тишина водной глади. Хорошо! Отдохнули и в путь.
Новое село встретило радугой во все небо, объятьями друзей и натопленной банькой. Утром нас ждал Новгород, в котором бывали много раз – и летом, и зимой, но так и не успели посмотреть многие храмы.
Новгородская земля – летопись страны. Здесь в творениях зодчих, иконах, фресках живёт душа народа. Все, кто бывал в этих местах, знают, какая сила заключена в этих памятниках. На протяжении долгих лет Русь была страной деревянной архитектуры. Крепости, терема, избы строились из дерева. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений с башенками или теремами и художественная резьба по дереву. Если истоки деревянной архитектуры в основном восходили к Руси языческой, то архитектура каменная уже связана с Русью христианской. Мир Византии принёс на Русь свой опыт и традиции. Церкви стали сооружать по типу крестово-купольного храма. Первые русские храмы в конце Х века строили греческие мастера и украшали их куполами в виде полушария, но уже в ХI веке появляются на Руси храмы, где на основу крестово-купольного строения ставятся многоступенчатые купола, так напоминавшие памятники деревянного зодчества. (Новгородская София). И форма купола постоянно меняется. Ранние купола подобны воинским шлемам, ибо христианская душа, по мысли русского философа Е.Трубецкого, словно воин, должна хранить веру православную. Постепенно купол вытягивался и приобретал форму пламени-луковицы. Огненный язык, увенчанный крестом, стал идеей молитвенного горения к небесам. В ХII веке на Руси появились однокупольные храмы, сменившие прежние, ступенчатые. На Новгородской земле храмы всюду, стоит только повернуть голову. И каких только нет!
Мы решили осмотреть исторические памятники в окрестностях Новгорода. Многие из них были восстановлены из руин: пострадали во время войны. Три года Новгород, занятый фашистами, был на линии фронта. Подъехали к Церкви Спаса Преображения на Ковалёве поле, XIV в., потом осмотрели Церковь Спаса на Нередице, ХII в., добрались до Рюрикова Городища. Дорога от Спас-Нередицы до Городища напоминает танкодром, после дождя лучше не ездить: вполне можно сесть на брюхо.
Археологические раскопки говорят о том, что люди здесь жили непрерывно со времён неолита. Учёные считают, что именно сюда был призван на княжение Рюрик, основатель первой династии русских монархов – Рюриковичей. Здесь развалины Церкви Благовещения, XIV в. Вид оттуда фантастический!
Потом отправились в город, но праздник был в разгаре, и, купив сувениры, мы подались, гремя шаркунками, в музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Кто не знает, шаркунок - это такая игрушка-оберег, в Древней Руси детям на шею вешали, злых духов отгонять. Сплетен кубик из бересты, внутри зерно, или камушки, потрясешь – они стучат, шаркают – вот и шаркунок.
«Витославлицы» расположены близ Свято-Юрьева монастыря. По дороге туда навестили Церковь Благовещения в Аркажах, ХII в.
«Витославлицы» – музей деревянного зодчества. Кижи, Суздаль, Новый Иерусалим, Каргопольская земля - все это видели, но, сколько ни смотри, не перестанешь удивляться, с каким умением и любовью обращались на Руси с деревом. Вся жизнь русского человека была связана с ним: в деревянной колыбели начиналась, в деревянной домовине заканчивалась; и жилье было деревянным, и утварь, и транспорт.
А дальше был Перынский скит. Стоит храм православный на берегу озера Ильмень, а представляешь на этом месте почему-то огромного бога-громовержца Перуна. Капище здесь было, название даже осталось Перынский. Да и частокол вокруг скита соответствующий, хоть и не старый, лет десять ему, но выглядит так, что черепа повесить и снимать фильм о лесной нечисти. Новгород крестили в 989 году, и летели в Волхов языческие идолы. На месте капища в Перыни был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами. А сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу XII - началу XIII века. Полумесяц надкупольного креста не имеет отношения к мусульманской символике, такая форма креста типична для домонгольского периода.
Спустились к озеру Ильмень. Впадает в него 52 реки, все с женскими именами: Мста, Ловать, Шелонь, Пола и т.д., вытекает один Волхов. Здесь проходил путь из Варяг в Греки.
Вот и посмотрели, что хотели в этот приезд в Новгород. На следующий день собирались через новгородские и тверские леса доехать до Осташкова, взглянуть на Нилову Пустынь, остров Столбный, но не сложилось. Поманили к себе валдайские колокольчики своим звоном.
Будете в Валдае – непременно посетите Музей колоколов. Находится он в дворцовой церкви Екатерины-II, и здание это само по себе уникально, т.к. построено оно по проекту Николая Александровича Львова. Две наши предыдущие поездки были посвящены творчеству этого гениального русского архитектора. Можно посмотреть здесь:
http://autotravel.ru/v_report.php?ip=213.234.252.5&t=1157534396&hl=
http://autotravel.ru/v_report.php?ip=194.186.208.66&t=1185868732&hl=
Музей колоколов существует четверть века. Его собрание насчитывает более 1000 колокольных предметов. Пятая часть коллекции представлена в экспозиции. Приезжайте, испытайте на себе очищающую силу звона колоколов. Бубенцы, колокольчики, шаркунки, монастырское било и гражданское, пастушьи ботала, колокольчики ямские, сигнальные, колокола церковные и подаренный музею современный ветровой колокол… - их голоса вы сможете здесь услышать! Здесь разрешают дёргать за верёвочки! Удовольствие несказанное! Купив на память «Дар Валдая», мы вышли в парк и любовались ротондой. День был праздничный, на центральной площади бойко шла торговля всякой всячиной. Сутолоки не хотелось, и мы нырнули в Музей уездного города. В нём было пусто, тихо. Больше всего нас заинтересовал возок – такой мааааленький!!! И как только в нём умещались два ездока?! Музей поведал о прежней жизни города, в котором был даже свой театр.
Валдай нам понравился: город чистенький, люди приветливые, есть что посмотреть, хорошо, что не проехали мимо. Решили и в Иверское заглянуть, уж коли оказались в этих краях. Бывали там лет 10 назад. С той поры много воды утекло и перемены произошли разительные. Вместо понтонного моста построен бетонный мост. Там, где прежде паслись коровы, образовалась пристань. От былого запустения нет и следа, и народ валом валит. Пришлось поискать, где припарковать машину, хотя стоянка построена, вместо травки плитка уложена, и купола золотят. Храм украшают берёзовыми ветками в честь праздника Троицы.
Осмотрев монастырь, решили устроить привал перед дорогой домой, а дальше ехать по трассе до поворота на Конаково, чтобы попасть на паром в Дубне. Эх, дороги! После Конаково порадовал знак «Неровная дорога» и добавление к нему – «27 км». Сразу ощущаешь размах по-русски - не 300, не 500 метров, а все 30 километров!
Надо сказать, что на пароме мы потеряли много времени: очередь была длиннющая и много проходящих судов, но так или иначе дождались и переправились через канал. Осталось проехать через Талдом во Власово.
Темпы. Поворот на Талдом. Скоро будем дома… Неожиданно в восьми метрах от машины на шоссе выпрыгнул огромный лось. Чудом удалось затормозить и остановиться рядом с лесным красавцем. Фары осветили коричневый бок, рога … Лось, словно в оцепенении, задумался и не спешил уходить: то ли был ослеплён светом фар, то ли соображал, стоит ли нас боднуть. Шаг, другой – и великан растаял в придорожной канаве так же стремительно, как и появился. Только тогда мы осознали, что были на волосок от гибели, но и на сей раз Бог миловал.
Ребята! Будьте бдительны на дорогах! Здесь живут своей жизнью ежи, лягушки, зайцы, лисы, утки, лоси, собаки, кошки, совы и филины, велосипедисты и пешеходы. Перечислила только тех, кого встречали, но список может быть продолжен. Помню, как на этом же отрезке пути после урагана ночью нас поджидали поваленные деревья - тоже весело.
Мы были на даче в полночь. Здесь, несмотря на накрапывавший дождь, заливался трелью знакомый соловей. Жизнь продолжается, а это значит, что будут и новые маршруты.
Используемая литература:
1. Архитектурные памятники древнего Новгорода; Офсет 888, 2005 г.
2. Яковлева Н.П., «Музей колоколов в городе Валдае», СПб «Алаборг», 2007.
3. В.В. Соловьев, буклет «Вышний Волочек».
4. Т.Ю. Царевская, В.А. Ядрышников, буклет «Церковь Спаса на Нередице».

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru