Откуда: Москва Когда: 07/2008

По маршруту: Некоуз, Шелдомеж, Божонка, Бежецк, Вышний Волочек, Новгород Великий, Рюриково Городище, Коростынь, Старая Русса, озеро Селигер, Исток Волги, Осташков, Нилова Пустынь, озеро Волго, Волжские пороги

Вот и исполнилась мечта - наконец-то у меня появилась машина на которой можно покинуть Москву не боясь, что через 50 километров что-то отвалится, заглохнет, надо будет копаться под капотом или ловить попутки. Первое лето с новым Фьюджиком я терять не захотел и быстренько спланировал свое первое автопутешествие.

Задумка была - съездить на север. Юг, как Российский, так и заграничный уже надоел. Первым желанием было съездить в Карелию. Купил атлас автодорог и начал составлять маршрут. И сразу стало понятно, что с Карелией связываться не стоит - по дороге было столько соблазнов, что доехал бы я туда не раньше чем через 2 недели на которые мне удалось выбить отпуск. Да к тому же в качестве пассажиров два ребетенка, которым не в кайф сидеть на заднем сиденье по 7 часов каждый день. В общем было решено, что дорогу надо спланировать так, что бы ехать приходилось не более 300 километров в день.

Так появились 2 основные узловые точки маршрута - Великий Новгород (историческая часть путешествия) и озеро Селигер (природная часть путешествия). Посидев над картами Тверской и Новгородской областей и порывшись в интернете по поводу где что посмотреть, я за неделю полностью подготовил маршрут, расписанный чуть ли не по минутам. И еще за 2 недели до выезда заказал в местах ночевок гостиницы.

День Первый.

11 утра. На спидометре 6600. Старт дан.

Москва-Ярославль-Мышкин-Некоуз (Ярославская область)
430 км.
Строго говоря это была обязательная часть маршрута и в путешествие его включать нельзя - необходимо было завезти домашнюю скотину к теще в деревню.
Так что особых впечатлений от первого дня нет, поскольку никуда мы не заезжали, а можно сказать ехали к месту реального старта.

День Второй.
Некоуз-Шелдомеж-Божонка-Бежецк-Максатиха-Вышний Волочек
Около 300 км.

В самом начале пути нам дорогу перебежал заяц. Ватага голодных до живой природы путешественников, схватив фотоаппарат и камеру ринулись на улицу в надежде успеть увидеть невиданного для москвичей зверя.

Первыми пунктами нашего путешествия было два села Шелдомеж и Божонка. Село Божонка знаменито тем, что именно тут, в 1238 году князь Юрий Всеволодович принял бой с татаро-монголами и положил всю рать северо-восточной Руси. Именно в этих местах Русь на 200 с лишним лет попала под татаро-монгольское иго.

Село Шелдомеж (Шел до межи (границы)), как говорят, было границей, где в лесах войска Юрия пытались сделать засаду татарам. В этом селе раньше был монастырь, но время и люди на славу потрудились, что бы сделать из красивого некрасивое. Но даже развалины церкви тут выглядят величественно.

Оба села находятся в строне от основной дороги, но если до Божонки добраться в принципе легко (правда как оказалось, карта Тверской области врет - там нарисована грунтовая дорога которой нет, зато есть асфальтированная дорога, которой нет на карте), то до Шелдомежа добраться на фьюже можно похоже только в сухую погоду. Дорога порядка 4 км идет по грунтовке, где явно летают тяжелые грузовики.

Окунувшись в стародавние времена, рассказав детям о всяких ужасах, потрясавших наших прадедов, мы продолжили путь на запад.

Следующая остановка - Бежецк.
Городок маленький. Памятников всего-ничего - памятник писателю Шишкову, крест на месте бывшего монастыря, основанному святым Нектарием Бежецким и красивый, но небольшой парк в центре. Пожалуй самое интересное в этом городе - река Молога.

Поиск и гуляние по историческим местам несколько не уложилось в запланированное время, поэтому мы проехали без остановки еще одно интересное место - Бежичи - старый Бежецк, бывший столицей Бежецкого верха в домонгольские времена.

Ближе к вечеру мы приехали в Вышний Волочек. Заселились в одну из самых дешевых гостинниц - Лагуну (всего за 1800 сняли блок из двух комнат). Надо признать, что хоть здание явно советских времен (тусклое и совковое), но персонал нам понравился, да и чистенько все, хоть и видно что старое.
Вечер ушел на знакомство с городом. Самые яркие впечатление от беглого и уже усталого первоначального знакомства с городом:
- Как красиво и как много воды! А воды действительно много. Берега заполнены рыбаками. Очень интересно то, что больше половины рыбаков - женщины.
- Нифига себе больница... Наш путь шел через районную больницу и, выдя уже за ворота мы увидели дом, который выглядел как под снос - без стекол, с метровыми трещинами, вроде даже без крыши (на первый взгляд). Около дома стоял народ и что-то кричал, глядя в окна второго этажа, а оттуда, аз-за решеток (стекол нет!) высовывалились люди и что-то отвечали. Я сначала подумал, что это бомжи. Но вот в проеме окна мелькнул белый халат. Не хотел бы я лежать в такой больнице...
- Дайте что-нибудь съесть... Гуляя (а времени было уже 19,00) мы попутно искали хоть какую-нибудь кафешку или на худой конец продуктовый магазин. Но не находили ни того ни другого. Наконец вышли на центральную площадь города, где нашли киоски. Купили воды и мороженного. Но есть-то хочется. Пошли искать кафе дальше. Нашли... Вы можете объяснить мне о чем думают люди, которые составляют расписание работы пунктов общественного питания. Часы работы кафе... 7.00 - 17.00. В общем довольные, но все же голодные мы пришли в гостинницу и были приятно удивлены хорошей кухней в гостинничном ресторане (и не ахти как дорого).

День Третий
Первую часть дня мы посвятили экскурсии по Вышнему Волочку. Еще в Москве я звонил в местный музей и заказал экскурсовода. Всего за 600 рублей, приятная тетечка каталась с нами в нашей машине по городу и рассказывала о городе. Всего за 3 часа мы посетили все основные достопримечательности и даже съездили в пригород - в усадьбу Сердюкова - человека, который сделал из Вышнего Волочка русскую венецию.
Вот уж действительно венеция. Сам городок небольшой, но река Цна, несколько каналов и водохранилище сделали из города красоту неописуемую.
Побродили по мостам и мосточкам (их там больше 40), посмотрели на бейшлот (это можно сказать управляемая плотина), которая была создана еще при Петре I тем самым Сердюковым. Порадовали глаз провинциальными видами.

Вторая часть дня - дорога в Новгород Великий.
250 км (или что-то около этого)
Впечатлений на этот день мы уже набрались и никаких остановок я не планировал. Но одну остановочку мы все же сделали. Не помню в каком селе мы пролетели мимо гнезда аистов. Аистов мы до этого вживую не видели (зоопарк не считается).

Часов в 6 мы прибыли в Новгород. Поселились в самом центре города. За 2400 сняли двуместный номер с дополнительной кроватью (на четверых). Кровати большие. Все хорошо уместились.
Вечерняя прогулка по городу обламалась - пошел дождь. Но мы не сильно огорчились - решили отлежаться.

День Четвертый
На изучение Новгорода я выделил двое полных суток. Но церквей и разных памятников столько, что все посетить за это время не возможно. Особенно с детьми. Поэтому я сосредоточился на самом исторически-ценном. Первым делом мы, конечно же, пошли в Новгородский Кремль, где сразу попали на экскурсию по Кремлю. Минут сорок нас водили вокруг памятника Тысячелетия России. Я бы и еще час бы послушал экскурсовода, но время поджимало - экскурсия часовая. А послушать было что.

Сам памятник похож на колокол. По кругу всего памятника стоят известные люди всех времен существования Руси. Еще до экскурсии экскурсовод предложил нам пройти вокруг него и посчитать скольких человек мы узнаем. Сказала, что большинство узнает всего 6 человек. Ну не знаю. Шестерых мы насчитали пройдя всего четверть круга. Обойти весь памятник сами не успели - началась экскурсия. Экскурсовод в темпе бегуна на 100 метров назвал каждого изображенного. Жаль все же скорость выдаваемой информации была выше скорости восприятия. Очень интересно.
После памятника прошли к Софийскому собору.
Один из старейших соборов Руси. Построенный сыном Ярослава Мудрого - Владимиром. Кстати, в самом соборе стоят саркофаги с Владимиром и женой Ярослава Мудрого - Ингегердой.

Затем прошли к колокольне, послушали рассказ о колоколах, полюбовались видами с колокольни.

На чем экскурсия и была закончена. Погуляв еще с часок по Кремлю, сил на продолжение уже не было. Но дойдя до знаменитого моста через Волхов мы услышали заманивание на теплоходную прогулку и ни мало сумняшесь прыгнули на корабль. Надо сказать, что вид Новгорода с корабля просто потрясающий. Волхов, примерно в киллометре от кремя делает поворот и город не видно. У меня перед глазами так и встает картина, как в мономаховы времена плыли купцы в Новгород, и перед ними, вдруг, из-за поворота появлялась эта картина.

Когда вернулись, а это было уже часов в 5, продолжать пешие исследования, как велел разработанный ранее план, уже не хотелось и мы решили съездить на Рюриково городище. И вот не пожалели ни разу. Само Рюриково городище - это просто холм на берегу Волхова. На нем стоит пара обычных деревянных домов (вроде даже жилых) и находятся развалины церкви. Вроде ничего осбого, но мне было очень интересно побывать в том месте, откуда началась наша история.

Странно, что это знаковое место не являтся меккой для туристов - добраться туда, конечно, можно, но совсем не тривиально. Варианта два - либо по воде, либо по грунтовой тропинке, которую еще не сразу и найдешь. Мы сначала проехали мимо этой тропинки и попали в село Нередицы. Если вы поедете на Рюриково городище, то советую тоже "промазать" и побывать в этом селе. Там мы наткнулись на церковь Спаса на Нередице, построенную аж в 1198.

Побродив по окресностям городища, мы поехали в гостинницу и по пути увидели еще одно чудо древней архитектуры - Церковь Спаса на Ковалеве (1345 год). Стоит прямо у дороги как мы могли не заметить ее сразу - не понятно. Хотя дорога там немного разбита, видимо все внимание ушло на колдобины.

День Пятый
Второй день, повященный гулянию по Новгороду. Первым делом мы поехали в Юрьев монастырь. Не доезжая до самого понастыря, мы свернули на Перунову Пустошь. Это место замечательно тем, что там было главное капище языческих богов - Перуна и его "друзей" :). Здесь же был крещен Новгород.

Далее посетили сам монастырь, основанный еще Ярославом Мудрым.

Рядом с монастырем находится музей деревянного зодчества, который, естественно, не остался без нашего внимания. Очень интересные крестьянские избы и церкви.

Отгуляв в монастыре и его окресностях часов до 3, мы все же нашли в себе силы закончить "обязательную программу" - Ярославово дворище, которое должны были посетить еще вчера. Ярославово дворище - это резиденция Ярослава Мудрого. Вообще князья в древнем Новгороде не жили в самом городе - город управлялся боярством, а князей тут приглашали как наемную силу. И что бы князья со своим войском не беспокоили жителей, они жили вне города. В основном их местожительство было - Ярославово дворище, находящееся напротив кремля через речку Волхов. Мост, соединяющий кремль и дворище князей имеет свою историю. В Новгороде частенько собиралось вече, на котором бывали крупные заварушки. Когда споры на вече переходили границу словестных баталий, то толпа валом валила на этот мост и проигравшие в споре частенько спихивались с этого моста в реку. Причем часто навсегда. Сейчас это, конечно, не тот знаменитый мост, а современная конструкция. Но построен он на том самом месте.

В самом дворище находится несколько древних и красивейших церквей. К сожалению, мы не нашли именно то место, где жил непосредственно Ярослав (уже были измотаны и не понимали путанных объяснений встретившегося нам подвыпившего работника одной из церквух), но тем не менее погуляли хорошо.

День Шестой
Великий Новгород-Коростынь-Старая Русса
Порядка 150 км.
Сдав номер, мы отправились на последнюю точку первой части путешествия - в Старую Руссу. Заехали на заправку и... офигели. Бензин стоил 26,80 (Для сравнения, в Москве 25,50, а в Мытищах вообще 24,80). Но заправится надо было обязательно - черт его знает, где еще будут заправки. Позже оказалось, что нам еще повезло, дальше встречались заправки с ценами до 27,30. И чего это в Новгороде какой бензин дорогой?
Первая остановка шестого дня - Коростынь. Деревушка стоит на берегу озера Ильмень и замечательна тем, что тут единственный на озере обрывистый берег. Обрыв не очень высокий - метров 5 максимум, но виды очень красивые.

Когда готовился к поездке читал где-то, что обрывы опасные - в смысле спустишь, можно не забраться. На деле все гораздо проще. Просто надо постараться немного:

Коростынь еще знаменита тем, что тут царь Иван 3 подписывал Коростынский мир, по которому Новгород терял свое самоуправление и присоединялся к Москве - по сути, именно тут Новгород теряет свою важность и величие. К сожалению я не нашел памятный знак этого события, а расспрашивать местных жителей не стал - загулялись и пора было торопиться в Руссу.

В Руссу приехали ближе в обед, поселились в достаточно дорогую гостинницу - нам еще не хотели давать один двуспальный номер на всех, а два брать нам совсем не хотелось. Пришлось врать, что детям в сумме на 5 лет меньше чем есть на самом деле, пугать администраторов, что младший, если его поселить отдельно от папы с мамой все им описает и даже обкакает. Сработало :).

Остаток дня был посвящен прогулке по Руссе. Городок совсем не большой. Из всех достопримечательностей - три церкви, дом Достоевского и солевой курорт. Естественно все было тут же осмотрено, даже зашли в краеведческий музей. Город знаменит тем, что тут несколько минеральных глубинных источников. На курорте есть даже три соленых озерца. Единственное что мы профукали - были в 3 метрах от фонтана. Издали он нас не впечатлил и мы прошли его мимо, а потом, уже уехав прочитали в рекламном проспекте, что это самый крупный в Европе самоизвергающийся фонтан. То есть по сути ключ с минеральной водой.

День Седьмой
Старая Русса - Селигер
В районе 250 км.
Вообще по карте прямой дороги из Старой Руссы на Селигер нет - надо делать огромный крюк. Но предварительно полазав в интернете я вычитал, что дорога есть, но на карте она помечена лесной тропкой. А на кануне, в Старой Руссе, мы смотрели телевизор и услышали, что в Москве всю неделю, что мы гуляем шли проливные дожди. Боялся, что и Селигер они захватили и мой транспорт не выдюжит. Но тропка оказалась очень приличной дорогой. Да, без асфальта. Да, без насыпанных камней. Но широкая и совершенно гладкая. Короче, доехали с песнями.
Планируя путешествие, я хотел на Селигере жить в палатках. Но так же хотелось посетить несколько мест. Поэтому я решил устроиться в палаточном кемпинге. Что бы ездить на экскурсии и не разбирать то и дело палатку, а просто оставлять ее под присмотром. К тому же в кемпинге было 3-разовое питание (готовили на армейской полевой кухне). Еда именно что походная, но на удивление съедобная оказалась. Единственная сложность была - дорога. До кемпинга надо было ехать 6 километров по лесной тропке. Причем меня пугали, что там будет брод через речку и не всякая машина ее проедет. Скажу честно - брод это просто ручеек, который я махнул и не заметил, а вот дальше было страшновато. Было порядка 3 ям, наполненных водой, которые выглядели озерами. Но слава богу, не застрял. Хотя в одном месте, по выезде из лужи был резкий подъем и машина чуть буксанула. Но все же выползли.
В общем добрались, устроились.

Всю ночь шел дождь.

День Восьмой
Кемпинг.
В этот день по моим планам была поездка к истоку Волги. Но дождь, начавшийся накануне шел не переставая. Помня какие были лужи вчера, ехать по этому лесу на экскурсию, а потом возвращаться обратно не хотелось никак. Решили немного изменить планы и просто отдохнуть на Озере. Как только дождь сделал передышку, пошли гулять по лесу. Оказалось, что тут есть грибы. А мы грибники заядлые. Так что дело себе нашли быстро.

Но много насобирать не удалось - снова зарядил дождь и мы пошли в лагерь. Там мы занялись очень интересным делом - разжигание костра под дождем. Выглядело это забавно - один держит зонтик над кострищем, другой пытается зажечь мокрые дрова. Канистра бензина пришла на помощь. Костер развели за каких-то 10 попыток.

После обеда дождь вроде перестал. И мы решили взять на прокат весельную лодку и прокатиться по озеру. Взяли, поплыли на противоположный берег. Дождь знал. Дождь точно знал географическое положение центра озера. И когда наша лодочка оказалась в этой точке он ливанул. Причем ливанул - это слабо сказано.
Но кататься под дождиком оказалось не менее интересно.

День Девятый
Наконец дождь закончился. Вышло солнце. Но ехать на экскурсию я все же не захотел. По тем же причинам. Решили отменить одну из намеченных целей - подъем на самую высокую гору (точнее холм) Селигера и провести в кемпинге еще один день.
Утро было посвящено поиску в лесу Серебряного Озера, в честь которого назывался наш кемпинг. Искать мы его направились немного не в ту сторону и, сделав небольшой крючек вышли на него со стороны болота. Но зато на этом болоте росла Морошка.
После обеда взяли на прокат удочки и пошли на рыбалку. Я честно пытался вспомнить когда был на рыбалке в последний раз. По моим воспоминаниям выходило, лет 25 назад. Но первую рыбешку я вытащил через минуту. Зато второй пришлось ждать час. Третьей еще час. После этого я решил, что нарыбачился на славу, улов удался, ужин будет сытный :).

День Десятый
Решив, что отдых - это, конечно, хорошо, но активный отдых еще лучше, мы упросили начальника кемпинга проводить нас до выхода из леса на своем уазике-буханке. Он поехал перед нами, мы за ним. Было серьезно страшно видеть, как буханка, имеющая клиренс в полметра погружается в лужи чуть не до выхлопной трубы. Но фуджик выдержал это испытание грязью и мы не застряли ни разу.
Выбравшись на нормальную дорогу, мы продолжили умножать наши впечатления. Ближайшей целью была моя пятилетняя мечта съездить к истоку Волги. Я ж 20 с лишним лет прожил на этой реке и вот, наконец, еду смотреть откуда она вытекает.
Но тут, отъехав от Залучья (деревня через которую надо добираться в кемпинг) нам дорогу перебегает олень. Ну ладно бы еще лось. Я бы понял. Но откуда тут олени? Ну не водятся они в наших краях. Но олень был красавец. Оказалось все просто. В ближайшей деревушке было оленье хозяйство. Мы быстро нашли то ли хозяина, то ли просто работника, который за ними приглядывает и он нам устроил небольшую экскурсию по оленьему хозяйству.

Кроме оленей в хозяйстве имелась в изобилии и другая живность.

Наконец мы продолжили путь. Вот и Исток Волги

Наконец-то я имею документальное подтверждение правдивости моего ответа на сакраментальный вопрос:
- А ты можешь переплыть Волгу?
- Да я ее могу переступить...

После посещения знакового места, мы отправились к городу Осташков - единственному городу на берегах Селигера. Правда времени уже было много и экскурсию по городу мы решили отложить на завтра. К тому на поиск места ночевки у нас ушло значительное количество времени. Но нашли свободный уголочек на берегу озера.

День Одиннадцатый
Утро началось с посещения Ниловой Пустыни. Был такой святой - Нил Столбненский. По легенде, он был очень известных чудотворцем и его так все задолбали, что он решил уехать куда-подальше. Нашел себе на Селигере маленький островок Столбный. Питался одними дубовыми навершиями (читай - деревом). И взял обет стояния - ни разу не сел, не лег. Даже спал стоя, оперевшись на костыли и привязавшись к дереву.
Остров мы обошли весь - не нашли ни одного дуба - видимо все съел :).
На том острове, спустя некоторое время, был построен монастырь. Сейчас его отреставрировали и он выглядит крайне впечатляюще.

А уж когда мы забрались на самую верхотуру (к нарисованным, как оказалось, часам), наш дух был полностью захвачен окружавшими нас красотами озерами.

После монастыря мы провели экскурсию по Осташкову. Вообще Осташкову в этом плане не повезло - мы уже настолько накушались изысками церковной архитектуры, что встречающиеся церкви уже не рассматривали - щелк фотиком и дальше гулять. Потом уже, разглядывая фотки я слегка пожалел, что не стал внимательно разглядывать скажем эту церковь:

Самое интересное в Осташкове - его планировка. Сам город расположен на полуострове. Все улицы города строго параллельны друг другу и идут вдоль полуострова, одним концом упираясь в озеро, а другим уходя на большую землю. А поперек полуострова, так же строго параллельно друг другу идут переулки, двумя концами упираясь в озеро. Как говорится, не заплутаешь.

Побывали мы и на острове Кличен, где располагался древний город Кличен, полностью уничтоженный татарами.

Наконец, купив продуктов в единственном супермаркете города, мы взяли курс на последнюю ночевку. Отъехав от города километров на 50, мы вдруг обнаружили, что забыли в этом магазине фотоаппарат и камеру. Во-первых железо дорогое, а во-вторых, там же все впечатления от первого Путешествия. Такого облома Бендер никак не ожидал. Вернулись. Аппаратура стояла в уголочке прилавка. Никто не позарился. Пронесло. Поехали дальше.

Нашей ближайшей целью был волжский бейшлот. Волга, начинаясь с маленького родничка, быстро набирает в себя воду, принимая ее от разных притоков и проходя ряд озер. Первое озеро - Стерж. Говорят, есть где-то один холм, откуда в ясную погоду можно увидеть, как посредине озера явно обозначается русло реки Волга. А остальная вода, находящаяся в стороне от этого русла чуть ли не стоящая. Далее идет озеро Пено, за ним озеро Волго. Так вот это озеро заканчивается бейшлотом - управляемой плотиной. К нашему большому сожалению, волжский бейшлот оказался под усиленной охраной и нас не пустили даже зыркнуть на это сооружение. Пришлось нам, не солоно хлебавши, искать себе местечко на ночлег. Место нашли замечательное.

День Двенадцатый
Поездка домой. 450 км.
Еще вечером мы объелись земляники. Утром последнего дня прошло в сборе этой вкуснейшей ягоды. примерно за 20 минут было собрано порядка трех литров.

Последняя достопримечательность, которая была запланирована к посещению - самые крупные верхне-волжские пороги. Честно сказать я ожидал немного большего, но и то, что увидел было очень интересно.

Собственно на этом наше путешествие и заканчивается.

Общее впечатление - хочу еще :). Однозначно интереснее всяких Турций и Египтов. Уже придумал себе несколько новых маршрутов.