Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 09/2008

По маршруту: Миллерово, Новочеркасск, Темрюк, Голубицкая, За Родину, Анапа, Абрау-Дюрсо, Новороссийск

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Изначально путешествие задумывалось более длинным и насыщенным: по ростовской трассе на Азовское море, потом через Калмыкию и осмотром Элисты на базу отдыха под Астрахань и заключительным аккордом было бы посещение соляного озера Баскунчак около Ахтубинска почти на границе с западным Казахстаном. Однако жизнь внесла свои коррективы и путешествие сократилось более чем вдвое.
Автомобиль «Опель Астра» 1996 года с пробегом 134 тыс.км.
Старт из Москвы в субботу 27-го октября в 7-15.
Участники:
- Михаил - Водитель, Командир пробега, Главный Идеолог.
- Анютка - Первый Штурман, Главный Повар, Главный Психоаналитик.
- Викториус - Второй Штурман, самый счастливый человек от образовавшихся дополнительных каникул. Решили немного выспаться, рассудив, что в конце сентября по трассе «Дон» в ту сторону машин уже не так много.
Температура на улице +6, огромная пробка на МКАД. В 8-30, проехав 48 км, выезжаем на М4 «Дон». На 81-м километре заправляемся на АЗС 95-м бензином по 24-70.
В очередной раз любуемся БТР на 111-м километре у поста ГАИ.
В Тульской и Липецкой областях однополосное движение в каждую сторону чередуется с двухполосным. Такая смена идет по 30-40 километров.
Три раза стоим, пропуская встречный транспорт из-за ремонта дороги в Липецкой области. Стоим по 10-15 минут не больше.
В Липецкой и Воронежской областях сначала пару раз с непривычки попадался на обычный для тех регионов финт гаишников с выставлением макета гаишной машины. Потом привык.

Когда уже подъезжаем к окраине Воронежа и предвкушаем остановку на обед, перестают включаться и выключаться передачи. Выясняется, что вылетела стопорная шайба из стержня, который каким-то образом соединяет кулисы. Сам стержень чудом не потерялся, а спокойно лежит на картере коробки. Нещадно мучая сцепление, доезжаем по воронежской объездной до какого-то сервиса. Машинку приводят в божеский вид за 50 рублей.)))
Воронежская область знаменита большим количеством элеваторов.
Ночевка запланирована в Ростовской области в городе Миллерово. Об этой частной гостинице был неплохой отзыв на сайте. Номер был забронирован заранее, недели за две-три.
Миллерово находится километрах в двадцати от трассы. Найти саму гостиницу не представляет труда по подробному описанию дежурного администратора.
Стоимость трехместного номера – 1500 рублей. Стоимость стоянки во дворе гостинцы – 20 рублей. Во внутреннем дворике могут уместиться 3-4 машины, так что если машин набирается много – милости просим за территорию. За бронирование номера денег не берут. Номер большой, чистый, окна выходят на улицу, но утомленные дорогой на шум не обращаем внимания. Санузел в коридоре. Так как мы приезжаем почти одновременно с солидной супружеской парой, только мое проворство позволяет занять санузел и избегнуть стояния в очереди. Достойны изумления и матовые полупрозрачные стекла в дверях каждого номера. Но как ночевка по пути следования по ростовской трассе вполне подходит и по деньгам, и по условиям.
Пробег первого дня - 890 км.
На следующий день в 9-40 выезжаем на трассу. Температура 12.
Только разогнался на радостях, что закончился населенный пункт – хоп! Менты. Приветственно машут. Знак-то я видел, но не ожидал, что так быстро разгонюсь до 120. Превышение 30 км! Это ерунда. 200 рублей. Он мне рассказывает о дальнейших засадах, я ему откуда и куда еду. Расстаемся довольные взаимопониманием.
Заезжаем в Новочеркасск, где я договорился о посещении с директором музея новочеркасской трагедии 1962 года. Директор музея – Валентина Евгеньевна, милая женщина, человек, которого непосредственно коснулись события 1962 года в Новочеркасске. Она ведет нас по скверу перед зданием, в котором в 1962 году размещалась администрация города (сейчас это здание известно всем как Платовский дворец). Невероятно представить, что меньше пятидесяти лет назад здесь были расстреляны сотни людей, высказавших и проявивших возмущение повышением цен и увеличением норм выработки на знаменитом Новочеркасском электровозном заводе.
Очень сложно описать здесь впечатления от этого музея. Это надо воспринять лично через призму своего отношения к тому времени и тем событиям.

Посмотрели, конечно, и Вознесенский кафедральный собор.

Обошли со всех сторон, подивились ажурности линий, величественности. На одну службу собор вмещает до 5 000 человек, уступая только Храма Христа Спасителя в Москве (до 10 000 человек) и Исаакиевскому собору (до 7 000 человек).
Есть около собора интересный памятник примирения и согласия. На гранитных плитах символы казачества и Красной армии.
После Новочеркасска опять выруливаем на М4, по объездной вокруг Ростова, после Ростова обед и отдых и дальше к морю.
В 15-30 температура уже 20 градусов.
Маршрут обычный: поворот с М4 в Кущевской на Кисляковскую. Потом через станицу Ленинградская и по окружным дорогам в объезд станиц Коневская и Брюховецкая. Затем через Тимашевск, Старонижестеблиевскую и Славянск-на-Кубани.
Дорога хорошая, правда, уже темнело и особо не удавалось насладиться красотами природы.
Вот наконец Темрюк, затем конечный пункт – станица Голубицкая. Нас уже встречают, загоняем машинку во двор и выгружаемся.
Пробег второго дня – 650 км.
Про жилье: описание жилья по телефону не обмануло наших ожиданий. Две комнаты, телевизор, холодильник, санузел, кондиционер, регулируемые батареи. До моря 300 метров. Всего в мини-гостинице восемь разных номеров. Есть общая кухня. Кухня не отличается сверхчистотой, но вполне приемлемо. Стоимость жилья 850 рублей в сутки.

На следующий день поехали в Темрюк. Температура воздуха – 24 градуса. Темрюк находится от Голубицкой километрах в десяти. Прошлись по рынку. Цена раков – 150 рублей. Черный кишмиш – 15 рублей. Поехали в музей «Военная Горка». Он и действительно находится на горке. Территория музея разделена шоссе на две части. Если ограничиться осмотром только второй части, то можно не платить за входной билет. Памятуя, что кто-то в отчете на форуме с гордостью упомянул, как он ловко все посмотрел без билета, первое, что делаем, покупаем входные билеты. Цена какая-то символическая. В самом плачевном состоянии находятся почему-то самолеты: краска облупилась, резина на шасси спущена и часто порвана. Одним словом, зрелище немножко грустное. Музей этот существует с 1983 года и был образован к 40-летию освобождения Таманского полуострова.

Досадно, что около экспонатов нет табличек. Многое, конечно, можно узнать и понять, но есть совершенно диковинные и редкие экземпляры.
Очень красивый вид открывается с холма на лиман и сам поселок. Потом уж прочитал, что этот холм является грязевым вулканом Миска. А я еще удивлялся, что за отверстие в земле под крылом одного из самолетов. А из отверстия этого какое-то хрюканье.
После музея возвращаемся в Голубицкую. Любопытно, что практически все развязки на дорогах выполнены с круговым движением. Очень удобно! Знай только смотри на знак про главную дорогу.
Дневной пробег: 41 км.
В этот день решаем больше никуда не ездить и посему начинаем дегустировать местный алкоголь.


Быть в Краснодарском крае и не заехать в легендарное Абрау-Дюрсо и Анапу просто преступление.
В один из дней стартуем в направлении Новороссийска.
По пути видим указатель «На ферму лотосов». Заезжаем. Узнаем, что в сезон там устраивают экскурсию на лодке к месту цветения лотосов. Едем дальше.
Потом на нашем пути попадается Витязево. Заезжаем туда, но ничего интересного не находим. Винный завод и ассортимент в самом плачевном состоянии.
Дальше Анапа. Зачем туда поехали – сам не пойму. Запарковались, дальше идем пешком к пляжу. Народу полно, машин тоже, после тихих зеленых станиц город не вызывает удовольствия. Выходим к аллее, ведущей на центральный пляж. Видим памятник, который озаглавлен «Той самой белой шляпе». Почему «белой», непонятно, ведь всем известно, что в знаменитой песне поется «Одену я черную шляпу».

Ничего привлекательного на пляже нет. У берега полно водорослей. Поэтому выезжаем из города и держим путь дальше.
Крюк до Абрау-Дюрсо небольшой, около 12 км в одну сторону, поэтому поворачиваем и туда.
Здесь есть некоторое подобие серпантинов.

Когда останавливаемся на площадке около магазинов неподалеку от завода, нас начинают приглашать на экскурсию по заводу. При этом ненавязчиво вручают прайсы других винных производителей.
Впереди еще Новороссийск, на экскурсию времени жалко, и мы едем обратно.
Въезжаем в Новороссийск. Уже цивилизация: светофоры, троллейбусы, плотное движение. Продвигаемся в сторону набережной. Вот и она.
Смотрю на Цемесскую бухту. Горы и огромное количество кранов впечатляет.

Еще на набережной есть огромное количество якорей, фонтаны, памятник основателям города Раевскому-младшему, Лазареву и Серебрякову. Все трое на памятнике очень важные и мужественные, с эполетами, биноклем, схемой укреплений (ведь Раевский разработал план будущей крепости, правда, военное министерство его не утвердило), смотрят куда-то вдаль и туда же для большей убедительности показывают рукой.
За зданием морвокзала вижу громаду крейсера. Убеждаюсь, что это и есть крейсер-музей «Михаил Кутузов». Тащу весь свой экипаж к этой серой громаде. Анютка начинает озираться, ища какое-то прибежище на время, пока мы с Викториусом будем ходить-бродить по крейсеру. Успокаивает себя мыслью, что наверняка рядом есть какая-то кофейня, где можно пересидеть любую экскурсию.
В это время я уже рвусь вверх по трапу выяснять подробности про посещение. Мне вежливо объясняют, что посещение возможно только вместе с группой, а группы подъезжают довольно часто. В свободное время тащу всех смотреть на памятник Брежневу. Памятник установлен на пересечении улицы Новороссийской Республики и улицы Советов в трех минутах ходу от морвокзала.
Отступление: у нас везде к месту и не к месту любят выражение «единственный в мире» применительно к памятнику, музею так далее. Иной раз это выглядит очень смешно. Например, «единственный в мире музей Мусоргского». Но кому в мире, скажите на милость, придет еще в голову идея создавать музей русского композитора. Так австрийцы могут гордиться единственным в мире музеем Штрауса, а французы единственным в мире музеем Берлиозу. Но это я так, высказался про то, что давно уже забавляло.
Так вот памятник Брежневу тоже единственный у нас в стране)))). Есть еще в Днепродзержинске, но это другой вопрос.
Памятник понравился. Брежнев изображен молодым, энергичным. Таким его, наверное, помнили на Украине и в Молдавии.

Пристраиваем Анютку в приличную кофейню и мчимся с Викториусом на крейсер. Как раз подваливает группа школьников, и мы присоединяемся к ним. Стоимость взрослого билета – 70 рублей, стоимость детского билета – 20 рублей. Уже начальные данные по крейсеру нас, дилетантов, поражают: экипаж 1270 человек. Дальность выстрела кормового орудия – 31 км.
Экскурсия длится минут сорок-пятьдесят и радует своей информативностью и подачей материала.
Крейсер был выведен из состава ВМФ в 1992 году, в 2001 году переведен из Севастополя в Новороссийск и с 2002 функционирует как музей.
С любопытством посмотрел на подъемник для подачи пищи из кухни в столовую офицерского состава. Никогда раньше не видел наяву такого хитрого приспособления.

Полные впечатлений , заходим за Анюткой и начинаем выезжать из города. На обратном пути заезжаем в станицу Старотитаровская. В магазине при винзаводе, увидев соответствующее объявление, просим организовать на экскурсию на винзавод. Оказывается, нет ничего легче этого. Мгновенно приходит девушка из отдела маркетинга и ведет нас троих на экскурсию. Проводит нас по всем цехам, фотографировать можно везде. Очень интересный, профессиональный и обстоятельный рассказ про производство вина и про историю завода. Показывают огромные емкости для хранения привозимого со своих виноградников сырья, все технологические линии по розливу вина, шампанского и коньяка, склад готовой продукции, немного похожий на старинные винные погреба.

Цена экскурсии – по 90 рублей с человека, причем независимо от количества участников.
Оказывается, в 1960 году при начале строительства завод назывался «винпункт», а началось все на этом месте со здания для установки оборудования для переработки винограда. В 1962 году на базе винпункта был образован Старотитаровский винзавод путем его отделения от Темрюкского винзавода. Любопытно, что спирт-ректификат на этом заводе был получен в 1966 году на немецком оборудовании. А получаемая из отходов виноделия виннокислая известь экспортировалась в Италию.
Вдохновленные увиденным и услышанным покупаем вино. Цены на вино совершенно смешные.

Дневной пробег – 258 км.
На следующий день Анютка и Викториус пытаются ловить рыбу на каких-то протоках между Темрюком и Голубицкой. Результат одинаковый что на платном озере, что на бесплатном. Двух маленьких рыбешек с аппетитом съедают котята в нашей гостинице.
Дневной пробег – близится к нулевому.
На следующий день затеваем еще покатушки по окрестностям. Едем в направлении Тамани на мыс Тузла. По сути это граница между Азовским и Черным морями. Едем в сторону Пересыпи, потом в поселке За Родину видим указатель «Грязевой вулкан Гиздар». Сворачиваем туда. От трассы весь комплекс расположен примерно в двух-трех километрах. Сидящий в будке охранник пропускает нас бесплатно, но автомобиль оставляем перед шлагбаумом. У турникета перед самой купальней никого нет. Весь комплекс достаточно большой. и летом там. судя по всему, развлечения на любой вкус: кафе, страусы, детские аттракционы. Но гвоздем программы, несомненно, является лужа диаметром метров семь-восемь, заполненная грязью. Любуемся на пузырьки, появляющиеся на поверхности грязевого прудика, и уезжаем.

Что любопытно, когда приехали через день к этому же вулкану (проехали за кампанию с соседями по гостинице), уже вовсю собирали деньги по 150 рублей с человека и бдительно следили, чтобы народ не проходил за входной турникет с бутылкой и не собирал грязь. Народ это не смущало, и около машин вовсю шло соскабливание грязи с тел в тару.
Дальнейший путь до Тамани ничем не примечателен. Примерно 37 километров. Хорошая дорога с четкой разметкой, виноградники, на обочинах продают помидоры, арбузы, виноград, мед.
Тамань проходим насквозь, не останавливаясь.
От Тамани до мыса Тузла (Верблюд) восемь километров. Тузла самая западная точка Краснодарского края. Раньше на базе грязевых и соленых озер работала грязелечебница, основанная еще в 1923 году. Что теперь с этой грязелечебницей – неизвестно. Дорога становится хуже Но виды красивые. Приезжаем к такому месту, откуда ведет только узкая дорога по перешейку. Слева и справа на узкой полоске рыбаки.

Километра через полтора все заканчивается. Нет ни дороги, ни перешейка. Перед нами Керченский пролив. Слева Черное море справа за Таманским лиманом Азовское море. Красота! Если не ехать до конца перешейка, где кучкуется большинство рыбаков, то народу совсем нет. Можно искупаться, в чем мама родила. С удивлением вижу машины с тюменскими и мурманскими номерами. Тоже приехали на перемычку купаться.)))))) Купаемся, любуемся на медуз разнообразной формы и едем обратно.
Погода весь день держится 24-26 градусов.
Дневной пробег – 102 км.
Пару дней никуда не выезжали, только лишь ходили купаться. Решили покушать натуральных морепродуктов. Набрали на заборах огромных улиток и сварили их с большим количеством красного вина. Предварительно по телефону проконсультировались с другом, биологом, описав ему вид улиток и рисунок на панцире. Друг подтвредил, что это самые типичные виноградные улитки. Но все равно совершенно безвкусно!
Бродили по Голубицкой. Город совершенно пустой, улицы и центральный пляж пусты. Непривычное зрелище: пустые турбазы, безлюдные кафе, голый пляж.

По дороге обратно ночевали в городе Боброве. Город находится километрах в 20 от объездной воронежской. Огромный двухкомнатный номер, машину пристроил на закрывающуюся и охраняемую территорию стоматологического центра за 50 рублей. Забавно, что сторож попросил забрать машину не позже семи часов утра, чтоы его не ругала заведующая.
На обратной дороге ничего сверхинтересного не происходило, за исключением того, что последние километров 400 мы ехали при красной лампочке давления масла. Долив масла не помог, и я успокоил себя тем, что это барахлит датчик.
Но по этой причине мы остались без экскурсии на Хреновской конезавод. Ограничились фотографированием огромного жеребца на территории гостиницы «Яр» около воронежской объездной. На территорию охранники не пускают, фотографировать можно только от проходной и то, не заходя за незримую черту у калитки.

Москва встретила проливным дождем и пробками на МКАД.
Путешествие было закончено.
А это наши нескромные персоны.


Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru