Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Тольятти, Алушта Когда: 05/2009

По маршруту: Лермонтово, Урюпинск, Калач, Богучары, Кантемировка, Луганск, Донецк, Симферополь, Алушта, Судак, Феодосия, Севастополь

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Отчет о первомайском турне в Крым с участием в ралли «Легенды Крыма»
(29 апреля – 11 мая 2009)
Маршрут: Тольятти – Лермонтово (Тарханы) – Урюпинск (ночевка) – Бугаевка (пограничный пункт) – Луганск – Донецк – Мариуполь (ночевка) – Симферополь – Алушта – Судак – Новый Свет – Коктебель – Феодосия – Ялта – Севастополь – Калач (ночевка) - Балашов – Тольятти.


Замечательно, что есть в России такая организация как РАФ – Российская автомобильная федерация, которая занимается не только организацией спортивных соревнований, но и пропагандой автомобильного туризма, приверженцами которого является и наша семья. Благодаря автомобилю – средству передвижения – мы прикоснулись к тайнам Крымских монастырей, Валаамских храмов, Байкальских красот, Алтайских снежных вершин.
Объехав почти всю страну в поиске красот, захотелось новых ощущений, а именно поучаствовать в авторалли. Несколько лет назад, выбирая маршрут в Крым, набрели на сайт, который приглашал на ралли 3 категории (любительские) всех автолюбителей. Абсолютно не представляя, что такое любительское ралли мы загорелись идеей в нем поучаствовать. В силу разных причин осуществилась наша мечта только в 2009 году.
Итак, начну повествование со спортивной части. Ралли «Легенды Крыма» проводятся на территории Крыма с 2002 года и относятся к категории любительских, т.е. к участию допускаются автомобили без специальной подготовки, например такой, как установка дуг безопасности. В этом году они проходили в городе Алушта со 2 по 3 мая. Все подробности – на сайте www.probeg.ru. Участвовали как российские экипажи, так и украинские. Итоги подводились в двух номинациях: машины объемом до двух литров (класс 2) и выше (класс А). Участники выступали как на обычных (дорожных) машинах, так и на спортивных (подготовленных для участия в гонках). Из вазовской коллекции участвовали 2101, 2107, 2112, Калина, Приора, 2108 (спортивный вариант). Россию представляли как именитые гонщики, так и просто автолюбители из Питера, Москвы и Подмосковья. Тольяттинский экипаж впервые за 7 лет проведения ралли заявился для участия. Организаторы высказывали не малое удивление по данному факту – автомобильная столица и игнорирует такое популярное соревнование! Так что тольяттинцы – даешь команду «Ралли Крыма 2010»! Здорово, если бы от нашего города поучаствовали подготовленные экипажи, а то в командном зачете победили города Москва и Севастополь, как будто в Тольятти нет достойных гонщиков! Но даже те, кто просто любит погонять на дорогах – участвуйте, это такой шанс. ГАИ (ДАИ в Украине) не только не штрафует за скорость, но еще и охраняет вас.
Участвовала в основном молодежь (спортивные экипажи), был экипаж из Москвы – на двоих 131 год (69 и 62) и люди среднего возраста. Причем в победителях были участники всех возрастов. Смысл любительского ралли – проехать по легенде и отметится в точное расчетное время на пунктах контроля времени (КВ), за каждую минуту опоздания или опережения - штраф. При кажущейся простоте данных действий не все получилось у нашего экипажа - за два дня набрали 6 минут штрафа. Но мы на победу и не рассчитывали, главное не заблудиться и не сойти с трассы – так нас напутствовали организаторы, что мы и реализовали. Трассу прошли чисто, с дистанции не сошли (6 машин, к сожалению, досрочно выбыли по техническим причинам или аварии на скоростных участках). Скоростные участки – это, собственно говоря, то, из-за чего и участвуют в ралли! В первый день – один участок, во второй – девять. Видеозаписи прохождения этих участков можно посмотреть на сайте ралли. Участки горного серпантина перекрыты от движения автотранспорта, но не от неожиданностей. Так как скоростные участки (ДОП) проходят по дорогам, которые ведут к жилью, то на нее могут выскочить дети или домашние животные, из-за чего и пострадала машина экипажа 8 из Севастополя. Здесь задан норматив не более 3 минут, чем быстрее прошел, тем выше вероятность стать призером. За каждую секунду опоздания – штрафное время. Вот здесь и проявляется талант и мастерство водителя. Благодаря водителю нашего экипажа номер 23 - отставание от номинального времени не превышало минуты за ДОП, но самое главное – машина осталась целой и невредимой.
Второй день был самый трудный – 6 часов не выходя из машины нарезать круги по незнакомой местности Алушты и ее пригорода, стараться ехать быстро и аккуратно по горному серпантину скоростных участков, пытаясь уложиться в норматив. Но все трудности уже забылись, а спортивные эмоций останутся еще надолго. На каждом ДОПе профессиональные судьи начинают отсчет 5-ти секундной готовности, загибая пальцы (как у профессионалов), горячая поддержка, как местного населения, так и всех участников ралли, участие и помощь организаторов соревнования! Это волнительно и не забываемо, не зря бывалые участники говорят «ралли как наркотик, раз попробовали и теперь участвуем постоянно». А некоторые перешли в разряд профессионалов и представляют коммерческие фирмы и предприятия.
И в заключение, вечером второго дня (3 мая) состоялся банкет участников, которому предшествовало награждение победителей. К радости нашего экипажа номер 23, мы тоже вошли в их число, правда, в дополнительной номинации «За волю к победе». Пожалуй, позолоченная статуэтка легкового автомобиля на костяном постаменте, стала самой дорогой наградой в нашей жизни, потому что она символизирует скрытые человеческие таланты, о которых узнаешь, оказавшись в экстремальной ситуации.
Огромное спасибо всем организаторам данного соревнования. Мы приехали полными «чайниками», маршрутную карту увидели впервые в жизни за несколько часов до соревнования. Нас не только ввели в курс дела, объяснив, что означают значки и цифры в ней, но и настроили на достойное выступление. Хочется отметить и доброжелательное отношение всех спортсменов и автолюбителей, которые без всякого зазнайства и чувства превосходства бывалых перед новичками, объясняли, показывали, делились опытом. Всем - огромное спасибо и новых побед в автомобильном спорте! А что касается нашего экипажа, то мы точно заболели этим видом спорта. Пока не готовы заняться им профессионально (в силу высоких материальных расходов), но на уровне любителей будем участвовать (надо отрабатывать лицензию РАФ). И, конечно же, если звезды на небе сложатся удачно, то поучаствуем в ралли «Легенды Крыма 2010».
Отдельное спасибо СТК «Лада» за предоставленные шлемы. Надо заметить, что вазовских машин нового поколения в Крыму мало, и если «Калины» еще встречаются на дорогах, то «Приора» попадалась еще реже чем «Лексус». Аборигены были удивлены, узнав, что наш автомобиль - вазовская машина.
После спортивной части мы устроили себе часть отдыхательную, о чем далее и поведу рассказ со всеми паролями, адресами и ценами.
В мае отдыхать в Крыму выгодно. В гостиницах (правда не всех) сезон низких цен. Людей меньше чем летом, но в праздничные дни тоже хватает. Море только холодное, но поскольку мы ездим в Крым любоваться природой и древностями, то последнее обстоятельство совсем нас не опечалило.
Жилье
По сравнению с российскими гостиницами жилье в Крыму дешевое (в мае). Так, ночевки в России обошлись в Урюпинске (Волгоградская область) гостиница «Урюпинск» в 900 рублей (цены буду писать за 2-х местный номер) за номер с удобствами на этаже, а в Калаче (Воронежская область) гостиница «Бытовик» – 1200, удобства, холодильник и телевизор в номере.
Ночевки по пути в Крым в Мариуполе в туристическо-оздоровительном комплексе «Турист» - 1200, комплекс напоминает обычную гостиницу, но расположен на набережной города, из окон видно Азовское море. Алушта, пансионат «Дружба» номер с видом на море, пальмами перед лоджией, кондиционером (который пригодился для обогрева номера, так как погода была прохладная) и запахом можжевельника стоил 1400 рублей (платили в гривнах, но для удобства привожу цены в рублях). Можно было найти и дешевле, но здесь был штаб ралли, поэтому и мы остановились здесь. Единственный недостаток – горячая вода по расписанию – утром и вечером. Проспал или загулялся – грей воду в чайнике. Ялта, гостиница «Массандра» - 1200 руб., великолепная 3-х звездочная гостиница на берегу моря рядом с Массандровским парком. Стоит гостиница особняком, на общественном транспорте не добраться, только на личном автомобиле, поэтому тишина, живешь как в санатории (мы только ночевали в гостиницах – приходили поздним вечером, уходили утром рано – чтобы успеть посмотреть как можно больше достопримечательностей). Феодосия, частный пансионат за городом, двухкомнатный номер со всеми удобствами 1250, причем можно было жить и более 2-х человек, так как на кухне стоял диван. При помощи кондиционера также обогревались. Соседей не было, не сезон. Мы, море и корабли, стоящие на феодосийском рейде. Севастополь, гостиница «Украина», 3 звезды, но с горячей водой тоже были проблемы, самая дорогая из тех, что мы останавливались – 1700 руб. Окна выходили на площадь и на красивое здание клуба российских моряков. Расположена в центре города, совсем рядом с панорамой и недалеко от места, где проходил парад 9 мая, на который мы и приехали посмотреть. Все номера были заняты прессой, депутатами и прочими официальными лицами как России, так и Украины. Оставались только несколько «дешевых» номеров, где мы и расположились. Особенно понравилось кафе, что при этой гостинице - мило, вкусно, недорого.
Пансионаты, дома отдыха, многие гостиницы стоят пустые (в мае), частники предлагают жилье от коттеджей до квартир с хозяевами – на любой вкус и кошелек.


Питание
В Крыму проблем где перекусить не было. Масса кафе разной ценовой категории. Нам попадались закусочные в средней цене, а точнее 500 рублей за обед/ужин и чуть более. Все же цены в кафе показались дорогими. Но все заказанные блюда были вкусными, а порции большими 200-300 грамм. Дешевое (по сравнению с российскими кафе) вино, а самое главное натуральное и очень вкусное.
В магазинах цены на продукты примерно такие же что и России, за исключением вина, которого просто огромный ассортимент (именно крымского) разных производителей и по низким ценам. В Тольятти из крымских вин продают только массандровские, и для сравнения «Кагор» в фирменном магазине «Массандра» в Массандре (Ялта) стоит 220 рублей, в Тольятти без малого 500 рублей (и нет уверенности, что это массандровсое вино). Самая бюджетная столовая (именно так и называется) была на набережной Алушты – современный дизайн, быстро, так как блюда заказываешь на раздаче, а не ждешь пока их приготовят (или разогреют) для тебя и недорогие цены.


Дорога
Дороги великолепные в Крыму, похуже в Украине, еще хуже в России. В Крым ехали по маршруту Тольятти – Сызрань – Белинский – Инжавино – Уварово – Урюпинск - Богучар – Калач – Луганск – Донецк – Мариуполь - Алушта. В тамбовской области дорога широкая, но неровная, наподобие нашего участка М5. Воронежская и волгоградская области неплохое покрытие. Украина представляет различные дороги в большей части неплохого качества, чем богаче регион, например Донецкая область, тем лучше полотно. Везде великолепная разметка, правда, на этом ловят россиян местные гаишники – не успеваем вовремя перестроиться на нужную полосу. Трижды были оставлены (и за дело) местными инспекторами ДАИ, но отпущены с Богом без штрафов и мздоимства.
Штрафы от 200 гривен (примерно 1000 рублей) за превышение скорости на 20 км/ч. Вечером и за городом никто не включает фары, довольно многие ездят через сплошную разделительную. Инспекторы стоят на обочинах, но поразило братство водителей – каждый считает своим долгом предупредить светом фар о «засаде».
Назад возвращались по дороге через Балашов – Саратов, пожалели. Дорожное покрытие гораздо хуже тамбовского, огромное количество гаишников. Местные водители почти не предупреждают о «засаде». Поэтому пришлось тащиться со скоростью в пределах 300 рублевого штрафа. После Сызрани началось невообразимое. Как обычно вечером последнего выходного дня народ торопился домой, сплошная вереница машин по направлению Тольятти началась сразу за Сызранью. Не взирая на сплошную легковые машины шли на обгон, причем с двух сторон – через сплошную и со стороны обочины, во многих таких машинах находились маленькие дети. Гаишники отсутствовали. Проехав 5000 км по дорогам двух стран, впервые испытали чувства стыда перед иногородними водителями за номера 63 региона.
Бензин самый дешевый в Воронеже – 92 стоит 17,10 руб/литр, в Крыму цена примерно одна и та же – около 6 гривен (92), т.е. около 30 рублей за литр. Стоянки при многих гостиницах бесплатные или не более 50 рублей. А вот возле заведений – дорого. Так, возле Воронцовского дворца (Алупка) – 200 рублей без лимита времени, Никитский ботанический – 150, Генуэзская крепость в Судаке - 25 рублей/час.
При движении по маршруту использовали атлас автомобильных дорог, GPS-навигатор и незаменимое средство живого общения – язык, а вернее человеческую речь. Только совокупность этих компонентов позволяет чувствовать себя в дороге комфортно. Приходилось читать в отчетах сетования людей на то, что на Украине с ними отказывались говорить по-русски, хамили и т.п. Второй раз ездим в Крым и ничего подобного, украинской мовы вообще не слышали, все говорят на чистом русском, причем без всякого «гаканья». Народ очень доброжелательный и дружелюбный как на Украине так и России.


Таможня
Таможню проходим в районе села Кантемировка, пограничный пункт Бугаевка, со стороны Украины – Просяное. Что летом, что сейчас в мае, народу мало. Туда ехали днем и перед праздником (30 апреля), была очередь из 3 машин. Назад – вечером 10 мая – никого. По времени долго оформляют российские таможенники, туда – 40 минут, так как надо оформить бумажку на вывоз автомобиля в двух экземплярах. С учетом того, что пришлось переписывать из-за ошибок – по времени затянулось. Назад прошли быстрее, во-первых, людей было мало, а потом, чистый бланк прихватили при первом пересечении границы и заполнили его заранее и без ошибок.
Досмотр машины в сторону Крыма был более строгий – российский пограничник залез в сумку с одеждой (самая большая по виду) и прощупал по углам. Украинские заглядывали в бардачок, прощупали пространство под сидениями. Обратное пересечение границы было более дружественным - несколько раз уточнили - не везем ли оружие и другие средства самозащиты. Мы им показали честно заработанный на ралли приз, подарили рекламные проспекты вазовской продукции («Калина», «Приора» для многих незнакомые машины, причем не только в Украине. Российские таможенники также попросили показать моторный отсек машины, очень удивлялись на кондиционер). На предмет наркотиков и еще чего-то собачка понюхала машину. Спросили сколько валюты везем и какие сувениры прикупили в Украине. Поверили на слово, проверять ничего не стали. Были большие волнения по поводу вина, так как было превышение нормы, но про него не спрашивали. Знали бы, что так легко пройдем - купили бы вина больше. Российские таможенники заглянули в бардачок и отпустили, разочарованные отсутствием наркотиков и оружия.
Москвичи проходили таможню со стороны Харькова – жаловались на предвзятое отношение таможенников. Здесь же все учтиво, доброжелательно, но все равно не приятно когда тебя расспрашивают, а твой багаж ощупывают.


Сувениры
Главный сувенир с Крыма – это вино. Специально заезжали в Массандру в фирменный магазин при заводе, чтобы купить вина. Портвейн «Ливадия» 1987 года – всего 800 рублей + фирменная коробка, диск, сертификат с сургучной печатью и прочие атрибуты коллекционного вина. Также молодцы, стали разливать в тару малой емкости, по 200 гр. Хоть по чуть-чуть, но можно осчастливить многих. В Коктебели – стране коньяков – также купили подарки в малой таре. Ну а на Чонгаре купили рыбы – тарань – 50 рублей штука, и камбала – 100 руб.


Достопримечательности
Восточная часть Крыма нами еще не была исследована, поэтому и отправились в эту часть автономной республики.
По пути в Судак, между селами Малореченское и Рыбачье построен чудесный храм Николая Чудотворца, освященный в 2008 году. Храм оформлен в морской тематике – парусники на крыше, якоря погибших кораблей на территории храма. Внутренняя роспись также необычна для глаз россиянина.
Недалеко от села Морское остатки крепости Чобан-Куле. Место красивейшее, сама крепость хоть и полуразрушена, но обладает необычной аурой – отсюда не хочется уезжать, а хочется сидеть на древних стенах и смотреть в синее-синее море.
Судак славен своей Генуэзской крепостью. Ее восстановили (еще при советской власти), поэтому экскурсии платные. Интересно послушать, что творилось на этом месте 700 лет назад, но опять же лучше всего – это вид, который открывается с ее стен – на город, горные хребты и необычно красивое море с водой такого лазурного цвета, который бывает только весной.
Дальше едим в Новый Свет. Очередное открытие! Если когда-нибудь (например, будучи пенсионерами) мы решим понежиться у моря, то приедем только сюда. Поселок расположен вдали от трасс, единственная дорога, местами в одну полосу, ведет из Судака, поэтому отдыхающих здесь не много (по-крайней мере в мае), улицы пустынны, но великолепная природа и завод шампанских вин, открытый тогда еще в России князем Голицыным. На завод можно попасть с экскурсией в 10, 12 и 15 часов и посмотреть, как делают настоящее шампанское.
В Феодосии посетили картинную галерею Айвазовского, высокая стоимость входного билета – 200 рублей не соответствует выставленной экспозиции. Конечно, интересно посмотреть на подлинники Айвазовского, но в России цены в музеи все более доступные.
На набережной купили морскую экскурсию вокруг Кара-Дага. Экскурсия отправлялась с поселка Коктебель. Можно было просто приехать в Коктебель, прийти на причал к катеру, который готовиться отчалить и присоединиться к любой толпе, стоимость 50 гривен (250 рублей). В Крыму всё интересно, но Кара-Даг просто потрясающий! Обязательно пройдите морем вдоль его побережья. Это потухший вулкан юрского периода, который поднялся со дна моря. Невероятное нагромождение скал, отшлифованных природой и превращенных в разные каменные изваяния.
Вдохновленные красотами Кара-Дага приобрели пешеходную экскурсию по нему (уже по 100 гривен примерно 500 рублей). На заметку тем, кто пойдет по нашим следам, если вы на машине, то езжайте в поселок Курортное, там находится штаб-квартира заповедника Кара-Даг и там можно присоединиться к любой экскурсии за 35 гривен. Экскурсия пешеходная по крутым горам, поэтому детей лучше не брать, от солнца защищайтесь, соответствующая одежда (есть змеи и клещи) и обувь для хождения по горной местности. Взять сухой паёк и воду. Идти 7 километров, в основном по горам, по времени 5 часов. Летом должно быть очень жарко, в мае еще терпимо. Экскурсии начинаются с 8 утра. Лучше на пешеходную идти до морской, так как морская экскурсия гораздо эмоциональнее и красочнее. Но от пешеходной тоже не отказывайтесь – увидите близко знаменитый Чертов палец и даже подойдете к нему вплотную.
В Ялте посетили Никитский ботанический сад. Все цветет и благоухает. Цвели сакура и лавр, магнолия и пальмы, цвели одновременно 116 видов тюльпанов. Сад хорош в любое время года, но весной он не только красивый и цветущий, но вкуснопахнущий. Затем отправились в Ливадийский дворец, предварительно заехав в Массандру за фирменным вином. Вход во дворец и экскурсия - 40 гривен (200 рублей), как и все дворцы Николая II очень скромный. Не в пример Воронцовскому, что в Алупке, и парк там шикарный с озерами, водопадами, лебедями и сказочным видом на Ай-Петри.
Балаклава, пригород Севастополя. Первая достопримечательность – музей холодной войны, а по-простому – ремонтный док для подводных лодок, построенный в 50-е годы прошлого века в одной из скал поселка. Экскурсии есть как пешеходные (1 час), так и на катере (в доке вода, пролив соединяет Балаклавскую бухту и Черное море). Следующая достопримечательность – крепость Чембало, которую реставрируют, а значит, скоро будут взимать плату за посещение, но пока можно бесплатно любоваться неописуемо великолепными видами крымского побережья. Эти крепости и башни хороши тем что, будучи построенными по одному архитектурному проекту, они являются смотровыми площадками великолепия крымских пейзажей, которые изменяются в зависимости от времени года, суток, погоды. Здесь можно находиться часами, любуясь новыми и новыми видами морских далей, горных вершин или степных просторов. В заключение – гастрономическая достопримечательность Балаклавы – рыбные рестораны, расположенные на набережной, своим милым видом напоминающие испанские или французские морские деревушки. Рыбное ассорти из местных видов фауны, из которых запомнилось только название катран – черноморская акула, было вкусным, красиво оформленным и поданным самой милой официанткой, которая нам встретилась за время путешествия. Немногочисленная публика прогуливается вдоль набережной, в малолюдном пока кафе «Жемчужина» только мы и рыбаки, ожидающие своего угощения от хозяина кафе в благодарность за утренний улов, часть которого готовится по нашему заказу. Неспешное, размеренное течение жизни на берегу одной из красивейших бухт Черного море. Как хочется задержаться здесь подольше. Но завтра 9 мая, и надо ехать в Севастополь.
Кульминация нашего путешествие - парад 9 Мая в Севастополе. За час занимаем лучшие места, которые нам подсказали местные жители, а именно возле театра и ждем начала. В 10 часов пошли колоны ветеранов – неспешность их шествия выглядела как марш победителей, а не как немощь пожилых людей, многие из которых передвигались, опираясь на трости и костыли, но шли своими ногами, быть может, на последний парад в своей жизни. Живой многокилометровый коридор по обочинам дороги приветствовал их приветственными криками, поздравлениями и словами благодарности. Ветеранов просто осыпали цветами. От малых детей до солидных людей подбегали к шествующим ветеранам и дарили цветы. И так на протяжении нескольких километров. Затем военный парад превратился в политическую демонстрацию с лозунгами типа «Севастополь – русский город». Севастопольцы остались праздновать, а мы двинулись в обратный путь.
Все хорошее когда-нибудь кончается, так закончилось и наше путешествие, оставив самые приятные воспоминания. Может быть, кто-то прочтет их и захочет так же незабываемо провести первомайские праздники.
Если поедите в Крым весной, то перед Симферополем есть село Янтарное, там выращивают тюльпаны – обязательно заверните в него полюбоваться многокилометровыми грядками разноцветных красавцев.
Опять же, рядом с трассой после Пензы есть село Лермонтово (Тарханы), там можно отдохнуть и насладиться красотами русской усадьбы 19 века, посмотреть на условия, в которых вырос русский гений Михаил Лермонтов.
Деньги лучше менять в Луганске, в Крыму рубль дешевле. В Луганске за 30 000 рублей дали 6100 гривен. Вся первомайская программа обошлась в 7000 гривен, но с учетом расходов на соревнование (бензин 95, страховки, банкет).
Бензина на все путешествие ушло 330 литров, что в рублях составило 7600, пройденный путь 5000 км, расход топлива 6,58 л на 100 км, автомобиль Приора.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru