Откуда: Москва Когда: 06/2009
По маршруту: Владимир, Суздаль, Иваново, Горицы, Дунилово, Введенье, Шуя, Палех, Холуй, Большие Всегодичи, Ковров
Рейтинг отчета:
Автор: Татьяна
12-14.06.2009г. совершили путешествие на автомобиле по Владимирской и Ивановской областям с осмотром следующих достопримечательностей:
1. Владимир
Старообрядческая Троицкая церковь 1913–1916г.г. (музей хрусталя и лаковой миниатюры в н.в.)
Золотые ворота 1158-1164г.г. (музей воинской доблести в н.в.), земляные валы
Дмитриевский собор 1194г.
Успенский собор 1158г. на реке Клязьма
Парк им.Пушкина, памятник крестителям Владимирской земли: основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору 2007г., памятник Андрею Рублеву 1995г.
Соборная площадь, монумент в честь 850-летия г.Владимира
2. Суздаль
Торговая площадь с брусчаткой нач.XIXв., торговые ряды 1806-1811г.г., Воскресенская церковь 1719г., Церковь Казанской иконы Божией Матери 1739г.
Антикварная лавка
Кремль (музей-заповедник в н.в.) на реке Каменка: Рождественский собор XIIIв., архиерейские палаты XV–XVIIIв.в., Никольская церковь 1766г., земляные валы.
Спасо-Ефимиев монастырь (музей-заповедник в н.в.) на реке Каменка: Проездная башня 1640-1644г., Благовещенская надвратная церковь XVI–XVIIв.в., аптекарский огород, братский корпус XVIIв., киворий, архимандритский корпус XVIIв., Успенская трапезная церковь XVIв., звонница XVI–XVIIв.в., Спасо-Преображенский собор XVIв. (фрески Гурия Никитина), место захоронения Д.М.Пожарского, тюремный корпус XVIII-XIXв.в., Никольская больничная церковь 1669г., хозяйственный корпус.
3. Иваново
Свято-Введенский женский монастырь XXв.: Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы нач.XXв.
4. Горицы
Ансамбль церквей Рождества Пресвятой Богородицы 1762г. и Вознесения Господня
5. Дунилово
Свято-Успенский женский монастырь: Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1819г., Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1848г., Церковь Спаса Преображения 1821г.
Благовещенский женский монастырь: Благовещенский собор 1675г., Церковь Казанской иконы Божией Матери XVII-XIXв.в.
Церковь Воздвижения Креста Господня 1821г. на реке Теза
Ансамбль церквей Покрова Пресвятой Богородицы 1685-1704г.г. и Всех Святых 1742г.
6. Введенье
Ансамбль церквей Вознесения Господня и Иоанна Богослова
Николо-Шартомский мужской монастырь на реке Молохта: надвратная Преображенская церковь кон.XVII-нач.XIXв.в., Никольский собор 1651г., Казанская церковь XVIIв., братский корпус, гостиница, хозяйственные постройки.
Ансамбль церквей Введения во храм Пресвятой Богородицы 1807г. и Владимирской иконы Божией Матери 1845г.
7. Шуя
памятник 2007г. священнослужителям и мирянам Русской Православной церкви, погибшим в период преследования церкви большевиками в 1920-x-1930-х г.г.; ансамбль Воскресенского 1799г. (со 106-метровой отдельно стоящей колокольней нач.XIXв.) и Никольского 1756г. соборов
Пешеходная зона ул. Малахия Белова: фонтан, гостиный двор сер.XIXв., памятник Ленину
Водонапорная башня 1883г.
8. Палех
Церковь Воздвижения Креста Господня XVIIIв.
Музей палехского искусства
9. Холуй
Ансамбль Троицкой и Введенской церквей XVIIIв. на реке Теза
Музей холуйского искусства
10. Большие Всегодичи
Церковь Успения Пресвятой Богородицы XVIIIв. на реке Уводь
11. Ковров
Спасо-Преображенский собор 1870-1884г.г. на реке Клязьма
Целью нашего путешествия были достопримечательности Ивановской области (Дунилово, Введенье, Шуя, Палех, Холуй), но проехать мимо Владимира и Суздаля мы, конечно, не могли.
Проезжая Петушки, смогли заметить только одного петушка на трубе одного из домов. Куда они подевались? Несколько лет назад их было значительно больше, может, посдавали всех в музей Петуха?
Во Владимире остановились недалеко от Золотых ворот и Троицкой церкви, в которой сейчас находится музей хрусталя и лаковой миниатюры. В столь раннее время (8:30) музей был закрыт, а мы поднялись на земляной вал и полюбовались Золотыми воротами. Они были построены в 1158-1164г.г., а всего ворот в крепости было 5. В конце XVIIIв. земляные валы срыли, что ослабило ворота, и для их укрепления по углам пристроили башни, переложили своды ворот, а сверху пристроили церковь. Затем мы подъехали к парку рядом с Дмитриевским собором, посмотрели на окрестности Владимира со смотровой площадки, хотели зайти в сам собор, но, к сожалению, в это время он еще был закрыт (открывается он только в 11 часов). Мимо фонтана прошли по парку к Успенскому собору, он тоже еще был закрыт (открывается в 13 часов), поэтому полюбоваться фресками Андрея Рублева в этот раз нам не удалось. Зато рядом с собором в парке им.Пушкина мы увидели новые для нас памятник князю Владимиру и святителю Федору со смотровой площадкой, естественно, прогулялись по парку, а на выходе из парка к Соборной площади – памятник Андрею Рублеву. На той же площади - монумент в честь 850-летия Владимира: по сторонам монумента расположены три фигуры - древний воин, обращенный в сторону Золотых Ворот, зодчий, обращенный в сторону Успенского собора и рабочий, обращенный к промышленной части города. Вообще во Владимире много домов старинной постройки, церквей, пара монастырей, говорят даже, что проводились экскурсии по «Владимирскому централу» до тех пор пока администрация тюрьмы не получила взыскание. А мы, проехав по городу и посмотрев на него из окна, направились в Суздаль.
Суздаль можно назвать раем для туриста: огромное количество достопримечательностей (дома старинной постройки, Кремль, 28 действующих церквей, 5 монастырей, из них 4 действующих, а в Спасо-Ефимиевом монастыре сейчас находится музей-заповедник), музеев, всевозможных лавок и сувениров. В Суздаль нужно приезжать на несколько дней, а лучше на неделю, чтобы спокойно все осмотреть и осознать. Весь город занят в туристическом бизнесе – это основной доход населения Суздаля. Интересно, что мусорные баки в городе раскрашены под старинные сундуки. Остановившись недалеко от Торговой площади, прошли по ее брусчатке в направлении Кремля. По этой улице желающих туристов катают в повозках, запряженных лошадьми. Зашли в антикварную лавку, посмотрели на предметы старины: было приятно увидеть вещи, которые были у наших дедушек и бабушек. В Суздальском Кремле зашли в Крестовую палату и музей истории Суздальской земли, которые находятся в архиерейских палатах. В музее узнали, что его сотрудники с успехом борются с появлением в черте города «домов-монстров», не соответствующих исторической застройке города. Выйдя из музея, передохнули в тени деревьев на древнем суздальском земляном валу и отправились в Спасо-Ефимиев монастырь. Там мы прошлись по территории монастыря, особое внимание уделив аптекарскому огороду, послушали колокольные звоны (на звоннице Спасо-Ефимиева монастыря такие же часы с буквами, как и на колокольне Суздальского Кремля). Колокольный звон сопровождался раскатами грома и сверканием молнии, сильный проливной дождь начался, когда мы были в Спасо-Преображенском соборе, где мы смогли внимательно рассмотреть фрески Гурия Никитина и несколько раз послушать молитву в исполнении мужского вокального ансамбля «Благовест». Когда ливень закончился, еще раз послушав колокольный звон, мы вышли из монастыря и проехали по городу, везде продавалась суздальская медовуха, но мы купили живой медовый квас производства Суздальского медоваренного завода. Выезжая из города по ул.Ленина в направлении г.Иваново, удивились ужасной дороге и пожалели, что сразу из центра города не повернули на объездную дорогу вокруг Суздаля.
В Иваново мы решили остановиться переночевать и привезли с собой гром, молнию, ливень с градом. Первая гостиница, что мы нашли («Центральная» пр.Ф.Энгельса, д.1), как оказалось, с нового года гостиницей уже не является. Во второй («Советская» пр.Ленина, д.64) мы уже останавливались в 2002-м году. На этот раз нам не понравилось отношение администратора, которая долго не могла оформить нас, все писала какие-то свои бумажки и ковырялась в программе 1С. Стандартный двухместный номер стоил 1440руб., но нам он обошелся в 1392руб., поскольку в нашем номере не было телефона. Единственное, что в этой гостинице было не «по-советски», так это время проживания (24 часа с момента заселения, т.е. номер не надо было освобождать ровно в 12:00), но нас это не особо затрагивало, т.к. утром нам надо было отправляться дальше по маршруту. Машина наша спокойно ночевала рядом с гостиницей (напротив местного ОВД).
Наутро проехали по городу. Он нам показался огромным и суетным. В городе много церквей, старых домов. В Иваново проблемы с табличками на домах с названиями улиц и номерами домов, дорожными указателями. Такая же проблема и во всей Ивановской области (с этим же мы потом столкнулись в Шуе). Вообще в Ивановской области преобладают автомобили отечественного производства, не на каждой заправке есть 95-й бензин. В этом плане Ивановская область нам показалась беднее Владимирской. Заехали в Свято-Введенский женский монастырь, Введенская церковь которого была построена в начале XX века, а в конце XX века на основе этой церкви и был создан сам монастырь. На текстильную ярмарку решили не ехать (тряпья дома вроде хватает), а отправились к цели нашего путешествия - в село Дунилово.
Дунилово называют «Суздалем в миниатюре». Подъезжая к Дунилову и соседним с ним Горицам, мы увидели на горизонте сказочный город: 4 церкви с колокольнями, стоящими в ряд. Издалека они смотрелись очень красиво. Свято-Успенский женский монастырь занимает огромную территорию, активно реставрируется и строится, нас в него не пустили, т.к. прихожан туда пускают только во время службы, а она закончилась. Стоящий неподалеку Благовещенский монастырь и остальные церкви тоже начинают потихоньку реставрироваться, но реставрация эта когда-то началась сверху, чтобы было видно с дороги, а остальное все пока разрушено, видимо не хватает средств. Поговорили с местным мужиком, он рассказал, что раньше Дунилово было огромным и богатым селом (действительно, в селе сохранилось много каменных домов), отсюда и большое количество церквей и монастырей в нем. А мы остановились под огромной развесистой ивой на берегу реки Теза на пару часов половить рыбу и полюбоваться здешней красивой природой.
Из Гориц по грунтовой дороге поехали в Введенье – «Дунилово в миниатюре»: на подъезде к селу открывалась такая же сказочная картина из стоящих в ряд монастыря и церквей. В Николо-Шартомский мужской монастырь нас тоже поначалу пускать не хотели (посещение церкви прихожанами разрешено только во время службы), т.к. этот монастырь не является туристическим объектом и в нем строгий батюшка (бывший военный), но узнав, что мы приехали специально и издалека, монах вкратце рассказал нам историю монастыря, а также разрешил пройти по территории монастыря вокруг церкви. Придание говорит, что монастырь возник по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Особо чтимая икона – Шуйская-Смоленская икона Божией Матери – список со Смоленской иконы Божией Матери с поднятой ножкой младенца Иисуса, написанная в Воскресенском приходе города Шуи, где тогда свирепствовала моровая язва. Со времени написания этой иконы моровая язва начала утихать, сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе Шуя. Монастырь этот в настоящее время является очень влиятельным в Ивановской области, имеет многочисленные подворья (в т.ч. Воскресенский собор в Шуе и Крестовоздвиженский храм в Палехе), детский приют для мальчиков в Иваново. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит рыбу и лошадей, занимается земледелием, есть у них свои теплицы и пасека. Удивительно, как не столь многочисленная братия монастыря (менее 200 человек) справляется со своим огромным хозяйством и двумя десятками подворий. Монах отметил, что все больше и больше молодежи интересуется монастырем, много людей приезжает сюда издалека, а если мы сейчас отправимся в Шую, то как раз поспеем на службу в Воскресенском соборе.
Въехать в Шую оказалось такой же проблемой, как и выехать из Суздаля: разбит асфальт. Пока искали, как переехать реку Тезу (старый мост закрыт), прикупили настоек местного производства «Шуйская водка» (надо же привезти что-то с собой в память о путешествии, средняя цена 80руб. за 0.5л), выпускаемых под девизом «Праздник русской души». В Шуе та же проблема с названиями улиц и номерами домов, что и в Иваново, зато на каждом углу висели указатели, показывающие, как проехать в центр занятости населения. 106-метровая колокольня Воскресенского собора встретила нас памятником священнослужителям и мирянам Русской Православной церкви, погибшим в период преследования церкви большевиками в 1920-x-1930-х г.г., поставленном в 2007-м году, и колокольным звоном, созывающим на вечернюю службу. Внутри Воскресенский собор оказался огромным, чего не скажешь, глядя на него снаружи, видимо он кажется небольшим из-за высокой колокольни (она занимает второе место в России по высоте среди отдельно стоящих колоколен православных храмов). Выйдя из церкви прошлись по «Шуйскому Арбату» - пешеходной зоне ул. Малахия Белова, недалеко от колокольни заметили старую водонапорную башню.
В Палех приехали уже к вечеру, когда музей палехского искусства был уже закрыт. Зашли в Крестовоздвиженскую церковь, знаменитую своими фресками работы местных мастеров, там мы поняли, что основным средством передвижения палешан является велосипед: рядом с церковью их было много, прихожане приехали на службу. Уехать из Палеха, не побывав в музее лаковой миниатюры мы не могли, поэтому начали искать место для ночлега. С собой мы брали палатку, поэтому попытались найти пристанище на лесной опушке, но там были такие огромные слепни, что эту идею мы отбросили и поехали искать гостиницу. По традиции, первая обнаруженная нами гостиница (ул.Полевая, д.1) гостиницей уже не являлась, там теперь располагается центр занятости населения (указатели на который развешаны по всему Палеху). Недалеко от музея увидели гостевой дом «Ковчег» (пер.Музейный, д.1), о котором в Интернете было множество только положительных отзывов. Нам там тоже понравилось: провести ночь в двухместном номере отеля (12 часов) стоит 1100руб., а всего там 7 двухместных номеров. На ночь машину можно загнать во двор, ворота на ночь завязываются цепочкой. Номер прекрасный: есть все, что надо, современная новая мебель, из окна – вид на Крестовоздвиженский храм. Вечером слушали соловьиные трели, а в 9 утра – колокольные звоны. В стоимость номера входит завтрак, но нам не повезло: ночью была гроза (хорошо, что мы не стали ночевать в палатке), поэтому утром в Палехе электричества не было, и на завтрак, кроме бутербродов и сока, нам ничего горячего предложить не смогли (странно, что у них не газовая плита). С утра еще раз зашли в церковь, где шла служба, а потом в музей (к тому времени электричество уже дали). Экспозиция музея нам очень понравилась. Неудивительно, что палехские шкатулки стоят очень дорого: так тонко все прописать требует огромного мастерства, времени и терпения. Палехские мастера – выходцы из иконописцев, это отразилось и на лицах изображенных людей: они выписаны, как на иконах. Интересны работы советского времени, когда писать иконы запретили, и мастера стали изображать новые советские реалии на свой старый лад. В Палехе есть художественное училище, где студенты учатся в течение 4-5 лет и приезжают учиться со всей России. У музея имеется меценат – поклонник палехского искусства из Голландии: ежегодно он приезжает в Палех, покупает работы мастеров для себя и для палехского музея. Мы же в художественном салоне купить ничего не решились: дорого.
Из Палеха отправились в Холуй, который также славится своей лаковой миниатюрой, немного отличающейся от палехской. У моста через реку Теза находится ансамбль Троицкой и Введенской церквей, которые еще ожидают своей реставрации. Троицкая церковь закрыта, а службы проводятся в Введенской церкви. Мы как раз попали на крестины, батюшка извинился, что не может уделить нам внимания, назвал церковь мученицей: действительно до полного восстановления предстоят огромные работы. Музей холуйского искусства в этот воскресный день оказался закрытым, хотя на вывеске об этом никаких упоминаний не было. Охранник, узнав, что мы приехали издалека, предложил вызвать из дома директора музея, чтобы он его нам открыл, но мы решили не беспокоить человека в воскресный день и поехали дальше. От Холуя до шоссе, ведущего к Коврову, долго ехали по грунтовке.
Проезжая Большие Всегодичи, не могли не остановиться у Успенской церкви, поражающей своими размерами. Высоченная шатровая колокольня с контрфорсами и большая пятиглавая церковь, к сожалению, тоже были закрыты, а посещение храма возможно только во время службы. Вообще, во время нашего путешествия мы заметили некую архитектурную закономерность, характерную для местности, по которой пролегал наш маршрут: в основном пятиглавые церкви с шатровыми колокольнями (для себя мы их назвали «колокольни-карандаши») - этакий Суздальский стиль.
Подъезжая к Коврову, встретили толпу горожан, отдыхающих в эту знойную жару на Клязьме, а нас от жары спасал кондиционер в нашем автомобиле. Начиная с Коврова и до дома, снова начала ощущаться суета нашей жизни: куча машин, людей. Не могли не остановиться у Спасо-Преображенского собора в Коврове, построенного в XIXв. на средства жителей города, который хорошо смотрится с моста через Клязьму, но он, естественно, тоже был закрыт. Перекусив, выехали на Горьковское шоссе, взяли курс домой, объехали Владимир по объездной дороге, еще раз взглянув на Успенский собор, видный издалека, постояли в пробках в Покрове...
1. Владимир
Старообрядческая Троицкая церковь 1913–1916г.г. (музей хрусталя и лаковой миниатюры в н.в.)
Золотые ворота 1158-1164г.г. (музей воинской доблести в н.в.), земляные валы
Дмитриевский собор 1194г.
Успенский собор 1158г. на реке Клязьма
Парк им.Пушкина, памятник крестителям Владимирской земли: основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору 2007г., памятник Андрею Рублеву 1995г.
Соборная площадь, монумент в честь 850-летия г.Владимира
2. Суздаль
Торговая площадь с брусчаткой нач.XIXв., торговые ряды 1806-1811г.г., Воскресенская церковь 1719г., Церковь Казанской иконы Божией Матери 1739г.
Антикварная лавка
Кремль (музей-заповедник в н.в.) на реке Каменка: Рождественский собор XIIIв., архиерейские палаты XV–XVIIIв.в., Никольская церковь 1766г., земляные валы.
Спасо-Ефимиев монастырь (музей-заповедник в н.в.) на реке Каменка: Проездная башня 1640-1644г., Благовещенская надвратная церковь XVI–XVIIв.в., аптекарский огород, братский корпус XVIIв., киворий, архимандритский корпус XVIIв., Успенская трапезная церковь XVIв., звонница XVI–XVIIв.в., Спасо-Преображенский собор XVIв. (фрески Гурия Никитина), место захоронения Д.М.Пожарского, тюремный корпус XVIII-XIXв.в., Никольская больничная церковь 1669г., хозяйственный корпус.
3. Иваново
Свято-Введенский женский монастырь XXв.: Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы нач.XXв.
4. Горицы
Ансамбль церквей Рождества Пресвятой Богородицы 1762г. и Вознесения Господня
5. Дунилово
Свято-Успенский женский монастырь: Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1819г., Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1848г., Церковь Спаса Преображения 1821г.
Благовещенский женский монастырь: Благовещенский собор 1675г., Церковь Казанской иконы Божией Матери XVII-XIXв.в.
Церковь Воздвижения Креста Господня 1821г. на реке Теза
Ансамбль церквей Покрова Пресвятой Богородицы 1685-1704г.г. и Всех Святых 1742г.
6. Введенье
Ансамбль церквей Вознесения Господня и Иоанна Богослова
Николо-Шартомский мужской монастырь на реке Молохта: надвратная Преображенская церковь кон.XVII-нач.XIXв.в., Никольский собор 1651г., Казанская церковь XVIIв., братский корпус, гостиница, хозяйственные постройки.
Ансамбль церквей Введения во храм Пресвятой Богородицы 1807г. и Владимирской иконы Божией Матери 1845г.
7. Шуя
памятник 2007г. священнослужителям и мирянам Русской Православной церкви, погибшим в период преследования церкви большевиками в 1920-x-1930-х г.г.; ансамбль Воскресенского 1799г. (со 106-метровой отдельно стоящей колокольней нач.XIXв.) и Никольского 1756г. соборов
Пешеходная зона ул. Малахия Белова: фонтан, гостиный двор сер.XIXв., памятник Ленину
Водонапорная башня 1883г.
8. Палех
Церковь Воздвижения Креста Господня XVIIIв.
Музей палехского искусства
9. Холуй
Ансамбль Троицкой и Введенской церквей XVIIIв. на реке Теза
Музей холуйского искусства
10. Большие Всегодичи
Церковь Успения Пресвятой Богородицы XVIIIв. на реке Уводь
11. Ковров
Спасо-Преображенский собор 1870-1884г.г. на реке Клязьма
Целью нашего путешествия были достопримечательности Ивановской области (Дунилово, Введенье, Шуя, Палех, Холуй), но проехать мимо Владимира и Суздаля мы, конечно, не могли.
Проезжая Петушки, смогли заметить только одного петушка на трубе одного из домов. Куда они подевались? Несколько лет назад их было значительно больше, может, посдавали всех в музей Петуха?
Во Владимире остановились недалеко от Золотых ворот и Троицкой церкви, в которой сейчас находится музей хрусталя и лаковой миниатюры. В столь раннее время (8:30) музей был закрыт, а мы поднялись на земляной вал и полюбовались Золотыми воротами. Они были построены в 1158-1164г.г., а всего ворот в крепости было 5. В конце XVIIIв. земляные валы срыли, что ослабило ворота, и для их укрепления по углам пристроили башни, переложили своды ворот, а сверху пристроили церковь. Затем мы подъехали к парку рядом с Дмитриевским собором, посмотрели на окрестности Владимира со смотровой площадки, хотели зайти в сам собор, но, к сожалению, в это время он еще был закрыт (открывается он только в 11 часов). Мимо фонтана прошли по парку к Успенскому собору, он тоже еще был закрыт (открывается в 13 часов), поэтому полюбоваться фресками Андрея Рублева в этот раз нам не удалось. Зато рядом с собором в парке им.Пушкина мы увидели новые для нас памятник князю Владимиру и святителю Федору со смотровой площадкой, естественно, прогулялись по парку, а на выходе из парка к Соборной площади – памятник Андрею Рублеву. На той же площади - монумент в честь 850-летия Владимира: по сторонам монумента расположены три фигуры - древний воин, обращенный в сторону Золотых Ворот, зодчий, обращенный в сторону Успенского собора и рабочий, обращенный к промышленной части города. Вообще во Владимире много домов старинной постройки, церквей, пара монастырей, говорят даже, что проводились экскурсии по «Владимирскому централу» до тех пор пока администрация тюрьмы не получила взыскание. А мы, проехав по городу и посмотрев на него из окна, направились в Суздаль.
Суздаль можно назвать раем для туриста: огромное количество достопримечательностей (дома старинной постройки, Кремль, 28 действующих церквей, 5 монастырей, из них 4 действующих, а в Спасо-Ефимиевом монастыре сейчас находится музей-заповедник), музеев, всевозможных лавок и сувениров. В Суздаль нужно приезжать на несколько дней, а лучше на неделю, чтобы спокойно все осмотреть и осознать. Весь город занят в туристическом бизнесе – это основной доход населения Суздаля. Интересно, что мусорные баки в городе раскрашены под старинные сундуки. Остановившись недалеко от Торговой площади, прошли по ее брусчатке в направлении Кремля. По этой улице желающих туристов катают в повозках, запряженных лошадьми. Зашли в антикварную лавку, посмотрели на предметы старины: было приятно увидеть вещи, которые были у наших дедушек и бабушек. В Суздальском Кремле зашли в Крестовую палату и музей истории Суздальской земли, которые находятся в архиерейских палатах. В музее узнали, что его сотрудники с успехом борются с появлением в черте города «домов-монстров», не соответствующих исторической застройке города. Выйдя из музея, передохнули в тени деревьев на древнем суздальском земляном валу и отправились в Спасо-Ефимиев монастырь. Там мы прошлись по территории монастыря, особое внимание уделив аптекарскому огороду, послушали колокольные звоны (на звоннице Спасо-Ефимиева монастыря такие же часы с буквами, как и на колокольне Суздальского Кремля). Колокольный звон сопровождался раскатами грома и сверканием молнии, сильный проливной дождь начался, когда мы были в Спасо-Преображенском соборе, где мы смогли внимательно рассмотреть фрески Гурия Никитина и несколько раз послушать молитву в исполнении мужского вокального ансамбля «Благовест». Когда ливень закончился, еще раз послушав колокольный звон, мы вышли из монастыря и проехали по городу, везде продавалась суздальская медовуха, но мы купили живой медовый квас производства Суздальского медоваренного завода. Выезжая из города по ул.Ленина в направлении г.Иваново, удивились ужасной дороге и пожалели, что сразу из центра города не повернули на объездную дорогу вокруг Суздаля.
В Иваново мы решили остановиться переночевать и привезли с собой гром, молнию, ливень с градом. Первая гостиница, что мы нашли («Центральная» пр.Ф.Энгельса, д.1), как оказалось, с нового года гостиницей уже не является. Во второй («Советская» пр.Ленина, д.64) мы уже останавливались в 2002-м году. На этот раз нам не понравилось отношение администратора, которая долго не могла оформить нас, все писала какие-то свои бумажки и ковырялась в программе 1С. Стандартный двухместный номер стоил 1440руб., но нам он обошелся в 1392руб., поскольку в нашем номере не было телефона. Единственное, что в этой гостинице было не «по-советски», так это время проживания (24 часа с момента заселения, т.е. номер не надо было освобождать ровно в 12:00), но нас это не особо затрагивало, т.к. утром нам надо было отправляться дальше по маршруту. Машина наша спокойно ночевала рядом с гостиницей (напротив местного ОВД).
Наутро проехали по городу. Он нам показался огромным и суетным. В городе много церквей, старых домов. В Иваново проблемы с табличками на домах с названиями улиц и номерами домов, дорожными указателями. Такая же проблема и во всей Ивановской области (с этим же мы потом столкнулись в Шуе). Вообще в Ивановской области преобладают автомобили отечественного производства, не на каждой заправке есть 95-й бензин. В этом плане Ивановская область нам показалась беднее Владимирской. Заехали в Свято-Введенский женский монастырь, Введенская церковь которого была построена в начале XX века, а в конце XX века на основе этой церкви и был создан сам монастырь. На текстильную ярмарку решили не ехать (тряпья дома вроде хватает), а отправились к цели нашего путешествия - в село Дунилово.
Дунилово называют «Суздалем в миниатюре». Подъезжая к Дунилову и соседним с ним Горицам, мы увидели на горизонте сказочный город: 4 церкви с колокольнями, стоящими в ряд. Издалека они смотрелись очень красиво. Свято-Успенский женский монастырь занимает огромную территорию, активно реставрируется и строится, нас в него не пустили, т.к. прихожан туда пускают только во время службы, а она закончилась. Стоящий неподалеку Благовещенский монастырь и остальные церкви тоже начинают потихоньку реставрироваться, но реставрация эта когда-то началась сверху, чтобы было видно с дороги, а остальное все пока разрушено, видимо не хватает средств. Поговорили с местным мужиком, он рассказал, что раньше Дунилово было огромным и богатым селом (действительно, в селе сохранилось много каменных домов), отсюда и большое количество церквей и монастырей в нем. А мы остановились под огромной развесистой ивой на берегу реки Теза на пару часов половить рыбу и полюбоваться здешней красивой природой.
Из Гориц по грунтовой дороге поехали в Введенье – «Дунилово в миниатюре»: на подъезде к селу открывалась такая же сказочная картина из стоящих в ряд монастыря и церквей. В Николо-Шартомский мужской монастырь нас тоже поначалу пускать не хотели (посещение церкви прихожанами разрешено только во время службы), т.к. этот монастырь не является туристическим объектом и в нем строгий батюшка (бывший военный), но узнав, что мы приехали специально и издалека, монах вкратце рассказал нам историю монастыря, а также разрешил пройти по территории монастыря вокруг церкви. Придание говорит, что монастырь возник по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Особо чтимая икона – Шуйская-Смоленская икона Божией Матери – список со Смоленской иконы Божией Матери с поднятой ножкой младенца Иисуса, написанная в Воскресенском приходе города Шуи, где тогда свирепствовала моровая язва. Со времени написания этой иконы моровая язва начала утихать, сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе Шуя. Монастырь этот в настоящее время является очень влиятельным в Ивановской области, имеет многочисленные подворья (в т.ч. Воскресенский собор в Шуе и Крестовоздвиженский храм в Палехе), детский приют для мальчиков в Иваново. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит рыбу и лошадей, занимается земледелием, есть у них свои теплицы и пасека. Удивительно, как не столь многочисленная братия монастыря (менее 200 человек) справляется со своим огромным хозяйством и двумя десятками подворий. Монах отметил, что все больше и больше молодежи интересуется монастырем, много людей приезжает сюда издалека, а если мы сейчас отправимся в Шую, то как раз поспеем на службу в Воскресенском соборе.
Въехать в Шую оказалось такой же проблемой, как и выехать из Суздаля: разбит асфальт. Пока искали, как переехать реку Тезу (старый мост закрыт), прикупили настоек местного производства «Шуйская водка» (надо же привезти что-то с собой в память о путешествии, средняя цена 80руб. за 0.5л), выпускаемых под девизом «Праздник русской души». В Шуе та же проблема с названиями улиц и номерами домов, что и в Иваново, зато на каждом углу висели указатели, показывающие, как проехать в центр занятости населения. 106-метровая колокольня Воскресенского собора встретила нас памятником священнослужителям и мирянам Русской Православной церкви, погибшим в период преследования церкви большевиками в 1920-x-1930-х г.г., поставленном в 2007-м году, и колокольным звоном, созывающим на вечернюю службу. Внутри Воскресенский собор оказался огромным, чего не скажешь, глядя на него снаружи, видимо он кажется небольшим из-за высокой колокольни (она занимает второе место в России по высоте среди отдельно стоящих колоколен православных храмов). Выйдя из церкви прошлись по «Шуйскому Арбату» - пешеходной зоне ул. Малахия Белова, недалеко от колокольни заметили старую водонапорную башню.
В Палех приехали уже к вечеру, когда музей палехского искусства был уже закрыт. Зашли в Крестовоздвиженскую церковь, знаменитую своими фресками работы местных мастеров, там мы поняли, что основным средством передвижения палешан является велосипед: рядом с церковью их было много, прихожане приехали на службу. Уехать из Палеха, не побывав в музее лаковой миниатюры мы не могли, поэтому начали искать место для ночлега. С собой мы брали палатку, поэтому попытались найти пристанище на лесной опушке, но там были такие огромные слепни, что эту идею мы отбросили и поехали искать гостиницу. По традиции, первая обнаруженная нами гостиница (ул.Полевая, д.1) гостиницей уже не являлась, там теперь располагается центр занятости населения (указатели на который развешаны по всему Палеху). Недалеко от музея увидели гостевой дом «Ковчег» (пер.Музейный, д.1), о котором в Интернете было множество только положительных отзывов. Нам там тоже понравилось: провести ночь в двухместном номере отеля (12 часов) стоит 1100руб., а всего там 7 двухместных номеров. На ночь машину можно загнать во двор, ворота на ночь завязываются цепочкой. Номер прекрасный: есть все, что надо, современная новая мебель, из окна – вид на Крестовоздвиженский храм. Вечером слушали соловьиные трели, а в 9 утра – колокольные звоны. В стоимость номера входит завтрак, но нам не повезло: ночью была гроза (хорошо, что мы не стали ночевать в палатке), поэтому утром в Палехе электричества не было, и на завтрак, кроме бутербродов и сока, нам ничего горячего предложить не смогли (странно, что у них не газовая плита). С утра еще раз зашли в церковь, где шла служба, а потом в музей (к тому времени электричество уже дали). Экспозиция музея нам очень понравилась. Неудивительно, что палехские шкатулки стоят очень дорого: так тонко все прописать требует огромного мастерства, времени и терпения. Палехские мастера – выходцы из иконописцев, это отразилось и на лицах изображенных людей: они выписаны, как на иконах. Интересны работы советского времени, когда писать иконы запретили, и мастера стали изображать новые советские реалии на свой старый лад. В Палехе есть художественное училище, где студенты учатся в течение 4-5 лет и приезжают учиться со всей России. У музея имеется меценат – поклонник палехского искусства из Голландии: ежегодно он приезжает в Палех, покупает работы мастеров для себя и для палехского музея. Мы же в художественном салоне купить ничего не решились: дорого.
Из Палеха отправились в Холуй, который также славится своей лаковой миниатюрой, немного отличающейся от палехской. У моста через реку Теза находится ансамбль Троицкой и Введенской церквей, которые еще ожидают своей реставрации. Троицкая церковь закрыта, а службы проводятся в Введенской церкви. Мы как раз попали на крестины, батюшка извинился, что не может уделить нам внимания, назвал церковь мученицей: действительно до полного восстановления предстоят огромные работы. Музей холуйского искусства в этот воскресный день оказался закрытым, хотя на вывеске об этом никаких упоминаний не было. Охранник, узнав, что мы приехали издалека, предложил вызвать из дома директора музея, чтобы он его нам открыл, но мы решили не беспокоить человека в воскресный день и поехали дальше. От Холуя до шоссе, ведущего к Коврову, долго ехали по грунтовке.
Проезжая Большие Всегодичи, не могли не остановиться у Успенской церкви, поражающей своими размерами. Высоченная шатровая колокольня с контрфорсами и большая пятиглавая церковь, к сожалению, тоже были закрыты, а посещение храма возможно только во время службы. Вообще, во время нашего путешествия мы заметили некую архитектурную закономерность, характерную для местности, по которой пролегал наш маршрут: в основном пятиглавые церкви с шатровыми колокольнями (для себя мы их назвали «колокольни-карандаши») - этакий Суздальский стиль.
Подъезжая к Коврову, встретили толпу горожан, отдыхающих в эту знойную жару на Клязьме, а нас от жары спасал кондиционер в нашем автомобиле. Начиная с Коврова и до дома, снова начала ощущаться суета нашей жизни: куча машин, людей. Не могли не остановиться у Спасо-Преображенского собора в Коврове, построенного в XIXв. на средства жителей города, который хорошо смотрится с моста через Клязьму, но он, естественно, тоже был закрыт. Перекусив, выехали на Горьковское шоссе, взяли курс домой, объехали Владимир по объездной дороге, еще раз взглянув на Успенский собор, видный издалека, постояли в пробках в Покрове...
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.