Откуда: Москва Когда: 06/2009

По маршруту: Миллерово,Джубга,Хоста,Гагра,Пицунда,Сухуми

13 июня 2009 г. Суббота. После блужданий по неведомым дорожкам приехали в Хосту. Удалось снять ночлег, где машина загоняется в гараж, а жилье наверху. Стоит это 1500 руб. Но! Нет полотенец, мыла, туалетной бумаги и зеркала в комнате. Жуть! Купив еду в магазине «Магнит», пошли уже около 21.00 на пляж. Это ужас и разочарование! Море холодное, через каждые 20 метров перегорожено под водой бетонными волнорезами. Я только окунулась, и сразу назад, Вова вообще купаться не полез. Из кафешек несется какофония, там не то, что гулять, просто пройтись неприятно. Мы выпили по кислородному коктейлю (полная мура), купили полотенца (т.к. их тоже в номере не оказалось, а с собой мы не брали, рассчитывая, что уж их-то везде дают) и пошли домой. Поужинали и спать. Ночью был сильнейший ливень, но он меня не разбудил, наконец-то я выспалась. Встали в половине шестого. Мне тут решительно не понравилось, даже при выезде оказались проблемы, т.к. какой-то дебил перегородил дорогу, так что маневрировали чуть не полчаса. Утро пасмурное, пошел мелкий дождь, температура 20.5С.
7.25 наконец-то отъехали от Хосты.
7.50 подъехали к границе. Наша машина в очереди 12-ая, но т.к. была пересменка, то хвост движется медленно, к тому же подваливают экскурсионные автобусы, прорывающиеся вне очереди, а в них по 50 человек, и ВСЕ должны пройти паспортный контроль с занесением данных в компьютер. Весьма созидательное мероприятие, прямо как уборка урожая и плавка металла.
9.30 прошли границу. В Абхазии за 5 минут с нас собрали деньги за временную регистрацию, страховку 2 человек и машину (280 – мы, 175+150 – машина), и мы на свободе!
Едем в Гагру, по дороге Вова утверждает, что должны быть Лиселидзе и Гантиади, но идут селения с какими-то неизвестными названиями, и вдруг мы уже в Гагре, ничего не понимаем! Только купив на следующий день путеводитель с НОВОЙ топонимикой (450 руб.!!!!!! Дикие деньги!), узнаем, что все грузинские название полностью стерты с лица абхазской земли и заменены древними, так сказать, исконными, типа Цандрипш (бывшее Гантиади).
15 июня, понедельник. Первое утро в Гагре. Всю ночь и до 9 утра шел ливень, переходящий в дождь и обратно. Спалось нам прекрасно. Комната имеет 2 окна, поэтому продувается ветром, и совсем не нужен кондиционер. Накануне уснули около десяти вечера, проснулись в 5.30, но еще повалялись, подремали до 7.10. Т.к. на улицу было не высунуть и носа, то мы расположились на балконе с легким завтраком (хлеб с сыром. Активия, кофе с молоком, я рискнула доесть вчерашнюю колбасу). Потом Вова разложил компьютер и под мою диктовку стал записывать отчет о трассе «Дон» (М4), по которой мы только что проехали. Этот отчет я хочу разместить на сайтах автопутешественников.
За делом мы и не заметили, как дождь кончился, и небо прояснилось. Мы собрались и пошли купаться. На море – волны-валы, народу из-за дождя никого, искупались очень приятно. Потом пошли в сторону пансионата «Энергетик» (на восток). Это относительно новая часть Гагры, пляжи довольно пусты и не благоустроены. В «Энергетике» взяли визиточку, узнали цены. Зашли на рынок, запаслись черешней и необходимой хозяйственной утварью типа насоса для матраса, туалетной бумаги, стирального порошка и прочего.
Наше жилье напоминает гостиницу «Экономическую» из повести Носова «Незнайка на Луне». Платим мы всего 300 руб. за двоих в сутки, но и сервиса практически никакого. Ванна и туалет общие с хозяевами, нет телевизора (от этого особо не замечаем), холодильник на 1 этаже на хозяйской кухне (мы живем на 2ом этаже). Жилье мы снимаем у абхазской семьи. Работает только хозяин Дима, водителем. Все остальные сидят дома. Хозяйка Неля. У нах 4 детей. Дочери Гунда и Мадина (3ью не помню как зовут) и сын Даур, 24 года, женатый на 18-летней Мадине. Уже 2 внуков – у Гунды и у Даура с Мадиной. При нас родилась еще внучка, мы даже игрушку для нее покупали. Мы живем на улице Кабардинской между главной дорогой – проспектом Нарта, и ж/д. напротив –и баптистская церковь. Вечером и утром сидим на балконе (у нас 2ой этаж) и перед нами заросли винограда. Очень приятно. Условия – никакие, хотя вода, и горячая, и холодная, есть все время. Но все же постоянно общаться с хозяевами (туалет, ванна, холодильник, чай и проч.) немного напряжно.
16 июня, вторник. Проснулись в 7.10 (я раньше, но тихохонько лежала, берегла Вовкин сон). В 8.00 вышли на пляж. Море очень хорошее, с удовольствием плавали в море метров на 400, всего 40 минут. Потом до 9.50 загорали и сохли. Занесли домой матрас, взяли машину и доехали до крепости Абаата, куда нас вчера возил экскурсовод. Вышли на пляж, он совершенно зарос. Много красивых павильонов советской постройки разбито. Впечатление, конечно, удручающее. Везде пальмы, олеандры, магнолии, платаны, и такой раздрай. Кое-где пытаются делать новые кафешки, но это все ерунда по сравнению со следами рухнувшей цивилизации.
Мы прошли весь парк принца Ольденбургского и устроились в кафе. Думаем съесть окрошку, попить водички. Да, странная у них окрошка, однако! Она без редиски и, главное, не квасом залита, а какой-то белой жижей, не берусь ее идентифицировать (потом выяснилось, что это кефир!). Я, конечно, её съела, но кайф не тот, что от настоящей, которой нас кормили в придорожном кафе в Нечаевке близ Воронежа.
Кафе, в котором мы сидим, практически знаменует собой конец свободного прохода по набережной. Далее идут чередой санатории и какие-то частные владения. В них можно заходить (мы так и делали несколько раз), но насквозь вдоль моря не пройдешь, приходится все время выходить на дорогу с довольно большим движением. Не то бы хотелось выбрать для прогулки.
В некоторые санатории мы заглянули еще вчера, взяли у них визитки, вдруг захотим приехать в будущем. На горе через дорогу стоит знаменитый ресторан «Гагрипш», построенный около 1902 года по приказу принца, чтобы в нем отмечать первый курортный сезон в Гаграх. Сам ресторан сейчас ремонтируется, а рядом с ним работает кафе «магнолия», красиво оформленное прудиком, умывальником из глиняного кувшина и прочей романтичной мишурой. Навстречу нам с надеждой устремились аж 3 официантки. Было неудобно просто походить и пофотографировать, и мы заказали мороженное. Увы! Оно стоило дороже нашего обеда – 220 руб! Ужас! Я рассчитывала на 100, притом, что в других кафе можно купить 2 порции и за 50. Вот что значит понтовое место!
Съев мороженное, пошли обратно к машине, доехали до дома, а тут ливанул сильный дождь, которого в старой Гагре нет и в помине. Тогда мы отправились в Пицунду. Там хоть дождь и был, но мелкий и маленький. Мы осмотрели храм 10 века и археологический музей, узнали, что в пятницу будет открытие музыкального сезона. Решили поехать. Потом пошли на море. Забавно, но сделать это просто так нельзя – надо заплатить 10 рублей за вход в курортную зону. Заплатили, вышли на набережную. Море - чудесное, на пляже вообще никого. Появилось желание сюда переехать. Пошли по корпусам узнавать обстановку и остановились на «Колхиде». Этот корпус стоит в самой середине курортной зоны, от пляжа отделен холмиком, поросшим соснами и другими деревьями. Приветливая администратор Рита записала нас на 12.00 воскресенья и даже дала ключ посмотреть номера. Там все по-советски, не видать нам никогда супружеской 2-х спальной кровати, но аккуратно и есть балкон. Под окном – сосны и море. Переедем!
Вернулись мы в Гагру около семи и еще пошли купаться. Море стало совсем тихое, но купались, видно, зря, потому что Вова заболел, с утра заболел живот и голова. Но мы все же отправились в намеченную пещеру в Новом Афоне. А там, перед самым входом в пещеру, у него и сердце прихватило. Все лекарства у нас с собой были, только было непонятно, что именно давать, помог валидол, которого он в результате выпил за день весь наш запас. А все это из-за противной черной кошки, перебежавшей нам вчера дорогу при возвращении домой. И ситуация дорожная была такая, что никак не объедешь и не остановишься.
17 июня, среда. Путешествие в Новый Афон просто изумительно интересное. Мне там понравилось все. Если бы еще не Вовина болезнь, то вообще была бы на 7 небе от счастья, а так ежеминутно тревожилась, чтобы с ним не стало хуже. Первым объектом была пещера. Нас в глубь горы завез поезд, а дальше пеший маршрут полтора километра. Сначала залы так себе, просто глыбовые завалы на дне и высокие своды, но в пещере Бородинской мы их видели не меньше. А вот потом, когда начались сталактиты и сталагмиты, я была в диком восторге. Нам удалось кое-что заснять, но фотик тут не особо берет, только наша замечательная камера 2002 года издания показала себя прекрасно. Жаль, что в пещере сделано мало подсветки, т.к. всю красоту ты видишь только при вспышке, а так она почти в темноте, но все равно – это супер-люкс! Экскурсия была с 10.20 до 11.45 от входа до выхода.
Сталагмиты – конкретные фаллические изваяния. Любит природа одну и ту же форму.
Выйдя из пещеры, мы поехали в Анакопийскую крепость, где в 8 веке доблестный царь Леон вкупе с картлийским царем успешно отразил наступление 60-тысячного турецкого воинства. Правда, дело это темное, т.к. половина врагов в течение двух недель умерло от эпидемии, а совсем не от храбрости осажденных, но абхазский народ гордится этой давней победой. На пол дороге к крепости надо оставить машину, заплатить 250 руб. (по 100 с человека и 50 за стоянку), а дальше 2 км идти в гору.
В крепости мы устроили привал и пикник. Мы съели салатик, хачапури, потом Вова отдыхал на взятых специально для этой цели ковриках, даже задремал. А я сама осматривала любезные моему сердцу развалины. В этой крепости есть непересыхающий источник, в котором мы умылись, и взяли воду с собой. На воротах крепости сидит ее смотритель Зураб и развлекает посетителей рассказами. Кстати, потом я поняла, что мне очень понравилось здесь – полное отсутствие всякого рода торговцев, навязчиво предлагающих свои товары. У Зураба лежит куча свечек, можно купить, чтобы поставить в часовне, возведенной на древней храмовой руине, но он их никому не предлагает, они просто лежат возле него. Потом мы с Вовой поднялись на самую высокую башню, реставрация которой закончилась только в 2008 году (об этом написано на табличке), т.е. сейчас она работает только первый сезон, даже у нас в новом путеводителе, она сфотографирована в руинированном состоянии, оттуда потрясающий вид на море, Новый Афон и знаменитый монастырь. По четырем углам башни подняты 4 разных абхазских флага, причем один вешали при нас и хотя там было 4 человека, они умудрились повесить его вверх тормашками. Мы Зурабу об этом сказали, и он тоже развеселился и обещал сказать, чтобы перевесили. Напившись еще раз воды из святого, разумеется, источника, мы пошли вниз, к машине.
Последний объект – монастырь. Он совсем новый, 19 века, сейчас ремонтируется. Еще осмотрели древнюю церковь Симона Канонита и искусственный водопад на реке с непроизносимым названием
Обошли вокруг горы и оказались на стоянке, где оставили машину. В 18.00 ровно были уже дома, предварительно купив еду. Вове опять стало плохо, он спит, а я занялась хозяйством – постирала, поела, записала расходы и свои впечатления. Завтра, надеюсь, Вове будет лучше.
18 июня, четверг. Опять всю ночь и утро шел сильный дождь. Вова почувствовал себя лучше, поэтому мы в 9.13 отправились на озеро Рица, про которое я много слышала, но никогда там не была. Погода пасмурная, тучи висят в воздухе и создают впечатление дождя. Бзыбское ущелье красивое, невзирая на непогоду. Водопад «Девичьи слезы» - ерунда, а не водопад. Возле «Мужских слез» мы тоже останавливаться не стали, видели мы много таких водопадов. Примчались на Рицу мы вообще самые первые из туристов, там еще не было никого, даже странно как-то. Узнали, сколько стоит покататься на электрическом надувном катере – 500 руб. полчаса, а на катамаране – 200 руб. Только собрались сесть на катер, как опять пошел ливень. Мы спрятались в кафе, съели по булочке с водой, переждали, потом поплыли по озеру. Ну впечатление, прямо скажем, у меня весьма унылое, и даже не из-за пасмурной погоды, все равно видно, что вокруг красивые горы, а из-за знаменитой прозрачной голубой воды озера, которая оказалась вообще не прозрачная, вся серая и совершенно замусоренная, ветки, коряги, бытовой мусор, просто ужас! Наверное, это надо списать на уже несколько дней идущие дожди, реки мутные и замутили озеро, но все равно обидно.
Вова хотел доплыть до начала озера, но, увы, в нашем катере еще и аккумулятор кончился, и весь обратный путь Вова греб веслами. В результате мы прокатались час, а не полчаса, но доплачивать ни за что не стали, а гордо ушли. Потом поехали на дачу Сталина-Хрущева. Там девочка провела для группы некое подобие экскурсии. Мы увидели, что руководители советского государства жили вполне скромно и не выпендриваясь, пользуясь мебелью и прочей утварью отечественного производства. По крайней мере, у нас в гостиной диван и кресла ничуть не хуже, чем у Сталина, только цвет другой. Теперь неплохо было бы осмотреть дачки в Барвихе и в Завидово и провести сравнительный, так сказать, анализ. Жаль, туда пока экскурсии не водят.
На обратной дороге остановились у самодельного плаката «Чудо природы – Гегский водопад», Удивительно, но в путеводителе он только упоминается без фото и описания. Мы поэтому не очень себе представляли, стоит ли его смотреть. Он в стороне от дороги – 7 км. Пешком Вова идти отказался – далеко, самочувствие и в любой момент опять может хлынуть дождь. Рядом с поворотом дежурит несколько уазиков-джипов, их водители подрабатывают поездкой на водопад. Стоит 1500 руб. На двоих нам показалось дорого, и мы пошли походить вдоль реки. За это время подъехала еще одна машина, там тоже пара. Мы с ними объединились. Я представилась: «Мы – отважные путешественники Вова и Яна», а они отвечают «А мы – Вова и Света!». 1500 руб. на четверых уже нормально (деньги, кстати, надо платить при возвращении, а не вперед!). Не пожалели нисколько. Почти гладкая скала, в ней щель, из которой хлещет вода. Зрелище впечатляющее. Наш водитель сказал, что 2ой в мире после Ниагары. Ну да, конечно, Виктория отдыхает. Но все равно настоящее чудо. Фотки совершенно не передают его мощи и красоты.
Благополучно вернувшись к нашим коням и рассыпавшись в благодарностях нашему водителю за то, что он нас уговорил поехать и за то, что благополучно привез обратно, мы отправляемся дальше, теперь уже с компаньонами. Решаем остановиться на Голубом озере, а потом в музее Бзыбского ущелья, чтобы осмотреть Бзыбскую крепость, в которую никаких экскурсантов не водят, там соверешенно дикие развалины. Голубое озеро действительно красивого голубого цвета, несмотря на дожди.
В Абхазии появился один из видов заработка – музей-кафе. Они делают какую-нибудь экспозицию и тут же можно покушать. Сначала мы выпиваем по чашке кофе, а потом нам управительница рассказывает о мастере деревянной скульптуры и о значениях всех этих скульптур, представленных в кафе-музее. Нам нравится, но это не дешево, 100 руб. с человека, у нас на мировые шедевры за эти деньги можно посмотреть, а тут что-то такое лично-краеведческое. Но все же это заведение оставляет приятное впечатление.
На закуску мы лезем в гору и осматриваем руины 10 века.

Сегодня вечером мой папа улетел в Лондон, делать эксперимент в лаборатории Резерфорда, а Ася сдала историю на 5.
19 июня, пятница. С утра искупались и принялись наряжаться для вечернего концерта – едем в Пицунду на открытие сезона. Пока я стриглась и делала маникюр, Вова закупил вино для Москвы. В 12 мы отъехали, по дороге и машину помыли. В 13.00 (открытие кассы) купили билеты, весьма дорогие, надо заметить, по 350 руб. Я полагала, что не больше 200 будет. Пошли на пляж. Я сидела в тенечке на лавочке и берегла прическу, а Вова купался. Потом мы прогулялись по знаменитой реликтовой сосновой роще. Надо заметить, что она довольно редкая и старая, к тому же сильно поражена плющом, душащим деревья. Раньше, при советской власти, была специальная служба, не дававшая плющу разрастаться и обдиравшая его с сосен, а теперь, увы.
Мы пообедали в кафе, где я съела вкуснейшую форель по-царски.
Перед концертом зрителей собрал музейный работник и провел экскурсию, рассказал о храме, об органе и фестивалях. Это мне понравилось. Сама музыкальная программа состояла из большого количества абхазской музыки, народной и их композиторов, так, можно послушать один раз, а хороши были Аренский, Вивальди, Крейслер и, на закуску, Моцарт. К сожалению, не было органа, т.к. заболела органистка, а орган-то мы и жаждали услышать больше всего. До следующей пятницы (целая неделя!) у них не будет ни одного концерта, а мы как раз в пятницу утром отбываем, так что до следующего года здесь органа не услышим. Рассказы, что раньше каждый день давали по 3 концерта при полных залах сейчас представляются какой-то фантастикой.
По окончании концерта местное телевидение снимало расходящихся зрителей и у меня, как у самой красивой, взяли интервью, в котором на вопрос «Что мне понравилось больше всего?» я честно ответила «Аренский в исполнении не помню кого», а потом уже дошло, что надо было бы похвалить абхазскую музыку, тем более, что их капелла действительно пела замечательно.
20 июня, суббота. Этот день был бы просто восхитительным, если бы с самого утра нас не обокрали на пляже. Я как раз взяла 2000 руб. чтобы заплатить за экскурсию, да и фотик был с собой. И вот пока в 8.10-8.45 мы плескались в море, какой-то гад спер кошелек и фотоаппарат. Деньги, конечно, жалко, фотик тоже, но жальче всего карточку со вчерашними фотками из Пицунды. Обидно, блин!
Возвращаясь с пляжа мы в 9.20 записались на конную прогулку в 9.30, бегом переоделись, и нас уже ждал автобусик. Хотя он был полон народа, нам достались 2 элитных места рядом с водителем.
Прогулка была с 10.00 до 11.30, 4 км туда и обратно, всего 8, по Жоэкварскому ущелью. 4 раза лошади переходили реку в брод. 4ый раз самый бурный и страшный, но мой конь Шустрик великолепно преодолел это препятствие. Конечная точка – небольшой водопадик. Вокруг растут самшитовые деревья, земля и камни покрыты зеленым длинным мхом. Очень мне понравился и лес, и река, и лошади. Вова ездил в 1ый раз, и ему достался белый конь по кличке Гарпун, а передним у нас шел смирный Василий. Когда лошади идут шагом, это очень приятно и здорово, но если чуть быстрее, то мне уже страшно, ведь я же не пристегнута ремнем безопасности, а вдруг не удержусь.
По возвращении мы увидели, что ребятишки по 10 руб. предлагают морковку для лошадей. Мы, конечно, купили и покормили наших лошадок. Потом автобусик развез нас по домам.
Мы сходили еще на пляж, искупались и посидели там немного. Вернувшись домой, пообедали салатом из помидоров и огурцов со сметаной с лавашом. А потом нас сморил сон, и мы дрыхли с 14 до 16.00. После любви бодро вскочили и деловым шагом направились на другой конец Гагры, т.к. я хотела осмотреть руины дворца принца Ольденбургского. Идти туда вообще-то далеко, целых 7 км, поэтому мы устали и зашли в кафе «Араукария» отдохнуть и съесть мороженное. Вова же вообще остался там блаженствовать, а я нашла путь к великому дворцу. Там все полностью разорено. Но вид оттуда восхитительный на всю Гагрскую бухту, Гагру и даже, по-моему, на мисс Пицунда. Построен дворец в стиле модерн, издалека он чудесный, но внутри просто ужас. У проходивших рабочих я узнала, что его будут восстанавливать под базу отдыха. Интересно будет взглянуть и сравнить с моими фото и с фото 1903 г., когда он был простроен. Бродила я по развалинам 40 минут. Ровно в 7.00 снова была в кафе, где мы поужинали на 600 руб. и тронулись в обратный путь.
Прошли весь парк, Приморский бульвар и у кафе «У моря» вышли на трассу, т.к. дальше набережная сплошь перегорожена, и напрямик не пройдешь. Оказалось, вышли удачно, т.к. домой возвращался экскурсионный автобус, остановившийся возле кафе, и мы попросились с ним доехать. Абхаз Ахра нас домчал с комфортом за 50руб (цена на двоих московской маршрутки). В 20.30 мы были уже дома. Хороший день, если бы не вор.
Завтра уезжаем в цивилизацию из частного сектора – в Пицунду.
21 июня, воскресенье. Переехали из Гагры в Пицунду в более человеческие условия. Оформились в пансионате «Колхида», стоящем в самом центре курортной зоны. Море – изумительно спокойное и сине-голубое. Плавали с огромным наслаждением. Еда шведский стол. После обеда я пошла купаться одна, а Вова наблюдал с балкона в бинокль. Потом мы поехали в село Лдзаа искать частный музей. Плутали-плутали – нету, зато выехали на противоположный от нас край Пицунды, где частный сектор и дикие песчаные пляжи. Там мы, оставив машину, прошли еще полтора километра по берегу, я показала Вове место, где останавливалась со спелеологами в древнем 1983 году, когда мы спустились с гор. На обратном пути мы опять заплутали и вдруг оказались прямо около музея. Вход и небольшая экскурсия – 100 руб. с человека. Там собрано огромное количество самых разных предметов от древнего фаэтона до самовара с эмблемой Олимпиады-80 и фигуры Чарли Чаплина, с которой основатель музея, фотограф, зарабатывал на жизнь, фотографируя детей. Очень много фотографий большого формата, причем совершенно потрясающих, например, лошадь на дыбах, стоящая практически вертикально. Есть оружие, чучело медвежонка, старинные фотоаппараты, картинки из модных журналов в рамах, различных чеканок и резьбы по дереву – это делал сам хозяин. Во дворе он на свои средства еще при советской власти начал сооружать мемориал всем героям Абхазии, от гражданской войны, Великой Отечественной до передовиков производства. Есть даже вечный огонь, который зажигают по праздникам. Нам, а особенно Вове, музей очень понравился.
Вернулись к ужину, после него опять пошли купаться. А потом с балкона 12 этажа видели стаю дельфинов, по меньшей мере, 6 штук. Так интересно было наблюдать за ними. Причем, думаю, с берега их не увидишь, т.к. только плавники показываются над водой.
22 июня, воскресенье. До завтрака купались. Гуляли за последние корпуса, еще только готовящиеся к сезону. Людей там вообще нет нигде. Оформились, заплатили деньги. Директор, Венера Викторовна, пожелала нам приятного отдыха. Мы отправились в город осматривать развалины Пицундской крепости. Осталась от нее одна только заросшая стена. Внутри периметра только трава или тесно растущие кустарники. Я побродила по лугу, но никаких следов археологических раскопок не нашла, а ведь они тут велись, и все, что есть в музее – это отсюда. Но никаких следов зданий, храмов и прочего, а ведь это был огромный населенный пункт, что даже видно по длине стен. Кое-где стена восстановлена, а вот где она осталась в руинированном состоянии, ее почти не видно из-под растительности.
После обеда поехали осматривать древний храм в селе Лыхны – древней столице Абхазии. Надо заметить, что почти каждое абхазское село на разных исторических этапах успело побывать столицей страны, чем все гордятся (Туда и обратно – 100 км). Храм на реставрации, но внутри мне очень понравился, сохранились фрески 14 века. Рядом с ним развалины феодального замка со старым основанием, но неоднократно надстраивающимся вплоть до 19 века, когда окончательно сгорел. Перед ним – огромная поляна, даже поле, где, по преданиям, собирался весь абхазский народ для принятия важных общегосударственных решений. Поле большое, но неужели они все там умещались. С другого его конца стоит развалина эпохи советской власти с выбитыми стеклами. Каково же было мое изумление, когда с фасада оказалось, что это лыхненская администрация с флагами на башне. Значит, даже свою власть не хватило средств отремонтировать по бокам, что уж про все остальное говорить. Потом, услышав шум ручья, решили спуститься к нему с горы, местные мальчик и девочка показали, где родник, мы умылись, напились, взяли водички с собой.
Дома поужинали, опять вдоволь наплавались. В полночь позвонила Ася – завтра в 8.00 уезжает с хором во Францию.
23 июня 2006 г., вторник. Купались в 7 утра. Море гладкое и совершенно спокойное. После завтрака ходили на рынок, закупили всякой всячины – вино, малина (невкусная), чурчхела (орехи в застывшем виноградном соке). Теперь, как настоящие курортники, опять далеко сплавали и раскинулись а тени сосны, едим малину. Вова смотрит карту, надеясь найти другую обратную дорогу в Москву, а то так бесконечные ремонты надоели. Но, увы, еще одна трасса – это через Волгоград, лишних 380 км, не, поедем опять по М4. Я, наконец, добралась до взятого с собой 3-его тома переписки Чайковского и фон Мекк. Читать ее – это сплошное наслаждение даже в Москве и даже на даче, а уж тут-то, чередуя с удовольствием поплавать, вообще восхитительно.
После обеда совершили дальнюю прогулку вдоль берега по реликтовой роще, она очень длинная, несколько километров. Надо заметить, местность несколько напоминает Прибалтику – море, в 30м от воды – песчаные почвы, и высоченные сосны. Эта роща растет здесь с незапамятных времен, у абхазов (автохтонного населения, в отличие от грузин, пришедших откуда-то то ли из Индии, то ли из Ирана, но тоже в глубокой древности) она считалась священной, по наследству стала считаться таковой у каждого колонизатора – греков, римлян, генуэзцев, даже, кажется, у турков. От сосен (пино) произошло и название Пицунда. Каждая сосна пронумерована, и на ней есть металлическая табличка с номером, даже у пней есть табличка! Жаль, что большинство сосен поражено плющом, высасывающим из дерева все соки, от чего реликтовые сосны гибнут. Не знаю, как там было у древних греков, но при советской власти существовала специальная служба, люди обходили регулярно весь лес и плющи обрывали. Это помнят все абхазы, с которыми мы общались, а сейчас до этого никому дела нет. Если роща погибнет, то берег потеряет много в своей прелести.
24 июня 2009 г., среда. После завтрака поехали в Сухуми. Там полный раздрай, ужас просто! Музей истории Абхазии весь разгромлен, стоит пустая коробка, его только начали ремонтировать, сказали, что раньше, чем через 2 года (а, значит, все 5-7) не восстановят. От экспонатов остались во дворе ржавые якоря и дольмен, а также могила Юрия Воронова – борца за свободу и независимость Абхазии. Институт ботаники выглядит получше, но тоже весь какой-то «нежилой». Мы оставили машину на ул. Пушкина, прямо напротив его бюста. Вокруг все заросло, но асфальт только что положен и разметка нарисована. Оказалось, инстинктивно мы нашли улицу, ведущую прямо к президентскому дворцу. Сначала отправились в ботанический сад (билеты по 40 руб.). Он не гигантский по площади, очень приятное место для прогулок, много разных деревьев, но, хочу заметить, что если повсюду на побережье магнолии, олеандры, дроки, кактусы всякие просто буйствуют и пышно цветут, то здесь цветов почти нет. Особенно классные – секвойя вечно живущая и огромная липа.
Потом мы героически обошли по кругу весь центр Сухуми. Сначала вышли на главную площадь, где нас просто потряс вид гигантского здания Совета Министров Абхазской АССР, пребывающего в самом разгромленном состоянии, с выбитыми дверями и окнами, страшное зрелище. У Абхазии нет денег, чтобы привести в порядок такое могучее здание. Карта Сухими в путеводителе весьма приблизительная, поэтому мы спросили у горожанки, где храм. Она уточнила: «Вам какой храм, христианский? А то там рядом еще есть костел и кирха». Вот так просто была определена истинная христианская религия. Все три храма действительно располагаются на одной улице в пределах одного квартала, а кирха с костелом даже в одной ограде.
Когда мы еще ехали по окраинам Сухуми, то увидели большое количество брошенных домов, как частного сектора (2-3 этажные домики и особнячки) так и многоэтажных от 5 до 9 этажей. Население Абхазии из-за войны уменьшилось в 3 раза, с 1000000 человек до 300000 тысяч, причем самих абхазов 100000, остальные – греки, русские, и грузины есть, которые замужем или женаты, и прочие. А в центре города самые замечательные дома разбомблены и стоят только их красивые фасады. Даже на набережной разбитое здание гостиницы «Абхазия», которое я помню таким белоснежным и прекрасным по 1982 году. Мы дошли до моря – ни одного корабля, уныло это как-то, но все равно красиво там до невозможности. Всюду растут огромные и толстенные эвкалипты и платаны. К президентскому дворцу подход совершенно свободный, без всяких решеток. Рядом с ним на флагштоках развиваются флаги Абхазии и России. Все государственное делопроизводство ведется на русском языке, деньги - рубль, все абхазы – граждане России. Прикольно это, зачем тогда граница? Разговаривают абхазы между собой тоже довольно интересно. Вот они говорят-говорят на своем языке и тут же переходят на русский, потом опять на абхазский, фразы и слова чередуются. Я это понимаю так, что язык их очень древний, в нем просто нет слов, описывающих современные понятия.
Мы пытаемся по карте отыскать гору Баграта (очередного великого царя), чтобы осмотреть руины замка, в результате уходим далеко не туда и натыкаемся на дачу президента. Там нам объясняют, как дойти до горы. Она вся застроена частными домами, кроме вершины, поросшей кустами. Среди кустов на поляне – развалины, они даже не очень живописные, так их мало, но если влезть на стену, а мы влезли, то открывается восхитительный вид на бухту и город.
Мы вернулись к машине по улице Пушкина и поехали домой. Хотели посетить крепость 6 века, с трассы есть на нее указатель, но туда оказалась грейдерная дорога, и мы машинку пожалели, а еще больше испугались, когда на нас поперли огромные серые ВОЛОСАТЫЕ быки. Я таких в жизни не видела, Говорю Вовке, поехали обратно, а то забодают. Потом мы решили, что это были буйволы.
В этой поездке нас 2 раза останавливали гаишники (там не заморачиваются ГИБДД, а пишут просто ГАИ). 1ый раз по дороге туда на посту величественный подполковник приветствовал дорогих гостей и попросил подвезти его дочь с подружками до Гудауты, мы с удовольствием подвезли. А обратно решили заехать в Бзыбское ущелье, где еще до экологического поста, взимающего плату за проезд, продают мед. Медом мы запаслись, перекусили взятый с собой сухой паек. А на выезде нас остановили для проверки на алкоголь, но это не нас специально, а там гаишников человек 10 и 2 машины, и они останавливают ВСЕХ, видимо, предполагая, что народ на озере Рица крепко выпьет и тут-то его и надо брать тепленьким. Мы не пили, нам пожелали счастливого пути и приятного отдыха. Хочу сказать, что там все очень вежливо и дружественно к нам относились, никаких претензий.
Вернулись мы 17.15, а утром отбыли в 8.55. Дорога туда и обратно – 201.1 км, время в пути 3ч.30мин., средняя скорость 57 км/ч.
Т.к. в «сухой паек» нам положили немереное количество огурцов и помидоров, то мы, сначала поблаженствовавши в море, договорились с кафе под нашими окнами, что придем со своим вином и овощами, а с них – кефаль. И вечер мы провели в кутеже. К нам присоединился владелец кафе абхаз Энрико, с которым я познакомилась на пляже, когда один-единственный раз ходила купаться без Вовы. За беседой вечер пролетел очень приятно и быстро, мы даже спать легли позже обычного, аж в половине двенадцатого.
25 июня 2009 г., четверг. Последний день. Мы проводим его в неге и безделье. До завтрака плавали далеко в море, после завтрака на рынке закупили упаковку местной воды «Ауадхара» (очень вкусная), а также яблок и орехов на обратную дорогу. Решили не останавливаться на обеды, а питаться на ходу. Опять раскинулись на траве под соснами и перемежая сон с купанием, провели так весь день. Вечером опять с балкона наблюдали дельфинов, они приплывали с нами попрощаться.
Дальше идет описание трассы М4 (ДОН), может пригодиться автотуристам, а для основного народа не очень интересно, т.к. масса всяких технических подробностей и практически никаких впечатлений. Дорога обратно была намного легче, многие куски трассы, которые еще только доделывали 2 недели назад, сейчас пустили, пробок почти не осталось. Менты на всей территории России не обратили на нас ну просто никакого внимания, с этой стороны поездка прошла гладко как по маслу. В Абхазии без машины гораздо хуже, т.к. цены на экскурсии высокие, везде не наездишься, а на море сидеть непрерывно – скучно очень. Мне и 2 дня показалось много. Мне подавай любезные сердцу развалины и руины, которых в Абхазии ну просто пруд пруди. А Вова сказал, что он в жизни больше не хочет видеть ни одну развалину, ни древнюю, ни современную, поэтому я уже заказала путеводитель и подробную карту Праги.
Природа в Абхазии потрясающая, что я помню еще из прошлой жизни. Красоты в горах невероятные, Краснодарский край отдыхает, туда – ни за что, толпы людей и прочее, здесь же тишина и безлюдье. Осталась еще необследованной территория за Сухуми, там тоже есть туристическая пещера, много водопадов и прочие интересные природные объекты. А еще мы решили купить надувной катер с электромотором, такой, на котором мы плавали по озеру Рица.
Выехали в обратный путь 26 июня, в пятницу, в 5.26 от пансионата «Колхида» в Пицунде. В 6.14 подъехали к границе. Выезд из Абхазии занял 6 секунд («Назови фамилию и номер машины, проезжай»), въезд на родину – 24 минуты (мы были 16ой машиной в очереди).
В Сочи пробка на встречке, у нас проезд свободный. Полный объезд вокруг Сочи еще не доделан и все равно дорога спускается в город, но когда объезд пустят, будет очень хорошо.
7.38-7.43 – заправка при въезде в Дагомыс («Лукойл»).
Перед въездом на серпантин видели на встречке перевернувшуюся фуру. Она кабиной расквасилась о бетонную разделительную стенку и перегородила всю дорогу. Такое впечатление было, как будто она сверху то ли упала, то ли сползла. Наша полоса была свободна.
У Головинки на цветочном рынке купили розовую гортензию в подарок бабушке на дачу, очень красивую, за 300 руб.
Перед Туапсе оказалась большая пробка – все медленно переваливали ж/д переезд, и я вообще не поняла, почему из-за такой фигни мы простояли 20 минут.
Потом пошла хорошая дорога, Вова даже ехал под 100, но все равно в Джубгу прибыли в 11.26, т.е. через 6 часов после старта (262.2 км, средняя скорость 48 км/ч, 22.1л, 8.5 л/100км).
11.50 первая санитарная остановка, на улице ЖАРА.
12.53 368.8 км – объехали Краснодар (Vср=54 км/ч)
14.26, 9 часов в пути, 507 км, Vср=60 км/ч. Доехали до развилки на Дагестан.
15.26 10 часов в пути 581.5 км, Vср=62 км/ч, 48л, 8.3 л/100км
600 км – 15.38, 10ч12`
15.49-15.56 – заправка «Лукойл» за 20 км до Ростова (на 456 км)
16.26 11 часов в пути 650 км, миновали Ростов, Vср=63 км/ч, 53.8 л, 8.3 л/100км
17.06 – указатель «До Москвы 1000 км»
17.26, 12 часов в пути, 736 км, Vср=65 км/ч, 60.4л, 8.2 л/100км
18.26 13 часов в пути, 809 км, Vср=66 км/ч, 65.9 л, 8.2 л/100км
19.06 – повернули к Миллерово на ночлег. 848 км, Vср=66 км/ч, 69.3л, 8.2 л/100км
Ночевали в гостинице «У Натали», вдвоем в трехместном номере с кондиционером, холодильником, телевизором за 1550 руб (из которых 50 – машина), одноместный могли занять за 1000, но там не было кондиционера.
2ой день.
5.11 – отъехали от гостиницы. За бортом 20.5С.
5.18 выехали на трассу. До Москвы 855 км.
Дорога 1/1
5.25 – солнышко взошло.
833-845 км (от Москвы) – дорога 2/2
С 833 -826 1/1, но 2/2 практически готова, вот-вот пустят.
С 801 км ведется строительство на разных этапах
6.11 1 час в пути, 934 км, Vср.=66 км/ч, 75.3.л, 8.1 л/100км.
6.16 – Воронежская область. Дорога 2/2 (До Москвы 777 км)
6.40 – КПМ и стоп-контроль
556-548 1/1 и 3 ряда
548-509 2/2
9.11 4 часа в пути, 1192.2 км, Vср.=70 км/ч, 93.1 л, 7.8 л/100км
9.20-9.26 – заправка «Лукойл» за Воронежом.
498-491 – объезд Воронежа, дорога 1/1
492 – 2/2
t=22С (на 10 ниже, чем на пути туда)
10.01 – Липецкая область (464 км до Москвы)
46—445 – платная дорога 20 руб. и готовится еще одна платная на 50км, плакат висит, но никаких приготовлений не замечено (предполагается бесплатный объезд через Задонск).
10.11 5 часов в пути, 1270 км, Vср.=71 км/ч, 98.3 л, 7.7 л/100км
10.31 – р.Дон
397-395 км пробка на мост – ремонт, пропускают по очереди, нам повезло, задержка всего 6 минут, зато на встречке – жуть!
385 км 11.05 Елец, медленно переезжают мост через р. Сосну. (Река прекрасная!) T=23C за бортом, что существенно лучше, чем 36.
383-376 Дорога 2/2 (383 – мост через ж/д – ремонт. Проезжаем очень медленно)
376 (конец/начало Ельца) дорога 1/1
в районе 250км встали в пробку на 5 минут, впереди большой караван
345-348 – ремонт дороги, пробка из Москвы до 342 км (6км!) Это супер-пробка, мы на пути к морю тоже там стояли долго.
330км 12.00 Тульская область, дорога 2/2 до 321км
12.11 7 часов в пути, 1406км, Vср.= 70км/час, 107.2л, 7.6 л/100км
286 км дорога 2/2
260 дорога 1/1
13.11 8 часов в пути 1484 км, Vср.=71 км/ч, 112.5л, 7.6 л/100км
225км – дорога 2/2
14.11 9 часов в пути 1577км, Vср=72 км/ч, 1118.6 л, 7.5 л/100км (93км за последний час – это наш рекорд)
132-133км – Московская область 14.19
116 км – началась автострада, 14.30 – река Ока
14.43-14.48 остановка умыться, попить и наоборот.
72-57 ремонт, дорога 1/1 (здесь мы стояли на пути к морю 2 часа)
57 – дорога 2/2
15.11 10 часов в пути 1658 км, Vср.=72 км/ч, 124.2 л, 7.5 л/100км
МКАД 15.36, 1699.1км Vср.=73 км/ч, 127л, 7.5 л/100км
16.11 11 часов в пути 1727 км, 72 км/ч, 129.8 л, 7.5 л/100 км
ФИНИШ около дома в 16.14, т.о. от Миллерово доехали за 11 часов 3 минуты. Всего от пансионата «Колхида» пройдено до ул. Дениса Давыдова 1729.2 км, средняя скорость 72 км/ч, израсходовано 129.9 л бензина АИ-92 при расходе 7.5 л/100км, времени 23 часа 22 минуты 35 секунд.
Всего проехали 4143.1 км при средней скорости 63 км/ч, потратили 311.7 л бензина, расход 7.5 л/100км. Температура в Москве 25.5С.

Засады (километраж от Москвы)