Откуда: Мытищи Когда: 06/2009
По маршруту: Мытищи,Павло-Очаковская коса, Азов, Ейск, Должанская, Пятигорск, Баксан,Приэльбрусье,Эльбрус, Дивногорск, Мытищи
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Rostra
Авто - 7 местный Toyota-Ipsum, 1 кресло 3-его ряда вынуто под багажа+340 литровый бокс на крыше. Экипаж - 5 человек, дети 15, 10 и 9 лет
15 июня, в понедельник, мы, наконец, собрались и рано утром пошли на Воронеж-Ростов-Азовское море. Надо сказать, что собирались в Карелию и Архангельск, но прогноз погоды (+2 по ночам и дожди) заставили буквально за сутки до выезда смотреть альтернативные маршруты, прорабатывалась Беларусь, но и там дожди - развернулись в другую сторону. При этом машина была уже загружена пилами-топорами-спиннингами-крупами-тушенкой и прочими нужными для автономного проживания в карельском лесу причиндалами. Поворот на юг- полный экспромт. Тем не менее, уже вечером этого же дня, пройдя 1380 км. и Ростов через город по навигатору на г. Азов , расспросив местных жителей, мы были на Море!
Место называется Павло-Очаковская коса, и это ближайшая к Ростову зона отдыха на Таганрогском заливе. Мелко, летает мошка (но не кусает), вода не соленая, но это юг, море, небо и т д. Вписались на базу отдыха "Азовское Взморье", 4хМ домик без удобств 1200 р. . т. 8(928)197-11-83. Душ, туалет отдельно, есть столовая (250 р с человека в сутки- не пробовали), источник с вкусной питьевой водой. Вообще, там полно баз и гостиниц на любой вкус и кошелек, но поскольку нас пятеро (2 взрослых, 3 детей), предложения типа 1500 за 2-х местный со всеми удобствами на самом носу косы нас не устраивало. Переночевали, искупались, позагорали, пожарили на обед шашлыка еще из Москвы замаринованного, купили на заправке карту побережья и поговорив с людьми, после обеда двинулись дальше - было принято решение переместиться южней, в сторону Ейска и далее, на косу Долгую. По карте и навигатору поехал местными дорогами вдоль моря, оказались прекрасными проселками среди пшеницы и подсолнуха, это реальные сельские полевые дороги, км. 30, но проходимые в сухую погоду. Позабавили рукописные указатели на перекрестках безлюдных полей - "Ейск --->" Через 3 часа и 180 км. Были на косе, станица Должанская. Мне говорили, что с палатками стоят прямо на косе, я выехал по улицам чуть вправо от станицы (внутренний залив косы) , увидел шлаКбаум и туда. Подвыпившие казачки на «вахте» выдали цену в целых 100 (сто!) рублей с машины с квитанцией за сутки и вставай, где нравится. Я им про саму косу, а мне говорят, что там люди стоят в чистом поле, а у нас, говорят, деревья, тенек, туалеты, рыбалка – а на косе только серферы волну ловят, съезди, говорят, посмотри- вернешься. Поехали, благо время разбить лагерь еще было. На косе дороги перепаханы тракторами, стоят плакаты следующего содержания: «Коса в шторм затапливается! Установка палаток запрещена! МЧС», но разве это кого остановит? Дороги накатаны прямо по пляжу, на узкой песчаной косе без единого деревца стоит стадо мега-джиперов на ветру. Серфы, паруса, кайты, палатки, доски, метровые волны. Палатки заякорены камнями, джипы- на растяжках (чтоб не снесло, наверное). Экстремалы… Кстати, вернувшись и купив 7-й номер «За Рулем» 2009 в разделе «Путешествия» я их увидел еще раз с описанием маршрута и самого мероприятия. Желающие могут посмотреть картинки. Мы же повернули назад , попутно заехав в 3-4 палаточных кемпингов на берегу – растительности нет, душа нет, с водой проблема вообще везде, ценник от 150 до 300 р. с машины. В одном месте есть навесы, но надо брать 2 – один под палатку, второй под машину, итого 600р. Из плюсов – в них (или рядом) есть небольшие кафешки. Мороженое, там, пиво. Про кухню ничего не скажу, даже не заходил.
Вернулись к своим казачкам, (здорово братан еще раз! ) заплатили за 3 дня целых 300! рублей, купили у них дров для антуражу, развернули лагерь в тенечке лесополосы в 30 метрах от моря, искупались на закате и начали, собственно, отдыхать. Берег – мелкий ракушечник, дно- песок, вода - спокойная и уже соленая, но не слишком, глубина приемлемая (заплывал, и с руками было), температура комфортная. Ловится тарань и бычок, на рачка(тут же в песке и намываемого), перловку, консервированную кукурузу, опарыша. На красного червя - один бычок, зато сразу и много, замучился отпускать. Обгорели. Станица Должанская, одноэтажная, везде розы. Казачий рынок. «Ара-слушай- купи мой памидор» отсутствуют как класс, только местные бабули и фермеры. Черешня по 60-70 р., вкуснейшие помидоры, сладкий редис размером со свеклу, зелень, творог, сметана. Парное мясо по 250р. на шашлык вечером. Сдается любое жилье – от комнат до отдельных домов с бассейнами. На домах и въездной дороге - одинаковые, симпатичные, промышленно изготовленные таблички «Сдается жилье отдыхающим» и телефоны местного совета по туризму или что- то в этом роде. Типа, вышестоящая организация, есть, куда претензии нести, лишат их таблички, наверное.. . Вода или покупная, или в любом дворе за спасибо. Я брал молоко (60р 3 литра) у бабушек и за одно водички наливал в канистры. Как рассказали люди, отдыхающие там не первый год, место, где мы остановились, еще в прошлый год было ничьим, и соответственно, загаженным. Местные власти в лице Должанского лесничества все вывезли, облагородили, поставила МЖ типа «сортир» и мусорки (вывозят каждый день), разровняли дороги, перепахали на противопожарные квадраты (трава очень сухая + ветер) За все это + охрана из казачков и регистрация в журнале прибытия убытия берут 100 рублей. По моему, очень даже скромно. Поскольку была рабочая неделя, народу было немного, днем приезжали(за те же 100 рублей) отдыхающие из частного сектора, вечером же мы в своей полосе леса оставались одни. Лесопосадки идут полосами перпендикулярно морю, между ними луга метров 100-120. В соседних, же с обоих сторон стояли большие компании из Ростова и Воронежа, по 15-20 машин. Они, с одно стороны были, а с другой, их не слышно на таком расстоянии. К пятнице поднялся шквальный ветер, волны. Вне палатки задувает газовую плитку. Купание закончилось, поехали в г. Ейск. Были дела (надо было найти нотариуса и отправить в Москву заверенную копию документа) и город посмотрели. Ничего так. Бронекатер «Ейский патриот», родина С. Бондарчука, Н. Мордюковой (есть памятники) и Ивана Поддубного. Есть парк отдыха возле его могилы, музей Поддубного, аттракционы. Пешеходный «Арбат» - улица Свердлова с фонтанами, аистами и летописью города, выполненной в форме газетных статей на чугунных плитах, вделанных в мостовую. Кафе в конце её, в парке напротив Ленина и доски почета – официантку не дождаться, две барышни не спеша «бегают» к 3-4 столикам, тогда как 10 просто еще не получи меню. Плюнули, пошли в летнюю пиццерию в парке у скульптуры Николаю-Чудотворцу, символа города. Городской пляж, ряды сувениров. Реакция продавцов – «О, новые лица»! Пляж довольно культурный, с аттракционами, кафе, душевыми, лежаками. Но проклятый ветер! Он и тут. Съездили на стрелку – нос Ейской косы, посмотрели знаменитый ресторан «Казачий курень», ветер сносит с ног, но кайт-экстремалам, только того и надо – все небо в парашютах. Устали, домой, в Должанскую. Ветер утихает, купаемся. Вечер пятницы – начинают подтягиваться «туристы выходного дня» из Ростова-Азова, мы уже не одни в своей лесопосадке, знакомимся с соседями – казаки из Тихорецка. Ветер дальних странствий и нежелание сидеть среди мангалов и чужих застолий тянут дальше – держим совет, куда ехать. Вариантов отсюда много: Дальше на юг по Азовскому морю – Тамань, Голубицкая, грязевые озера, на Черное -Анапа, Геленжик, и т д., до Абхазии, включая Гагры. Все в пределах дневного перехода в 300-600 км. Предлагаю горы – Приэльбрусье. 20 лет назад мы с , тогда еще будущей, супругой там бывали в Альп-лагерях, я неоднократно. Как там сейчас? Все соглашаются. Принимаю решение с утра ехать до Минвод, там оглядеться, и в воскресенье с утра уже ехать в Кабардино - Балкарию, медленно и по знакам (начитался я про тамошних ГАЙЦЕВ). Так и сделали. По прекрасным кубанским дорогам 200 км., через утопающие в зелени станицы Староминская – Ленинградская - Павловская вернулись на федералку M4 и сразу же ушли направо – на М29 – Тихорецк – Армавир – Крапоткин – Минводы –Махачкала. К вечеру (была суббота и ни разу нигде не остановили, да я и не гнал), проехав 600 км, Минеральные воды, Ессентуки , решили остановиться в Пятигорске, нечего по горам в темноте шарахаться, тем более, не имея точки назначения и ночлега. Кстати, новигатор стал бесполезен еще в Крапоткине –ПО «автодороги России 5.1» исчерпало познание о дорогах. На экране «глобус Украины» и надпись «езда по Кавказ». Думал, Пятигорск – курортный город, должны быть мотели, частный сектор – сделал пару кругов по курортной части – ничего, ни объявлений, ни указателей. Одни санатории и пансионаты. Только пафосный кемпинг на трассе при въезде, его оставили на крайний случай. Кстати, расположен он на территории ТЦ «Ион-Игрушка», кажется так – как я понял, гибрид детского Ашана с аквапарком и ЦПКО. Может, кому и интересно, а мы хотели город посмотреть. Поехал на ЖД вокзал к таксистам. Стоят ну ооочень южные ребята и наш дедок, я к дедку, мол так и так, кемпинг или ночлег нужен – пока он хлопал глазами и что то мычал про «ты скажи куда, я отвезу» подошел таксист, представился Кареном, вник, позвонил, предложил пару мест, договорился, и за 150р. провел по городу и сдал нас на руки хозяйке маленькой частной гостиницы Лене. Вот так Карен и сам заработал, и нас пристроил, и Лене клиентов привез. А дедок, наверное, до сих пор стоит, сетует на отсутствие отдыхающих. Ладно, лирика. У Лены абсолютно новый огромный 2-х местный номер со всеми удобствами, кондеем, маленькой кухонкой и стиралкой на блок плюс стоянка машины во дворе 1200 р. Лена не возражала, что нас пятеро в двушку, но переживала, на чем мы будем спать. Узнав, что мы буквально из леса, со спальниками и пенками, и ее дом – оазис цивилизации, успокоилась и предложила использовать на все 100 порошок, стиралку и сушку, что мы и сделали. При температуре +36 С сохнет все быстро. Поужинали в городе, погуляли, прячась от лихих южных водил по улицам (90% автопарка – белая 5 или 7-ка ВАЗ) , намылись горячей водой и завалились спать – девчонки на кровати, пацаны и я на полу. В соседнем номере «отдыхал» уважаемый человек (пока гуляли, рядом с моей машинкой во дворе появился еще и 600-й мерседес) с 2-я девицами, но они ничем не мешали, и проявили себя случайно, когда я поздно ночью встал развесить белье из стиралки, чтоб к отъезду высохло, они выскочили на кухню заварить ему кофе. Долго извинялись друг перед другом – они, что неодеты и курят, я - что по ночам стираю. И я, и они, были уверены, что мы одни :-). Еще у Лены есть сауна, но там я не был.
Телефон – в личку.
Утром нас ждал Пятигорск. Гора Машук, орел «Кавказ», питьевые галереи, Ермоловские ванны, Лермонтовские источники и тропы, место дуэли. Пятигорское мороженное и «Провал» с неувядающим Бендером, продающим билеты. Разруха, конечно. Но можно привести в божий вид, если проявить волю, не до конца ешё все зас….но. Особенно огорчали помойки на месте вырубленных в скале лавочек и надписи на любимом лермонтовском гроте типа «Анжелочка + Русланчик». Минеральная вода – гадость, я не любитель сероводорода.
После обеда – курс на Эльбрус. Буквально через 10 км. от границы города – Кабардино-Балкария . Ожидал блок-пост и сборку-разборку багажа, как при въезде в Краснодарский край, в Цукеровой балке – ничего похожего, просто тормозишь перед знаками STOP и Control – взгляд в глаза-взмах жезла- езжай. Справа показались хребты, до этого были отдельные горы. 40 км, и город Баксан. Поплутал немного, въехал в него с федералки. Надо ехать по М29 на Нальчик, пока в конце Баксана (он слева от трассы), не будет кругового движения вокруг поста ГАИ. Там на право, указатели Эльбрус, Тырнауз. Заправки есть везде, Роснефть, чем ближе к Чечне, тем бензин дороже. Шутка, просто он везде в это время подрос. Заправка РОСНЕФТИ есть даже в поселке Эльбрус, и цена та же. 100 км красивейшей дороги по Баксанскому ушелью, вдоль бурной реки (тут она мутная). В аулах – засады, строго 60, вне аулов только сумасшедший приехав на машине первый раз будет на этой дороге не соблюдать знаки. Многочисленные мосты часто односторонние, надо соблюдать знаки приоритета проезда, а то выскочивший с той стороны джигит при всем желании не сможет остановить коня (все те же белые 5-7-и ВАЗ), весело катящегося под крутую горку с закрытым поворотом. Тот же джигит со своей стороны пропускает, если приоритет ваш, т.ч. это не шутки. Доехали без проблем, слева мелькнуло ущелье Адыл-су (сюда мы хотим попасть, там места молодости), мы еще вернемся, едем дальше, в Терскол. Мелькают знакомые названия: Иткол, Юсеньги Тегенекли, Поляна Нарзанов, Азау. Везде вывески гостиниц. Приютов. Баз отдыхов, В Тегенекли неприятно поразила сначала толпа машин и аборигенов у дороги вида совершенно бандитского, а через 1 км. – штук 10 милицейских бобиков. Еще подумал, сходка, что ли. А менты – крыша ихняя. Но это не наше дело – машине не хватает кислорода, едет тяжело, и - мы стоим у начала подъемника на Эльбрус, дороги дальше нет, навигатор показывает 2381 м над уровнем моря. ВАУ! Толпы лыжников, сноубордистов, альпинистов и просто туристов спускаются с Горы. Вечер воскресенья, запарковаться проблемно. Подъемник работает до 16, да и рано нам еще, без акклиматизации, сразу на Гору лезть, поселиться где то надо. Купил в сувенирной лавке у симпатичной девушки (в паранже-не паранже, а только глаза видны и руки) карту Приэльбрусья. Думал, поновей. Ага, на моей, 1986 г. издания гораздо больше маршрутов нанесено. А тут, все , что близко к Грузии, весьма схематично, только перевалы. Купил айран(50р 1,5литра), овечий сыр, косичку копченую, пиво «Терек», поехали назад, в Адыл-су, пробираться в «наш» альплагерь – Джан-Туган, высота 2450, до сих пор принадлежит МГТУ им. Баумана, контингент соответствующий – спортсмены Бауманцы из Москвы. В Тегенекли к «бандитам» и ментам присоединяются взвод пограничников и разгружается спецназ с собаками. Менты шарят биноклями по противоположному склону ущелья. «Бандиты» получают у ментовского капитана автоматы. Мда…
Мы еще не знали, что было покушение на президента Ингушетии, пошло тотальное «усиление», силовики проншерстили все возможные вахаббитские гнезда в регионе, а какие-то люди ушли в «зеленку», ведут себя подозрительно, на туристов не похожи, огня не зажигают. «Бандиты» - местное ополчение - их вычислили и вызвали подмогу.
Ну да ладно, сворачиваем в Адыл-су, едем 1,5км. , опа-на в Шхельде – шлаКбаум, пограничная зона. Раньше я читал, что в Джан-туган нужен пропуск в погран-зону , но было сказано, что его легко сделать в самом лагере. С этим я и вышел к пограничнику. Оказалось все не так. В лагере тебе его сделают, конечно, если ты заранее в Москве путевку купил. А нам? -А вам в поселок Эльбрус, в погран-отряд, там сделают. ОК. Еду, благо 5 км. Кирпичная крепость, ворот нет , стоит БТР, пулемет на нем и часовой на башне. Машину поставил поодаль, черт его знает, может, нельзя подъезжать, TOYОTA против пулемета не катит. Пропуск? Сегодня воскресенье никого нет, завтра к 9-ти приходи. Напуганный ранее увиденным «усилением», спрашиваю, что с воротами? (думаю, камикадзе взорвал) Ворота? Да их пьяный водила вынес, вон его Паджеро разбитый стоит, сам на губе, рапорт пишет . Сварщик в понедельник будет, пока БТР-ом загородили.
Надо ночевку где-то искать… Сунулся у развилки на недоступное без пропуска ущелье Адыл-Су – гостиница «Сакля», все цивильно, двухместный номер 1500, ресторан, фонтаны. Дорого. За «Саклей» старый советский альплагель типа пионерлагерь (сорри) Адыл-Су. Пионерлагерем и оказался, балкарские детишки отдыхают. Поговорил с Администрацией – и за 200 р. с человека (пацанов не считаем, итого 600) нам был предоставлен домик №1, он же «Изолятор». Условия – крыша, 3 топчана, белье и розетка. Все остальное – общее с детишками и на улице. Ну плюс стоянка и пионерская столовая, где ужин по 100 рублей. Рекомендовать это место не могу, но мы не стали ради одной (как думали) ночи метаться, хотя предложений, особенно ближе к Эльбрусу- полно. Вселились, сходили к Баксану, показали детям, как горная река уносит нафиг брошенный увесистый камень, велели к берегу не подходить и вообще, курс техники безопасности в горах – могилы альпинистов чуть выше лагеря. Ужин оказался отличным, а самое главное, за «взрослым» столом познакомились с замечательными людьми – инструкторами лагеря из Саратова, Борисом Викторовичем и Натальей. Эти заслуженные туристы, излазившие еще в советское время весь Кавказ и Памир, учили местных детишек любить свои собственные горы. Знания Бориса Викторовича (далее БВ) просто энциклопедические! БВ же сказал, что пропуск в погран-зону ему делали 4 дня, каждый раз кормя завтраками (правда, он делал на всю группу детишек). Мне через неделю в Москве на работу выходить, в пятницу обратно надо ехать, а тут такое.. Ладно думаю, «штуку» денег дам погранцам, объясню ситуацию, может, и сделают. Утром поехал к погранцам, заполнил тучу бумаг в двух экземплярах (туристы без машины заполняют бланки буквально на асфальте, т.к. дальше БТР не пускают), написал «особое пожелание» получить побыстрей, т.к. всего на 5 дней приехал, долго предлагал «доложить» еще какой документ, лейтенант понимающе посмотрел, сказал- не надо, завтра все будет. Точно? Точно! А может…?? Нет, все будет, не переживайте. И не обманул, забегая вперед.
А пока нас ждал Эльбрус! Позавтракали самостоятельно, экипировались, вперед, на машину и в Терскол. Понедельник, машин мало, паркуйся, где хочешь, не то что вчера. Поставил машину носом к входу на канатку. Билет на все три очереди дорогой, 600р. с человека, нас же перехватил, как мы его прозвали «Дерсу-Узала» и провез по 400р. (позже я прочитал в местной газете, канатная дорога с такими борется, увольняет, что приводит к забастовкам, как 12.06, когда работники «Эльбрустуризма» перекрывали трассу в обе сторону и никто не мог ни уехать с Эльбруса, ни приехать, пока из Нальчика Президент республики не приехал. ЗП у этих людей, кстати 6-8 т.руб, чего ж власти хотят?). В ясную погоду с отметки 4200м (последняя станция канатно-кресельной дороги-Гара-Баши) видно Черное море, мы же были в облачную погоду, но все равно, описать это я не могу, читайту лучше тут- http://www.elbrusinfo.ru/ropeway_2_.html. Снег, правда, сероват, мне казалось, что 20 лет назад он был белее, экология…
Пошли от приюта «Бочки» вверх, за альпинистами. Тяжело. Сначала 150, потом 100-50 шагов – привал, дышим. Не хватает кислорода. Сверху спускаются изможденные, но счастливые люди – они покорили Гору. Мы, кстати, ее не видим – облачность. Зато напротив весь Главный Кавказский хребет, а за ним – Грузия. Впереди – белое безмолвие и пропадающие в тумане альпинисты, идущие быстрее нас. Мы просто идем вверх по снегу и вешкам, никто не спрашивает, куда и зачем, дышим тяжело. Слева вверху показались развалины «Приюта 11-ти», подумал, «неужели дойдем?», но тут нас накрыло облако со снежным зарядом, видимости почти никакой, и я дал команду всем бегом вниз, несмотря на возражения. И правильно сделал , добежав до бочек и кресельной дороги мы были мокрые от снега, все таки «равнинная» туристическая одежда в горах «не катит» . Спустились в креслах на станцию «МИР»-3500 м. - еще и замерзли. Как кстати там кафе! Хичины и горячий чай отогрели нас, но выяснилось, что мы «убили» цифровой фотоаппарат – он набрал влаги, замерз, и при попытке включить его отломилась кнопка пуск и режимов.(позднее в Москве была отремонтирована за 2000р.). После чая персонал канатки и кафе поехал вместе с нами вниз, т.к. по погодным условиям дорогу остановили. В общем впечатлений масса . Две нижние очереди канатки новые, «французские», как тут говорят. Такие стеклянные кабинки на 8 человек, на каждой вместо номера – регион РФ, на манер автомобильного знака, Москва-99, Воронеж-35 и т д. Строят и третью очередь. Так скоро до вершины доведут :-)
Вечером отдых, утром к 9-00 к пограничникам, без проблем выдали пропуск в погранзону.
Но мы решили с БВ (по его любезному приглашению) и его горными детишками сходить за нарзаном, в ущелье Ирик. Нарзан, как всегда вкусный, виды, поселок Нейтрино внизу, орлы, но горские детишки – это что то. Это хуже, чем стадо баранов. Не все конечно, но управлять ими невозможно. Сначала им талдычишь про головной убор, молчат, но не берут. Получают солнечный удар, ей говоришь, давай подруга, 200 метров вниз и в тенек, полегчает – нет, я не могу идти, подруги сидят вокруг и одна за другой выключаются на солнцепеке, ребята начинают думать конструкцию из веревок спускать их – она -я пойду вперед, и все тут. Пацаны патологически не способны идти друг за другом , постоянно на горных! тропах начинают обгонять колонну (они потом вырастают, и на авто так же ездят, я понял), мало того, что опасно, так они теряют силы, задыхаются, и тоже не способны идти дальше. Но тем не менее, моя семья с разумными ребятами постарше и спокойными девочками(все как одна наполовину славянки), дошли то намеченной точки. Честно, от горцев такого не ожидал. БВ сказал, что городские дети очень слабые, нельзя горцам жить в городах, деградируют. Парни хоть в футбол гоняют, а девчонки через одну с очень избыточной массой и тучей хронических болячек. Ну, ладно, спустились, я добежал до лагеря, взял машину, поехал к выходу из ущелья «не могущих идти» забирать – новая песня. Мелкие пацанята набились в машину, а самая умирающая девица немелких габаритов вдруг заартачилась, типа я вам машину испачкаю, плохо мне, водички только дайте. И подруги ее не бросают. Водичка у меня как раз была. Потом мне сказали, что она испугалась в чужую машину садиться – у них там с похищениями людей, невест невесело дела. В общем, такие они, кавказские детишки.
После обеда, не снимая лагерь, поехали, наконец, в ал Джан-Туган, вверх по ущелью.Адыл-Су , там всего 7 км. серпантина. Пограничники проштамповали пропуск, и впереди места молодости и юности, 20 лет прошло… Дорога – россыпь камней, вырезанных бульдозером из горного склона, несколько раз останавливался и откидывал особо большие в сторону , кислорода не хватает, машина ползет еле-еле, но все же вползает в ворота лагеря – высота 2425м. на морем по GPS, здравствуй, Джан! Мобила тут не берет никакая, нужно спускаться ниже, поэтому я не звонил, и не договаривался. Пошел, нашел администратора (Халила, кажется) – мест нет.
-Никаких?
-Никаких.
- Палатку поставить можно?
- Можно, но за территорией. Душем можете воспользоваться, недорого.
-Спасибо, а машину можно на территории поставить?
- Можно, какая машина?
- Тоyota, белая, вот она, куда поставить, что б не мешала?
- Вы что, с Москвы!!! на ней приехали???? (увидела номера)
- Да, и очень бы хотели провести у вас три дня, мы тут были несколько раз в конце 80-тых.
- А сколько вас, есть у меня одна бочка, в неё вовремя не приехали, не позвонили, надо уточнить, позвонить….
- Нас пятеро, но четырех-местной бочки нам вполне достаточно, позвоните пож-та,
Так за 215р. с человека в день мы вписались в МЧС-ую бочку на 4-х. С питанием это бы стоило 560.
«Бочка» привела детей в неописуемый восторг. «Мы Диогены» - кричали они. «Бочка» - это рядом с главным корпусом 8 цистерн, которые могут доставляться Камазом, а могут и вертолетом, как на склоне Эльбруса приют «Бочки». В бочке окошки с видом на горную реку, 4 полноразмерные кровати, кухня, мойка, WC -туалет, вода-электричество, много место под снарягу, рюкзаки, обогреватели и центральное отопление от главного корпуса. Душ через дорогу в корпусе. Сауна, спортзал и футбольная площадка, спортивный городок и бар с телевизором. За речкой, на «поляне Кошей» под ледником Кашкаташ- предприимчивые люди устроили летний ресторан – напитки, шашлыки, хичины – все что нужно для отдыха.
Дальше чисто горный отдых, для авто путешественников описывать не буду, скажу только, что в первую ночь на такой высоте, после коньячка, (расслабился) накрыла меня под утро «горняшка» - горная болезнь, да так, что думал – умираю. Но после завтрака и таблеток оклемался, пошел в горы, расходился. Ходили к альпийским лугам, границе вечных снегов, по морене над ледниками, купались в Шхельде в ледяной воде, которая еще утром была льдом, а потом млели на горячих камнях высокогорного «пляжа», любовались рододендронами и прочей альпийской флорой. На второй день ушли облака и явил себя во всей красе красавец Эльбрус – величественный и двуглавый, как наш герб. А закат!! Нежно-розовый Эльбрус догорает на фоне чернеющего неба, становится красным, как угли в костре, и гаснет, зажигая огромные звезды во все небо. Познакомился с учеными из МГУ – они там ледники изучают, гляциологи называются, несмотря на все границы, ходят по перевалам в Грузию, там у них объект наблюдения – ледник Джанкуат, входящий в 10-ку опорных ледников земли.(т.е. его таяние или рост влияет на распределение массы воды на планете).
Обратная дорога - боялся ГайЦЕВ в Кабардино-Балкарии – но нет, не остановили, а вот в Ставрополье – это что-то. Пятница-ОНИ стоят на каждом перекрестке, под мостами, везде. Любимый знак – 30 и обгон запрещен. Надо соблюдать, стоят обязательно, часто на гражданских машинах. И начинается, за объезд стоячего камаза- лишение прав, встречка, бла-бла-бла, 10-5-2-1.тыр. Начинается все с 10. Это тебе растопыривают все пальцы рук, и говорят, ну, дай вот столько. Останавливали меня, посадил супругу - остановили ее за «превышение» -81 кмч, там где то в кустах любимый знак 30 стоял. Предложение писать протокол повергает в ступор – «А че вы такие жадные?». После 8! раза за 5 часов. Стал просто посылать, показывая протоколы и говоря, что денег нет уже вообще, спасибо вашим коллегам скажите. И хотя в итоге денег отдал им всего 2500р, нервы истрепали. Протоколы валяются неоплаченные, ибо нефиг – ловушки это, а не нарушения. Добрались к вечеру опять на Азовское море, Павло-очаковская коса снова. На «Азовском взморье», где были в прошлый раз, позвонили, мест не было. По приезде пошел в первую попавшуюся базу – «Альбатрос» - сначала «а кто вас прислал?» -да никто, сами приехали, -а сколько вас , да трое детей и мы, Ну, это другое дело, а то шумные компании нам не к чему, у нас семейный отдых, люди по неделям отдыхают, бабушек привозят. 1200 р отличный 4-х местный номер без удобств, но на 1 этаже и туалеты, и душевые . База стоит прямо на берегу, оформлена под корабль (даже окошки круглые), на нижней палубе можно есть с видом на море и, через пролив, Таганрог. Отлично готовят на заказ, домашняя пища. У нас оставалось много продуктов и хотели на плитке приготовить свое, но там это как то неудобно, как в ресторан со своей едой прийти. Понравилось.
Сходили на косу, искупались. Купаться надо на косе, возле базы море плохое, ил.
Отоспались, еще искупались, позавтракали и в 11-00 субботы продолжили путь домой. Проехал в Ростове по знаменитому «левый-левый-левый берег Дона» - действительно, красиво, курортное место, там тоже много где можно встать на ночевку, если ехать на юга с Москвы. Про цены не знаю. Выехал на федералку M4, объездная вокруг Ростова. Громаднейшая пробка на юг, километров на 40 безо всякого движения. Стада фур, автобусов, отдыхающие со всей России. Обратил внимание, что практически все машины с боксами на крыше – московского региона. И наоборот, как московская, так с боксом. В провинции еще не нажили столько барахла, чтоб в салоне не увезти :-). Подумалось, вот люди встали в субботу не свет, ни заря, неслись через пол-страны, Гайцев кормили, а все для того, что бы через 1000 км встать под Ростовом в глухую пробку. Еще раз убедился, в субботу выезжать на юга нельзя.
Дорога до Лисок под Воронежем ничем не запомнилась, а вот с ночевкой интереснее. Много читал о замечательном месте под Воронежом –Дивногорске. (это где белые меловые столбы), На сайте музея-заповедника написано, что на территории можно поставить палатки и есть гостиница - решили еще засветло туда заехать, переночевать, утром в воскресенье все посмотреть, а уж потом ехать домой. По карте казалось близко – на самом деле дорога петляет и от трассы набралось километров 65-70. Абсолютно глухие места. Позвонили – мест в гостинице нет, ладно, у нас палатка - можно встать? Можно, но машину оставляйте у охранника. Доехали, нашли. Красиво. Но! Охранник конторы музея пьян в хлам, от места стоянки вещи надо таскать метров 200 через железную дорогу, а на «разрешенном месте»-грязный берег реки- стойбище палаток аборигенов, шумно отмечающих чей-то день рождения. Периодически проходит товарняк, с палаткой тут стоять нам не захотелось. Гостиница музея – два маленьких сельских домика, но там мы узнали, что есть еще большая, поехали туда. На горе, где вокруг вообще ничего нет, стоит новодел в 4 этажа казарменного вида и автобус. И никого нет в 9 часов вечера. С трудом достучались до сонного охранника, который ничего не знает, а администратора нет, мобилы у него нет, рация села. Но можно поехать до его дома и, если он еще не напился до отключки, то может и поселит, хотя вряд ли, у них тур-группа , вон их автобус стоит. Сколько стоит не знает, магазины все закрыты. Страшная дыра, по улицам бродит какая то пьянь, в горах Кавказа цивилизации больше.
Решаем вернуться на трассу M4, пока хоть что-то видно. Потратив 4 часа и последние силы, , в 24-00, на объездной Воронежа, во втором по счету мотеле, нашелся номер, причем с диванами от был 6-и местный! За 1400р. там же поужинали, и уснули как убитые. Проснулись в 10 утра и уезжали из мотеля последними, а было машин 20, вокруг уже убирали и меняли белье.
До Московской области долетели быстро, питаясь мороженным и тульскими пряниками, 20 км. после Ступино – и - здравствуй, большая воскресная пробка в Москву. 3 часа пробки, и мы дома в 19-00. Завтра на работу.
15 июня, в понедельник, мы, наконец, собрались и рано утром пошли на Воронеж-Ростов-Азовское море. Надо сказать, что собирались в Карелию и Архангельск, но прогноз погоды (+2 по ночам и дожди) заставили буквально за сутки до выезда смотреть альтернативные маршруты, прорабатывалась Беларусь, но и там дожди - развернулись в другую сторону. При этом машина была уже загружена пилами-топорами-спиннингами-крупами-тушенкой и прочими нужными для автономного проживания в карельском лесу причиндалами. Поворот на юг- полный экспромт. Тем не менее, уже вечером этого же дня, пройдя 1380 км. и Ростов через город по навигатору на г. Азов , расспросив местных жителей, мы были на Море!
Место называется Павло-Очаковская коса, и это ближайшая к Ростову зона отдыха на Таганрогском заливе. Мелко, летает мошка (но не кусает), вода не соленая, но это юг, море, небо и т д. Вписались на базу отдыха "Азовское Взморье", 4хМ домик без удобств 1200 р. . т. 8(928)197-11-83. Душ, туалет отдельно, есть столовая (250 р с человека в сутки- не пробовали), источник с вкусной питьевой водой. Вообще, там полно баз и гостиниц на любой вкус и кошелек, но поскольку нас пятеро (2 взрослых, 3 детей), предложения типа 1500 за 2-х местный со всеми удобствами на самом носу косы нас не устраивало. Переночевали, искупались, позагорали, пожарили на обед шашлыка еще из Москвы замаринованного, купили на заправке карту побережья и поговорив с людьми, после обеда двинулись дальше - было принято решение переместиться южней, в сторону Ейска и далее, на косу Долгую. По карте и навигатору поехал местными дорогами вдоль моря, оказались прекрасными проселками среди пшеницы и подсолнуха, это реальные сельские полевые дороги, км. 30, но проходимые в сухую погоду. Позабавили рукописные указатели на перекрестках безлюдных полей - "Ейск --->" Через 3 часа и 180 км. Были на косе, станица Должанская. Мне говорили, что с палатками стоят прямо на косе, я выехал по улицам чуть вправо от станицы (внутренний залив косы) , увидел шлаКбаум и туда. Подвыпившие казачки на «вахте» выдали цену в целых 100 (сто!) рублей с машины с квитанцией за сутки и вставай, где нравится. Я им про саму косу, а мне говорят, что там люди стоят в чистом поле, а у нас, говорят, деревья, тенек, туалеты, рыбалка – а на косе только серферы волну ловят, съезди, говорят, посмотри- вернешься. Поехали, благо время разбить лагерь еще было. На косе дороги перепаханы тракторами, стоят плакаты следующего содержания: «Коса в шторм затапливается! Установка палаток запрещена! МЧС», но разве это кого остановит? Дороги накатаны прямо по пляжу, на узкой песчаной косе без единого деревца стоит стадо мега-джиперов на ветру. Серфы, паруса, кайты, палатки, доски, метровые волны. Палатки заякорены камнями, джипы- на растяжках (чтоб не снесло, наверное). Экстремалы… Кстати, вернувшись и купив 7-й номер «За Рулем» 2009 в разделе «Путешествия» я их увидел еще раз с описанием маршрута и самого мероприятия. Желающие могут посмотреть картинки. Мы же повернули назад , попутно заехав в 3-4 палаточных кемпингов на берегу – растительности нет, душа нет, с водой проблема вообще везде, ценник от 150 до 300 р. с машины. В одном месте есть навесы, но надо брать 2 – один под палатку, второй под машину, итого 600р. Из плюсов – в них (или рядом) есть небольшие кафешки. Мороженое, там, пиво. Про кухню ничего не скажу, даже не заходил.
Вернулись к своим казачкам, (здорово братан еще раз! ) заплатили за 3 дня целых 300! рублей, купили у них дров для антуражу, развернули лагерь в тенечке лесополосы в 30 метрах от моря, искупались на закате и начали, собственно, отдыхать. Берег – мелкий ракушечник, дно- песок, вода - спокойная и уже соленая, но не слишком, глубина приемлемая (заплывал, и с руками было), температура комфортная. Ловится тарань и бычок, на рачка(тут же в песке и намываемого), перловку, консервированную кукурузу, опарыша. На красного червя - один бычок, зато сразу и много, замучился отпускать. Обгорели. Станица Должанская, одноэтажная, везде розы. Казачий рынок. «Ара-слушай- купи мой памидор» отсутствуют как класс, только местные бабули и фермеры. Черешня по 60-70 р., вкуснейшие помидоры, сладкий редис размером со свеклу, зелень, творог, сметана. Парное мясо по 250р. на шашлык вечером. Сдается любое жилье – от комнат до отдельных домов с бассейнами. На домах и въездной дороге - одинаковые, симпатичные, промышленно изготовленные таблички «Сдается жилье отдыхающим» и телефоны местного совета по туризму или что- то в этом роде. Типа, вышестоящая организация, есть, куда претензии нести, лишат их таблички, наверное.. . Вода или покупная, или в любом дворе за спасибо. Я брал молоко (60р 3 литра) у бабушек и за одно водички наливал в канистры. Как рассказали люди, отдыхающие там не первый год, место, где мы остановились, еще в прошлый год было ничьим, и соответственно, загаженным. Местные власти в лице Должанского лесничества все вывезли, облагородили, поставила МЖ типа «сортир» и мусорки (вывозят каждый день), разровняли дороги, перепахали на противопожарные квадраты (трава очень сухая + ветер) За все это + охрана из казачков и регистрация в журнале прибытия убытия берут 100 рублей. По моему, очень даже скромно. Поскольку была рабочая неделя, народу было немного, днем приезжали(за те же 100 рублей) отдыхающие из частного сектора, вечером же мы в своей полосе леса оставались одни. Лесопосадки идут полосами перпендикулярно морю, между ними луга метров 100-120. В соседних, же с обоих сторон стояли большие компании из Ростова и Воронежа, по 15-20 машин. Они, с одно стороны были, а с другой, их не слышно на таком расстоянии. К пятнице поднялся шквальный ветер, волны. Вне палатки задувает газовую плитку. Купание закончилось, поехали в г. Ейск. Были дела (надо было найти нотариуса и отправить в Москву заверенную копию документа) и город посмотрели. Ничего так. Бронекатер «Ейский патриот», родина С. Бондарчука, Н. Мордюковой (есть памятники) и Ивана Поддубного. Есть парк отдыха возле его могилы, музей Поддубного, аттракционы. Пешеходный «Арбат» - улица Свердлова с фонтанами, аистами и летописью города, выполненной в форме газетных статей на чугунных плитах, вделанных в мостовую. Кафе в конце её, в парке напротив Ленина и доски почета – официантку не дождаться, две барышни не спеша «бегают» к 3-4 столикам, тогда как 10 просто еще не получи меню. Плюнули, пошли в летнюю пиццерию в парке у скульптуры Николаю-Чудотворцу, символа города. Городской пляж, ряды сувениров. Реакция продавцов – «О, новые лица»! Пляж довольно культурный, с аттракционами, кафе, душевыми, лежаками. Но проклятый ветер! Он и тут. Съездили на стрелку – нос Ейской косы, посмотрели знаменитый ресторан «Казачий курень», ветер сносит с ног, но кайт-экстремалам, только того и надо – все небо в парашютах. Устали, домой, в Должанскую. Ветер утихает, купаемся. Вечер пятницы – начинают подтягиваться «туристы выходного дня» из Ростова-Азова, мы уже не одни в своей лесопосадке, знакомимся с соседями – казаки из Тихорецка. Ветер дальних странствий и нежелание сидеть среди мангалов и чужих застолий тянут дальше – держим совет, куда ехать. Вариантов отсюда много: Дальше на юг по Азовскому морю – Тамань, Голубицкая, грязевые озера, на Черное -Анапа, Геленжик, и т д., до Абхазии, включая Гагры. Все в пределах дневного перехода в 300-600 км. Предлагаю горы – Приэльбрусье. 20 лет назад мы с , тогда еще будущей, супругой там бывали в Альп-лагерях, я неоднократно. Как там сейчас? Все соглашаются. Принимаю решение с утра ехать до Минвод, там оглядеться, и в воскресенье с утра уже ехать в Кабардино - Балкарию, медленно и по знакам (начитался я про тамошних ГАЙЦЕВ). Так и сделали. По прекрасным кубанским дорогам 200 км., через утопающие в зелени станицы Староминская – Ленинградская - Павловская вернулись на федералку M4 и сразу же ушли направо – на М29 – Тихорецк – Армавир – Крапоткин – Минводы –Махачкала. К вечеру (была суббота и ни разу нигде не остановили, да я и не гнал), проехав 600 км, Минеральные воды, Ессентуки , решили остановиться в Пятигорске, нечего по горам в темноте шарахаться, тем более, не имея точки назначения и ночлега. Кстати, новигатор стал бесполезен еще в Крапоткине –ПО «автодороги России 5.1» исчерпало познание о дорогах. На экране «глобус Украины» и надпись «езда по Кавказ». Думал, Пятигорск – курортный город, должны быть мотели, частный сектор – сделал пару кругов по курортной части – ничего, ни объявлений, ни указателей. Одни санатории и пансионаты. Только пафосный кемпинг на трассе при въезде, его оставили на крайний случай. Кстати, расположен он на территории ТЦ «Ион-Игрушка», кажется так – как я понял, гибрид детского Ашана с аквапарком и ЦПКО. Может, кому и интересно, а мы хотели город посмотреть. Поехал на ЖД вокзал к таксистам. Стоят ну ооочень южные ребята и наш дедок, я к дедку, мол так и так, кемпинг или ночлег нужен – пока он хлопал глазами и что то мычал про «ты скажи куда, я отвезу» подошел таксист, представился Кареном, вник, позвонил, предложил пару мест, договорился, и за 150р. провел по городу и сдал нас на руки хозяйке маленькой частной гостиницы Лене. Вот так Карен и сам заработал, и нас пристроил, и Лене клиентов привез. А дедок, наверное, до сих пор стоит, сетует на отсутствие отдыхающих. Ладно, лирика. У Лены абсолютно новый огромный 2-х местный номер со всеми удобствами, кондеем, маленькой кухонкой и стиралкой на блок плюс стоянка машины во дворе 1200 р. Лена не возражала, что нас пятеро в двушку, но переживала, на чем мы будем спать. Узнав, что мы буквально из леса, со спальниками и пенками, и ее дом – оазис цивилизации, успокоилась и предложила использовать на все 100 порошок, стиралку и сушку, что мы и сделали. При температуре +36 С сохнет все быстро. Поужинали в городе, погуляли, прячась от лихих южных водил по улицам (90% автопарка – белая 5 или 7-ка ВАЗ) , намылись горячей водой и завалились спать – девчонки на кровати, пацаны и я на полу. В соседнем номере «отдыхал» уважаемый человек (пока гуляли, рядом с моей машинкой во дворе появился еще и 600-й мерседес) с 2-я девицами, но они ничем не мешали, и проявили себя случайно, когда я поздно ночью встал развесить белье из стиралки, чтоб к отъезду высохло, они выскочили на кухню заварить ему кофе. Долго извинялись друг перед другом – они, что неодеты и курят, я - что по ночам стираю. И я, и они, были уверены, что мы одни :-). Еще у Лены есть сауна, но там я не был.
Телефон – в личку.
Утром нас ждал Пятигорск. Гора Машук, орел «Кавказ», питьевые галереи, Ермоловские ванны, Лермонтовские источники и тропы, место дуэли. Пятигорское мороженное и «Провал» с неувядающим Бендером, продающим билеты. Разруха, конечно. Но можно привести в божий вид, если проявить волю, не до конца ешё все зас….но. Особенно огорчали помойки на месте вырубленных в скале лавочек и надписи на любимом лермонтовском гроте типа «Анжелочка + Русланчик». Минеральная вода – гадость, я не любитель сероводорода.
После обеда – курс на Эльбрус. Буквально через 10 км. от границы города – Кабардино-Балкария . Ожидал блок-пост и сборку-разборку багажа, как при въезде в Краснодарский край, в Цукеровой балке – ничего похожего, просто тормозишь перед знаками STOP и Control – взгляд в глаза-взмах жезла- езжай. Справа показались хребты, до этого были отдельные горы. 40 км, и город Баксан. Поплутал немного, въехал в него с федералки. Надо ехать по М29 на Нальчик, пока в конце Баксана (он слева от трассы), не будет кругового движения вокруг поста ГАИ. Там на право, указатели Эльбрус, Тырнауз. Заправки есть везде, Роснефть, чем ближе к Чечне, тем бензин дороже. Шутка, просто он везде в это время подрос. Заправка РОСНЕФТИ есть даже в поселке Эльбрус, и цена та же. 100 км красивейшей дороги по Баксанскому ушелью, вдоль бурной реки (тут она мутная). В аулах – засады, строго 60, вне аулов только сумасшедший приехав на машине первый раз будет на этой дороге не соблюдать знаки. Многочисленные мосты часто односторонние, надо соблюдать знаки приоритета проезда, а то выскочивший с той стороны джигит при всем желании не сможет остановить коня (все те же белые 5-7-и ВАЗ), весело катящегося под крутую горку с закрытым поворотом. Тот же джигит со своей стороны пропускает, если приоритет ваш, т.ч. это не шутки. Доехали без проблем, слева мелькнуло ущелье Адыл-су (сюда мы хотим попасть, там места молодости), мы еще вернемся, едем дальше, в Терскол. Мелькают знакомые названия: Иткол, Юсеньги Тегенекли, Поляна Нарзанов, Азау. Везде вывески гостиниц. Приютов. Баз отдыхов, В Тегенекли неприятно поразила сначала толпа машин и аборигенов у дороги вида совершенно бандитского, а через 1 км. – штук 10 милицейских бобиков. Еще подумал, сходка, что ли. А менты – крыша ихняя. Но это не наше дело – машине не хватает кислорода, едет тяжело, и - мы стоим у начала подъемника на Эльбрус, дороги дальше нет, навигатор показывает 2381 м над уровнем моря. ВАУ! Толпы лыжников, сноубордистов, альпинистов и просто туристов спускаются с Горы. Вечер воскресенья, запарковаться проблемно. Подъемник работает до 16, да и рано нам еще, без акклиматизации, сразу на Гору лезть, поселиться где то надо. Купил в сувенирной лавке у симпатичной девушки (в паранже-не паранже, а только глаза видны и руки) карту Приэльбрусья. Думал, поновей. Ага, на моей, 1986 г. издания гораздо больше маршрутов нанесено. А тут, все , что близко к Грузии, весьма схематично, только перевалы. Купил айран(50р 1,5литра), овечий сыр, косичку копченую, пиво «Терек», поехали назад, в Адыл-су, пробираться в «наш» альплагерь – Джан-Туган, высота 2450, до сих пор принадлежит МГТУ им. Баумана, контингент соответствующий – спортсмены Бауманцы из Москвы. В Тегенекли к «бандитам» и ментам присоединяются взвод пограничников и разгружается спецназ с собаками. Менты шарят биноклями по противоположному склону ущелья. «Бандиты» получают у ментовского капитана автоматы. Мда…
Мы еще не знали, что было покушение на президента Ингушетии, пошло тотальное «усиление», силовики проншерстили все возможные вахаббитские гнезда в регионе, а какие-то люди ушли в «зеленку», ведут себя подозрительно, на туристов не похожи, огня не зажигают. «Бандиты» - местное ополчение - их вычислили и вызвали подмогу.
Ну да ладно, сворачиваем в Адыл-су, едем 1,5км. , опа-на в Шхельде – шлаКбаум, пограничная зона. Раньше я читал, что в Джан-туган нужен пропуск в погран-зону , но было сказано, что его легко сделать в самом лагере. С этим я и вышел к пограничнику. Оказалось все не так. В лагере тебе его сделают, конечно, если ты заранее в Москве путевку купил. А нам? -А вам в поселок Эльбрус, в погран-отряд, там сделают. ОК. Еду, благо 5 км. Кирпичная крепость, ворот нет , стоит БТР, пулемет на нем и часовой на башне. Машину поставил поодаль, черт его знает, может, нельзя подъезжать, TOYОTA против пулемета не катит. Пропуск? Сегодня воскресенье никого нет, завтра к 9-ти приходи. Напуганный ранее увиденным «усилением», спрашиваю, что с воротами? (думаю, камикадзе взорвал) Ворота? Да их пьяный водила вынес, вон его Паджеро разбитый стоит, сам на губе, рапорт пишет . Сварщик в понедельник будет, пока БТР-ом загородили.
Надо ночевку где-то искать… Сунулся у развилки на недоступное без пропуска ущелье Адыл-Су – гостиница «Сакля», все цивильно, двухместный номер 1500, ресторан, фонтаны. Дорого. За «Саклей» старый советский альплагель типа пионерлагерь (сорри) Адыл-Су. Пионерлагерем и оказался, балкарские детишки отдыхают. Поговорил с Администрацией – и за 200 р. с человека (пацанов не считаем, итого 600) нам был предоставлен домик №1, он же «Изолятор». Условия – крыша, 3 топчана, белье и розетка. Все остальное – общее с детишками и на улице. Ну плюс стоянка и пионерская столовая, где ужин по 100 рублей. Рекомендовать это место не могу, но мы не стали ради одной (как думали) ночи метаться, хотя предложений, особенно ближе к Эльбрусу- полно. Вселились, сходили к Баксану, показали детям, как горная река уносит нафиг брошенный увесистый камень, велели к берегу не подходить и вообще, курс техники безопасности в горах – могилы альпинистов чуть выше лагеря. Ужин оказался отличным, а самое главное, за «взрослым» столом познакомились с замечательными людьми – инструкторами лагеря из Саратова, Борисом Викторовичем и Натальей. Эти заслуженные туристы, излазившие еще в советское время весь Кавказ и Памир, учили местных детишек любить свои собственные горы. Знания Бориса Викторовича (далее БВ) просто энциклопедические! БВ же сказал, что пропуск в погран-зону ему делали 4 дня, каждый раз кормя завтраками (правда, он делал на всю группу детишек). Мне через неделю в Москве на работу выходить, в пятницу обратно надо ехать, а тут такое.. Ладно думаю, «штуку» денег дам погранцам, объясню ситуацию, может, и сделают. Утром поехал к погранцам, заполнил тучу бумаг в двух экземплярах (туристы без машины заполняют бланки буквально на асфальте, т.к. дальше БТР не пускают), написал «особое пожелание» получить побыстрей, т.к. всего на 5 дней приехал, долго предлагал «доложить» еще какой документ, лейтенант понимающе посмотрел, сказал- не надо, завтра все будет. Точно? Точно! А может…?? Нет, все будет, не переживайте. И не обманул, забегая вперед.
А пока нас ждал Эльбрус! Позавтракали самостоятельно, экипировались, вперед, на машину и в Терскол. Понедельник, машин мало, паркуйся, где хочешь, не то что вчера. Поставил машину носом к входу на канатку. Билет на все три очереди дорогой, 600р. с человека, нас же перехватил, как мы его прозвали «Дерсу-Узала» и провез по 400р. (позже я прочитал в местной газете, канатная дорога с такими борется, увольняет, что приводит к забастовкам, как 12.06, когда работники «Эльбрустуризма» перекрывали трассу в обе сторону и никто не мог ни уехать с Эльбруса, ни приехать, пока из Нальчика Президент республики не приехал. ЗП у этих людей, кстати 6-8 т.руб, чего ж власти хотят?). В ясную погоду с отметки 4200м (последняя станция канатно-кресельной дороги-Гара-Баши) видно Черное море, мы же были в облачную погоду, но все равно, описать это я не могу, читайту лучше тут- http://www.elbrusinfo.ru/ropeway_2_.html. Снег, правда, сероват, мне казалось, что 20 лет назад он был белее, экология…
Пошли от приюта «Бочки» вверх, за альпинистами. Тяжело. Сначала 150, потом 100-50 шагов – привал, дышим. Не хватает кислорода. Сверху спускаются изможденные, но счастливые люди – они покорили Гору. Мы, кстати, ее не видим – облачность. Зато напротив весь Главный Кавказский хребет, а за ним – Грузия. Впереди – белое безмолвие и пропадающие в тумане альпинисты, идущие быстрее нас. Мы просто идем вверх по снегу и вешкам, никто не спрашивает, куда и зачем, дышим тяжело. Слева вверху показались развалины «Приюта 11-ти», подумал, «неужели дойдем?», но тут нас накрыло облако со снежным зарядом, видимости почти никакой, и я дал команду всем бегом вниз, несмотря на возражения. И правильно сделал , добежав до бочек и кресельной дороги мы были мокрые от снега, все таки «равнинная» туристическая одежда в горах «не катит» . Спустились в креслах на станцию «МИР»-3500 м. - еще и замерзли. Как кстати там кафе! Хичины и горячий чай отогрели нас, но выяснилось, что мы «убили» цифровой фотоаппарат – он набрал влаги, замерз, и при попытке включить его отломилась кнопка пуск и режимов.(позднее в Москве была отремонтирована за 2000р.). После чая персонал канатки и кафе поехал вместе с нами вниз, т.к. по погодным условиям дорогу остановили. В общем впечатлений масса . Две нижние очереди канатки новые, «французские», как тут говорят. Такие стеклянные кабинки на 8 человек, на каждой вместо номера – регион РФ, на манер автомобильного знака, Москва-99, Воронеж-35 и т д. Строят и третью очередь. Так скоро до вершины доведут :-)
Вечером отдых, утром к 9-00 к пограничникам, без проблем выдали пропуск в погранзону.
Но мы решили с БВ (по его любезному приглашению) и его горными детишками сходить за нарзаном, в ущелье Ирик. Нарзан, как всегда вкусный, виды, поселок Нейтрино внизу, орлы, но горские детишки – это что то. Это хуже, чем стадо баранов. Не все конечно, но управлять ими невозможно. Сначала им талдычишь про головной убор, молчат, но не берут. Получают солнечный удар, ей говоришь, давай подруга, 200 метров вниз и в тенек, полегчает – нет, я не могу идти, подруги сидят вокруг и одна за другой выключаются на солнцепеке, ребята начинают думать конструкцию из веревок спускать их – она -я пойду вперед, и все тут. Пацаны патологически не способны идти друг за другом , постоянно на горных! тропах начинают обгонять колонну (они потом вырастают, и на авто так же ездят, я понял), мало того, что опасно, так они теряют силы, задыхаются, и тоже не способны идти дальше. Но тем не менее, моя семья с разумными ребятами постарше и спокойными девочками(все как одна наполовину славянки), дошли то намеченной точки. Честно, от горцев такого не ожидал. БВ сказал, что городские дети очень слабые, нельзя горцам жить в городах, деградируют. Парни хоть в футбол гоняют, а девчонки через одну с очень избыточной массой и тучей хронических болячек. Ну, ладно, спустились, я добежал до лагеря, взял машину, поехал к выходу из ущелья «не могущих идти» забирать – новая песня. Мелкие пацанята набились в машину, а самая умирающая девица немелких габаритов вдруг заартачилась, типа я вам машину испачкаю, плохо мне, водички только дайте. И подруги ее не бросают. Водичка у меня как раз была. Потом мне сказали, что она испугалась в чужую машину садиться – у них там с похищениями людей, невест невесело дела. В общем, такие они, кавказские детишки.
После обеда, не снимая лагерь, поехали, наконец, в ал Джан-Туган, вверх по ущелью.Адыл-Су , там всего 7 км. серпантина. Пограничники проштамповали пропуск, и впереди места молодости и юности, 20 лет прошло… Дорога – россыпь камней, вырезанных бульдозером из горного склона, несколько раз останавливался и откидывал особо большие в сторону , кислорода не хватает, машина ползет еле-еле, но все же вползает в ворота лагеря – высота 2425м. на морем по GPS, здравствуй, Джан! Мобила тут не берет никакая, нужно спускаться ниже, поэтому я не звонил, и не договаривался. Пошел, нашел администратора (Халила, кажется) – мест нет.
-Никаких?
-Никаких.
- Палатку поставить можно?
- Можно, но за территорией. Душем можете воспользоваться, недорого.
-Спасибо, а машину можно на территории поставить?
- Можно, какая машина?
- Тоyota, белая, вот она, куда поставить, что б не мешала?
- Вы что, с Москвы!!! на ней приехали???? (увидела номера)
- Да, и очень бы хотели провести у вас три дня, мы тут были несколько раз в конце 80-тых.
- А сколько вас, есть у меня одна бочка, в неё вовремя не приехали, не позвонили, надо уточнить, позвонить….
- Нас пятеро, но четырех-местной бочки нам вполне достаточно, позвоните пож-та,
Так за 215р. с человека в день мы вписались в МЧС-ую бочку на 4-х. С питанием это бы стоило 560.
«Бочка» привела детей в неописуемый восторг. «Мы Диогены» - кричали они. «Бочка» - это рядом с главным корпусом 8 цистерн, которые могут доставляться Камазом, а могут и вертолетом, как на склоне Эльбруса приют «Бочки». В бочке окошки с видом на горную реку, 4 полноразмерные кровати, кухня, мойка, WC -туалет, вода-электричество, много место под снарягу, рюкзаки, обогреватели и центральное отопление от главного корпуса. Душ через дорогу в корпусе. Сауна, спортзал и футбольная площадка, спортивный городок и бар с телевизором. За речкой, на «поляне Кошей» под ледником Кашкаташ- предприимчивые люди устроили летний ресторан – напитки, шашлыки, хичины – все что нужно для отдыха.
Дальше чисто горный отдых, для авто путешественников описывать не буду, скажу только, что в первую ночь на такой высоте, после коньячка, (расслабился) накрыла меня под утро «горняшка» - горная болезнь, да так, что думал – умираю. Но после завтрака и таблеток оклемался, пошел в горы, расходился. Ходили к альпийским лугам, границе вечных снегов, по морене над ледниками, купались в Шхельде в ледяной воде, которая еще утром была льдом, а потом млели на горячих камнях высокогорного «пляжа», любовались рододендронами и прочей альпийской флорой. На второй день ушли облака и явил себя во всей красе красавец Эльбрус – величественный и двуглавый, как наш герб. А закат!! Нежно-розовый Эльбрус догорает на фоне чернеющего неба, становится красным, как угли в костре, и гаснет, зажигая огромные звезды во все небо. Познакомился с учеными из МГУ – они там ледники изучают, гляциологи называются, несмотря на все границы, ходят по перевалам в Грузию, там у них объект наблюдения – ледник Джанкуат, входящий в 10-ку опорных ледников земли.(т.е. его таяние или рост влияет на распределение массы воды на планете).
Обратная дорога - боялся ГайЦЕВ в Кабардино-Балкарии – но нет, не остановили, а вот в Ставрополье – это что-то. Пятница-ОНИ стоят на каждом перекрестке, под мостами, везде. Любимый знак – 30 и обгон запрещен. Надо соблюдать, стоят обязательно, часто на гражданских машинах. И начинается, за объезд стоячего камаза- лишение прав, встречка, бла-бла-бла, 10-5-2-1.тыр. Начинается все с 10. Это тебе растопыривают все пальцы рук, и говорят, ну, дай вот столько. Останавливали меня, посадил супругу - остановили ее за «превышение» -81 кмч, там где то в кустах любимый знак 30 стоял. Предложение писать протокол повергает в ступор – «А че вы такие жадные?». После 8! раза за 5 часов. Стал просто посылать, показывая протоколы и говоря, что денег нет уже вообще, спасибо вашим коллегам скажите. И хотя в итоге денег отдал им всего 2500р, нервы истрепали. Протоколы валяются неоплаченные, ибо нефиг – ловушки это, а не нарушения. Добрались к вечеру опять на Азовское море, Павло-очаковская коса снова. На «Азовском взморье», где были в прошлый раз, позвонили, мест не было. По приезде пошел в первую попавшуюся базу – «Альбатрос» - сначала «а кто вас прислал?» -да никто, сами приехали, -а сколько вас , да трое детей и мы, Ну, это другое дело, а то шумные компании нам не к чему, у нас семейный отдых, люди по неделям отдыхают, бабушек привозят. 1200 р отличный 4-х местный номер без удобств, но на 1 этаже и туалеты, и душевые . База стоит прямо на берегу, оформлена под корабль (даже окошки круглые), на нижней палубе можно есть с видом на море и, через пролив, Таганрог. Отлично готовят на заказ, домашняя пища. У нас оставалось много продуктов и хотели на плитке приготовить свое, но там это как то неудобно, как в ресторан со своей едой прийти. Понравилось.
Сходили на косу, искупались. Купаться надо на косе, возле базы море плохое, ил.
Отоспались, еще искупались, позавтракали и в 11-00 субботы продолжили путь домой. Проехал в Ростове по знаменитому «левый-левый-левый берег Дона» - действительно, красиво, курортное место, там тоже много где можно встать на ночевку, если ехать на юга с Москвы. Про цены не знаю. Выехал на федералку M4, объездная вокруг Ростова. Громаднейшая пробка на юг, километров на 40 безо всякого движения. Стада фур, автобусов, отдыхающие со всей России. Обратил внимание, что практически все машины с боксами на крыше – московского региона. И наоборот, как московская, так с боксом. В провинции еще не нажили столько барахла, чтоб в салоне не увезти :-). Подумалось, вот люди встали в субботу не свет, ни заря, неслись через пол-страны, Гайцев кормили, а все для того, что бы через 1000 км встать под Ростовом в глухую пробку. Еще раз убедился, в субботу выезжать на юга нельзя.
Дорога до Лисок под Воронежем ничем не запомнилась, а вот с ночевкой интереснее. Много читал о замечательном месте под Воронежом –Дивногорске. (это где белые меловые столбы), На сайте музея-заповедника написано, что на территории можно поставить палатки и есть гостиница - решили еще засветло туда заехать, переночевать, утром в воскресенье все посмотреть, а уж потом ехать домой. По карте казалось близко – на самом деле дорога петляет и от трассы набралось километров 65-70. Абсолютно глухие места. Позвонили – мест в гостинице нет, ладно, у нас палатка - можно встать? Можно, но машину оставляйте у охранника. Доехали, нашли. Красиво. Но! Охранник конторы музея пьян в хлам, от места стоянки вещи надо таскать метров 200 через железную дорогу, а на «разрешенном месте»-грязный берег реки- стойбище палаток аборигенов, шумно отмечающих чей-то день рождения. Периодически проходит товарняк, с палаткой тут стоять нам не захотелось. Гостиница музея – два маленьких сельских домика, но там мы узнали, что есть еще большая, поехали туда. На горе, где вокруг вообще ничего нет, стоит новодел в 4 этажа казарменного вида и автобус. И никого нет в 9 часов вечера. С трудом достучались до сонного охранника, который ничего не знает, а администратора нет, мобилы у него нет, рация села. Но можно поехать до его дома и, если он еще не напился до отключки, то может и поселит, хотя вряд ли, у них тур-группа , вон их автобус стоит. Сколько стоит не знает, магазины все закрыты. Страшная дыра, по улицам бродит какая то пьянь, в горах Кавказа цивилизации больше.
Решаем вернуться на трассу M4, пока хоть что-то видно. Потратив 4 часа и последние силы, , в 24-00, на объездной Воронежа, во втором по счету мотеле, нашелся номер, причем с диванами от был 6-и местный! За 1400р. там же поужинали, и уснули как убитые. Проснулись в 10 утра и уезжали из мотеля последними, а было машин 20, вокруг уже убирали и меняли белье.
До Московской области долетели быстро, питаясь мороженным и тульскими пряниками, 20 км. после Ступино – и - здравствуй, большая воскресная пробка в Москву. 3 часа пробки, и мы дома в 19-00. Завтра на работу.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.