Откуда: Нижний Новгород Когда: 08/2009
По маршруту: Монино, Одесса, Болград, Эфорие Норд, Бяла, Несебр, Созополь, Велико Тырново, Куртя д Арджеш, Брашов, Бран, Крикова, Киев
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: One of us
Решение поехать в Болгарию пришло следующим образом. Все российское побережье, Крым и Абхазия уже изъезжены. Я сам думал про Алтай, но домашние уперлись – море подавай! В задумчивости глядя на карту я увидел, что есть одна неведомая страна - Румыния. А там еще Болгария. С морем, и в общем то совсем рядом, намного ближе Алтая. Сравнимо по километрам с нашими югами. Это идея!
Дальше было много попыток понять, как проще и дешевле оформить визу и забронировать отель. Вниманию всех кто соберется повторить маршрут – следующий путь оказался самым лучшим, все другие гораздо сложнее или дороже.
1) На сайте astrela.com выбираем, бронируем и оплачиваем переводом Юнистрим отель в Болгарии. Это будет стоить 25-40 евро за ночь. Румыны пускают через свою территорию транзитом при наличии болгарской визы.
2) Покупаем гринкарту 1670 р на 15 дней и медстраховки около 300 р на человека.
3) Визу делаем через партнера Астрелы в России туроператора www.comfort-tour.ru 60 евро со взрослого, 10 с детей. Дурацких справок с места работы и выписок с банковских счетов не нужно. Если с последним проблем нет, и вы живете в Москве – то визу можно сделать и самостоятельно в визовом центре Болгарии, будет подешевле.
Теперь собственно о путешествии.
ПУТЬ ТУДА – РОССИЯ, УКРАИНА И ЮГ МОЛДАВИИ
С некоторого времени я перестал понимать тех, кто гонит сломя голову к месту отдыха, да и загрузка дорог и новые штрафы не дают проходить много км в день. Поэтому, выехав из Нижнего Новгорода, остановись уже в Подмосковье. В Монино есть отличный, хоть и малоизвестный, Центральный музей ВВС. Количества выставленных там самолетов хватило бы и на 10 музеев. По-моему, я там видел даже Каспийского монстра. Экспонат без таблички и в плохом состоянии стоит на задворках.
По прошлому опыту знаем, что днем проходить украинскую таможню долго. Поэтому проходили в 12 ночи. Прошли за 1,5 часа. Российская дорога М3 – разбитая бетонка. Заработал небольшой люфт в заднем колесе. А еще раньше на М7 в районе Владимира словил камень в лобовик – поползла трещина :(. Люфт быстренько отрегулировали в придорожном сервисе. Больше машина никаких забот все путешествие не доставляла, работала как часики. А в Украине уже отличная дорога и от границы до Киева и от Киева до Одессы.
Посещение Одессы входило в планы. Город очень понравился. Действительно такой беззаботный, красивый и ночью и днем. Находится в хорошем состоянии, кучи отдыхающих. Причем в Одессе все говорят только по-русски и даже вывесок на украинском очень мало.
В станице Нерубайской под Одессой были в катакомбах. Там в катакомбах прятались в войну партизаны, сейчас музей. Очень советую посетить, внушает.
Дальше от Одессы до юга Молдавии судя по карте довольно пустынные земли. На самом деле оказалось, что там функционирует мощнейшая Днестровско-Дунайская оросительная система. Мы увидели огромные поля и большие богатые станицы. Вот где, судя по всему, кормят народ. Заночевали в Болграде – последнем украинском городе перед Молдавией. Очень приятный городок. А какой рынок! Мммм! Перцы по полкило вырастают.
Молдавия пересекается по этой южной дороге дважды. Первый участок буквально в несколько км проходится без задева. На въезде дают бумажку в которую вписывают количество людей в машине, на выезде ее отдаешь. Потом, перед Вулканештью, уже настоящая таможня. Впрочем, весьма быстрая. Полчаса – и мы в Молдавии. Дорога плохая. Видно что это бедная окраина бедной страны. Проехать нужно километров 50. Едем. И упираемся в хвост огромной очереди на молдавско-румынской границе на переходе Джурджалешти-Галац. Молдаване лезут из всех кустов на своих старых машинах, брат занимает место свату и из одной машины образуется 5.
За 2 часа очередь никак не продвинулась. Вот это попали! Как объяснили местные, по этому пути в основном везут они в Румынию сигареты и другой мелкий челночный товар. И что здесь стоять минимум часов 5. Что нам, «иностранцам», лучше бы ехать на другой переход Кахул-Оанча в 50 км севернее, где с сигаретами не пускают. Что делать? Уже собрались разворачиваться, но напоследок мы, три машины с русскими номерами, стоявшие в очереди, решили объединиться и попробовать уговорить погранца у въездного шлагбаума. Получилось! Вроде бы за деньги, но не уверен. Точно не скажу. Погранец как то мутно кивнул. Мы ринулись вперед. Я ехал третьим и никаких денег не давал. Спасибо первому из нас, самому решительному пожилому мужчине на Пежо. Возможно он что то дал там погранцу. Въехав на таможню, наблюдаю такую картину. Все как вареные раки еле ползают. На каждую машину минут по 10.... А двое пограничниц в юбках в своем фургончике и вовсе сидят закинув ноги на стол и что то там перетирают… в общем, пересечение этой таможни оказалась самым сложным участком всего путешествия, хоть к нам никто и не придирался.
Кстати, по моим прикидкам, по этой дороге проезжает до 10-30 русских машин ежедневно, то есть несколько тысяч в сезон. Дорожка весьма накатана автотуристами! Вовсе не неизведанный маршрут! Да плюс ко всему сейчас многие накупили недвижимость в Болгарии.
ЮЖНАЯ РУМЫНИЯ
И вот она – неведомая страна Румыния, про которую в России толком никто ничего не знает. Стереотипы сводятся к «цыгане», «беднота», «аграрная страна». Ага, щас! Румыния оказалась прежде всего страной с мощной промышленностью. Везде какие то заводы, везде протянуты мощнейшие ЛЭП, причем явно новее чем у нас. Дороги очень хорошие, только узкие и перегруженные, типа как в Польше. Еще пара лет и старые Дачии с лошадиными повозками окончательно уйдут в прошлое. Румыны все пересели на новенькие машинки, прежде всего конечно Логаны. Коих просто тьма и в разных модификациях. Очень понравился Логан-универсал, есть также пикап. Видел новейший рестайлинговый Логан седан. Ездит уже много Дачий Сандеро (суть Логан хэтч). Один раз видел даже Сандеро джипоообразно высокую и с обвесом. Вроде какая то совсем новая модель.
Бензин 3,9 леи – несколько меньше 1 евро, но все равно вдвое дороже, чем в России и в полтора раза дороже украинского. Бензин только 95й. Много заправок Лукойл, причем они лучше, чем в России. На каждой бесплатная подкачка шин, шетки и вода для самостоятельной протирки стекол. Внутри в магазине микроволновочка, столики, кофе автомат. Хочешь – покупай тут же бутерброды, разогревай, садись, ешь. Чистый бесплатный туалет. На заправках же продаются виньетки – типа дорожного налога, надо клеить на ветровое стекло. Виньетка на месяц стоила 30 лей (7 евро).
Передвигаясь по Румынии, закладывайте низкую среднюю скорость. Там очень много деревень, вся сельская местность густо населена в отличие от России. Деревни богатые, с красивыми добротными домами. Дорога идет или через деревню, ограничение 50. Если не деревня – значит горный серпантин или пробка.
На юг, к Констанце, к морю пробирались через пробки. Через Дунай платный мост – 8 лей.
Ночевали на курорте Эфорие Норд. Хороший 3х местный номер 100 лей (25 евро). Встречают прям как у нас, на въезде в поселок куча предлагающих комнаты, номера. Вообще в Румынии на море все заметно дешевле, чем в Болгарии. Но вокруг только румыны, никто не понимает русского и почти никто английского. Курорт (набережная, развлечения) выглядит примерно как Сочи лет 5 назад. То есть неплохо, но без лоска.
В Эфорие кроме моря есть соленое озеро Текиргиол. Оно менее соленое, чем Мертвое море, но тоже можно лежать на воде, и тоже есть лечебные грязи, коими все с удовольствием и мажутся) Вечером мы гуляли по набережной, а с утра бултыхались в Текиргиоле. Классно! Только уж очень много народа и машин, тесно.
Граница с Болгарией в месте с забавным названием Дуранкулак проблемы не составила. Все таки нормы Евросоюза подразумевают более гуманное и быстрое пересечение границ. Еще замечу, что, к счастью, на всех пересеченных границах теперь нет и всяческих экологов, дезинфекторов и прочих поборов. Это хорошо.
БОЛГАРИЯ
Болгария оказалась вовсе не той страной что «курица не птица, Болгария не заграница». Уже заграница! Кругом таблички, что де вот этот мост помог построить Евросоюз. Побережье уже почти все перестроено. Много новейших отелей. Хорошие дороги, особенно южнее Варны. В глубине страны тоже везде добротные красивые дома. В общем побережье богаче выглядит у Болгарии, а в глубине Болгария и Румыния примерно одинаковы. А самое главное для автопутешественника – огромное количество достопримечательностей. Всяких древностей и природных необычностей. Что приятно, едешь, и указатели везде стоят, а вот поверните сюда, здесь стоит посмотреть то-то. Бензин 2 лева (1 евро)
Правда непонятно за счет чего Болгария так кучеряво живет. Промышленности в отличие от Румынии не видно. Поля тоже не особо возделаны. Похоже туризм. На болгарском побережье слышны все языки и видны машины со всей Европы. Русских много, но вовсе не доминируют.
Мы жили в Бяле – маленький городок, спокойно, то что надо. 4х местный номер 32 евро. Тупо неделю валялись на пляже. Ездили в Обзор – просто тоже курортный город, ничего интересного. В Слынчев Бряге все гораздо круче, похоже теперь это самый богатый курорт Болгарии. Отели уже уровня турецких и египетских. Были также в аквапарке и бассейне с горячей минералкой.
Затем состоялась первая встреча autotravel.ru на болгарской земле :) Экипаж Александра(t) прилетел на самолете, и на арендованной машине возглавил наше совместное путешествие по Болгарии.
Сначала съездили в Несебр и Созополь. Несебр это маленький очень древний городок за крепостной стеной на полуострове. Очень красив! Но к сожалению превращен в сплошную сувенирную лавку. Одна торговля, ничего живого. Мне Несебр не пришелся по вкусу. А вот Созополь очень понравился. В принципе тоже старинный еще греческий город с узенькими улочками и древними домами. Но жилой, там реально люди живут.
Потом поехали в глубь Болгарии. Посмотрели мадарского (шуменского) всадника. Это символ Болгарии, средневековый барельеф высеченный в камене на горе. Место очень и очень красивое! Живописнейшие гроты, лестница на вершину горы с отличным видом и остатками древней крепости. Советую обязательно посетить!
Ночевали в Арбанасси – это типа этнической деревни с кучей отелей. Нашли отличный отельчик всего за 25 евро. Посмотрели Велико Тырново – старинную столицу Болгарии. Высокие холмы, крепость, красные черепичные крыши и белые стены домов – все это очень красиво. Вообще что-то есть у болгар и у румынов в крови греческо-римское. Умеют делать красиво! Врожденное чувство гармонии и красоты. У русских, к примеру, такого нету. Правда, вот с продуктами в Болгарии беда. В магазинах сплошь какая то дрянь с кучей пищевой химии. Молоко, мясо невкусное. Мы были удивлены.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ РУМЫНИЯ
Из Велико Тырново через Русе отправились в обратный путь через центр Румынии – Трансильванию. Мост через Дунай опять платный, теперь уже 6 евро. В Бухарест не заезжали – летом в мегаполисы неохота. Объездная Бухареста – однополосная с продавленной колеей и кучей фур. Зато потом вылетаешь на пустой автобан Бухарест –Питешти. Разрешенная скорость 130 и в одно мгновение ты у гор. К слову, навигатора нет у меня, ехал по карте, скачанной с map-auto.ru И ничего, без особых проблем. Указатели достаточно нормально поставлены. В Румынии голубой мечтой было проехаться по самой высокогорной в Европе дороге Трансфэгэраш через Южные Карпаты. Поэтому с Питешти свернули на Куртя д Арджеш. Город необычный. Есть даже христианская церковь 4 века. Представляете? Как храм рождества господня в Вифлееме, только сохранилась гораздо лучше. Если любите средневековые древности – вам в Румынию.
В Румынии очень много отелей (pensuinne – пансионе по ихмнему). Но то что твориться в Курте д Арджеш, в начале гор выходит за все рамки виденного. Отелей в там больше сотни точно. Едешь-едешь километры, и в каждом доме отель. И все они оказались заняты! Была суббота и все румыны выехали в собственные горы. Вообще страсть румын к автопутешествиям по своей стране невиданная. Везде в Румынии в туристических местах мы видели огромное количество машин и толпы народа. То ли население Румынии много больше официальных 22.5 миллиона, то ли они все, сев на Логаны, дружно двинулись путешествовать. Мы то думали в горах спокойно проехаться, а на всем протяжении Трансфэгэраша, на 100 км, не было ни одной свободной обочины! Сплошной 100 километровый шашлык-пикник! К слову продукты в Румыиии натуральнее и дешевле болгарских. Дорога достойна всяческого восхищения. Сначала там следует смотреть 160 метровую плотину ГЭС на Арджеше с возвышающейся над ней огромной фигурой «железного дровосека».
Потом гора Молдовяну – леса прекращаются, пейзаж захватывающе-горный, со всех сторон водопадики. Дорога взбирается почти до самой вершины, до высоты порядка 2200 метров, потом тоннель – и ты на другой стороне Карпат.
Дальше поехали в город Брашов. Это столица Трансильвании, старинный очень красивый город, горнолыжный курорт, мне напомнил Инсбрук в Альпах. Народ прогуливается, сидит в кафешках. На главной улице – о чудо – услышали даже русскую речь. Наверное, из Болгарии приехал на экскурсию автобус. По городу развешаны нескромные надписи на английском Probably the best city in the world. В общем, недалеко от истины.
Дальше – всего в 25 км от Брашова находится Бран, где замок Дракулы. Поехали, отстояли часовую очередь в кассу (и это в понедельник!). Замок компактный, но внутри в нем наверное, сотня комнатушек и узких-узких лесенок. Все уставлено массивной шикарной румынской мебелью. Совершенно необычно. Как архитектурный шедевр – 5+ А вот насчет Дракулы – вскользь. Как то не очень румыны его пиарят. Стесняются может. В общем был такой, один в один наш Иван Грозный. Суров, жесток, но – объединитель земель. Тогда Бран = Александровской слободе в России.
Дальше двинулись в сторону Кишинева. Восточная Румыния победнее. Здесь впервые видели цыганистых темных румын. Так то 99,99% румын внешне неотличимы от нас. А эти темные в основном были заняты тем, что собирали в горных лесах малину и продавали на дороге.
МОЛДАВИЯ И ПМР
Румынско-молдавскую границу перешли быстро. За проезд по Молдавии берут 5 евро. При том что Молдавия это недоразумение, а не страна. Проезжается за 2 часа. Кроме винограда, арбузов и дынь ничего в ней нет. Справедливости ради – виноградников действительно много – до горизонта. Дороги в основном разбитые. Кишинев видели только с окраины – наш путь лежал в Крикову. Где якобы самые большие в мире винные подвалы – 60 км. В реале это оказалось вот что. В бывшей шахте известняка устроили целый подземный город! Завозят внутрь на электрокаре, там разметка, дорожные знаки, ездят даже какие то обычные машины, прикольно. Экскурсия очень дорогая – 250 лей (750 р) с человека. Длится всего час. Вино даже не предлагают продегустировать за такие деньги :(
Показывали под землей бочки, где хранится вино – показалось, что их не слишком много. Показывали производство шампанского. Но все быстренько-быстренько. Потом национальный резерв вин. Есть ячейки арендованные якобы Путиным и Алекперовым. Вряд ли на самом деле так. Скорее всего, им подарили это вино, да тут же и оставили. Наконец кульминация - залы на глубине 60м где молдавский президент встречает иностранные делегации. Богато, красиво, построено всего 2 года назад. Вместо экскурсии в винные подвалы получилась экскурсия в современный дворец. Что-то типа Константиновского дворца Путина под Питером.
Вино криковское все же купили в магазине. И оказалось - восхитительное. Я в этом неплохо разбираюсь. Розовый брют традиционной технологии шампанизации например - просто чудо как хорош. Цена совсем низкая для такого дела - 30 лей (90 р). Надо было брать больше.
Граница Молдавии и Приднестровской республики. Мда… Стоят БТРы. Молдаване пропускают без проверки. Приднестровцы нудно требуют писать иммиграционную карточку, шмонают багажник и бардачок. С интересом рассматривают недопитую бутылку болгарской ракии. Объясняю, что не допили, потому что не понравилась и молдавское вино гораздо лучше. Успокаиваются. Едем. Дорога не ремонтировалась 30 лет. Придорожные знаки прострелены из автоматов. Ехать быстрее 80 невозможно. На единственном покосившемся знаке 50 ловят приднестровские гайцы :) Это мой первый и последний контакт с ними за всю поездку. Гайцы на голубом Москвиче 412, с ржавым радаром :)) Как бараны новые ворота разглядывают мое международное водительское удостоверение. Где же пластиковая карточка, мы хотим ее отобрать? Нету ребята, нету. И денег ваших нету и не дам ничего. Пишите протокол. В общем, расстались на том, что взяли с меня обещание «в следующий раз» посетить и их достопримеательности – Днестровскую ГЭС)))
ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
Дорога Кишинев-Киев убитая. Молдаване видимо ездят в Румынию, а Украинцы в Молдавию не ездят вовсе. Глухие городки с забавными названиями. Красные Окны, Ананьев. Заправлялись в Молдавии. Бензин там жутко вонючий, цена 11,5 лей (35 рублей) но машина не кашляет. На обратном пути заехали в Киев. То ли устали, то ли мегаполисы требуют небыстрого набега, то ли действительно так, но Киев не понравился. Вяло посмотрели Майдан Незалежности, прошлись по Крещатику. Хотели посетить Музей воды, где чучела самых толстых в мире крыс и самый большой в мире унитаз, но трое местных показали три разных направления и мы в него опоздали. Бестолковый какой то город. Украинско-российскую границу проходили в 10 утра, потратив 2 часа, заночевав в приграничном городке Глухове за рекордно низкую сумму в 150 гривен (600 р). На трассе за то же просят 360.
К Москве приближались в 6 вечера. Днем и ночью столицу легко проехать по МКАД. А вечером даже и не знаю как. Поехал по А107. Но все равно потерял пару часов в пробках на железнодолрожных переездах и светофорах. Дальше ночная гонка по М7 и мы дома.
6300 км, 2650км до Болгарии, 3300 км обратно через горы Трансильвании. Остальное поездки по болгарскому побережью. Маршрут рекомендуется тем, кто «измучан нарзаном» и уже объехал российское побережье, Крым и Абхазию, Если делать все, как я написал в начале, то морока с документами умеренная. По финансам получается как наш юг + стоимость виз. Зато какое сочетание моря, новых мест и экзотики! Нам все очень понравилось! Отдохнули отлично, только устали очень :))
Дальше было много попыток понять, как проще и дешевле оформить визу и забронировать отель. Вниманию всех кто соберется повторить маршрут – следующий путь оказался самым лучшим, все другие гораздо сложнее или дороже.
1) На сайте astrela.com выбираем, бронируем и оплачиваем переводом Юнистрим отель в Болгарии. Это будет стоить 25-40 евро за ночь. Румыны пускают через свою территорию транзитом при наличии болгарской визы.
2) Покупаем гринкарту 1670 р на 15 дней и медстраховки около 300 р на человека.
3) Визу делаем через партнера Астрелы в России туроператора www.comfort-tour.ru 60 евро со взрослого, 10 с детей. Дурацких справок с места работы и выписок с банковских счетов не нужно. Если с последним проблем нет, и вы живете в Москве – то визу можно сделать и самостоятельно в визовом центре Болгарии, будет подешевле.
Теперь собственно о путешествии.
ПУТЬ ТУДА – РОССИЯ, УКРАИНА И ЮГ МОЛДАВИИ
С некоторого времени я перестал понимать тех, кто гонит сломя голову к месту отдыха, да и загрузка дорог и новые штрафы не дают проходить много км в день. Поэтому, выехав из Нижнего Новгорода, остановись уже в Подмосковье. В Монино есть отличный, хоть и малоизвестный, Центральный музей ВВС. Количества выставленных там самолетов хватило бы и на 10 музеев. По-моему, я там видел даже Каспийского монстра. Экспонат без таблички и в плохом состоянии стоит на задворках.

По прошлому опыту знаем, что днем проходить украинскую таможню долго. Поэтому проходили в 12 ночи. Прошли за 1,5 часа. Российская дорога М3 – разбитая бетонка. Заработал небольшой люфт в заднем колесе. А еще раньше на М7 в районе Владимира словил камень в лобовик – поползла трещина :(. Люфт быстренько отрегулировали в придорожном сервисе. Больше машина никаких забот все путешествие не доставляла, работала как часики. А в Украине уже отличная дорога и от границы до Киева и от Киева до Одессы.
Посещение Одессы входило в планы. Город очень понравился. Действительно такой беззаботный, красивый и ночью и днем. Находится в хорошем состоянии, кучи отдыхающих. Причем в Одессе все говорят только по-русски и даже вывесок на украинском очень мало.

В станице Нерубайской под Одессой были в катакомбах. Там в катакомбах прятались в войну партизаны, сейчас музей. Очень советую посетить, внушает.

Дальше от Одессы до юга Молдавии судя по карте довольно пустынные земли. На самом деле оказалось, что там функционирует мощнейшая Днестровско-Дунайская оросительная система. Мы увидели огромные поля и большие богатые станицы. Вот где, судя по всему, кормят народ. Заночевали в Болграде – последнем украинском городе перед Молдавией. Очень приятный городок. А какой рынок! Мммм! Перцы по полкило вырастают.
Молдавия пересекается по этой южной дороге дважды. Первый участок буквально в несколько км проходится без задева. На въезде дают бумажку в которую вписывают количество людей в машине, на выезде ее отдаешь. Потом, перед Вулканештью, уже настоящая таможня. Впрочем, весьма быстрая. Полчаса – и мы в Молдавии. Дорога плохая. Видно что это бедная окраина бедной страны. Проехать нужно километров 50. Едем. И упираемся в хвост огромной очереди на молдавско-румынской границе на переходе Джурджалешти-Галац. Молдаване лезут из всех кустов на своих старых машинах, брат занимает место свату и из одной машины образуется 5.
За 2 часа очередь никак не продвинулась. Вот это попали! Как объяснили местные, по этому пути в основном везут они в Румынию сигареты и другой мелкий челночный товар. И что здесь стоять минимум часов 5. Что нам, «иностранцам», лучше бы ехать на другой переход Кахул-Оанча в 50 км севернее, где с сигаретами не пускают. Что делать? Уже собрались разворачиваться, но напоследок мы, три машины с русскими номерами, стоявшие в очереди, решили объединиться и попробовать уговорить погранца у въездного шлагбаума. Получилось! Вроде бы за деньги, но не уверен. Точно не скажу. Погранец как то мутно кивнул. Мы ринулись вперед. Я ехал третьим и никаких денег не давал. Спасибо первому из нас, самому решительному пожилому мужчине на Пежо. Возможно он что то дал там погранцу. Въехав на таможню, наблюдаю такую картину. Все как вареные раки еле ползают. На каждую машину минут по 10.... А двое пограничниц в юбках в своем фургончике и вовсе сидят закинув ноги на стол и что то там перетирают… в общем, пересечение этой таможни оказалась самым сложным участком всего путешествия, хоть к нам никто и не придирался.
Кстати, по моим прикидкам, по этой дороге проезжает до 10-30 русских машин ежедневно, то есть несколько тысяч в сезон. Дорожка весьма накатана автотуристами! Вовсе не неизведанный маршрут! Да плюс ко всему сейчас многие накупили недвижимость в Болгарии.
ЮЖНАЯ РУМЫНИЯ
И вот она – неведомая страна Румыния, про которую в России толком никто ничего не знает. Стереотипы сводятся к «цыгане», «беднота», «аграрная страна». Ага, щас! Румыния оказалась прежде всего страной с мощной промышленностью. Везде какие то заводы, везде протянуты мощнейшие ЛЭП, причем явно новее чем у нас. Дороги очень хорошие, только узкие и перегруженные, типа как в Польше. Еще пара лет и старые Дачии с лошадиными повозками окончательно уйдут в прошлое. Румыны все пересели на новенькие машинки, прежде всего конечно Логаны. Коих просто тьма и в разных модификациях. Очень понравился Логан-универсал, есть также пикап. Видел новейший рестайлинговый Логан седан. Ездит уже много Дачий Сандеро (суть Логан хэтч). Один раз видел даже Сандеро джипоообразно высокую и с обвесом. Вроде какая то совсем новая модель.
Бензин 3,9 леи – несколько меньше 1 евро, но все равно вдвое дороже, чем в России и в полтора раза дороже украинского. Бензин только 95й. Много заправок Лукойл, причем они лучше, чем в России. На каждой бесплатная подкачка шин, шетки и вода для самостоятельной протирки стекол. Внутри в магазине микроволновочка, столики, кофе автомат. Хочешь – покупай тут же бутерброды, разогревай, садись, ешь. Чистый бесплатный туалет. На заправках же продаются виньетки – типа дорожного налога, надо клеить на ветровое стекло. Виньетка на месяц стоила 30 лей (7 евро).
Передвигаясь по Румынии, закладывайте низкую среднюю скорость. Там очень много деревень, вся сельская местность густо населена в отличие от России. Деревни богатые, с красивыми добротными домами. Дорога идет или через деревню, ограничение 50. Если не деревня – значит горный серпантин или пробка.


На юг, к Констанце, к морю пробирались через пробки. Через Дунай платный мост – 8 лей.
Ночевали на курорте Эфорие Норд. Хороший 3х местный номер 100 лей (25 евро). Встречают прям как у нас, на въезде в поселок куча предлагающих комнаты, номера. Вообще в Румынии на море все заметно дешевле, чем в Болгарии. Но вокруг только румыны, никто не понимает русского и почти никто английского. Курорт (набережная, развлечения) выглядит примерно как Сочи лет 5 назад. То есть неплохо, но без лоска.
В Эфорие кроме моря есть соленое озеро Текиргиол. Оно менее соленое, чем Мертвое море, но тоже можно лежать на воде, и тоже есть лечебные грязи, коими все с удовольствием и мажутся) Вечером мы гуляли по набережной, а с утра бултыхались в Текиргиоле. Классно! Только уж очень много народа и машин, тесно.

Граница с Болгарией в месте с забавным названием Дуранкулак проблемы не составила. Все таки нормы Евросоюза подразумевают более гуманное и быстрое пересечение границ. Еще замечу, что, к счастью, на всех пересеченных границах теперь нет и всяческих экологов, дезинфекторов и прочих поборов. Это хорошо.
БОЛГАРИЯ
Болгария оказалась вовсе не той страной что «курица не птица, Болгария не заграница». Уже заграница! Кругом таблички, что де вот этот мост помог построить Евросоюз. Побережье уже почти все перестроено. Много новейших отелей. Хорошие дороги, особенно южнее Варны. В глубине страны тоже везде добротные красивые дома. В общем побережье богаче выглядит у Болгарии, а в глубине Болгария и Румыния примерно одинаковы. А самое главное для автопутешественника – огромное количество достопримечательностей. Всяких древностей и природных необычностей. Что приятно, едешь, и указатели везде стоят, а вот поверните сюда, здесь стоит посмотреть то-то. Бензин 2 лева (1 евро)
Правда непонятно за счет чего Болгария так кучеряво живет. Промышленности в отличие от Румынии не видно. Поля тоже не особо возделаны. Похоже туризм. На болгарском побережье слышны все языки и видны машины со всей Европы. Русских много, но вовсе не доминируют.
Мы жили в Бяле – маленький городок, спокойно, то что надо. 4х местный номер 32 евро. Тупо неделю валялись на пляже. Ездили в Обзор – просто тоже курортный город, ничего интересного. В Слынчев Бряге все гораздо круче, похоже теперь это самый богатый курорт Болгарии. Отели уже уровня турецких и египетских. Были также в аквапарке и бассейне с горячей минералкой.
Затем состоялась первая встреча autotravel.ru на болгарской земле :) Экипаж Александра(t) прилетел на самолете, и на арендованной машине возглавил наше совместное путешествие по Болгарии.
Сначала съездили в Несебр и Созополь. Несебр это маленький очень древний городок за крепостной стеной на полуострове. Очень красив! Но к сожалению превращен в сплошную сувенирную лавку. Одна торговля, ничего живого. Мне Несебр не пришелся по вкусу. А вот Созополь очень понравился. В принципе тоже старинный еще греческий город с узенькими улочками и древними домами. Но жилой, там реально люди живут.

Потом поехали в глубь Болгарии. Посмотрели мадарского (шуменского) всадника. Это символ Болгарии, средневековый барельеф высеченный в камене на горе. Место очень и очень красивое! Живописнейшие гроты, лестница на вершину горы с отличным видом и остатками древней крепости. Советую обязательно посетить!
Ночевали в Арбанасси – это типа этнической деревни с кучей отелей. Нашли отличный отельчик всего за 25 евро. Посмотрели Велико Тырново – старинную столицу Болгарии. Высокие холмы, крепость, красные черепичные крыши и белые стены домов – все это очень красиво. Вообще что-то есть у болгар и у румынов в крови греческо-римское. Умеют делать красиво! Врожденное чувство гармонии и красоты. У русских, к примеру, такого нету. Правда, вот с продуктами в Болгарии беда. В магазинах сплошь какая то дрянь с кучей пищевой химии. Молоко, мясо невкусное. Мы были удивлены.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ РУМЫНИЯ
Из Велико Тырново через Русе отправились в обратный путь через центр Румынии – Трансильванию. Мост через Дунай опять платный, теперь уже 6 евро. В Бухарест не заезжали – летом в мегаполисы неохота. Объездная Бухареста – однополосная с продавленной колеей и кучей фур. Зато потом вылетаешь на пустой автобан Бухарест –Питешти. Разрешенная скорость 130 и в одно мгновение ты у гор. К слову, навигатора нет у меня, ехал по карте, скачанной с map-auto.ru И ничего, без особых проблем. Указатели достаточно нормально поставлены. В Румынии голубой мечтой было проехаться по самой высокогорной в Европе дороге Трансфэгэраш через Южные Карпаты. Поэтому с Питешти свернули на Куртя д Арджеш. Город необычный. Есть даже христианская церковь 4 века. Представляете? Как храм рождества господня в Вифлееме, только сохранилась гораздо лучше. Если любите средневековые древности – вам в Румынию.
В Румынии очень много отелей (pensuinne – пансионе по ихмнему). Но то что твориться в Курте д Арджеш, в начале гор выходит за все рамки виденного. Отелей в там больше сотни точно. Едешь-едешь километры, и в каждом доме отель. И все они оказались заняты! Была суббота и все румыны выехали в собственные горы. Вообще страсть румын к автопутешествиям по своей стране невиданная. Везде в Румынии в туристических местах мы видели огромное количество машин и толпы народа. То ли население Румынии много больше официальных 22.5 миллиона, то ли они все, сев на Логаны, дружно двинулись путешествовать. Мы то думали в горах спокойно проехаться, а на всем протяжении Трансфэгэраша, на 100 км, не было ни одной свободной обочины! Сплошной 100 километровый шашлык-пикник! К слову продукты в Румыиии натуральнее и дешевле болгарских. Дорога достойна всяческого восхищения. Сначала там следует смотреть 160 метровую плотину ГЭС на Арджеше с возвышающейся над ней огромной фигурой «железного дровосека».
Потом гора Молдовяну – леса прекращаются, пейзаж захватывающе-горный, со всех сторон водопадики. Дорога взбирается почти до самой вершины, до высоты порядка 2200 метров, потом тоннель – и ты на другой стороне Карпат.


Дальше поехали в город Брашов. Это столица Трансильвании, старинный очень красивый город, горнолыжный курорт, мне напомнил Инсбрук в Альпах. Народ прогуливается, сидит в кафешках. На главной улице – о чудо – услышали даже русскую речь. Наверное, из Болгарии приехал на экскурсию автобус. По городу развешаны нескромные надписи на английском Probably the best city in the world. В общем, недалеко от истины.

Дальше – всего в 25 км от Брашова находится Бран, где замок Дракулы. Поехали, отстояли часовую очередь в кассу (и это в понедельник!). Замок компактный, но внутри в нем наверное, сотня комнатушек и узких-узких лесенок. Все уставлено массивной шикарной румынской мебелью. Совершенно необычно. Как архитектурный шедевр – 5+ А вот насчет Дракулы – вскользь. Как то не очень румыны его пиарят. Стесняются может. В общем был такой, один в один наш Иван Грозный. Суров, жесток, но – объединитель земель. Тогда Бран = Александровской слободе в России.

Дальше двинулись в сторону Кишинева. Восточная Румыния победнее. Здесь впервые видели цыганистых темных румын. Так то 99,99% румын внешне неотличимы от нас. А эти темные в основном были заняты тем, что собирали в горных лесах малину и продавали на дороге.
МОЛДАВИЯ И ПМР
Румынско-молдавскую границу перешли быстро. За проезд по Молдавии берут 5 евро. При том что Молдавия это недоразумение, а не страна. Проезжается за 2 часа. Кроме винограда, арбузов и дынь ничего в ней нет. Справедливости ради – виноградников действительно много – до горизонта. Дороги в основном разбитые. Кишинев видели только с окраины – наш путь лежал в Крикову. Где якобы самые большие в мире винные подвалы – 60 км. В реале это оказалось вот что. В бывшей шахте известняка устроили целый подземный город! Завозят внутрь на электрокаре, там разметка, дорожные знаки, ездят даже какие то обычные машины, прикольно. Экскурсия очень дорогая – 250 лей (750 р) с человека. Длится всего час. Вино даже не предлагают продегустировать за такие деньги :(
Показывали под землей бочки, где хранится вино – показалось, что их не слишком много. Показывали производство шампанского. Но все быстренько-быстренько. Потом национальный резерв вин. Есть ячейки арендованные якобы Путиным и Алекперовым. Вряд ли на самом деле так. Скорее всего, им подарили это вино, да тут же и оставили. Наконец кульминация - залы на глубине 60м где молдавский президент встречает иностранные делегации. Богато, красиво, построено всего 2 года назад. Вместо экскурсии в винные подвалы получилась экскурсия в современный дворец. Что-то типа Константиновского дворца Путина под Питером.


Вино криковское все же купили в магазине. И оказалось - восхитительное. Я в этом неплохо разбираюсь. Розовый брют традиционной технологии шампанизации например - просто чудо как хорош. Цена совсем низкая для такого дела - 30 лей (90 р). Надо было брать больше.
Граница Молдавии и Приднестровской республики. Мда… Стоят БТРы. Молдаване пропускают без проверки. Приднестровцы нудно требуют писать иммиграционную карточку, шмонают багажник и бардачок. С интересом рассматривают недопитую бутылку болгарской ракии. Объясняю, что не допили, потому что не понравилась и молдавское вино гораздо лучше. Успокаиваются. Едем. Дорога не ремонтировалась 30 лет. Придорожные знаки прострелены из автоматов. Ехать быстрее 80 невозможно. На единственном покосившемся знаке 50 ловят приднестровские гайцы :) Это мой первый и последний контакт с ними за всю поездку. Гайцы на голубом Москвиче 412, с ржавым радаром :)) Как бараны новые ворота разглядывают мое международное водительское удостоверение. Где же пластиковая карточка, мы хотим ее отобрать? Нету ребята, нету. И денег ваших нету и не дам ничего. Пишите протокол. В общем, расстались на том, что взяли с меня обещание «в следующий раз» посетить и их достопримеательности – Днестровскую ГЭС)))

ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
Дорога Кишинев-Киев убитая. Молдаване видимо ездят в Румынию, а Украинцы в Молдавию не ездят вовсе. Глухие городки с забавными названиями. Красные Окны, Ананьев. Заправлялись в Молдавии. Бензин там жутко вонючий, цена 11,5 лей (35 рублей) но машина не кашляет. На обратном пути заехали в Киев. То ли устали, то ли мегаполисы требуют небыстрого набега, то ли действительно так, но Киев не понравился. Вяло посмотрели Майдан Незалежности, прошлись по Крещатику. Хотели посетить Музей воды, где чучела самых толстых в мире крыс и самый большой в мире унитаз, но трое местных показали три разных направления и мы в него опоздали. Бестолковый какой то город. Украинско-российскую границу проходили в 10 утра, потратив 2 часа, заночевав в приграничном городке Глухове за рекордно низкую сумму в 150 гривен (600 р). На трассе за то же просят 360.
К Москве приближались в 6 вечера. Днем и ночью столицу легко проехать по МКАД. А вечером даже и не знаю как. Поехал по А107. Но все равно потерял пару часов в пробках на железнодолрожных переездах и светофорах. Дальше ночная гонка по М7 и мы дома.
6300 км, 2650км до Болгарии, 3300 км обратно через горы Трансильвании. Остальное поездки по болгарскому побережью. Маршрут рекомендуется тем, кто «измучан нарзаном» и уже объехал российское побережье, Крым и Абхазию, Если делать все, как я написал в начале, то морока с документами умеренная. По финансам получается как наш юг + стоимость виз. Зато какое сочетание моря, новых мест и экзотики! Нам все очень понравилось! Отдохнули отлично, только устали очень :))
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.