Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва, Осино-Гай Когда: 08/2009

По маршруту: Тамбов, Шацк, Рязань

Рейтинг отчета: 0

Автор:

НА РОДИНУ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ: ПОКАТУШКИ ПО ЮГО-ВОСТОКУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

Андрей (Химик), Лена, ВАЗ 21101.
В конце августа, пока не начался учебный год, решили совершить давно намеченное путешествие к историческим корням нашего штурмана и завхоза, а также главного автоводителя по городам Елены Николаевны. Добавляло интереса к путешествию и то, что моя тёща выросла в одном населённом пункте с национальной героиней Зоей Космодемьянской (хотя они и одногодки, учились в разных школах – село было ну очень большое). Короче, собрались по-быстрому и поехали – никто из родственников по разным причинам не составил компании.
29.08.09. Выехали на МКАД из Строгино. Запоздали, суббота, много дачников. Никак не могли обнаружить указатель на М 4, в результате поехали в сторону аэропорта Домодедово по очень приличному шоссе, а потом свернули по указателю направо и долго мыкались по деревенским дорогам, пока наконец не появилась супермагистраль. Тут на время препирательства в экипаже прекратились, но ненадолго – пока не пересекли Оку.
Начинается трасса М 6 на Волгоград – узкая бетонка, к тому же накрытая туманом, который тянулся за нами от Подмосковья. Проектировщика этой трассы хочется немедленно удавить – он хочет либо спровоцировать нарушение ПДД, либо организовать гибель в результате лобового столкновения. Есть ещё третий вариант – ползти за фурой до тех пор, пока у неё не кончится солярка. К счастью, иногда она у них действительно кончалась.
На 203-м километре трассы первый раз заправились на ТНК, бензин качественный, но проклятущие фуры проскочили вперёд, что заставило опять ехать за ними и искать подходящий вариант обгона. Навстречу беспрестанно летят московские тачки, по-видимому, доставляющие домой копчёную рыбу из-под Астрахани.
Проезжаем районный центр Скопин (Рязанская область), славный своей керамикой. Горшки всех видов продают по обеим сторонам шоссе. Останавливаться не стали (а может быть, напрасно).
Проехав ещё километров 200, решили остановиться на обед. Место нашли чисто интуитивно, оказалось оно неплохим, но здорово загаженным. Как всегда бывает у федерального шоссе.
Проезжая Мичуринск (17 км от трассы), решили в этот славный город не заезжать, а оставить его для будущих путешествий. Справа от дороги огромные яблоневые сады, но хорошей торговли яблоками не обнаружено.
Перед Тамбовом пытаются построить современную автостраду с разделительной полосой; результат неочевиден, но приходится плестись по единственной пригодной для движения линии.
Наконец въезжаем в Тамбов (за рулём Лена, признанный специалист по городскому движению). После небольших заморочек – атлас Тамбова оказался слишком подробным – въезжаем в центр города и оказываемся около гостиницы «Театральная». Никто не мешает нам через двойную сплошную полосу запарковаться во дворе этой гостиницы и отыскать в ней приемлемое пристанище на ночь. Ну а пока не стемнело, идём осматривать центр города.
Тамбов, откровенно говоря, удивил. Мало я видал областных центров, откровенно пригодных для проживания; так вот, один или даже лучший. В центре города масса фонтанов с подсветкой, на центральной улице никаких пробок, а перед «зеброй» немногочисленные джипы легко пропускают пешеходов. В городском культурном парке и молодёжь, и старшее поколение легко находят места для отдыха (мы, к примеру, с удовольствием прокатились на «Колесе обзора» – жалко, что резко стемнело). Жаль, что сувенирные магазины в центре города имеют свойство закрываться в 17.00, так что ничего для нашей туристической коллекции мы приобрести не сумели. Стало быть, придётся в этот город приехать ещё хотя бы один раз.
Ну, а около нашей гостиницы обнаружился долго работающий продовольственный магазин, в котором оказались неисчерпаемые запасы интереснейшего пива и многоликие виды молочнокислых продуктов. С тем мы и направились к себе в номер к телевизору.
30.08.09. Пробудившись, взяли из багажника корзинки и направились к городскому рынку, который открывается примерно в семь утра. Оказалось, что в Тамбове практически не торгуют яблоками – сей продукт по цене 10 руб/кг никого не интересует, можно затариться на трассе в любой деревне. А вот помидоров полно, и цены те же, что и в Москве. Только помидоры принципиально разные. Сравнивать не надо. Мы набили обе корзинки и абсолютно не ругались, когда тащили добычу к багажнику. До кучи ещё оказались местные груши – не Испания и не Турция, господа! – ну и всякая мелочь типа огурчиков. Словом, если читающий эти строки воспримет их как рекламу тамбовскому базару – так, значит, тому и быть.
Наполнив багажник, мы всё-таки покинули Тамбов, пересекая речку Цну в восточном направлении по дороге в сторону Пензы.
На трассе Тамбов – Пенза хорошо укатанный асфальт, окаянные джипы и чёрные иномарки со 199-ми номерами и ксеноновыми фарами пропадают напрочь, и двигаться со скоростью 120 можно только для удовольствия. Любопытно, что над распаханными чернозёмными полями (а заброшенных угодий, как в нашем Подмосковье, здесь нет) поутру поднимается густой туман. Временами проезжаем роскошные сосновые боры, где, по-видимому, когда-то гнездились тамбовские волки. Трасса проходит вдалеке от населённых пунктов. После Кирсанова уходим на север. Здесь лесозащитные полосы выполнены из яблонь, и плоды, как это видно из окон машины, упадают на землю без всякого промышленного интереса.
В райцентре Гавриловка-2 сворачиваем налево. Огромная деревня, обитатели которой копаются на своих огородах, украшенных громадными тыквами. Но плоды сельского хозяйства здесь никто не продаёт.
Через 36 километров хорошего асфальта, который пропадает только в самом конце дороги, мы достигаем цели нашего путешествия – села Осино-Гай.
Как и в прошлые времена, это скорее не село, а центр целого куста деревень. В центре населённого пункта деревянная церковь, практически полностью отреставрированная, несколько магазинов и мемориал, посвящённый множеству погибших сельчан. Среди них – три Героя Советского Союза (Зоя и Александр Космодемьянские и Степан Перекальский). От мемориала освещённая аллея ведёт к школе имени Зои Космодемьянской, где находится музей (мы не попали – каникулы), здесь же старинный памятник-бюст Зое.
Тут мы вернулись к храму и добыли воды из святого источника, которая находится на страшной глубине.
Выехав из села в северном направлении, остановились на холме, неподалёку от которого была деревня Горка – здесь и выросла наша бабушка. От деревни остались только заросли плодовых деревьев и бугорки, указывающие места построек. Жаль, что именно этой деревне из большого куста не суждено было сохраниться.
Ну, что же делать: запечатлели округу на фотоаппарат и видеокамеру, да и двинулись восвояси. Для бабушки купили в магазине чёрный хлеб (не местного производства). Хотя нас и предупреждали, что в северном направлении хорошей дороги нет, мы уверенно двигались по асфальту через Рудовку и Пичаево и оказались на дороге, ведущей в Моршанск.
Что бы там не писали в интернете, трасса оказалась вполне пристойной. Единственное, что неожиданно кончилось горючее, и около Пичаево пришлось заливать 92-й бензин, потому что 95-го там в принципе не было; слава Богу, машинка не заметила подмены.
Тут же около АЗС встретился указатель к станции Вернадовка, обещавший музей великого учёного Вернадского; но до Москвы было ещё около 600 км, и мы делать 50-километровый крюк не решились.
По дороге к Моршанску отличные леса: попытались их исследовать на предмет грибов — безрезультатно.
Моршанск – большая деревня, проходится по указателям без проблем.
Дальше Шацк, лежащий уже на федеральной трассе М 5. При въезде в город (а это уже Рязанская область) с юга огромный придорожный рынок. Тут мы остановились и затарились тыквами, которыми на Тамбовщине почему-то не торговали; остаток свободного места в багажнике заполнили картошкой, луком и яблоками. Залили доверху 95-й бензин и выехали на М 5.
Рассказывать про «Рязанку» едва ли интересно. Машин в воскресный вечер было полно и в попутном, и во встречном направлениях. Ближе к Рязани были замечены попытки строить современную магистраль с разделительной полосой. Хорошая идея, потому что без этого трасса Москва – Челябинск была и останется магистралью смерти.
Рязань объехали по объездной, застряли минут на десять в месте пересечения с дачной дорогой, примыкающей с запада. Дальше всё было понятно – сплошной поток московских дачников и пробки в Бронницах, на мосту через Москву-реку и на границе города.
Домой в Строгино приехали затемно, но довольные, хотя и немного уставшие.
Резюме.
Первые устроенные нами без привлечения попутчиков «покатушки», без сомнения, удались. Опыт дальних путешествий позволил пройти в день 500 – 700 км без особого напряжения, культурная программа была полностью выполнена, а приобретенные в ходе поездки дары полей и огородов будут ещё долго напоминать о ней.
Главное, что удалось припасть к истокам семьи; впереди ещё целенаправленные поездки в Смоленскую и Воронежскую области, но их мы постараемся совместить с более насыщенной туристической программой.
Прекрасное впечатление оставил город Тамбов, не особенно раскрученный в туристическом отношении, но, безусловно, приятный и вполне пригодный для жизни. От души рекомендуем всем автопутешественникам его посетить.
Ну и конечно, путешествие по юго-востоку Центральной России целесообразно проводить ближе к осени, что позволит не избалованным дарами природы жителям Нечерноземья побаловать себя натуральными вкусностями, не всегда доступными на столичных рынках.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru