Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 10/2009

По маршруту: Муром, Дивеево, Арзамас, Нижний Новгород, Городец, Лысково, Макарьево, Гороховец

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Автопаломничество по святыням Нижегородского края

Последний в этом году отпуск я взял на 2 недели. Как уже стало традицией, в отпуске мы семьей решили отправиться в автопутешествие. Сразу после нашей летней поездки в Верхневолжье было запланировано путешествие в Нижегородскую землю. Итоговый маршрут включал в себя: Муром, Арзамас, Дивеево, Нижний Новгород. Из Нижнего планировались вылазки в Балахну, Городец, Лысково и Макарьево. На стадии планирования маршрут включал в себя также город Семенов — родину хохломы и озеро Светлояр, в водах которого, по легенде, скрылся древнерусский город Китеж. Однако позже пришлось отказаться от этих пунктов по причине ограниченного времени и средств. К тому же принадлежность Светлояра к легендарному Китежу весьма спорна. Манили меня и глухие места по берегам речки Керженец, где некогда стояли старообрядческие скиты. Однако и они остались за рамками программы путешествия.
Итак, получив благословение нашего духовного отца, 18 октября в воскресенье, мы выехали из Москвы, взяв курс на древний город Муром. Дорога на всем протяжении была свободной и без каких-либо затруднений в пути мы прибыли в город к пяти часам вечера. Изрядно поплутав по незнакомым улицам, с помощью случайных прохожих мы, наконец, нашли нужный переулок, где нас уже ждала хозяйка дома, которая любезно согласилась сдать нам на 2 ночи первый этаж. Красноармейский переулок (или улица) находится в историческом центре города и пролегает меж стен Троицкого и Благовещенского монастырей. Дом, в котором мы сняли этаж, как раз выходил окнами на Благовещенский монастырь. Хозяева — Сергей и Надежда — очень гостеприимные и милые люди. Тем не менее, их дом устроен так, что гости не пересекаются с хозяевами: каждый этаж имеет свой отдельный вход. В распоряжении гостей имеется просторная комната с двумя кроватями, кухня и санузел. Такой вариант был для нас намного предпочтительнее гостиницы, особенно учитывая высокие цены муромских гостиниц и нелестные отзывы о комфорте и сервисе в них.
Свое знакомство с Муромом мы начали на следующий день по приезде с посещения близлежащих монастырей — Благовещенского (мужского) и Троицкого (женского).





Если в мужском монастыре все было чинно и строго, то женский выглядел куда веселее: тут мы обнаружили и детскую площадку, и какой-то изысканный фонтан, и паровозик в клумбе и еще многое из того, что указывало на игривость в оформлении внутреннего убранства монастыря, и конечно же на материальный достаток обители. Однако это не удивительно: ведь в Троицком монастыре покоятся мощи св. благоверных князей Петра и Февронии, широко почитаемых в России как покровителей брака и семьи.
Есть в Муроме и еще два монастыря, которые мы также не обошли стороной — Воскресенский (женский), расположенный за оврагом на северной окраине города, и Спасо-Преображенский (мужской). От Воскресенского монастыря, разоренного в годы советской власти, в настоящее время остались лишь две церкви (Воскресенский собор и Введенская церковь) и колокольня, которые на момент нашего посещения находились в стадии восстановления. Окружали же их безпросветная грязь и горы строительного мусора. На этом унылом фоне очень ярко выделяется Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на противоположной стороне города.








По всему видно, что у монастыря очень богатые и влиятельные покровители, т.к. весь его внешний вид, чистота и благолепие говорят о том, что в его обустройство и ремонт вложены огромные деньги. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы хранятся частички мощей св. Илии Муромца.
Наша прогулка по Мурому ограничилась лишь историческим центром.







На осмотр города был отведен всего один день, а в связи с тем, что осенью световой день значительно короче, большего нам посмотреть и не удалось. На следующий день была запланирована поездка в Арзамас, а по пути посещение Серафимо-Дивеевского монастыря.
Выехав рано утром 20 октября из Мурома, мы пересекли Оку по новому автомобильному мосту (открытому в октябре 2009 г.) и направились в глубь Нижегородской области. Путь в Дивеево пролегал через город Ардатов. То, что мы смогли увидеть в Ардатове сквозь автомобильное стекло, не вызвало у нас никаких эмоций, поэтому этот город мы проследовали транзитом, без остановки. При подъезде к Дивеево с дороги открывается чудесный вид на село и величественные соборы монастыря.



Я остановился, чтобы насладиться этим видом и запечатлеть картинку на фото. В отличие от своей супруги, в Дивеевском монастыре я никогда раньше не был. В моем представлении это было необычное место, отличавшееся святостью и имевшее особую печать Божьего благоволения. А в святые места, как известно, стекается очень много странных людей, которых называют «не от мира сего». А еще со святостью всегда соседствует дьявольщина, поэтому в святых местах обычно много искушений.
Пока я фотографировал вид монастыря с пригорка, ко мне подъехал на велосипеде некий странник и ненавязчиво завел речь духовной пользе поклонения мощам святых угодников Божиих, о паломничестве по святым местам. В этом мы были с ним солидарны. На вид страннику было около 60 лет, копна седых волос, окладистая борода; одет он был в брезентовый костюм типа тех, что носят рыбаки или грибники, и сапоги. О себе он поведал, что ездит на велосипеде по святым местам России. Питается чем Бог пошлет и добрые люди подадут, спит под кустом или же в домах странноприимцев. Этот милый странник вызвал во мне особое к нему расположение, я подал ему на хлеб и мы разъехались в разные стороны.
На парковке у Серафимо-Дивеевского монастыря собрались автомобили из разных регионов России — Нижегородской, Владимирской, Московской, из Татарстана. Все православные стекаются сюда — к батюшке Серафиму, великому святому земли русской — со своими горестями, печалями и радостями, просить помощи и заступничества Матери Божией и всех святых, а также благодарить Бога за дарованную радость. Так было с тех самых пор, как на этом месте, указанном самой Богородицей, была воздвигнута обитель.





Но, как известно, чем ближе к Богу, тем активнее козни дьявола, и искушения в таких местах — обычное явление. Стоило нам только войти в Троицкий собор, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, тут же на нас обратились нахмуренные лица, а особо ретивые «ревнители благочестия» поставили нам в укор не закрытую нами дверь при входе в храм. Стоя пред святыми мощами, где вся обстановка побуждает лишь творить молитву, головы некоторых людей забиты мирскими помыслами о каких-то незакрытых дверях, о том, что кому-то куда-то надует...
Приложившись к мощам Преподобного, мы отправились гулять по территории монастыря. Кругом красиво и очень ухоженно, однако заметны следы недавнего ремонта, после которого монастырь стал похож на картинку из детской красочной книжки, а храмы — словно игрушечные домики или расписные пряники.



Незаметно наступило обеденное время и пора было подумать не только о пище духовной, но и хлебе насущном. На территории монастыря мы обнаружили парочку небольших строений, в одном из которых продавали чай с блинами, а в другом можно было полноценно пообедать. Т.к. впереди нас ждал еще путь в Арзамас, мы решили плотно покушать. В монастырской трапезной вы не найдете бойкой продавщицы, которая рада каждому покупателю. В углу сидела неприметная старушонка и как-то безучастно и равнодушно смотрела в нашу сторону. Мы даже не сразу обратили на нее внимание. Лишь дав ей понять, что мы зашли сюда пообедать, она встала со своего места и неторопливо принялась наливать в одноразовые тарелки щи. Разогретые в микроволновке щи и плов оказались очень даже вкусными.
Пока мы ели, в эту своеобразную трапезную, громко произнеся «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас...», вошли две странные личности. Пожилой мужчина невысокого роста, на груди которого на веревках висел целый иконостас (я разглядел лишь икону с образом св. праведного Серафима Саровского); голова его была повязана поясом со словами 90-го псалма Давида «Живый в помощи...». Под руку он вел девушку непонятного возраста с явными признаками церебрального паралича (возможно в сочетании с душевной болезнью). Девушка произносила нечленораздельные звуки, а мужчина беспрерывно шептал молитвы. Было очень больно смотреть на этих жалких людей. Мы доели и вышли на улицу. Господи, помоги этим несчастным...
К вечеру того же дня мы прибыли в Арзамас. Впервые за время нашего путешествия на небе рассеялись облака и выглянуло вечернее солнце.



Первым делом нам нужно было найти гостиницу «Черная пантера», в которой мною был заранее забронирован номер. Не имея карты города, я вновь решил обратиться за помощью к прохожим. Гостиница занимает два верхних этажа 8-этажного торгового комплекса «Строгановский», что расположен на ул. Володарского — в 10 минутах езды от центра. Бронируя номер, я просил двухместный стандартный, однако уточнив, что с нами будет маленький ребенок, мне настоятельно рекомендовали семейный номер, ссылаясь на правила заселения и внутренний распорядок гостиницы. Я согласился, тем более, что семейный стоил всего на 200 р. дороже стандартного. Номер на первый взгляд показался мне даже шикарным: две комнаты, одна из которых попросторнее — для двух взрослых, другая — для ребенка с соответствующей кроватью (на ребенка школьного возраста), два санузла (один из них с ванной), телевизор, холодильник. Тонированные синие окна занимали все пространство от пола до потолка. Главным недостатком при этом было отсутствие отопления; и это при + 5 на улице. Судя по всему, из-за небольшого количества клиентов в это время года отапливать пустые номера не выгодно. Дискомфорт от холода усугублялся еще тем, что стеклопакеты были установлены непрофессионально: в них были такие щели, что дуновения ветра ощущались с расстояния метра от окна. По этой причине номер вымораживался очень быстро. Отчасти нас спасал обогреватель, включенный дежурной администратором еще до нашего приезда. В целом же, учитывая, что мы остановились в «Черной пантере» всего на одну ночь, нам понравилось. Нужно признать, что персонал гостиницы очень приветливый и чуткий к потребностям клиентов.
Знакомство с Арзамасом мы решили начать уже вечером этого же дня, т.к. времени на осмотр города было немного. Кстати, еще в гостинице, на ресепшене, я приобрел за 100 р. карту города с указанием всех достопримечательностей. Их оказалось гораздо больше, чем мы предполагали.
Было уже темно, когда мы подъехали в центр города, оставили машину и пошли гулять. Магазины закрывались, народ на улицах редел. Над двух- и трехэтажными постройками центральной части города возвышались купола многочисленных церквей. Самым величественным зданием центра Арзамаса без сомнения является Воскресенский собор, построенный в первой четверти XIX века в честь победы в Отечественной войне 1812 г.



С ним соседствует, с одной стороны, частично сохранившийся Свято-Николаевский монастырь, а с другой — церковь иконы «Живоносный источник» (XVIII в.). Все это великолепие окружали гражданские постройки XVIII-XIX вв., в том числе торговые ряды и лавки, расположенные на ул. Гостинный ряд. Это и многое другое интересное мы продолжили осматривать на следующий день.



Признаюсь, я был поражен количеству сохранившихся церквей в Арзамасе.



Воскресенский собор восхитил меня не только внешней красотой, но и внутренним благолепием — старинный резной иконостас и огромное пространство храма вызывали трепетное чувство в душе.
Бродя по улицам Арзамаса и любуясь уникальной архитектурой этого древнего города,





мы наткнулись на столовую (угол К.Маркса и Соборной пл.) с нехарактерным для такого, отчасти советского, заведения названием «Золотые купола». (Кстати, золотые купола я видел в Арзамасе всего на одной-двух церквях). Столовая оказалась вполне добротная. За небольшие деньги нас вкусно и сытно накормили. После обеда мы еще недолго погуляли по центру, но т.к. начал накрапывать дождик, то поспешили к машине, чтобы выдвигаться к главной цели нашего путешествия — Нижнему Новгороду.
В Нижний мы прибыли вечером 23 октября. Поскольку договоренность об аренде квартиры, достигнутая еще до поездки, сорвалась, пришлось в срочном порядке искать другие варианты. К счастью, я взял с собой список квартир, сдающихся в аренду. Не прошло и 20 минут, как мы уже ехали на встречу с человеком, готовым за относительно небольшую плату предоставить нам квартиру на четверо суток в районе Верхние Печеры (откуда, кстати, удобно добираться до центра).
Увиденная нами квартира вызвала сначала отторжение. Двушка на первом этаже советской семиэтажки. Давно не мытый пол, серая от грязи ванна, такая же раковина, заляпанная жиром газовая плита, слой пыли на мебели... Я уже хотел отказаться от такого предложения. Но не всегда следует доверять первым эмоциям. Супруга успокоила меня, сказав, что ей такой вариант вполне подходит. Как люди, не избалованные чисто вылизанными и богато обставленными хоромами, мы согласились. С хозяйкой квартиры ударили по рукам, заплатили ей за 4 ночи и начали обустраиваться.
Солнце уже зашло. Несмотря на не позднее время, на улице было темно, поэтому было решено прогуляться по окрестностям.
На следующее утро мы отправились в центр города. Конечно же, первое, что хотелось увидеть — это Нижегородский кремль.



Припарковались мы недалеко от памятника Чкалову



и «чкаловской» лестницы, с вершины которой открывались великолепные виды на Волгу и заволжские дали.



Далее прогулка по территории Кремля. Зашли в Михаило-Архангельский собор, где покоится прах величайшего народного героя, патриота Земли Русской — Козьмы Минина.



Обойдя всю территорию кремля внутри и вдоль стен снаружи,









мы вернулись к «чкаловской» лестнице.



Пронизывающий холодный ветер на вершине холма разукрасил наши носы и уши, и еще раз бросив взгляд на живописные красоты заволжья, мы погрузились в машину и отправились домой обедать.
Уже вечером, когда начинало смеркаться, мы подъехали к одной из древнейших обителей нижегородской земли — Вознесенскому Печерскому монастырю, основанному в XIV в. святителем Дионисием (впоследствии епископом Суздальским).





Эта обитель знаменита тем (помимо прочего), что в ней начинали свое иноческое подвижничество великие русские святые — Макарий Желтоводский и Унженский (основатель Макарьевских монастырей на Желтых водах и на р. Унже) и Евфимий Суздальский (основатель Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей в Суздале). Кроме того, именно в стенах Вознесенского Печерского монастыря иноком Лаврентием писалась знаменитая Лаврентьевская летопись, по которой мы до сих пор изучаем раннюю историю нашего государства.
В монастырских корпусах расположился церковно-археологический музей, в который, к сожалению, мы не пошли из-за спящего в коляске ребенка. Зато я с большим интересом осмотрел представленную в книжной лавке литературу и просто не мог выйти оттуда с пустыми руками. Кстати, следует отметить, что издательство Вознесенского Печерского монастыря выпускает на качественной бумаге прекрасно оформленные книги по церковной истории Нижегородской земли. Я впервые встречаю книги, столь качественно и красочно подготовленные монастырским издательством.



Помолившись пред иконами в Успенской церкви монастыря, где в тот момент совершалось вечернее богослужение, мы вновь отправились в центр города — теперь уже в заречную часть — в то место, где раньше шумела Нижегородская ярмарка.







От бывшей ярмарки тут осталось совсем немного: Главный ярмарочный дом,



Спасский Староярмарочный собор (1822)



и Собор Александра Невского (1880).



Прилегающая к Главному ярмарочному зданию территория на сегодняшний день обезображена какими-то палатками, пластиковыми павильонами, тентами летних кафе и исполинской, совершенно неуместной здесь фигурой Ленина. Далее мы прошли к собору Александра Невского, где уже подходила к концу вечерняя служба. Отсутствие хорошей подсветки собора не позволило оценить его внешнюю красоту вблизи, зато он порадовал нас великолепным интерьером.
Завершался день, отведенный исключительно на осмотр Нижнего Новгорода. Я безумно сожалею, что нам не удалось побывать в Благовещенском монастыре, прогуляться по старинным городским кварталам, посетить музеи. Сумма многих факторов не позволила нам полностью осуществить задуманное:
1). поздняя осень с характерной прохладной погодой и коротким световым днем;
2). маленький ребенок в коляске, котрого мы боялись застудить;
3). запланированные поездки по городам Нижегородской области, которыми не хотелось жертвовать.
Однако все не увиденное нами в этот раз дает повод приехать в Нижний Новгород еще раз. А эта поездка всего лишь первое знакомство.
На следующий день, 25 октября, мы отправились в древнейший город Нижегородской области — Городец. Путь пролегал через города Балахну и Заволжье, в которых мы потеряли много времени по причине плотного автомобильного потока, светофоров и небольшой скорости движения. Если Заволжье — типичный советский город (в прошлом рабочий поселок строителей Горьковской ГЭС), я проехал без остановки без зазрения совести, то вот Балахну — родину Козьмы Минина — я, признаться, недооценил. На первый взгляд Балахна мне показалась серой, грязной и неприглядной. Проехав по улицам города, обратив внимание на редкие и удаленные друг от друга храмы, я наконец остановился у комплекса церквей. Как оказалось, это остатки бывшего Покровского монастыря, в которых ныне разместился местный краеведческий музей. Музей был закрыт, поэтому задерживаться тут было незачем.
В Городец мы прибыли, наверное, уже к обеденному времени. Оставив машину у Федоровского монастыря, мы первым делом отправились в эту славную обитель.



А славится она тем, что здесь был пострижен в иночество, а позднее скончался св. благоверный князь Александр Невский.



Разоренный советской властью, к настоящему времени монастырь восстановлен лишь частично. Многие постройки монастыря, в числе которых храм Александра Невского, превращенный в 1920-1930-х гг. в «коммуну» большевицких выродков — малолетних уголовников, и высоченная 5-ярусная колокольня, утрачены навсегда.



От Федоровского монастыря мы прошли к рядом стоящей Покровской церкви, где в тот момент совершался обряд венчания молодоженов.



Оттуда, меж серых хрущевок мы вышли к центральным улицам города, пестрящим разноцветными каменными и деревянными купеческими домами.









Историко-краеведческий музей в этот день закрылся раньше обычного, экспозиция «Городецкий кремль», размещавшаяся в другом здании, была куда-то вывезена, так что в музейном плане нам в Городце совершенно не повезло. Пока мы гуляли по набережной, с которой открывались не самые живописные виды на шлюз Горьковской плотины (возможно, в силу унылой пасмурной погоды), а также вид на древнюю часть города с характерной архитектурой XVIII-XIX вв.,



стало уже смеркаться. Начавшийся дождь заставил нас поторопиться к машине. Возвращался я в Нижний тем же путем — через Горьковскую ГЭС, Заволжье и Балахну, опять проползя их на скорости 40 км/ч.
Городец, конечно же, очень понравился, но опять же — из-за плохой погоды и ребенка в коляске осмотреть удалось далеко не все, поэтому полной картины об этом городе лично у меня, к сожалению, не сложилось.
Утро субботы 26 октября я бодро встречал предвкушением новых впечатлений от поездки вниз вдоль Волги — в город Лысково и Макарьевский Желтоводский монастырь.
Трасса М7 «Волга» от Нижнего Новгорода в сторону Казани пролегает по горам да по долам, потому что мне особенно запомнились постоянные подъемы и спуски. Качество покрытия трассы вполне хорошее, однажды даже встретился образцовый 8-полосный участок с идеальным покрытием и разделительным ограждением между направлениями.
В Лысково мы въехали около полудня. И тут впервые за все время путешествия случился неприятный казус. Проехав несколько километров от таблички с названием города, я обратил внимание на щит «Счастливого пути» на левой обочине. Посчитав, что я пропустил поворот в центр города, решил развернуться. В 20 метрах от перекрестка, который я выбрал для разворота, находится пост ДПС. Не придав значения стоявшему у поста гаишнику, я быстро развернулся и поехал в обратную сторону. Однако уже через несколько минут увидел в зеркало милицейскую «Волгу» с включенными мигалками. Подумав, что это за мной, я не ошибся. В мегафон прозвучало требование остановиться, которому я подчинился. Меня обвинили в превышении скорости в городе Лысково (гаишный прибор измерения скорости высвечивал 83 км/ч) и в неостановке по требованию сотрудника ДПС. Насчет последнего я заявил, что, во-первых, даже не доехал до поста, а во-вторых, смотрел на встречный поток, в который нужно было вклиниться. В общем, на невыполнении требования остановки гаишник не настаивал. В сопровождении гаишной машины я вернулся на пост. Пока гаишник выписывал мне штраф, я завел речь о том, что мы семьей путешествуем по Нижегородскому краю, знакомимся с интересными местами и город Лысково в этом плане имеет для нас особое значение. Я расспросил его о лысковских храмах, как их найти, что еще интересного, на его взгляд, можно порекомендовать туристам. Гаишник оказался человеком очень добродушным. Он все рассказал, даже нарисовал схематично путь до парома. В итоге мне выписали штраф на 100 рублей за незначительное превышение скорости. На том мы и расстались.
Лысково (в прошлом село) ведет свою историю с XV в., и кстати в 2010 году он празднует свое 600-летие. В XVII-XVIII вв. Лысково играло не последнюю роль в Макарьевской ярмарке, которая ежегодно до 1816 г. проходила на противоположном берегу Волги — у стен Макарьевского монастыря. В XIX в. селом владел последний из рода грузинских царей — князь Г.А. Грузинский, которому село обязано крупными вкладами в развитие и благоустройство. Некоторое время (в 1749 по 1808 г.) в Лыскове хранилась уникальная христианская реликвия — Крест святой Нины.





Одним из примеров заботы князя Грузинского о Лыскове является построенная в первой трети XIX в. Вознесенская церковь и комплекс торговых зданий вокруг нее.





С возведением этой церкви деловой центр Лыскова переместился именно сюда, т.к. вокруг церкви шла бойкая торговля.



Тоговые комплексы со временем переоборудовали: один — в Георгиевскую церковь, а другой отдали под духовное училище. В настоящее время Вознесенская церковь закрыта, богослужения в ней не проходят. По словам местных нищих и алкашей церковь уже давно реставрируют (видимо, внутри) и никак не могут завершить начатое. Ближе к берегу Волги находится наиболее древний Спасо-Преображенский собор (1711).



Функционирует он или нет — выяснить не удалось. До отправления парома на Макарьев оставалось около часа. Сначала я собирался подняться на Лысую гору, чтобы с ее вершины запечатлеть город и Макарьевский монастырь. Но прибывающие к парому автомобили остудили мой порыв и я остался стоять в очереди. За время ожидания я рассмотрел недостроенный лысковский речной вокзал. Для меня осталось загадкой с каким расчетом строили это сооружение. Возможно, ожидали подъема уровня Волги...



Ровно в 15.15 паром отчалил от берега. Я смотрел на удаляющееся Лысково и на Лысую гору.





Холодный речной ветер трепал мою шевелюру и пронизывал насквозь, но я ждал появления на горизонте моей мечты — того, ради чего стоило преодолеть сотни километров, чтобы взглянуть на эту красоту — Макарьевского Желтоводского монастыря. И вот долгожданный момент наступил: на горизонте появился силуэт, в котором с приближением прорисовывались купола, белые стены и башни.

Из истории Макарьевского Желтоводского монастыря мы узнаём, что основанная в 1435 г. преподобным Макарием обитель уже в 1439 г. была разорена и уничтожена казанскими татарами. Макарий после этого основал новый монастырь — на реке Унже. А место на Желтых водах пустовало чуть менее 200 лет, пока в 1620 г. инок Авраамий не возродил эту святую обитель, из которой впоследствии выйдет патриарх Никон, знаменитый тем, что своими реформами спровоцировал раскол православной церкви, до сих пор не изжитый.









Во время нашего посещения монастыря была открыта лишь надвратная церковь Михаила Архангела, в которую мы и поднялись, чтобы помолиться пред святыми иконами.

До начала вечернего богослужения оставалось еще 2 часа. Мы прогулялись по территории монастыря, затем обошли его вокруг с внешней стороны, любуясь тем, как крепостные стены с башнями и выглядывающие из-за них купола церквей гармонично вписываются в природный ландшафт низовского поволжья, не обезображенный достижениями цивилизации. В селе Макарьево находится еще одна церковь — Казанской иконы Божьей Матери (1790), которая, как мне удалось выяснить, была возведена в связи с преобразованием села Макарьево в уездный город в 1789 г., чтобы отвечать соответствующим требованиям. В Макарьеве есть музей «Сказка», в котором выставлена фото-экспозиция, посвященная истории этого села, но не попали мы в него по причине нашего невежества — просто не знали о его существовании.
Дожидаться начала вечерней службы в монастыре мы все-таки не стали, т.к. оставался еще целый час, а на улице постепенно темнело. Обратный путь в Нижний Новгород пролегал по керженецким лесам. Дорога заняла около двух часов и в Нижнем мы были в начале восьмого. Я завернул к Староярмарочному собору, т.к. он как раз был по пути.





Это великолепное творение знаменитого Монферрана, его внутреннее благолепие и превосходный церковный хор довершили наполненную эмоциями красочную картинку истекшего дня — последнего дня нашего пребывания в Нижнем Новгороде.
В воскресное утро 26 октября, бросив ключи от квартиры в почтовый ящик (по договоренности с хозяйкой), мы погрузили вещи в машину и выдвинулись в сторону Москвы. Дорога предстояла долгая, а по пути было еще немало интересных мест, которые хотелось посетить. Обязательным пунктом программы была Фролищева пустынь на границе Нижегородской и Владимирской областей, однако в самый последний момент, буквально перед поворотом с трассы супруга предложила отказаться от осмотра этого монастыря. Во-первых, из-за скверной погоды — было пасмурно и ветренно, а во-вторых, наш малыш так сладко спал на руках мамы, что ей совершенно не хотелось его тревожить. Кроме того, последний день любого путешествия всегда скомкан: видимо, сказывается усталость от долгого странствия и желание побыстрее добраться до дома.
Следующим пунктом, где планировалась остановка, был город Гороховец.



Мы галопом проскакали по его центру, пробежали мимо Благовещенского собора,



одним глазком посмотрели на дома Опарина и Канонникова, заглянули в Никольский монастырь, расположенный на горе.







Спустившись, зашли в Сретенский монастырь.







Удивило то, что несмотря на воскресный день абсолютно все храмы были закрыты. На осмотр шедевров деревянного зодчества — дома Пришлецова и особняка Шорина — после лазания по горам уже не оставалось сил, да впрочем и желания, т.к. холодный ветер побуждал быстрее оказаться в тепле.
После Гороховца мы уже без остановок проследовали до самой Москвы, где были примерно в семь вечера.
Итак, подводя итог этому, с одной стороны, увлекательному, но с другой — несколько обрезанному путешествию, следует отметить, что поздняя осень не подходящее время для поездок на дальние расстояния с грудным ребенком. К тому же раннее наступление темноты совершенно не стимулирует что-либо осматривать. Учитывая это в будущем, мне придется либо отводить для путешествий исключительно теплое время года, либо разрабатывать менее насыщенные по количеству объектов программы, чтобы было достаточно времени все осмотреть.
В целом же, на мой взгляд, поездка получилась интересной, но не более чем ознакомительной, хотя и оставила массу позитивных впечатлений.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru