Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 10/2009

По маршруту: Азов, Кабардинка, Хреновое

Рейтинг отчета: 0

Автор:

День первый. Суббота, 26-ое сентября.
В первый день отпуска погода в Москве не радовала. Но на настроение это не влияло. Впереди маячило море, хорошее вино, огромные дешевые раки, многие сотни километров дороги и масса других приятных впечатлений.
В 4-30 утра мы стартанули из Щукино, имея за бортом температуру +7 градусов.
Вся Московская область сопровождала нас дождем и ремонтными сужениями дороги на М4.
Незаметно прошел маленький кусочек Тульской области, дождь прекратился, погода поднялась до 9-10 градусов, стало светлее, и жизнь приобрела совершенно радужный оттенок. Печально известных пробок в Липецкой области не наблюдается. Появляются продавцы знаменитой липецкой картошки.
Всех гаишников благополучно минуем благодаря рации, постоянно включенной на 15-ом канале. Все время идет информация о «машинках» и камерах. На радары теперь ловят мало, в основном, везде установлены камеры. Камеры скромно прячутся на разделительных барьерах и работают «на удаление». То есть на компьютере в гаишной машине вы можете полюбоваться на вашу машину, запечатленную сзади. По рекомендации гаишников скорость на трассе (где ограничение 90) надо держать не более 110, тогда никто не допечется.
В Воронежской области стройными рядами стоят стенды с подсолнечным маслом, сгущенкой, сгущенкой с разбавленным какао-порошком, сгущенкой с разбавленным фруктовым сиропом. Все бутылки имеют разные цвета и стенды выглядят очень красиво. Стоимость полуторалитровой бутылки масла – 100 рублей.

Благополучно проходим воронежскую объездную. На обед решаем заехать в уже проверенное кафе «Лига». Это кафе, как и раньше, не обманывает наших ожиданий.
Путь впереди еще дальний, и мы останавливаемся только лишь для дозаправок.
Ночевка намечена в Азове, где Анютка хочет посетить краеведческий музей и полюбоваться сарматским золотом.
Перед Ростовом уходим на объездную, потом, поворачиваем с объездной не налево на Краснодар, а направо, на Батайск, как бы возвращаясь в сторону Ростова. Дальнобойщики по рации благополучно выводят нас на Батайск, а потом мы выезжаем на дорогу, ведущую уже к Азову.
Затемно въезжаем в Азов и находим гостиницу «Азов». Трехместный номер с удобствами – 1200 рублей. Впервые вижу такую планировку номера. Балкон идет вдоль всей комнаты, но не это удивительно, а то, что на балкон ведут две двери из одного номера. В стоимость номера включен завтрак для всех троих. Как вариант переночевать и отдохнуть очень даже хорошо. Охраняемая стоянка граничит с гостиницей. Стоимость стоянки – 50 рублей.
Дневной пробег 1170 км.

День второй. Воскресенье, 27-ое сентября.
Утром перед открытием музея осматриваемся в окрестностях. Температура 17 градусов, можно прогуляться. Через 300 метров через площадь видна гостиница «Солнечная». На площади памятник Ленину. Чуть ниже смотровая площадка с видом на Дон и пешеходный мост, ведущий к зоне отдыха.
Затем идем к музею, но видим на входе большую галдящую группу детишек. Решаем переждать это стихийное бедствие и осматриваем пока что памятник Петру и памятник первому генералиссимусу Шеину.

К этому времени орава детей проходит в следующие залы, и мы благополучно обилечиваемся. Музей великолепный!! В 22 залах собрано великое множество самых разных экспонатов. В первых залах на стенах висят таблицы, подробно и наглядно рассказывающие обо всех эрах. Глядя на период существования каждой эры отчетливо сознаешь, какой песчинкой является отдельно взятый век.
Многое поражает. Огромный скелет динотерия, челюсть мамонта. Впечатляет череп древнего человека с ровным аккуратным отверстием в черепе от проведенной трепанации. Смотришь на это отверстие в черепе и содрогаясь думаешь, как на живом человеке это делали без наркоза. Причем любопытно, что причины трепанации были самые разные: от болезни человека до «регулирования умственных способностей». Причем это отверстие было заросшим, то есть человек с этакой дыркой жил.

В зале петровского времени мортиры, всевозможные ружья, кафтаны, макет города Азова, портреты царей и вельмож.
Зал икон проходим без остановок, неинтересно.
Потом опять есть на что посмотреть. Реконструкция жилой комнаты и музыкального салона XIX века, часы, много интересных предметов кухонного и обеденного обихода. Есть такая интересная штуковина как похмельница. Стеклянный графин, внутри на дне припаяна стеклянная же фигурка (петушок, например). Наутро, когда выпивка уже кончилась, и наступает мучительное похмелье, с фигурки капают собравшиеся за ночь остатки алкоголя. Набирается порция для опохмелки. С любопытством смотрели на такую, невиданную доселе, вещь как индивидуальная закрытая икорница. Во время застолья ставилась перед каждым гостем. Гость вкушал оттуда рыбный деликатес.
На следующем этаже идут более боевые залы. В витринах можно видеть знаменитую кожанку чекиста, форму поручика дивизии Дроздовского, маузер с деревянной кобурой, служащей при стрельбе прикладом, немецкие каски прусского образца, немецкие газеты, выпускавшиеся в годы Великой Отечественной войны в Ростовской области и многое другое.
На первом этаже музея еще находится зал природы Ростовской области. Поражает сом диковинных размеров, метра три с половиной длиной. Этот сом пожирает утку.

Кроме сома есть большая коллекция разнообразных птичьих яиц, чучела кабанов, волков, лис, различных птиц и рыб.
После Азова начинаем движение в сторону Кучугур. На трассу не выходим. Едем сначала на Ейск, потом дорога на Ейск уходит направо, а мы держим курс на Александровку, последний крупный населенный пункт перед границей с Краснодарским краем. Постом на границе Ростовской области и Краснодарского края пугают, говоря о чрезмерной взыскательности этого поста.
От Азова до границы областей около 70 километров. На посту нас, конечно же, тормозят. Большой стационарный пост, Четыре или пять милиционеров с автоматами. Проверяют документы, сверяют VIN-код. Потом уносят права и тех.талон на пост на что-то проверять. Мы коротаем время, скармливая колбасу щенку. Потом я рассказываю милиционерам анекдот, они поражаются, что мы едем отдыхать на море в поселок, о котором они и не слыхивали. На мой вопрос, где же отдыхают они, они отвечают, что они не отдыхают. Все спокойно, размеренно, доброжелательно. Прощаемся и едем дальше.
От Староминской идем на Новоминскую, а потом на Каневскую. Здесь уже начинаются знакомые места. Большинство отдыхающих едет в эти края, поворачивая с трассы М4 в Кислковской, выходя потом через Ленинградскую на ту же Каневскую. Дороги в Краснодарском крае намного лучше дорог в Ростовской области. Разметка, состояние полотна, да и просто красивее.
Местные водители просто отмороженные. В основном, встречаются две противоположности: либо ползет тихо-тихо, медленнее трактора, какой-нибудь крестьянин-колхозник на древней «единичке», либо затемнив стекла и фары до невозможности, проносится местный фраер-пижон на десятке.
Указателей много, Анютка штурманит потихоньку, Викториус спит или играет в PSP. Один раз ошибаемся в повороте и заезжаем не туда. В Тимашевске нет указателя на Славянск-на-Кубани. Поэтому мы проезжаем ж/д переезд, перед которым надо было поворачивать направо. Лишь когда местные наставляют нас на путь истинный, и мы подъезжаем к повороту с другой стороны, указатель обнаруживается. Пообедать останавливаемся где-то между Тимашевском и Славянском-на-Кубани. Скромная столовая, рекомендованная дальнобойщиками. Обедаем, закупаем зубные щетки, забытые дома.
Знаем, что в Курчанской (последняя станица перед Темрюком) есть специализированный магазин от завода «Кубань-Вино», находящегося в Старотитаровской. Этот завод из-за нерентабельности грозится прекратить выпуск десертных и крепленых вин типа «Таманского доктора», «Гранатового браслета» из коллекции «Главвино». А в Курчанской эти вина еще остались. Поэтому мы останавливаемся и делаем первую закупку.
Около восьми вечера приезжаем на место нашего будущего обитания, в станицу Кучугуры. На территории участка три двухэтажных кирпичных дома. Типичный гостевой дом. Кроме нас НИ-КО-ГО нет. Красота. Размещаемся в двух комнатах, кроме этого наш балкон и застекленная терраса. Все удовольствие стоит 1000 рублей в сутки.
На этом второй день заканчивается.
Дневной пробег 415 км.

День третий. Понедельник, 28-ое сентября.
Утром осматриваемся на территории. На термометре 17 градусов. Причем, тепла.

На территории есть детская площадка, место для шашлыкожарения и симпатичная итальянская горка с прудиком. Идти до моря две минуты. Ехать до трассы через поселок семь километров.
Кучугуры в меньшей степени курортный поселок, чем Голубицкая. Спуски к морю менее симпатичны, в поселке меньше развлечений для отдыхающих. Может быть, поэтому Кучугуры менее известны, а цены на проживание чуть ниже.
Едем в Темрюк на рынок. Но кто ж мог знать, что в Темрюке рынок по понедельникам закрыт.))))
Значит, в этот день мы остались без изумительных огромных раков по 170 рублей.
В оставшееся время купаемся, гуляем по пляжу, пьем вино.
Дневной пробег 101 км.

День четвертый. Вторник, 29-ое сентября.
Утренняя погода 13 градусов.
В этот день у нас намечена экскурсия на винный завод «Фанагория» в поселке Сенной. От Кучугур до Сенного 21 км. У проходной нас встречает сотрудник завода Наташа, которая и проводит экскурсию. Процесс начинается с весовой, где взвешивается груженый и пустой транспорт. Виноград сразу сгружается в прессы.

Прессы на заводе отечественного и французского производства. Французская технология более «мягкая», позволяющая сохранять мякоть ягоды в целостности вплоть до пресса без соприкосновения с кислородом. Российский (вернее, советский) пресс шнекового типа. С интересом смотрим, как мезга отгружается на тракторный прицеп и вывозится. На открытом воздухе, так же как на винзаводе в Старотитаровской, стоят резервуары с винным сырьем.

Резервуары, в принципе, везде одинаковые, как и фильтры для очистки купажа.
А вот потом идем на участок, который показывают не на каждом заводе. Участок производства сувенирной продукции, то бишь алкоголя в сувенирной упаковке. Сначала любуемся на кучу (извините за выражение) красной глины. Потом с любопытством наблюдаем работу гончара и художников. И гончар, и художники просто волшебники. Из мокрого куска глины сначала получается изящная бутылка, а потом, после лепки, высыхания и отжига, на бутылке вырезают узор и разукрашивают.


Смотрим ряды глиняных бутылок, проходящих испытания. В бутылки наливают воду и оставляют на сутки. При подтекании воды бутылку выбраковывают. Смотрю на бутылки и считаю процент брака. Получается около шести процентов.
Закупив несколько глиняных бутылок для более эстетичного хранения вина, продолжаем экскурсию в цеху розлива. Технология хорошо знакомая, ничего нового не увидели. Бутылки ополаскивают горячей водой, разливают вино, укупоривают пробкой, наклеивают этикетку. Вот и все.
Заключительный этап в дегустационном зале. На дегустацию выставлено шесть бутылок из номерного резерва. Пробовать вина надо от сухих к сладким и от белых к красным. Ну, про повышение крепости не знает только младенец. На Анютку производит впечатление серия «Крю Лермон» из винограда сорта «мерло».
После дегустации закупаемся понравившимися винами в магазине при заводе и едем на Бугазскую косу. На Бугазскую косу надо ехать через поселок Веселовку. На карте еще показана прямая дорога, но она намного хуже и плохо проходима для нормальных машин. Место это привлекло внимание интересным расположением и размерами: шириной не более 500 метров, а длиной около 12 километров.

На карте выглядит узенькой полоской, идущей от Таманского полуострова к Анапе. Тихое-тихое безлюдное место, песок, битая ракушка, галька. Черное море! Ощущение полной безлюдности рассеивает разбитый неподалеку лагерь любителей дикого отдыха. На их машинах подмосковные номера.
Мы располагаемся на берегу моря, купаемся, сравниваем на вкус соленость Черного моря по сравнению с Азовским.
Дорога обратно: между Веселовкой и поселком Артющенко справа виноградники, слева большое соляное озеро. Оно так и называется – Соленое. Решаем походить и по нему. По грунтовой дороге доезжаем непосредственно до спуска к озеру. В длину озеро около полутора километров, в ширину – около километра. Уже потом прочитали, что максимальная глубина 10 сантиметров! Тогда мы этого не знали и шли по грязево-соленой корке с опаской.

Летом озеро почти высыхает, а зимой во время штормов и дождей наполняется водой. В каждом литре воды озера содержится около 300 граммов соли. Раньше на озере шли обширные соляные промыслы, но с 1952 года разработка соли была прекращена. Сейчас здесь активно разрабатывают и вывозят в грязелечебницы Анапы и Геленджика целебную грязь.
После этого возвращаемся домой и остаток дня гуляем по морю, немножко купаемся, собираем ракушки.
Дневной пробег 70 км.

День пятый. Среда, 30-ое сентября.
На этот день намечена экскурсия в винные подвалы винзавода «Саук-Дере», расположенного в одноименном поселке. Этот поселок расположен около городка Крымска Анапского района. Винзавод знаменит огромными винными подвалами. История происхождения этих подвалов очень интересна. В 30-х годах в Саук-Дере производилась добыча камня-ракушечника для строительства крупнейшего в СССР консервного комбината. Оставшиеся после выработки тоннели предполагалось использовать для хранения продукции комбината. Однако позже было принято решение использовать помещение с постоянно держащейся температурой 11-13 только для хранения вин.
В 1952 году была построена коллекционная винотека для бутылочной выдержки лучших вин всех советских республик, отбиравшихся по итогам всесоюзных дегустаций.
Допуск в само помещение винотеки очень ограничен, практически закрыт.

Подвалы впечатляют! Идем по наклонному коридору вниз. Направо отходят поперечные коридоры, в каждом из которых находятся огромные бочки с вином и без вина. Длина каждого из поперечных коридоров до 250 метров, а количество бочек 50-60. В нижней части бочек есть специальные люки для персонала, обслуживающего бочки, чтобы работник мог вымыть бочку изнутри водой с антисептиком. Вино заливается в бочку через верхнее отверстие для вина, которое затем забивают пробкой и заливают парафином. Поскольку в подвалах поддерживается определенный влажный микроклимат, металлические обручи у бочек быстро сгнивают. Для устранения плесневых и других бактерий хранилище окуривают серными фитилями, которые зажигают каждую пятницу.
После экскурсии традиционная дегустация в зале с красивейшим видом на горы.

У ворот завода магазин, где мы и закупаемся. Сейчас заводы «Саук-Дере» и «Мысхако» принадлежат одному владельцу, поэтому в фирменных магазинах можно купить продукцию обоих заводов. С радостью закупаю «Каберне Мысхако», а Анютка – знаменитую «Черную ночь».
От Саук-Дере выезжаем на трассу А146, ведущую к Верхнеабаканскому, где она соединяется с М25. Времени мало, едем, не торопясь, потому и замечаем на левой стороне трассы в поселке Горный музей чучел. От нечего делать посещаем. Чучел очень много, но именно поэтому и становится жалко всех убиенных зверюшек. Есть там рысь, медведи, кабаны, совы и многие другие.
Далее левый поворот на Новороссийск, а правый на Анапу. Решаем проехаться в сторону Кабардинки и Геленджика. Пейзаж красивый, дорога большей частью - двухполоска, слева высокие горы. Перед въездом в Новороссийск запрашиваю по рации у дальнобойщиков, как покороче проехать на Геленджик. Мне отвечают про второй левый поворот на стрелку. Медленно двигаюсь среди местных самосвалов. Полностью миновать город не удается, проезжаю по его левой части.
Выезжаем из города и останавливаемся у мемориала. Надпись гласит: «». По периметру площадки названия кораблей, их силуэты, а также указано расстояние от берега, на котором данный корабль затоплен.

Дальше держим путь в Кабардинку. Останавливаемся у набережной центрального пляжа, гуляем. Представляю себе толпы людей, совершающих здесь променад в высокий сезон, и зарекаюсь ездить в эти края летом.
Следующую остановку совершаем у памятника погибшим на пассажирском лайнере «Адмирал Нахимов» при столкновении с сухогрузом «Петр Васев». Рассказываю Викториусу эту трагедию, проходим, молча, мимо табличек, где указаны фамилии всех 423 погибших. Фотографироваться у такого места считаю кощунством, поэтому, постояв еще немного, едем опять на трассу в сторону Геленджика.
Доезжаем до окраины Геленджика, смотрим на город, раскинувшийся перед нами, любуемся на море и … принимаем решение не ехать в город, а попытаться проехать ближе к морю, свернув направо перед аэропортом. Попетляв по узким улочкам между коттеджей и гостевых домов, без сожаления поворачиваем обратно, тем более и кушать уже хочется.
Пообедать останавливаемся, чуть не доезжая Новороссийска, в корчме «Казачий курень». Корчма находится прямо на трассе, но благодаря большой зеленой территории и удаленности беседок со столами от глухого забора, ограждающего корчму, трассу не видно и не слышно. Столы стоят как в открытых беседках, так и в домиках. Все утопает в зелени, чисто, аккуратно, гостеприимно.

В вольерах ходят фазаны и индюшки. В пруду плавают карпы и осетры. Официантки приветливы, проворны, толковы, симпатичны и проворны. Меню разнообразно. В саду, где стоят беседки, тенисто и уютно. Порции велики. Кошки, гуляющие по территории, деликатны и упитанны.
Одним словом, деньги за такой обед и такие впечатления выкладывать не жалко.
До дома доезжаем без всяких происшествий.
Дневной пробег 380 км.

День шестой. Четверг, 01-ое октября.
В этот день решаем съездить на косу Чушка, туда, где находится порт «Кавказ» и заканчивается трасса М25. Коса расположена между Керченским проливом и Таманским заливом. Еще оттуда ходит паром до Керчи. Километров за пять-семь до порта «Кавказ» на трассе серьезный милицейский пост. Граница как-никак рядом. У водителей проверяют все подряд, у пассажиров обязательно паспорта, на машине сверяют VIN и просят открыть багажник. Потом уносят водительские и автомобильные документы внутрь поста и выдают обратно через специальное окно спустя пять-десять минут.
Дальше дорога пустая, машины попадаются редко.
Доезжаем до очереди на паром, знакомимся с ценами и, решив, что ознакомление закончено, едем к берегу. Останавливаемся немного погулять, пособирать ракушки, посмотреть на медуз. Впервые видим в море дельфинов. Их штуки три. Прыгают, носятся с огромной скоростью. Викториус расстраивается, что дельфины не хотят подплыть и познакомиться с ним поближе. Кстати, название косы связывают с тем, что раньше на берег в этом месте часто выбрасывались дельфины. В этих краях дельфинов называли морскими свиньями, или чушками. Отсюда по одной версии и пошло название мыса Чушка. В 1944 году через Керченский пролив был построен мост в Крым. Забавно, что зимой того же года мост был снесён ледоходом. А уж спустя 11 лет, в 1955 году, была налажена паромная переправа.
Местные деликатно поправляют произношение названия и ставят ударение в названии Чушка на второй слог. Еще одна версия названия, что Екатерина, проезжая эти края, очень неодобрительно отнеслась к грязи и неаккуратности местных жителей. Так и было дадено название.
Раз времени не так много, заезжаем через Темрюк в Курчанскую и дополнительно закупаемся вином, имея в виду уже закупку для Москвы.
Дневной пробег 200 км.

День седьмой. Пятница, 02-ое октября.
Никуда далеко не выезжаем, а гуляем по окрестностям. В окрестностях Кучугур тоже есть грязевой вулкан. Почти до самого вулкана можно доехать на машине.

День восьмой. Суббота, 03-ое октября.
Опять никуда не поехали. Море, вино, вареные раки.
Разведка окрестностей на предмет понимания, где можно приткнуться в следующем году. Разведданные показывает, что, уже начиная с середины сентября, в Голубицкую и прочие прибрежные места можно смело приезжать без предварительных договоренностей и предоплат. Любой двухкомнатный номер в двух-трех минутах ходьбы можно без проблем взять за тысячу рублей.

День девятый. Воскресенье, 04-ое октября.
Поутру на улице 18 градусов. Решаем съездить на мыс Тузла. Хотя и были там в прошлом году. Тамань проходим без остановок: музей Лермонтова, музей вина и музей казачества не вдохновляют к посещению.
А вот на самом мысе хорошо. Справа Таманский залив, слева Черное море. Посередине мыс имеет проезжую щебеночную дорогу, на левую сторону отходит много карманов, куда можно поставить машину, а самому спуститься к морю. В конце мыса рыбаки ловят рыбу, их женщины раскочегаривают костер, дайвер бродит в поисках подходящего места. Тишина, спокойствие, умиротворенность. Мы оставляем машину в одном из карманов и идем купаться в Черное море.
На обратном пути решаем заехать в поселок Волна. Поселок расположен на побережье, любопытно посмотреть, что там есть интересного. Проезжаем огромную территорию строящегося перевалочного комплекса «Тольяттиазот» с гигантскими резервуарами для аммиака.

Поселок Волна ничего интересного из себя не представляет. Пансионат «Волна», указатель которого стоит на трассе М25, сгорел в прошлом году. Сам поселок стоит на высоком берегу, к морю надо спускаться по длинной крутой лестнице. В этом месте в море тоже видим дельфинов.
По пути на трассу, рискуя прослыть шпионами, заезжаем к радиолокационной станции. РЛС стоит на высокой горе, и я предполагал сделать с горы несколько снимков. Однако вид не радует, кроме строящегося аммиачного комплекса ничего интересного.
Больше ничего выдающегося в этот день не произошло.
Дневной пробег 145 км.

День десятый. Понедельник, 05-ое октября.
Только лишь сбор в дорогу, так как выехать решено на следующий день рано утром.
На трассе закупаемся виноградом, арбузами, помидорами. Вино уже ждет погрузки.

День одиннадцатый. Вторник, 06-ое октября.
Старт из Кучугур в пять утра. Примерно через час, когда едем по станицам, начинается сильный туман. Еду с включенными и передними и задними противотуманками. Первый час средняя скорость – 80 км/час (сплошные станицы, не разгонишься, а фур нет и рация молчит про «машинки»), во второй и третий часы средняя снижается до 75 км/час. Через 340 км выезжаем на трассу М4. Времени 10-15, погода 12 градусов. Найдя заправку ТНК, кормим «зверя, а Анютка наслаждается кофе.
В Ростовской области останавливаемся около мотеля «Триумф», о котором читали много хвалебного. Я хочу убедиться на деле, так это или не так. Мотель расположен около Аютинской развилки (993 км трассы М4, поворот на Аютино, правая сторона по направлению к Москве). На ресепшн все аккуратно, вежливо, почти по-европейски. Любезно рассказывают про размещение, не затрудняются показать номер и бассейн. Номер поистине королевский, огромный, бассейн тоже производит очень хорошее впечатление. Стоимость этой роскоши: 2900 руб за номер, включая плавание в бассейне и сауну, 2500 руб просто за проживание. В стоимость включен завтрак. Приняв все к сведению. Продолжаем путь.
На смешанный завтрако-обед останавливаемся в Тарасовском. Это еще Ростовская область, но уже километров 50 за Каменск-Шахтинском. Тарасовский (как и Богучар в Воронежской области) знаменит длинным рядом едально-питейных забегаловок вдоль дороги. Обед не запомнился, так, что-то покушали и ладно.
Дальше без остановок едем к предполагаемому месту ночевки. Рассчитываем заночевать в Боброве, имея в виду предстоящую на следующий день экскурсию на Хреновской конезавод. А от Боброва до Хреновского чуть больше тридцати километров. Спасает нас от ночевки в Боброве следующее. Перед ночевкой в планах стоит разведка санатория Цюрупы для некоторых планов на будущий год. До Цюрупы едем по красивейшим местам. Дорога идет в сосновом бору, а потом у правого поворота к поселку Стрелка и к реке Икорец открывается необычайно красивый вид на поля, дальний лес и огромную церковь. Уж на что я не сторонник любоваться храмами божьими, но это сооружение поражает величием, спокойствием и очень удачным месторасположением.
У Цюрупы встречаем парней, которые в унынии рассказывают про отсутствие в гостинице Боброва отопления. Это является для Анютки серьезным аргументом, и мы останавливаемся на ночлег в мотеле «Славянка».
Мотель находится непосредственно на трассе М4 (598 км), слева, по ходу движения в Москву. Мотель произвел отличнейшее впечатление. В номере большая двуспальная кровать и вполне уютное кресло-кровать. Санузел раздельный. Чисто, аккуратно. Цена в зависимости от размеров комнаты от 1500 до 1900 рублей. Стоянка охраняемая, платная, 50 рублей. Обслуживание в кафе на первом этаже быстрое, качественное, ассортимент блюд большой, цены очень приемлемые. В кафе мы и поужинали, и, на следующий день, позавтракали.
Дневной пробег 940 км.


День двенадцатый. Среда, 07-ое октября.
Утром нас ждет экскурсия на конезаводе в поселке Хреновое. От трассы до Хренового через Бобров всего ничего, 42 километра. В Боброве надо проезжать через центр, и я наудачу запрашиваю 15-й канал. К моему приятному удивлению «братишки» откликаются и рассказывают, как проехать через город.
Дорога от Боброва к Хреновому очень спокойная, идет через красивый густой лес, дорожное полотно качественное, без заплаток.
Экскурсия начинается с рассказа в музее. Как детектив можно слушать историю о том, как граф Орлов тайком вывез с Аравийского полуострова жеребца Сметанку. Сметанка полтора года своим ходом шел до имения и явился прародителем рода орловских рысаков. Портреты, а позже и фотографии, всех выдающихся представителей этой породы представлены в музее. Смотрим племенные книги и паспорта лошадей, коляски. Меня, как человека, далекого от лошадей, удивляет разнообразие подков. Для тяжеловозов одни, для ходьбы по снегу другие, для рысаков третьи. Интересна и история про Шишкина, вступившего в управление заводом после смерти Орлова, когда завод перешел к дочери Орлова, Анне. Существовал запрет на продажу с завода производителей. Шишкин вывел самых лучших производителей в разряд выбракованных и спокойно продал их самому себе, пользуясь подставными лицами.
Меня, как известного обжору, интересует все, связанное с едой. Уточняю подробности лошадиного рациона. Знаменитый Улов получал, например, 9 кг овса, 1 кг отрубей, 5 кг сена, 3 кг моркови, а летом 1 кг яблок. В период напряженной работы в рацион постепенно вводились яйца от I до 10 шт. и 1/2 кг сахара. Количество овса в рационе в это время снижалось до 7 кг в сутки.
По дороге от музея к заводу, любуемся усадьбой. Шесть лет шло строительство усадьбы по проекту знаменитого архитектора Жилярди. Усадьба сохранилась практически в первозданном виде. Само здание усадьбы, конюшни, мостик, который был когда-то центральным въездным… Мимо памятника графу Орлову-Чесменскому идем в конюшни. Смотрим два загона с очаровательными жеребятами. Жеребята охотно принимают в угощение сахар, покусывают друг друга, сражаясь за лакомство.

За всем этим сурово и даже немного брезгливо наблюдает огромный кот, начальник службы безопасности, командир бригады котов, поставленной на конюшни для охоты за мышами и крысами.
После загонов проходим мимо тренировочной качалки и заходим в сами конюшни. Именитые жеребцы-производители очень важные, осознают свою роль в развитии генофонда завода, важно косят глазом, грозно ржут, но от сахара тоже не отказываются.

Небольшое демонстрационное помещение, предназначенное для показа лошадей потенциальным покупателям. Из разноцветного песка вложены всевозможные рисунки и узор. Очень симпатично, чувствуется, что работники, создававшие рисунки, делали это с любовью.

Далее еще жеребцы, жеребцы и логическое завершение посещения конюшен - случный зал. Большой зал с ведущей по диагонали дорожкой и кучей опилок в углу. Мне, как человеку испорченному, в этой груде опилок сразу мерещится лошадиное ложе для сексуальных утех.

Про сегодняшний день завода нам рассказывают, что в конюшнях завода сейчас находится около 500 лошадей. Из них 300 - орловской рысистой, 150 - арабской чистокровной и 50 - русской тяжеловозной породы. Многие русские тяжеловозы заняты на повседневной развозной работе. Их, запряженных во всевозможные телеги, можно видеть по всему Хреновому.
После экскурсии гуляем по усадьбе, любуемся старыми постройками, я с интересом смотрю дорожку для тренировок с усиленной нагрузкой.
Около комплекса конюшен с внешней стороны с обеих сторон от ворот могилы знаменитых орловских рысаков-производителей, Улов и Палач.

На обратном пути к машине еще раз любуемся осенним усадебным парком.
После этого выходим на трассу, обед в проверенном кафе «Привал» в поселке Комсомольский.
Дальше дорога домой без приключений. Около Ельца утыкаемся в хвост затора, которым все всех пугают. Юные коммерсанты машут руками, предлагая вывести на объездную дорогу. Мысленно посылаем их на хрен и… теряем на пресловутую пробку всего-навсего минут 15. Зато ползем вперед с комфортом, а не прыгаем в пыли по ухабистой проселочной дороге.
После платного участка в Липецкой области закупаем пару мешков знаменитой липецкой картошки, самой вкусной картошки на свете.
Дальше до дома остается, по меркам всего путешествия, уже совсем немного.
Потом обычная толкотня на МКАДе около Можайки, и вот уже я заношу в лифт коробки с вином, ящик с виноградом, арбузы и прочие материализованные впечатления от отпуска.
Общий пробег за время отпуска – 4300 км

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru