Откуда: Москва Когда: 01/2010
По маршруту: Тверь, Старица (Красное), Бортеневское поле, Лотошино, Волоколамск
Рейтинг отчета:
Автор: Химик
ТВЕРСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОКАТУШКИ
Участники: Андрей (Химик), Лена, ВАЗ 21101; Дима, Оля, КИА-Рио.
У нас теперь есть хорошая традиция. На рождество (или крещение) мы обязательно отправляемся в недалёкое автопаломничество. В данном составе мы ездили в 2008 году в Переславль-Залесский, а сейчас выбор пал на древний город Старицу с её Успенским монастырём, основанным в 1110 году, т.е. ровно 900 лет назад. Ну, а чтобы сделать путешествие более содержательным, решили заехать в областной центр Тверь и провести там вечер.
Скрытой целью поездки была разведка короткого пути из Старицы в Москву, реально существующего, но не обозначенного на картах.
Достопримечательности региона хорошо известны и достойно отражены в литературе, поэтому здесь будут представлены главным образом личные впечатления пишущего эти строки.
Итак, старт был дан 5 января 2010 года в 8.50. Дорожные условия благоприятствовали перемещению, т.к. МКАД был хорошо расчищен, а Ленинградка так даже и полита реагентом. Движение не слишком оживлённое. Через 50 км пути группа воссоединилась у бензоколонки на въезде в Солнечногорск.
По дороге в нашей машине, должно быть от холода, взбесился бортовой компьютер. Привлекая к себе внимание писком, он заявил, что расход бензина у нас 21 литр на 100 км и вообще мы сожгли 38,5 литров. Но стрелка на указателе бензобака была с ним категорически не согласна.
Не торопясь, к 12 часам мы достигли Твери, остановились на площади Ленина около мэрии и пошли искать гостиницу. Намечена была не очень известная гостиница областной администрации, под названием Заря; вскоре она и обнаружилась на перекрёстке улиц Трехсвятской (пешеходной) и Симеоновской. Гостиница прекрасно расположена в самом центре и при этом имеет собственную охраняемую и бесплатную автостоянку. Двухместные номера оказались еще и двухкомнатными, не считая прихожей, естественно, в гостиной телевизор, холодильник и раскладной (!!) обеденный стол. Всё располагало к полноценному отдыху, но его надо было ещё заслужить, поэтому после перекуса отправились на экскурсию.
Успели посетить областной краеведческий музей (экспозиция обширная и любопытная), с удовольствием прошлись по центру этого на самом деле приятного и гостеприимного города. Гуляли бы до позднего вечера, но ранние сумерки и знатный морозец заставили переместиться в закрытое помещение. Очень неплохо посидели в пивном ресторанчике «Люблин».
Наутро, после завтрака, выехали в Старицу. К большому моему удивлению, выехали из города, не заблудившись. Шоссе Тверь – Ржев было расчищено, конечно, похуже магистрали, но вполне удовлетворительно, а особенно приятно то, что и встречные, и попутные машины попадались редко. От Твери до Старицы 72 километра, и при этом светило солнышко, поэтому настроение было самое радужное. Даже бортовой компьютер, продолжавший чудить (сегодня он ограничился 18 л/100 км) его ни капельки не портил.
В Старице есть единственная гостиница «Волга», номера в ней были забронированы, цены по среднерусским меркам более чем толерантные. Единственное огорчение – долго искали платную стоянку, она довольно далеко от гостиницы, и долго шли оттуда. Таким образом, был потерян изрядный кусок светового дня. Но не беда, мы были хорошо вооружены картами и путеводителями и все обозначенные на них пункты осмотреть успели. Жаль, что рождественская служба в монастыре начинается в 11 вечера – конечно, не пошли, но посещением главного Успенского собора (1530) отметились. Ночь опустилась на Старицу безветренная и безоблачная.
Однако утром, выйдя за машинами, обнаружили мы, в полном соответствии с долговременным прогнозом, снег и метель. Очень жаль, но на наши планы это не повлияло. И мы отправились по знакомой нам дороге в сторону Торжка.
Ездили мы по этой дороге дважды, путешествуя по так называемому «Пушкинскому кольцу Верхневолжья». Но сейчас мы едем в гости не к Пушкину, а к М.Ф. Полторацкому – дедушке знаменитой его подруги Анны Керн. В усадьбе Красное (20 км от Старицы + ещё 4 км местной дороги) находится уникальная готическая Преображенская церковь (1790, арх. Ю.М. Фельтен). Давно хотелось её посмотреть, да всё как-то не приходилось. А вот теперь удалось, и, хотя её состояние никак нельзя назвать идеальным, всем очень понравилось. К сожалению, усадьба Полторацкого – большой двухэтажный дом – полуразрушена, крыша обвалилась прямо внутрь здания. Неужели не найдутся потомки, способные выкупить (хотя у кого?) и восстановить имение? Кстати, и запущенный парк можно было бы привести в порядок.
Где-то невдалеке от Красного есть святой целебный источник Иоанна Предтечи, но искать его по заметённым снегом дорогам мы всё-таки не рискнули. Тем самым подарив себе повод приехать сюда ещё раз.
Ну, а теперь в обратный путь. На выезде из Старицы заправка на АЗС «Роснефть», одометр на ноль – и в путь.
Из Старицы можно добраться до Москвы по трём направлениям: через Тверь (откуда приехали, 233 км); через Ржев (286 км) и прямиком – через Лотошино. Последний способ предусматривает как минимум три варианта:
• Колталово – Суховерково – Панигино – Микулино (ездили в 2000 г., не понравился участок дороги в середине);
• Степурино – Сидорово – Коноплёво – трасса Тверь–Волоколамск;
• Степурино – Гурьево – Афанасово – Лотошино (самый короткий путь, которым, по всей вероятности, и пользовался Пушкин, когда ездил в Ярополец к тёще).
Был выбран второй вариант, как самый надёжный. Хотя ни на одной карте ни одной из перечисленных дорог (даже в атласе «Подмосковье» 2009 г.) как пригодных для проезда не числится, они реально существуют и даже асфальтированы. Выбирая путь через Сидорово, приняли во внимание два фактора: а) по этому направлению ходит рейсовый автобус из Волоколамска; б) близ дороги – мемориал «Бортеневское поле», посвящённый первой в истории победе российских войск над монголо-татарами. Очень хотелось его осмотреть, что и было осуществлено. Правда, сражение это состоялось в ходе феодальной междоусобной войны между Москвой и Тверью, в которой монголо-татарский легион выступал на стороне тех, кто больше заплатит. Победу одержал тверской князь Михаил Ярославич, впоследствии казнённый в Золотой Орде. А вот за земляков мне в данном случае ни капельки не обидно. Потому что собирать Русь копьями иноземных захватчиков – это, согласитесь, тоже не метод.
Описываемая дорога на всём протяжении асфальтовая, но расчищена плохо и укатана до льда. Из-за этого наша «десятка», у которой шипованные шины стоят только спереди, два раза срывалась в занос и вертелась на обледенелой дороге. Со стороны это выглядело, видимо, как на гонках «Формулы-1» в дождь. Спасло отсутствие попутных (друзья держали солидную дистанцию, как знали) и встречных машин. Стало ясно, что надо всё-таки ставить шипы на все четыре колеса.
Вскоре выбрались на трассу Тверь – Волоколамск. До райцентра Лотошино оставалось 26 км, далее 34 км – Волоколамск и ещё 98 км до МКАД. По одометру пробег от Старицы до дома составил 215 км.
Новорижская трасса была расчищена, но не полностью и никакой гадостью не полита. Метель и позёмка становились всё сильнее, поэтому мы не спешили и катились в правом ряду со скоростью 80–90 км/ч, по возможности избегая обгонов. Так без всяких происшествий мы и добрались до дома и успели спокойно отпраздновать Рождество.
Ну что сказать в итоге? Всё отлично! Только хорошо бы градусов на 10 потеплее и хотя бы на часик подлиннее световой день. Увы, это не в наших силах…
Участники: Андрей (Химик), Лена, ВАЗ 21101; Дима, Оля, КИА-Рио.
У нас теперь есть хорошая традиция. На рождество (или крещение) мы обязательно отправляемся в недалёкое автопаломничество. В данном составе мы ездили в 2008 году в Переславль-Залесский, а сейчас выбор пал на древний город Старицу с её Успенским монастырём, основанным в 1110 году, т.е. ровно 900 лет назад. Ну, а чтобы сделать путешествие более содержательным, решили заехать в областной центр Тверь и провести там вечер.
Скрытой целью поездки была разведка короткого пути из Старицы в Москву, реально существующего, но не обозначенного на картах.
Достопримечательности региона хорошо известны и достойно отражены в литературе, поэтому здесь будут представлены главным образом личные впечатления пишущего эти строки.
Итак, старт был дан 5 января 2010 года в 8.50. Дорожные условия благоприятствовали перемещению, т.к. МКАД был хорошо расчищен, а Ленинградка так даже и полита реагентом. Движение не слишком оживлённое. Через 50 км пути группа воссоединилась у бензоколонки на въезде в Солнечногорск.
По дороге в нашей машине, должно быть от холода, взбесился бортовой компьютер. Привлекая к себе внимание писком, он заявил, что расход бензина у нас 21 литр на 100 км и вообще мы сожгли 38,5 литров. Но стрелка на указателе бензобака была с ним категорически не согласна.
Не торопясь, к 12 часам мы достигли Твери, остановились на площади Ленина около мэрии и пошли искать гостиницу. Намечена была не очень известная гостиница областной администрации, под названием Заря; вскоре она и обнаружилась на перекрёстке улиц Трехсвятской (пешеходной) и Симеоновской. Гостиница прекрасно расположена в самом центре и при этом имеет собственную охраняемую и бесплатную автостоянку. Двухместные номера оказались еще и двухкомнатными, не считая прихожей, естественно, в гостиной телевизор, холодильник и раскладной (!!) обеденный стол. Всё располагало к полноценному отдыху, но его надо было ещё заслужить, поэтому после перекуса отправились на экскурсию.
Успели посетить областной краеведческий музей (экспозиция обширная и любопытная), с удовольствием прошлись по центру этого на самом деле приятного и гостеприимного города. Гуляли бы до позднего вечера, но ранние сумерки и знатный морозец заставили переместиться в закрытое помещение. Очень неплохо посидели в пивном ресторанчике «Люблин».
Наутро, после завтрака, выехали в Старицу. К большому моему удивлению, выехали из города, не заблудившись. Шоссе Тверь – Ржев было расчищено, конечно, похуже магистрали, но вполне удовлетворительно, а особенно приятно то, что и встречные, и попутные машины попадались редко. От Твери до Старицы 72 километра, и при этом светило солнышко, поэтому настроение было самое радужное. Даже бортовой компьютер, продолжавший чудить (сегодня он ограничился 18 л/100 км) его ни капельки не портил.
В Старице есть единственная гостиница «Волга», номера в ней были забронированы, цены по среднерусским меркам более чем толерантные. Единственное огорчение – долго искали платную стоянку, она довольно далеко от гостиницы, и долго шли оттуда. Таким образом, был потерян изрядный кусок светового дня. Но не беда, мы были хорошо вооружены картами и путеводителями и все обозначенные на них пункты осмотреть успели. Жаль, что рождественская служба в монастыре начинается в 11 вечера – конечно, не пошли, но посещением главного Успенского собора (1530) отметились. Ночь опустилась на Старицу безветренная и безоблачная.
Однако утром, выйдя за машинами, обнаружили мы, в полном соответствии с долговременным прогнозом, снег и метель. Очень жаль, но на наши планы это не повлияло. И мы отправились по знакомой нам дороге в сторону Торжка.
Ездили мы по этой дороге дважды, путешествуя по так называемому «Пушкинскому кольцу Верхневолжья». Но сейчас мы едем в гости не к Пушкину, а к М.Ф. Полторацкому – дедушке знаменитой его подруги Анны Керн. В усадьбе Красное (20 км от Старицы + ещё 4 км местной дороги) находится уникальная готическая Преображенская церковь (1790, арх. Ю.М. Фельтен). Давно хотелось её посмотреть, да всё как-то не приходилось. А вот теперь удалось, и, хотя её состояние никак нельзя назвать идеальным, всем очень понравилось. К сожалению, усадьба Полторацкого – большой двухэтажный дом – полуразрушена, крыша обвалилась прямо внутрь здания. Неужели не найдутся потомки, способные выкупить (хотя у кого?) и восстановить имение? Кстати, и запущенный парк можно было бы привести в порядок.
Где-то невдалеке от Красного есть святой целебный источник Иоанна Предтечи, но искать его по заметённым снегом дорогам мы всё-таки не рискнули. Тем самым подарив себе повод приехать сюда ещё раз.
Ну, а теперь в обратный путь. На выезде из Старицы заправка на АЗС «Роснефть», одометр на ноль – и в путь.
Из Старицы можно добраться до Москвы по трём направлениям: через Тверь (откуда приехали, 233 км); через Ржев (286 км) и прямиком – через Лотошино. Последний способ предусматривает как минимум три варианта:
• Колталово – Суховерково – Панигино – Микулино (ездили в 2000 г., не понравился участок дороги в середине);
• Степурино – Сидорово – Коноплёво – трасса Тверь–Волоколамск;
• Степурино – Гурьево – Афанасово – Лотошино (самый короткий путь, которым, по всей вероятности, и пользовался Пушкин, когда ездил в Ярополец к тёще).
Был выбран второй вариант, как самый надёжный. Хотя ни на одной карте ни одной из перечисленных дорог (даже в атласе «Подмосковье» 2009 г.) как пригодных для проезда не числится, они реально существуют и даже асфальтированы. Выбирая путь через Сидорово, приняли во внимание два фактора: а) по этому направлению ходит рейсовый автобус из Волоколамска; б) близ дороги – мемориал «Бортеневское поле», посвящённый первой в истории победе российских войск над монголо-татарами. Очень хотелось его осмотреть, что и было осуществлено. Правда, сражение это состоялось в ходе феодальной междоусобной войны между Москвой и Тверью, в которой монголо-татарский легион выступал на стороне тех, кто больше заплатит. Победу одержал тверской князь Михаил Ярославич, впоследствии казнённый в Золотой Орде. А вот за земляков мне в данном случае ни капельки не обидно. Потому что собирать Русь копьями иноземных захватчиков – это, согласитесь, тоже не метод.
Описываемая дорога на всём протяжении асфальтовая, но расчищена плохо и укатана до льда. Из-за этого наша «десятка», у которой шипованные шины стоят только спереди, два раза срывалась в занос и вертелась на обледенелой дороге. Со стороны это выглядело, видимо, как на гонках «Формулы-1» в дождь. Спасло отсутствие попутных (друзья держали солидную дистанцию, как знали) и встречных машин. Стало ясно, что надо всё-таки ставить шипы на все четыре колеса.
Вскоре выбрались на трассу Тверь – Волоколамск. До райцентра Лотошино оставалось 26 км, далее 34 км – Волоколамск и ещё 98 км до МКАД. По одометру пробег от Старицы до дома составил 215 км.
Новорижская трасса была расчищена, но не полностью и никакой гадостью не полита. Метель и позёмка становились всё сильнее, поэтому мы не спешили и катились в правом ряду со скоростью 80–90 км/ч, по возможности избегая обгонов. Так без всяких происшествий мы и добрались до дома и успели спокойно отпраздновать Рождество.
Ну что сказать в итоге? Всё отлично! Только хорошо бы градусов на 10 потеплее и хотя бы на часик подлиннее световой день. Увы, это не в наших силах…
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.