Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 07/2005

По маршруту: Великий Новгород, Гатчина, Павловск, Пушкин, Шлиссельбург, Старая Ладога, Новая Ладога, Волхов, Вышний Волочек

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Нежданно-негаданно у нас появилось четыре выходных, со среды до субботы, а в воскресенье утром нашему водителю уже на работу. Вариантов, куда поехать на четыре дня, множество. Выбирая между Псковом и Дивногорьем, вспоминаем о Питере, и вопрос решен. Едем в Гатчину, потом на север, ближе к Карелии, а оттуда через Питер – домой, таковы первоначальные планы. Но обстоятельства внесли свои коррективы.
Среда, только в 14.25 стартовали из Москвы, но поскольку ехали из Кунцево, а на МКАДе пробки, решили «сократить» дорогу и избежать пробок и поехать по Волоколамке, а по ходу дела, после Волоколамска, уйти на Тверь. Дорога замечательная, широкая, машин мало, но по недосмотру штурмана свернули на А107. Достаточно пустынная в выходные, в будний день оказалась на редкость заполнена разнообразным грузовым транспортом. Но решили больше не искать приключений, а медленно и печально доползли до Ленинградки.
Ленинградка оказалась не пустой, но гораздо менее оживленной, чем в будний день. Одна короткая остановка в Клину и следующий пункт назначения – Великий Новгород. По дороге где-то в Тверской области подобрали двух автостопщиков, возвращавшихся из Самары, с фестиваля бардовской песни, в Питер. Они нам подтвердили тот факт, что гаишники на трассе ловят за превышение 90 км/час. По дороге запомнилась деревня Крестцы, где вдоль дороги стоят местные жители с кипящими самоварами и пирожками. Ни до, ни после ничего подобного мы не заметили.
Гаишники стояли чуть ли не в каждой деревне, а по рассказам наших попутчиков, могут стоять в начале и в конце.
В Новгород мы приехали уже к девяти вечера. Памятуя о прошлом визите в этот город, когда нам чуть было не пришлось ночевать на вокзале (а машины у нас тогда еще не было), сразу отправились в спасший нас тогда «Акрон». На этот раз номера для нас не нашлось, за исключением люкса за 1800. Решили поискать еще что-нибудь, и этим «чем-нибудь» оказался «Круиз» на Прусской улице, д. 11. Двухместный номер, на самом деле оказавшийся трехместным, за 600 рублей с удобствами в блоке на 5 комнат нас вполне устроил, поскольку повторения истории с полуночными поисками не хотелось. Заказали ужин в кафе при гостинице, а в ожидании, пока его приготовят, отправились пристраивать на ночь нашу машину. Охраняемая парковка оказалась всего в двух минутах ходьбы, за 70 рублей была решена и эта проблема. Благодаря белым ночам нам удалось еще и прогуляться по Кремлю, освежить «картинку». Ощущение, что за прошедшие три года ничего не изменилось.
Четверг. С утра нам сделали выговор, что мы использовали все полотенца и подушки, оказавшиеся в зоне досягаемости (оказывается, раз нас поселили в двухместный номер, то и пользоваться можно только двумя комплектами). Люблю новгородское гостеприимство. С завтраком тоже оказались неожиданные проблемы – девушка, специально обученная выпечке блинчиков, то ли уволилась, то ли ушла в отпуск, а предложенные варианты омлет/яичница/овсяная каша не радовали, так что отправились в «Блинок»… Не шедевр, два года назад здесь было несколько приятнее. Крайне не рекомендуем, при наличии других альтернатив. Однако время шло, и выехали из Новгорода мы уже около 10.30. Нашей первой целью в Ленинградской области была Гатчина. Проехали Тосно и на развилке свернули на Гатчину. По одной полосе в каждую сторону и масса грузовиков. За два с половиной часа мы добрались до дворца и оказались чуть ли не единственными посетителями. Дворец изрядно разрушен, статус музея получил сравнительно недавно, многие залы еще реставрируются. Не спеша прогулялись по дворцу, а в конце нас ждал приятный сюрприз в виде спуска в подземный ход. Спустились, под предводительством экскурсовода подразнили эхо. Огорчило только, что выйти непосредственно к Серебряному озеру нельзя – оно используется для забора воды в городской водопровод. Парк сильно запущенный, пруды заросшие. Как мы узнали позднее, основная причина – это закрытие стока воды из вышележащих озер в Серебряное, поэтому остальные озера «стоят» и зарастают. Доехали до Приоратского дворца, правда, нашли его только со второй попытки, а проще было дойти пешком от Гатчинского дворца.

Напротив Гатчинского дворца располагается Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта, может быть, кому-то это будет интересно. Безусловно, стоит посмотреть на музей-усадьбу художника П.Е.Щербова, расположенную на улице Чехова, и на Лютеранскую кирху святого Николая.
По плану, следующим городом, в который мы направлялись, был Выборг. Но на выезде из Гатчины дорога разветвляется в трех направлениях, и мы выбрали неверное… Выбранная дорога вела нас в Павловск и Пушкин. С дорогой решили не спорить и достаточно быстро добрались до Павловска. Дворец, конечно, был уже закрыт, а вот прогуляться по парку было достаточно приятно.

Заодно обнаружили действующую лодочную станцию и неплохо провели время, катаясь по каналам. Жаль только, что они не объединены в единую систему и изрядно заросли – водоросли повисали на веслах большой зеленой тряпкой.

Павловск, как всегда, плавно перетек в Пушкин, где было решено искать гостиницу. Нам повезло, и газетный киоск у станции работал.. Бабушка-киоскер, узнав, зачем нам нужна карта Пушкина (узнать, где есть гостиницы), практически рассердилась: «Неужто спросить нельзя» и рассказала нам без всякой карты, где эти гостиницы искать. Попутно развернула карту, объяснив, что «товар сначала посмотреть нужно, а потом уж покупать». Редчайший для северной столицы случай доброжелательного отношения к приезжим. Карту и прилагающийся к ней справочник по городу мы все-таки купили, но вот улицы Подбельского, на которой должна была располагаться гостиница, на карте обозначено не было. Вторая гостиница находилась в трех минутах ходьбы от Екатерининского дворца и номеров в ней не было, а третья должна была находиться где-то совсем рядом с дворцом, мы даже не стали ее искать. Язык довел нас не до Киева, а до той самой гостиницы на улице Подбельского, которая, как оказалось, находится за железной дорогой (эта часть города на карте никак не обозначена). Тут нам предложили трехместный номер за 900 рублей, а как альтернативу – четырехместный. Сошлись на трехместном, и в придачу к ключам получили три талона на завтрак («Вы же за три места заплатили»). Вспомнив о Новгороде, решили уточнить: «Что, и три полотенца можно использовать?» - «Конечно, пачкайте все». Вечер провели, гуляя по Екатерининскому парку. Отдельно хочу отметить, что, поскольку солнце садится очень поздно, вечером оно находится очень низко над горизонтом и очень сильно слепит глаза. Не забывайте солнечные очки!
В свое время, лет пять назад, я была в Пушкине в компании трех великих знатоков этого города, но в этот раз так и не поняла, почему же, потратив столько времени на Лицей, мы так и не побывали в парке дворца.

Ведь это не менее интересно, чем фонтаны Петергофа. Однако попасть в сам Екатерининский дворец нам не светило: с утра туда пускают только иностранные группы, потом только российские группы, а с 16 до 17 часов туда могут пройти простые смертные.
На территории парка много интересных сооружений, одно из них – китайская деревня. Особенно интересна тем, что на входе висит табличка «проход запрещен. Территория охраняется», а по углам стоят видеокамеры и датчики движения. На территории самой деревни огромное количество крутых иномарок, детские качели, игрушки… Дача власть имущих?
Пятница. Утро мы решили посвятить осмотру парка и трех выставок: холодных бань, агатовых комнат и «Александр II в Царском селе».

Выставки впечатляют: «Александр II в Царском селе» интересна скорее для любителей и знатоков российской истории, а вот холодные бани… Нет, на входе написано, что это выставка для взрослых, но экспозиция озадачила и позабавила. Нечто «о любви в средние века». Жаль, что фотографировать там нельзя.
Агатовые комнаты – еще один реставрирующийся павильон. Грустно и очень красиво.

Из Екатерининского дворца мы отправились в Александровский. С экскурсоводом нам очевидно повезло, чувствовалось, что дворец и историю последней царской семьи (а история дворца – это прежде всего история этой семьи) она знает и любит.
Музею отдали только часть дворца, в большей части размещается какой-то военно-морской НИИ.
Завершили осмотр Пушкина краткой экскурсией по городу, а вот в лицей решили не ходить. И отправились в Шлиссельбург. Ехать решили через Колпино, по трассе, проходящей вдоль берега Невы. На выезде из Пушкина спросили бабушек на остановке, как добраться до Тосно, и в обмен на объяснение дороги взяли одну из них «на борт». По дороге она рассказала нам все: и о том, что в Колпино очень дешевый рынок, и о том, что по территории протекает речка Ижора, и что в Колпино есть Ижорский завод, но он сейчас не работает, а раньше делал атомные электростанции. Выходя из машины, снабдила нас ценными указаниями: налево вокзал, направо рынок, а прямо – Ижорский завод.
Для тех же, кто последует нашему пути: выезжая из Пушкина, в деревне Московская Славянка на первом перекрестке поверните направо, а буквально через 50 метров, на первом светофоре, у колпинского слоненка-пельменя – налево. И через город на трассу.
Дорога вдоль Невы нам понравилась, ровная, быстрая, только периодически гаишники замеряют скорость. До Шлиссельбурга доехали очень быстро, не было еще и четырех часов. До крепости «Орешек» ходит пароходик, 50 рублей туда-обратно, по четным часам – до крепости, по нечетным – обратно. Мы на него опоздали, вернее, не знали о его существовании, поэтому туда доехали на моторке, по 35 рублей с носа в одну сторону.

На вопрос «А как же обратно?» нам оставили номер мобильника – «звоните – заберем».
Посмотрели на то, как из Ладожского озера рождается Нева – действительно интересное зрелище: волны Ладоги вдруг становятся тихими водами Невы. Побродили по территории крепости и по музеям. В этом месте возникает странное ощущение временных сдвигов. Сначала, вроде бы, старинная крепость. После первого музея начинаешь воспринимать ее как тюрьму, а увидев разрушенные строения, оставшиеся с Великой Отечественной – отношение снова меняется.

Побродив по крепости и полазив по крепостным стенам, на теплоходике отправились обратно. На моторке впечатления гораздо круче!
Вот с едой в Шлиссельбурге оказалась проблема. Несколько близлежащих забегаловок… В общем, не ходите туда. На выезде из города увидели что-то вроде шашлычной под открытым небом, и рядом запаркованы приличные машины. Для того, чтобы перекусить двум уставшим туристам – вполне приемлемое место.
Следующим пунктом, и последним, была Старая Ладога. Вот тут то ли штурман что-то намудрил, то ли новая двухкилометровка чего-то врет, но заблудились мы в трех соснах, вернее, в двух дорогах. Самый простой вариант – доехать по трассе до развилки «Новая Ладога – Старая Ладога» и свернуть в нужном направлении, а не пытаться срезать дорогу. После получаса езды по местным проселочным дорогам (надо сказать, совершенно шикарного качества), мы наконец выехали на вышеупомянутую развилку и повернули в Старую Ладогу… Да… И чего нам в Шлиссельбурге не ночевалось? Деревня деревней. И тут две гостиницы? При ближайшем рассмотрении, оказалось, что гостиница здесь все-таки одна. Указатель «Кафе «Ладья». Гостиница» привел нас к кафе, откуда нам показали, где находится гостиница. Все так, как и описывали наши предшественники: четырехэтажный дом, в квартирах из комнат сделаны номера. По крайней мере, уютно и чисто. Вот только селили нас с большой опаской и только после получения с нас обещания, что в 8.00 мы съедем. За 400 рублей мы получили симпатичный номер с полуторной кроватью и санузлом на три номера. Но, поскольку кроме нас в квартире никто не жил – очень неплохо. Вот только вода подкачала: была холодная и не очень холодная.
Все-таки, белые ночи – большое дело для путешественников.


До двенадцати ночи мы успели облазить крепость (хотя она со всех сторон огорожена заборами), взобраться на курганы и осмотреть местные постройки. Суббота. Проснувшись утром, мы поняли, что делать нам в Старой Ладоге уже нечего, и решили начать последний день нашего путешествия с поездки в Новую Ладогу. Все кафе начинали работать с 10 утра, а в гостинице можно только получить чашку чая. Может быть, мы были сонными и голодными, а может быть, действительно в Новой Ладоге абсолютно нечего смотреть? Развернулись и через Старую Ладогу отправились по течению Волхова. Дорога очень неплохая, пока не заканчивается Волховский район. По Киришскому району качество покрытия гораздо хуже. В Волхове остановились у местной гидроэлектростанции…

Небольшая, но для нас, детей плоских равнин, и это непривычно и удивительно. Дальше без остановок доехали до пересечения с Ленинградкой, где и позавтракали, и там же подобрали двух автостопщиков. И от них-то мы и узнали, что в Старой Ладоге есть пещеры, рукотворные, длиной около 5 км, но неукрепленные. Дорогу туда должны знать местные жители, а находятся они на противоположном от Старой Ладоги берегу Волхова… Говорят, что длиннее и интереснее, чем Саблинские, но не укреплены.
Ехать без перерыва до Москвы совсем не хотелось, решили по пути немного размяться и проехали через Выдропужск. Уж очень мне было интересно, всех ли выдр распужали. Видимо, всех, поскольку съехав с объездной, мы попали на ужасающего вида дорогу (дорогу ли?), ведущую вдоль разрушенных и заброшенных домов. С трудом протрясясь по этой дороге, вернулись на Ленинградку и добрались до Вышнего Волочка.
Старый, тихий, провинциальный город. У городского театра – памятник художнику Венецианову. Интересна история создания шлюзовой системы, да и сами каналы со шлюзами, пусть и небольшими, заслуживают, чтобы на них обратили внимания – все-таки первый в России судоходный канал был построен именно здесь.
На пару часов заехали в Тверь, и по прямой, без остановок – в Москву.
Хочу отметить, за четыре дня нас не остановил ни один гаишник, даже для того, чтобы проверить документы.
За четыре дня проехали около 1800 км, многое увидели, а еще больше – не успели.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru